Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 2 февраля 2014 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице. О Закхее. 2 февраля 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, в этом году Пасха у нас относительно ранняя, и после Крещения мы уже должны были бы начать размышлять о подготовительных неделях Великого поста, которые открылись у нас чтением Евангелия о слепом Вартимее еще в прошлое воскресенье. Сейчас у нас вторая (хотя и не формально, строго по уставу с Мытаря и фарисея) неделя — о Закхее (Лк. 19, 1-10). Каждый год я говорю о том, что подготовительные недели не менее важны, чем время самого поста, ведь от того, в каком настроении ты в него войдешь, зависит, сумеешь ли переосмыслить гастрономическую тему нашего постничества или так и останешся сугубо на пищевой основе. Слишком хорошо мы знаем, что по преимуществу лишаем себя в пост некоторых продуктов — и на этом все. Это просто, очень просто и очевидно недостаточно. И во все времена билась Церковь над тем, чтобы сознание паствы преломить в пользу духовного и чтобы не пищевая составляющая была главной, но чтобы духовная работа по изменению своего умоустроения была проведена хоть в какой-нибудь форме.

И сегодня предлагаю продолжить эту многолетнюю брань за свою душу, за свой образ и поставить перед собой вопрос, братья и сестры, — а что мы делаем и сделаем в этом году, чтобы подготовить душу к Великому посту, чтобы встретить достойно центральное событие — Воскресение Христово? Весь наш год идет к Пасхе, к теме смерти в юдоли земной и жизни после смерти — именно здесь средоточие нашего православного жития. Смерти не миновать, как бы кто не пытался, и забыть о ней невозможно, поэтому мы ее осмысляем, преодолеваем и даем перспективу дальнейшую своего существования, преобразуя его из прозябания в жизнь. В этом помочь нам может понимание перспективы. Человек ведь без нее не может жить, хотя и встречаются противоположные решения. Именно в этом смысле парадоксален отрезок русской истории ХХ века, когда весь наш этнос попытался жить без загробного будущего, будто есть только грань смерти — и ничего за ней. По самому устроению нашего существа человеку сложно с этим смириться. Сейчас этот эксперимент завершился, все вернулось на круги своя в том плане, что нет больше государственно-организованного давления, и мы размышляем о смерти и готовимся к центральному событию нашей жизни годового цикла — к Пасхе Христовой.

Что мы должны сделать для своей души в подготовительные и постовые дни? Вопрос сложный, потому что часто нас рутина затягивает и не удается разорвать ее путы, и страсти на нас неизбывно наваливаются и задавливают нас. Но я все время повторяю, что не надо ждать и требовать каких-то революционных свершений, надеяться на то, что вот в этом году мы возьмемся и все сделаем, со всем справимся. Жизнь человеческая дана в некоторой своей протяженности, и важнее спокойные усилия, устойчивые и постоянные, ведь только путем длительного переделывания своего духовного субстрата можно достичь какого-то результата. Который мы, к слову, и не заметим скорее всего. Человек обычно, инспектируя результаты своего труда, остается ими недоволен. И это нормально. Если бы мы были довольны, то это означало бы прелесть, что еще хуже — динамика к исправлению вообще исчезла бы. Поэтому, получается, свои успехи замечать и не нужно. Но не нужно думать и о том, что при таком раскладе жизнь просто идет в беспросветном покаянном надрыве. Надо думать о любви Божией, о том, что Он правит этим миром, что Он промыслительно ведет нас и что мы все-таки по мере сил созидаем. Делаем что-то малое — вот хотя бы пищевой пост осуществляем — и уже это есть наше вложение. И уже это дает нам перспективу и надежду на то, что сможем мы дать хоть сколько-то положительный ответ перед очами Божиими в день Страшного суда.

И вот в истории о Закхее, которая одна из первых нам предлагается для подготовки к Великому посту, повествуется о характерном событии души человека, которая, казалось бы, заросла совсем. Вспомните, Закхей — мытарь, сборщик налогов, сексот, предатель своей среды, на нем печать стоит отрицательная. И непонятно из каких соображений Закхей заинтересовался Спасителем, пошел посмотреть на Него, полез на дерево… Он даже ничего не говорит, братья и сестры. Он просто смотрит вниз, а Христос проходит под этим деревом. И вот вопрос: а если бы Господь взял немножечко вправо или влево и прошел бы, не окликнув Закхея, и этой особенной встречи человека с Богом не произошло бы?.. Но она произошла. Почему? Потому что Захкей был к ней готов. И тут вопрос к нам. Мы с вами, братья и сестры, на каком дереве сидим и как на Спасителя смотрим? Где пересекаются наши пути с Господом и пересекаются ли вообще? Это наши вечные вопросы. «Господь меня услышит? И сейчас слышит Он или нет?». Чаще всего мы отвечаем… нет. Сколько ни зовем Его — не слышит. Масса жизненных трагедий подтверждает это. А повествование о Закхее говорит о том, что может быть по-другому.

Мы ведь понимаем, что не мог Господь не окликнуть Закхея, если состояние его сердца достигло критической массы покаяния и он был способен ответить Ему. Господь всегда поднимет голову и скажет: Закхей, днесь бо в дому твоем подобает ми быти. Марья, Дарья, Иван, Петр… Он все время поднимает голову и, обращаясь к нам, говорит: Я в твоем доме сегодня буду. Он в каждый момент обращается к нам, и мы должны веровать в это неодолимо. Потому что проблема маловерия, которая является у нас ключевой, проблема малой веры может компенсироваться только волевым усилием и обращенностью к опыту Церкви, которая повторяет без конца: всегда Господь слышит и каждая молитва каждого грешника необычайно доходчива. И иногда молитва грешника доходчивее молитвы праведника. И сомнение в своем положении относительно Господа и ощущение своего недостоинства опровергаются историей Закхея, в которой Господь обратился к самому никчемному человеку и, обратившись к нему, сразу нашел отклик — помните, Закхей тут же обещал все раздать?.. Силы его души, которые, может быть, не проявлялись раньше, при встрече с Господом сразу заработали. И от нас требуется, чтобы мы верили: Господь всегда обращается к нам, всегда смотрит на нас как на Закхея и всегда зовет. «Вот, раб Божий, Великий пост начинается и в дому твоем Мне подобает быть». И Он придет — но сумеем ли мы Его встретить достойно?.. Или инертность, лень, заботы, отсутствие интереса к подлинно важным вещам и интерес к второстепенным затмит наше зрение духовное? Возможно, будет и так. Поэтому в эти подготовительные недели от нас требуется, чтобы мы вверглись в покаянное пространство, переосмыслили состояние своей души, чтобы вновь перечитывали этот отрывок Евангелия и прилагали его к своей жизни, ставили себя на место Закхея и понимали, что здесь и сейчас у нас происходит то же самое и Господь всегда отвечает и приходит в наш дом. И давайте потрудимся сейчас для того, чтобы сердце наше всегда жаждало этой встречи и было готово к ней. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2022 года
29 вторник Ап. и евангелиста Матфе́я Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
30 среда Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
1 четверг Мчч. Платона и Романа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
2 пятница Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
3 суббота Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
4 воскре-сенье Неделя 25-по Пятидесятнице. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Введению 17-00 иер.Александр
5 поне-дельник Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 вторник Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
7 среда Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 четверг Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
9 пятница Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»
(Престольный праздник)
Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
11 воскре-сенье Неделя 26-по Пятидесятнице. Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
12 поне-дельник Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 вторник Апостола Андрея Первозва́нного Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
14 среда Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 четверг Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
16 пятница Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́ Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
18 воскре-сенье Неделя 27-по Пятидесятнице. Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
19 поне-дельник Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
20 вторник Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 среда Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
22 четверг Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
23 пятница Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 28-по Пятидесятнице, святых праотец. Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист свт. Спиридону 17-00 иер.Николай
26 поне-дельник Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 вторник Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александ
28 среда Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
29 четверг Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
30 пятница Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
31 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
Новогодний молебен ~20-30
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.