Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Братья и сестры, сегодня мы вновь слышали Евангельское зачало о десяти прокаженных, и в связи с этим рассказом я хотел бы в который раз уже за эти годы обратить ваше внимание на такую основополагающую тему, как благодарность.

История о том, как один исцеленный вернулся, чтобы поблагодарить, а девять других — нет, имеет внутри себя хорошо прописанный акцент. В чем он выражается? По общему контексту суждений и жизни Спасителя, он на наш взгляд кажется не совсем закономерным, спрашивется, что Он так сконцентрировался на одном из возвратившихся? Для светского, не церковного человека вовсе не понятно, зачем Он спрашивает о тех девятерых. Ведь, казалось бы, Он Сам говорил: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18). То есть, не устраивайте показуху, не молитесь на каждом перекрестке, не выпячивайте свои добрые дела и так далее. По логике Его же собственных слов, Он должен был похвалить того вернувшегося. За что ругать тех девятерых? У людей ведь такая радость: они уже ни на что не надеялись, были совершенными изгоями общества — и вдруг оказались очищенными и здоровыми. Что можно от них хотеть, когда с ними произошло такое чудо!? Они ополоумели от радости и о всем забыли. По контексту рассказа логика должна быть такой. Но при этом Господь говорит обратное. Говорит очень веско и значительно. Нет, Он не спрашивает: «Зачем ты пришел?», Его вопрос звучит: «А где те девять? Почему нет их?».

Что значит Его вопрос? Исцеленный сделал все правильно — вернулся поблагодарить. Надо благодарить, вот в чем дело. Но тут сразу в нашем сознании возникает другой момент. А зачем благодарность Богу? Он что, такой тщеславный, что без нашего «спасибо» жить не может? Не будем здесь путаться и сразу скажем, что Господь в этом вовсе не нуждается. Он не тщеславен. Тут речь о некоторых внутренних константах, которые есть в нас и которые обязательно нужно понимать. Ведь, само собой, благодарность — это не дань вежливости. И не конструкция «ты — мне, я — тебе». Господь прямо говорит: «Надо благодарить. Ты правильно сделал, пришел, а тот, кто не вернулся поблагодарить, хотя, может быть, и испытывал это чувство в душе, тот не прав».

Здесь вскрывается внутренний механизм наших духовных устроений, некоторые закономерности нашей души, которые, если нарушены, приводят к весьма плачевным результатам. Отними у человека благодарность – что у него останется? Ничего. Мы ведь прекрасно понимаем, что являемся законченными эгоистами. Все делаем ради себя, любимых. У одного это проявляется явно, у другого скрыто глубже. И только мера компенсации этого эгоизма делает человека человеком. А в чем она выражается? Образно говоря, в закрытости или открытости системы. Человек, по сути своей, жив только тогда, когда его внутренняя система открыта, то есть, когда он открыт Богу и к нему заходит благодать. Когда человек эгоист — система закрыта. Можно привести такой пример: эгоист постоянно находится в замкнутом пространстве выработанного им же углекислого газа и вольно или невольно отравляется им.

Поскольку мы тварные существа, перед Богом мы находимся в состоянии абсолютной зависимости. Он нас создал, Он наш Отец, Он податель всего. Мы молимся, обращаемся к Богу с какими-то словами. Они могут быть разными, но в основном это просьбы — «подай, помилуй, помоги». И на службах мы также взываем: «подай нам, Господи». Это нормально – просить милости у твоего Создателя, но для полноты отношений, так сказать, для равновестности системы надо что-то и отдавать. А что мы можем Ему отдать, когда Он Сам все создал?.. Казалось бы, ничего. Но все-таки у нас есть, что отдать. В Евхаристии, которое есть ни что иное как «благодарение», есть ключевой возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще», то есть, все Твое и от Твоих даров мы тебе приносим. Вроде бы, странная вещь происходит — перераспределение из одного кармана Господа в другой. Но на самом деле все не так просто. На самом деле мы отдаем Богу частичку своего свободного сердца. Мы пришли сегодня в храм, преодолели собственную лень и невежество, а значит в «Твое», в Богово добавляем частичку своего, личного. Это и есть та теплота, то благодарение, которое мы приносим Богу и через которое созидается спасение миру.

За этим стоит и вся общая благодарность человечества, которую оно приносит Богу. Та масса людей, которая Бога не знает вообще, так или иначе выражая благодарность окружающему миру, подтверждает свое единство с Творцом. Эти люди оказываются вовлечены в благодарственный процесс. Благодарность компенсирует наш эгоизм, приносит некоторое равновесие в душу человека. Система нашего эгоизма размыкается, мы открываемся Богу и Он, следовательно, открывается нам. Мы способны отдавать, а не только загребать под себя. Если этого нет, то и человека, собственно, тоже нет.

Посмотрите на типичного эгоиста. Он приспособляемый, живучий, крепкий, но за этим нет подлинного человека. А какая в нем тогда ценность? В жизни масса примеров всего приспособляемого и живучего. Например, вирусы, в которых нет никакой пользы. Ценна ведь не способность подстраиваться и выживать. Дорого то, что редко, уязвимо, то, что может исчезнуть.

Существо благодарное, homo gratus — это человек с глубоко прописанным внутренним образом, которого Господь ждет от нас. А это ох как трудно сделать! Любой из нас заглянет сейчас в душу и поймет, как мало он благодарен, если вообще благодарен. Как часто мы забываем о благодарности — и именно через это деградируем. Тем более что этот грех мы редко в себе находим, попросту забываем о нем.

Первичная благодарность Богу за все и вся — это нормально. Быть благодарным за малое и ценить то, что есть, — лучше, чем изрыгать по любому поводу желчь, как часто мы и делаем. Сегодняшнее евангельское зачало как раз и призывает нас вскармливать это духовное свойство благодарности, которое, увы, многим неведомо. А почему? Потому что пощупать его не получается, понять, какая с этого выгода, не выходит. Ведь благодарность — неуловима, невидима, неощутима. Тут кстати будет вспоминать о тех девятерых, которые разбежались, не поблагодарив. Вчитываясь в слова: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 12-19), мы должны их относить к себе, чтобы протрезвел наш ум от самодовольства. Давайте помолимся о том, чтобы Господь помог нам и научил нас благодарить. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 поне-дельник Седмица 5-я Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года
1 вторник Вторник 5-й седмицы Великого поста Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
2 среда Среда 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
3 четверг Четверг 5-й седмицы Великого поста
ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
4 пятница Пятница 5-й седмицы Великого поста Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
5 суббота Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
6 воскре-сенье Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси
ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
7 поне-дельник БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла Утреня 18-00 иер.ИОАНН
8 вторник Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
9 среда Среда 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 четверг Четверг 6-й седмицы, ва́ий Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
СОБОРОВАНИЕ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
11 пятница Пятница 6-й седмицы, ва́ий Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 суббота Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение ВХ 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Всенощное бдение НХ 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
13 воскре-сенье Неделя ва́ий (цветоно́сная,
ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ)
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ
Литургия НХ 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия ВХ 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Вечерня 17-00 иер.ИОАНН
14 поне-дельник Страстна́я седмица. Великий Понедельник Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.ИОАНН
Утреня. 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
15 вторник Страстна́я седмица. Великий Вторник Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
16 среда Страстна́я седмица. Великая Среда Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
17 четверг Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
18 пятница Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Царские часы 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ 13-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
19 суббота Страстна́я седмица. Великая Суббота
Освящение куличей и пасох: 
Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий
    Чтение Деяний апостольских 21-30  
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
20 воскре-сенье Светлое Христово Воскресение. ПАСХА Литургия ВХ 00-00 прот.ВАЛЕНТИН
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия НХ 00-00 прот.ГЕОРГИЙ
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Пасхальная вечерня 17-00 иер.ИОАНН
21 поне-дельник Понедельник Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
22 вторник Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
23 среда Среда Светлой седмицы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
24 четверг Четверг Светлой седмицы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой Литургия Водосвятный молебен 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
26 суббота Суббота Светлой седмицы Литургия раздача артоса 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
27 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
28 поне-дельник Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
29 вторник РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших Литургия 07-00 иер.ИОАНН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
30 среда Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
1 четверг Прп. Иоа́нна.  Макси́мовской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 пятница Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
3 суббота Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
пом:  иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.