Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. О богаче и Лазаре или о бытовом верхоглядстве и его последствиях. 6 ноября 2016 г.

Проповедь в Неделю 20-ю по Пятидесятнице. О богаче и Лазаре или о бытовом верхоглядстве и его последствиях. 6 ноября 2016 г.

Во имя отца и Сына и Святаго Духа.

Вновь перед нашим взором, братья и сестры, возникает известное повествование о богаче и Лазаре. Истины, которые открываются в этом евангельском рассказе, мы слышим ежегодно и много уже рассуждали о них, но сегодня вновь обратимся к ним и вновь подумаем на эту тему, потому что их универсальность и необходимость, исходя из опыта истории прошлых веков и многочисленных поколений наших предков очевидна.

В очередной раз вчитавшись в повествование, я в который раз оторопел от тайны, которая открывается в таком простом и одновременно сложном рассказе. Есть традиционные толкования образов богача и Лазаря, но давайте попробуем сегодня посмотреть на них более прагматично и рассудочно, чем принято в устоявшейся традиции.

Мы видим богача: он обеспечен, очень неплохо одевается и «пиршествует блистательно». Три эти параметра богатства актуальны и для нас (а я всегда прошу вас примерять этот, как и другие евангельские рассказы, на свою жизнь — это главное, что требуется от нас при чтении Писания). Трудно сказать, как он разбогател: получил ли наследство, пользовался рентой, или заработал сам, — в любом случае, у него был солидный банковский счет, говоря современным языком и неплохие активы в недвижимости или еще где. Порфир и виссон — самые дорогие ткани, которые тогда были. Сейчас они у нас не котируются, мы предпочитаем что-нибудь натуральное — хлопок, например, который тогда, наоборот, был материалом для одежд самых бедных слоев населения, или еще какие-то натуральные ткани. Но нам прекрасно понятно, что такое дорогой костюм, и мы можем сказать, что тот богач был «всегда при галстуке». И третье — он обильно питался. Хлеб был не только с маслом, но, видимо, и с икрой и с прочими деликатесами.

Глядя на все это, мы прекрасно понимаем, что хотим такой жизни для себя и своих детей. А почему бы и нет? Что в этом плохого? Более того, такое желание мы расцениваем как добродетель и трудимся не покладая рук именно ради этого. Зарабатываем в поте лица, и такие бывают «мозоли» интеллектуального, умственного порядка, что физические порой и несравнимы с ними. Одеваться в рубище сейчас — признак либо полной опущенности, либо бескультурья. То же и с едой. Мы, конечно, пробуем поститься и ограничивать себя, но компенсируем это либо витаминами, либо морскими продуктами, либо придумываем еще что-то, лишь бы иммунитет (и в целом наше тело) не пострадали в результате поста.

То есть мы ставим перед собой такую задачу: обеспечить максимально себя и свое потомство — что, собственно, и делал богач в притче. Поставив себя рядом с ним, мы без труда видим, что мы… и есть тот богач. Сразу вопрос: а чем это плохо? Вот это все вышеперечисленное — разве достаточный повод отправить его во ад? А как же тогда мы? Нам тоже дорога туда?.. После размышлений мы понимаем, что, возможно, попал он туда все-таки не за это, что заботился о своем иммунитете и весьма усердно предохранялся от авитаминоза.

А теперь давайте оставим на время богача и перейдем ко второму нашему персонажу. Это Лазарь, которого тоже можно прагматично описать. Как минимум, это человек без определенного места жительства, т.е бомж, лишенный всяческого обеспечения. Причины, почему он так живет, от нас скрыты. Можно предположить, что Лазарь искал и не нашел работу или не смог ее осилить. А может быть, и не очень сильно он ее искал. У меня есть знакомый протоиерей, который занимается такой категорией граждан в нашем обществе. Так вот он со слезами повествовал мне, что есть множество людей, которых как ни мотивируй, какими посулами ни заманивай, какие хоромы и прекрасные одежды ни предлагай, — все равно решат остаться на улице и бедствовать. Работать они не будут ни при каких обстоятельствах, потому что у них такая жизненная философия, называется она — свобода от всякой занятости. Поэтому в целом мы можем предположить (чисто теоретическое допущение), что Лазарь не хотел работать, и основания у нас есть в общей статистике, в процентном отношении таких людей действительно много.

И вот получается, второе разбираемое нами лицо — Лазарь — так же попал в рай по другому основанию, а уж вовсе не за то, что сидел у ворот дома богача, ничего не делал и питался крохами с его стола. Именно здесь мы вглядываемся в великую тайну Божественного смотрения. Этот рассказ описывает нам удивительное соотношение статусных определений одного и другого, указуя, что причины столь радикального распределения — одного в ад, другого на лоно Авраамово — куда более глубокие и сложные, чем их внешнее материальное положение.

Причины действительно другие. И здесь вопрос к богачу, который оказался совсем не там, где хотел, и не с тем, что ожидал. Вновь обратимся к тексту Евангелия. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16, 19). Мы уже упоминали, это почти про нас, согласимся, получается, всем нам быть во аде?.. Что делать со всем этим, что предпринять? Первая мысль: надо скорее раздать все нищим и самому стать Лазарем. Посыл хороший, но не каждый на это способен, а лишь те, которым дан дар от Бога — все раздавать, делая это благочестиво и с чистой душой. Таких людей единицы, и, скорее всего, у нас это не получится сделать. Один раздал, а потом домашние его по десять раз «помянули Давида и всю кротость его». Конечно, к этому надо стремиться, но не только такой сложный существует путь, есть и другие способы.

Надо быть более внимательными, предусмотрительными и духовно взвешенными. Ведь богач был не плохим человеком, разврата, оргий и прочих безобразий не устраивал, Евангелие об этом не говорит, но очевидно другое — богач был верхоглядом: он не замечал ничего вокруг себя. И что действительно страшно, в этом верхоглядстве мы иногда допускаем непотребные вещи. Мы становимся ревнивыми, подозрительными, мнительными и так далее. Мы не учитываем трудности ближнего своего, которому порой так плохо (в сравнении с нами), что человеку не до чего. А мы снизойти не можем, вникнуть не хотим и именно в этот момент становимся такими же верхоглядами, как тот богач. Вот за это и приходит наказание Божие. Ибо замечать надо не тех профессиональных нищих, которые порой богаче нас, а тех, у кого стенает и болит душа, кто рядом с нами, а мы их не видим и не понимаем в своем высокомерии. К ним нужно снизойти и подать руку помощи. Надо уметь поверить в них и увидеть образ Божий вопреки всякой как бы благополучно-упакованной жизни. Этого нам больше всего не хватает. Верхоглядство в духовной сфере — очень страшно. Вчитайтесь в текст зачала и увидьте, где вокруг вас эти «лазари»? Повсюду!

Повторюсь. Сам Лазарь мог быть очень виноват в своей лености и неспособности к труду. Но именно в отношении к нему необходима наша снисходительность, внимательность и широта души — тогда он будет сыт и крохами, падающими с нашего стола.

И еще один момент. Лазарь все-таки оказался «на лоне Авраамовом». Почему? При всей его лености и недостатках, даже если такие были у него, налицо и преимущества. Он был незлобив. Он не пересчитывал деньги в кармане богача. Находясь в таком состоянии, он был беззлобен и радушен, он не роптал, а принимал с благодарностью то, что есть. А эта серьезная проблема нашего общества: человек, осознав, что он хоть чуть-чуть меньше получает материальных благ, чем другой, тут же начинает влезать в карман соседа и возмущаться — «Почему так? Откуда у него это? А мне? Я разве недостоин? Да он такой-сякой, вор, преступник» и так далее. Мы сразу начинаем осуждать, и это сжигает нашу душу.

А ведь порой и нужно-то не очень много. «Крохи со стола» бывают ох как спасительны для нашего ближнего, а, следовательно, и для нас. И при том страхе Господнем, который возникает у нас при чтении этого рассказа, когда вдруг осознаешь, насколько трудно достичь лона Авраамова и как легко во аде оказаться, мы должны понимать, что пути ко Спасению все-таки есть. В обретении этих путей помоги нам, Господи. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2023 года
29 среда
5 седмицы
Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Николай
Утреня.
Мариино стояние
18-00 Весь причт
30 четверг
5 седмицы
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 иер.Алексий
31 пятница
5 седмицы
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Алексий
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице 18-00 Весь причт
1 суббота
5 седмицы
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Мчч. Хриса́нфа и Да́рии. Прп. Симеона Псково-Печерского Литургия
пом.: отцы 
08-00 прот.Валентин
Иоанн, Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
2 воскре-сенье Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных. Прмч. Евфросина Синозерского, Новгородского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Пассия 17-00 иер.Алексий
3 понедель-ник, ваий Прп. Иакова. Прп. Пахомия. Прп. Серафима Вырицкого Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
4 вторник, ваий Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского Часы. Вечерня 08-00 иер.Иоанн
Соборование 18-00 Весь причт
5 среда, ваий Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона, игумена Киево-Печерского. Мч. Василия Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 прот.Георгий
6 четверг, ваий Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии. Свт. Артемия Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
7 пятница, ваий Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы
Преставле́ние свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня 18-00 прот.Валентин
8 суббота
6 седмицы, ваий
Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Арх. Гаврии́ла Литургия
пом.: отцы 
08-00 прот.Валентин
Иоанн, Алексий
Всенощное бдение, исповедь ВХ

18-00

НХ
прот.Валентин
иер.Алексий
иер.Иоанн
прот.Георгий
9 ВЕРБНОЕ воскре-сенье Неделя ваий (цветоносная). Вход Господень в Иерусалим. Мц. Матро́ны Солу́нской. Сщмч. Ирине́я Литургия
Исповедь
ВХ

07-00
НХ
иер.Алексий
прот.Валентин
иер.
Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь: отцы
10-00 прот.Валентин
Иоанн, Алексий
Вечерня 17-00 иер.Алексий
10 Великий Поне-дельник Страстна́я седмица. Прп. Иларио́на. Прп. Стефа́на Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
11 Великий Вторник Страстна́я седмица. Мчч. Марка, Кирилла и иных многих. Прпп. Марка, Ионы и Корнилия Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Георгий
12 Великая Среда Страстна́я седмица. Прп. Иоанна Лествичника. Празднество в память сретения Пресвятой Богородицы и прав. Елисаветы Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Георгий
Утреня
Общая исповедь
18-00 Весь причт
13 Великий Четверто́к Страстна́я седмица. Воспоминание Тайной Вечери. Сщмч. Ипатия, еп. Гангрского. Свт. Ионы, митр. Московского и всея России, чудотворца. Прп. Ипатия Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня 12 Евангелий 18-00 Весь причт
14 Великий Пято́к Страстна́я седмица. Воспоминание Святых спасительных Страстей Господа нашего Иисуса Христа. Прп. Марии Еги́петской. Прп. Евфимия Царские Часы 08-00 иер.Алексий
Вечерня. Вынос Плащаницы 13-00 Весь причт
Утреня. Погребение Плащаницы 18-00 Весь причт
15 Великая Суббота Страстна́я седмица. Прп. Ти́та чудотворца Литургия
пом.
07-00 прот.Валентин
Весь причт
Освящение куличей и пасох с 08-00 до 20-00
8.00—11.30   иер.Иоанн
11.30—14.00   прот.Валентин
14.00—17.00   прот.Георгий
17.00—20.00   иер.Алексий
Чтение Деяний апостольских в 21-30
Полунощница. Канон Великой Субботы ВХ

23-20

НХ
прот.Валентин иер.Алексий
прот.Георгий
иер.Иоанн
16 воскре-сенье СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ. ПАСХА Пасхальная утреня Литургия ВХ

00-00

НХ
прот.Валентин иер.Алексий
прот.
Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Пасхальная вечерня 17-00 иер.Алексий
17 поне-дельник Светлая седмица, сплошная. Прпп. Иосифа песнописца и Георгия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
18 вторник Светлая седмица, сплошная. Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
19 среда Светлая седмица, сплошная. Свт. Евтихия. Свт. Мефодия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
20 четверг Светлая седмица, сплошная. Прп. Гео́ргия. Прп. Дании́ла Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 пятница Светлая седмица, сплошная. Последование в честь Пресвятой Богородицы ради Ее «Живоносного Источника» Литургия
Водосвятный молебен
08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня Раздробление артоса 18-00 прот.Валентин
22 суббота Суббота Светлой седмицы. Мч. Евпсихия. Литургия
Раздача артоса
пом.:
08-00 прот.Валентин

Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
23 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
24 поне-дельник Сщмч. Антипы. Прп. Иакова. Свт. Варсонофия, еп. Тверского Литургия 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
25 Радоница
вторник
Поминовение усопших. Прп. Василия исп., еп. Парийского.  Иконы Божией Матери, именуемой «Муромская» Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
26 среда Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 четверг Свт. Марти́на исп., папы Римского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
28 пятница Апп. от 70 Ариста́рха, Пу́да и Трофи́ма Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
29 суббота Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
30 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.