Во имя Отца, и Сына, и Святаго духа!
Братья и сестры, тема сегодняшнего воскресного праздника — воспоминание о святых отцах 1-го Вселенского Собора. Этот период между двумя большими праздниками, Пасхой и Троицей, — своего рода «заваривание» всего замысленного Христом для устройства Спасения нашего новозаветного исторического пути, по сути — домостроительство Спасения уже в новом времени, которое задумывается Господом очень премудро и очень для нас порой таинственно. Это время, когда еще нет Церкви, когда Христос еще только вознесся и все апостолы, вся община, все то, что названо «Солью Земли», — все это находится в процессе формирования, оплодотворяясь огромной болью испытаний, с трудом и сомнениями наполняясь выкристаллизовывающейся верой, насыщаясь огромной мотивацией, которая потом у апостолов не кончится никогда, которая будет передана их ученикам, ученикам учеников, их последователям… и дойдет до нас с вами.
1-й Вселенский Собор святых отцов, который в основе своей имел богословскую подоплеку, вроде бы далек от обывательских интересов непрактичностью проблематики, которая не очень применима в жизни, абстрактна и сложна для обыкновенного человека. Но, тем не менее, это подлинно жизненный момент, который мы должны включать в наше существование и отчетливо понимать, что за ним стоит. 1-й Вселенский Собор и святые отцы его — это, собственно, производная всего Христова провозвестничества, когда, после сказанной Благой Вести о Спасении, апостолы впитали, саккумулировали и стали раскрывать нам вероучение Христа, показывая всю стройность, точность и красоту его. Это огромная и очень сложная работа. В свою очередь, отцы Собора передавали свои ощущения посредством большого верующего сердца, любовью преизбытствующей, задавая вектор движения вероучительной, интеллектуальной, сердечной мысли во всем ее объеме. И в этой своей сотканности, собранности, которую мы сейчас имеем, она приемлема для всех нас. Кто понимает много, кто мало, у кого сердце открыто для Истины больше, у кого-то меньше — для всех отцы 1-го Вселенского Собора задали то основное, что потом окончательно выразилось в Символе Веры, который, как бутон, раскрывает весь Новый Завет, цветущий сад христианской веры, давшей миру поистине великие плоды.
Исторически мир тогда был как бы разделен на две части. Восточная — это Византия с ее аскетикой, богословием, литературой, философией — огромное «тело», где формировался большой культурный ареал духовных ценностей. К сожалению, Византия закончила свое существование слишком преждевременно. И вторая часть — западная Римская империя. Для нас она далека по сердцу, но, надо признать, тоже имеет большое культурное значение как в богословской схоластике, философии, так и в архитектуре, музыке, живописи. Собственно, из всего этого выкристаллизовалась научная основа современной цивилизации. Все это произведено христианством, эта ойкумена возникла именно Христовым провозвестием.
Есть еще один важный момент, который также связан с Христовым провозвестием, но уже на русской почве, и именно он сегодня для нас с вами определяющий. Сегодня мы празднуем также и день равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских. Сегодня День славянской письменности, который всегда был большим праздником. Что принесли Кирилл и Мефодий? Конечно, Азбуку, но главное они дали ТЕКСТ — то, что созидает культуру как таковую.
У наших предков-славян были определенные зачатки если не культуры, то основы формирования этноса, но именно текст дал иной строй и кодификацию всего устройства славянского литературного мира. Именно это послужило зерном рождения великой русской культуры, которую дали равноапостольные братья Мефодий и Кирилл.
Как состоялся наш народ, каким образом явил все то богатство, которое мы имеем? Наши пращуры представляли собой достаточно воинственные племена людей, которые и хозяйства-то организованного толком не имели. И вот эта ни к чему не обязывающая масса постепенно стала формироваться в единое культурное тело. Все мы знаем, что наций в мире много, но не из всех складывается значительный по культурному вкладу народ. А тут с возникновением азбуки, письменности, появления у славян Священного Писания на родном языке — все это дало настоящий всплеск, волну созидания. И ведь не каждое общество могло с такими вещами справиться. Но здесь смогло и дало свою литературу, иконографию, архитектуру и много другого прекрасного и созидательного. Мы гордимся этим по праву. Вся наша цивилизация — это производная культуры Руси. Это грандиозное действие, гигантское событие, в котором наш народ проявил себя во всей силе и правде. Повторюсь, не у каждого народа это получается. Не каждый мог явить миру такую литературу, таких подвижников, таких святых. У нас это свершилось. Конечно, нам есть не только чем гордиться, но и чего стесняться. Но да покроет то, что составляет нашу гордость, то, что есть позор и грех.
Итак, Вселенский Собор — точка первая. Кирилл и Мефодий — точка вторая. Так мы приходим к сегодняшнему историческому моменту: мы с вами здесь и сейчас, все те, кто воспринял плоды трудов и подвига маравских братьев, — это точка третья. Созидание, которое они совершали, – вектор к нам и мы должны его продолжить. Иногда нам кажется, что мы не способны, мы выродились, испортились как нация окончательно. Но недобудет в нас эта безысходность как последний виток всех наших исторических блужданий. Пусть мы будем помнить о том добром и прекрасном, что есть в нашем народе, не потеряем веру в свои силы и в то главное, что есть — Господь нас не забыл. Сколь бы мы ни были грешными, сколько бы мы ни плутали во тьме, мы потихоньку находим свет. И все стоящие здесь сейчас тому прямые свидетели. Каким бы косным ни было наше сердце, оно чувствует Бога. Поэтому и в дальнейшем будем созидать ту историю, которую когда-то предложили нам равноапостольные Кирилл и Мефодий в виде своего великого духовного, культурного и интеллектуального труда. И приложим все усилия к тому, чтобы умножить то, что когда-то наши предки создали. Об этом помолимся на Литургии сегодня в день, который почти стал государственным праздником на общероссийском пространстве — и это действительно великое чудо! Поучаствуем в празднике славянских народов и помолимся, чтобы Господь дал сил душевных и творческих для созидания государственности, культуры и веры наших семей и нашего потомства. Дай Бог быть напитанными Христовой любовью и верой! Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |