Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в этом году Пасха у нас относительно ранняя, и после Крещения мы уже должны были бы начать размышлять о подготовительных неделях Великого поста, которые открылись у нас чтением Евангелия о слепом Вартимее еще в прошлое воскресенье. Сейчас у нас вторая (хотя и не формально, строго по уставу с Мытаря и фарисея) неделя — о Закхее (Лк. 19, 1-10). Каждый год я говорю о том, что подготовительные недели не менее важны, чем время самого поста, ведь от того, в каком настроении ты в него войдешь, зависит, сумеешь ли переосмыслить гастрономическую тему нашего постничества или так и останешся сугубо на пищевой основе. Слишком хорошо мы знаем, что по преимуществу лишаем себя в пост некоторых продуктов — и на этом все. Это просто, очень просто и очевидно недостаточно. И во все времена билась Церковь над тем, чтобы сознание паствы преломить в пользу духовного и чтобы не пищевая составляющая была главной, но чтобы духовная работа по изменению своего умоустроения была проведена хоть в какой-нибудь форме.
И сегодня предлагаю продолжить эту многолетнюю брань за свою душу, за свой образ и поставить перед собой вопрос, братья и сестры, — а что мы делаем и сделаем в этом году, чтобы подготовить душу к Великому посту, чтобы встретить достойно центральное событие — Воскресение Христово? Весь наш год идет к Пасхе, к теме смерти в юдоли земной и жизни после смерти — именно здесь средоточие нашего православного жития. Смерти не миновать, как бы кто не пытался, и забыть о ней невозможно, поэтому мы ее осмысляем, преодолеваем и даем перспективу дальнейшую своего существования, преобразуя его из прозябания в жизнь. В этом помочь нам может понимание перспективы. Человек ведь без нее не может жить, хотя и встречаются противоположные решения. Именно в этом смысле парадоксален отрезок русской истории ХХ века, когда весь наш этнос попытался жить без загробного будущего, будто есть только грань смерти — и ничего за ней. По самому устроению нашего существа человеку сложно с этим смириться. Сейчас этот эксперимент завершился, все вернулось на круги своя в том плане, что нет больше государственно-организованного давления, и мы размышляем о смерти и готовимся к центральному событию нашей жизни годового цикла — к Пасхе Христовой.
Что мы должны сделать для своей души в подготовительные и постовые дни? Вопрос сложный, потому что часто нас рутина затягивает и не удается разорвать ее путы, и страсти на нас неизбывно наваливаются и задавливают нас. Но я все время повторяю, что не надо ждать и требовать каких-то революционных свершений, надеяться на то, что вот в этом году мы возьмемся и все сделаем, со всем справимся. Жизнь человеческая дана в некоторой своей протяженности, и важнее спокойные усилия, устойчивые и постоянные, ведь только путем длительного переделывания своего духовного субстрата можно достичь какого-то результата. Который мы, к слову, и не заметим скорее всего. Человек обычно, инспектируя результаты своего труда, остается ими недоволен. И это нормально. Если бы мы были довольны, то это означало бы прелесть, что еще хуже — динамика к исправлению вообще исчезла бы. Поэтому, получается, свои успехи замечать и не нужно. Но не нужно думать и о том, что при таком раскладе жизнь просто идет в беспросветном покаянном надрыве. Надо думать о любви Божией, о том, что Он правит этим миром, что Он промыслительно ведет нас и что мы все-таки по мере сил созидаем. Делаем что-то малое — вот хотя бы пищевой пост осуществляем — и уже это есть наше вложение. И уже это дает нам перспективу и надежду на то, что сможем мы дать хоть сколько-то положительный ответ перед очами Божиими в день Страшного суда.
И вот в истории о Закхее, которая одна из первых нам предлагается для подготовки к Великому посту, повествуется о характерном событии души человека, которая, казалось бы, заросла совсем. Вспомните, Закхей — мытарь, сборщик налогов, сексот, предатель своей среды, на нем печать стоит отрицательная. И непонятно из каких соображений Закхей заинтересовался Спасителем, пошел посмотреть на Него, полез на дерево… Он даже ничего не говорит, братья и сестры. Он просто смотрит вниз, а Христос проходит под этим деревом. И вот вопрос: а если бы Господь взял немножечко вправо или влево и прошел бы, не окликнув Закхея, и этой особенной встречи человека с Богом не произошло бы?.. Но она произошла. Почему? Потому что Захкей был к ней готов. И тут вопрос к нам. Мы с вами, братья и сестры, на каком дереве сидим и как на Спасителя смотрим? Где пересекаются наши пути с Господом и пересекаются ли вообще? Это наши вечные вопросы. «Господь меня услышит? И сейчас слышит Он или нет?». Чаще всего мы отвечаем… нет. Сколько ни зовем Его — не слышит. Масса жизненных трагедий подтверждает это. А повествование о Закхее говорит о том, что может быть по-другому.
Мы ведь понимаем, что не мог Господь не окликнуть Закхея, если состояние его сердца достигло критической массы покаяния и он был способен ответить Ему. Господь всегда поднимет голову и скажет: Закхей, днесь бо в дому твоем подобает ми быти. Марья, Дарья, Иван, Петр… Он все время поднимает голову и, обращаясь к нам, говорит: Я в твоем доме сегодня буду. Он в каждый момент обращается к нам, и мы должны веровать в это неодолимо. Потому что проблема маловерия, которая является у нас ключевой, проблема малой веры может компенсироваться только волевым усилием и обращенностью к опыту Церкви, которая повторяет без конца: всегда Господь слышит и каждая молитва каждого грешника необычайно доходчива. И иногда молитва грешника доходчивее молитвы праведника. И сомнение в своем положении относительно Господа и ощущение своего недостоинства опровергаются историей Закхея, в которой Господь обратился к самому никчемному человеку и, обратившись к нему, сразу нашел отклик — помните, Закхей тут же обещал все раздать?.. Силы его души, которые, может быть, не проявлялись раньше, при встрече с Господом сразу заработали. И от нас требуется, чтобы мы верили: Господь всегда обращается к нам, всегда смотрит на нас как на Закхея и всегда зовет. «Вот, раб Божий, Великий пост начинается и в дому твоем Мне подобает быть». И Он придет — но сумеем ли мы Его встретить достойно?.. Или инертность, лень, заботы, отсутствие интереса к подлинно важным вещам и интерес к второстепенным затмит наше зрение духовное? Возможно, будет и так. Поэтому в эти подготовительные недели от нас требуется, чтобы мы вверглись в покаянное пространство, переосмыслили состояние своей души, чтобы вновь перечитывали этот отрывок Евангелия и прилагали его к своей жизни, ставили себя на место Закхея и понимали, что здесь и сейчас у нас происходит то же самое и Господь всегда отвечает и приходит в наш дом. И давайте потрудимся сейчас для того, чтобы сердце наше всегда жаждало этой встречи и было готово к ней. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |