Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодняшний Введенский праздник совпал с воскресением, что для нас является двойным торжеством. И я предлагаю вам поразмыслить сразу над двумя зачалами, услышанными сегодня: одно — о так называемом «безумном богаче», другое — посвященное Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Начну с Введенского праздника. История его не дана нам в евангельских текстах, а упоминается лишь в Евангелии от Иакова, которое считается апокрифическим. Но в литургическом богослужебном ряду этот праздник значится как один из больших и значимых. То, что чудо Введения — запредельное, можно осознать, если вспомним реалии Ветхого Завета. Что такое Святая Святых и что такое Храм Соломона, по ступеням которого поднималась Дева Мария, будучи совсем маленькой? Случилась невозможное: девочка трех лет вошла в абсолютно изолированное место, куда женщин не допускали вовсе, а первосвященник мог войти только раз в год, просто невероятное событие. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание не на этот всем известный факт, а на… ступени. У нас нет точных чертежей Храма Соломона (в Израиле реконструкцией Храма Соломона занимаются целые институты), но мы по разным причинам можем опираться на косвенные данные, и мы можем понимать, что ступени эти были очень большими. Уж точно не такими, какие мы можем видеть у нас на амвоне. То есть, маленькая Мария непостижимым образом взошла во Храм по огромным, недоступным для ее роста, ступеням.
Образ лестницы — очень емкий. Сама Божия Матерь считается Лестницей от земли до неба. Есть и лестница библейского Патриарха Иакова. Вспомним и Иоанна Лествичника с духовными скрижалями — «Лествицей». Это часто применимый образ, типичный, глубокий, универсальный. Мы хорошо отдаем отчет в том, что подняться на высоту можно разными способами. Предположим, лифт: раз — и без труда вознеслись на нужный этаж. А вот лестница предполагает определенные усилия, действия, обязательно труд.
Можно еще так поставить вопрос — что проще, подниматься вверх или спускаться вниз? Вполне возможно, что сейчас будут приведены аргументы: при определенных обстоятельствах спускаться труднее, чем подниматься, человеческий скелет не приспособлен для спуска и т.д., и т.п. Не будем вдаваться в дискуссию, ведь на практике мы прекрасно знаем — подниматься несравненно тяжелее! Отсюда и излюбленная поговорка про то, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» — мы не раз испытали эту истину на себе.
Но давайте вернемся к тем событиям, когда маленькая девочка каким-то невероятным образом преодолевает эти ступени, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Она восходит по этим ступеням! В этом — не только конкретные тяжелые физические реалии, но и образ внутреннего восхождения, который более верен в отношении Богоматери. Ее восхождение началось в детстве и не закончится никогда. А на какую высоту она смогла подняться! Когда мы поем «Честнейшую херувим…» — это ведь о запредельной высоте, о том, что Богородицу воспевают херувимы и серафимы — те, кто находятся чрезвычайно близко к Богу. Всей своей жизнью Она осуществила это восхождение к Богу, начатое еще в детстве.
А теперь я хочу перейти ко второму зачалу, которое дополняет для нас образ лестницы. Мы видим некоего, условно говоря, сошедшего с ума человека, который пытается жить, постоянно увеличивая свой материальный капитал, грубо говоря, хапая денег все больше и больше. Что представляет собой этот тип относительно лестницы? Даже если мы предположим, что в жизни того богача был какой-то созидательный элемент, что он не просто все проедал, а что-то строил и делал для других, то по отношению к лестнице, как духовному восхождению, все его усилия — движение вниз, хотя по лестнице материальных благ он, несомненно, поднимался вверх. Но где он в конечном счете окажется?.. Судя по приточному рассказу, он опустится глубже некуда — в преисподнюю.
В это воскресение у нас сошлись оба образа — Божией Матери и безумного богача. Что есть в Ней? Огромный труд восхождения. Несмотря ни на что, Она поднималась, и вершиной восхождения была жертва собственным Сыном. Она осуществила это восхождение всей Своей жизнью вне зависимости от Своих желаний, слабостей, хотений.
Возможно, богач тоже много трудился, но это была работа иного порядка. Типичный пример: как сосредоточиться на молитве своего вечернего правила? Казалось бы, всего-то и надо 30 минут нашего времени. Но что у нас в голове творится, что происходит? Вспомним и передумаем все, кроме того, что нужно. Давайте посмотрим на деловых людей. Они в большинстве своем трудяги неимоверные, устают несомненно. Но попробуйте сравнить, каких усилий стоит себя заставить встать на полчаса на молитву или провести весь день в бесконечных переговорах, встречах, поездках и так далее. Где больше тратится сил? Попытка на полчаса соединиться с Богом или получить очередную прибыль? После недолгих размышлений по этому поводу мы быстро приходим к выводу, что все бесконечные деловые усилия не идут в сравнение с попыткой прочитать молитвенное правило сосредоточенно и вдумчиво, действительно обращаясь к Богу, а не зацикливаясь на ежедневных земных нуждах. И вывод тот же: по лестнице вниз скатываться гораздо легче.
А теперь, братья и сестры, стандартный вопрос. Где находимся мы с вами на этой лестнице? Я задаю этот вопрос себе и вам. Какое место относительно этих ступеней мы занимаем? Какие шаги делаем? Давайте честно вынесем общую оценку: одна ступень вверх, три вниз, а зачастую вниз и больше. Мы часто говорим другим: «Ты как докатился до такого состояния?». Да очень просто! Пять, десять или сто ступеней вниз — это очень легко.
Но все же хоть одну ступеньку вверх мы делаем — мы ведь стоим здесь и сейчас, пытаясь обдумывать такие острые и сложные темы. Мы пришли сегодня к Божией Матери и просим Ее помочь нам преодолеть эту апатию и, казалось бы, безысходность своих действий. А иногда мы преодолеваем даже две ступеньки, ощущаем некоторые взлеты. Но ни в коем случае при этом мы не должны питать иллюзий и думать о том, какие мы хорошие.
Давайте в этот Введенский праздник поразмыслим над этим потрезвее и увидим, в какую сторону мы движемся, приближаемся к Небу или падаем к земле... Подумаем над подвигом Божией Матери и поймем, что такое настоящее духовное восхождение. Я знаю многих из вас и понимаю, что труженики вы большие. Но насколько этот труд бывает нам полезен и что в этот момент происходит с нами по отношению к той лестнице, по которой поднимается Божия Матерь? Давайте помолимся о том, чтобы мы это могли видеть, изменять и двигаться по ступеням вверх. Помолимся о том, чтобы Божия Матерь нас поддержала в этом, ведь Она сама прошла этот путь и знает все его тяготы как никто другой. Аминь.
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ФЕВРАЛЬ 2025 года | |||||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. Свт. Ма́рка. Прп. Са́ввы Стороже́вского. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 32-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | поне-дельник | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
4 | вторник | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия. Прп. Макария | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | среда | Сщмч. Климента. Мч. Агафангела. Прп. Геннадия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
7 | пятница | Свт. Григо́рия. Сщмч. Влади́мира. Иконы Божией Матери «Утоли моя печали». | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | суббота | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста. Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о мытаре́ и фарисе́е. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | вторник | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Собор вселенских учителей и свтт. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
13 | четверг | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | пятница | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | суббота | СРЕ́ТЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ о блудном сыне. Попразднство Сретения Господня. Правв. Симео́на Богоприи́мца и А́нны проро́чицы. Блгв. кн. Рома́на. Иконы Божией Матери «Умягче́ние злых сердец» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | поне-дельник | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора. Равноап. Никола́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
18 | вторник | Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | среда | Попразднство Сретения Господня. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
20 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Прп. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | пятница | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора. Прор. Захарии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
22 | суббота | СУББОТА мясопу́стная. Вселенская родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших православных христиан, отец и братий наших | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ мясопу́стная, о Страшном Суде. Заговенье на мясо. Сщмч. Харала́мпия. Прп. Прохора. Прп. Лонгина | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | поне-дельник | Понедельник сырный. Сщмч. Вла́сия. Прп. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | вторник | Вторник сырный. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия. Свт. Мелетия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | среда | Среда сырная. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
27 | четверг | Четверг сырный. Прп. Авксе́нтия. Равноап. Кирилла. Прп. Исаакия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | пятница | Пятница сырная. Ап. от 70-ти Они́сима. Прп. Пафнутия | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Понедельник 1-й седмицы Великого поста. Свт. Льва. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста. Ап. от 70-ти Архиппа | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста. Прп. Льва, еп. Ката́нского | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН |