Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодняшний Введенский праздник совпал с воскресением, что для нас является двойным торжеством. И я предлагаю вам поразмыслить сразу над двумя зачалами, услышанными сегодня: одно — о так называемом «безумном богаче», другое — посвященное Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Начну с Введенского праздника. История его не дана нам в евангельских текстах, а упоминается лишь в Евангелии от Иакова, которое считается апокрифическим. Но в литургическом богослужебном ряду этот праздник значится как один из больших и значимых. То, что чудо Введения — запредельное, можно осознать, если вспомним реалии Ветхого Завета. Что такое Святая Святых и что такое Храм Соломона, по ступеням которого поднималась Дева Мария, будучи совсем маленькой? Случилась невозможное: девочка трех лет вошла в абсолютно изолированное место, куда женщин не допускали вовсе, а первосвященник мог войти только раз в год, просто невероятное событие. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание не на этот всем известный факт, а на… ступени. У нас нет точных чертежей Храма Соломона (в Израиле реконструкцией Храма Соломона занимаются целые институты), но мы по разным причинам можем опираться на косвенные данные, и мы можем понимать, что ступени эти были очень большими. Уж точно не такими, какие мы можем видеть у нас на амвоне. То есть, маленькая Мария непостижимым образом взошла во Храм по огромным, недоступным для ее роста, ступеням.
Образ лестницы — очень емкий. Сама Божия Матерь считается Лестницей от земли до неба. Есть и лестница библейского Патриарха Иакова. Вспомним и Иоанна Лествичника с духовными скрижалями — «Лествицей». Это часто применимый образ, типичный, глубокий, универсальный. Мы хорошо отдаем отчет в том, что подняться на высоту можно разными способами. Предположим, лифт: раз — и без труда вознеслись на нужный этаж. А вот лестница предполагает определенные усилия, действия, обязательно труд.
Можно еще так поставить вопрос — что проще, подниматься вверх или спускаться вниз? Вполне возможно, что сейчас будут приведены аргументы: при определенных обстоятельствах спускаться труднее, чем подниматься, человеческий скелет не приспособлен для спуска и т.д., и т.п. Не будем вдаваться в дискуссию, ведь на практике мы прекрасно знаем — подниматься несравненно тяжелее! Отсюда и излюбленная поговорка про то, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» — мы не раз испытали эту истину на себе.
Но давайте вернемся к тем событиям, когда маленькая девочка каким-то невероятным образом преодолевает эти ступени, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Она восходит по этим ступеням! В этом — не только конкретные тяжелые физические реалии, но и образ внутреннего восхождения, который более верен в отношении Богоматери. Ее восхождение началось в детстве и не закончится никогда. А на какую высоту она смогла подняться! Когда мы поем «Честнейшую херувим…» — это ведь о запредельной высоте, о том, что Богородицу воспевают херувимы и серафимы — те, кто находятся чрезвычайно близко к Богу. Всей своей жизнью Она осуществила это восхождение к Богу, начатое еще в детстве.
А теперь я хочу перейти ко второму зачалу, которое дополняет для нас образ лестницы. Мы видим некоего, условно говоря, сошедшего с ума человека, который пытается жить, постоянно увеличивая свой материальный капитал, грубо говоря, хапая денег все больше и больше. Что представляет собой этот тип относительно лестницы? Даже если мы предположим, что в жизни того богача был какой-то созидательный элемент, что он не просто все проедал, а что-то строил и делал для других, то по отношению к лестнице, как духовному восхождению, все его усилия — движение вниз, хотя по лестнице материальных благ он, несомненно, поднимался вверх. Но где он в конечном счете окажется?.. Судя по приточному рассказу, он опустится глубже некуда — в преисподнюю.
В это воскресение у нас сошлись оба образа — Божией Матери и безумного богача. Что есть в Ней? Огромный труд восхождения. Несмотря ни на что, Она поднималась, и вершиной восхождения была жертва собственным Сыном. Она осуществила это восхождение всей Своей жизнью вне зависимости от Своих желаний, слабостей, хотений.
Возможно, богач тоже много трудился, но это была работа иного порядка. Типичный пример: как сосредоточиться на молитве своего вечернего правила? Казалось бы, всего-то и надо 30 минут нашего времени. Но что у нас в голове творится, что происходит? Вспомним и передумаем все, кроме того, что нужно. Давайте посмотрим на деловых людей. Они в большинстве своем трудяги неимоверные, устают несомненно. Но попробуйте сравнить, каких усилий стоит себя заставить встать на полчаса на молитву или провести весь день в бесконечных переговорах, встречах, поездках и так далее. Где больше тратится сил? Попытка на полчаса соединиться с Богом или получить очередную прибыль? После недолгих размышлений по этому поводу мы быстро приходим к выводу, что все бесконечные деловые усилия не идут в сравнение с попыткой прочитать молитвенное правило сосредоточенно и вдумчиво, действительно обращаясь к Богу, а не зацикливаясь на ежедневных земных нуждах. И вывод тот же: по лестнице вниз скатываться гораздо легче.
А теперь, братья и сестры, стандартный вопрос. Где находимся мы с вами на этой лестнице? Я задаю этот вопрос себе и вам. Какое место относительно этих ступеней мы занимаем? Какие шаги делаем? Давайте честно вынесем общую оценку: одна ступень вверх, три вниз, а зачастую вниз и больше. Мы часто говорим другим: «Ты как докатился до такого состояния?». Да очень просто! Пять, десять или сто ступеней вниз — это очень легко.
Но все же хоть одну ступеньку вверх мы делаем — мы ведь стоим здесь и сейчас, пытаясь обдумывать такие острые и сложные темы. Мы пришли сегодня к Божией Матери и просим Ее помочь нам преодолеть эту апатию и, казалось бы, безысходность своих действий. А иногда мы преодолеваем даже две ступеньки, ощущаем некоторые взлеты. Но ни в коем случае при этом мы не должны питать иллюзий и думать о том, какие мы хорошие.
Давайте в этот Введенский праздник поразмыслим над этим потрезвее и увидим, в какую сторону мы движемся, приближаемся к Небу или падаем к земле... Подумаем над подвигом Божией Матери и поймем, что такое настоящее духовное восхождение. Я знаю многих из вас и понимаю, что труженики вы большие. Но насколько этот труд бывает нам полезен и что в этот момент происходит с нами по отношению к той лестнице, по которой поднимается Божия Матерь? Давайте помолимся о том, чтобы мы это могли видеть, изменять и двигаться по ступеням вверх. Помолимся о том, чтобы Божия Матерь нас поддержала в этом, ведь Она сама прошла этот путь и знает все его тяготы как никто другой. Аминь.
30 | понед-к | Прор. Осии. Прмч. Андрея | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
31 | вторник | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Утреня. Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2023 года | |||||
1 | среда | Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | четверг | Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница | Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
4 | суббота | Празднование Казанской иконе Божией Матери | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 22-я по Пятидесятнице. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
7 | вторник | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
8 | среда | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
9 | четверг | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 23-я по Пятидесятнице. Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Собор всех Бессребреников | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня с акафистом Прп. Сергию | 17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
14 | вторник | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
15 | среда | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | четверг | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
18 | суббота | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона. Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917–1918 годов | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 24-я по Пятидесятнице. Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. Казанского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Утреня с акафистом Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
20 | поне-дельник | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
21 | вторник | Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
22 | среда | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
23 | четверг | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
24 | пятница | Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
25 | суббота | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 25-я по Пятидесятнице. Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня с акафистом Покрову | 17-00 | прот.Георгий | |||
27 | поне-дельник | Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
28 | вторник | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
29 | среда | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег | |||
30 | четверг | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай |