Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом, и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с неменьшей силою.
Но сегодня, в связи с только что прочитанным евангельским рассказом, я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли, выделяя этот момент как серьезную духовную и психологическую проблему. Давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это, порой оголтелое, суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, сложный, в нем необходимо разбираться.
Понятно, что наша вера крепится упованием на Бога – это главное основание и фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть свои сомнения. В каком-то смысле это нормально, их не может не быть, потому что это признак разума ищущего человека: познавательное свойство нашей природы – всегда задавать все новые вопросы и не всегда получать на них понятные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее мышление — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — естественный процесс для всех. Может быть, существует исключение для избранников Божиих, но их достаточно мало. Основная масса — мы с вами, грешные.
Но эти колебаниями необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный маневр, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс», как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже совсем отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример еретичество, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестория мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие вещи они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!», но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Христу, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.
К чему я это говорю? Чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно зачало второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника при виде Спасителя, идущего по воде, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр, в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?»Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!» И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный — трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»
Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде?! Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана. Они, кстати, всем свойственны. А вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас, здесь стоящих сейчас, поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки дрожат и кошки на сердце скребут, честны и принципиальны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень «вера») рушиться. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И вначале идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.
Что происходит с Петром? Он разве не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов – это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит. И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент это упование на Бога ставится под сомнение, заползает соблазн, что Он все-таки не будет тебя спасать. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в этом мироздании существует один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «обессиливает». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все, чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Бывают случаи, когда Господь-то и не поможет совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет. Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализация переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.
Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, что не надо делать. Чего не надо боятся. И самое основное: не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года | |||||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий | |||
5 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
6 | вторник | Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | среда | Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | четверг | Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
9 | пятница | Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
10 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | прот.Георгий | |||
12 | поне-дельник | Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | вторник | Мч. Ермея. Ап. Ермия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | среда | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | четверг | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
16 | пятница | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
17 | суббота | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
19 | поне-дельник | Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | вторник | Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
21 | среда | Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
22 | четверг | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
23 | пятница | Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
24 | суббота | Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Александр | |||
26 | поне-дельник | Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
27 | вторник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | среда | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
29 | четверг | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
30 | пятница | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай |