Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, вот и подошло время, к которому мы готовились, которого ждали, и сегодня я предлагаю вам поразмышлять над темой, которая каждого православного человека должна занимать очень. В общем виде я назвал бы ее «от формального к содержательному и реальному». Это трудная, многокомпонентная, злободневная тема. Применительно к сегодняшнему разговору я бы сформулировал ее как наше страстное желание освободиться от одного недостатка — от формального проведения Великого поста, который сосредотачивается обычно на поедании картофеля и мучных изделий с капустой. Только в этом часто и заключается наше постничество. Со всех амвонов слышим мы вопль священства, слышим вопль и самих мирян, которые понимают, что это не дело, но поститься по-другому затруднительно и кроме воздержания от некоторых продуктов ничего не удается сделать. Формально, по пищевому признаку пытаемся мы выполнить Четыредесятницу, и это гнетет, делает неполноценным наш пост и дает повод для злословия внешних, которые видят, как мы постимся, и заслуженно пеняют нам на это. Напомню прописную истину — гастрономический пост направлен исключительно и всецело на выправление духа, наиболее явным проявлением которого являются наши помыслы. Они должны быть чище, и в этом вся суть поста.
Я всегда пытался найти выходы из этой на первый взгляд безвыходной ситуации, которая повторяется из года в год. Сегодня мне хотелось бы развить тему, которую я начал на прощеный день и на общей исповеди в пятницу. Я тогда говорил, что есть все-таки рычаги воздействия на душу, которые приводят нас к более созидательному, более существенному религиозному житию. Я говорил о том, что на прощеное воскресенье вся православная церковь собирается и разрывает пелену формального отношения во внутреннем напряжении прощения, которое многие переживают действительно остро: ощущая собственную греховность и неспособность простить всех и вся, мы углубляемся и проясняем свое сердце и свое сознание, становимся способны к созиданию, которое должны осуществлять в течение Великого поста. И сегодняшнее евангельское повествование тоже может нам в этом помочь.
Сегодня мы читали о призвании Нафанаила к апостольству (Ин. 1, 43-51). Эта известная история имеет один сакраментальный момент, который лег в основу религиозной жизни христианства. Когда Филипп поговорил с Господом, преисполнился удивительной радости откровения — каждое слово Христа будило сердце. И вот сердце Филиппа проснулось, и он бежит к другу, кричит: «Смотри, я нашел Мессию!». Нафанаил — праведный человек, сведущий в Законе, религиозно-пассионарный, одаренный, но и достаточно трезвенный. Когда к нему прибегает Филипп и говорит про Мессию, он сухо отвечает: «Из Назарета? Ты что, Писания не знаешь? Пророки говорят, откуда Ему должно быть...». Затем появляется Господь и говорит: «Вот израильтянин, в котором нет лукавства». Это высокая степень оценки, братья и сестры. Нафанаил на похвалу не поддакивает Христу как в басне Крылова, а спрашивает: «Откуда Ты знаешь меня?» — снова переводя разговор в трезвенное русло. А Господь его вводит в совершенно другую сферу, когда говорит, что был с Нафанаилом под смоковницей. Он открывает перед нами сердце Нафанаила. Нафанаил тогда необычайно сильно чувствовал Бога, сердце его животрепетало, Сам Христос подтверждает это. И реакция Нафанаила на это стремительная: «Равви, ты Сын Божий!». «Учитель!» — называет он Его. То есть, моментально признает. Сердечное его отношение к Богу, его внутренний опыт оказался критерием, который сразу все расставил по местам. Социально вменяемый Нафанаил имел при всех своих заботах житейских способность прорваться к Богу, к небесам, осуществить свое единение с Ним. Это удивительный пример обычного житейского опыта. Сидел человек под деревом и, кажется, больше ничего. А на самом деле в этот момент он был на небе.
Что нужно сделать нам, братья и сестры, чтобы почувствовать Царствие Небесное на земле, как это мы видим на примере Нафанаила? Что требуется сделать при наших духовных ограниченных возможностях, какие подвиги совершить, какие вериги надеть? Да никаких, вот в чем дело. И мир бросать, в общем-то, не надо — только перераспределить внутренний интерес, внутреннее внимание. Каким образом? В этом помогает сам Великий пост. Подготовительные недели, прощеное воскресенье, канон Андрея Критского, череда удивительной гимнографии вводит нас в покаянное настроение. Мы приходим в храм, мы причащаемся, входим всем естеством в литургическое пространство, насыщенное праздниками. Сегодня — Иоанна Предтечи, потом — Сорок Севастийских мучеников, потом Благовещение и Вербное воскресенье, потом Страстная седмица, запредельная в своих переживаниях. Предполагается, что и причащаемся мы чаще — не раз в 4 месяца, или полгода, или реже, что некоторые допускают, но через каждые 2-3 недели приобщаемся мы Святым Христовым Тайнам, готовимся к ним. В течение Великого поста в связи с литургической проблематикой, в которую мы погружены более интенсивно, чем в прочие периоды года, нам нужно перевести свое внимание на небо, религиозная тематика у нас должна стать более ценной и отодвинуть то, что нас обычно заботит. Не столько нужно делать тысячи поклонов или вычитывать механически правила, сколько надо сделать шаг от формального к содержательному. Если его не сделаем, то очередной Великий пост провалим, в очередной раз это великое время останется у нас только пищевым постом. Конечно, в связи с желудочными делами на Пасху нас проймет: мы начнем разговляться, и радость чрева до сердца дойдет: как, оказывается, это хорошо — Пасха Христова! Но хотелось бы большего, хотелось бы, чтобы мы пережили Святую Четыредесятницу как путь к Светлому Христову Воскресению, путь принятия Его Смерти и Воскресения. Чтобы сумели мы абстрагироваться от жития сиюминтного, которое так давит на нас, понуждая к постоянным усилиям по обывательским заботам, размывая наш ум и понижая интенсивность и глубину смысла нашей жизни.
Наша эпоха практически не может от этого оторваться: вечность для современного человека — абстрактное понятие. Если она будет когда-то, зачем отказываться от того, что приятно здесь и сейчас? Поэтому будем собирать бобы, смотреть только вниз. Это настоящая проблема, потому что за этим — разинтеграция нашего ума. Мы грубеем, когда живем так, когда нет этого внутреннего напряженного нерва, обнажающего духовное переживание. Вспомним сегодняшний опыт Нафанаила: как он молился под смоковницей! как он жаждал Мессию, как буквально прорывал небеса! И Господь нашел его, и он стал апостолом. И мы с вами тоже апостолы, между прочим, все мы действительно апостолы Христовы и провозвестничество Его проповеди в своем сердце должны осуществить. Так пусть наше намерение, когда мы к посту приходим, только намерением не остается, а переходит в делание, в литургическое осуществление праздников, в которые мы должны включиться и сделать его своей жизнью. В этом помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |