Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю о Страшном суде. О эсхатологической уникальности христианства. 10 марта 2013 г.

Проповедь в Неделю о Страшном суде. О эсхатологической уникальности христианства. 10 марта 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Вновь у нас, братья и сестры, есть повод поразмышлять о жизни, о спасении, о Святой Четыредесятнице, тем паче осталась последняя подготовительная к ней неделя, которую называют Масляной. Связана она, как ни парадоксально в контексте евангельского жития, с разгулом, с насыщением, даже с перенасыщением: считается, что чем больше блинов съешь, тем больше почета, и вот едят их несоизмеримо с возможностями человека. Вспоминаю, то ли у Гиляровского, то ли у Лескова герой задавался вопросом: почему русские выбрали такой способ умерщвления жизни — через объядение? Таковы наши особенности национальные. Но как такой разгул вкладывается в контекст подготовительных недель? Налицо несообразность: вроде бы надо, наоборот, сокращать потребности, в чем-то начать ограничивать, подготавливать себя, и литургически так и получается: на следующей неделе в среду и в пятницу у нас Литургии не будет, а будет читаться молитва Ефрема Сирина, начнутся отголоски великопостной службы. И вместе с тем — разгул! Резон ему находим в нашей истории: мы имеем такую практику на протяжении не одного столетия, Церковь ассимилирует это язычество (потому что блин — это Ярило, солнце, как мы знаем), переваривает, претворяет событие языческого мира в христианское представление, учитывая и нашу психологию, и нашу физиологию. Потому что некая релаксация психике требуется. Могу сказать, что требуется отнюдь не всем: чем целеустремленнее человек, чем точнее он прицелен, тем он, безусловно, эффективнее достигает поставленных задач. Но определенному типу людей расслабление очень важно, и раз Церковь снисходит до «взятия снежного городка» (у В. И. Сурикова картина такая есть), значит, в этом резон и, возможно, для кого-то именно через это предварительное послабление усвоение плодов православного держания и аскетики будет идти легче и эффективнее. Поэтому мы должны провести Масляную неделю соответственно истории нашей в праздновании и отдохновении, но и тему духовную, которая сквозит в эти недели, забывать не будем, более того — углубимся сейчас именно в нее. Мы же в храм пришли, а не на блинный пир.
 
Сегодняшняя неделя звучит угрожающе — о Страшном суде. Она поднимает тему нашего эсхатона, конца. Христианское понимание и видение мира всегда связано с началом и концом — у нас нет порочного круга, circulus vitiosus, как он в философии называется: когда всё и вся по кругу ходит, и заунывное повторение с ума может свести. Христианство дает совершенно другую модель — историческую, модель истории, которая когда-то началась и когда-то завершится. «Конец — делу венец». Если ты жил славно, ел-пил, веселился — а кончил плохо, то все твое веселье прошло, условно говоря, впустую.
 
К этому концу, а говоря нашим православным языком, часу смертному каждый относится по-разному — на земле народов и мировоззрений много. Одно из профилирующих современных направлений преследует такую точку зрения, что мы один раз живем, поэтому тему смерти нужно вообще убрать из внутреннего мира, чтобы она просто-напросто не портила время жизни, а то что ж такое: живешь-живешь — думая, что помрешь. А вот в православной традиции есть отеческое речение: «Помни последнее твоя — и во веки не согрешишь» — то есть, призыв держать в уме и сердце час смертный, память о котором может как-то оградить, немножечко отвернуть от греха. То есть, предлагается в контексте часа смертного проводить всю жизнь — вопреки означенному полярному представлению, которое бытует в светском мире западного либерального плана, появившегося, конечно, из христианства, а сейчас активно рвущего с христианством все связи. Там, в частности, столь важный момент смерти максимально изымается из жизни. О нем нужно просто забыть. Ну а если вдруг умер человек (все умирают, случается), нужно уладить всё очень быстро, незаметно и гигиенично, чтобы было чистенько и опрятно: зарыли, сожгли — и всё, нет человека, будем веселиться дальше, заниматься своими заботами. К такому пониманию можно отнестись с улыбкой, потому что оно такое немного страусиное — напоминает, как страус сует голову в песок и ждет, а потом, когда уже поздно, срывается с места и несется как угорелый. Эта попытка уйти от реальности поражает своей ограниченностью. Зачем уходить от того, от чего никто и никогда не уйдет, зачем изымать из своего пространства мысленного и духовного то, что тебе, как и каждому человеку на Земле, суждено? И вот в православном сознании конец наполняется иным, богатым содержанием: он есть у нас не что иное, как начало. И это дает нам надежду и перспективу дальнейшего следования в вечности.
 
Один проповедник, игумен Савва, сказал, что Страшный суд отнимает у нас право на смерть. Когда мы на Страшный суд придем, умереть уже не сможем. Умерли разок — всё, теперь нам фатально определяется жизнь вечная. Поэтому мы столько внимания ей уделяем — какая она будет, жизнь, когда исчезнет право на смерть? Вечная жизнь в контексте сегодняшнего евангельского чтения предстает перед нами двояко. Господь открывает нам два пути, когда говорит о том, что разделит овец и козлов и пойдут козлы в огнь вечный, а овцы — в вечную жизнь. Это звучит, конечно же, настолько мрачно, что иногда в очах православного можно прочитать известную безысходность. И она, на самом деле, логически обусловлена. Кто из стоящих здесь может сказать, что он пойдет в жизнь вечную? Кто? Мы с вами все грешны, переполнены страстями. Наша самая элементарная самокритичность говорит о том, что за козлами мы последуем в огнь, братья и сестры. И вот в виду этой безысходности нашего вполне трезвого критичного ума дальнейшее житие проходит во мраке и страхе перед тем, что почти неотвратимо. Почти — потому что мы вряд ли с вами исправимся. Ну, кто сейчас, опять повторю вопрос, поднимет руку и скажет: «А вот я исправлюсь, я смогу!»? В лучшем случае скажем — «постараемся». И что будет стоять за этими словами? Ничего. Ровным счетом ничего — потому что мы можем стараться сколько угодно, а воз и ныне там. И снова безысходность, которая не совсем верна сообразно богословскому прочтению и самим словам Христа: неотвратимость конца прочитывается у нас только в отрицательном смысле — возможно, опять же в связи с национальными особенностями, потому что мы всё всегда в минорных тонах видим и панихида у нас — любимое произведение. С этим иногда надо бороться, и в сегодняшнем евангельском чтении мы можем найти перспективу иного отношения и иного решения этого глобального вопроса.
 
Другой проповедник, протоиерей Александр Геронимус, ныне почивший, говорит интересную вещь: говорит, что те, кто занимался когда-нибудь скотиной, хорошо знает, что более упрямого и тупого животного, чем овца, не найти. И тем не менее Господь ее прописывает самыми добрыми словами неоднократно. Безусловно, иносказательно, но, при всем том, и очень конкретно, потому что Господь совмещал иносказание с конкретикой, и в этом огромная сила Евангелия. Господь как бы говорит: «Народ Божий, не сходи с ума, я спасаю всех — и тупых, и глупых, и упрямых тоже спасаю». Но при этом нужно соблюсти некоторые условия, и Господь дает критерии, по которым будет делить овец и козлов, и о которых нам следует задуматься, и которые стоит нам записать в сердце своем. Господь объясняет: «Вы в ад пошли — и чего теперь орете, почему и за что?.. Когда Я был голоден, когда Я хотел пить, когда Я был болен — вы не пришли ко Мне, не помогли Мне». Это иносказание требует любви к Богу, максимы: чтобы возлюбить Бога, Который не виден, Абсолютного Духа, требуется большая высота, которая в наиболее выдающихся подвижниках действительно явлена. А прочие разве смогут ее явить? Нет, конечно. И вот для таких-то Господь дает второй план. «Да, конечно же, Я невидим и Я — высота неизведанная и непостижимая, и не все могут вот так просто припасть к Моим стопам, но от вас не только это требуется, а и много меньшее — пожалеть овец, тупых и упрямых. К ближнему своему отнестись, как ко Мне, напоить его и накормить, посетить его в больнице и в тюрьме». И всё.
 
Когда постригают в монашество, в чин ангельский, монах принимает длиннющий перечень обетов, которые обещается исполнять. В Евангелии же предлагаются гораздо более мягкие условия. Запредельная аскеза желанна и вожделенна, но требуется с каждого по силам. Ну не можешь — сделай хоть то, что можешь. Диапазон отверстых десниц Господних огромен, и перспективы и наши надежды тоже огромны. И что стоит ради этих максимальных перспектив сделать минимум, самое элементарное?.. Мы не очень об этом задумываемся, поэтому приходим в отчаяние от всех этих максим, которые христианство дает. Они действительно есть, но совершенствование имеет свою градацию, свои уровни. И если ты слаб — ты можешь сделать то, что тебе действительно по силам, и этого будет достаточно. Напои и накорми. Простейшее дело сделай, братья и сестры. Действительно, мы стоим сейчас здесь насквозь грешные, но даже среди нас я не знаю ни одного, кто не напоил бы и не накормил, да и в больничку к родственникам мы то и дело ходим. Но это не всё. Ненавидеть католиков, мусульман – это у нас за праведность сойдет, но мы ведь также относимся и к куда менее тяжелым случаям: либерально настроенным православным, «правдолюбцам», людям с тяжелым характером — мы их так же подчас ненавидим. И в этом смысле мы Его действительно не кормим и не поим.
 
Мы должны понять для себя, что мы действительно можем сделать из того диапазона, который перед нами открывается сообразно нашим силам. Иметь какое-то радушие, меньшее критиканство, меньший спрос не с себя, а с других — хотя бы это требуется от нас. И тогда Страшный суд выступает совершенно в ином контексте — как вечная жизнь и перспектива Царствия Небесного. Так не будем же унывать оттого, что мы годны только к козлищам отойти, будем всегда помнить о том, что «стреножение» в виде смертной памяти нам просто необходимо. Потому что если нет конца, Страшного суда, то, как Достоевский говорит, всё позволено. Смертная память спасительна, она оздоровляет и наполняет жизнь совершенно иным содержанием, дает иной вектор и другой окрас всей жизни нашей. Поэтому давайте, в виду ближайшей Святой Четыредесятницы, помнить о том, какие задачи перед нами стоят и не строить себе иллюзий: «Вот я сейчас тысячу поклонов начну в день откладывать, мясного и молочного не буду есть вообще…» — когда рядом кто-то просит пить, а у нас и разумения не хватает додуматься, что помощь ему в виде нашей снисходительности и терпимости, может быть, больше тысячи поклонов. Будем просить Господа о том, чтобы вразумил нас и чтобы помог нам осуществить пусть маленькое, но такое важное делание на пути нашего спасения. Аминь. 


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года
1 четверг Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
4 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
5 поне-дельник Прп. Фео́дора Сикео́та Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
6 вторник Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
7 среда Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
8 четверг Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
9 пятница Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
10 суббота Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
11 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 поне-дельник Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
13 вторник Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
14 среда Преполове́ние Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
15 четверг Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
16 пятница Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
17 суббота Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
18 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 поне-дельник Прав. И́ова Многострада́льного Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 вторник Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
21 среда Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
22 четверг Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
23 пятница Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
24 суббота Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
25 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 иер.ИОАНН
26 поне-дельник Мц. Гликерии Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
27 вторник Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
28 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
29 четверг Вознесе́ние Госпо́дне Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 пятница Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
31 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
1 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 поне-дельник Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
3 вторник Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 четверг Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.