Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, вот и подошло время, к которому мы готовились, которого ждали, и сегодня я предлагаю вам поразмышлять над темой, которая каждого православного человека должна занимать очень. В общем виде я назвал бы ее «от формального к содержательному и реальному». Это трудная, многокомпонентная, злободневная тема. Применительно к сегодняшнему разговору я бы сформулировал ее как наше страстное желание освободиться от одного недостатка — от формального проведения Великого поста, который сосредотачивается обычно на поедании картофеля и мучных изделий с капустой. Только в этом часто и заключается наше постничество. Со всех амвонов слышим мы вопль священства, слышим вопль и самих мирян, которые понимают, что это не дело, но поститься по-другому затруднительно и кроме воздержания от некоторых продуктов ничего не удается сделать. Формально, по пищевому признаку пытаемся мы выполнить Четыредесятницу, и это гнетет, делает неполноценным наш пост и дает повод для злословия внешних, которые видят, как мы постимся, и заслуженно пеняют нам на это. Напомню прописную истину — гастрономический пост направлен исключительно и всецело на выправление духа, наиболее явным проявлением которого являются наши помыслы. Они должны быть чище, и в этом вся суть поста.
Я всегда пытался найти выходы из этой на первый взгляд безвыходной ситуации, которая повторяется из года в год. Сегодня мне хотелось бы развить тему, которую я начал на прощеный день и на общей исповеди в пятницу. Я тогда говорил, что есть все-таки рычаги воздействия на душу, которые приводят нас к более созидательному, более существенному религиозному житию. Я говорил о том, что на прощеное воскресенье вся православная церковь собирается и разрывает пелену формального отношения во внутреннем напряжении прощения, которое многие переживают действительно остро: ощущая собственную греховность и неспособность простить всех и вся, мы углубляемся и проясняем свое сердце и свое сознание, становимся способны к созиданию, которое должны осуществлять в течение Великого поста. И сегодняшнее евангельское повествование тоже может нам в этом помочь.
Сегодня мы читали о призвании Нафанаила к апостольству (Ин. 1, 43-51). Эта известная история имеет один сакраментальный момент, который лег в основу религиозной жизни христианства. Когда Филипп поговорил с Господом, преисполнился удивительной радости откровения — каждое слово Христа будило сердце. И вот сердце Филиппа проснулось, и он бежит к другу, кричит: «Смотри, я нашел Мессию!». Нафанаил — праведный человек, сведущий в Законе, религиозно-пассионарный, одаренный, но и достаточно трезвенный. Когда к нему прибегает Филипп и говорит про Мессию, он сухо отвечает: «Из Назарета? Ты что, Писания не знаешь? Пророки говорят, откуда Ему должно быть...». Затем появляется Господь и говорит: «Вот израильтянин, в котором нет лукавства». Это высокая степень оценки, братья и сестры. Нафанаил на похвалу не поддакивает Христу как в басне Крылова, а спрашивает: «Откуда Ты знаешь меня?» — снова переводя разговор в трезвенное русло. А Господь его вводит в совершенно другую сферу, когда говорит, что был с Нафанаилом под смоковницей. Он открывает перед нами сердце Нафанаила. Нафанаил тогда необычайно сильно чувствовал Бога, сердце его животрепетало, Сам Христос подтверждает это. И реакция Нафанаила на это стремительная: «Равви, ты Сын Божий!». «Учитель!» — называет он Его. То есть, моментально признает. Сердечное его отношение к Богу, его внутренний опыт оказался критерием, который сразу все расставил по местам. Социально вменяемый Нафанаил имел при всех своих заботах житейских способность прорваться к Богу, к небесам, осуществить свое единение с Ним. Это удивительный пример обычного житейского опыта. Сидел человек под деревом и, кажется, больше ничего. А на самом деле в этот момент он был на небе.
Что нужно сделать нам, братья и сестры, чтобы почувствовать Царствие Небесное на земле, как это мы видим на примере Нафанаила? Что требуется сделать при наших духовных ограниченных возможностях, какие подвиги совершить, какие вериги надеть? Да никаких, вот в чем дело. И мир бросать, в общем-то, не надо — только перераспределить внутренний интерес, внутреннее внимание. Каким образом? В этом помогает сам Великий пост. Подготовительные недели, прощеное воскресенье, канон Андрея Критского, череда удивительной гимнографии вводит нас в покаянное настроение. Мы приходим в храм, мы причащаемся, входим всем естеством в литургическое пространство, насыщенное праздниками. Сегодня — Иоанна Предтечи, потом — Сорок Севастийских мучеников, потом Благовещение и Вербное воскресенье, потом Страстная седмица, запредельная в своих переживаниях. Предполагается, что и причащаемся мы чаще — не раз в 4 месяца, или полгода, или реже, что некоторые допускают, но через каждые 2-3 недели приобщаемся мы Святым Христовым Тайнам, готовимся к ним. В течение Великого поста в связи с литургической проблематикой, в которую мы погружены более интенсивно, чем в прочие периоды года, нам нужно перевести свое внимание на небо, религиозная тематика у нас должна стать более ценной и отодвинуть то, что нас обычно заботит. Не столько нужно делать тысячи поклонов или вычитывать механически правила, сколько надо сделать шаг от формального к содержательному. Если его не сделаем, то очередной Великий пост провалим, в очередной раз это великое время останется у нас только пищевым постом. Конечно, в связи с желудочными делами на Пасху нас проймет: мы начнем разговляться, и радость чрева до сердца дойдет: как, оказывается, это хорошо — Пасха Христова! Но хотелось бы большего, хотелось бы, чтобы мы пережили Святую Четыредесятницу как путь к Светлому Христову Воскресению, путь принятия Его Смерти и Воскресения. Чтобы сумели мы абстрагироваться от жития сиюминтного, которое так давит на нас, понуждая к постоянным усилиям по обывательским заботам, размывая наш ум и понижая интенсивность и глубину смысла нашей жизни.
Наша эпоха практически не может от этого оторваться: вечность для современного человека — абстрактное понятие. Если она будет когда-то, зачем отказываться от того, что приятно здесь и сейчас? Поэтому будем собирать бобы, смотреть только вниз. Это настоящая проблема, потому что за этим — разинтеграция нашего ума. Мы грубеем, когда живем так, когда нет этого внутреннего напряженного нерва, обнажающего духовное переживание. Вспомним сегодняшний опыт Нафанаила: как он молился под смоковницей! как он жаждал Мессию, как буквально прорывал небеса! И Господь нашел его, и он стал апостолом. И мы с вами тоже апостолы, между прочим, все мы действительно апостолы Христовы и провозвестничество Его проповеди в своем сердце должны осуществить. Так пусть наше намерение, когда мы к посту приходим, только намерением не остается, а переходит в делание, в литургическое осуществление праздников, в которые мы должны включиться и сделать его своей жизнью. В этом помоги нам, Господи. Аминь.
30 | понед-к | Прор. Осии. Прмч. Андрея | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
31 | вторник | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Утреня. Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2023 года | |||||
1 | среда | Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | четверг | Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница | Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
4 | суббота | Празднование Казанской иконе Божией Матери | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
7 | вторник | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
8 | среда | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
9 | четверг | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Собор всех Бессребреников | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня с акафистом Прп. Сергию | 17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
14 | вторник | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
15 | среда | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | четверг | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
18 | суббота | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 24-я по Пятидесятнице. Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. Казанского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Утреня с акафистом Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
20 | поне-дельник | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
21 | вторник | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
22 | среда | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
23 | четверг | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
24 | пятница | Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
25 | суббота | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 25-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | прот.Георгий | |||
27 | поне-дельник | Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
28 | вторник | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
29 | среда | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
30 | четверг | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай |