Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Братья и сестры! Сколько раз мы с вами слышали из уст отрицательной критики очень резкий тезис о том, что христианство изменило своему предназначению, не выполнило своего задания в истории, поскольку не пошло магистральным путем Христова провозвестничества, а стало бродить вокруг да около — свелось к обрядоверию, вещизму и законничеству. Надо сказать, что основное давление этой критики касается именно православных людей, нас с вами. В самом деле, если задумаемся и зададимся целью высчитать подлинную численность православных, то сможем сделать это только во время трех праздников — Рождества, Крещения и Пасхи, которые концентрируют верующих в рождественских обрядах либо в пасхальных, когда мы куличи освящаем, яйца… Это понуждает нас к размышлению, насколько неправы наши критики. Конечно, мы сумеем возразить, что вот это проявление внешнего — лишь производная нашей сердцевины, духа, тайнодейственной литургической жизни. Но все-таки признаемся, проблема существует. Огромное число людей, заявляющих себя православными, к таинствам относятся весьма опосредованно, не имея к ним серьезной привязанности. Я часто привожу пример: несколько столетий назад самым страшным наказанием для человека было отлучение от причастия. А сейчас? Будем правдивы, отлучение от телевизора пострашнее будет и намного.
 
Да, мы с вами, собравшиеся, систематически приходим на Литургию, она близка нам, необходима. Но сколько нас здесь из шестидесятитысячного района нашей управы? Ничтожно мало. Остальные что, атеисты? Отнюдь: многие христианизированы, квалифицируют себя как православных — а вот Евхаристия им не близка.
 
В одиннадцатом веке очень значительный иерарх митрополит Иларион написал знаменитое слово «О законе и благодати». Уже тогда он сформулировал основную тему нашего христианского жития на всю перспективу дальнейшего исторического бытия, что называется, угадал на все 1009%, ударил в самую сердцевину. В «Слове…» он пишет о сопоставлении Ветхого Завета и Нового, о том, что Христос установил баланс между ними. В каком смысле? Мы часто читаем в евангельских зачалах о субботе, о том, как Христос исцеляет в субботу, инициируя тем самым страшные столкновения с книжниками и фарисеями, с законниками. Книжники говорят: «Ну что Ему далось? Взял бы да и исцелил в другой день — почему обязательно в субботу? Будто бы нарочно!». И на самом деле нарочно, братья и сестры, да. Он специально идет на это, потому что знает, как сложно соблюдать этот баланс между законничеством и благодатью. Слишком хорошо понимает, и наши с вами только что озвученные проблемы подтверждение, насколько тяжело восторжествовать духу над формой, и потому делает такие резкие шаги, восстановившие против Него блюстителей закона, но давшие нам с вами подлинное направление следования, подлинные ориентиры духовного существования.
 
И вот здесь я обращаюсь к сегодняшнему евангельскому тексту, повествующему о Иаире, начальнике синагоги, влиятельном, авторитетном человеке, и о кровоточивой женщине. Иаир приходит ко Христу и просит о своей дочери, которая умирает, и ведет Его быстрее к ней, а Христос вдруг не торопится. Представьте себе: врачу «Скорой помощи» кричат «бежим, скорее, там человек умирает!», а он заходит куда-то по пути, перевязывает кого-то, кого-то поднимает… Христос идет неспеша, толпа вокруг бурлит, и вдруг в этой толпе появляется еще одна фигура, которая, на мой взгляд, в этом зачале является самой важной.
 
От фигуры женщины веет безысходностью. Сегодня, даже с нашим уровнем медицины, каждая из вас знает, насколько означенное заболевание мучительно. А в те времена женщина двенадцать лет им страдала, «издержав на врачей все имение». Более того, и это немаловажно, с подобным заболеванием в иудейской среде запрещалось участвовать в обширных социальных собраниях — мне трудно с достоверностью предположить, какие основание официально выдвигались, может быть люди боялись инфекций, или считали, что заболевание это порочно и греховно, что оно — кара Господня за какие-то тайные грехи или еще что-то. По существующему тогда порядку женщина должна была после всех подойти к Спасителю особливо, в частном порядке обратиться к Нему, но не находиться среди людей, в этой толкотне, — и тем не менее она от отчаяния и, конечно же, от дерзновения прорывает замкнутый круг запретов, лезет со всеми и касается Господа. А дальше самое интересное.
 
Предположим следующую последовательность рассуждений. Прикосновение к Господу — это что для Него, секрет непреодолимой силы? Он что, не знает, кто это сделал? Или «взяли от него силу» и Он что, изнемог от истощений? Конечно, знает и, конечно, не изнемог от ушедшей силы, но дальше больше. Казалось бы, исцелил и пошел дальше — и дело с концом. Но Он вдруг останавливается и спрашивает: кто прикоснулся ко Мне? Он, зная, насколько в обществе это будет осуждаемо, выставляет на первое место тайну женщины, как бы давая ей возможность актуализировать свою веру. Если она здесь и сейчас, «перед всем народом», утвердит веру, то и пойдет ко спасению, если нет, тогда вообще ничего не будет. И женщина говорит твердо и ясно: «Да, это сделала я». И думает, что сейчас ее, по меньшей мере, отругают, как следует, укажут на ее место, примут какие-нибудь административные меры. Но Господь вдруг обращает все в противоположную сторону — Он не собирается порицать ее, Он говорит: «Вот так и надо делать!».
 
Здесь звучит тот же рефрен, что и в историях про исцеления в субботу: «Законничество ваше гроша ломаного не стоит», как бы говорит Спаситель подтекстно. Господь проявляет во всей Своей силе мысль, что пришел Он за другим, что Он пришел баланс закона и благодати поставить в нужном соотношении, чтобы ни одно, ни другое не перевешивало фатально. Потому что если у нас одна благодать будет, без закона, она приведет к спиритизму. Пособороваться без масла соборного невозможно, это немыслимо. Как невозможно и выполнять в точности все обряды, не осеняя их духом. Мы частенько думаем: «Повесил поясок с «Живый в помощи» — и все в порядке, и больше молиться не нужно, внутренние силы напрягать». Сколько у нас соблазнов найти, например, сильную молитву, прочитать ее определенное количество раз — и все. Отчитать вечернее правило, ни одну строчку не поняв, и с чистой душой завалиться спать — в то время, как ни одного слова не донеслось до Бога… Эта беда у нас с вами есть, отрицать ее нельзя, и в ее обозначении один из смыслов сегодняшнего евангельского повествования, который хорошо бы нам усвоить.
 
Так помолимся же сегодня о том, братья и сестры, чтобы у нас было больше внутреннего смысла, чтобы закон и благодать находились у нас в гармонии, чтобы завет митрополита Илариона звучал в наших душах и наш свободный дух конструкцию закона осенял гармонично и сбалансированно. Помоги нам в этом, Господь. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
30 четверг Ап. Андроника и иже с ним.  Прп. Евфросинии, в миру Евдокии Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 пятница Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2024 года
1 суббота Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Патрикия. Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
2 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 иер.Николай
3 поне-дельник Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
4 вторник Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
5 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
6 четверг Прп. Симеона. Блж. Ксении Петербургской Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 пятница Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
8 суббота Ап. от 70-ти Ка́рпа. Вмч. Георгия Нового, Болгарского. Обретение мощей прп. Макария Калязинского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
9 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Сщмч. Ферапонта. Прав. Иоанна Русского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
10 поне-дельник Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
12 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Исаакия исп. Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
13 четверг Вознесение Господне Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
14 пятница Попразднство Вознесения. Мч. Иустина. Прав. Иоанна Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
15 суббота Попразднство Вознесения. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Николай
17 поне-дельник Попразднство Вознесения. Свт. Митрофана. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
18 вторник Попразднство Вознесения. Сщмч. Дорофея Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 среда Попразднство Вознесения. Прп. Виссариона. Прп. Илариона Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 четверг Попразднство Вознесения. Сщмч. Феодота Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Вмч. Феодора Литургия 08-00 иер.Алексий
Парастас 18-00 Весь причт
22 суббота Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.   Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
23 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Св. Духу 17-00 иер.Иоанн
24 поне-дельник День Святого Духа
Сплошная седмица
Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
25 вторник Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
26 среда Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 четверг Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
28 пятница Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 прот.Георгий
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.