Во имя Отца Сына и Святаго Духа.
Мы находимся, братья и сестры, в очень интересном месте церковного календаря. Церковный календарь обладает определенными каноническими статусными формами, сакральными, то есть священными. Что это означает? Что предание Церкви, так или иначе, почило на нем, и он есть некоторое выражение священной истины Церкви и некоторый стержень нашей с вами истории, нашей жизни. У каждого свой стержень обязательно есть. Даже если кто календаря церковного не знает, например, светские люди, которым до Церкви никакого дела нет, — они все равно имеют свой план. У них существует цепь обязательных событий: день рождения, дни рождения родственников, какие-то празднования, какие-то корпоративы значимые, другие мероприятия и развлечения. Все они выстраиваются в определенную последовательность, и человек ими живет. Ради них, в результате, имеет некоторую консолидацию внутри себя. Потому что вне упорядоченности мы не можем просто жить. Мы все обязательно живем в какой-то своей последовательности. Она так и называется — история. И вот я вам тоже не устаю говорить о том, что в календаре сосредоточен для православного человека стержень жизни, которым мы должны пользоваться. И тогда у нас жизнь будет иметь совершенно иное качество. Идя по извилистым тропинкам, человек, очевидно, заблудится. А человек, который идет по столбовой дороге, проторенной в нужном направлении, когда все понятно и известно? Мы, конечно же, должны жить священными событиями, которые в Церкви, а не на календаре. Вот в этом смысле я говорю, что мы находимся сегодня в очень не то что даже интересном, а в уникальном месте. Потому что у нас опорные пункты всегда — это воскресные праздники, воскресенья то есть, когда воскрес Господь, «недели» по-церковному. Мы с вами собираемся на Литургию и, соответственно, Всенощную, которая направлена к Литургии. Мы собираемся здесь и должны быть всегда вокруг как раз опорных моментов седмичных. Мы располагаем всю свою работу, все дела прочие как второстепенные между этими опорными моментами. От воскресенья до воскресенья. Когда актуальность внутреннего смысла жизни для нас становится очевидна. Сколько раз повторяли мы с вами, что приходим сюда совсем не для того, чтобы заработать каких-то там денег или какую-то практическую пользу принести стране, семье... Это здесь никак не работает. Мы собрались для другого. Для того, что в практических выражениях никак не звучит. И, тем не менее, мы почему-то собираемся. Вот это как раз и говорит о том, что человек не есть животное, не есть только материальное, а имеет пласт совершенно иной, таинственный, невидимый — духовный. И сегодняшнее воскресенье особенное. А чем оно особенное?
Еще одна истина, которую я вам не устаю повторять, и она сейчас вновь уместна для повторения: христианство пришло в мир с концепцией истории. Христианство исторично само по себе. Это выражается в том, что когда-то эта история началась и когда-то она завершится. Такое линейное понимание в противовес языческому, циклично повторяющемуся моменту, когда всё идет по кругу, беспрерывно повторяясь, возобновляясь. Как раз для нашего сознания это несвойственно, потому что мы люди завершения. Есть даже такой телеологический — "целесообразный" — аргумент бытия Божия. То есть, через целесообразность мы видим лик Божественный в этом мире. Это означает, что есть цель и сообразно этой цели всё построено. И мы с вами тоже целесообразны во имя какой-то цели. И в сегодняшнее воскресенье это как раз проявляется очень актуально, просто необычайно значимо. Дело в том, что мы с вами несколько дней назад проводили Вознесение Господне. Сам по себе факт Вознесения, конечно, запределен по своему внутреннему наполнению. По Вознесении пришел определенный конец исторического отрезка, причем гигантского отрезка, космически гигантского. От появления человека в этом мире и после его грехопадения начался отсчет ветхозаветного мира. Этот ветхозаветный мир стремился к чему-то. Содержательный момент о Мессии, который наполняет Ветхий Завет, прослеживается везде, повсеместно по всему языческому миру. Написано достаточно много исследований о том, что все человечество на земном шаре, в самых разных его регионах, которые не связаны были с Палестиной, со Святой землей, — они все необычайно остро ощущали потребность в наступлении золотого века. Он был эквивалентен некоторому разрешению греховной, тяжелой, земной юдоли, в которой царствуют страдание, зло и всё, что мы с вами знаем, с пониманием вот этой греховности человека. Вот что, собственно, произошло в Вознесении — как раз вот этот сакраментум, к которому весь ветхозаветный мир шел. Так или иначе, он пришел к своему завершению. Он кончился, братья и сестры. Когда Господь воскрес, остались какие-то сорок дней, когда всё завершалось, проходила земная жизнь Господа. Это означает, что замысел Божий о спасении, о послании Сына Своего на землю к нам с вами, вдруг осуществился в Рождестве Христове. Затем вот это произрастание Спасителя и Его общественная проповедь, затем Его Воскресение и затем уже, по Воскресении, Вознесение, когда Он уходит от нас, как бы оставляет эту землю. И всё.
Приходит Новый Завет, и апостолы перед Вознесением в необычайном смятении. Это смятение конституировалось и структурировалось вторжением Господа очень энергично, когда Он время от времени вдруг является к Ним и объясняет им, учит их, настраивает их, поддерживает их и вдыхает в них мощь жизни, уверенность в будущем. И, конечно же, дает последние, самые важные штрихи. Я много распространялся на одной из последних проповедей о Царствии не от мира сего. Как Господь Сам говорил, Мое Царство не от мира сего. Этот момент Он проявляет всячески. И вот наступает Вознесение, этот эсхатон, конец, когда апостолы приходят и расстаются со Спасителем. Он реально уходит в Небеса при них. Вот Он был с ними, и вдруг Он прощается и уходит. И они остаются одни, на этот раз уже одни, потому что Господь до этого являлся все-таки периодически, и говорил им, что пока с ними еще. И вот они остаются одни, идут в Сионскую горницу. Буря всяких моментов у них в душе происходит. Сумятица. С одной стороны, расстройство, печаль от того, что расстались с Господом, Он ушел. Конечно, Он говорил: с вами во все дни, до скончания века. Всё понятно, но слова-то словами. Мы их слышим в одно ухо, в другое они выходят, и всё. Но, вместе с тем, в Священном Писании сказано, что они возвращаются не только в сумятице, но и в радости великой возвращаются. И это время, когда они, молясь в Сионской горнице, чего-то ждут, судьбоносно, братья и сестры. На этом я и ставлю акцент в сегодняшней всей проповеди. Между Вознесением и Пятидесятницей расстояние буквально в десять дней имеет совершенно эпохальное значение для судеб всей земли, всего человечества. В чем здесь суть? В том, что осуществляется последняя подготовка к Утешителю. Потому что Вознесение Господне — это связь с Утешителем, которого Христос пошлет нам. Вот о чем Господь все время говорит. И если бы Он не вознесся, Утешителя бы не было. Он возносится с тем, чтобы послать Утешителя. И Утешителя-то, братья и сестры, принять надо, вот о чем идет речь.
Особенно в сгустках событий Евангельских, когда заваривается новая история, везде один акцент: ничего не бывает по волшебству. Вне состоявшегося человека, вне его души, которая вдруг смыслом наполнилась и трансформировалась, перешла из одного состояния в другое, ничего бы не было. Как не было бы, собственно, и самого Рождества Христова. Помните, сколько раз мы уже говорили: «пока не появилась Божия Матерь». Что значит, пока Она не появилась? Да пока определенная какая-то общность людей не смогла создать ту среду беззаразную, чтобы инфекция Ее не убила. Вдруг в какой-то момент это свершилось. Сакраментальнейший совершенно момент. У нас с вами здесь продолжается решение судеб мира, которые теперь зависят от маленькой кучки людей. Апостолы с Божией Матерью собрались, и от этой кучки зависело все. Да, к ним прилегали семьдесят, были еще мироносицы, и все они ждали, что с ним произойдет. Сегодня Евангельское чтение, если вы были более или менее внимательны, как раз есть первосвященническая молитва Господа об учениках Его: Ты дал Мне, Я их сохранил, сохрани их. Он молится о них необычайно. Потому что от них слишком много зависит, слишком много. И апостолы приходят в горницу и здесь они дальше молятся. Далее происходит это глубоко таинственное, то, что в душах этих людей должно было произойти, и ради чего Господь столько времени трудился не покладая рук. И мы, конечно, помним, что Пятидесятница наступила. Это означает, что их молитва в горнице и Вознесение Господне после Его Воскресения, все Его труды увенчались успехом, потому что Дух Святой нисходит именно тогда, когда они действительно могут Его принять. Эволюция апостолов — гигантская тема. Ничего подобного поначалу там не было, непонятно было, чем всё закончится, сумеют ли они превратиться в действительно стальное ядро, которое пробьет всё?.. Сумеют, братья и сестры. От Пятидесятницы мы видим, что вдруг у апостолов проявляется необычайная, космическая практически энергия. Совершенно необъяснимая мотивация к бесконечному действованию. Бесконечный священный пафос о Христе, распятом и воскресшем, которым затем они покорили весь мир.
А у нас ведь тоже постоянно идет страшная борьба между Ветхим и Новым Заветами. Ветхий человек томит нас все время, то и дело побеждает. Побеждать-то он побеждает, но и Новый Завет тоже побеждает. В нашем сердце вечная борьба происходит именно ради победы Нового Завета. У нас с вами тоже сейчас Сионская горница. И мы должны понимать, что в нашей истории, в календаре сейчас этот момент, который определяет, что же получится в итоге? Мы с вами его вновь переживаем с тем, чтобы встретить Троицу. И в каждой душе, в каждом сердце это должно быть выношено. Вы должны очень хорошо понимать, что вновь и вновь духовно напрягаясь, сосредотачиваясь, мы в своем сердце и душе открываем двери Утешителю, чтобы Он вновь пришел. Мы Его зовем, мы Его должны звать. Мы должны закваску в себе эту осуществить, чтобы стать храмами Духа Святаго. Чтобы Он пришел к нам и мы стали бы действительно храмами, где бы Он обитал. Это, конечно, нам очень сложно, потому что иногда мы Его выметаем обеими руками. Это бывает страшно горестно, мы отдаем себе отчет в этом бесновании, которое то и дело с нами приключается, в этом кошмаре, который в нашей душе творится. Уныние, агрессия, зло бесконечное — почему оно терзает нас? Потому мы с вами обречены на битву за Утешителя, Которого мы, в общем, все хотим, конечно, зовем, ждем. Но так трудно все-таки для Него очистить наше помещение.
Это уникальное воскресенье в календаре нашем находится в промежуточном моменте, когда мы не читаем в предначинательных молитвах «Христос Воскресе!» или «Царю Небесный», потому что предначинательные молитвы начинаются со «Слава в вышних Богу» только служащим священником у престола. Недавно, на Кирилла и Мефодия на Красной площади было интересное стояние. Вышел протодьякон патриарший и начал петь «Отче наш» с народом всем. Уникальное явление, потому что все молебны всегда начинаются с «Царю Небесный» либо с «Христос Воскресе!», как мы поем всегда. А здесь вот появилось «Отче наш», по уставу в целом никак не диктуемое. Потому что нет пока ничего как бы, понятно? Поэтому вставляется Господня молитва как важнейшая из всех молитв, дается некая замена, но вообще-то, это некоторый вакуум с тем, чтобы мы с вами уже в следующее воскресенье громогласно, всей душой пропели молитву Утешителя. Поэтому будем с вами стремиться сейчас в себе разобраться. Как когда-то апостолы в этот период разбирались, укладывали всё, размышляли, молились и становились совершенно другими людьми. Дай Бог, чтобы и мы с вами тоже немножечко другими стали. Об этом и помолимся на сегодняшней Литургии. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |