Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю о Страшном суде. О эсхатологической уникальности христианства. 10 марта 2013 г.

Проповедь в Неделю о Страшном суде. О эсхатологической уникальности христианства. 10 марта 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Вновь у нас, братья и сестры, есть повод поразмышлять о жизни, о спасении, о Святой Четыредесятнице, тем паче осталась последняя подготовительная к ней неделя, которую называют Масляной. Связана она, как ни парадоксально в контексте евангельского жития, с разгулом, с насыщением, даже с перенасыщением: считается, что чем больше блинов съешь, тем больше почета, и вот едят их несоизмеримо с возможностями человека. Вспоминаю, то ли у Гиляровского, то ли у Лескова герой задавался вопросом: почему русские выбрали такой способ умерщвления жизни — через объядение? Таковы наши особенности национальные. Но как такой разгул вкладывается в контекст подготовительных недель? Налицо несообразность: вроде бы надо, наоборот, сокращать потребности, в чем-то начать ограничивать, подготавливать себя, и литургически так и получается: на следующей неделе в среду и в пятницу у нас Литургии не будет, а будет читаться молитва Ефрема Сирина, начнутся отголоски великопостной службы. И вместе с тем — разгул! Резон ему находим в нашей истории: мы имеем такую практику на протяжении не одного столетия, Церковь ассимилирует это язычество (потому что блин — это Ярило, солнце, как мы знаем), переваривает, претворяет событие языческого мира в христианское представление, учитывая и нашу психологию, и нашу физиологию. Потому что некая релаксация психике требуется. Могу сказать, что требуется отнюдь не всем: чем целеустремленнее человек, чем точнее он прицелен, тем он, безусловно, эффективнее достигает поставленных задач. Но определенному типу людей расслабление очень важно, и раз Церковь снисходит до «взятия снежного городка» (у В. И. Сурикова картина такая есть), значит, в этом резон и, возможно, для кого-то именно через это предварительное послабление усвоение плодов православного держания и аскетики будет идти легче и эффективнее. Поэтому мы должны провести Масляную неделю соответственно истории нашей в праздновании и отдохновении, но и тему духовную, которая сквозит в эти недели, забывать не будем, более того — углубимся сейчас именно в нее. Мы же в храм пришли, а не на блинный пир.
 
Сегодняшняя неделя звучит угрожающе — о Страшном суде. Она поднимает тему нашего эсхатона, конца. Христианское понимание и видение мира всегда связано с началом и концом — у нас нет порочного круга, circulus vitiosus, как он в философии называется: когда всё и вся по кругу ходит, и заунывное повторение с ума может свести. Христианство дает совершенно другую модель — историческую, модель истории, которая когда-то началась и когда-то завершится. «Конец — делу венец». Если ты жил славно, ел-пил, веселился — а кончил плохо, то все твое веселье прошло, условно говоря, впустую.
 
К этому концу, а говоря нашим православным языком, часу смертному каждый относится по-разному — на земле народов и мировоззрений много. Одно из профилирующих современных направлений преследует такую точку зрения, что мы один раз живем, поэтому тему смерти нужно вообще убрать из внутреннего мира, чтобы она просто-напросто не портила время жизни, а то что ж такое: живешь-живешь — думая, что помрешь. А вот в православной традиции есть отеческое речение: «Помни последнее твоя — и во веки не согрешишь» — то есть, призыв держать в уме и сердце час смертный, память о котором может как-то оградить, немножечко отвернуть от греха. То есть, предлагается в контексте часа смертного проводить всю жизнь — вопреки означенному полярному представлению, которое бытует в светском мире западного либерального плана, появившегося, конечно, из христианства, а сейчас активно рвущего с христианством все связи. Там, в частности, столь важный момент смерти максимально изымается из жизни. О нем нужно просто забыть. Ну а если вдруг умер человек (все умирают, случается), нужно уладить всё очень быстро, незаметно и гигиенично, чтобы было чистенько и опрятно: зарыли, сожгли — и всё, нет человека, будем веселиться дальше, заниматься своими заботами. К такому пониманию можно отнестись с улыбкой, потому что оно такое немного страусиное — напоминает, как страус сует голову в песок и ждет, а потом, когда уже поздно, срывается с места и несется как угорелый. Эта попытка уйти от реальности поражает своей ограниченностью. Зачем уходить от того, от чего никто и никогда не уйдет, зачем изымать из своего пространства мысленного и духовного то, что тебе, как и каждому человеку на Земле, суждено? И вот в православном сознании конец наполняется иным, богатым содержанием: он есть у нас не что иное, как начало. И это дает нам надежду и перспективу дальнейшего следования в вечности.
 
Один проповедник, игумен Савва, сказал, что Страшный суд отнимает у нас право на смерть. Когда мы на Страшный суд придем, умереть уже не сможем. Умерли разок — всё, теперь нам фатально определяется жизнь вечная. Поэтому мы столько внимания ей уделяем — какая она будет, жизнь, когда исчезнет право на смерть? Вечная жизнь в контексте сегодняшнего евангельского чтения предстает перед нами двояко. Господь открывает нам два пути, когда говорит о том, что разделит овец и козлов и пойдут козлы в огнь вечный, а овцы — в вечную жизнь. Это звучит, конечно же, настолько мрачно, что иногда в очах православного можно прочитать известную безысходность. И она, на самом деле, логически обусловлена. Кто из стоящих здесь может сказать, что он пойдет в жизнь вечную? Кто? Мы с вами все грешны, переполнены страстями. Наша самая элементарная самокритичность говорит о том, что за козлами мы последуем в огнь, братья и сестры. И вот в виду этой безысходности нашего вполне трезвого критичного ума дальнейшее житие проходит во мраке и страхе перед тем, что почти неотвратимо. Почти — потому что мы вряд ли с вами исправимся. Ну, кто сейчас, опять повторю вопрос, поднимет руку и скажет: «А вот я исправлюсь, я смогу!»? В лучшем случае скажем — «постараемся». И что будет стоять за этими словами? Ничего. Ровным счетом ничего — потому что мы можем стараться сколько угодно, а воз и ныне там. И снова безысходность, которая не совсем верна сообразно богословскому прочтению и самим словам Христа: неотвратимость конца прочитывается у нас только в отрицательном смысле — возможно, опять же в связи с национальными особенностями, потому что мы всё всегда в минорных тонах видим и панихида у нас — любимое произведение. С этим иногда надо бороться, и в сегодняшнем евангельском чтении мы можем найти перспективу иного отношения и иного решения этого глобального вопроса.
 
Другой проповедник, протоиерей Александр Геронимус, ныне почивший, говорит интересную вещь: говорит, что те, кто занимался когда-нибудь скотиной, хорошо знает, что более упрямого и тупого животного, чем овца, не найти. И тем не менее Господь ее прописывает самыми добрыми словами неоднократно. Безусловно, иносказательно, но, при всем том, и очень конкретно, потому что Господь совмещал иносказание с конкретикой, и в этом огромная сила Евангелия. Господь как бы говорит: «Народ Божий, не сходи с ума, я спасаю всех — и тупых, и глупых, и упрямых тоже спасаю». Но при этом нужно соблюсти некоторые условия, и Господь дает критерии, по которым будет делить овец и козлов, и о которых нам следует задуматься, и которые стоит нам записать в сердце своем. Господь объясняет: «Вы в ад пошли — и чего теперь орете, почему и за что?.. Когда Я был голоден, когда Я хотел пить, когда Я был болен — вы не пришли ко Мне, не помогли Мне». Это иносказание требует любви к Богу, максимы: чтобы возлюбить Бога, Который не виден, Абсолютного Духа, требуется большая высота, которая в наиболее выдающихся подвижниках действительно явлена. А прочие разве смогут ее явить? Нет, конечно. И вот для таких-то Господь дает второй план. «Да, конечно же, Я невидим и Я — высота неизведанная и непостижимая, и не все могут вот так просто припасть к Моим стопам, но от вас не только это требуется, а и много меньшее — пожалеть овец, тупых и упрямых. К ближнему своему отнестись, как ко Мне, напоить его и накормить, посетить его в больнице и в тюрьме». И всё.
 
Когда постригают в монашество, в чин ангельский, монах принимает длиннющий перечень обетов, которые обещается исполнять. В Евангелии же предлагаются гораздо более мягкие условия. Запредельная аскеза желанна и вожделенна, но требуется с каждого по силам. Ну не можешь — сделай хоть то, что можешь. Диапазон отверстых десниц Господних огромен, и перспективы и наши надежды тоже огромны. И что стоит ради этих максимальных перспектив сделать минимум, самое элементарное?.. Мы не очень об этом задумываемся, поэтому приходим в отчаяние от всех этих максим, которые христианство дает. Они действительно есть, но совершенствование имеет свою градацию, свои уровни. И если ты слаб — ты можешь сделать то, что тебе действительно по силам, и этого будет достаточно. Напои и накорми. Простейшее дело сделай, братья и сестры. Действительно, мы стоим сейчас здесь насквозь грешные, но даже среди нас я не знаю ни одного, кто не напоил бы и не накормил, да и в больничку к родственникам мы то и дело ходим. Но это не всё. Ненавидеть католиков, мусульман – это у нас за праведность сойдет, но мы ведь также относимся и к куда менее тяжелым случаям: либерально настроенным православным, «правдолюбцам», людям с тяжелым характером — мы их так же подчас ненавидим. И в этом смысле мы Его действительно не кормим и не поим.
 
Мы должны понять для себя, что мы действительно можем сделать из того диапазона, который перед нами открывается сообразно нашим силам. Иметь какое-то радушие, меньшее критиканство, меньший спрос не с себя, а с других — хотя бы это требуется от нас. И тогда Страшный суд выступает совершенно в ином контексте — как вечная жизнь и перспектива Царствия Небесного. Так не будем же унывать оттого, что мы годны только к козлищам отойти, будем всегда помнить о том, что «стреножение» в виде смертной памяти нам просто необходимо. Потому что если нет конца, Страшного суда, то, как Достоевский говорит, всё позволено. Смертная память спасительна, она оздоровляет и наполняет жизнь совершенно иным содержанием, дает иной вектор и другой окрас всей жизни нашей. Поэтому давайте, в виду ближайшей Святой Четыредесятницы, помнить о том, какие задачи перед нами стоят и не строить себе иллюзий: «Вот я сейчас тысячу поклонов начну в день откладывать, мясного и молочного не буду есть вообще…» — когда рядом кто-то просит пить, а у нас и разумения не хватает додуматься, что помощь ему в виде нашей снисходительности и терпимости, может быть, больше тысячи поклонов. Будем просить Господа о том, чтобы вразумил нас и чтобы помог нам осуществить пусть маленькое, но такое важное делание на пути нашего спасения. Аминь. 


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.