Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.
Братья и сестры, сегодня мы вновь слышали Евангельское зачало о десяти прокаженных, и в связи с этим рассказом я хотел бы в который раз уже за эти годы обратить ваше внимание на такую основополагающую тему, как благодарность.
История о том, как один исцеленный вернулся, чтобы поблагодарить, а девять других — нет, имеет внутри себя хорошо прописанный акцент. В чем он выражается? По общему контексту суждений и жизни Спасителя, он на наш взгляд кажется не совсем закономерным, спрашивется, что Он так сконцентрировался на одном из возвратившихся? Для светского, не церковного человека вовсе не понятно, зачем Он спрашивает о тех девятерых. Ведь, казалось бы, Он Сам говорил: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18). То есть, не устраивайте показуху, не молитесь на каждом перекрестке, не выпячивайте свои добрые дела и так далее. По логике Его же собственных слов, Он должен был похвалить того вернувшегося. За что ругать тех девятерых? У людей ведь такая радость: они уже ни на что не надеялись, были совершенными изгоями общества — и вдруг оказались очищенными и здоровыми. Что можно от них хотеть, когда с ними произошло такое чудо!? Они ополоумели от радости и о всем забыли. По контексту рассказа логика должна быть такой. Но при этом Господь говорит обратное. Говорит очень веско и значительно. Нет, Он не спрашивает: «Зачем ты пришел?», Его вопрос звучит: «А где те девять? Почему нет их?».
Что значит Его вопрос? Исцеленный сделал все правильно — вернулся поблагодарить. Надо благодарить, вот в чем дело. Но тут сразу в нашем сознании возникает другой момент. А зачем благодарность Богу? Он что, такой тщеславный, что без нашего «спасибо» жить не может? Не будем здесь путаться и сразу скажем, что Господь в этом вовсе не нуждается. Он не тщеславен. Тут речь о некоторых внутренних константах, которые есть в нас и которые обязательно нужно понимать. Ведь, само собой, благодарность — это не дань вежливости. И не конструкция «ты — мне, я — тебе». Господь прямо говорит: «Надо благодарить. Ты правильно сделал, пришел, а тот, кто не вернулся поблагодарить, хотя, может быть, и испытывал это чувство в душе, тот не прав».
Здесь вскрывается внутренний механизм наших духовных устроений, некоторые закономерности нашей души, которые, если нарушены, приводят к весьма плачевным результатам. Отними у человека благодарность – что у него останется? Ничего. Мы ведь прекрасно понимаем, что являемся законченными эгоистами. Все делаем ради себя, любимых. У одного это проявляется явно, у другого скрыто глубже. И только мера компенсации этого эгоизма делает человека человеком. А в чем она выражается? Образно говоря, в закрытости или открытости системы. Человек, по сути своей, жив только тогда, когда его внутренняя система открыта, то есть, когда он открыт Богу и к нему заходит благодать. Когда человек эгоист — система закрыта. Можно привести такой пример: эгоист постоянно находится в замкнутом пространстве выработанного им же углекислого газа и вольно или невольно отравляется им.
Поскольку мы тварные существа, перед Богом мы находимся в состоянии абсолютной зависимости. Он нас создал, Он наш Отец, Он податель всего. Мы молимся, обращаемся к Богу с какими-то словами. Они могут быть разными, но в основном это просьбы — «подай, помилуй, помоги». И на службах мы также взываем: «подай нам, Господи». Это нормально – просить милости у твоего Создателя, но для полноты отношений, так сказать, для равновестности системы надо что-то и отдавать. А что мы можем Ему отдать, когда Он Сам все создал?.. Казалось бы, ничего. Но все-таки у нас есть, что отдать. В Евхаристии, которое есть ни что иное как «благодарение», есть ключевой возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще», то есть, все Твое и от Твоих даров мы тебе приносим. Вроде бы, странная вещь происходит — перераспределение из одного кармана Господа в другой. Но на самом деле все не так просто. На самом деле мы отдаем Богу частичку своего свободного сердца. Мы пришли сегодня в храм, преодолели собственную лень и невежество, а значит в «Твое», в Богово добавляем частичку своего, личного. Это и есть та теплота, то благодарение, которое мы приносим Богу и через которое созидается спасение миру.
За этим стоит и вся общая благодарность человечества, которую оно приносит Богу. Та масса людей, которая Бога не знает вообще, так или иначе выражая благодарность окружающему миру, подтверждает свое единство с Творцом. Эти люди оказываются вовлечены в благодарственный процесс. Благодарность компенсирует наш эгоизм, приносит некоторое равновесие в душу человека. Система нашего эгоизма размыкается, мы открываемся Богу и Он, следовательно, открывается нам. Мы способны отдавать, а не только загребать под себя. Если этого нет, то и человека, собственно, тоже нет.
Посмотрите на типичного эгоиста. Он приспособляемый, живучий, крепкий, но за этим нет подлинного человека. А какая в нем тогда ценность? В жизни масса примеров всего приспособляемого и живучего. Например, вирусы, в которых нет никакой пользы. Ценна ведь не способность подстраиваться и выживать. Дорого то, что редко, уязвимо, то, что может исчезнуть.
Существо благодарное, homo gratus — это человек с глубоко прописанным внутренним образом, которого Господь ждет от нас. А это ох как трудно сделать! Любой из нас заглянет сейчас в душу и поймет, как мало он благодарен, если вообще благодарен. Как часто мы забываем о благодарности — и именно через это деградируем. Тем более что этот грех мы редко в себе находим, попросту забываем о нем.
Первичная благодарность Богу за все и вся — это нормально. Быть благодарным за малое и ценить то, что есть, — лучше, чем изрыгать по любому поводу желчь, как часто мы и делаем. Сегодняшнее евангельское зачало как раз и призывает нас вскармливать это духовное свойство благодарности, которое, увы, многим неведомо. А почему? Потому что пощупать его не получается, понять, какая с этого выгода, не выходит. Ведь благодарность — неуловима, невидима, неощутима. Тут кстати будет вспоминать о тех девятерых, которые разбежались, не поблагодарив. Вчитываясь в слова: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 12-19), мы должны их относить к себе, чтобы протрезвел наш ум от самодовольства. Давайте помолимся о том, чтобы Господь помог нам и научил нас благодарить. Аминь.
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
7 | поне-дельник | БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла | Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
8 | вторник | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН | |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Среда 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Четверг 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
11 | пятница | Пятница 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение ВХ | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение НХ | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя ва́ий (цветоно́сная, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ |
Литургия НХ | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия ВХ | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
14 | поне-дельник | Страстна́я седмица. Великий Понедельник | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня. | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Страстна́я седмица. Великий Вторник | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня. | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | среда | Страстна́я седмица. Великая Среда | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
17 | четверг | Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
18 | пятница | Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ | 13-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
19 | суббота | Страстна́я седмица. Великая Суббота Освящение куличей и пасох: |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий | |||||
Чтение Деяний апостольских | 21-30 | ||||
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 | ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ | ||||
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Светлое Христово Воскресение. ПАСХА | Литургия ВХ | 00-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия НХ | 00-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Пасхальная вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | поне-дельник | Понедельник Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
22 | вторник | Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Среда Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Четверг Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой | Литургия Водосвятный молебен | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» | Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
26 | суббота | Суббота Светлой седмицы | Литургия раздача артоса | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
28 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | вторник | РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
30 | среда | Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН |