Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
В это воскресенье летнее, братья и сестры, евангельское зачало у нас посвящено теме Божественного и личного, должного и естественного. Это необычайно трудная контроверза для каждого православного человека. Сколько раз мы размышляли об этом и сколько раз сознание наше приходило в тупик — как поступить в очередном случае, когда слышим зов Божий. В сегодняшнем зачале евангельском Господь пришел и позвал: «Бросайте рыбу ловить и идите за Мной». Так Он сказал — и апостолы пошли (Мф. 4, 18–23). Это идеал, к которому надо стремиться, мы понимаем, но когда сами оказываемся в такой ситуации, начинаются трудности. Смотрим мы на Евангелие, на эту путеводную звезду — вон там мы должны быть, а мы где?..
Трудность заключается в том, что, как только мы переводим этот идеал на житейскую ситуацию, тотчас возникает контроверза: должное и естественное приобретают вид во многом равноправный, ведь естественное — тоже наш долг и обязанность. Представим в рафинированно прагматическом виде ситуацию с апостолами в виде обычных рыбаков, хоть на Руси, хоть сейчас. Какая-нибудь рыболовецкая артель обеспечивает жизнь селения и, представьте, вдруг это надо прекратить, пойти проповедовать, забыть про рыбу, когда сельчане голодают и дети по лавкам орут (или, как сейчас, просят денег на колу — неважно). Детей надо учить и устраивать в этом мире, и если ты не можешь этого сделать, то кто такой ты? Как бросить все и пойти на зов Божий? А Христос зовет. И даже более жестко, как, например, в другом месте: Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37). Он выстраивает такую максиму, которую решая, вспотеешь. Потому что отец и мать образуют круг наибольших обязанностей наших и привязанностей, причем привязанностей органичных, естественных, которые затрагивают суть нашего сердца. Если ты к родителям не привязан, если перед ними не имеешь долга, оставляешь их, то грош тебе цена. Однако и на это Господь отвечает жестко. Когда апостол просит: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего, — Он говорит: Остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 21–22). Очень жестко.
Когда сталкиваешься с этими максимумами, очень трудно рассудить их. Если ты не приносишь в семью хлеба, условно говоря, то зачем ты нужен — и зачем семья нужна тебе, зачем ее заводил?.. Я говорю все это к тому, братья и сестры, чтобы мы, обратившись к словам Христа, подумали: Господь разве не знал, что просил? Сам Богочеловек, вся полнота истины… Конечно, знал. И тем не менее говорил так жестко и категорично. Значит, доносил до нас то, как должно быть. Сколько раз мы пытаемся включить Его слова в свое сердце — и не удается, хотя умом-то понимаем, что Он прав, что, обращаясь к константам нашего бытия, Господь указывает на внутреннюю связующую, внутреннюю составляющую силу, на которой зиждется все и на которой надо продолжать строить все. То и дело в Евангелии Он говорит о вере. Веруй — и спасешься. Веруй — и исцелится дочь твоя. Веруй — исцелится твой сын. И мы понимаем, что именно на вере строится жизнь. И сейчас Он говорит о такой же константе. В чем же здесь внутреннее содержание Его обращения, Его зова?
Дело здесь, прежде всего, в понятии самопожертвования, которое внутренне предполагает в человеке открытость и динамизм: когда сам себя предаешь в жертву другому и предоставляешь своей жизнью жизнь другим, утверждаешь жизнь в других — и вместе с этим в себе самом, потому что чрез это растет твоя любовь. И если этого динамизма и развития нет, образуется предел, отдельное замкнутое пространство, комната, из которой невозможно выйти. И чем дальше, тем больше она сужается. В пределе и логичной завершенности это выражается в проблеме нашего эгоизма.
Почему в христианской среде относятся так радикально отрицательно к проявлениям современного гуманистического сознания? Казалось бы, гуманизм, человечность — такие благородные категории, и вдруг оказываются негативно воспринимаемыми нами. Потому что человечность предполагает средоточие абсолютной ценности в себе самом, за такой человечностью стоит обычный эгоизм, извращающий все до неузнаваемости. Берем мать обыкновенную, которая любит свое дитя: если она начинает любить его ради себя, в нем начинает любить себя, то она не мать уже, а существо, в котором животное начало берет верх над образом Божьим. А ведь такое сплошь и рядом. И все чаще приходится указывать на подвиг Богоматери, выраженный в ответе на благовещение Архангелу — Се, раба Господня (Лк. 1, 38). Что предполагал этот ответ? Материнское отречение. Она смиренно предоставляет Богу Своего Младенца, и в этом Ее удивительная заслуга. Здесь нет эгоизма, здесь жертвенность и любовь заполняют все пространство мыслимое и немыслимое.
Если в человеке есть жертвенность и любовь, то все у него получится. Ведь иногда как кажется: ушел человек служить Богу в том или ином виде, и на семью его не хватает, и дети и жена в рубище ходят. А потом дети вырастают, может быть, не очень сытыми, но с запалом сердца и несут его в мир. И поэтому когда Господь говорит «бросайте эту рыбу и идите за Мной, все», Он говорит тем самым: «Через это Я открою для вас ваше сердце, в котором любви и заботы хватит на всех. И в конечном пределе рода человеческого всякая слеза будет отерта от очей земли». Вот о чем говорит. Мы всегда должны помнить об этом, когда колеблемся перед подобной дилеммой, — и не колебаться.
Мне хотелось бы перевести нашу сегодняшнюю тему, связанную с евангельским чтением, ко второму празднованию сегодняшнего дня — святых, в земле российской просиявших. Это наш огромный праздник, лучшие люди земли русской сегодня чтутся, лицо народа нашего. Когда-то Господь позвал наш народ за Собой. И народ пошел, явил свою преданность, стал христианским. Достижение нашего народа заключается в двух определениях его — Русь Святая и Русь как удел Богородицы. Многие рационалисты, люди, оппозиционно настроенные к православию, будут говорить, что это неверно, Руси Святой не было, грехов там было больше, чем святости… Конечно, были провалы, были грехи — а кто без них? — но были и верность, культура была посвящена Богу и благодаря этому восстала, и наша государственность есть свидетельство этому. Мы знаем, что в XX веке был крупный провал, черная пауза, и наш долг сейчас — продолжить делание русского народа, которое было когда-то воспринято им от Господа. Да, мы с вами сейчас — маленькая кучка в огромном районе людей, которым абсолютно безразличны эти темы. Но да не смущается этим сердце наше, потому что сила Божия в немощи совершается и даже самое маленькое самоопределение внутри каждого конкретного сердца может решать космические, исторические задачи. Поэтому продолжим каждый на своем месте и по мере своих сил и возможностей делание русского народа, делание Божие. И пусть не смущается сердце наше, когда мы слышим в той или иной форме зов Божий «пойдем за Мной!». Пусть мы сможем пойти. В этом помоги нам, Господи. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |