Главная/Воскресная школа для взрослых/Работы наших учащихся/Сабира Серазидинова. Борис Михайлович Ледковский (1894-1975)

Сабира Серазидинова. Борис Михайлович Ледковский (1894-1975)

Москва, Галлиполи, София, Париж, Берлин, Мюнхен, Нью-Йорк… Композитор и регент Борис Михайлович Ледковский прожил долгую и непростую жизнь, омраченную многими трагедиями XX века, но сумел не только сохранить высокую культуру русской духовной музыки, но и привить традиции московской школы церковного пения на далекой  чужой земле.

Борис Михайлович Ледковский родился 26 апреля (9 мая по новому стилю) 1894 года в слободе Аграфеновка Области Войска Донского. Его мать, Софья Григорьевна Стаценко, происходила из богатого рода малороссийских помещиков и сама была весьма одаренным человеком: пела в благотворительных концертах, играла на фортепиано, писала картины и вышивала. Отец Бориса Михайловича, протоиерей Михаил Андреевич Ледковский, происходил из рода польских шляхтичей, принявших православие на рубеже XVI-XVII веков и с тех пор служивших Церкви. В Гражданскую войну Михаил Андреевич был полковым священником и погиб, выйдя к красноармейцам с крестом в попытке остановить кровопролитие. Борис Михайлович был очень близок с отцом и с детства прислуживал в храме, где тот был настоятелем.

Интерес к музыке Ледковский проявил еще в раннем детстве. Его вторая супруга, Марина Викторовна, приводит два эпизода из детства композитора: «Когда ему, четырехлетнему мальчику, подарили детскую балалайку, он, недолго думая, разбил [ее] из желания узнать, откуда у нее берется звук. Однако тут его настигла беда со стороны огорченной няни, и ему так и не удалось довести до конца свое исследование, о чем он долго сокрушался». Серьезное отношение к церковному пению, делу всей своей жизни, Ледковский тоже проявил очень рано: «На очередной воскресной литургии, когда ему было лет 7 или 8, уже в сельском приходе отца отроку очень не понравилось пение хора. Он решил излить свое недовольство регенту, и после службы нацарапал записку несколько невежливого содержания и положил ее на регентский пюпитр: «Хор плахо пает и регент никуда не гадица». Получилось 4 ошибки в восьми словах! Оскорбленный регент, конечно, очень возмутился и сразу же устремился жаловаться батюшке Михаилу. Тем временем ничего не подозревающий Боб, как его звали в семье, безмятежно играл в саду с другими ребятишками. Отец прервал игру, позвал его к себе в кабинет, дал лист бумаги и перо, приказал сесть за письменный стол и писать под диктовку – необычное занятие в воскресный день. Отец начал диктовать: «Хор плохо поет…» и так далее. Боб потупился, уперся в бумагу и перестал писать. Отец Михаил: «Ну, пиши, пиши… Что же ты остановился?» Боб молчит и краснеет. Тогда отец Михаил исправил все ошибки и спокойно, но строго сказал: «Вот ты даже грамотно писать не умеешь, а смеешь судить старого человека, обижать его за службу Богу. Сначала научись правописанию и не берись осуждать людей опрометчиво. А теперь ступай сейчас же к нему и немедленно попроси у него прощения».

В 14 лет Ледковский сам стал регентом в церкви отца Михаила, а профессиональное образование получил сначала в Новочеркасской духовной семинарии, а затем в Реальном училище в Ростове-на-Дону. Позже в письме своему другу Ивану Алексеевичу Гарднеру он напишет: «Пение так преподавалось, что музыкально способный человек выходил вполне образованным и знающим регентом». В реальном училище Ледковский впервые показал себя талантливым руководителем, организуя частные инструментальные ансамбли, с которыми давал концерты и для которых сам писал музыку.

Новочеркасское духовное училище

Окончательно как музыкант Ледковский сформировался в Москве: он учился в Московской консерватории у Михаила Михайловича Ипполитова-Иванова, у директора Синодального училища и регента Синодального хора Александра Дмитриевича Кастальского. Ледковский обладал красивым басом-профундо и пел в церковных хорах, перенимая опыт мастеров московской школы. Позже он сам признавал большое влияние, которое оказали Кастальский и Московское Синодальное училище на его музыкальный вкус и стиль.

Хотя в Первую мировую войну Ледковский из-за плохого зрения служил в тылу, с началом Гражданской войны он с двумя младшими братьями вступил добровольцем в ряды Белой Армии и был награжден Георгиевским крестом после того, как спас своего раненого командира на поле боя. Ледковский покинул Россию вместе с армией генерала Врангеля и прибыл в Галлиполи, где был разбит лагерь для русских военных частей. Условия жизни в лагере были чудовищными, офицеры и солдаты боролись с голодом и холодом. Тогда брат Ледковского Григорий заболел туберкулезом, а брат Андрей через короткое время умер в Константинополе.

В 1921 году Ледковский приезжает в Болгарию. Проработав недолгое время регентом Собора Святого Александра Невского Болгарской православной церкви и хормейстером оперного театра в Софии, в 1925 году Ледковский перебирается в Париж, где становится регентом Знаменской церкви. Во Франции Ледковский активно гастролирует в составе разных музыкальных коллективов, возглавляет хор белоэмигрантского «Общества галлиполийцев».

В 1937 году Ледковский переезжает в Германию по приглашению Хора донских казаков, а уже через год основывает свой собственный Хор черноморских казаков, с которым успешно концертирует вплоть до нападения Германии на СССР, когда все русские творческие коллективы оказываются под запретом. До 1945 года Ледковский управляет хором Свято-Владимирского храма Русской Православной Церкви за рубежом. Он пишет музыку для переведенной на богослужебный язык И.А. Гарднером (тогда уже епископом Филиппом) Литургии апостола Иакова, которую служат в его храме в 1942 году. После окончания войны Ледковский служит регентом в Воскресенском кафедральном соборе Московской патриархии. Ему удается оформить специальный паспорт, и с основанным им Русским кафедральным хором он дает концерты в американской, английской и французской зонах. В 1948 году Ледковскому с семьей в очередной раз приходится бежать: из заблокированного советскими военными Берлина они перебираются в американскую зону в Мюнхене. Здесь он возрождает Хор черноморских казаков и успешно гастролирует по Германии и Скандинавии, исполняя как духовную музыку, так и русские народные, казачьи и просто популярные песни. Однако рождение третьего ребенка вынуждает семью искать более стабильной жизни, и в 1951 году Ледковские пересекают океан.

Хор Черноморских казаков. Ледковский в центре

В США семья первое время живет на «толстовской ферме» - центре помощи русским беженцам, основанном графиней Александрой Львовной Толстой. По просьбе хозяйки Ледковский уже на следующий день после приезда назначается на должность регента хора в Храме Преподобного Сергия Радонежского на территории Толстовского фонда, попутно обучая музыке детей русских эмигрантов. Через несколько месяцев он переселяется в Нью-Йорк и по приглашению митрополита Анастасия (Грибановского) становится регентом Синодального Знаменского собора Русской Православной Церкви за рубежом. Скитаниям приходит конец – Ледковский служит в соборе 23 года, до своей смерти в 1975 году. Параллельно он руководит несколькими хорами, в том числе хором учащихся Свято-Владимирской духовной семинарии, куда приходит работать по приглашению протоиерея Георгия Флоровского. В семинарии Ледковский до 1968 года преподает церковное пение и поднимает хор учащихся на такой высокий уровень, что в конце 50-х – начале 60-х годов они выступают с концертами. Под его руководством на английский язык переводят основные богослужебные тексты – так, в 1964 году хор семинарии записывает на английском языке Божественную литургию.

Синодальный Знаменский собор в Нью-Йорке

Много работая с представителями русской диаспоры, Ледковский заботился, чтобы его гармонизации позволяли даже маленьким непрофессиональным хорам исполнять сложные произведения качественно и со вкусом. Всего этого он добивался, не теряя свойственной ему деликатности: «Он не допускал перед хором никаких вольностей вроде размахивания руками, брани и прочих эксцентричностей, которыми славятся многие маэстро. Единственное, что выводило его из себя, было фальшивое и недисциплинированное звучание голосов. Его жесты были изящны и скупы, и вообще его отличало природное художественное благородство. Упорным трудом, обязательными спевками он добивался слитности звучания, правильной интонации с немногими неопытными певцами… Борис Михайлович требовал, чтобы независимо от количества певчих, от момента богослужения пение было бы безупречным. Поэтому для него и ектеньи, и “аминь” были так же важны, как и Херувимская песнь, песнопения Евхаристического канона...», - вспоминает Марина Викторовна Ледковская. Выступая с концертами духовной музыки, Ледковский особенно радовался, когда приходили отзывы о звучании хора в целом – это означало, что голоса отдельных певцов не отвлекали от общего звучания. «Ледковский приложил огромные усилия, пытаясь достичь того, что называл «церковным тембром» звука, тембром, который не привлекал бы внимания поклонников музыки, поклонников вокального исполнения», - вспоминает профессор Дэвид Дриллок, проректор Свято-Владимирской духовной семинарии и ассистент Ледковского с 1957 по 1975 год. Впрочем, люди, плохо знакомые с законами церковного пения, такими концертами порой оставались недовольны: «Все звучало одинаково», «Почему бы Вам не выбрать разные номера?», «Это было похоже на двухчасовую церковную службу». Ледковский, однако, не был намерен поступаться своими принципами: «Когда я возбужденно показывал ему какое-то музыкальное произведение, которое слышал, и спрашивал его, почему мы не должны его петь, он смотрел на меня, качал головой и просто отвечал: «Ну, Дэвид, это не церковно».

Сочинения и гармонизации Бориса Михайловича Ледковского оказали большое влияние на певческую культуру как в Русской Православной Церкви за рубежом, так и в Православной Церкви в Америке. В те годы в большинстве церквей славянской традиции исполняли популярные произведения композиторов итальянской школы: «Произведения русских композиторов, последователей «итальянской» школы (Ведель, Дегтярев, Давыдов, Турчанинов, Бортнянский и др.), украшались ариозными соло, смелыми и дерзкими пассажами из необычных скачков и гамм, трелями и мелодическими украшениями, - пишет Д.Дриллок. – В своих композициях Б.М. Ледковский пытался передать то, что он так часто называл церковностью. Следуя учителям Московской школы Синодального училища, Ледковский считал, что такую «церковность» можно найти в старинных русских напевах. Подобно своему учителю А.Д. Кастальскому, Б.М. Ледковский помог установить здесь, в Америке, новую традицию церковной музыки, вернувшись к исконно русским церковным унисонным мелодиям и используя эти мелодии в качестве основы для создания собственной церковной музыки». Ледковский не принимал «Обиход Бахметева», считая необходимым вернуть традиции древнего молитвенного пения. В 1959 году он публикует свой Обиход всенощного бдения, гармонизируя знаменный, киевский и греческий роспевы, бережно сохраняя древние мелодии, избегая хроматизмов и диссонансов. Ледковский считал неприемлемым преобладание музыки над текстом, необоснованное повторение слов, заботился, чтобы музыкальный такт соответствовал тексту и не приводил к потере смысла или искажению ударения в словах. По выражению И.А. Гарднера, собственные сочинения Ледковского отличались «большой слитностью музыки и текста, литургического момента». 

При Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле (штат Нью-Йорк) у Ледковского вышел «Обиход церковного пения: Всенощное бдение» (1959 год) и три сборника духовной музыки – в 1959, 1972 и уже посмертно в 1982 году.

Песнопения русского зарубежья. Всенощное бдение

Песнопения русского зарубежья. Великий пост и Пасха

Борис Михайлович Ледковский умер 6 августа 1975 года, причастившись Святых Христовых Тайн, в день памяти своего покровителя благоверного князя Бориса.

Источники:

Зверева С. Г. Ледковский // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2020. — Том XL. — С. 350—351. URL: https://www.pravenc.ru/text/2463349.html

Кирюшина Мария Александровна ПРОФ. ДЭВИД ДРИЛЛОК. ВОСПОМИНАНИЯ. СТАТЬИ // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2021. №42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prof-devid-drillok-vospominaniya-stati 

Ледковская Марина Викторовна. Борис Михайлович Ледковский (1894-1975). Публикация Т. Рудиченко // Южно-Российский музыкальный альманах. 2005. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/boris-mihaylovich-ledkovskiy-1894-1975-publikatsiya-t-rudichenko

Тишина И. Хроники Дома русского зарубежья. Марина и Борис Ледковские. 11.08.2020. URL: https://mosds.mos.ru/presscenter/news/detail/9121404.html?sphrase_id=414691616 

More Honourable Than the Cherubim. PaTRAM Institute Male Choir & Vladimir Gorbik. 2021 Chandos Records Ltd.

Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года
28 суббота Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
29 воскре-сенье Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Покрову
17-00 иер.Иоанн
30 поне-дельник Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 вторник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
2 четверг Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
3 пятница Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
4 суббота Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
5 воскре-сенье Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист блж. Ксении
17-00 иер.Николай
6 поне-дельник Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 вторник Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 четверг Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
10 пятница Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
11 суббота Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
12 воскре-сенье Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Прп. Сергию
17-00 прот.Олег
13 поне-дельник Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
14 вторник Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
15 среда Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
16 четверг Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 пятница Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора Литургия 08-00 иер.Николай
Парастас 18-00 Весь причт
18 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии
Поминовение усопших
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
19 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Спасителю
17-00 прот.Георгий
20 понед-к Сырный Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Сырный Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 среда Сырная Мч. Никифора Часы, вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Сырный Сщмч. Харала́мпия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
24 пятница Сырная Сщмч. Вла́сия Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий
25 суббота Сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
26 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Чин прощения 17-00 Весь причт
27 понед-к
1 седмицы
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Валентин
28 вторник
1 седмицы
Ап. от 70-ти Они́сима Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Георгий
1 среда
1 седмицы
Мчч. Памфила и иже с ним Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Иоанн
2 четверг
1 седмицы
Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Алексий
3 пятница
1 седмицы
Свт. Льва, папы Римского.  Прп. Космы Яхромского Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня
Общая исповедь
18-00 Весь причт
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.