Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Прощеное воскресенье. О лицемерном доброделании. 17 марта 2013 г.

Проповедь в Прощеное воскресенье. О лицемерном доброделании. 17 марта 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Наступил Прощеный день, братья и сестры, знаковый, выпукло прочерченный в нашем литургическом году — настолько, что многие люди посторонние понятия не имеют о каких-то наших праздниках и событиях, а Прощеное воскресенье знают. Действительно, день общего обновления есть, при всей условности нашего прощения, необычайно благодатное событие. Сегодня мы заканчиваем, братья и сестры, подготовительные недели, завтра начинается первая, самая тяжелая, седмица Великого поста — самая тяжелая потому, что Страстная, хотя, казалось бы, тяжелее, но там настолько близки события Пасхи, что всё ими затмевается и пост идет уже достаточно легко. А вот первая неделя действительно сложна, да еще и углублена каноном Андрея Критского, который дает тему покаяние необычайно выпукло и пробирает душу хорошо.
 
Обычно в этот день в своих размышлениях я иду по пути наиболее фундаментальному, базовому, связанному с изгнанием Адама, по сути события которого названа неделя, потому что корень всех проблем наших растет отсюда. Каждый год я пытаюсь осмыслить это явление, но сегодня мне хотелось бы подойти к более частным проблемам, изложенным в сегодняшнем евангельском чтении, которое мы с вами только что, надеюсь, внимательно прослушали. Там говорится о вопросах не таких общих, как Адамово изгнание, но очень принципиальных — о способах нашего поста. Каковы же они? Во-первых, мы не вкушаем мясной и молочной пищи, с удвоенной силой на картошку с капустой налегаем, а во-вторых, пытаемся каяться — вот то основное, чему воздержание от мяса и молока призвано немножечко помочь. Постом мы причащаемся чаще. Три раза не причастился во время Великого поста — кто ты такой вообще? Чаще причащаешься — чаще исповедуешься, и покаянное состояние становится лейтмотивом всей Четыредесятницы, лейтмотивом спасительным для нас, каким бы поверхностным наше покаяние ни было: хоть какое-то движение в стоячем болоте души — прекрасно.
 
В сегодняшнем чтении именно тема покаяния и прощения поставлена Господом очень явственно. Я бы сформулировал эту тему как тему о лицемерии. В Евангелии так и говорится: не будьте унылы, как лицемеры (Мф. 6, 16), и эта тема у нас получает достаточно сложное истолкование и сложное осмысление. Ну, казалось бы, на первый взгляд, что непонятного: лицемер? так нет ему прощения, подлежит он геенне огненной! Но такие выводы можно сделать только при поверхностном прочтении, а вот более глубокое всё усложняет. То ли у Юлия Шрейдера, то ли у Сергея Аверинцева звучит такая мысль: лицемерие — это дань греха добродетели. Во всей силе такой подход реализован у католиков. Хрестоматийной идеологемы мы, конечно, в рафинированном официальном виде нигде не найдем, но подтекстно у них так или иначе проговаривается одна мысль: что плохого, если мера греха, мера порока соблюдает некоторые приличия? Ведь что такое лицемерие? Это, если применять обывательскую терминологию, «мера лица» — когда ты делаешь хорошую мину при плохой игре. Когда ты страшно жаден до денег, а делаешь физиономию, что деньги тебя не волнуют. Когда ты страшно завистлив, а строишь из себя ровного ко всем человека. «Что в этом плохого?» — вопрошают условные католики. Вам что, хотелось бы больше рычания и мата слышать? Или при этом внутреннем мате, который есть, давайте хоть внешне выражаться более-менее благочестиво? Раз и маленькая, но все же дань порока добродетели есть, то пусть хоть такая будет. Потому что внешние формы проще соблюсти. Душу переделать — это с ума сойти, а вот внешний антураж обеспечить — раз плюнуть. Мы, православные, такой подход всячески бичуем. Ярко это сказывается при сопоставлении западного общества и российского: в нашем метро, на нашем рынке обложат, как следует, сразу на место поставят и расскажут о тебе такое, чего ты и сам о себе не знал, а в Швейцарии или Норвегии где-нибудь — реверанс сделают. Сначала мы приходим в дикий восторг, когда принимаем это за чистую монету, а потом, когда разбираемся, что это то самое лицемерие, вот тогда… Но давайте подумаем: если собрать на нашем рынке одних только православных — разве там более культурно будет? Конечно, нет. А вот за рампой внешних приличий вроде бы спокойнее жить. Еще у Конфуция на этом всё было построено: этикет, правила поведения определяли у него всё. Мы своей православной русской душой этого совершенно не приемлем и вроде как от этого лицемерия почти свободны. В метро спустись — мрак на лицах полный и никакого лицемерия: всю правду тебе скажут совершенно искренне.
 
Однако рассудим трезво – разве в нашей православной среде есть формы вычурного лицемерия? И ответим со всей ответственностью, что у нас всё немного по-другому. Кто из нас начнет показывать на людях, как он постится, как молится, сколько на четочку берет поклонов за вечер?.. Это в нашей среде совсем не принято. Правда, стоит сделать поправочку на исторические реалии: недавнее столетие дало пример тяжелого отношения к верующим людям со стороны светского мира, и этот пример, конечно, сделал определенную коррекцию — теперь в голову никому не придет, что веру нужно выставлять напоказ и это будет как-то почитаться, котироваться. На самом деле, количество поклонов не котируется в обществе совершенно. Поэтому, на первый взгляд, можно было бы сказать, что мы с вами к речению Господню, которое слышали в Евангелии, совершенно непричастны, что оно не про нас. Но если опять копнем глубже в свою душу, обретем те же проблемы, только на другом, более скрытом уровне, и обнаружим, что лицемерие у нас тоже есть, но в более тяжелой форме. Проявляется оно, например, когда мы делаем добрые дела. Ну, бывает: подарочек кому-то подарим, облагодетельствуем так или иначе — и непременно ждем благодарности. Конечно, не берем случай, когда мать дочку вырастила, а потом та ее в дом престарелых сдала — это, конечно пример нехарактерный, и мало, слава Богу, у нас таких дочерей. Но дьявол в мелочах, как вы знаете. Когда подарочек какой сделали, с детишками чужими разок посидели — ждем тут же отклика. И если не дождемся — пиши пропало, осуждение у нас в избытке. Спрашивается — для чего же мы тогда эти добрые дела делаем? Ведь это та же коммерция, только на нравственной почве.
 
Помажь голову твою и умой лице твое, сказано в сегодняшнем Евангелии, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6,17–18). Если мы посмотрим на свою жизнь дробно, в ее частных проявлениях, то много чего такого увидим. Нам саднит, если вдруг кто-то наших добрых дел не ценит, поэтому стараемся их делать появнее, в чем и повинны страшно. Перед нами Великий пост, когда мы встанем лицом к лицу с этими добрыми делами и вопросом — для кого делаем их?.. А для кого мы приходим в храм? Не затеваем ли такую же тяжбу с Богом? Не только с нашими родственниками, но, подспудно, и с Самим Богом?.. «Вот мы здесь, перед Тобой, посмотри на нас, вот наши добрые дела, а вот мы попостились… дня три. А если Ты этого не заметил — всё, никакого настроения, никакой мотивации». Заблуждения души нашей в таких тонкостях и в лицемерии, которое отнюдь неявно (на самом деле, как нация, как народ мы очень правдивы), на глубинном уровне всё равно проявляются. И поэтому вопрос о добрых делах и о покаянии, о прощении, которое должны мы дарить всем и вся, не ожидая прощения для себя, столь важен. Всё пространство Святой Четыредесятницы к ответу на него направлено. «Кормлю я вас, а вы тут ходите, неблагодарные» — одно слово может обратить доброе дело в дым. Поэтому попытаемся немножечко отрешиться от своей прагматики — что уж говорить, она довольно естественна и по-человечески понятна, но не к ней мы все же призваны. Будем помнить, что в это Святое время призваны мы к самому высокому. Оно тяжело и порой кажется недостижимым, но мы христиане, мы православные и обязаны делать всё возможное и невозможное для достижения того, что заповедовал нам Христос. Об этом давайте помолимся сегодня за нашей Божественной Литургией в преддверии первой седмицы Великого поста. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.