Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Братья и сестры! Сколько раз мы с вами слышали из уст отрицательной критики очень резкий тезис о том, что христианство изменило своему предназначению, не выполнило своего задания в истории, поскольку не пошло магистральным путем Христова провозвестничества, а стало бродить вокруг да около — свелось к обрядоверию, вещизму и законничеству. Надо сказать, что основное давление этой критики касается именно православных людей, нас с вами. В самом деле, если задумаемся и зададимся целью высчитать подлинную численность православных, то сможем сделать это только во время трех праздников — Рождества, Крещения и Пасхи, которые концентрируют верующих в рождественских обрядах либо в пасхальных, когда мы куличи освящаем, яйца… Это понуждает нас к размышлению, насколько неправы наши критики. Конечно, мы сумеем возразить, что вот это проявление внешнего — лишь производная нашей сердцевины, духа, тайнодейственной литургической жизни. Но все-таки признаемся, проблема существует. Огромное число людей, заявляющих себя православными, к таинствам относятся весьма опосредованно, не имея к ним серьезной привязанности. Я часто привожу пример: несколько столетий назад самым страшным наказанием для человека было отлучение от причастия. А сейчас? Будем правдивы, отлучение от телевизора пострашнее будет и намного.
 
Да, мы с вами, собравшиеся, систематически приходим на Литургию, она близка нам, необходима. Но сколько нас здесь из шестидесятитысячного района нашей управы? Ничтожно мало. Остальные что, атеисты? Отнюдь: многие христианизированы, квалифицируют себя как православных — а вот Евхаристия им не близка.
 
В одиннадцатом веке очень значительный иерарх митрополит Иларион написал знаменитое слово «О законе и благодати». Уже тогда он сформулировал основную тему нашего христианского жития на всю перспективу дальнейшего исторического бытия, что называется, угадал на все 1009%, ударил в самую сердцевину. В «Слове…» он пишет о сопоставлении Ветхого Завета и Нового, о том, что Христос установил баланс между ними. В каком смысле? Мы часто читаем в евангельских зачалах о субботе, о том, как Христос исцеляет в субботу, инициируя тем самым страшные столкновения с книжниками и фарисеями, с законниками. Книжники говорят: «Ну что Ему далось? Взял бы да и исцелил в другой день — почему обязательно в субботу? Будто бы нарочно!». И на самом деле нарочно, братья и сестры, да. Он специально идет на это, потому что знает, как сложно соблюдать этот баланс между законничеством и благодатью. Слишком хорошо понимает, и наши с вами только что озвученные проблемы подтверждение, насколько тяжело восторжествовать духу над формой, и потому делает такие резкие шаги, восстановившие против Него блюстителей закона, но давшие нам с вами подлинное направление следования, подлинные ориентиры духовного существования.
 
И вот здесь я обращаюсь к сегодняшнему евангельскому тексту, повествующему о Иаире, начальнике синагоги, влиятельном, авторитетном человеке, и о кровоточивой женщине. Иаир приходит ко Христу и просит о своей дочери, которая умирает, и ведет Его быстрее к ней, а Христос вдруг не торопится. Представьте себе: врачу «Скорой помощи» кричат «бежим, скорее, там человек умирает!», а он заходит куда-то по пути, перевязывает кого-то, кого-то поднимает… Христос идет неспеша, толпа вокруг бурлит, и вдруг в этой толпе появляется еще одна фигура, которая, на мой взгляд, в этом зачале является самой важной.
 
От фигуры женщины веет безысходностью. Сегодня, даже с нашим уровнем медицины, каждая из вас знает, насколько означенное заболевание мучительно. А в те времена женщина двенадцать лет им страдала, «издержав на врачей все имение». Более того, и это немаловажно, с подобным заболеванием в иудейской среде запрещалось участвовать в обширных социальных собраниях — мне трудно с достоверностью предположить, какие основание официально выдвигались, может быть люди боялись инфекций, или считали, что заболевание это порочно и греховно, что оно — кара Господня за какие-то тайные грехи или еще что-то. По существующему тогда порядку женщина должна была после всех подойти к Спасителю особливо, в частном порядке обратиться к Нему, но не находиться среди людей, в этой толкотне, — и тем не менее она от отчаяния и, конечно же, от дерзновения прорывает замкнутый круг запретов, лезет со всеми и касается Господа. А дальше самое интересное.
 
Предположим следующую последовательность рассуждений. Прикосновение к Господу — это что для Него, секрет непреодолимой силы? Он что, не знает, кто это сделал? Или «взяли от него силу» и Он что, изнемог от истощений? Конечно, знает и, конечно, не изнемог от ушедшей силы, но дальше больше. Казалось бы, исцелил и пошел дальше — и дело с концом. Но Он вдруг останавливается и спрашивает: кто прикоснулся ко Мне? Он, зная, насколько в обществе это будет осуждаемо, выставляет на первое место тайну женщины, как бы давая ей возможность актуализировать свою веру. Если она здесь и сейчас, «перед всем народом», утвердит веру, то и пойдет ко спасению, если нет, тогда вообще ничего не будет. И женщина говорит твердо и ясно: «Да, это сделала я». И думает, что сейчас ее, по меньшей мере, отругают, как следует, укажут на ее место, примут какие-нибудь административные меры. Но Господь вдруг обращает все в противоположную сторону — Он не собирается порицать ее, Он говорит: «Вот так и надо делать!».
 
Здесь звучит тот же рефрен, что и в историях про исцеления в субботу: «Законничество ваше гроша ломаного не стоит», как бы говорит Спаситель подтекстно. Господь проявляет во всей Своей силе мысль, что пришел Он за другим, что Он пришел баланс закона и благодати поставить в нужном соотношении, чтобы ни одно, ни другое не перевешивало фатально. Потому что если у нас одна благодать будет, без закона, она приведет к спиритизму. Пособороваться без масла соборного невозможно, это немыслимо. Как невозможно и выполнять в точности все обряды, не осеняя их духом. Мы частенько думаем: «Повесил поясок с «Живый в помощи» — и все в порядке, и больше молиться не нужно, внутренние силы напрягать». Сколько у нас соблазнов найти, например, сильную молитву, прочитать ее определенное количество раз — и все. Отчитать вечернее правило, ни одну строчку не поняв, и с чистой душой завалиться спать — в то время, как ни одного слова не донеслось до Бога… Эта беда у нас с вами есть, отрицать ее нельзя, и в ее обозначении один из смыслов сегодняшнего евангельского повествования, который хорошо бы нам усвоить.
 
Так помолимся же сегодня о том, братья и сестры, чтобы у нас было больше внутреннего смысла, чтобы закон и благодать находились у нас в гармонии, чтобы завет митрополита Илариона звучал в наших душах и наш свободный дух конструкцию закона осенял гармонично и сбалансированно. Помоги нам в этом, Господь. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.