1 декабря, в рамках проведения IV Окружных Рождественских Образовательных чтений Северо-Восточного Московского викариатства, в Российском государственном социальном университете прошла конференция, касающаяся проблем образования и воспитания подрастающего поколения за последнее столетие. Событие получилось насыщенным, глубоким, дающим множество тем для продолжения разговора.
В конференции принял участие епископ Подольский Тихон, Управляющий Северо-Восточным викариатством Московской городской епархии. В своем докладе владыка обозначил болевые точки образовательного процесса советской эпохи: «Советская школа пошла эмпирическим путем, делая ставку на подготовку человека к практической жизни. И это давало определенные результаты. Победы в Великой Отечественной войне во многом были подготовлены советской школой 20-30-х годов. Образовательный уровень призывников был высок… Но если в экстремальной ситуации такое воспитание было действенным, то на конечной стадии СССР совершенно утратило все положительные черты, превратившись в мертвую, ходульную, профанированную схему...».
Что может дать православие современному человеку? Как облегчить его боль, помочь найти в метаниях твердые основания? На эти вопросы епископ Тихон ответил так: «Человек в христианстве понимается не только как природное существо, но как имеющий Дух, душу и тело. Человек, созданный по образу Его, существует в отношениях с Богом, и свобода раскрывается во всем многообразии этих отношений. А воспитание как раз и зиждется на синергизме человеческих усилий и Божественных энергий… Человек — не игрушка слепой судьбы и не подручный материал истории, как пытались доказывать в советское время. Человек действует в истории как творческое существо. И выбор между Богом и дьяволом, между добром и злом может быть сделан в любых социальных и экономических условиях, вопреки наследственности и воспитанию. Человек до конца, даже перед смертью способен себя изменить и прийти к Богу».
Продолжением выступления владыки стал доклад настоятеля храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове, протоиерея Валентина Тимакова, который поэтапно описал происходившее в советской школе: «Вспомните, сколько внимания уделяла советская власть образовательному процессу! Почему в тяжелейшие годы, последовавшие за гражданской войной, во время голода и разрухи, столько сил было положено на создание школ? Советской власти был нужен совершенно другой человек, главной целью было построение, формирование, делание иного индивида. Для этого был организован своего рода "орден" воспитателей-учителей, которые кроме атеизма не признавали, да и не ведали ничего другого. И усилия советской власти увенчались успехом — во второй половине 70-х годов XX века в стране было 93 процента атеистического большинства и только 6–7% составляли религиозное меньшинство».
Если обратиться к современной ситуации, то, по мнению отца Валентина, «задавленная религиозная составляющая начала расправляться. И нам сейчас насущно необходимо изменить систему воспитания для восстановления человека и личности, озаренной Христовым светом».
В своем докладе Аркадий Малер, глава византийского клуба «Катехон» при институте философии РАН говорил о важных философских понятиях личности: «С точки зрения диалектического материализма, человек не рождается личностью, а становится ей в социуме. Чем он прогрессивнее живет, тем более продвинутой личностью становится. Но, полноценная и совершенная личность может появиться только в "раю" коммунизма. И далее возникает абсурдная ситуация. Давайте вспомним: определение, понятие "личности" изначально возникло в христианской культуре, в античной философии его не было. В христианстве личность ответственна за свои деяния перед Богом. В материализме — личность аморфная субстанция будущего. Плюс к этому, человек есть животное по известной всем теории эволюционизма. Борьба за существование и выживание — вот его главная цель. При этом сие эволюционирующее животное должно вести себя как идеал (быть справедливым, ограничивать свои потребности, жертвовать собой, служить идеалам и так далее согласно кодексу строителя коммунизма). И тут наступает полный коллапс: исповедование взаимоисключающих вещей, когда представления о сущном несовместимы с представлениями о должном. Можно сказать резче и проще: в материалистической советской системе воспитания была совершенно шизофреническая ситуация — мы все, ведя свое происхождение от животных, должны жить здесь и сейчас по-человечески».
Далее с докладами выступили доктор педагогических наук И. В. Метлик и кандидат философских наук Р. М. Рупова.
Фото
Комментариев пока нет
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |