Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Причудливым сочетанием календаря и воскресных зачал продолжается наши прошлые размышления о нас с вами, братья и сестры, — о званых и избранных, о которых только что мы читали Евангелие (Лк., 14, 16–24). Сегодня эта тема поставлена перед нами в остром ракурсе, потому что мы присутствуем при воскресенье, последнем в году. Перед нами — рубеж, новолетие, которое при всей своей языческой подоплеке бывает полезно. Бой курантов способен отрезвить подчас самый ленивый ум, который начинает замечать, что прошел какой-то отрезок жизни, ушел в вечность, больше нет его, а наступает новый.
Мы много раз говорили о том, что понимаем себя как избранных, и это правильно. Мы, малое стадо пришедших к Богу на Евхаристию, действительно избраны, более того — мы ответили Богу на Его зов. В полной мере или нет — вопрос, который также заложен в этой притче, — но ответили. И когда перед нами возникает грань нового времени, мы несем естественную ответственность — проявить себя в новом времени как избранные. Для этого вечерю нужно нам понимать в пределе своего значения и во всей широте распространения: придя на Евхаристию и причастившись, выйдя из храма, мы должны оставаться избранными и звучать в новом времени как избранные, осаливать его. Но как? Это тяжелый вопрос, который я в течение многих лет ставлю перед вами и перед собой.
Чем мы, избранные, вышедшие в мир, отличаемся от тех внешних, которые его населяют? Внешние всегда, с издевкой поглядывая на нас, спрашивают — ну чем, чем вы отличаетесь? Действительно, по внешним признакам, по эмоциональным реакциям, по нашей агрессии, невыдержанности, укладу жизни — ничем. Сличи христианина и другого — все то же самое, а иногда и хуже. Если мы оказываемся в какой-нибудь каверзной ситуации и пасуем, а потом еще выясняется, что мы — православные… Хоть стой, хоть падай. А ведь предполагается по умолчанию, что мы святые или призваны к святости, что для некоторых почти одно и то же. Раз мы святые, то и житие наше должно быть праведным. А если оно не такое, как все, глядя на нас, утверждают, то мы просто лицемеры и ханжи. А раз лицемеры, то сразу выбрасываемся из правового поля равноправных общественных отношений.
Другие — те, кто не претендует на святость, — оказываются сильнее нас. Современные политические технологии налажены изумительно — так, что практически любая наша попытка выступления, публичного спора будет проиграна, потому что есть такие крючки, с которых мы не сумеем вывернуться, обязательно попадемся. Да и выворачиваться-то грешно для православного сознания: мы должны сказать либо да, либо нет, полумер не может быть — так в Евангелии определено. На последнем епархиальном собрании Святейший Патриарх говорил о том, что запрещает публичные выступления священникам, потому что они проигрывают, даже опытные, как мы неоднократно наблюдали, уходят с ристалища совсем не в славе. И это дает нам дополнительный комплекс. В сравнительном анализе с миром мы частенько проигрываем и прячемся по углам. Слово с амвона давно уже не действует, потому что слишком маленькая общность находится в его поле, в то время как политические технологии покрывают огромные территории и десять человек на паре каналов определяют все. И перед нами вопрос — может быть, нам и правда уйти в кусты, чтобы хуже-то не было? Подобные малодушные мысли имеют основания, но это не выход.
Не должны мы забывать о том, что сила мира, может быть, и не с нами, но с нами намного большая — сила Божия и мы можем надеяться на нее, на Его мудрость. Это и есть отличие между нами и людьми мира сего. Оно — в обладании смыслом. Вспоминается мне давний случай. Я тогда еще в деревне служил и ехал на такси с каких-то похорон. А на отпевании у нас был хор, который не пел — стонал. И вот таксист мне заявляет: «Может быть, ваш вой и не нужен был? Может быть, его убрать вообще?». «И что же, под дудки лучше было бы?» — спрашиваю. «Лучше. Вот вы воете там — «вечная память, вечная память…». Но ведь знаете, что врете. Через год забудут этого человека, и никакой вечной памяти ему не будет». А вот тут-то как раз и неверно, и здесь налицо отличие. Отличаемся мы тем, что обладаем смыслом: пусть и плохо поем, но понимаем, о чем поем, понимаем, что вечная память — не людская память и здесь-то забудут, но там будут помнить. Дудки — пустые, а мы имеем смысл, истину, Христа, и это дорого стоит, этого слишком много. Мы, избранные, обладаем этим смыслом во всей полноте. А эпигоны верят не в вечную память, а в свои эти дудки, которые на низших ступенях аксиологической лестницы находятся — и в этом смысле мы несравнимо сильнее их.
И вот перед нами, братья и сестры, задание на новолетие. Приходить на Литургию, где в евхаристическом общении вся полнота Божества вселяется в нас через причастие, Сам Христос. А потом выплескивать литургическую, Христову керигму за стену храма. Дело не в том, что мы должны кричать на площадях о том, что Господь любит всех, когда всем до этого нет никакого дела, а в модусе семьи и профессионального нашего уклада. Каждым своим делом мы должны проповедовать истину о том, что все христоцентрично, все может прийти к Христу. Это трудно. Попробуй в семье быть всепрощающим добром и умиротворяющим лоном, которое не враждует, не сечет всех подряд, а примиряет все и вся и любовью покрывает. И в профессиональном укладе то же. Чем бы ты ни занимался, хоть бухгалтерией, хоть слесарным делом, хоть столярным, делай это проявлением Христовой благодати, свидетельствуй через свое дело о Его истине. Отсюда и вывод нам, братья и сестры, трудиться в новолетии, в которое вступаем, и будем нести истину о Христе во всех проявлениях своей жизни. Как бы трудно нам не было, будем дерзать, будем каждым своим делом, словом и помышлением подтверждать, что мы все-таки ученики Христовы. Помолимся о том, чтобы Господь подал нам сил свидетельствовать о Нем во всей полноте нашего любящего сердца. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |