Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! В эту неделю мы говорим об отдании Рождества Христова, и евангельское сегодняшнее зачало вновь обращает нас к событиям, которые мы только что праздновали, позволяет и призывает нас вновь осмыслить их. Я хотел бы обозначить тему, к которой уже, в виду неисчерпаемости её, неоднократно обращался в своей пастырской деятельности, словами «научи мя оправданием Твоим». Словами, которые мы слышим каждую субботу во время пения Великого славословия, и, однако, не совсем отдаём себе отчёт в том, что эти слова открывают нам. А открывают они многое.
 
Наши воздыхания о проблемах зла, греха и страданий извечны. Мы то и дело ставим перед собой и перед Богом эти бездонные вопрошания, и каждый раз мы бессильны их решить. На ум приходят слова одного философа прошлого века, Николая Бердяева, цитирую приблизительно: «Труднее всего увидеть промысел Божий в бацилле чумы». Действительно — попробуй, увидь! Для уточнения остроты проблемы вспоминается факт из средневековой истории. Медиевист Жак Ле Гофф говорит, что примерно в 1340-1460-е гг. количество жителей Англии сократилось с семи миллионов до двух. Это как если бы из всех здесь стоящих десять человек осталось… Как прозреть промысел Божий в этом? Как, если этот вопрос ранит всё время, а мы мечемся в категориях вопроса «почему?». Я уже не говорю про более простые проблемы, которых множество и решить которые нам не представляется реальным. Сегодняшнее заглавие  слов из Великого славословия поможет нам немного глубже понять проблему.
 
Словами «научи мя оправданием Твоим» мы просим у Бога, чтобы Он показал, как Он оправдывается перед человечеством в этом Своём устроении бытия. Слова эти необычайно мудрые и спасительные для нас, потому что говорят о том, что Бог имеет Своё видение, Свой ответ на вопрос «почему?». В Священном Писании даже есть выражение, что Бог отрёт всякую слезу с очей Земли, что, действительно, все те страдания, которые в жизни имели мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после, — все будут утешены Господом. То есть, решение проблемы у Него есть. Месяца три назад в воскресной школе я делал доклад, который назвал «Опыты обывательской теодицеи». Я развивал взгляды, отталкиваясь от проблемы Иова, который с тем же обращался к Богу, эти же вопросы Ему задавал. И я предложил такое: не пытаться увидеть ответ в узком временном диапазоне — это невозможно, — а развернуть его в макромасштабе. Другого нам не дано, потому что уравнение, которое Господь создал нашим бытием, слишком сложно.
 
И теперь к самому главному. Основной ответ на молитвенное прошение — «научи мя оправданием Твоим» — звучит в сегодняшнем евангельском зачале. Говорится в нём о том, что Христос родился в Вифлееме и надо бы Его семейству идти в Назарет, домой. И вдруг география передвижения резко меняется, так как Ангел Господень предупреждает об опасности, исходящей от Ирода, и Святое Семейство садится на ослов — сколько вы, наверное, репродукций на эту тему видели, — и бежит в Египет, скрывается там по норам и подворотням и прочим пристанищам, какие подвернутся. Зададимся вопросом — Богу подобно так вести Себя? В связи с этим вспоминаю политическо-исторический трагикомический анекдот. У Михаила Сергеевича Горбачева спрашивают, почему он с Фороса не бежал сразу, как почувствовал опасность. А он в камеру: «Я, сообразно уровню президентства своего, требовал самолет, а мне предлагали через забор. Пристойно это мне или нет?»… А теперь смотрите: Спаситель, не президент совсем, а несопоставимо Больший, — и Он на ослах и с Ним бежит все Святое Семейство, скрываются, пользуясь элементарными средствами. Неужели Господь не мог как-нибудь по-другому справиться? Силовое поле, колпак магнитный создать или Ироду, например, уровень серотонина понизить в нейронах коры головного мозга — и всё, инвалид полный, ни один невинный ребёнок от него не пострадал бы. Или надпись на стене ему сделать угрожающую и шаровой молнией в столб треснуть как следует — все вопросы были бы сняты. Но Господь этого не делает. Однако мы знаем, что Он, конечно, смотрит и в экстраординарных случаях вмешивается. А в этом — не вмешивается. Значит, случай-то не экстраординарный, а мы-то знаем, что, наоборот, — необычайно важный! Представляете себе? Какие метафизические там решаются проблемы — а Господь не вторгается! Почему? Потому что всякое вторжение чревато. Потому что созданная Им система этого уравнения, называемого бытием, настолько сложна, что Он Сам «справляется» с ней только за тысячелетия. И в этом есть свои преимущества, свой дар сложности, красоты, бесконечной оригинальности, спонтанности системы, которая дарит вечно новое.
 
Вспомним рассказ «И грянул гром» Рэя Брэдбери, в котором пишет он о некоей туристической акции в прошлое. Герой идёт по строго ограниченной тропе, любуется всем и вдруг сваливается с тропы и давит бабочку. А по возвращении обнаруживает, что произошли необратимые изменения. На что указывает Брэдбери? На орфографию и социальный строй, на язык и на общественные отношения. Более глобального придумать нельзя. Как верно, глубоко он понял суть вещей, наш простой сожитель по Земле. Братья и сестры! Одна бабочка.
 
А давайте-ка прикинем, что случилось бы с цепью взаимосвязей, если бы Господь какие-то глобальные подвижки вдруг предпринял. Бытие было бы совершенно другим. Именно поэтому Его вторжение настолько бережное, настолько просчитанное, ведь любая бабочка может изменить движение нашего бытия. И поэтому Спаситель со Святым Своим семейством бредет, скрывается и возвращается только после того, как «изомроша ... ищущии души отрочате», то есть когда естественный ход вещей убирает злодея, которого, по нашей мысли, надо бы убрать уже давно.
 
У Господа видение Своё есть и нам бы хорошо это видение приобрести. Поэтому мы и поём на Великом славословии «научи нас оправданием Твоим», вопрошаем — как Ты оправдываешься перед человечеством, какое Твое видение нашего бытия? Оно, действительно, прагматически непостижимо, но «научи нас, вразуми». И кое-кто учится. Мы называем их святыми. Когда они приобретают видение, приближенное к видению Господа, мелочность всех этих вопросов — а почему это не так, а это так, а почему такая несправедливость? — уходит и приходят качественно другие проблемы и задачи. И как хорошо бы нам, глядя на евангельское повествование, которое мы прочли, в которое вдумались, эту молитву вновь и вновь обозначить в себе и попросить у Бога, чтобы Он раскрыл эти тайны перед нашими сердцами и чтобы видение Его и наше немножко сблизились — тогда бы мы возвысились над мелочами и дрязгами нашей жизни и увидели другой горизонт нашей духовной проблематики. Давайте об этом и помолимся. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года
1 четверг Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
2 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия Литургия 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
3 суббота Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
4 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Святому Духу 17-00 иер.Алексий
5 поне-дельник День Святого Духа. Сплошная седмица Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 вторник Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
7 среда Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 четверг Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
9 пятница Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
11 воскре-сенье Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым 17-00 прот.Георгий
12 поне-дельник Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 вторник Мч. Ермея.  Ап. Ермия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 среда Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 четверг Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
16 пятница Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
18 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
19 поне-дельник Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 вторник Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
21 среда Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
22 четверг Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
23 пятница Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
26 поне-дельник Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
27 вторник Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 среда Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
29 четверг Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
30 пятница Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.