Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Братья и сестры, сегодня мы вновь слышали Евангельское зачало о десяти прокаженных, и в связи с этим рассказом я хотел бы в который раз уже за эти годы обратить ваше внимание на такую основополагающую тему, как благодарность.

История о том, как один исцеленный вернулся, чтобы поблагодарить, а девять других — нет, имеет внутри себя хорошо прописанный акцент. В чем он выражается? По общему контексту суждений и жизни Спасителя, он на наш взгляд кажется не совсем закономерным, спрашивется, что Он так сконцентрировался на одном из возвратившихся? Для светского, не церковного человека вовсе не понятно, зачем Он спрашивает о тех девятерых. Ведь, казалось бы, Он Сам говорил: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18). То есть, не устраивайте показуху, не молитесь на каждом перекрестке, не выпячивайте свои добрые дела и так далее. По логике Его же собственных слов, Он должен был похвалить того вернувшегося. За что ругать тех девятерых? У людей ведь такая радость: они уже ни на что не надеялись, были совершенными изгоями общества — и вдруг оказались очищенными и здоровыми. Что можно от них хотеть, когда с ними произошло такое чудо!? Они ополоумели от радости и о всем забыли. По контексту рассказа логика должна быть такой. Но при этом Господь говорит обратное. Говорит очень веско и значительно. Нет, Он не спрашивает: «Зачем ты пришел?», Его вопрос звучит: «А где те девять? Почему нет их?».

Что значит Его вопрос? Исцеленный сделал все правильно — вернулся поблагодарить. Надо благодарить, вот в чем дело. Но тут сразу в нашем сознании возникает другой момент. А зачем благодарность Богу? Он что, такой тщеславный, что без нашего «спасибо» жить не может? Не будем здесь путаться и сразу скажем, что Господь в этом вовсе не нуждается. Он не тщеславен. Тут речь о некоторых внутренних константах, которые есть в нас и которые обязательно нужно понимать. Ведь, само собой, благодарность — это не дань вежливости. И не конструкция «ты — мне, я — тебе». Господь прямо говорит: «Надо благодарить. Ты правильно сделал, пришел, а тот, кто не вернулся поблагодарить, хотя, может быть, и испытывал это чувство в душе, тот не прав».

Здесь вскрывается внутренний механизм наших духовных устроений, некоторые закономерности нашей души, которые, если нарушены, приводят к весьма плачевным результатам. Отними у человека благодарность – что у него останется? Ничего. Мы ведь прекрасно понимаем, что являемся законченными эгоистами. Все делаем ради себя, любимых. У одного это проявляется явно, у другого скрыто глубже. И только мера компенсации этого эгоизма делает человека человеком. А в чем она выражается? Образно говоря, в закрытости или открытости системы. Человек, по сути своей, жив только тогда, когда его внутренняя система открыта, то есть, когда он открыт Богу и к нему заходит благодать. Когда человек эгоист — система закрыта. Можно привести такой пример: эгоист постоянно находится в замкнутом пространстве выработанного им же углекислого газа и вольно или невольно отравляется им.

Поскольку мы тварные существа, перед Богом мы находимся в состоянии абсолютной зависимости. Он нас создал, Он наш Отец, Он податель всего. Мы молимся, обращаемся к Богу с какими-то словами. Они могут быть разными, но в основном это просьбы — «подай, помилуй, помоги». И на службах мы также взываем: «подай нам, Господи». Это нормально – просить милости у твоего Создателя, но для полноты отношений, так сказать, для равновестности системы надо что-то и отдавать. А что мы можем Ему отдать, когда Он Сам все создал?.. Казалось бы, ничего. Но все-таки у нас есть, что отдать. В Евхаристии, которое есть ни что иное как «благодарение», есть ключевой возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще», то есть, все Твое и от Твоих даров мы тебе приносим. Вроде бы, странная вещь происходит — перераспределение из одного кармана Господа в другой. Но на самом деле все не так просто. На самом деле мы отдаем Богу частичку своего свободного сердца. Мы пришли сегодня в храм, преодолели собственную лень и невежество, а значит в «Твое», в Богово добавляем частичку своего, личного. Это и есть та теплота, то благодарение, которое мы приносим Богу и через которое созидается спасение миру.

За этим стоит и вся общая благодарность человечества, которую оно приносит Богу. Та масса людей, которая Бога не знает вообще, так или иначе выражая благодарность окружающему миру, подтверждает свое единство с Творцом. Эти люди оказываются вовлечены в благодарственный процесс. Благодарность компенсирует наш эгоизм, приносит некоторое равновесие в душу человека. Система нашего эгоизма размыкается, мы открываемся Богу и Он, следовательно, открывается нам. Мы способны отдавать, а не только загребать под себя. Если этого нет, то и человека, собственно, тоже нет.

Посмотрите на типичного эгоиста. Он приспособляемый, живучий, крепкий, но за этим нет подлинного человека. А какая в нем тогда ценность? В жизни масса примеров всего приспособляемого и живучего. Например, вирусы, в которых нет никакой пользы. Ценна ведь не способность подстраиваться и выживать. Дорого то, что редко, уязвимо, то, что может исчезнуть.

Существо благодарное, homo gratus — это человек с глубоко прописанным внутренним образом, которого Господь ждет от нас. А это ох как трудно сделать! Любой из нас заглянет сейчас в душу и поймет, как мало он благодарен, если вообще благодарен. Как часто мы забываем о благодарности — и именно через это деградируем. Тем более что этот грех мы редко в себе находим, попросту забываем о нем.

Первичная благодарность Богу за все и вся — это нормально. Быть благодарным за малое и ценить то, что есть, — лучше, чем изрыгать по любому поводу желчь, как часто мы и делаем. Сегодняшнее евангельское зачало как раз и призывает нас вскармливать это духовное свойство благодарности, которое, увы, многим неведомо. А почему? Потому что пощупать его не получается, понять, какая с этого выгода, не выходит. Ведь благодарность — неуловима, невидима, неощутима. Тут кстати будет вспоминать о тех девятерых, которые разбежались, не поблагодарив. Вчитываясь в слова: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 12-19), мы должны их относить к себе, чтобы протрезвел наш ум от самодовольства. Давайте помолимся о том, чтобы Господь помог нам и научил нас благодарить. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 пятница Попразднство Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
31 суббота Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ 
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2024 года
1 воскре-сенье Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ 
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН ~ 12:15
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.НИКОЛАЙ
2 поне-дельник Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
3 вторник Попразднство Успения. Ап. от 70-ти Фадде́я Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Успения. Мч. Агафоника Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
5 четверг Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
6 пятница Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
7 суббота Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
8 воскре-сенье Неделя 11-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ 
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.НИКОЛАЙ
9 поне-дельник Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 вторник Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
11 среда Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
12 четверг Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
13 пятница Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
14 суббота Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Столпника и матери его Марфы Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
15 воскре-сенье Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.ИОАНН
16 поне-дельник Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
17 вторник Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
18 среда Прор. Захарии и прав. Елисаветы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
19 четверг Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла, в Хонех Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 пятница Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
21 суббота Суббота пред Воздвижением
Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии 
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
22 воскре-сенье Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
23 поне-дельник Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
24 вторник Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
25 среда Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
26 четверг Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения  Креста Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
27 пятница Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
28 суббота Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
29 воскре-сенье Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехвальной Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ 
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Полиелей 17-00 иер.ИОАНН
30 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
1 вторник Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 среда Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
4 пятница Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.