Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, мы дожили до очередного сокровенного момента, который случается каждый год, – до наших всеобщих именин. Начинаются они сегодня со дня слепого Вартимея и продолжаются Неделями о фарисее, о блудном сыне и далее. Надеюсь, никто из нас не скажет, что он не слепец духовный и не блудный сын? Поэтому предлагаю запастись подарками и дарить всем, отрезвляя и себя в понимании собственной сути.
Начинаются подготовительные недели к Великому Посту, которые – каждый год говорю об этом, – не менее важны, чем сам Пост, а в каких-то аспектах даже более, потому что именно в процессе подготовки совершается преображение души.
Из сегодняшнего Евангелия (Мк. 10:46-52) мы узнаем о некоем иерихонском слепом по имени Вартимей, пример которого показателен для нашего дальнейшего следования. Давайте всмотримся в его слепоту. Понятно, что Христа в силу своих физических особенностей он видеть не мог. Мы по сравнению с ним многое знаем и видим, так как находимся в совершенно ином информационном поле современного мира, – и при этом пребываем в глубокой духовной нечуткости, в духовной слепоте. Почему? Нужно разобраться, почему мы, такие образованные, информированные и зрячие, Христа в упор не видим и не слышим. А точнее не чувствуем.
Как в сегодняшнем Евангелии? Сидит Вартимей и вдруг слышит шум и спрашивает: «Что это?» Ему отвечают: «Иисус Назарей идет». И Вартимей начинает буквально вопить, призывая Христа: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня. Люди успокаивают его, но он кричит еще больше и тем привлекает внимание Спасителя, Который к нему подходит. Он задает ему вопрос, который сокровенен и для нас: Чего ты хочешь от Меня?
Казалось бы, зачем спрашивать слепого об элементарном? Что Спаситель хочет услышать? Конечно, человек без глаз хочет прозрения – ему большего и не надо. Но это очевидно, поэтому за таким вопросом Господа стоит нечто иное. Христос обращается с этим вопросом не только к Вартимею, но и ко всему миру, то есть и к нам с вами, стоящим здесь, – имея в виду, что у нас с внутренним зрением все гораздо хуже. В прямом смысле вопрос обращен Вартимею, в подспудном – к нам самим.
Вопрос звучит так: Чего ты хочешь от Меня? Спрашивая себя с пристрастием, что бы мы ответили в таком случае? Ответ был бы материалистическим, скорее всего: как бы нам посытнее, поспокойнее, поинтереснее, покомфортнее устроиться – таковы наши привычные просьбы к Богу. Но этого ли от нас ждет Спаситель, задавая такой простейший вопрос? Что Он ждет от нас, раз за разом вопрошая – «Что ты хочешь от Меня»? А ждет Он нашего истошного вопля о помощи к Нему. Но в чем помощи? Конечно, мы можем обращаться к Нему и с нуждами материальными, но не они должны быть краеугольными в нашем сердце.
Церковный год устроен так, что мы только что отметили большие праздники: радовались Рождению Христа, Его Крещению, великой Агиасме, – а теперь вступаем во время, считая с сегодняшнего дня и до конца Великого поста, – которое является уже не торжеством, а определенным тестом для наших душ. Чтобы пройти этот тест, нам и нужно прозреть – не буквально, а сердцем. Но до просьб о таком мы редко доходим в наших молитвах. Время, которое начинается сегодня, – время очищения наших душ от сорняков, которыми она зарастает, вырождаясь и дичая. Церковные люди понимают, что такое запущение происходит не только во всем мире, но и в наших сердцах. Мы пытаемся с этим что-то делать, но, пребывая в духовной слепоте, «выпалываем» не сорняки, а просто полем воздух. И зарастаем, и дичаем все больше. Поэтому так важно в период подготовительных недель и Великого поста в покаянных усилиях попросить у Бога видения настоящих сорняков нашей души. Обычно, когда мы пытаемся разобраться в этом сами, мы видим, какие у нас есть права, кто и когда нас обидел, как нам себя жалко. А видеть, между тем, нужно, какие права у других, чем мы их обидели, и как нам стать лучше и совершеннее. Прежде всего, требуется вспоминать о правах других, а не о своих. О тех обидах, которые мы причинили, а не которые причинили нам.
Способны ли мы при вопросе «Что хочешь от Меня?» поднять глаза (которые прекрасно все видят!) от низшего материального горизонта – к бесконечному горизонту Высшего? Конечно, способны. Мы бы здесь не стояли, если бы это Высокое не ощущали в своем сердце. Часть из нас умеет даже чувствовать Его, но как она мала. Большинство же – будучи зрячими и знающими – просто забывают о Высшем в суете. Но очень важно, чтобы это чувствование было постоянно.
Вопрос, заданный Вартимею, возникать будет перед нами все подготовительные недели, во время которых так необходимо обращение к себе и постоянное тестирование себя, постоянное преображение себя не в материальной плоскости, а в духовной.
Давайте же, братья и сестры, попросим у Бога, чтобы подал Он нам прозрение духовное, без которого наши сердце нечувственны. А для начала – чтобы мы захотели этого духовного прозрения, поняли, как оно нужно для нас. Чтобы не получилось так, что мы послушали про Вартимея, послушали про Закхея и пошли дальше пробираться по зарослям духовным совсем в другую сторону. Не этого Господь ждет от нас. Он ждет нашего запроса на духовное прозрение, нашего вопля о том, чтобы увидеть Его и идти к Нему. Чем больше мы будем этого хотеть, тем проще Ему будет помочь нам и сказать однажды: Иди, вера твоя спасла тебя. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |