Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В это воскресенье летнее, братья и сестры, евангельское зачало у нас посвящено теме Божественного и личного, должного и естественного. Это необычайно трудная контроверза для каждого православного человека. Сколько раз мы размышляли об этом и сколько раз сознание наше приходило в тупик — как поступить в очередном случае, когда слышим зов Божий. В сегодняшнем зачале евангельском Господь пришел и позвал: «Бросайте рыбу ловить и идите за Мной». Так Он сказал — и апостолы пошли (Мф. 4, 18–23). Это идеал, к которому надо стремиться, мы понимаем, но когда сами оказываемся в такой ситуации, начинаются трудности. Смотрим мы на Евангелие, на эту путеводную звезду — вон там мы должны быть, а мы где?..
Трудность заключается в том, что, как только мы переводим этот идеал на житейскую ситуацию, тотчас возникает контроверза: должное и естественное приобретают вид во многом равноправный, ведь естественное — тоже наш долг и обязанность. Представим в рафинированно прагматическом виде ситуацию с апостолами в виде обычных рыбаков, хоть на Руси, хоть сейчас. Какая-нибудь рыболовецкая артель обеспечивает жизнь селения и, представьте, вдруг это надо прекратить, пойти проповедовать, забыть про рыбу, когда сельчане голодают и дети по лавкам орут (или, как сейчас, просят денег на колу — неважно). Детей надо учить и устраивать в этом мире, и если ты не можешь этого сделать, то кто такой ты? Как бросить все и пойти на зов Божий? А Христос зовет. И даже более жестко, как, например, в другом месте: Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37). Он выстраивает такую максиму, которую решая, вспотеешь. Потому что отец и мать образуют круг наибольших обязанностей наших и привязанностей, причем привязанностей органичных, естественных, которые затрагивают суть нашего сердца. Если ты к родителям не привязан, если перед ними не имеешь долга, оставляешь их, то грош тебе цена. Однако и на это Господь отвечает жестко. Когда апостол просит: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего, — Он говорит: Остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 21–22). Очень жестко.
Когда сталкиваешься с этими максимумами, очень трудно рассудить их. Если ты не приносишь в семью хлеба, условно говоря, то зачем ты нужен — и зачем семья нужна тебе, зачем ее заводил?.. Я говорю все это к тому, братья и сестры, чтобы мы, обратившись к словам Христа, подумали: Господь разве не знал, что просил? Сам Богочеловек, вся полнота истины… Конечно, знал. И тем не менее говорил так жестко и категорично. Значит, доносил до нас то, как должно быть. Сколько раз мы пытаемся включить Его слова в свое сердце — и не удается, хотя умом-то понимаем, что Он прав, что, обращаясь к константам нашего бытия, Господь указывает на внутреннюю связующую, внутреннюю составляющую силу, на которой зиждется все и на которой надо продолжать строить все. То и дело в Евангелии Он говорит о вере. Веруй — и спасешься. Веруй — и исцелится дочь твоя. Веруй — исцелится твой сын. И мы понимаем, что именно на вере строится жизнь. И сейчас Он говорит о такой же константе. В чем же здесь внутреннее содержание Его обращения, Его зова?
Дело здесь, прежде всего, в понятии самопожертвования, которое внутренне предполагает в человеке открытость и динамизм: когда сам себя предаешь в жертву другому и предоставляешь своей жизнью жизнь другим, утверждаешь жизнь в других — и вместе с этим в себе самом, потому что чрез это растет твоя любовь. И если этого динамизма и развития нет, образуется предел, отдельное замкнутое пространство, комната, из которой невозможно выйти. И чем дальше, тем больше она сужается. В пределе и логичной завершенности это выражается в проблеме нашего эгоизма.
Почему в христианской среде относятся так радикально отрицательно к проявлениям современного гуманистического сознания? Казалось бы, гуманизм, человечность — такие благородные категории, и вдруг оказываются негативно воспринимаемыми нами. Потому что человечность предполагает средоточие абсолютной ценности в себе самом, за такой человечностью стоит обычный эгоизм, извращающий все до неузнаваемости. Берем мать обыкновенную, которая любит свое дитя: если она начинает любить его ради себя, в нем начинает любить себя, то она не мать уже, а существо, в котором животное начало берет верх над образом Божьим. А ведь такое сплошь и рядом. И все чаще приходится указывать на подвиг Богоматери, выраженный в ответе на благовещение Архангелу — Се, раба Господня (Лк. 1, 38). Что предполагал этот ответ? Материнское отречение. Она смиренно предоставляет Богу Своего Младенца, и в этом Ее удивительная заслуга. Здесь нет эгоизма, здесь жертвенность и любовь заполняют все пространство мыслимое и немыслимое.
Если в человеке есть жертвенность и любовь, то все у него получится. Ведь иногда как кажется: ушел человек служить Богу в том или ином виде, и на семью его не хватает, и дети и жена в рубище ходят. А потом дети вырастают, может быть, не очень сытыми, но с запалом сердца и несут его в мир. И поэтому когда Господь говорит «бросайте эту рыбу и идите за Мной, все», Он говорит тем самым: «Через это Я открою для вас ваше сердце, в котором любви и заботы хватит на всех. И в конечном пределе рода человеческого всякая слеза будет отерта от очей земли». Вот о чем говорит. Мы всегда должны помнить об этом, когда колеблемся перед подобной дилеммой, — и не колебаться.
Мне хотелось бы перевести нашу сегодняшнюю тему, связанную с евангельским чтением, ко второму празднованию сегодняшнего дня — святых, в земле российской просиявших. Это наш огромный праздник, лучшие люди земли русской сегодня чтутся, лицо народа нашего. Когда-то Господь позвал наш народ за Собой. И народ пошел, явил свою преданность, стал христианским. Достижение нашего народа заключается в двух определениях его — Русь Святая и Русь как удел Богородицы. Многие рационалисты, люди, оппозиционно настроенные к православию, будут говорить, что это неверно, Руси Святой не было, грехов там было больше, чем святости… Конечно, были провалы, были грехи — а кто без них? — но были и верность, культура была посвящена Богу и благодаря этому восстала, и наша государственность есть свидетельство этому. Мы знаем, что в XX веке был крупный провал, черная пауза, и наш долг сейчас — продолжить делание русского народа, которое было когда-то воспринято им от Господа. Да, мы с вами сейчас — маленькая кучка в огромном районе людей, которым абсолютно безразличны эти темы. Но да не смущается этим сердце наше, потому что сила Божия в немощи совершается и даже самое маленькое самоопределение внутри каждого конкретного сердца может решать космические, исторические задачи. Поэтому продолжим каждый на своем месте и по мере своих сил и возможностей делание русского народа, делание Божие. И пусть не смущается сердце наше, когда мы слышим в той или иной форме зов Божий «пойдем за Мной!». Пусть мы сможем пойти. В этом помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
5 | вторник | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр, д.Николай | |||
6 | среда | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | четверг | Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | пятница | Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист «Зна́мению» | 17-00 | прот.Олег | |||
11 | поне-дельник | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
12 | вторник | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
13 | среда | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | четверг | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | пятница | Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай | |||
18 | поне-дельник | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | вторник | Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
20 | среда | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | четверг | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
22 | пятница | Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист свт. Спиридону | 17-00 | иер.Иоанн | |||
25 | поне-дельник | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
26 | вторник | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
27 | среда | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
28 | четверг | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | пятница | Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Новогодний молебен | 17-00 | прот.Валентин |