Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, каждый год у нас звучит зачало о богатом юноше (Лк., 18, 18–27), каждый год мы пытаемся по мере сил и возможностей глубже понять этот текст. В прошлом году я предлагал вам в связи с осмыслением феномена богатого юноши обратить внимание на изначальный уровень духовного статуса, который он себе задает. Господь ему говорит: чтобы наследовать жизнь вечную, исполни заповеди. Но он сделал уже это, вся сия сохраних от юности. То есть, требование его души другое, более высокое. И Господь переводит его на этот уровень.
Сегодня мне хотелось бы связать это с еще одной темой, которую я неоднократно поднимал на проповедях, в том числе не так давно, — с темой о вечере званых и избранных. В своих размышлениях мы договорились, что мы — избранные и избранничество предполагает волевую активность, созидание внутреннего Я, которое слышит задание Божие о себе и пытается ответить на него в полной мере. Слава Богу, что есть те, которые понимают и отвечают. И эту связь с избранничеством мы увязываем с евангельским юношей, который действительно претендует на избранничество, что ставит перед нами глобальную проблему. Феномен богатого юноши перерастает себя, в нем несколько измерений: одно — когда Господь конкретно указывает на богатство, которое является препятствием для спасения, другое — шире. Нам приходится смотреть на проблему шире, потому что обычно в православных храмах собираются люди не очень имущие, а иногда совсем не имущие. Но меняется ли от этого обращенность Евангелия к нам, менее оно ставится актуальным оттого, что мы не очень имущие? Конечно, нет — Евангелие имеет спрос куда более широкий. Сводить его к богатству в денежном эквиваленте не стоит, ведь главный вопрос там другой — о вечной жизни. Юноша вопрошает: что сотворив, живот вечный наследствую? Давайте подумаем над этим.
2000 лет назад, Палестина, Господь идет по улице и вдруг Ему встречается человек, начинается разговор, собирается толпа, а потом юноша выходит из толпы и задает такой вопрос, и он обсуждается — интеллектуально-духовная варилка прямо на улице образуется. Можете такое представить сейчас? Тогда этот вопрос звучал постоянно. И на протяжении веков звучал, но по мере развития секулярных процессов все меньше и меньше стал произноситься в общественной среде. Сегодня мы наблюдаем ситуацию трагичную. Есть в современном лексиконе понятие маргинализации. Маргиналы — люди, которые не являются профильными для своей социальной группы. Они устарели, отстали, они находятся на периферии общественных интересов. И сегодня вечные вопросы загнаны под своды храмов. Вечные вопросы ограничиваются десятками квадратных метров, как в нашем малюсеньком храме, или сотнями, как в храмах побольше. И все. За стены этот интерес практически не выплескивается. С амвона нас наставляют подумать, и мы задумываемся, потому что здесь, в храме, все способствует этому… Но в другом контексте этот вопрос не звучит — провоцируется только евангельским чтением, непосредственно за Литургией. Но ведь вопрос, заданный юношей, глобален для избранных — для нас с вами. И ответ, данный Христом, актуален для нас. Вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед Мене. Что мы можем ответить на такое требование Христа? Можем раздать все? Все — это не деньги, не имущество, которого у нас и так нет, а другое. Что? Сердце. Нужно полностью погрузить его в Христа. Наши сердца погружены в Христа? Скорее всего, нет. Тогда готовы ли мы к этому? Бывают минуты — особенно у новоначальных — когда сердце горит. А потом потухает. По моему опыту многолетних наблюдений, достаточно быстро наступает усталость и вопрос — можешь ли ты оставить все и быть с Христом? — встречает в нас огромное сопротивление. Богатый юноша промолчал и отошел. Это красноречивый ответ. Наш ответ. У нас ведь целый калейдоскоп препятствий: утилитарные соображения, наша занятость, какие-то психологические заморочки, положение в обществе, мнение этого общества о нас — сколько угодно таких мелочей наберется, лишь бы оправдать наш молчаливый уход от ответа Христу. Человек, имея несколько таких ярусов, просто разрывается. Например, одного семья растаскивает, не пускает к Христу. У другого внутренние сомнения: «А стоит ли идти к Нему? Нет, наверное, я сейчас не готов. Подожду немного». У третьего вообще этого вопроса нет, есть только обрядовая сторона, когда зашел, отстоял, причастился пару раз, куличи освятил — и на этом конец. Чаще всего так и бывает. Каждый должен понять, на каком плане он располагается. Ответил ли он Богу на Его зов и имеет ли свое вопрошание к Нему?
А если мы, вчитавшись в этот текст, вообще себя на месте юноши не найдем? Это будет провалом. Вы понимаете, братья и сестры, что юноша — это ветхозаветный человек? И о первых требованиях Христа к нему — не прелюбы твори: не убий: не укради: не лжесвидетельствуй: чти отца твоего и матерь твою — и говорить не стоит. Разве обсуждают в православной среде вопрос о воровстве? Конечно, нет. Не надо ставить себе в заслугу то, что ты не крадешь, — это само собой разумеется. А вот что мы делаем сверх этого? Если ничего, то мы в Ветхом Завете находимся. Но дело в том, что по большей части мы все-таки этот вопрос задаем: раз мы пришли к престолу Христову, значит, уже ответили Ему на что-то. И теперь нам надо смотреть, насколько мы последовательны и глубоки в своем ответе. Насколько сумели проработать свою жизнь, свое состояние и свое предназначение, понять, что задумано Христом о нас, что надлежит нам сделать. Давайте об этом поразмышляем и попросим Бога, чтобы Он надоумил нас прочитать в этом тексте себя и увидеть, в каком мы состоянии: о чем мы у Него спрашиваем и как Ему отвечаем. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |