Во имя отца и Сына и Святаго Духа.
Вновь перед нашим взором, братья и сестры, возникает известное повествование о богаче и Лазаре. Истины, которые открываются в этом евангельском рассказе, мы слышим ежегодно и много уже рассуждали о них, но сегодня вновь обратимся к ним и вновь подумаем на эту тему, потому что их универсальность и необходимость, исходя из опыта истории прошлых веков и многочисленных поколений наших предков очевидна.
В очередной раз вчитавшись в повествование, я в который раз оторопел от тайны, которая открывается в таком простом и одновременно сложном рассказе. Есть традиционные толкования образов богача и Лазаря, но давайте попробуем сегодня посмотреть на них более прагматично и рассудочно, чем принято в устоявшейся традиции.
Мы видим богача: он обеспечен, очень неплохо одевается и «пиршествует блистательно». Три эти параметра богатства актуальны и для нас (а я всегда прошу вас примерять этот, как и другие евангельские рассказы, на свою жизнь — это главное, что требуется от нас при чтении Писания). Трудно сказать, как он разбогател: получил ли наследство, пользовался рентой, или заработал сам, — в любом случае, у него был солидный банковский счет, говоря современным языком и неплохие активы в недвижимости или еще где. Порфир и виссон — самые дорогие ткани, которые тогда были. Сейчас они у нас не котируются, мы предпочитаем что-нибудь натуральное — хлопок, например, который тогда, наоборот, был материалом для одежд самых бедных слоев населения, или еще какие-то натуральные ткани. Но нам прекрасно понятно, что такое дорогой костюм, и мы можем сказать, что тот богач был «всегда при галстуке». И третье — он обильно питался. Хлеб был не только с маслом, но, видимо, и с икрой и с прочими деликатесами.
Глядя на все это, мы прекрасно понимаем, что хотим такой жизни для себя и своих детей. А почему бы и нет? Что в этом плохого? Более того, такое желание мы расцениваем как добродетель и трудимся не покладая рук именно ради этого. Зарабатываем в поте лица, и такие бывают «мозоли» интеллектуального, умственного порядка, что физические порой и несравнимы с ними. Одеваться в рубище сейчас — признак либо полной опущенности, либо бескультурья. То же и с едой. Мы, конечно, пробуем поститься и ограничивать себя, но компенсируем это либо витаминами, либо морскими продуктами, либо придумываем еще что-то, лишь бы иммунитет (и в целом наше тело) не пострадали в результате поста.
То есть мы ставим перед собой такую задачу: обеспечить максимально себя и свое потомство — что, собственно, и делал богач в притче. Поставив себя рядом с ним, мы без труда видим, что мы… и есть тот богач. Сразу вопрос: а чем это плохо? Вот это все вышеперечисленное — разве достаточный повод отправить его во ад? А как же тогда мы? Нам тоже дорога туда?.. После размышлений мы понимаем, что, возможно, попал он туда все-таки не за это, что заботился о своем иммунитете и весьма усердно предохранялся от авитаминоза.
А теперь давайте оставим на время богача и перейдем ко второму нашему персонажу. Это Лазарь, которого тоже можно прагматично описать. Как минимум, это человек без определенного места жительства, т.е бомж, лишенный всяческого обеспечения. Причины, почему он так живет, от нас скрыты. Можно предположить, что Лазарь искал и не нашел работу или не смог ее осилить. А может быть, и не очень сильно он ее искал. У меня есть знакомый протоиерей, который занимается такой категорией граждан в нашем обществе. Так вот он со слезами повествовал мне, что есть множество людей, которых как ни мотивируй, какими посулами ни заманивай, какие хоромы и прекрасные одежды ни предлагай, — все равно решат остаться на улице и бедствовать. Работать они не будут ни при каких обстоятельствах, потому что у них такая жизненная философия, называется она — свобода от всякой занятости. Поэтому в целом мы можем предположить (чисто теоретическое допущение), что Лазарь не хотел работать, и основания у нас есть в общей статистике, в процентном отношении таких людей действительно много.
И вот получается, второе разбираемое нами лицо — Лазарь — так же попал в рай по другому основанию, а уж вовсе не за то, что сидел у ворот дома богача, ничего не делал и питался крохами с его стола. Именно здесь мы вглядываемся в великую тайну Божественного смотрения. Этот рассказ описывает нам удивительное соотношение статусных определений одного и другого, указуя, что причины столь радикального распределения — одного в ад, другого на лоно Авраамово — куда более глубокие и сложные, чем их внешнее материальное положение.
Причины действительно другие. И здесь вопрос к богачу, который оказался совсем не там, где хотел, и не с тем, что ожидал. Вновь обратимся к тексту Евангелия. Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно (Лк. 16, 19). Мы уже упоминали, это почти про нас, согласимся, получается, всем нам быть во аде?.. Что делать со всем этим, что предпринять? Первая мысль: надо скорее раздать все нищим и самому стать Лазарем. Посыл хороший, но не каждый на это способен, а лишь те, которым дан дар от Бога — все раздавать, делая это благочестиво и с чистой душой. Таких людей единицы, и, скорее всего, у нас это не получится сделать. Один раздал, а потом домашние его по десять раз «помянули Давида и всю кротость его». Конечно, к этому надо стремиться, но не только такой сложный существует путь, есть и другие способы.
Надо быть более внимательными, предусмотрительными и духовно взвешенными. Ведь богач был не плохим человеком, разврата, оргий и прочих безобразий не устраивал, Евангелие об этом не говорит, но очевидно другое — богач был верхоглядом: он не замечал ничего вокруг себя. И что действительно страшно, в этом верхоглядстве мы иногда допускаем непотребные вещи. Мы становимся ревнивыми, подозрительными, мнительными и так далее. Мы не учитываем трудности ближнего своего, которому порой так плохо (в сравнении с нами), что человеку не до чего. А мы снизойти не можем, вникнуть не хотим и именно в этот момент становимся такими же верхоглядами, как тот богач. Вот за это и приходит наказание Божие. Ибо замечать надо не тех профессиональных нищих, которые порой богаче нас, а тех, у кого стенает и болит душа, кто рядом с нами, а мы их не видим и не понимаем в своем высокомерии. К ним нужно снизойти и подать руку помощи. Надо уметь поверить в них и увидеть образ Божий вопреки всякой как бы благополучно-упакованной жизни. Этого нам больше всего не хватает. Верхоглядство в духовной сфере — очень страшно. Вчитайтесь в текст зачала и увидьте, где вокруг вас эти «лазари»? Повсюду!
Повторюсь. Сам Лазарь мог быть очень виноват в своей лености и неспособности к труду. Но именно в отношении к нему необходима наша снисходительность, внимательность и широта души — тогда он будет сыт и крохами, падающими с нашего стола.
И еще один момент. Лазарь все-таки оказался «на лоне Авраамовом». Почему? При всей его лености и недостатках, даже если такие были у него, налицо и преимущества. Он был незлобив. Он не пересчитывал деньги в кармане богача. Находясь в таком состоянии, он был беззлобен и радушен, он не роптал, а принимал с благодарностью то, что есть. А эта серьезная проблема нашего общества: человек, осознав, что он хоть чуть-чуть меньше получает материальных благ, чем другой, тут же начинает влезать в карман соседа и возмущаться — «Почему так? Откуда у него это? А мне? Я разве недостоин? Да он такой-сякой, вор, преступник» и так далее. Мы сразу начинаем осуждать, и это сжигает нашу душу.
А ведь порой и нужно-то не очень много. «Крохи со стола» бывают ох как спасительны для нашего ближнего, а, следовательно, и для нас. И при том страхе Господнем, который возникает у нас при чтении этого рассказа, когда вдруг осознаешь, насколько трудно достичь лона Авраамова и как легко во аде оказаться, мы должны понимать, что пути ко Спасению все-таки есть. В обретении этих путей помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |