Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Проповедь в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Научи мя оправданием Твоим. 13 января 2013 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
 
Братья и сестры! В эту неделю мы говорим об отдании Рождества Христова, и евангельское сегодняшнее зачало вновь обращает нас к событиям, которые мы только что праздновали, позволяет и призывает нас вновь осмыслить их. Я хотел бы обозначить тему, к которой уже, в виду неисчерпаемости её, неоднократно обращался в своей пастырской деятельности, словами «научи мя оправданием Твоим». Словами, которые мы слышим каждую субботу во время пения Великого славословия, и, однако, не совсем отдаём себе отчёт в том, что эти слова открывают нам. А открывают они многое.
 
Наши воздыхания о проблемах зла, греха и страданий извечны. Мы то и дело ставим перед собой и перед Богом эти бездонные вопрошания, и каждый раз мы бессильны их решить. На ум приходят слова одного философа прошлого века, Николая Бердяева, цитирую приблизительно: «Труднее всего увидеть промысел Божий в бацилле чумы». Действительно — попробуй, увидь! Для уточнения остроты проблемы вспоминается факт из средневековой истории. Медиевист Жак Ле Гофф говорит, что примерно в 1340-1460-е гг. количество жителей Англии сократилось с семи миллионов до двух. Это как если бы из всех здесь стоящих десять человек осталось… Как прозреть промысел Божий в этом? Как, если этот вопрос ранит всё время, а мы мечемся в категориях вопроса «почему?». Я уже не говорю про более простые проблемы, которых множество и решить которые нам не представляется реальным. Сегодняшнее заглавие  слов из Великого славословия поможет нам немного глубже понять проблему.
 
Словами «научи мя оправданием Твоим» мы просим у Бога, чтобы Он показал, как Он оправдывается перед человечеством в этом Своём устроении бытия. Слова эти необычайно мудрые и спасительные для нас, потому что говорят о том, что Бог имеет Своё видение, Свой ответ на вопрос «почему?». В Священном Писании даже есть выражение, что Бог отрёт всякую слезу с очей Земли, что, действительно, все те страдания, которые в жизни имели мы, и те, кто был до нас, и те, кто будет после, — все будут утешены Господом. То есть, решение проблемы у Него есть. Месяца три назад в воскресной школе я делал доклад, который назвал «Опыты обывательской теодицеи». Я развивал взгляды, отталкиваясь от проблемы Иова, который с тем же обращался к Богу, эти же вопросы Ему задавал. И я предложил такое: не пытаться увидеть ответ в узком временном диапазоне — это невозможно, — а развернуть его в макромасштабе. Другого нам не дано, потому что уравнение, которое Господь создал нашим бытием, слишком сложно.
 
И теперь к самому главному. Основной ответ на молитвенное прошение — «научи мя оправданием Твоим» — звучит в сегодняшнем евангельском зачале. Говорится в нём о том, что Христос родился в Вифлееме и надо бы Его семейству идти в Назарет, домой. И вдруг география передвижения резко меняется, так как Ангел Господень предупреждает об опасности, исходящей от Ирода, и Святое Семейство садится на ослов — сколько вы, наверное, репродукций на эту тему видели, — и бежит в Египет, скрывается там по норам и подворотням и прочим пристанищам, какие подвернутся. Зададимся вопросом — Богу подобно так вести Себя? В связи с этим вспоминаю политическо-исторический трагикомический анекдот. У Михаила Сергеевича Горбачева спрашивают, почему он с Фороса не бежал сразу, как почувствовал опасность. А он в камеру: «Я, сообразно уровню президентства своего, требовал самолет, а мне предлагали через забор. Пристойно это мне или нет?»… А теперь смотрите: Спаситель, не президент совсем, а несопоставимо Больший, — и Он на ослах и с Ним бежит все Святое Семейство, скрываются, пользуясь элементарными средствами. Неужели Господь не мог как-нибудь по-другому справиться? Силовое поле, колпак магнитный создать или Ироду, например, уровень серотонина понизить в нейронах коры головного мозга — и всё, инвалид полный, ни один невинный ребёнок от него не пострадал бы. Или надпись на стене ему сделать угрожающую и шаровой молнией в столб треснуть как следует — все вопросы были бы сняты. Но Господь этого не делает. Однако мы знаем, что Он, конечно, смотрит и в экстраординарных случаях вмешивается. А в этом — не вмешивается. Значит, случай-то не экстраординарный, а мы-то знаем, что, наоборот, — необычайно важный! Представляете себе? Какие метафизические там решаются проблемы — а Господь не вторгается! Почему? Потому что всякое вторжение чревато. Потому что созданная Им система этого уравнения, называемого бытием, настолько сложна, что Он Сам «справляется» с ней только за тысячелетия. И в этом есть свои преимущества, свой дар сложности, красоты, бесконечной оригинальности, спонтанности системы, которая дарит вечно новое.
 
Вспомним рассказ «И грянул гром» Рэя Брэдбери, в котором пишет он о некоей туристической акции в прошлое. Герой идёт по строго ограниченной тропе, любуется всем и вдруг сваливается с тропы и давит бабочку. А по возвращении обнаруживает, что произошли необратимые изменения. На что указывает Брэдбери? На орфографию и социальный строй, на язык и на общественные отношения. Более глобального придумать нельзя. Как верно, глубоко он понял суть вещей, наш простой сожитель по Земле. Братья и сестры! Одна бабочка.
 
А давайте-ка прикинем, что случилось бы с цепью взаимосвязей, если бы Господь какие-то глобальные подвижки вдруг предпринял. Бытие было бы совершенно другим. Именно поэтому Его вторжение настолько бережное, настолько просчитанное, ведь любая бабочка может изменить движение нашего бытия. И поэтому Спаситель со Святым Своим семейством бредет, скрывается и возвращается только после того, как «изомроша ... ищущии души отрочате», то есть когда естественный ход вещей убирает злодея, которого, по нашей мысли, надо бы убрать уже давно.
 
У Господа видение Своё есть и нам бы хорошо это видение приобрести. Поэтому мы и поём на Великом славословии «научи нас оправданием Твоим», вопрошаем — как Ты оправдываешься перед человечеством, какое Твое видение нашего бытия? Оно, действительно, прагматически непостижимо, но «научи нас, вразуми». И кое-кто учится. Мы называем их святыми. Когда они приобретают видение, приближенное к видению Господа, мелочность всех этих вопросов — а почему это не так, а это так, а почему такая несправедливость? — уходит и приходят качественно другие проблемы и задачи. И как хорошо бы нам, глядя на евангельское повествование, которое мы прочли, в которое вдумались, эту молитву вновь и вновь обозначить в себе и попросить у Бога, чтобы Он раскрыл эти тайны перед нашими сердцами и чтобы видение Его и наше немножко сблизились — тогда бы мы возвысились над мелочами и дрязгами нашей жизни и увидели другой горизонт нашей духовной проблематики. Давайте об этом и помолимся. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2022 года
1 суббота Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме́ния, еп. Гортинского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
2 воскре-сенье Неделя 16-по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
3 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
4 вторник Отдание праздника Воздвижения Креста Господня Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
5 среда Ап. от 70-ти Кодра́та. Сщмч. Фо́ки, еп. Синопи́йского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
6 четверг Зача́тие Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
7 пятница Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 суббота Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
9 воскре-сенье Неделя 17-по Пятидесятнице. Преставле́ние апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
оо.Георгий, Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий, д.Николай
10 поне-дельник Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
12 среда Прп. Кириа́ка отшельника Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
13 четверг Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 ВХ: прот.Валентин, прот.Георгий, д.Николай
НХ: иер.Иоанн, иер.Алексий
14 пятница Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, прот.Георгий, иер.Алексий, д.Николай пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
15 суббота Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 18-по Пятидесятнице. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах Литургия
Исповедь
07-00 прот.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег, д.Николай
17 поне-дельник Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
18 вторник Святителей Московских Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
19 среда Апостола Фомы́ Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
20 четверг Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 пятница Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
22 суббота Ап. Иа́кова Алфе́ева.
Прпп. Андрони́ка и Афана́сии
Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
23 воскре-сенье Неделя 19-по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий, д.Николай
24 поне-дельник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 17-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 вторник Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий, д.Николай
26 среда Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
28 пятница Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
29 суббота Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
30 воскре-сенье Неделя 20-по Пятидесятнице. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Георгий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр, д.Николай
31 поне-дельник Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.