Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, каждый раз, выходя по воскресеньям и праздникам на проповедь, я предлагаю вам размышлять над смыслом, заложенном в седмичном дне, в который Господь заповедал нам бороться за свой образ. Сражение за человечность мы должны постоянно осуществлять со всей серьезностью, потому что часто мы дичаем, что обусловлено естественным ходом природных вещей, даже если мы и не живем только биологической жизнью — дичаем чаще всего от нашей пресловутой суеты. Поднять голову к небу, распрямиться — вот наша задача, и ставит ее перед нами Сам Господь. Сегодня предлагаю вам протянуть ниточку из древнего мира, описанного в евангельском повествовании, в сегодняшний день, потому что для Господа все — единый миг, Он видит и понимает все в совокупности и мы с вами сейчас связаны теми же проблемами, которыми был связан древний мир. Так давайте из сегодняшнего евангельского случая, описанного евангелистом Лукой (Лк. 8, 26–38), как часто мы делаем, вычленим то, что нам на потребу. Помните, был бесноватый в земле Гадарии, характерен он был страшным буйством, невозможно было с ним справиться, всех он повергал в ужас? Господь услышал о нем, пришел и исцелил его. Причем, неординарно. Ведь Он мог потихонечку исцелить — сколько раз такое бывало, — и все. А здесь, видимо, случай нехарактерный, Господь предпринимает другое. Получается целый диалог с бесами, они обозначают свою численность — легион! — и затем посылаются в свиней, которые топнут в озере и наводят ужас на всю округу: еще бы, такая большая производственно-финансовая емкость ликвидируется с грохотом — ведь животные взбесились, а когда бесятся животные, это страшно. Прогнать Спасителя жители не могут, потому что напуганы произошедшим, но делают все, чтобы убедить Его идти от них. Вот такая история.
В наследии христианской мысли находим много соображений по этому поводу, и все они сводятся к отрицательной характеристике жителей. Вспоминается мне, что в начале 80-х годов митрополит Антоний Блюм приезжал время от времени в СССР и мы ходили на его проповеди, потому что проповедник такой величины тогда был редкостью. На одной из проповедей он провел параллель между этой ситуацией и легендой о Великом инквизиторе из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Легенда эта концентрируется в одном вопросе: «Зачем Ты пришел нам мешать?» — это квинтэссенция вопросов о свободе, о слабости человека, которые задает Господу инквизитор. «Мы хотим спокойной, беззаботной жизни». Вот здесь ниточка и связывается с нашим временем. Мы-то что ответили бы Христу и что отвечаем Ему на события нашей жизни, наших искушений?
Жители страны Гадарии дали отрицательный ответ. Нам кажется, что мы отвечаем Ему более конструктивно. Ведь стоим перед Ним сейчас, перед Его престолом, сами пришли… Но, положа руку на сердце, можем сказать, что, если бы больше двух тысяч лет назад оказались той кучкой людей в земле Гадаринской, ответили бы так же, как они: «Оставь нас, не мешай нам, дай спокойной жизни. Ты отнял у нас имущество, Ты так нас напугал». И мы, имея историю евангельскую, богатейшие века христианской истории, тем не менее, до сих пор продолжаем отвечать Ему так.
Сейчас эпоха изменилась, многое стало иным и в наше время отказы Ему, действительно, могут выглядеть довольно обоснованными. Например, часто мы не замечаем нищих. Я сам чуть ли запрещаю подавать нищим у храма, потому что это воплощенное беззаконие. Нищие в колясках на дорогах, цыгане поставили это на трудовую основу. Мы вроде и хотели бы раскрыться перед кем, хотели бы подать — но не подаем, потому что понимаем: это будет умножением порока. Как, например, справиться с этим искушением, когда видишь лишенного всего бомжа, который ничего не хочет делать, агрессивен бесконечно и за требованиями свободы скрывает только лень и пьянство? У меня был трагичный случай. Пришла близкая моя знакомая и рассказала — сгорел дом у одной женщины, та просится пожить. Конечно, она приняла погорелицу. А я потом два месяца вместе с ней плакал, потому что такого хамства, такого иждивенчества, такого свинства найти было трудно. А сколько было случаев, когда постучавшему открывали дверь — и тот обирал квартиру до нитки? Социальные условия, которыми мы располагаем, бесконечно усложняют простейшие формы «просящему — дай», о которых говорил Господь.
Но при этом, конечно, стоит перед нашим сознание все тот же вопрос, который я обозначил цитатой из Достоевского, он все время перед нами. Господь услышал его от жителей Гадарии и как бы Он не хотел услышать от нас! Поэтому, несмотря на объективные сложности, которые перед нами стоят (попробуй разбери — кому давать, кому нет), мы все-таки должны помнить, что трудное — не есть невозможное. И когда своей истрепанной нервной системой неадекватно агрессивно реагируем на просьбы о помощи в семье, в кругу друзей, на работе или еще где-нибудь, тем самым говорим Христу: «Оставь нас в покое. Оставьте все меня в покое». Но ведь когда Он приходит к жителям Гадарии и смотрит им в глаза — Он нам смотрит в глаза и ждет, что мы ответим Ему по-другому, что примем Его. Он стучится в каждую нашу дверь — и нам нужно открыть.
Конечно, необходима внутренняя мудрость, чтобы рассмотреть действительно нуждающийся, но скромный лик массы людей, которые не просят по дорогам: они рядом с нами и они бессловно вопиют Богу. Нам надо прочитать эту мольбу, увидеть и никогда, ни при каких обстоятельствах, не проходить мимо этого взгляда, мимо их прошения и нашей собственной потребности помогать ближнему. Продолжить тот христианский путь, который Господь когда-то проложил и заповедовал нам дальше прокладывать. Евангелие показывает, что делать надо — к чему стремиться, чего бояться, что воплощать, а что обходить стороной. Пример жителей гадаринских должен нас встряхивать и отрезвлять в попытке сознательно или бессознательно уйти в сторону — так, как уходит сейчас наш мир. Много раз мне уже приходилось говорить о том, что проблематика религиозная не близка подавляющему большинству населения цивилизованного мира, нашей страны в частности. Давайте сегодня помолимся, братья и сестры, о том, чтобы Господь дал нам сил никогда не спрашивать Его: «Зачем Ты пришел?», чтобы всегда Его слово и Его лик были нам желанны. В этом помоги нам, Господи. Аминь.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |