Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, в этом году Пасха у нас относительно ранняя, и после Крещения мы уже должны были бы начать размышлять о подготовительных неделях Великого поста, которые открылись у нас чтением Евангелия о слепом Вартимее еще в прошлое воскресенье. Сейчас у нас вторая (хотя и не формально, строго по уставу с Мытаря и фарисея) неделя — о Закхее (Лк. 19, 1-10). Каждый год я говорю о том, что подготовительные недели не менее важны, чем время самого поста, ведь от того, в каком настроении ты в него войдешь, зависит, сумеешь ли переосмыслить гастрономическую тему нашего постничества или так и останешся сугубо на пищевой основе. Слишком хорошо мы знаем, что по преимуществу лишаем себя в пост некоторых продуктов — и на этом все. Это просто, очень просто и очевидно недостаточно. И во все времена билась Церковь над тем, чтобы сознание паствы преломить в пользу духовного и чтобы не пищевая составляющая была главной, но чтобы духовная работа по изменению своего умоустроения была проведена хоть в какой-нибудь форме.
И сегодня предлагаю продолжить эту многолетнюю брань за свою душу, за свой образ и поставить перед собой вопрос, братья и сестры, — а что мы делаем и сделаем в этом году, чтобы подготовить душу к Великому посту, чтобы встретить достойно центральное событие — Воскресение Христово? Весь наш год идет к Пасхе, к теме смерти в юдоли земной и жизни после смерти — именно здесь средоточие нашего православного жития. Смерти не миновать, как бы кто не пытался, и забыть о ней невозможно, поэтому мы ее осмысляем, преодолеваем и даем перспективу дальнейшую своего существования, преобразуя его из прозябания в жизнь. В этом помочь нам может понимание перспективы. Человек ведь без нее не может жить, хотя и встречаются противоположные решения. Именно в этом смысле парадоксален отрезок русской истории ХХ века, когда весь наш этнос попытался жить без загробного будущего, будто есть только грань смерти — и ничего за ней. По самому устроению нашего существа человеку сложно с этим смириться. Сейчас этот эксперимент завершился, все вернулось на круги своя в том плане, что нет больше государственно-организованного давления, и мы размышляем о смерти и готовимся к центральному событию нашей жизни годового цикла — к Пасхе Христовой.
Что мы должны сделать для своей души в подготовительные и постовые дни? Вопрос сложный, потому что часто нас рутина затягивает и не удается разорвать ее путы, и страсти на нас неизбывно наваливаются и задавливают нас. Но я все время повторяю, что не надо ждать и требовать каких-то революционных свершений, надеяться на то, что вот в этом году мы возьмемся и все сделаем, со всем справимся. Жизнь человеческая дана в некоторой своей протяженности, и важнее спокойные усилия, устойчивые и постоянные, ведь только путем длительного переделывания своего духовного субстрата можно достичь какого-то результата. Который мы, к слову, и не заметим скорее всего. Человек обычно, инспектируя результаты своего труда, остается ими недоволен. И это нормально. Если бы мы были довольны, то это означало бы прелесть, что еще хуже — динамика к исправлению вообще исчезла бы. Поэтому, получается, свои успехи замечать и не нужно. Но не нужно думать и о том, что при таком раскладе жизнь просто идет в беспросветном покаянном надрыве. Надо думать о любви Божией, о том, что Он правит этим миром, что Он промыслительно ведет нас и что мы все-таки по мере сил созидаем. Делаем что-то малое — вот хотя бы пищевой пост осуществляем — и уже это есть наше вложение. И уже это дает нам перспективу и надежду на то, что сможем мы дать хоть сколько-то положительный ответ перед очами Божиими в день Страшного суда.
И вот в истории о Закхее, которая одна из первых нам предлагается для подготовки к Великому посту, повествуется о характерном событии души человека, которая, казалось бы, заросла совсем. Вспомните, Закхей — мытарь, сборщик налогов, сексот, предатель своей среды, на нем печать стоит отрицательная. И непонятно из каких соображений Закхей заинтересовался Спасителем, пошел посмотреть на Него, полез на дерево… Он даже ничего не говорит, братья и сестры. Он просто смотрит вниз, а Христос проходит под этим деревом. И вот вопрос: а если бы Господь взял немножечко вправо или влево и прошел бы, не окликнув Закхея, и этой особенной встречи человека с Богом не произошло бы?.. Но она произошла. Почему? Потому что Захкей был к ней готов. И тут вопрос к нам. Мы с вами, братья и сестры, на каком дереве сидим и как на Спасителя смотрим? Где пересекаются наши пути с Господом и пересекаются ли вообще? Это наши вечные вопросы. «Господь меня услышит? И сейчас слышит Он или нет?». Чаще всего мы отвечаем… нет. Сколько ни зовем Его — не слышит. Масса жизненных трагедий подтверждает это. А повествование о Закхее говорит о том, что может быть по-другому.
Мы ведь понимаем, что не мог Господь не окликнуть Закхея, если состояние его сердца достигло критической массы покаяния и он был способен ответить Ему. Господь всегда поднимет голову и скажет: Закхей, днесь бо в дому твоем подобает ми быти. Марья, Дарья, Иван, Петр… Он все время поднимает голову и, обращаясь к нам, говорит: Я в твоем доме сегодня буду. Он в каждый момент обращается к нам, и мы должны веровать в это неодолимо. Потому что проблема маловерия, которая является у нас ключевой, проблема малой веры может компенсироваться только волевым усилием и обращенностью к опыту Церкви, которая повторяет без конца: всегда Господь слышит и каждая молитва каждого грешника необычайно доходчива. И иногда молитва грешника доходчивее молитвы праведника. И сомнение в своем положении относительно Господа и ощущение своего недостоинства опровергаются историей Закхея, в которой Господь обратился к самому никчемному человеку и, обратившись к нему, сразу нашел отклик — помните, Закхей тут же обещал все раздать?.. Силы его души, которые, может быть, не проявлялись раньше, при встрече с Господом сразу заработали. И от нас требуется, чтобы мы верили: Господь всегда обращается к нам, всегда смотрит на нас как на Закхея и всегда зовет. «Вот, раб Божий, Великий пост начинается и в дому твоем Мне подобает быть». И Он придет — но сумеем ли мы Его встретить достойно?.. Или инертность, лень, заботы, отсутствие интереса к подлинно важным вещам и интерес к второстепенным затмит наше зрение духовное? Возможно, будет и так. Поэтому в эти подготовительные недели от нас требуется, чтобы мы вверглись в покаянное пространство, переосмыслили состояние своей души, чтобы вновь перечитывали этот отрывок Евангелия и прилагали его к своей жизни, ставили себя на место Закхея и понимали, что здесь и сейчас у нас происходит то же самое и Господь всегда отвечает и приходит в наш дом. И давайте потрудимся сейчас для того, чтобы сердце наше всегда жаждало этой встречи и было готово к ней. Аминь.
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АПРЕЛЬ 2025 года | |||||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 5-я Великого поста. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея Руси ПРП. МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
7 | поне-дельник | БЛАГОВЕ́ЩЕНИЕ ПРЕСВЯТО́Й БОГОРО́ДИЦЫ | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вторник 6-й седмицы, ва́ий. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла | Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
8 | вторник | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН | |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
9 | среда | Среда 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Четверг 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
11 | пятница | Пятница 6-й седмицы, ва́ий | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Суббота 6-й седмицы, ва́ий. ЛАЗАРЕВА СУББОТА. ВОСКРЕШЕНИЕ ПРАВ. ЛАЗАРЯ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение ВХ | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение НХ | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя ва́ий (цветоно́сная, ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ) ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ |
Литургия НХ | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия ВХ | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
14 | поне-дельник | Страстна́я седмица. Великий Понедельник | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня. | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Страстна́я седмица. Великий Вторник | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня. | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | среда | Страстна́я седмица. Великая Среда | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
17 | четверг | Страстна́я седмица. Великий Четверто́к. ВОСПОМИНАНИЕ ТАЙНОЙ ВЕ́ЧЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. ЧТЕНИЕ 12-ти ЕВАНГЕЛИЙ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
18 | пятница | Страстна́я седмица. Великий Пято́к. ВОСПОМИНАНИЕ СВЯТЫХ СПАСИТЕЛЬНЫХ СТРАСТЕЙ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня. ВЫНОС ПЛАЩАНИЦЫ | 13-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня. ПОГРЕБЕНИЕ ПЛАЩАНИЦЫ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
19 | суббота | Страстна́я седмица. Великая Суббота Освящение куличей и пасох: |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
8.00-11.30 иер.Иоанн/ 11.30-14.00 прот.Валентин/ 14.00-17.00 прот.Георгий/ 17.00-20.00 иер.Алексий | |||||
Чтение Деяний апостольских | 21-30 | ||||
Полунощница. Канон Великой Субботы 23:20 | ВЕРХНИЙ ХРАМ: прот.ВАЛЕНТИН, о.АЛЕКСИЙ | ||||
НИЖНИЙ ХРАМ: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Светлое Христово Воскресение. ПАСХА | Литургия ВХ | 00-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
ВЕРХНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия НХ | 00-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
НИЖНИЙ ХРАМ: Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Пасхальная вечерня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | поне-дельник | Понедельник Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
22 | вторник | Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
23 | среда | Среда Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
24 | четверг | Четверг Светлой седмицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Пятница Светлой седмицы. Последование в честь Пресвятой | Литургия Водосвятный молебен | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Богородицы ради Ее «Живоно́сного Исто́чника» | Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | ||
26 | суббота | Суббота Светлой седмицы | Литургия раздача артоса | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы́ Антипасха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
28 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | вторник | РА́ДОНИЦА. Поминовение усопших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
30 | среда | Сщмч. Симео́на. Прп. Ака́кия. Прп. Зоси́мы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН |