Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня Неделя по Рождестве Христовом, и я хочу сосредоточить ваше внимание на исторической канве того, что происходило по Рождеству и что тогда еще открыло Божий замысел о домостроительстве нашего спасения. Человечество в то время впервые встало перед проблемой понимания того, что не должно было произойти (мы с вами хорошо знаем о пророчествах пришествия Спасителя), а того, что произошло, когда пришел Мессия. Я вам неоднократно говорил об этом гигантском испытании для ветхозаветного человечества: представляю, как Божия Матерь созерцала все, праведный Иосиф, апостолы — самые близкие люди. Как они недоумевали поначалу тому, что замысел Божий оказался иным, чем человечество представляло до этого. Мессию ждали как силового управителя, который должен был бы навести порядок, поставить евреев управлять и так далее. Но если бы они ошиблись только в понимании этого! Новозаветная жизнь предполагалась ветхозаветным человеком не только как избавление иудейского народа и поставление его над всеми. Ждали и того, что решится вопрос внутренний, сатана и бесы будут скованы, ждали полной победы Мессии над сатаной. И вдруг оказалось, что Господь несколько иначе рассматривает путь нашего спасения. А ведь мы до сих пор частенько надеемся на то, что все решится по волшебству, как в сказке «Волшебник Изумрудного города»: принесли в купель Крещения младенца, погрузили — и все, и будет он спасен, и обойдут его все беды. А оказывается, что в купели Крещения мы обрекаемся на другое. Крещением всевается в нас семя, и мы начинаем растить его с огромными трудами. Новый Завет оказывается сопряженным с колоссальной духовной борьбой, с взлетами и падениями, с радостями и скорбями, победами и поражениями. Выковывание духа человека продолжается, только в качественно ином пространстве. И вот Спаситель с первых дней Своих на земле начинает осуществлять путь, на который Божия Матерь и праведный Иосиф смотрели тогда с удивлением.
Начались этапы нашего спасения, и Господь вынужден был превратиться, нашими словами, в сирийского беженца, потому что террористические акции управляющего той землей сгустились до крайности. С Иродом у нас ассоциации однозначные. Если хочешь кого-нибудь унизить, назови иродом — хуже не придумаешь. Более жестокого правителя, корыстолюбивого трудно найти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев, чего-нибудь это стоит!
В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на личность Ирода. Есть в ней одно противоречие, который никак не могу разрешить. Берем этого царя и начинаем инспектировать — что он из себя представляет? Мы перечислили ряд его недостатков — они очевидны. Но среди этих недостатков нет одного — глупости. Историки говорят, что он был тонким интриганом, извращенным политиком, достигал своих целей любыми способами: римскую администрацию подкупал и так далее. Был хитроумным администратором и, вообще-то, неплохим градостроителем. И вот он зовет волхвов и узнает о предмете их изысканий. Потом зовет первосвященника, Синедрион, устраивает расспросы: когда Мессия рождается?.. И они ему подтверждают: скоро, ждем, да. И он обещает прийти поклониться Ему, а сам задумывает уже Его гибель. И вот вопрос: при всем своем уме и опыте он вообще на что рассчитывал? Он начал воевать с Мессией. Мессия — это кто? Посланник неба. И Ирод сознательно решает бороться с небом. Представьте себе это. Вы можете это понять? Я не могу. Он решил устроить бойню с небесами! Можно списать это на сумасшествие, тогда более-менее его действия станут понятны. Но если это не сумасшествие, то что?.. Судя по историческим источникам, он не был сумасшедшим. Были у него психические припадки — как, например, с младенцами, — но, тем не менее, история его стояния у власти известна и описана и в ней он предстает прагматичным правителем. И его безумства, совершенные в твердом уме и памяти, должны навести нас на мысль…..
Мы — строители Нового Завета. Прямо сейчас, в 2014-м году, мы продолжаем мостить ту дорогу, которую Господь велел мостить. Он решил, что Новый Завет осуществляет сам народ Божий в трудах своих. Сатана на цепи зверствует, ввергая нас в ужас: что будет с историей? В ХХ веке с его страшными кровопролитиями казалось, что еще чуть-чуть — и история человечества сорвется в пропасть... И в таких условиях мы призваны эту дорогу стелить, делать ее, по мере сил, ровнее: провалы, ухабы, овраги скрадывать, наводить мосты. Но мы с вами — очередное поколение строителей нового Завета — как на фоне Ирода выполняем это предназначение? Да никак. Наступаем на те же грабли, на которые он наступил когда-то, решив бороться с небесами. Он знал, что пришел Мессия. И решил Его обезвредить… Какое безумство! И мы совершаем это безумство, братья и сестры, хотя и не в таких масштабах.
Господь дал нам заповеди Свои, все рассказал в Нагорной проповеди, а мы все равно грешим неподобным образом. Знаем ведь, что нельзя, и все равно делаем. Я постоянно обращаюсь к себе с вопросом и пытаюсь найти этот внутренний разлом — почему нам не удается, почему звенья цепи сатанинских искушений ломают нас, почему срывают нас с этого пути? А ведь путь этот мы знаем лучше, чем Ирод. Сколько раз я уже говорил: мы живем в Новом Завете, в Предании Церкви находимся. Какой тысячелетний опыт мы имеем! И все равно продолжаем Иродово дело. У нас нет оправданий, братья и сестры. Конечно, нас нельзя сравнивать с Иродом… Но тем не менее, мы должны осознавать, что дорога, которую мы мостим, плохая. И дело, которое Богомладенец начал, мы не поддерживаем. Казалось бы, сейчас, глядя на Его бегство в Египет, мы думаем, что мы бы Ему помогли, мы бы Его защитили и даже нога Его не преткнулась бы о камень. Но это абстрактные рассуждения. А на самом деле, в реальной жизни, каждый день что мы для Него делаем?
Давайте посмотрим на себя. Если ты хамишь человеку — ты портишь дорогу. Ну зачем? Ненавидишь ближнего своего. Зачем? Задавайте постоянно эти вопросы, обращаясь внутрь себя и рассматривая себя. Если будем делать так, то сможем выстелить этот автобан к Богу и будет он идеально ровным. Чем больше мы — каждый! — в каждом моменте своей семейной, профессиональной и церковной жизни сумеем смирить себя, свою гордыню, свою самость, свою эмоциональность, тем дорога будет ровнее. И мы выполним завет Господень, неожиданный для многих своей трудностью. Да, это не волшебный путь, когда раз, пришел Спаситель — и нет искушений, и все свободны и безбедны. Согласно Божиему смотрению, для нас нужно другое. Неужели будем спорить с Ним? Если Он так устроил, то и нужно выполнять. Выкладываться на строительстве дороги своей жизни, чтобы в конце ее понятен нам стал крик Иоанна Златоуста: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Понятен духовно. Ведь смерть, которой надо бояться, — духовная, а мы боимся только физической. Пусть трагедия физической гибели младенцев и духовной гибели Ирода станут для нас назиданием и уроком и поводом для того, чтобы мы не на него смотрели и ужасались его жестокости, а смотрели на себя и ужасались жестокости своей, которую каждый творит в своей собственной истории. Помоги нам, Господи, чтобы этой жестокости было меньше, а больше радости и добра. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |