Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня Неделя по Рождестве Христовом, и я хочу сосредоточить ваше внимание на исторической канве того, что происходило по Рождеству и что тогда еще открыло Божий замысел о домостроительстве нашего спасения. Человечество в то время впервые встало перед проблемой понимания того, что не должно было произойти (мы с вами хорошо знаем о пророчествах пришествия Спасителя), а того, что произошло, когда пришел Мессия. Я вам неоднократно говорил об этом гигантском испытании для ветхозаветного человечества: представляю, как Божия Матерь созерцала все, праведный Иосиф, апостолы — самые близкие люди. Как они недоумевали поначалу тому, что замысел Божий оказался иным, чем человечество представляло до этого. Мессию ждали как силового управителя, который должен был бы навести порядок, поставить евреев управлять и так далее. Но если бы они ошиблись только в понимании этого! Новозаветная жизнь предполагалась ветхозаветным человеком не только как избавление иудейского народа и поставление его над всеми. Ждали и того, что решится вопрос внутренний, сатана и бесы будут скованы, ждали полной победы Мессии над сатаной. И вдруг оказалось, что Господь несколько иначе рассматривает путь нашего спасения. А ведь мы до сих пор частенько надеемся на то, что все решится по волшебству, как в сказке «Волшебник Изумрудного города»: принесли в купель Крещения младенца, погрузили — и все, и будет он спасен, и обойдут его все беды. А оказывается, что в купели Крещения мы обрекаемся на другое. Крещением всевается в нас семя, и мы начинаем растить его с огромными трудами. Новый Завет оказывается сопряженным с колоссальной духовной борьбой, с взлетами и падениями, с радостями и скорбями, победами и поражениями. Выковывание духа человека продолжается, только в качественно ином пространстве. И вот Спаситель с первых дней Своих на земле начинает осуществлять путь, на который Божия Матерь и праведный Иосиф смотрели тогда с удивлением.
Начались этапы нашего спасения, и Господь вынужден был превратиться, нашими словами, в сирийского беженца, потому что террористические акции управляющего той землей сгустились до крайности. С Иродом у нас ассоциации однозначные. Если хочешь кого-нибудь унизить, назови иродом — хуже не придумаешь. Более жестокого правителя, корыстолюбивого трудно найти. Четырнадцать тысяч убиенных младенцев, чего-нибудь это стоит!
В этом контексте я хотел бы обратить ваше внимание, братья и сестры, на личность Ирода. Есть в ней одно противоречие, который никак не могу разрешить. Берем этого царя и начинаем инспектировать — что он из себя представляет? Мы перечислили ряд его недостатков — они очевидны. Но среди этих недостатков нет одного — глупости. Историки говорят, что он был тонким интриганом, извращенным политиком, достигал своих целей любыми способами: римскую администрацию подкупал и так далее. Был хитроумным администратором и, вообще-то, неплохим градостроителем. И вот он зовет волхвов и узнает о предмете их изысканий. Потом зовет первосвященника, Синедрион, устраивает расспросы: когда Мессия рождается?.. И они ему подтверждают: скоро, ждем, да. И он обещает прийти поклониться Ему, а сам задумывает уже Его гибель. И вот вопрос: при всем своем уме и опыте он вообще на что рассчитывал? Он начал воевать с Мессией. Мессия — это кто? Посланник неба. И Ирод сознательно решает бороться с небом. Представьте себе это. Вы можете это понять? Я не могу. Он решил устроить бойню с небесами! Можно списать это на сумасшествие, тогда более-менее его действия станут понятны. Но если это не сумасшествие, то что?.. Судя по историческим источникам, он не был сумасшедшим. Были у него психические припадки — как, например, с младенцами, — но, тем не менее, история его стояния у власти известна и описана и в ней он предстает прагматичным правителем. И его безумства, совершенные в твердом уме и памяти, должны навести нас на мысль…..
Мы — строители Нового Завета. Прямо сейчас, в 2014-м году, мы продолжаем мостить ту дорогу, которую Господь велел мостить. Он решил, что Новый Завет осуществляет сам народ Божий в трудах своих. Сатана на цепи зверствует, ввергая нас в ужас: что будет с историей? В ХХ веке с его страшными кровопролитиями казалось, что еще чуть-чуть — и история человечества сорвется в пропасть... И в таких условиях мы призваны эту дорогу стелить, делать ее, по мере сил, ровнее: провалы, ухабы, овраги скрадывать, наводить мосты. Но мы с вами — очередное поколение строителей нового Завета — как на фоне Ирода выполняем это предназначение? Да никак. Наступаем на те же грабли, на которые он наступил когда-то, решив бороться с небесами. Он знал, что пришел Мессия. И решил Его обезвредить… Какое безумство! И мы совершаем это безумство, братья и сестры, хотя и не в таких масштабах.
Господь дал нам заповеди Свои, все рассказал в Нагорной проповеди, а мы все равно грешим неподобным образом. Знаем ведь, что нельзя, и все равно делаем. Я постоянно обращаюсь к себе с вопросом и пытаюсь найти этот внутренний разлом — почему нам не удается, почему звенья цепи сатанинских искушений ломают нас, почему срывают нас с этого пути? А ведь путь этот мы знаем лучше, чем Ирод. Сколько раз я уже говорил: мы живем в Новом Завете, в Предании Церкви находимся. Какой тысячелетний опыт мы имеем! И все равно продолжаем Иродово дело. У нас нет оправданий, братья и сестры. Конечно, нас нельзя сравнивать с Иродом… Но тем не менее, мы должны осознавать, что дорога, которую мы мостим, плохая. И дело, которое Богомладенец начал, мы не поддерживаем. Казалось бы, сейчас, глядя на Его бегство в Египет, мы думаем, что мы бы Ему помогли, мы бы Его защитили и даже нога Его не преткнулась бы о камень. Но это абстрактные рассуждения. А на самом деле, в реальной жизни, каждый день что мы для Него делаем?
Давайте посмотрим на себя. Если ты хамишь человеку — ты портишь дорогу. Ну зачем? Ненавидишь ближнего своего. Зачем? Задавайте постоянно эти вопросы, обращаясь внутрь себя и рассматривая себя. Если будем делать так, то сможем выстелить этот автобан к Богу и будет он идеально ровным. Чем больше мы — каждый! — в каждом моменте своей семейной, профессиональной и церковной жизни сумеем смирить себя, свою гордыню, свою самость, свою эмоциональность, тем дорога будет ровнее. И мы выполним завет Господень, неожиданный для многих своей трудностью. Да, это не волшебный путь, когда раз, пришел Спаситель — и нет искушений, и все свободны и безбедны. Согласно Божиему смотрению, для нас нужно другое. Неужели будем спорить с Ним? Если Он так устроил, то и нужно выполнять. Выкладываться на строительстве дороги своей жизни, чтобы в конце ее понятен нам стал крик Иоанна Златоуста: смерть, где твое жало? ад, где твоя победа? Понятен духовно. Ведь смерть, которой надо бояться, — духовная, а мы боимся только физической. Пусть трагедия физической гибели младенцев и духовной гибели Ирода станут для нас назиданием и уроком и поводом для того, чтобы мы не на него смотрели и ужасались его жестокости, а смотрели на себя и ужасались жестокости своей, которую каждый творит в своей собственной истории. Помоги нам, Господи, чтобы этой жестокости было меньше, а больше радости и добра. Аминь.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |