30 | пятница | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН ~ 12:15 | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | вторник | Попразднство Успения. Ап. от 70-ти Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Успения. Мч. Агафоника | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
6 | пятница | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | вторник | Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | среда | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | четверг | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | пятница | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Столпника и матери его Марфы | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | поне-дельник | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | четверг | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла, в Хонех | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | пятница | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
21 | суббота | Суббота пред Воздвижением Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | поне-дельник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | четверг | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | пятница | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехвальной | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Полиелей | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
30 | поне-дельник | Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ |
Добрый день, Елена! Ваш вопрос намного шире той проблематики, которую Вы пытаетесь обозначить. Венчание – это благословение Церкви на совместную жизнь мужа и жены. Только после таинства венчания мужчина и женщина законно могут называться мужем и женой. Если ставить вопрос как лучше жить законно или беззаконно, то ответить Вы сможете сами. Отсутствие веры у Вашего спутника жизни, конечно же, осложняет ситуацию, переводит ее в состояние неоднозначности. Вам необходимо определить для себя, произойдет ли поругание святыни (т.е. насмешка над таинством), или все-таки нет. Если скепсис способен довести его до насмешки над таинством, тогда стоит воздержаться от венчания. Если же он Вас любит и уважает, и готов ради Вас серьезно отнестись к желанию получить благословение Церкви на ваш брак, тогда смело можете идти венчаться.
Но, вопрос на этом не исчерпывается. Его продолжение переносится на детей. В этом случае супруг берет на себя обязательства не препятствовать воспитанию детей в православной вере, если таковые у вас есть. Именно это я хотел сказать, когда затронул широту поднимаемой проблемы.
Желаю Вам мудрости в принятии решения.
Первый вопрос — что нужно, чтобы быть певчим в нашем храме. Для этого, во-первых, нужно в него регулярно ходить на богослужения, прежде всего на воскресные и праздничные. Во-вторых, нужно иметь некоторые данные, необходимые для пения на клиросе, — слух, музыкальную память, желательно хотя бы минимальные элементы музыкальной грамоты. В-третьих — горячее желание и умение работать, так как клиросное послушание - это большой труд. И, наконец, главное — наличие благословения настоятеля на пение в хоре. По всем этом вопросам нужно обращаться ко мне, регенту храма, я готов познакомиться с каждым, кто желает потрудиться на клиросе.
Второй вопрос — о рок-музыке. В рок-музыке, как и во многих явлениях современной культуры, переплетено хорошее и плохое. Вопрос о том, заниматься ей или нет, может быть решен только индивидуально с каждым человеком, в зависимости от его духовного состояния, от места, которое занимает рок-музыка в его жизни, от многих других факторов. Хорошо бы Вам обсудить эти вопросы с тем священником, которому Вы готовы довериться в их решении.
Третий вопрос. Насколько я понял, Вы спрашиваете о том, допустимо ли изменять нотный текст, фактуру авторских или обиходных песнопений церковной музыки. Когда-то, в царские времена, существовал специальный орган, имевший власть допускать или не допускать до богослужения по всей стране те или иные песнопения. Этот орган назывался Придворно-певческой капеллой. Были времена (первая половина (19-го века), когда эта цензура сыграла положительную роль в ограждении православного богослужения от авторского произвола. К концу 19-го века роль цензуры стала скорее тормозом для творчества целого ряда талантливых композиторов, желавших потрудиться в сфере церковной музыки. Сейчас ничего этого нет, но есть определенные традиции в богослужении, накопленные за много веков. Знание их, понимание, чувство молитвенного благолепия службы дает ощущение того, что приемлемо, а что нет во всех вопросах, связанных с церковным пением в каждом конкретном храме, в том числе и в тех, какие песнопения и в каких обработках допустимы на той или иной службе. Как правило, решение этих вопросов определяет мера вкуса и понимания самой сути богослужения каждым регентом на своем клиросе, и каждым священником, дающим ему на это творчество свое благословение.
Подготовка собственно к Исповеди заключается в рассмотрении нашей жизни и обнаружении в ней грехов, т.е. сознательного нарушения нами воли Божией, которая нам известна из Священного Писания (Десятословие Моисеево, Нагорная проповедь Спасителя и др.). Обнаружив грехи, необходимо взращивать в себе отвращение к ним, решимость больше таким образом не грешить, и надежду на исцеление своей души. Конечно, дни подготовки к Исповеди предполагают усиленный молитвенный подвиг и некоторое воздержание в пище.
Если Вам необходима беседа со священником, Вы также можете подойти в любой день к священнику (либо в конце исповеди, либо после Литургии) и спросить, сможет ли он уделить Вам время для беседы и когда именно, чтобы было удобно и ему, и Вам.
Позвольте задать вопрос. Меня сильно смущают события 1054 года, когда патриарх Михаил Керулларий закрыл все церкви, где служили на пресном хлебе.
Вот католики говорят, что с древнейших времён служение и на пресном и на квасном хлебе признавали равночестными.
Всё-таки уж топтать опресноки не было ли излишним?
http://www.taday.ru/vopros/20361/23475.html
Помимо литературы, которую он там приводит, можно порекомендовать текст профессора Свято-Владимирской духовной семинарии протоиерея Дж. Эриксона:
http://www.pravoslavie.ee/docs/kvasnoi_hleb_i_opresnoki.pdf
http://arhiv.orthodoxy.org.ua/node/16967
Для того чтобы понять поведение наших предков, надо помнить, что в те времена люди очень серьёзно относились к символам. Наше время можно охарактеризовать как "интеллектуальное": под влиянием научной и философской интеллектуальной традиции Нового времени мы склонны делать упор на "теоретическом" вероучении и исполнении заповедей, а детали обряда склонны считать условностями. Для древнего же и средневекового человека внешнее воплощение вероучения было не менее важно, чем его теоретическое изучение и исповедание. Символ - это неразрывная связка внешнего и внутреннего. Подробнее об этих вопросах можно прочитать в книге А.Ф.Лосева "Диалектика мифа". Для нас топтание хлеба - это дикость и варварство, сейчас никто так поступать, наверное, не стал бы. Но для средневекового человека, видимо, важно было не только привести интеллектуальные доводы, но и произвести попрание чуждого символа на материальном уровне. Хотя, возможно, это всё равно нехорошо и можно говорить о прогрессе в области гуманизации и смягчения нравов, который произошёл как раз под влиянием традиции Нового времени.
Смысл причащения младенцев такой же, как и смысл их крещения и состоит он не в том, что младенцам прощаются личные грехи, которых они еще не имеют, а в том, что через смерть и воскресение со Христом в купели крещения они реально соединяются с Богом и имеют возможность жить с Ним в единстве, выстраивать с Богом сыновние отношения, а не отношения обвиняемого и Судии. Тесное общение со Христом достигается частым приобщением святых Христовых тайн, пребыванием в храме, домашней молитвой. Причащаясь, ребенок получает с самого раннего возраста «прививку» абсолютного добра и жизненные ориентиры.
Мы все, включая новорожденных младенцев, нуждаемся в исцелении нашей природы, поврежденной первородным грехом, несмотря на то, что младенцы не имеют грехов личных. Такое исцеление мы получаем только в Церкви, Божией силой и Божией благодатью, подаваемой нам в таинствах, особенно в таинстве святого Причащения. Бог Сам действует в том человеке, который приступает к этому таинству, а от этого человека (или от его окружающих, если это младенец) для спасения требуется содействие Богу.
15 сентября с 13.00 до 16.00. Собеседования будут проходить в здании воскресной школы. Если будут какие-либо вопросы, обращайтесь, пожалуйста, к Ольге Александровне Бородулиной по тел.: 8 (910) 429-54-50. Ждём вас в нашей школе. :)
Здравствуйте Анна! Крестным считается тот, кто был участником таинства Крещения и непосредственно исповедывал веру за крещаемого путем произношения соответствующих формул во время таинства. Как правило бывают двое: мужчина и женщина в независимости от пола крещаемого. Их как раз и записывают в свидетельстве о крещении. В вашем случае только один крестный - крестная мать. С канонической точки зрения, крещение может состояться даже без крестных и будет действительным.
Добрый день, Татьяна! Насколько я понимаю, суть Вашего вопроса такова: речь идет о замужестве молодой особы с человеком, у которого в перспективе предполагается посвящение в священный сан. В таком случае речь должна идти о нем.
В Церкви есть четкие канонические установления, связанные с этой проблемой. И эти установления гласят, что после вступления в брак человек может быть посвящен в священный сан только, если этот брак заключен с девицей (т.е. девушкой, сохранившей целомудрие до вступления в брак). Эти канонические установления определены Правилами святых апостолов (Правило 18), 6-м Вселенским собором (Трульским) (Правило 3). Кроме этого есть каноническое установление свт. Василия Великого (Правило 27), в котором он говорит об отстранении от исполнения священнических обязанностей священника, который вступил в недозволительный брак по неведению.
Таким образом, отвечая на Ваш вопрос, вынужден констатировать, что каноны Церкви не позволяют этой молодой особе стать матушкой даже после покаяния. В данном случае покаяние служит шагом на пути ее исправления, а каноны являются препятствием для ее избранника.
С уважением, Наталья.
Скажите, пожалуйста, когда и где можно будет посмотреть результаты летней сессии? Спасибо.
Результаты размещены на сайте: http://pokrovchram.ru/rezultaty_letny_sessii
В этот год у нас получилось вместе быть на этом радостном событии, и каждый взял свой Артос! Я была очень рада!
Но к сожалению, через некоторое время мой Артос покрылся плесенью, виню себя, что не уберегла. Знаю, что нужно сжечь и в земельку закопать. Обязательно сделаю.
Вопрос 1: в этом есть какой-то знак Божий? Ведь наши с мужем Артосы хранились хоть и в разных баночках (с доступом кислорода), но в одинаковых условиях, с одинаковыми крышечками с дырочкой. Только мой был в стеклянной прозрачной баночке, а у мужа в керамической.
Вопрос 2: можно ли мне вкушать Артос мужа, ведь преломлен он от одного Хлеба? Но я не выпрашиваю благословения, только скажите, как правильно.
Добрый день, Иоанна! Отвечая на первый Ваш вопрос, хочу сказать, что Промысел Божий, безусловно, постоянно присутствует в жизни каждого христианина. Все, что происходит с нами, происходит по Божественному Промыслу. А Бог имеет единственную идею – привести нас ко спасению. Попытка найти в событиях нашей жизни некие знаки, которыми по нашим представлениям с нами «разговаривает» Бог, есть стремление человека уловить Божественный Промысел, оказаться с ним в согласии. Но, давайте зададимся вопросом, действительно ли мы обладаем настолько острым духовным зрением, что становимся способными видеть эти знаки в происходящих с нами событиях? Не является ли это некоторой дерзостью? Не пытаемся ли мы подменить Божественный Промысел, в попытке его понять, бытовой банальностью? Давайте лучше в таких ситуациях прибегать к примеру праведного Иова Многострадального. Все испытания он воспринимал как заслуженные по его грехам, и не делал попыток проникнуть в Божественные Замыслы. Дорогая Иоанна, не ищите знаков от Бога, они доступны только многоопытным. Наш с Вами удел на «поверхности»: жить в мире и согласии, помогать ближним, не раздражаться, каяться в грехах (например, невнимательном отношении к святыне, отсутствии снисхождения к немощам ближнего).
В сложившейся ситуации, если не вспоминать Вашей строгости по отношению к мужу, то он вполне может поделиться с Вами «своим» Артосом.
По поводу крестных родителей – таинство Крещения совершается над человеком только один раз и Ваш младенец уже крещен без восприемников. Их обязанности (часто причащать младенца, в дальнейшем приучать его молиться, присутствовать на богослужениях, учить основам православной веры) в этом случае могут и должны исполнять родные родители. Кроме того, Вы можете найти для своего сына верующих и воцерковленных старших друзей, которые бы помогали Вам нести труды по воспитанию православного христианина и выполняли бы обязанности восприемников. На такой ответственный шаг им нужно будет взять благословение у священника.
Согласно традиции Православной Церкви, маленьких детей крестят по вере их крестных и родных родителей. В каждом церковном таинстве всегда есть две взаимодействующих стороны – Бог и человек. Конечно, ребенок не осознает смысла таинства, но после крещения Бог получает возможность действовать в нем Своей благодатью. Смысл младенческого крещения не в том, что младенцам прощаются личные грехи, которых они еще не имеют, а в том, что через смерть и воскресение со Христом в купели крещения они реально соединяются с Богом и имеют возможность жить с Ним в единстве, выстраивать с Богом сыновние отношения, а не отношения обвиняемого и Судии. Задача крестных и родных родителей при этом – обеспечить младенцу возможность такого тесного общения со Христом. Это достигается частым приобщением Святых Христовых Таин, пребыванием в храме, домашней молитвой. Сознательный выбор, за Христа он или против, ребенок, безусловно, сделает сам, когда вырастет, но это будет выбор человека, который получил в детстве «прививку» абсолютного добра и понимает, что выбирает и от чего отказывается. Господь, конечно, приводит нас к Себе разными путями, и очень часто взрослые люди приходят к Нему после тяжких испытаний и многих потерь, когда наступят на все попавшиеся по дороге «грабли» и не найдут ответа на главные вопросы своей жизни в земной плоскости. Но это путь страданий, и вряд ли родители сознательно выберут его для своего ребенка. Задача каждого родителя – как можно раньше дать своему ребенку жизненные ориентиры, научить добру, а абстрактно, вне Бога, это невозможно сделать – все нравственные правила даны нам Господом. Нельзя ждать, пока человек вырастет, и только тогда начинать учить его добру, а до этого предоставить ему возможность набивать столько шишек, сколько попадется для этого возможностей. Другое дело, что учить добру можно только собственным примером попытки жить по заповедям Христовым, и для этого и от крестных родителей, и от родных родителей ребенка обычно требуются большие усилия по изменению своей жизни.
Кроме того, трудно представить верующую мать, которая не молится о своем ребенке; а если она молится о том, чтобы Господь сохранил и защитил ее дитя Своею благодатью и в то же время не дает этой благодати коснуться ребенка (а получаем мы ее только в церковных таинствах, недоступных некрещенному человеку) – это очень похоже на ситуацию, когда к больному вызывают врача, а лечить его не дают, т.к. не понимают механизма действия лекарства. Мы все, включая новорожденных младенцев – духовно больные, мы все нуждаемся в исцелении нашей природы, поврежденной первородным грехом. Для исцеления не обязательно знать, как именно действует лекарство (многие ли взрослые это хорошо понимают?); главное – наше полное доверие к Врачу. Когда ребенок болеет телесными болезнями, мы ищем лучших врачей, идем к ним и вручаем ребенка для исцеления, несмотря на то, что ничего не понимаем в процессе лечения. Точно так же в таинстве Крещения родители вручают младенца Христу - а дальше уже в новокрещенном действует Он Сам, а от окружающих требуется со-действие Богу.