Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. 1 апреля 2012 г.

Проповедь в Неделю 5-ю Великого поста. 1 апреля 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня, дорогие братья и сестры, календарь церковный ввергает нас с вами в совокупность двух совершенно разных тем, которые содержательно очень интенсивно закручены сами по себе, но при этом, как бы абсолютно различные, имеющие свое направление, т.е. разнонаправленные, но в то же время где-то в глубине имеющие глубокую корреляцию, где одна тема поддерживает другую.

Мы слышали сегодня известную евангельскую историю, для нас всегда близкую потому, что она о нас с вами, — историю об учениках, которые стали делить места около Христа. Слышали мы с вами повествование о том, что Христос в Своей проповеди общественной, как бы устав готовить апостолов к тому будущему, которое им уготовано, в конечном итоге стал рассказывать все как есть, чем это все закончится, самым простым языком. Чтобы сделать такую своеобразную прививку, подготовить немного людей, дать перспективу мышления соответствующую. Когда Он рассказал о Своей крестной смерти, о том, что дело, которым они занимаются, потерпит поражение, то услышал в ответ достаточно удивительные вещи. Он огорчился крайне. Почему? Потому что получалось так, что все Его труды пошли насмарку, никто ничего не понял. Как это получилось? Ведь акцент Его был какой? — Мое Царство не от мира сего. Вот что Он все время пытался объяснить, это лейтмотив Его проповеди. Теперь представьте, например: нам, материальным людям, сейчас бы сказали, что все, чем мы с вами живем не имеет никакой цены, и вообще ничего этого потом не будет, и не ждите. Это, конечно, тяжело, но Господь прилагал большие усилия в разъяснениях, тем более, что Он выбрал людей действительно облагодатственных, духовно одаренных необычайно. Они выслушали все это и вроде бы поняли. Да действительно, вроде как Царство Его не от мира сего, раз говорит, значит, так и будет: будет пропятие, затем Он воскреснет, как и сказал. А после воскресения что будет? — Будет Царство. Но Господь делал акцент на том, что будущее Царство будет совсем другим, а это прошло мимо сознания Его учеников.

Очень часто бывают у нас такие замутнения мышления — мы пропускаем самый нужный акцент, потому что не хотим его слышать. Поэтому и рассудили апостолы, что, конечно же, будет воскресение, а после воскресения мы уже будем торжествовать. И тут главное — подсуетиться и поделить портфели, как мы с вами скажем, поближе к Нему сесть, застолбить участок. Очень жизненно. Евангелие и прекрасно, и бездонно глубоко — именно тем, что описывает реалии, срез нашей жизни. И везде, в каждом поколении, мы  находим что-то о себе.

А тема социально-иерархической лестницы и тема распределения нас на ней очень важна. Мы часто говорим себе: «Я вот такой скромняга, весь в посте, ни на что не претендую...» — но в реальности всё оказывается по-другому. Один мечтает о министерском портфеле, другой — о главенстве в семье, третий — в компании. Так или иначе, честолюбие властвует безраздельно. И как только начинаешь инспектировать собственные впечатления, сплошь и рядом видишь необычайную ориентированность на эти идеи, завороженность ими. Сколько приходилось и приходится видеть людей, которые страшно расстроены только оттого, что на каком-нибудь светском рауте их посадили на три кресла дальше, чем они хотели бы. Или какое горе, что ему тост дали только пятым сказать, а не первым. А если, например, он оказался в свите какого-нибудь министра и его даже сфотографировали, то семья на неделю обеспечена приятными впечатлениями. И уж если тебе пару слов дали сказать, выслушали твое мнение или какую-то историю, то восторгу просто нет предела. Вот это нам всем свойственно. И проблема заключается в том, что сделаешь ты или не сделаешь, а слова Христовы никуда не денешь. Ведь ясно всё сказано. Господь очень огорчился, что лучшие Его ученики — и вдруг начинают с Ним препираться: кто по правую руку, а кто по левую. Другие апостолы даже стали возмущаться: куда лезете вообще, совесть же надо иметь. То есть самый обычный бытовой разговор. И Он, конечно же, огорчился и сказал, что не понимают они, чего хотят, ибо Царство Его не от мира сего и кто хочет быть самым старшим, высшим, то тогда пусть он моет ноги остальным. Как сегодня было в евангельском чтении: мой ноги всем и вся, и тогда ты будешь самым первым. И как тогда им понять это было? Хорошо если ты такой духовный, тебе все понятно. А мы разве в основной массе очень духовные? Нам бы как-то пощупать и ощутить, тогда ясно, а когда нет этого, тогда не интересно. Признали, согласились, разошлись и остались при своем. Поэтому сколько бы ни говорил Христос, а мы слушать Его не слушаем, живем своими мерками, своими принципами, которые только что описали.

Но все-таки результат есть, Христовы слова не могут уходить втуне, они только нами «затасканы», а так или иначе они выйдут на поверхность, их надо только увидеть. Поэтому я привлекаю к нашему сегодняшнему размышлению второе чтение, о Марии Египетской, ради нее оно помечено сегодня в евангельских чтениях. Мария Египетская — тот случай, вернее прецедент, когда человек стал последним. Она ушла в пустыню и там испытывала свое смирение и кротость до предела. Путь этот был необычайно тяжелым, страшным, но в результате получается, что она победила. И понять это можно в плане исторического среза. Мы с вами всегда чтим историю и выискиваем наиболее великих людей, и все честолюбие во многом связано с тем, что хочется внимания, чтобы запомнили. Один чудак, Геростратом его звали, сжег однажды дворец Артемиды в Греции, по-моему, только с одной целью — чтобы его запечатлели в истории. Не нашлось на другое ума. А после того психи какие-нибудь, извращенцы тоже начинают убивать простых людей с тем, чтобы их просто запомнили. Такая мания остаться в истории имеет под собой некоторую почву. То есть это то, что осталось в вечности. Для нас это душа, сердце, то, что запечатлевается и остается нетленным, наш след в земной жизни. Даже атеисты, которые не верят в будущее, тем не менее страшно заинтересованы в том, чтобы остаться в истории, чтобы, например, памятники им поставили. Это очень важный момент, историческое наследие ценно в очах людей.

И вот Мария Египетская в истории осталась. И осталась не только как некоторый памятник, мол был такой человек, но и, самое главное — как действенная личность, к которой сейчас притекают все и вся. Эта память и здесь дает некоторую монументальность, незыблемость и вечность ее личности. А где все эти Бирюковы, Керенские, Пиночеты, как часто мы их вспоминаем? Как вспомнишь о них, аж гадливость в сердце, больше ничего. А здесь действительно поступь в веках. И она будет усиливаться, вот ведь в чем дело. И эта способность трансформировать честолюбие в подлинное преображение, когда ты всем слуга, возносит необычайно высоко.

А Сергий Радонежский? Необычайной скромности его характер, ведь смирялся совершенно до зела, его унижали, оклеветали сколько раз, уходил из монастыря вообще. И что в итоге? Чем это все кончилось? Необычайным царствием на всем пространстве Русской земли. Более чтимого человека вы сейчас не найдете, вне конкуренции. Вот что дают слова Христовы, когда мы их действительно можем ощутить и оценить. Но где уж нам с вами? Попробуй пройти путь Марии Египетской, чтобы в конечном итоге дойти до такого совершенства! Но куда уж нам.

Вновь обращаемся к примеру апостолов, которые столь неудачно начали свое делание духовное. Чем у них все кончилось? У них тоже кончилось превосходно. Видите, они сумели все-таки изменить свой вектор поступательного движения, и рудименты обычного человеческого оказались изжиты. Это удивительнейший пример простых людей, которые могут это сделать. И поэтому, конечно, это пример и другие евангельские примеры  надо пытаться, как я прошу всегда вас, приложить к своему сердцу, чтобы также поступательно двигаться, хотя бы ослаблять свое честолюбие. Ясно, что мы мало сделаем, это понятно, слишком инстинкты наши властны над духом, это так. Нам очень тяжело справиться. Но нужно хотя бы ослаблять их постепенно, двигаться в эту сторону и облагораживать себя. Не надо гнаться за очень большими достижениями. Надо понемногу двигаться и, главное, последовательно. И это свернет горы. В этом делании нашем помоги нам, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 четверг Мчч. Памфила и иже с ним Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2024 года
1 пятница Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
2 суббота Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
3 воскре-сенье Неделя о блудном сыне.  Ап. от 70-ти Архиппа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Александр
4 поне-дельник Прп. Льва. Прмч. Корнилия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 вторник Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 среда Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
7 четверг Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 пятница Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
9 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших
Свт. Тарасия, архиеп. Константинопольского
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
10 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Свт. Порфирия, архиеп. Газского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
11 поне-дельник Седмица сырная — масленица. Прп. Прокопия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
12 вторник сырный Прп. Василия исповедника. Блж. Николая Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
13 среда сырная Прп. Кассиана Римлянина Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
14 четверг сырный Прмц. Евдокии. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 пятница сырная Сщмч. Феодота, еп. Киринейского Часы, вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. Мчч. Евтропия, Клеоника и Василиска Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
17 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня с чином Прощения 17-00 Весь причт
18 поне-дельник Седмица 1-я Великого поста. Мч. Ко́нона Исаврийского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Валентин
19 вторник Вторник 1-й седмицы Великого поста. Мчч. 42-х во Амморе́е Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 прот.Георгий
20 среда Среда 1-й седмицы Великого поста. Сщмчч. Василия, Ефрема, Капитона, Евгения, Еферия Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Иоанн
21 четверг Четверг 1-й седмицы Великого поста. Прп. Феофилакта Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие.
Великий Канон
18-00 иер.Алексий
22 пятница Пятница 1-й седмицы Великого поста. Мч. Кодра́та и дружины его (с 23 марта) Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
23 суббота Суббота 1-й седмицы. Вмч. Феодора Тирона. Святых сорока мучеников, в Севастийском езере мучившихся (с 22 марта) Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
24 воскре-сенье Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня 17-00 иер.Николай
25 поне-дельник Понедельник 2-й седмицы. Прп. Феофана Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
26 вторник Вторник 2-й седмицы. Свт. Никифора, патриарха Константинопольского Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Соборование 10-00 Весь причт
Утреня 18-00 иер.Иоанн
27 среда Среда 2-й седмицы. Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
28 четверг Четверг 2-й седмицы. Мч. Ага́пия и иже с ним Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Пятница 2-й седмицы. Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосвященных Даров  08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
30 суббота Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
31 воскре-сенье Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Валентин
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.