Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! В эту неделю мы говорим об отдании Рождества Христова, и евангельское сегодняшнее зачало вновь обращает нас к событиям, которые мы только что праздновали, позволяет и призывает нас вновь осмыслить их. Я хотел бы обозначить тему, к которой уже, в виду неисчерпаемости её, неоднократно обращался в своей пастырской деятельности, словами «научи мя оправданием Твоим». Словами, которые мы слышим каждую субботу во время пения Великого славословия, и, однако, не совсем отдаём себе отчёт в том, что эти слова открывают нам. А открывают они многое.
 
Наши воздыхания о проблемах зла, греха и страданий извечны. Мы то и дело ставим перед собой и перед Богом эти бездонные вопрошания, и каждый раз мы бессильны их решить. На ум приходят слова одного философа прошлого века, Николая Бердяева, цитирую приблизительно: «Труднее всего увидеть промысел Божий в бацилле чумы». Действительно — попробуй, увидь! Для уточнения остроты проблемы вспоминается факт из средневековой истории. Медиевист Жак Ле Гофф говорит, что примерно в 1340-1460-е гг. количество жителей Англии сократилось с семи миллионов до двух. Это как если бы из всех здесь стоящих десять человек осталось… Как прозреть промысел Божий в этом? Как, если этот вопрос ранит всё время, а мы мечемся в категориях вопроса «почему?». Я уже не говорю про более простые проблемы, которых множество и решить которые нам не представляется реальным. Сегодняшнее заглавие  слов из Великого славословия поможет нам немного глубже понять проблему.
 
Словами «научи мя оправданием Твоим» мы просим у Бога, чтобы Он показал, как Он оправдывается перед человечеством в этом Своём устроении бытия. Слова эти необычайно мудрые и спасительные для нас, потому что говорят о том, что Бог имеет Своё видение, Свой ответ на вопрос «почему?». В Священном Писании даже есть выражение, что Бог отрёт всякую слезу с очей Земли, что, действительно, все те страдания, которые в жизни имели мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после, — все будут утешены Господом. То есть, решение проблемы у Него есть. Месяца три назад в воскресной школе я делал доклад, который назвал «Опыты обывательской теодицеи». Я развивал взгляды, отталкиваясь от проблемы Иова, который с тем же обращался к Богу, эти же вопросы Ему задавал. И я предложил такое: не пытаться увидеть ответ в узком временном диапазоне — это невозможно, — а развернуть его в макромасштабе. Другого нам не дано, потому что уравнение, которое Господь создал нашим бытием, слишком сложно.
 
И теперь к самому главному. Основной ответ на молитвенное прошение — «научи мя оправданием Твоим» — звучит в сегодняшнем евангельском зачале. Говорится в нём о том, что Христос родился в Вифлееме и надо бы Его семейству идти в Назарет, домой. И вдруг география передвижения резко меняется, так как Ангел Господень предупреждает об опасности, исходящей от Ирода, и Святое Семейство садится на ослов — сколько вы, наверное, репродукций на эту тему видели, — и бежит в Египет, скрывается там по норам и подворотням и прочим пристанищам, какие подвернутся. Зададимся вопросом — Богу подобно так вести Себя? В связи с этим вспоминаю политическо-исторический трагикомический анекдот. У Михаила Сергеевича Горбачева спрашивают, почему он с Фороса не бежал сразу, как почувствовал опасность. А он в камеру: «Я, сообразно уровню президентства своего, требовал самолет, а мне предлагали через забор. Пристойно это мне или нет?»… А теперь смотрите: Спаситель, не президент совсем, а несопоставимо Больший, — и Он на ослах и с Ним бежит все Святое Семейство, скрываются, пользуясь элементарными средствами. Неужели Господь не мог как-нибудь по-другому справиться? Силовое поле, колпак магнитный создать или Ироду, например, уровень серотонина понизить в нейронах коры головного мозга — и всё, инвалид полный, ни один невинный ребёнок от него не пострадал бы. Или надпись на стене ему сделать угрожающую и шаровой молнией в столб треснуть как следует — все вопросы были бы сняты. Но Господь этого не делает. Однако мы знаем, что Он, конечно, смотрит и в экстраординарных случаях вмешивается. А в этом — не вмешивается. Значит, случай-то не экстраординарный, а мы-то знаем, что, наоборот, — необычайно важный! Представляете себе? Какие метафизические там решаются проблемы — а Господь не вторгается! Почему? Потому что всякое вторжение чревато. Потому что созданная Им система этого уравнения, называемого бытием, настолько сложна, что Он Сам «справляется» с ней только за тысячелетия. И в этом есть свои преимущества, свой дар сложности, красоты, бесконечной оригинальности, спонтанности системы, которая дарит вечно новое.
 
Вспомним рассказ «И грянул гром» Рэя Брэдбери, в котором пишет он о некоей туристической акции в прошлое. Герой идёт по строго ограниченной тропе, любуется всем и вдруг сваливается с тропы и давит бабочку. А по возвращении обнаруживает, что произошли необратимые изменения. На что указывает Брэдбери? На орфографию и социальный строй, на язык и на общественные отношения. Более глобального придумать нельзя. Как верно, глубоко он понял суть вещей, наш простой сожитель по Земле. Братья и сестры! Одна бабочка.
 
А давайте-ка прикинем, что случилось бы с цепью взаимосвязей, если бы Господь какие-то глобальные подвижки вдруг предпринял. Бытие было бы совершенно другим. Именно поэтому Его вторжение настолько бережное, настолько просчитанное, ведь любая бабочка может изменить движение нашего бытия. И поэтому Спаситель со Святым Своим семейством бредет, скрывается и возвращается только после того, как «изомроша ... ищущии души отрочате», то есть когда естественный ход вещей убирает злодея, которого, по нашей мысли, надо бы убрать уже давно.
 
У Господа видение Своё есть и нам бы хорошо это видение приобрести. Поэтому мы и поём на Великом славословии «научи нас оправданием Твоим», вопрошаем — как Ты оправдываешься перед человечеством, какое Твое видение нашего бытия? Оно, действительно, прагматически непостижимо, но «научи нас, вразуми». И кое-кто учится. Мы называем их святыми. Когда они приобретают видение, приближенное к видению Господа, мелочность всех этих вопросов — а почему это не так, а это так, а почему такая несправедливость? — уходит и приходят качественно другие проблемы и задачи. И как хорошо бы нам, глядя на евангельское повествование, которое мы прочли, в которое вдумались, эту молитву вновь и вновь обозначить в себе и попросить у Бога, чтобы Он раскрыл эти тайны перед нашими сердцами и чтобы видение Его и наше немножко сблизились — тогда бы мы возвысились над мелочами и дрязгами нашей жизни и увидели другой горизонт нашей духовной проблематики. Давайте об этом и помолимся. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.