Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Проповедь в Неделю 24-ю по Пятидесятнице. О дочери Иаира и кровоточивой женщине. 18 ноября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. 

Братья и сестры! Сколько раз мы с вами слышали из уст отрицательной критики очень резкий тезис о том, что христианство изменило своему предназначению, не выполнило своего задания в истории, поскольку не пошло магистральным путем Христова провозвестничества, а стало бродить вокруг да около — свелось к обрядоверию, вещизму и законничеству. Надо сказать, что основное давление этой критики касается именно православных людей, нас с вами. В самом деле, если задумаемся и зададимся целью высчитать подлинную численность православных, то сможем сделать это только во время трех праздников — Рождества, Крещения и Пасхи, которые концентрируют верующих в рождественских обрядах либо в пасхальных, когда мы куличи освящаем, яйца… Это понуждает нас к размышлению, насколько неправы наши критики. Конечно, мы сумеем возразить, что вот это проявление внешнего — лишь производная нашей сердцевины, духа, тайнодейственной литургической жизни. Но все-таки признаемся, проблема существует. Огромное число людей, заявляющих себя православными, к таинствам относятся весьма опосредованно, не имея к ним серьезной привязанности. Я часто привожу пример: несколько столетий назад самым страшным наказанием для человека было отлучение от причастия. А сейчас? Будем правдивы, отлучение от телевизора пострашнее будет и намного.
 
Да, мы с вами, собравшиеся, систематически приходим на Литургию, она близка нам, необходима. Но сколько нас здесь из шестидесятитысячного района нашей управы? Ничтожно мало. Остальные что, атеисты? Отнюдь: многие христианизированы, квалифицируют себя как православных — а вот Евхаристия им не близка.
 
В одиннадцатом веке очень значительный иерарх митрополит Иларион написал знаменитое слово «О законе и благодати». Уже тогда он сформулировал основную тему нашего христианского жития на всю перспективу дальнейшего исторического бытия, что называется, угадал на все 1009%, ударил в самую сердцевину. В «Слове…» он пишет о сопоставлении Ветхого Завета и Нового, о том, что Христос установил баланс между ними. В каком смысле? Мы часто читаем в евангельских зачалах о субботе, о том, как Христос исцеляет в субботу, инициируя тем самым страшные столкновения с книжниками и фарисеями, с законниками. Книжники говорят: «Ну что Ему далось? Взял бы да и исцелил в другой день — почему обязательно в субботу? Будто бы нарочно!». И на самом деле нарочно, братья и сестры, да. Он специально идет на это, потому что знает, как сложно соблюдать этот баланс между законничеством и благодатью. Слишком хорошо понимает, и наши с вами только что озвученные проблемы подтверждение, насколько тяжело восторжествовать духу над формой, и потому делает такие резкие шаги, восстановившие против Него блюстителей закона, но давшие нам с вами подлинное направление следования, подлинные ориентиры духовного существования.
 
И вот здесь я обращаюсь к сегодняшнему евангельскому тексту, повествующему о Иаире, начальнике синагоги, влиятельном, авторитетном человеке, и о кровоточивой женщине. Иаир приходит ко Христу и просит о своей дочери, которая умирает, и ведет Его быстрее к ней, а Христос вдруг не торопится. Представьте себе: врачу «Скорой помощи» кричат «бежим, скорее, там человек умирает!», а он заходит куда-то по пути, перевязывает кого-то, кого-то поднимает… Христос идет неспеша, толпа вокруг бурлит, и вдруг в этой толпе появляется еще одна фигура, которая, на мой взгляд, в этом зачале является самой важной.
 
От фигуры женщины веет безысходностью. Сегодня, даже с нашим уровнем медицины, каждая из вас знает, насколько означенное заболевание мучительно. А в те времена женщина двенадцать лет им страдала, «издержав на врачей все имение». Более того, и это немаловажно, с подобным заболеванием в иудейской среде запрещалось участвовать в обширных социальных собраниях — мне трудно с достоверностью предположить, какие основание официально выдвигались, может быть люди боялись инфекций, или считали, что заболевание это порочно и греховно, что оно — кара Господня за какие-то тайные грехи или еще что-то. По существующему тогда порядку женщина должна была после всех подойти к Спасителю особливо, в частном порядке обратиться к Нему, но не находиться среди людей, в этой толкотне, — и тем не менее она от отчаяния и, конечно же, от дерзновения прорывает замкнутый круг запретов, лезет со всеми и касается Господа. А дальше самое интересное.
 
Предположим следующую последовательность рассуждений. Прикосновение к Господу — это что для Него, секрет непреодолимой силы? Он что, не знает, кто это сделал? Или «взяли от него силу» и Он что, изнемог от истощений? Конечно, знает и, конечно, не изнемог от ушедшей силы, но дальше больше. Казалось бы, исцелил и пошел дальше — и дело с концом. Но Он вдруг останавливается и спрашивает: кто прикоснулся ко Мне? Он, зная, насколько в обществе это будет осуждаемо, выставляет на первое место тайну женщины, как бы давая ей возможность актуализировать свою веру. Если она здесь и сейчас, «перед всем народом», утвердит веру, то и пойдет ко спасению, если нет, тогда вообще ничего не будет. И женщина говорит твердо и ясно: «Да, это сделала я». И думает, что сейчас ее, по меньшей мере, отругают, как следует, укажут на ее место, примут какие-нибудь административные меры. Но Господь вдруг обращает все в противоположную сторону — Он не собирается порицать ее, Он говорит: «Вот так и надо делать!».
 
Здесь звучит тот же рефрен, что и в историях про исцеления в субботу: «Законничество ваше гроша ломаного не стоит», как бы говорит Спаситель подтекстно. Господь проявляет во всей Своей силе мысль, что пришел Он за другим, что Он пришел баланс закона и благодати поставить в нужном соотношении, чтобы ни одно, ни другое не перевешивало фатально. Потому что если у нас одна благодать будет, без закона, она приведет к спиритизму. Пособороваться без масла соборного невозможно, это немыслимо. Как невозможно и выполнять в точности все обряды, не осеняя их духом. Мы частенько думаем: «Повесил поясок с «Живый в помощи» — и все в порядке, и больше молиться не нужно, внутренние силы напрягать». Сколько у нас соблазнов найти, например, сильную молитву, прочитать ее определенное количество раз — и все. Отчитать вечернее правило, ни одну строчку не поняв, и с чистой душой завалиться спать — в то время, как ни одного слова не донеслось до Бога… Эта беда у нас с вами есть, отрицать ее нельзя, и в ее обозначении один из смыслов сегодняшнего евангельского повествования, который хорошо бы нам усвоить.
 
Так помолимся же сегодня о том, братья и сестры, чтобы у нас было больше внутреннего смысла, чтобы закон и благодать находились у нас в гармонии, чтобы завет митрополита Илариона звучал в наших душах и наш свободный дух конструкцию закона осенял гармонично и сбалансированно. Помоги нам в этом, Господь. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года
1 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 поне-дельник Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
3 вторник Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 четверг Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
7 суббота ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших
Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
8 воскре-сенье ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ
ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА
Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
9 поне-дельник День Святого Духа
Сплошная седмица
Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
10 вторник Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
11 среда Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
12 четверг Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
13 пятница Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
14 суббота Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
15 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского
Заговенье на Петров пост
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
16 поне-дельник Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
17 вторник Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
18 среда Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 четверг Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
20 пятница Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
21 суббота Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
22 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим 17-00 иер.НИКОЛАЙ
23 поне-дельник Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
24 вторник Апп. Варфоломе́я и Варна́вы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
25 среда Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
26 четверг Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
27 пятница Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
28 суббота Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
29 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
30 поне-дельник Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
1 вторник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 среда Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 пятница Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
6 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 поне-дельник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 с
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.