Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, после всех праздничных громов пасхальных, огромной радости и напряжения всех сил, которого требовало принятие праздника, мы пришли в себя и можем теперь во вторую стадию осмысления пасхальных событий войти и подумать над темами, которые Церковь дает нам в неделях попразднества. Пока у нас еще идут недели, которые касаются непосредственно Пасхи: неделя о Фоме и сегодняшняя о Мироносицах напрямую касаются пасхальных событий (а последующие — например, о самарянке, производит уже самостоятельное впечатление, тема там немножко другая). Итак, повторюсь, сегодня у нас неделя жен-мироносиц. В последние лет 15 православная Церковь пытается отреагировать на гендерную проблему, которая остро ставится в мире, и часто обращается к этому дню, как бы некоторой альтернативе 8 марта, чтобы сформулировать сколько-нибудь вразумительное понимание женского вопроса. Но сегодня мне хотелось бы отвлечься от этого вопроса, к которому много раз обращался, и сосредоточиться на лицах, которые частенько выходят у нас за скобки, — на Иосифе Аримафейском и Никодиме, на их контрастных, многоплановых фигурах. Всегда приходится говорить, что любое чтение, любое событие евангельское нужно прилагать к собственной жизни — тогда это будет работать, тогда это будет жить. И в приложении к нашей жизни, мне представляется, их пример очень поучителен.
Иосиф и Никодим выделяются из среды, которая окружала Христа. В основном окружение Спасителя — это плебс, рыбаки, к правящему классу не относящиеся люди. Люди вроде Закхея, представители администрации не удерживались рядом с Ним — само служение Христа шло вопреки логике правящего класса, вопиюще враждовало с ней, поэтому власть имущие приходили, слушали и отходили в сторону. Все, кроме Иосифа и Никодима. Они были людьми достаточно состоятельными, занимали положение в обществе. Иосиф — старейшина, богатый и знатный член синедриона, Никодим — ученый фарисей, тоже член синедриона. Он, в частности, участвовал в заседании, на котором обсуждался арест Христа, говорил о том, что надо сначала выслушать Человека, Которого обвиняют: Судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает? (Ин. 7, 51) Они были образованными и богатыми людьми и при этом находились в орбите Христова влияния, но своеобразно. Здесь я хотел бы осложнить тему и провести параллель с другим евангельским чтением.
В главе 21 Евангелия от Матфея Господь рассказывает притчу об отце, который попросил первого сына поработать в винограднике его. Сын говорит: «Не пойду», — и уходит, а потом, одумавшись и раскаявшись, все-таки делает то, что просил отец. И второму сыну отец говорит: «Иди и сделай». Тот отвечает, что, конечно же, сделает, уходит и палец о палец не ударяет. И Господь спрашивает: кто из двух сыновей является делателем? (Мф., 21, 28-31). Эта притча очень показательна, ведь за всеми нами водится такое: наобещаем с три короба — и все. Теперь возвращаюсь к Иосифу Аримафейскому и Никодиму. Они поначалу находились в тени, не светились, как мы сейчас говорим, в окружении Христа. Почему? Потому что были малодушны и боялись — очевидно. Боялись репрессий Синедриона, старейшин боялись — всей правящей партии, которая преследовала Христа. Им было что терять. Это одна из распространеннейших наших проблем: когда есть что терять, человека можно взять — и делай с ним что хочешь. Апостолы-рыбаки ничего не имели. Простой народ легко откликался на проповедь Христа. А имущие понимали, что репрессии коснутся, прежде всего, их и они многого лишатся. Элемент малодушия здесь, конечно, есть. Помните, Никодим приходит ночью и Господь говорит ему о рождении свыше? (Ин. 3, 1-21). Он приходит ночью, потому что просто-напросто боится. И Христос, понимая, снисходит к нему, не обличает, а сохраняет его, предвидя его дальнейшую роль.
А дальше приключается то, что мы сегодня празднуем: женщины приходят ко Гробу Господню. А еще раньше Иосиф приходит к Пилату и дерзает просить тело Христа (Мк., 15, 43-47). И приходит Никодим со смирной и алое, чтобы помазать Его. Приходят в тот час, когда дело Христово фактически погребено, перспективы нет, а репрессии продолжаются. Иосиф и Никодим видят это, и именно в этот момент понимают для себя: «Все». И начинают действовать активно, встают во весь рост перед этими испытаниями и остаются в веках как ученики Христовы, как мужественные и праведные люди. Иосиф Аримафейский — автор Туринской плащаницы, от которой пошла вся иконография. Он берет ткань, которая тогда страшно дорого стоила, и гроб — приносит жертву колоссальную. Копать в Иерусалиме невозможно, хоронили тогда в гротах, которые использовались много-много раз. И ясно, что Иосиф предполагал этот гроб для себя, гроб был чист: «Во гробе нове покрыв, положил» — читаем мы молитву на каждой Литургии, поем в Великую пятницу. И Никодим приносит смирну и алое, которыми умащивают тело Христа. Самое дорогое, что было, они принесли. Принесли в самый тяжелый момент испытаний, которые выпали на долю Спасителя и Его окружения. Особенно окружения, которое просто-напросто распалось. А Иосиф и Никодим собрались. И здесь я хотел бы окончательный акцент перенести на нашу жизнь — на примере евангельского чтения о двух сыновьях хозяина виноградника, один из которых говорит, что все будет сделано, и ничего не делает, а другой, отказавшись, затем собирает внутреннею свою суть и начинает созидать. Иосиф и Никодим, проявив известную слабость сначала, затем осуществили диалектику внутреннего становления духа и тем самым показали нам, что не надо бояться того, что мы иногда падаем, теряя присутствия духа, — это не так страшно, потому что до последнего нашего издыхания есть время подняться. То, что сделали Иосиф и Никодим, имеющие власть и влияние в обществе люди, говорит о том, что они сумели встать над своими слабостями и предъявить Богу свою верность, и теперь мы чтим их как святых праведников, берем с них пример. Переложим их жизнь, полную метаморфоз и перипетий, на свою жизнь и будем мужественны, будем просить Бога, чтобы Он в минуты слабости нашей не оставлял нас. Пусть наше сердце не смущается того, что часто мы глупим и малодушествуем, часто, — всегда это можно искупить, приложив труды. Господь подал руку Иосифу и Никодиму, и они смогли подняться во весь рост. И нам Он подаст руку помощи. Давайте об этом помолимся сегодня. Давайте вспомним жен-мироносиц, Иосифа Аримафейского и Никодима, этих фарисеев, членов Синедриона, которые восставили сердце свое над всеми своими страстями и слабостями, став в истории настоящими учениками Христовыми, и помолимся о том, чтобы, глядя на них, и мы были такими же верными Его последователями. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |