Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. 21 августа 2016 г.

Проповедь в Неделю 9-ю по Пятидесятнице. 21 августа 2016 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом, и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с неменьшей силою.

Но сегодня, в связи с только что прочитанным евангельским рассказом, я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли, выделяя этот момент как серьезную духовную и психологическую проблему. Давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это, порой оголтелое, суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, сложный, в нем необходимо разбираться.

Понятно, что наша вера крепится упованием на Бога – это главное основание и фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть свои сомнения. В каком-то смысле это нормально, их не может не быть, потому что это признак разума ищущего человека: познавательное свойство нашей природы – всегда задавать все новые вопросы и не всегда получать на них понятные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее мышление — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — естественный процесс для всех. Может быть, существует исключение для избранников Божиих, но их достаточно мало. Основная масса — мы с вами, грешные.

Но эти колебаниями необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный маневр, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс», как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже совсем отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример еретичество, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестория мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие вещи они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!», но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Христу, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.

К чему я это говорю? Чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно зачало второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника при виде Спасителя, идущего по воде, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр, в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?»Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!» И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный — трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»

Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде?! Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана. Они, кстати, всем свойственны. А вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас, здесь стоящих сейчас, поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки дрожат и кошки на сердце скребут, честны и принципиальны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень «вера») рушиться. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И вначале идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.

Что происходит с Петром? Он разве не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов – это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит. И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент это упование на Бога ставится под сомнение, заползает соблазн, что Он все-таки не будет тебя спасать. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в этом мироздании существует один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «обессиливает». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все, чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Бывают случаи, когда Господь-то и не поможет совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет. Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализация переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.

Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, что не надо делать. Чего не надо боятся. И самое основное: не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года
1 четверг Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
2 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия Литургия 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
3 суббота Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
4 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Святому Духу 17-00 иер.Алексий
5 поне-дельник День Святого Духа. Сплошная седмица Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 вторник Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
7 среда Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 четверг Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
9 пятница Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
11 воскре-сенье Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым 17-00 прот.Георгий
12 поне-дельник Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 вторник Мч. Ермея.  Ап. Ермия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 среда Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 четверг Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
16 пятница Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
18 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
19 поне-дельник Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 вторник Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
21 среда Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
22 четверг Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
23 пятница Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
26 поне-дельник Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
27 вторник Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 среда Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
29 четверг Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
30 пятница Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.