Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры! В эту неделю мы говорим об отдании Рождества Христова, и евангельское сегодняшнее зачало вновь обращает нас к событиям, которые мы только что праздновали, позволяет и призывает нас вновь осмыслить их. Я хотел бы обозначить тему, к которой уже, в виду неисчерпаемости её, неоднократно обращался в своей пастырской деятельности, словами «научи мя оправданием Твоим». Словами, которые мы слышим каждую субботу во время пения Великого славословия, и, однако, не совсем отдаём себе отчёт в том, что эти слова открывают нам. А открывают они многое.
Наши воздыхания о проблемах зла, греха и страданий извечны. Мы то и дело ставим перед собой и перед Богом эти бездонные вопрошания, и каждый раз мы бессильны их решить. На ум приходят слова одного философа прошлого века, Николая Бердяева, цитирую приблизительно: «Труднее всего увидеть промысел Божий в бацилле чумы». Действительно — попробуй, увидь! Для уточнения остроты проблемы вспоминается факт из средневековой истории. Медиевист Жак Ле Гофф говорит, что примерно в 1340-1460-е гг. количество жителей Англии сократилось с семи миллионов до двух. Это как если бы из всех здесь стоящих десять человек осталось… Как прозреть промысел Божий в этом? Как, если этот вопрос ранит всё время, а мы мечемся в категориях вопроса «почему?». Я уже не говорю про более простые проблемы, которых множество и решить которые нам не представляется реальным. Сегодняшнее заглавие слов из Великого славословия поможет нам немного глубже понять проблему.
Словами «научи мя оправданием Твоим» мы просим у Бога, чтобы Он показал, как Он оправдывается перед человечеством в этом Своём устроении бытия. Слова эти необычайно мудрые и спасительные для нас, потому что говорят о том, что Бог имеет Своё видение, Свой ответ на вопрос «почему?». В Священном Писании даже есть выражение, что Бог отрёт всякую слезу с очей Земли, что, действительно, все те страдания, которые в жизни имели мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после, — все будут утешены Господом. То есть, решение проблемы у Него есть. Месяца три назад в воскресной школе я делал доклад, который назвал «Опыты обывательской теодицеи». Я развивал взгляды, отталкиваясь от проблемы Иова, который с тем же обращался к Богу, эти же вопросы Ему задавал. И я предложил такое: не пытаться увидеть ответ в узком временном диапазоне — это невозможно, — а развернуть его в макромасштабе. Другого нам не дано, потому что уравнение, которое Господь создал нашим бытием, слишком сложно.
И теперь к самому главному. Основной ответ на молитвенное прошение — «научи мя оправданием Твоим» — звучит в сегодняшнем евангельском зачале. Говорится в нём о том, что Христос родился в Вифлееме и надо бы Его семейству идти в Назарет, домой. И вдруг география передвижения резко меняется, так как Ангел Господень предупреждает об опасности, исходящей от Ирода, и Святое Семейство садится на ослов — сколько вы, наверное, репродукций на эту тему видели, — и бежит в Египет, скрывается там по норам и подворотням и прочим пристанищам, какие подвернутся. Зададимся вопросом — Богу подобно так вести Себя? В связи с этим вспоминаю политическо-исторический трагикомический анекдот. У Михаила Сергеевича Горбачева спрашивают, почему он с Фороса не бежал сразу, как почувствовал опасность. А он в камеру: «Я, сообразно уровню президентства своего, требовал самолет, а мне предлагали через забор. Пристойно это мне или нет?»… А теперь смотрите: Спаситель, не президент совсем, а несопоставимо Больший, — и Он на ослах и с Ним бежит все Святое Семейство, скрываются, пользуясь элементарными средствами. Неужели Господь не мог как-нибудь по-другому справиться? Силовое поле, колпак магнитный создать или Ироду, например, уровень серотонина понизить в нейронах коры головного мозга — и всё, инвалид полный, ни один невинный ребёнок от него не пострадал бы. Или надпись на стене ему сделать угрожающую и шаровой молнией в столб треснуть как следует — все вопросы были бы сняты. Но Господь этого не делает. Однако мы знаем, что Он, конечно, смотрит и в экстраординарных случаях вмешивается. А в этом — не вмешивается. Значит, случай-то не экстраординарный, а мы-то знаем, что, наоборот, — необычайно важный! Представляете себе? Какие метафизические там решаются проблемы — а Господь не вторгается! Почему? Потому что всякое вторжение чревато. Потому что созданная Им система этого уравнения, называемого бытием, настолько сложна, что Он Сам «справляется» с ней только за тысячелетия. И в этом есть свои преимущества, свой дар сложности, красоты, бесконечной оригинальности, спонтанности системы, которая дарит вечно новое.
Вспомним рассказ «И грянул гром» Рэя Брэдбери, в котором пишет он о некоей туристической акции в прошлое. Герой идёт по строго ограниченной тропе, любуется всем и вдруг сваливается с тропы и давит бабочку. А по возвращении обнаруживает, что произошли необратимые изменения. На что указывает Брэдбери? На орфографию и социальный строй, на язык и на общественные отношения. Более глобального придумать нельзя. Как верно, глубоко он понял суть вещей, наш простой сожитель по Земле. Братья и сестры! Одна бабочка.
А давайте-ка прикинем, что случилось бы с цепью взаимосвязей, если бы Господь какие-то глобальные подвижки вдруг предпринял. Бытие было бы совершенно другим. Именно поэтому Его вторжение настолько бережное, настолько просчитанное, ведь любая бабочка может изменить движение нашего бытия. И поэтому Спаситель со Святым Своим семейством бредет, скрывается и возвращается только после того, как «изомроша ... ищущии души отрочате», то есть когда естественный ход вещей убирает злодея, которого, по нашей мысли, надо бы убрать уже давно.
У Господа видение Своё есть и нам бы хорошо это видение приобрести. Поэтому мы и поём на Великом славословии «научи нас оправданием Твоим», вопрошаем — как Ты оправдываешься перед человечеством, какое Твое видение нашего бытия? Оно, действительно, прагматически непостижимо, но «научи нас, вразуми». И кое-кто учится. Мы называем их святыми. Когда они приобретают видение, приближенное к видению Господа, мелочность всех этих вопросов — а почему это не так, а это так, а почему такая несправедливость? — уходит и приходят качественно другие проблемы и задачи. И как хорошо бы нам, глядя на евангельское повествование, которое мы прочли, в которое вдумались, эту молитву вновь и вновь обозначить в себе и попросить у Бога, чтобы Он раскрыл эти тайны перед нашими сердцами и чтобы видение Его и наше немножко сблизились — тогда бы мы возвысились над мелочами и дрязгами нашей жизни и увидели другой горизонт нашей духовной проблематики. Давайте об этом и помолимся. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.