Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. О ценности души. 30 сентября 2012 г.

Проповедь в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении. О ценности души. 30 сентября 2012 г.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
 
Братья и сестры, сегодня мы слушали удивительно концентрированный и ёмкий текст — что называется, программное заявление Христа о том, как должны мы думать о наиболее важных духовных моментах бытия и как жить. Заявление это дано в кратких, сжатых, но необычайно глубоких и очень принципиальных суждениях: если мы хотим идти за Христом, говорится в Евангелии, то должны взять и Крест Его. Здесь также говорится о душе и о вере: «Кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий». Это совершенно непостижимые, конечно, суждения для прагматического нашего ума обращаются вглубь нашего сердца и определяют, как должны мы в этом мире строить свою жизнь, — причём, определяют очень жёстко. «Кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережёт её» — эти слова ко многому нас обязывают.
 
Господня максима, которая нам здесь предъявляется, говорит о душе в очень глубоких измерениях. Оказывается, ценность души выше ценности мира: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Мир и душа не равновесны — перетягивает чашу весов душа. Это сложно и неведомо для нас с вами, современных людей, для современного сознания. Мне на память приходит один теперь уже очень старый анекдот. Повествует он о новом русском, которому бес предложил деньги за душу. Новый русский охотно соглашается на десять тысяч долларов, и бес соглашается: «Всё, по рукам». Тут новый русский сдаёт немножко назад: «Подожди, я передумал… давай пятьдесят!». Бес говорит: «Какие разговоры, дам пятьдесят». Новый русский опять сдаёт назад — не продешевил ли? — и заявляет сто тысяч. Бес и тут соглашается: «По рукам, подписываем кровью документ». Новый русский радуется и одновременно недоумевает: «Одного не пойму… а в чём подвох?». Этот анекдот очень глубоко характеризует срез нашей эпохи во всей ее бездонной глупости и поверхности: современный продвинутый человек, энергичный, умеющий заработать на хлеб, оказывается, не видит ценности души. Не только человек — целая эпоха ценности души не видит. Продажа души не вызывает никаких вопросов — вся загвоздка в цене.
 
Что это? Обесценивание души — это определенная деформация в мире или закономерный, естественный ход эволюционного процесса, когда на смену одним ценностям приходят другие? Ответить на этот вопрос бывает очень сложно, братья и сестры. Какие-то простые доходчивые суждения здесь не помогут. Как же быть? Думаю, следует обращаться к христианской традиции, к христианской культуре в её целокупности.
 
В первом тысячелетии мало говорили о душе — больше о спасении: вся та христианская эпоха была сконцентрирована на теме искупления собственной греховности, на том, как людям приобщиться к искупительной жертве Спасителя. А вот спустя три четверти второго тысячелетия Позднее Средневековье, отчасти даже Новое время поставили вопросы души во главу угла. Приведу в пример «Фауста» Гёте, которого, конечно же, все мы помним. Мефистофель заключает с Фаустом договор на предмет спасения души. Мы помним колоссальный накал страстей, напряжение жизни, с которым обсуждение этих тем происходит в гигантском масштабе. И литературных произведений, которые так же остро эти вопросы ставили, действительно много.
 
А затем, с приходом модернизма, модернистской секуляризации, всё вдруг стало мельчать, стало уходить напряженное ощущение близости Бога и предстояния души перед Ним. Оно нивелируется, и мы имеем то, что имеем: о душе сейчас слушать никому не интересно совершенно. Вот мы, малое стадо, собрались и ещё хоть что-то понимаем, пробуем хотя бы для себя самих оживить эти знания. Остальным же это неинтересно. Возьмите любой современный фильм. Какой знаменитый режиссер о душе будет рассуждать? Зрители уйдут и всё, и слушать никто не будет.
 
Поэтому если, пытаясь ответить на вопрос о ценности души — почему она дороже мира? — мы будем обращаться к этому самому миру, то будем встречать скептическое отношение. Нам скажут: «Вы бы шли со своей душой, занимались бы ей в своих кулуарах, а нам не мешали. Ничего страшного, что она обесценилась. Время идет, у нас вот теперь мозги ценятся больше, ноу-хау. Это интересно, это открывает для нас будущее — в космос полетим, другие галактики осваивать будем, там будем жить, человечество переселим, а Земля пусть сгорит, упадет на Солнце и Бог с ней, — цивилизация пусть идёт своим путём, не нужно ей мешать»…
 
Хорошо рассуждает тот, кто не чувствует последствий подобных деформаций, назовём их так. Ведь такое отношения к душе губительно не  столько для цивилизации — которая  только в перспективе — а вредно, прежде всего, для самого человека, индивида: он мельчает, приходит к состоянию тупости и невроза. Мы действительно видим, что современный мир в погряз в нервных болезнях — одни неврозы кругом. И даже само благополучие жизни, которое современным обществом так ценится, ставится под угрозу. Вспомним боксера знаменитого, Майка Тайсона: пресса восхищалась им потому, что он привнёс в спорт необычайный дух агрессивности, и это показательный пример того, что сам штамп агрессии стал рассматриваться как что-то положительное. Вот это страшно. Хорошо смотреть блокбастеры с кулачными боями и поножовщиной в уютной комнате. Но как только с экранов это сходит во двор, все сколько-нибудь разумные родители уводят ребенка со двора. Потому что кровь, жестокость, агрессия, которые на экранах смотрятся с удовольствием, в реальную жизнь приносят смерть и разложение.
 
Вроде бы это нам ясно, но все равно мы незаметно для самих себя делаем узаконенную агрессию частью нашей жизни и постепенно превращаемся в полуживотных, среди которых добродетельность скоро будет оцениваться количеством зарезанных и оскальпированных, как в древних племенах. Да и во времена не столь отдалённые это имело место быть. Вспомним революцию: с семнадцатого года по тридцать седьмой, до войны, страшное время было — нация уничтожала саму себя, все агрессивные интенции души вылезли. И вот мы не досчитались тридцати-сорока миллионов человек, а теперь не знаем, как генофонд восстановить. Женщины жалуются: «Мужчины — дураки, не найдешь нормальных». А как найдешь их, когда поубивали всех? Не найдешь, конечно же.
 
Все эти проявления говорят о «схлопывании нации», так называют этот процесс. Не только нация, но и мир весь становится более циничным, грубым, поверхностным и, соответственно, примитивным, он духовно скукоживается. И сказывается это как на отдельной личности, на её комфортном, как любят говорить, состоянии, так и на культуре в целом — мы знаем, что культура наша необычайно низка сейчас.
 
Обратимся снова к евангельским словам Христа: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?». Христос вне конкуренции ставит душу, заявляет бездонную перспективу человека. Поймём с вами: материально пересчитать человека очень и очень просто. Современные компьютеры умеют это делать: ген расшифровывается, электроны наши пересчитываются. То, что можно пересчитать, — то ограничено. И не этим человек богат, а духом своим, потому что его не пересчитаешь. Скорость нашего мышления не сравнится со швейцарским андронным коллайдером, который разогнали выше скорости света, — наше сознание превосходит его намного. Наши волевые интенции, которые не пощупаешь, в единицу времени могут достигать планетарных масштабов. Бездонность, о перспективе которой Христос говорит, — в чувстве, в чувстве любви — матери к ребенку, отца к сыну, сына к отцу.
 
Мы же, сообразно вышеупомянутому анекдоту, давным-давно отошли от вот этого плана и поместили себя в куда более примитивный, да еще этим и хвалимся. И сейчас мои акценты направлены на то, чтобы слова Христа у нас в душе задержались и чтобы анекдот про нового русского не стал нашей обыденностью, а анекдотом и остался. Слава Богу, что мы его можем вот так просто цитировать в качестве насмешки над самими собой. А вектор нашего существования пусть идёт не вослед этим современным процессам, а сообразно христианской традиции, и мы пусть будем вновь и вновь пробуждать в себе ценности, которые Господь один раз означил и которые будут таковыми во все времена и сроки. В этом помоги нам, Господь. Аминь.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 четверг Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
31 пятница Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года
1 суббота Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 поне-дельник Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
4 вторник Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия.  Прп. Макария Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 среда Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 четверг Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
7 пятница Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
8 суббота Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
9 воскре-сенье НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
10 поне-дельник Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
11 вторник Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Всенощное бдение 18-00 иер.ИОАНН
12 среда Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
13 четверг Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
14 пятница Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
15 суббота СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
16 воскре-сенье НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПОКРОВУ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
17 поне-дельник Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
18 вторник Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 среда Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
20 четверг Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
21 пятница Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
22 суббота СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
23 воскре-сенье НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 иер.ИОАНН
24 поне-дельник Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Полиелей 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 вторник Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
26 среда Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Часы. Вечерня 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
27 четверг Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
28 пятница Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия Часы. Вечерня 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
1 суббота Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших Литургия 08-00
пом.
прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ 17-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
3 поне-дельник Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
4 вторник Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
5 среда Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.ИОАНН
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН 18-00 иер.ИОАНН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.