Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, каждый год у нас звучит зачало о богатом юноше (Лк., 18, 18–27), каждый год мы пытаемся по мере сил и возможностей глубже понять этот текст. В прошлом году я предлагал вам в связи с осмыслением феномена богатого юноши обратить внимание на изначальный уровень духовного статуса, который он себе задает. Господь ему говорит: чтобы наследовать жизнь вечную, исполни заповеди. Но он сделал уже это, вся сия сохраних от юности. То есть, требование его души другое, более высокое. И Господь переводит его на этот уровень.
Сегодня мне хотелось бы связать это с еще одной темой, которую я неоднократно поднимал на проповедях, в том числе не так давно, — с темой о вечере званых и избранных. В своих размышлениях мы договорились, что мы — избранные и избранничество предполагает волевую активность, созидание внутреннего Я, которое слышит задание Божие о себе и пытается ответить на него в полной мере. Слава Богу, что есть те, которые понимают и отвечают. И эту связь с избранничеством мы увязываем с евангельским юношей, который действительно претендует на избранничество, что ставит перед нами глобальную проблему. Феномен богатого юноши перерастает себя, в нем несколько измерений: одно — когда Господь конкретно указывает на богатство, которое является препятствием для спасения, другое — шире. Нам приходится смотреть на проблему шире, потому что обычно в православных храмах собираются люди не очень имущие, а иногда совсем не имущие. Но меняется ли от этого обращенность Евангелия к нам, менее оно ставится актуальным оттого, что мы не очень имущие? Конечно, нет — Евангелие имеет спрос куда более широкий. Сводить его к богатству в денежном эквиваленте не стоит, ведь главный вопрос там другой — о вечной жизни. Юноша вопрошает: что сотворив, живот вечный наследствую? Давайте подумаем над этим.
2000 лет назад, Палестина, Господь идет по улице и вдруг Ему встречается человек, начинается разговор, собирается толпа, а потом юноша выходит из толпы и задает такой вопрос, и он обсуждается — интеллектуально-духовная варилка прямо на улице образуется. Можете такое представить сейчас? Тогда этот вопрос звучал постоянно. И на протяжении веков звучал, но по мере развития секулярных процессов все меньше и меньше стал произноситься в общественной среде. Сегодня мы наблюдаем ситуацию трагичную. Есть в современном лексиконе понятие маргинализации. Маргиналы — люди, которые не являются профильными для своей социальной группы. Они устарели, отстали, они находятся на периферии общественных интересов. И сегодня вечные вопросы загнаны под своды храмов. Вечные вопросы ограничиваются десятками квадратных метров, как в нашем малюсеньком храме, или сотнями, как в храмах побольше. И все. За стены этот интерес практически не выплескивается. С амвона нас наставляют подумать, и мы задумываемся, потому что здесь, в храме, все способствует этому… Но в другом контексте этот вопрос не звучит — провоцируется только евангельским чтением, непосредственно за Литургией. Но ведь вопрос, заданный юношей, глобален для избранных — для нас с вами. И ответ, данный Христом, актуален для нас. Вся, елика имаши, продаждь, и раздай нищым: и имети имаши сокровище на небеси: и гряди вослед Мене. Что мы можем ответить на такое требование Христа? Можем раздать все? Все — это не деньги, не имущество, которого у нас и так нет, а другое. Что? Сердце. Нужно полностью погрузить его в Христа. Наши сердца погружены в Христа? Скорее всего, нет. Тогда готовы ли мы к этому? Бывают минуты — особенно у новоначальных — когда сердце горит. А потом потухает. По моему опыту многолетних наблюдений, достаточно быстро наступает усталость и вопрос — можешь ли ты оставить все и быть с Христом? — встречает в нас огромное сопротивление. Богатый юноша промолчал и отошел. Это красноречивый ответ. Наш ответ. У нас ведь целый калейдоскоп препятствий: утилитарные соображения, наша занятость, какие-то психологические заморочки, положение в обществе, мнение этого общества о нас — сколько угодно таких мелочей наберется, лишь бы оправдать наш молчаливый уход от ответа Христу. Человек, имея несколько таких ярусов, просто разрывается. Например, одного семья растаскивает, не пускает к Христу. У другого внутренние сомнения: «А стоит ли идти к Нему? Нет, наверное, я сейчас не готов. Подожду немного». У третьего вообще этого вопроса нет, есть только обрядовая сторона, когда зашел, отстоял, причастился пару раз, куличи освятил — и на этом конец. Чаще всего так и бывает. Каждый должен понять, на каком плане он располагается. Ответил ли он Богу на Его зов и имеет ли свое вопрошание к Нему?
А если мы, вчитавшись в этот текст, вообще себя на месте юноши не найдем? Это будет провалом. Вы понимаете, братья и сестры, что юноша — это ветхозаветный человек? И о первых требованиях Христа к нему — не прелюбы твори: не убий: не укради: не лжесвидетельствуй: чти отца твоего и матерь твою — и говорить не стоит. Разве обсуждают в православной среде вопрос о воровстве? Конечно, нет. Не надо ставить себе в заслугу то, что ты не крадешь, — это само собой разумеется. А вот что мы делаем сверх этого? Если ничего, то мы в Ветхом Завете находимся. Но дело в том, что по большей части мы все-таки этот вопрос задаем: раз мы пришли к престолу Христову, значит, уже ответили Ему на что-то. И теперь нам надо смотреть, насколько мы последовательны и глубоки в своем ответе. Насколько сумели проработать свою жизнь, свое состояние и свое предназначение, понять, что задумано Христом о нас, что надлежит нам сделать. Давайте об этом поразмышляем и попросим Бога, чтобы Он надоумил нас прочитать в этом тексте себя и увидеть, в каком мы состоянии: о чем мы у Него спрашиваем и как Ему отвечаем. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |