Курс «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» знакомит слушателей с ключевыми моментами библейской истории Ветхого Завета, раскрывает их смысл в свете Нового Завета и святоотеческих толкований, стремится привить вкус к самостоятельному чтению и изучению книг Ветхого Завета.
Программа охватывает традиционные для изучения Священного Писания вопросы исагогики, экзегетики, библейской археологии, библейской критики и другие. Во вводных лекциях определяется область применения дисциплины, раскрываются понятие о Священном Писании, основные сведения о Библии и способах ее толкования.
Основная часть программы посвящена базовым аспектам Священного Писания Ветхого Завета. Материал подается в хронологической последовательности, имея при этом внутреннюю связь с материалом Священного Писания Нового Завета. Преподавание ведется в форме информационных лекций, семинаров, контроль знаний осуществляется на экзаменах.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Дисциплина имеет целью научение истории Ветхого Завета в приложении к личной духовной жизни (в частности, примерам согласования и несогласования жизненного пути с волей Божией на материале основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета).
Конкретными задачами изучения дисциплины являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины.
Предмет органически связан с дисциплинами: Катехизис, Церковная история, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык, Церковное искусство.
Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название темы
|
Количество занятий
|
||
Лекции
|
Семинары
|
Итого
|
|
1 КУРС
|
Всего:
11 |
Всего:
2 |
Всего:
13 |
Раздел первый.
Тема 1. Введение
|
1
|
0
|
1
|
Раздел второй.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Тема 2. Сотворение мира и человека. Праистория человечества до призвания Авраама
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Период патриархов
|
4
|
0
|
4
|
Тема 4. События священной истории от призвания Моисея. Синайское законодательство, устройство скинии
|
4
|
1
|
5
|
2 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
3 |
Всего:
13 |
Тема 5. Завоевание Израилем Ханаана. Эпоха судей
|
2
|
0
|
2
|
Тема 6. Книги Царств и Паралипоменон
|
3
|
1
|
4
|
Тема 7. Соломон
|
1
|
0
|
1
|
Тема 8. Упадок Израильского царства
|
2
|
0
|
2
|
Тема 9. Эпоха пророков — писателей
|
2
|
2
|
4
|
3 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
2 |
Всего:
12 |
Тема 10. Вавилонский плен. Переселение иудеев в Вавилон
|
3
|
0
|
3
|
Тема 11. Окончание плена и построение второго храма
|
3
|
1
|
4
|
Тема 12. Апокалиптика
|
2
|
0
|
2
|
Тема 13. Маккавейские книги
|
2
|
1
|
3
|
Итого: |
31 |
7 |
38 |
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
1
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
2
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
1(3)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
2(4)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
3
|
1(5)
|
Устно
|
Итоговый
|
Экзамен
|
3
|
2(6)
|
Устно
|
Итоговый
|
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
|
3
|
6
|
Письменно; защита устная
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов ветхозаветного материала, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдается технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.
В ходе изучения данной дисциплины предполагается применение следующих образовательных технологий.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.
Технологии развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Технологии развивающего обучения предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов.
Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Мультимедийные образовательные технологии предполагают организацию лекционных занятий с использованием презентаций. Использование иллюстративного материала позволяет реализовать требование наглядности и тем самым способствует повышению степени и качеству усвоения информации. Преимуществом использования названных технологий является визуализация знаний, облегчающая понимание предлагаемого материала.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, которой они формируются в процессе освоения данного курса.
Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
для овладения знаниями:
для закрепления и систематизации знаний:
для формирования умений:
Для изучения дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Лекционные занятия:
Практические занятия:
Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.
Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.
15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).
15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
5 | вторник | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр, д.Николай | |||
6 | среда | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | четверг | Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | пятница | Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист «Зна́мению» | 17-00 | прот.Олег | |||
11 | поне-дельник | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
12 | вторник | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
13 | среда | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | четверг | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | пятница | Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай | |||
18 | поне-дельник | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | вторник | Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
20 | среда | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | четверг | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
22 | пятница | Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист свт. Спиридону | 17-00 | иер.Иоанн | |||
25 | поне-дельник | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
26 | вторник | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
27 | среда | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
28 | четверг | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | пятница | Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Новогодний молебен | 17-00 | прот.Валентин |