Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! В эту неделю мы говорим об отдании Рождества Христова, и евангельское сегодняшнее зачало вновь обращает нас к событиям, которые мы только что праздновали, позволяет и призывает нас вновь осмыслить их. Я хотел бы обозначить тему, к которой уже, в виду неисчерпаемости её, неоднократно обращался в своей пастырской деятельности, словами «научи мя оправданием Твоим». Словами, которые мы слышим каждую субботу во время пения Великого славословия, и, однако, не совсем отдаём себе отчёт в том, что эти слова открывают нам. А открывают они многое.
 
Наши воздыхания о проблемах зла, греха и страданий извечны. Мы то и дело ставим перед собой и перед Богом эти бездонные вопрошания, и каждый раз мы бессильны их решить. На ум приходят слова одного философа прошлого века, Николая Бердяева, цитирую приблизительно: «Труднее всего увидеть промысел Божий в бацилле чумы». Действительно — попробуй, увидь! Для уточнения остроты проблемы вспоминается факт из средневековой истории. Медиевист Жак Ле Гофф говорит, что примерно в 1340-1460-е гг. количество жителей Англии сократилось с семи миллионов до двух. Это как если бы из всех здесь стоящих десять человек осталось… Как прозреть промысел Божий в этом? Как, если этот вопрос ранит всё время, а мы мечемся в категориях вопроса «почему?». Я уже не говорю про более простые проблемы, которых множество и решить которые нам не представляется реальным. Сегодняшнее заглавие  слов из Великого славословия поможет нам немного глубже понять проблему.
 
Словами «научи мя оправданием Твоим» мы просим у Бога, чтобы Он показал, как Он оправдывается перед человечеством в этом Своём устроении бытия. Слова эти необычайно мудрые и спасительные для нас, потому что говорят о том, что Бог имеет Своё видение, Свой ответ на вопрос «почему?». В Священном Писании даже есть выражение, что Бог отрёт всякую слезу с очей Земли, что, действительно, все те страдания, которые в жизни имели мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после, — все будут утешены Господом. То есть, решение проблемы у Него есть. Месяца три назад в воскресной школе я делал доклад, который назвал «Опыты обывательской теодицеи». Я развивал взгляды, отталкиваясь от проблемы Иова, который с тем же обращался к Богу, эти же вопросы Ему задавал. И я предложил такое: не пытаться увидеть ответ в узком временном диапазоне — это невозможно, — а развернуть его в макромасштабе. Другого нам не дано, потому что уравнение, которое Господь создал нашим бытием, слишком сложно.
 
И теперь к самому главному. Основной ответ на молитвенное прошение — «научи мя оправданием Твоим» — звучит в сегодняшнем евангельском зачале. Говорится в нём о том, что Христос родился в Вифлееме и надо бы Его семейству идти в Назарет, домой. И вдруг география передвижения резко меняется, так как Ангел Господень предупреждает об опасности, исходящей от Ирода, и Святое Семейство садится на ослов — сколько вы, наверное, репродукций на эту тему видели, — и бежит в Египет, скрывается там по норам и подворотням и прочим пристанищам, какие подвернутся. Зададимся вопросом — Богу подобно так вести Себя? В связи с этим вспоминаю политическо-исторический трагикомический анекдот. У Михаила Сергеевича Горбачева спрашивают, почему он с Фороса не бежал сразу, как почувствовал опасность. А он в камеру: «Я, сообразно уровню президентства своего, требовал самолет, а мне предлагали через забор. Пристойно это мне или нет?»… А теперь смотрите: Спаситель, не президент совсем, а несопоставимо Больший, — и Он на ослах и с Ним бежит все Святое Семейство, скрываются, пользуясь элементарными средствами. Неужели Господь не мог как-нибудь по-другому справиться? Силовое поле, колпак магнитный создать или Ироду, например, уровень серотонина понизить в нейронах коры головного мозга — и всё, инвалид полный, ни один невинный ребёнок от него не пострадал бы. Или надпись на стене ему сделать угрожающую и шаровой молнией в столб треснуть как следует — все вопросы были бы сняты. Но Господь этого не делает. Однако мы знаем, что Он, конечно, смотрит и в экстраординарных случаях вмешивается. А в этом — не вмешивается. Значит, случай-то не экстраординарный, а мы-то знаем, что, наоборот, — необычайно важный! Представляете себе? Какие метафизические там решаются проблемы — а Господь не вторгается! Почему? Потому что всякое вторжение чревато. Потому что созданная Им система этого уравнения, называемого бытием, настолько сложна, что Он Сам «справляется» с ней только за тысячелетия. И в этом есть свои преимущества, свой дар сложности, красоты, бесконечной оригинальности, спонтанности системы, которая дарит вечно новое.
 
Вспомним рассказ «И грянул гром» Рэя Брэдбери, в котором пишет он о некоей туристической акции в прошлое. Герой идёт по строго ограниченной тропе, любуется всем и вдруг сваливается с тропы и давит бабочку. А по возвращении обнаруживает, что произошли необратимые изменения. На что указывает Брэдбери? На орфографию и социальный строй, на язык и на общественные отношения. Более глобального придумать нельзя. Как верно, глубоко он понял суть вещей, наш простой сожитель по Земле. Братья и сестры! Одна бабочка.
 
А давайте-ка прикинем, что случилось бы с цепью взаимосвязей, если бы Господь какие-то глобальные подвижки вдруг предпринял. Бытие было бы совершенно другим. Именно поэтому Его вторжение настолько бережное, настолько просчитанное, ведь любая бабочка может изменить движение нашего бытия. И поэтому Спаситель со Святым Своим семейством бредет, скрывается и возвращается только после того, как «изомроша ... ищущии души отрочате», то есть когда естественный ход вещей убирает злодея, которого, по нашей мысли, надо бы убрать уже давно.
 
У Господа видение Своё есть и нам бы хорошо это видение приобрести. Поэтому мы и поём на Великом славословии «научи нас оправданием Твоим», вопрошаем — как Ты оправдываешься перед человечеством, какое Твое видение нашего бытия? Оно, действительно, прагматически непостижимо, но «научи нас, вразуми». И кое-кто учится. Мы называем их святыми. Когда они приобретают видение, приближенное к видению Господа, мелочность всех этих вопросов — а почему это не так, а это так, а почему такая несправедливость? — уходит и приходят качественно другие проблемы и задачи. И как хорошо бы нам, глядя на евангельское повествование, которое мы прочли, в которое вдумались, эту молитву вновь и вновь обозначить в себе и попросить у Бога, чтобы Он раскрыл эти тайны перед нашими сердцами и чтобы видение Его и наше немножко сблизились — тогда бы мы возвысились над мелочами и дрязгами нашей жизни и увидели другой горизонт нашей духовной проблематики. Давайте об этом и помолимся. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 поне-дельник Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
31 вторник Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Новогодний молебен 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года
1 среда Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 четверг Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
3 пятница Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
4 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
5 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
6 поне-дельник Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) Царские часы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
ВХ прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00  
НХ прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ
7 вторник РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА ВХ прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН
Избранные части всенощной 00-00 Литургия
НХ прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 иер.ИОАНН
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН
Великая вечерня 18-00 иер.ИОАНН
8 среда Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
9 четверг Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
10 пятница Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
11 суббота Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
12 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПОКРОВУ 17-00 иер.ИОАНН
13 поне-дельник Отдание праздника Рождества Христова Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
14 вторник Обре́зание Господне. Свт. Василия Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
15 среда Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
16 четверг Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
17 пятница Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. Царские часы 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
18 суббота На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления Литургия
Великая агиасма
08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
ВЕСЬ ПРИЧТ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
19 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА
И СПАСА НАШЕГО
ИИСУСА ХРИСТА
Литургия 07-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ
Литургия 10-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Великая вечерня 17-00 иер.НИКОЛАЙ
20 поне-дельник  Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
21 вторник Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
22 среда Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
23 четверг Попразднство Богоявления. Свт. Григория Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
24 пятница Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Полиелей 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
25 суббота Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
26 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
27 поне-дельник Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
28 вторник Прпп. Павла Фиве́йского
и Иоанна Ку́щника
Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
29 среда Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 четверг Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
31 пятница Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
1 суббота Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.