Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Причудливым сочетанием календаря и воскресных зачал продолжается наши прошлые размышления о нас с вами, братья и сестры, — о званых и избранных, о которых только что мы читали Евангелие (Лк., 14, 16–24). Сегодня эта тема поставлена перед нами в остром ракурсе, потому что мы присутствуем при воскресенье, последнем в году. Перед нами — рубеж, новолетие, которое при всей своей языческой подоплеке бывает полезно. Бой курантов способен отрезвить подчас самый ленивый ум, который начинает замечать, что прошел какой-то отрезок жизни, ушел в вечность, больше нет его, а наступает новый.
Мы много раз говорили о том, что понимаем себя как избранных, и это правильно. Мы, малое стадо пришедших к Богу на Евхаристию, действительно избраны, более того — мы ответили Богу на Его зов. В полной мере или нет — вопрос, который также заложен в этой притче, — но ответили. И когда перед нами возникает грань нового времени, мы несем естественную ответственность — проявить себя в новом времени как избранные. Для этого вечерю нужно нам понимать в пределе своего значения и во всей широте распространения: придя на Евхаристию и причастившись, выйдя из храма, мы должны оставаться избранными и звучать в новом времени как избранные, осаливать его. Но как? Это тяжелый вопрос, который я в течение многих лет ставлю перед вами и перед собой.
Чем мы, избранные, вышедшие в мир, отличаемся от тех внешних, которые его населяют? Внешние всегда, с издевкой поглядывая на нас, спрашивают — ну чем, чем вы отличаетесь? Действительно, по внешним признакам, по эмоциональным реакциям, по нашей агрессии, невыдержанности, укладу жизни — ничем. Сличи христианина и другого — все то же самое, а иногда и хуже. Если мы оказываемся в какой-нибудь каверзной ситуации и пасуем, а потом еще выясняется, что мы — православные… Хоть стой, хоть падай. А ведь предполагается по умолчанию, что мы святые или призваны к святости, что для некоторых почти одно и то же. Раз мы святые, то и житие наше должно быть праведным. А если оно не такое, как все, глядя на нас, утверждают, то мы просто лицемеры и ханжи. А раз лицемеры, то сразу выбрасываемся из правового поля равноправных общественных отношений.
Другие — те, кто не претендует на святость, — оказываются сильнее нас. Современные политические технологии налажены изумительно — так, что практически любая наша попытка выступления, публичного спора будет проиграна, потому что есть такие крючки, с которых мы не сумеем вывернуться, обязательно попадемся. Да и выворачиваться-то грешно для православного сознания: мы должны сказать либо да, либо нет, полумер не может быть — так в Евангелии определено. На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх говорил о том, что запрещает публичные выступления священникам, потому что они проигрывают, даже опытные, как мы неоднократно наблюдали, уходят с ристалища совсем не в славе. И это дает нам дополнительный комплекс. В сравнительном анализе с миром мы частенько проигрываем и прячемся по углам. Слово с амвона давно уже не действует, потому что слишком маленькая общность находится в его поле, в то время как политические технологии покрывают огромные территории и десять человек на паре каналов определяют все. И перед нами вопрос — может быть, нам и правда уйти в кусты, чтобы хуже-то не было? Подобные малодушные мысли имеют основания, но это не выход.
Не должны мы забывать о том, что сила мира, может быть, и не с нами, но с нами намного большая — сила Божия и мы можем надеяться на нее, на Его мудрость. Это и есть отличие между нами и людьми мира сего. Оно — в обладании смыслом. Вспоминается мне давний случай. Я тогда еще в деревне служил и ехал на такси с каких-то похорон. А на отпевании у нас был хор, который не пел — стонал. И вот таксист мне заявляет: «Может быть, ваш вой и не нужен был? Может быть, его убрать вообще?». «И что же, под дудки лучше было бы?» — спрашиваю. «Лучше. Вот вы воете там — «вечная память, вечная память…». Но ведь знаете, что врете. Через год забудут этого человека, и никакой вечной памяти ему не будет». А вот тут-то как раз и неверно, и здесь налицо отличие. Отличаемся мы тем, что обладаем смыслом: пусть и плохо поем, но понимаем, о чем поем, понимаем, что вечная память — не людская память и здесь-то забудут, но там будут помнить. Дудки — пустые, а мы имеем смысл, истину, Христа, и это дорого стоит, этого слишком много. Мы, избранные, обладаем этим смыслом во всей полноте. А эпигоны верят не в вечную память, а в свои эти дудки, которые на низших ступенях аксиологической лестницы находятся — и в этом смысле мы несравнимо сильнее их.
И вот перед нами, братья и сестры, задание на новолетие. Приходить на Литургию, где в евхаристическом общении вся полнота Божества вселяется в нас через причастие, Сам Христос. А потом выплескивать литургическую, Христову керигму за стену храма. Дело не в том, что мы должны кричать на площадях о том, что Господь любит всех, когда всем до этого нет никакого дела, а в модусе семьи и профессионального нашего уклада. Каждым своим делом мы должны проповедовать истину о том, что все христоцентрично, все может прийти к Христу. Это трудно. Попробуй в семье быть всепрощающим добром и умиротворяющим лоном, которое не враждует, не сечет всех подряд, а примиряет все и вся и любовью покрывает. И в профессиональном укладе то же. Чем бы ты ни занимался, хоть бухгалтерией, хоть слесарным делом, хоть столярным, делай это проявлением Христовой благодати, свидетельствуй через свое дело о Его истине. Отсюда и вывод нам, братья и сестры, трудиться в новолетии, в которое вступаем, и будем нести истину о Христе во всех проявлениях своей жизни. Как бы трудно нам не было, будем дерзать, будем каждым своим делом, словом и помышлением подтверждать, что мы все-таки ученики Христовы. Помолимся о том, чтобы Господь подал нам сил свидетельствовать о Нем во всей полноте нашего любящего сердца. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
5 | вторник | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр, д.Николай | |||
6 | среда | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | четверг | Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | пятница | Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист «Зна́мению» | 17-00 | прот.Олег | |||
11 | поне-дельник | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
12 | вторник | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
13 | среда | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | четверг | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | пятница | Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай | |||
18 | поне-дельник | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | вторник | Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
20 | среда | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | четверг | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
22 | пятница | Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист свт. Спиридону | 17-00 | иер.Иоанн | |||
25 | поне-дельник | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
26 | вторник | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
27 | среда | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
28 | четверг | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | пятница | Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Новогодний молебен | 17-00 | прот.Валентин |