Курс «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» знакомит слушателей с ключевыми моментами библейской истории Ветхого Завета, раскрывает их смысл в свете Нового Завета и святоотеческих толкований, стремится привить вкус к самостоятельному чтению и изучению книг Ветхого Завета.
Программа охватывает традиционные для изучения Священного Писания вопросы исагогики, экзегетики, библейской археологии, библейской критики и другие. Во вводных лекциях определяется область применения дисциплины, раскрываются понятие о Священном Писании, основные сведения о Библии и способах ее толкования.
Основная часть программы посвящена базовым аспектам Священного Писания Ветхого Завета. Материал подается в хронологической последовательности, имея при этом внутреннюю связь с материалом Священного Писания Нового Завета. Преподавание ведется в форме информационных лекций, семинаров, контроль знаний осуществляется на экзаменах.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Дисциплина имеет целью научение истории Ветхого Завета в приложении к личной духовной жизни (в частности, примерам согласования и несогласования жизненного пути с волей Божией на материале основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета).
Конкретными задачами изучения дисциплины являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины.
Предмет органически связан с дисциплинами: Катехизис, Церковная история, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык, Церковное искусство.
Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название темы
|
Количество занятий
|
||
Лекции
|
Семинары
|
Итого
|
|
1 КУРС
|
Всего:
11 |
Всего:
2 |
Всего:
13 |
Раздел первый.
Тема 1. Введение
|
1
|
0
|
1
|
Раздел второй.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Тема 2. Сотворение мира и человека. Праистория человечества до призвания Авраама
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Период патриархов
|
4
|
0
|
4
|
Тема 4. События священной истории от призвания Моисея. Синайское законодательство, устройство скинии
|
4
|
1
|
5
|
2 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
3 |
Всего:
13 |
Тема 5. Завоевание Израилем Ханаана. Эпоха судей
|
2
|
0
|
2
|
Тема 6. Книги Царств и Паралипоменон
|
3
|
1
|
4
|
Тема 7. Соломон
|
1
|
0
|
1
|
Тема 8. Упадок Израильского царства
|
2
|
0
|
2
|
Тема 9. Эпоха пророков — писателей
|
2
|
2
|
4
|
3 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
2 |
Всего:
12 |
Тема 10. Вавилонский плен. Переселение иудеев в Вавилон
|
3
|
0
|
3
|
Тема 11. Окончание плена и построение второго храма
|
3
|
1
|
4
|
Тема 12. Апокалиптика
|
2
|
0
|
2
|
Тема 13. Маккавейские книги
|
2
|
1
|
3
|
Итого: |
31 |
7 |
38 |
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
1
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
2
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
1(3)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
2(4)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
3
|
1(5)
|
Устно
|
Итоговый
|
Экзамен
|
3
|
2(6)
|
Устно
|
Итоговый
|
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
|
3
|
6
|
Письменно; защита устная
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов ветхозаветного материала, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдается технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.
В ходе изучения данной дисциплины предполагается применение следующих образовательных технологий.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.
Технологии развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Технологии развивающего обучения предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов.
Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Мультимедийные образовательные технологии предполагают организацию лекционных занятий с использованием презентаций. Использование иллюстративного материала позволяет реализовать требование наглядности и тем самым способствует повышению степени и качеству усвоения информации. Преимуществом использования названных технологий является визуализация знаний, облегчающая понимание предлагаемого материала.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, которой они формируются в процессе освоения данного курса.
Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
для овладения знаниями:
для закрепления и систематизации знаний:
для формирования умений:
Для изучения дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Лекционные занятия:
Практические занятия:
Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.
Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.
15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).
15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |