Курс «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» знакомит слушателей с ключевыми моментами библейской истории Ветхого Завета, раскрывает их смысл в свете Нового Завета и святоотеческих толкований, стремится привить вкус к самостоятельному чтению и изучению книг Ветхого Завета.
Программа охватывает традиционные для изучения Священного Писания вопросы исагогики, экзегетики, библейской археологии, библейской критики и другие. Во вводных лекциях определяется область применения дисциплины, раскрываются понятие о Священном Писании, основные сведения о Библии и способах ее толкования.
Основная часть программы посвящена базовым аспектам Священного Писания Ветхого Завета. Материал подается в хронологической последовательности, имея при этом внутреннюю связь с материалом Священного Писания Нового Завета. Преподавание ведется в форме информационных лекций, семинаров, контроль знаний осуществляется на экзаменах.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Дисциплина имеет целью научение истории Ветхого Завета в приложении к личной духовной жизни (в частности, примерам согласования и несогласования жизненного пути с волей Божией на материале основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета).
Конкретными задачами изучения дисциплины являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины.
Предмет органически связан с дисциплинами: Катехизис, Церковная история, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык, Церковное искусство.
Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
|
Название темы
|
Количество занятий
|
||
|
Лекции
|
Семинары
|
Итого
|
|
|
1 КУРС
|
Всего:
11 |
Всего:
2 |
Всего:
13 |
|
Раздел первый.
Тема 1. Введение
|
1
|
0
|
1
|
|
Раздел второй.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Тема 2. Сотворение мира и человека. Праистория человечества до призвания Авраама
|
2
|
1
|
3
|
|
Тема 3. Период патриархов
|
4
|
0
|
4
|
|
Тема 4. События священной истории от призвания Моисея. Синайское законодательство, устройство скинии
|
4
|
1
|
5
|
|
2 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
3 |
Всего:
13 |
|
Тема 5. Завоевание Израилем Ханаана. Эпоха судей
|
2
|
0
|
2
|
|
Тема 6. Книги Царств и Паралипоменон
|
3
|
1
|
4
|
|
Тема 7. Соломон
|
1
|
0
|
1
|
|
Тема 8. Упадок Израильского царства
|
2
|
0
|
2
|
|
Тема 9. Эпоха пророков — писателей
|
2
|
2
|
4
|
|
3 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
2 |
Всего:
12 |
|
Тема 10. Вавилонский плен. Переселение иудеев в Вавилон
|
3
|
0
|
3
|
|
Тема 11. Окончание плена и построение второго храма
|
3
|
1
|
4
|
|
Тема 12. Апокалиптика
|
2
|
0
|
2
|
|
Тема 13. Маккавейские книги
|
2
|
1
|
3
|
|
Итого: |
31 |
7 |
38 |
|
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
1
|
Устно
|
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
2
|
Устно
|
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
1(3)
|
Устно
|
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
2(4)
|
Устно
|
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
3
|
1(5)
|
Устно
|
|
Итоговый
|
Экзамен
|
3
|
2(6)
|
Устно
|
|
Итоговый
|
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
|
3
|
6
|
Письменно; защита устная
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов ветхозаветного материала, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдается технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.
В ходе изучения данной дисциплины предполагается применение следующих образовательных технологий.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.
Технологии развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Технологии развивающего обучения предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов.
Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Мультимедийные образовательные технологии предполагают организацию лекционных занятий с использованием презентаций. Использование иллюстративного материала позволяет реализовать требование наглядности и тем самым способствует повышению степени и качеству усвоения информации. Преимуществом использования названных технологий является визуализация знаний, облегчающая понимание предлагаемого материала.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, которой они формируются в процессе освоения данного курса.
Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
для овладения знаниями:
для закрепления и систематизации знаний:
для формирования умений:
Для изучения дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Лекционные занятия:
Практические занятия:
Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.
Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.
15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).
15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
| 29 | вторник | Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 30 | среда | Вмц. Мари́ны (Маргариты) | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 31 | четверг | Мч. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на АВГУСТ 2025 года | |||||
| 1 | пятница | Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 2 | суббота | Пророка Илии́ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 8-по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 4 | поне-дельник | Мироносицы равноап. Марии Магдали́ны. Перенесение мощей сщмч. Фо́ки | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 5 | вторник | Поча́евской иконы Божией Матери. Мч. Трофи́ма | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 6 | среда | Мц. Христи́ны. Мчч. блгвв. кнн. Бори́са и Гле́ба, во Св. Крещении Романа и Давида | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 7 | четверг | Успение прав. А́нны, матери Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 8 | пятница | Сщмч. Ермола́я, Ермиппа, Ермократа. Прп. Моисе́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 9 | суббота | Вмч. и целителя Пантелеи́мона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 10 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 9-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Про́хора, Никано́ра, Ти́мона и Парме́на диаконов. Смоленской иконы Божией Матери, именуемой «Одиги́трия» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 11 | поне-дельник | Мч. Каллини́ка. Мц. Серафимы девы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 12 | вторник | Апп. от 70-ти Си́лы, Силуа́на и иже с ними. Заговенье на Успенский пост | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 13 | среда | Предпразднство Происхожде́ния Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 14 | четверг | Происхожде́ние Честны́х Древ Животворя́щего Креста́ Госпо́дня | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 15 | пятница | Перенесение мощей св. первомученика и архидиакона Стефа́на | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 16 | суббота | Прпп. Исаа́кия, Далма́та и Фа́вста. Прп. Анто́ния Ри́млянина | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 17 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 10-я по Пятидесятнице. Свв. семи́ отроко́в, и́же во Ефе́се. Прмц. Евдоки́и. Иконы Божией Матери, именуемой «Каза́нская-Пе́нзенская» | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
| 18 | поне-дельник | Предпразднство Преображения Господня. Мч. Евсигни́я | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 19 | вторник | ПРЕОБРАЖЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 20 | среда | Попразднство Преображения Господня. Прмч. Домети́я. Свт. Митрофа́на | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 21 | четверг | Попразднство Преображения Господня. Свт. Емилиа́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
| 22 | пятница | Попразднство Преображения Господня. Апостола Матфи́я | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 23 | суббота | Попразднство Преображения Господня. Мч. Лаврентия. Собор новомучеников и исповедников Солове́цких | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
| 24 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 11-по Пятидесятнице. Попразднство Преображения Господня. Мч. архидиакона Е́впла | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.ИОАНН | |||||
| Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
| 25 | поне-дельник | Попразднство Преображения Господня. Мчч. Фо́тия и Аникиты | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 26 | вторник | Отдание праздника Преображения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
| 27 | среда | Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Михе́я. Перенесение мощей прп. Феодо́сия Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| 28 | четверг | УСПЕ́НИЕ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
| Утреня. ЧИН ПОГРЕБЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
| 29 | пятница | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение из Еде́ссы в Константино́поль Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 30 | суббота | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Ми́рона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| 31 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 12-по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра. Иконы Божией Матери, именуемой «Всецари́ца» | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| ПО ОКОНЧАНИИ МОЛЕБЕН НА НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА ~12:15 | прот.ВАЛЕНТИН | ||||
| Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 1 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андре́я Стратила́та | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 2 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 3 | среда | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 4 | четверг | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафони́ка | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 5 | пятница | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 6 | суббота | Перенесение мощей свт. Петра́, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Сщмч. Евти́ха, ученика ап. Иоа́нна Богосло́ва | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| 7 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 13-по Пятидесятнице. Перенесение мощей ап. Варфоломе́я. Ап. от 70-ти Ти́та, еп. Критского |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
| Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
| Полиелей | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 8 | поне-дельник | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сре́тение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
| 9 | вторник | Прп. Пи́мена Великого | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
| 10 | среда | Прп. Моисе́я Му́рина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
| Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
| 11 | четверг | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. День постный | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
| Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
| 12 | пятница | Блгв. вел. кн. Александра Невского. Блгв. вел. кн. Дании́ла Московского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
| Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||