Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодняшний Введенский праздник совпал с воскресением, что для нас является двойным торжеством. И я предлагаю вам поразмыслить сразу над двумя зачалами, услышанными сегодня: одно — о так называемом «безумном богаче», другое — посвященное Введению во храм Пресвятой Богородицы.
Начну с Введенского праздника. История его не дана нам в евангельских текстах, а упоминается лишь в Евангелии от Иакова, которое считается апокрифическим. Но в литургическом богослужебном ряду этот праздник значится как один из больших и значимых. То, что чудо Введения — запредельное, можно осознать, если вспомним реалии Ветхого Завета. Что такое Святая Святых и что такое Храм Соломона, по ступеням которого поднималась Дева Мария, будучи совсем маленькой? Случилась невозможное: девочка трех лет вошла в абсолютно изолированное место, куда женщин не допускали вовсе, а первосвященник мог войти только раз в год, просто невероятное событие. Но мне хотелось бы обратить ваше внимание не на этот всем известный факт, а на… ступени. У нас нет точных чертежей Храма Соломона (в Израиле реконструкцией Храма Соломона занимаются целые институты), но мы по разным причинам можем опираться на косвенные данные, и мы можем понимать, что ступени эти были очень большими. Уж точно не такими, какие мы можем видеть у нас на амвоне. То есть, маленькая Мария непостижимым образом взошла во Храм по огромным, недоступным для ее роста, ступеням.
Образ лестницы — очень емкий. Сама Божия Матерь считается Лестницей от земли до неба. Есть и лестница библейского Патриарха Иакова. Вспомним и Иоанна Лествичника с духовными скрижалями — «Лествицей». Это часто применимый образ, типичный, глубокий, универсальный. Мы хорошо отдаем отчет в том, что подняться на высоту можно разными способами. Предположим, лифт: раз — и без труда вознеслись на нужный этаж. А вот лестница предполагает определенные усилия, действия, обязательно труд.
Можно еще так поставить вопрос — что проще, подниматься вверх или спускаться вниз? Вполне возможно, что сейчас будут приведены аргументы: при определенных обстоятельствах спускаться труднее, чем подниматься, человеческий скелет не приспособлен для спуска и т.д., и т.п. Не будем вдаваться в дискуссию, ведь на практике мы прекрасно знаем — подниматься несравненно тяжелее! Отсюда и излюбленная поговорка про то, что «умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» — мы не раз испытали эту истину на себе.
Но давайте вернемся к тем событиям, когда маленькая девочка каким-то невероятным образом преодолевает эти ступени, чтобы посвятить свою жизнь Богу. Она восходит по этим ступеням! В этом — не только конкретные тяжелые физические реалии, но и образ внутреннего восхождения, который более верен в отношении Богоматери. Ее восхождение началось в детстве и не закончится никогда. А на какую высоту она смогла подняться! Когда мы поем «Честнейшую херувим…» — это ведь о запредельной высоте, о том, что Богородицу воспевают херувимы и серафимы — те, кто находятся чрезвычайно близко к Богу. Всей своей жизнью Она осуществила это восхождение к Богу, начатое еще в детстве.
А теперь я хочу перейти ко второму зачалу, которое дополняет для нас образ лестницы. Мы видим некоего, условно говоря, сошедшего с ума человека, который пытается жить, постоянно увеличивая свой материальный капитал, грубо говоря, хапая денег все больше и больше. Что представляет собой этот тип относительно лестницы? Даже если мы предположим, что в жизни того богача был какой-то созидательный элемент, что он не просто все проедал, а что-то строил и делал для других, то по отношению к лестнице, как духовному восхождению, все его усилия — движение вниз, хотя по лестнице материальных благ он, несомненно, поднимался вверх. Но где он в конечном счете окажется?.. Судя по приточному рассказу, он опустится глубже некуда — в преисподнюю.
В это воскресение у нас сошлись оба образа — Божией Матери и безумного богача. Что есть в Ней? Огромный труд восхождения. Несмотря ни на что, Она поднималась, и вершиной восхождения была жертва собственным Сыном. Она осуществила это восхождение всей Своей жизнью вне зависимости от Своих желаний, слабостей, хотений.
Возможно, богач тоже много трудился, но это была работа иного порядка. Типичный пример: как сосредоточиться на молитве своего вечернего правила? Казалось бы, всего-то и надо 30 минут нашего времени. Но что у нас в голове творится, что происходит? Вспомним и передумаем все, кроме того, что нужно. Давайте посмотрим на деловых людей. Они в большинстве своем трудяги неимоверные, устают несомненно. Но попробуйте сравнить, каких усилий стоит себя заставить встать на полчаса на молитву или провести весь день в бесконечных переговорах, встречах, поездках и так далее. Где больше тратится сил? Попытка на полчаса соединиться с Богом или получить очередную прибыль? После недолгих размышлений по этому поводу мы быстро приходим к выводу, что все бесконечные деловые усилия не идут в сравнение с попыткой прочитать молитвенное правило сосредоточенно и вдумчиво, действительно обращаясь к Богу, а не зацикливаясь на ежедневных земных нуждах. И вывод тот же: по лестнице вниз скатываться гораздо легче.
А теперь, братья и сестры, стандартный вопрос. Где находимся мы с вами на этой лестнице? Я задаю этот вопрос себе и вам. Какое место относительно этих ступеней мы занимаем? Какие шаги делаем? Давайте честно вынесем общую оценку: одна ступень вверх, три вниз, а зачастую вниз и больше. Мы часто говорим другим: «Ты как докатился до такого состояния?». Да очень просто! Пять, десять или сто ступеней вниз — это очень легко.
Но все же хоть одну ступеньку вверх мы делаем — мы ведь стоим здесь и сейчас, пытаясь обдумывать такие острые и сложные темы. Мы пришли сегодня к Божией Матери и просим Ее помочь нам преодолеть эту апатию и, казалось бы, безысходность своих действий. А иногда мы преодолеваем даже две ступеньки, ощущаем некоторые взлеты. Но ни в коем случае при этом мы не должны питать иллюзий и думать о том, какие мы хорошие.
Давайте в этот Введенский праздник поразмыслим над этим потрезвее и увидим, в какую сторону мы движемся, приближаемся к Небу или падаем к земле... Подумаем над подвигом Божией Матери и поймем, что такое настоящее духовное восхождение. Я знаю многих из вас и понимаю, что труженики вы большие. Но насколько этот труд бывает нам полезен и что в этот момент происходит с нами по отношению к той лестнице, по которой поднимается Божия Матерь? Давайте помолимся о том, чтобы мы это могли видеть, изменять и двигаться по ступеням вверх. Помолимся о том, чтобы Божия Матерь нас поддержала в этом, ведь Она сама прошла этот путь и знает все его тяготы как никто другой. Аминь.
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
7 | суббота | ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
8 | воскре-сенье | ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | поне-дельник | День Святого Духа Сплошная седмица |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
10 | вторник | Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
13 | пятница | Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Заговенье на Петров пост |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | поне-дельник | Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
17 | вторник | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
18 | среда | Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | четверг | Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | поне-дельник | Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Апп. Варфоломе́я и Варна́вы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | четверг | Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | с |