Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших. О Божественном и личном. 22 июня 2014 г.

Проповедь в Неделю 2-я по Пятидесятнице, Всех святых в земле Российской просиявших. О Божественном и личном. 22 июня 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

В это воскресенье летнее, братья и сестры, евангельское зачало у нас посвящено теме Божественного и личного, должного и естественного. Это необычайно трудная контроверза для каждого православного человека. Сколько раз мы размышляли об этом и сколько раз сознание наше приходило в тупик — как поступить в очередном случае, когда слышим зов Божий. В сегодняшнем зачале евангельском Господь пришел и позвал: «Бросайте рыбу ловить и идите за Мной». Так Он сказал — и апостолы пошли (Мф. 4, 18–23). Это идеал, к которому надо стремиться, мы понимаем, но когда сами оказываемся в такой ситуации, начинаются трудности.  Смотрим мы на Евангелие, на эту путеводную звезду — вон там мы должны быть, а мы где?..

Трудность заключается в том, что, как только мы переводим этот идеал на житейскую ситуацию, тотчас возникает контроверза: должное и естественное приобретают вид во многом равноправный, ведь естественное — тоже наш долг и обязанность. Представим в рафинированно прагматическом виде ситуацию с апостолами в виде обычных рыбаков, хоть на Руси, хоть сейчас. Какая-нибудь рыболовецкая артель обеспечивает жизнь селения и, представьте, вдруг это надо прекратить, пойти проповедовать, забыть про рыбу, когда сельчане голодают и дети по лавкам орут (или, как сейчас, просят денег на колу — неважно). Детей надо учить и устраивать в этом мире, и если ты не можешь этого сделать, то кто такой ты? Как бросить все и пойти на зов Божий? А Христос зовет. И даже более жестко, как, например, в другом месте: Иже любит отца или матерь паче мене, несть мене достоин (Мф. 10, 37). Он выстраивает такую максиму, которую решая, вспотеешь. Потому что отец и мать образуют круг наибольших обязанностей наших и привязанностей, причем привязанностей органичных, естественных, которые затрагивают суть нашего сердца. Если ты к родителям не привязан, если перед ними не имеешь долга, оставляешь их, то грош тебе цена. Однако и на это Господь отвечает жестко. Когда апостол просит: Господи, повели ми прежде ити и погребсти отца моего, — Он говорит: Остави мертвых погребсти своя мертвецы (Мф. 8, 21–22). Очень жестко.

Когда сталкиваешься с этими максимумами, очень трудно рассудить их. Если ты не приносишь в семью хлеба, условно говоря, то зачем ты нужен — и зачем семья нужна тебе, зачем ее заводил?.. Я говорю все это к тому, братья и сестры, чтобы мы, обратившись к словам Христа, подумали: Господь разве не знал, что просил? Сам Богочеловек, вся полнота истины… Конечно, знал. И тем не менее говорил так жестко и категорично. Значит, доносил до нас то, как должно быть. Сколько раз мы пытаемся включить Его слова в свое сердце — и не удается, хотя умом-то понимаем, что Он прав, что, обращаясь к константам нашего бытия, Господь указывает на внутреннюю связующую, внутреннюю составляющую силу, на которой зиждется все и на которой надо продолжать строить все. То и дело в Евангелии Он говорит о вере. Веруй — и спасешься. Веруй — и исцелится дочь твоя. Веруй — исцелится твой сын. И мы понимаем, что именно на вере строится жизнь. И сейчас Он говорит о такой же константе. В чем же здесь внутреннее содержание Его обращения, Его зова?

Дело здесь, прежде всего, в понятии самопожертвования, которое внутренне предполагает в человеке открытость и динамизм: когда сам себя предаешь в жертву другому и предоставляешь своей жизнью жизнь другим, утверждаешь жизнь в других — и вместе с этим в себе самом, потому что чрез это растет твоя любовь. И если этого динамизма и развития нет, образуется предел, отдельное замкнутое пространство, комната, из которой невозможно выйти. И чем дальше, тем больше она сужается. В пределе и логичной завершенности это выражается в проблеме нашего эгоизма.

Почему в христианской среде относятся так радикально отрицательно к проявлениям современного гуманистического сознания? Казалось бы, гуманизм, человечность — такие благородные категории, и вдруг оказываются негативно воспринимаемыми нами. Потому что человечность предполагает средоточие абсолютной ценности в себе самом, за такой человечностью стоит обычный эгоизм, извращающий все до неузнаваемости. Берем мать обыкновенную, которая любит свое дитя: если она начинает любить его ради себя, в нем начинает любить себя, то она не мать уже, а существо, в котором животное начало берет верх над образом Божьим. А ведь такое сплошь и рядом. И все чаще приходится указывать на подвиг Богоматери, выраженный в ответе на благовещение Архангелу — Се, раба Господня (Лк. 1, 38). Что предполагал этот ответ? Материнское отречение. Она смиренно предоставляет Богу Своего Младенца, и в этом Ее удивительная заслуга. Здесь нет эгоизма, здесь жертвенность и любовь заполняют все пространство мыслимое и немыслимое.

Если в человеке есть жертвенность и любовь, то все у него получится. Ведь иногда как кажется: ушел человек служить Богу в том или ином виде, и на семью его не хватает, и дети и жена в рубище ходят. А потом дети вырастают, может быть, не очень сытыми, но с запалом сердца и несут его в мир. И поэтому когда Господь говорит «бросайте эту рыбу и идите за Мной, все», Он говорит тем самым: «Через это Я открою для вас ваше сердце, в котором любви и заботы хватит на всех. И в конечном пределе рода человеческого всякая слеза будет отерта от очей земли». Вот о чем говорит. Мы всегда должны помнить об этом, когда колеблемся перед подобной дилеммой, — и не колебаться.

Мне хотелось бы перевести нашу сегодняшнюю тему, связанную с евангельским чтением, ко второму празднованию сегодняшнего дня — святых, в земле российской просиявших. Это наш огромный праздник, лучшие люди земли русской сегодня чтутся, лицо народа нашего. Когда-то Господь позвал наш народ за Собой. И народ пошел, явил свою преданность, стал христианским. Достижение нашего народа заключается в двух определениях его — Русь Святая и Русь как удел Богородицы. Многие рационалисты, люди, оппозиционно настроенные к православию, будут говорить, что это неверно, Руси Святой не было, грехов там было больше, чем святости… Конечно, были провалы, были грехи — а кто без них? — но были и верность, культура была посвящена Богу и благодаря этому восстала, и наша государственность есть свидетельство этому. Мы знаем, что в XX веке был крупный провал, черная пауза, и наш долг сейчас — продолжить делание русского народа, которое было когда-то воспринято им от Господа. Да, мы с вами сейчас — маленькая кучка в огромном районе людей, которым абсолютно безразличны эти темы. Но да не смущается этим сердце наше, потому что сила Божия в немощи совершается и даже самое маленькое самоопределение внутри каждого конкретного сердца может решать космические, исторические задачи. Поэтому продолжим каждый на своем месте и по мере своих сил и возможностей делание русского народа, делание Божие. И пусть не смущается сердце наше, когда мы слышим в той или иной форме зов Божий «пойдем за Мной!». Пусть мы сможем пойти. В этом помоги нам, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года
28 суббота Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
29 воскре-сенье Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Покрову
17-00 иер.Иоанн
30 поне-дельник Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 вторник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
2 четверг Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
3 пятница Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
4 суббота Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
5 воскре-сенье Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист блж. Ксении
17-00 иер.Николай
6 поне-дельник Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 вторник Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 четверг Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
10 пятница Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
11 суббота Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
12 воскре-сенье Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Прп. Сергию
17-00 прот.Олег
13 поне-дельник Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
14 вторник Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
15 среда Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
16 четверг Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 пятница Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора Литургия 08-00 иер.Николай
Парастас 18-00 Весь причт
18 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии
Поминовение усопших
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
19 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Спасителю
17-00 прот.Георгий
20 понед-к Сырный Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Сырный Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 среда Сырная Мч. Никифора Часы, вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Сырный Сщмч. Харала́мпия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
24 пятница Сырная Сщмч. Вла́сия Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий
25 суббота Сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
26 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Чин прощения 17-00 Весь причт
27 понед-к
1 седмицы
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Валентин
28 вторник
1 седмицы
Ап. от 70-ти Они́сима Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Георгий
1 среда
1 седмицы
Мчч. Памфила и иже с ним Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Иоанн
2 четверг
1 седмицы
Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Алексий
3 пятница
1 седмицы
Свт. Льва, папы Римского.  Прп. Космы Яхромского Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня
Общая исповедь
18-00 Весь причт
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.