Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Проповедь в Неделю 26-ю по Пятидесятнице. О благодарности. 18 декабря 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Братья и сестры, сегодня мы вновь слышали Евангельское зачало о десяти прокаженных, и в связи с этим рассказом я хотел бы в который раз уже за эти годы обратить ваше внимание на такую основополагающую тему, как благодарность.

История о том, как один исцеленный вернулся, чтобы поблагодарить, а девять других — нет, имеет внутри себя хорошо прописанный акцент. В чем он выражается? По общему контексту суждений и жизни Спасителя, он на наш взгляд кажется не совсем закономерным, спрашивется, что Он так сконцентрировался на одном из возвратившихся? Для светского, не церковного человека вовсе не понятно, зачем Он спрашивает о тех девятерых. Ведь, казалось бы, Он Сам говорил: И Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 17–18). То есть, не устраивайте показуху, не молитесь на каждом перекрестке, не выпячивайте свои добрые дела и так далее. По логике Его же собственных слов, Он должен был похвалить того вернувшегося. За что ругать тех девятерых? У людей ведь такая радость: они уже ни на что не надеялись, были совершенными изгоями общества — и вдруг оказались очищенными и здоровыми. Что можно от них хотеть, когда с ними произошло такое чудо!? Они ополоумели от радости и о всем забыли. По контексту рассказа логика должна быть такой. Но при этом Господь говорит обратное. Говорит очень веско и значительно. Нет, Он не спрашивает: «Зачем ты пришел?», Его вопрос звучит: «А где те девять? Почему нет их?».

Что значит Его вопрос? Исцеленный сделал все правильно — вернулся поблагодарить. Надо благодарить, вот в чем дело. Но тут сразу в нашем сознании возникает другой момент. А зачем благодарность Богу? Он что, такой тщеславный, что без нашего «спасибо» жить не может? Не будем здесь путаться и сразу скажем, что Господь в этом вовсе не нуждается. Он не тщеславен. Тут речь о некоторых внутренних константах, которые есть в нас и которые обязательно нужно понимать. Ведь, само собой, благодарность — это не дань вежливости. И не конструкция «ты — мне, я — тебе». Господь прямо говорит: «Надо благодарить. Ты правильно сделал, пришел, а тот, кто не вернулся поблагодарить, хотя, может быть, и испытывал это чувство в душе, тот не прав».

Здесь вскрывается внутренний механизм наших духовных устроений, некоторые закономерности нашей души, которые, если нарушены, приводят к весьма плачевным результатам. Отними у человека благодарность – что у него останется? Ничего. Мы ведь прекрасно понимаем, что являемся законченными эгоистами. Все делаем ради себя, любимых. У одного это проявляется явно, у другого скрыто глубже. И только мера компенсации этого эгоизма делает человека человеком. А в чем она выражается? Образно говоря, в закрытости или открытости системы. Человек, по сути своей, жив только тогда, когда его внутренняя система открыта, то есть, когда он открыт Богу и к нему заходит благодать. Когда человек эгоист — система закрыта. Можно привести такой пример: эгоист постоянно находится в замкнутом пространстве выработанного им же углекислого газа и вольно или невольно отравляется им.

Поскольку мы тварные существа, перед Богом мы находимся в состоянии абсолютной зависимости. Он нас создал, Он наш Отец, Он податель всего. Мы молимся, обращаемся к Богу с какими-то словами. Они могут быть разными, но в основном это просьбы — «подай, помилуй, помоги». И на службах мы также взываем: «подай нам, Господи». Это нормально – просить милости у твоего Создателя, но для полноты отношений, так сказать, для равновестности системы надо что-то и отдавать. А что мы можем Ему отдать, когда Он Сам все создал?.. Казалось бы, ничего. Но все-таки у нас есть, что отдать. В Евхаристии, которое есть ни что иное как «благодарение», есть ключевой возглас «Твоя от Твоих Тебе приносяще», то есть, все Твое и от Твоих даров мы тебе приносим. Вроде бы, странная вещь происходит — перераспределение из одного кармана Господа в другой. Но на самом деле все не так просто. На самом деле мы отдаем Богу частичку своего свободного сердца. Мы пришли сегодня в храм, преодолели собственную лень и невежество, а значит в «Твое», в Богово добавляем частичку своего, личного. Это и есть та теплота, то благодарение, которое мы приносим Богу и через которое созидается спасение миру.

За этим стоит и вся общая благодарность человечества, которую оно приносит Богу. Та масса людей, которая Бога не знает вообще, так или иначе выражая благодарность окружающему миру, подтверждает свое единство с Творцом. Эти люди оказываются вовлечены в благодарственный процесс. Благодарность компенсирует наш эгоизм, приносит некоторое равновесие в душу человека. Система нашего эгоизма размыкается, мы открываемся Богу и Он, следовательно, открывается нам. Мы способны отдавать, а не только загребать под себя. Если этого нет, то и человека, собственно, тоже нет.

Посмотрите на типичного эгоиста. Он приспособляемый, живучий, крепкий, но за этим нет подлинного человека. А какая в нем тогда ценность? В жизни масса примеров всего приспособляемого и живучего. Например, вирусы, в которых нет никакой пользы. Ценна ведь не способность подстраиваться и выживать. Дорого то, что редко, уязвимо, то, что может исчезнуть.

Существо благодарное, homo gratus — это человек с глубоко прописанным внутренним образом, которого Господь ждет от нас. А это ох как трудно сделать! Любой из нас заглянет сейчас в душу и поймет, как мало он благодарен, если вообще благодарен. Как часто мы забываем о благодарности — и именно через это деградируем. Тем более что этот грех мы редко в себе находим, попросту забываем о нем.

Первичная благодарность Богу за все и вся — это нормально. Быть благодарным за малое и ценить то, что есть, — лучше, чем изрыгать по любому поводу желчь, как часто мы и делаем. Сегодняшнее евангельское зачало как раз и призывает нас вскармливать это духовное свойство благодарности, которое, увы, многим неведомо. А почему? Потому что пощупать его не получается, понять, какая с этого выгода, не выходит. Ведь благодарность — неуловима, невидима, неощутима. Тут кстати будет вспоминать о тех девятерых, которые разбежались, не поблагодарив. Вчитываясь в слова: не десять ли очистились? где же девять? (Лк. 17, 12-19), мы должны их относить к себе, чтобы протрезвел наш ум от самодовольства. Давайте помолимся о том, чтобы Господь помог нам и научил нас благодарить. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
28 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии Литургия 08-00 иер.Иоанн
Полиелей 18-00 прот.Валентин
30 суббота Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2023 года
1 воскре-сенье Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня с акафистом 17-00 прот.Олег
2 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Мч. Трофима Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
3 вторник Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр, д.Николай
4 среда Отдание праздника Воздвижения Креста Господня Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Ап. от 70-ти Кодра́та. Сщмч. Фо́ки, еп. Синопи́йского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 пятница Зача́тие Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона. Мирожской иконы Божией Матери. Блгв. кн. Владислава Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
8 воскре-сенье Неделя 18-я по Пятидесятнице. Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
прот.Георгий
Всенощное бдение 17-00 иер.Иоанн
9 поне-дельник Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
10 вторник Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 среда Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
12 четверг Прп. Кириа́ка отшельника Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 пятница Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
14 суббота Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
пом.: Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин иер.Алексий, д.Николай пом.: Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
15 воскре-сенье Неделя 19-я по Пятидесятнице. Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны. Мчч. Иоанна, Стефана, Петра, Бориса, Иакова и иже с ними Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня с акафистом 17-00 прот.Георгий
16 поне-дельник Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр, д.Николай
17 вторник Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
18 среда Святителей Московских Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
19 четверг Апостола Фомы́ Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
20 пятница Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 суббота Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я. Собор Вятских святых. Свт. Ионы Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
22 воскре-сенье Неделя 20-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн, д.Николай
иер.Алексий
Утреня с акафистом 17-00 иер.Александр
23 поне-дельник Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия 17-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 17-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
25 среда Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 прот.Георгий
Полиелей 18-00 иер.Алексий
26 четверг Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
27 пятница Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
28 суббота Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших
Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн, д.Николай
прот.Георгий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 21-я по Пятидесятнице. Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Иоанн, д.Николай
иер.Алексий
Утреня с акафистом 17-00 иер.Алексий
30 поне-дельник Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
31 вторник Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
1 среда Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
2 четверг Вмч. Артемия. Прав. Артемия Веркольского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
3 пятница Прп. Илариона. Свт. Илариона Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
4 суббота Празднование Казанской иконе Божией Матери Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
прот.Георгий, иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий, иер.Иоанн
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.