Курс «Введение в Священное Писание Ветхого Завета» знакомит слушателей с ключевыми моментами библейской истории Ветхого Завета, раскрывает их смысл в свете Нового Завета и святоотеческих толкований, стремится привить вкус к самостоятельному чтению и изучению книг Ветхого Завета.
Программа охватывает традиционные для изучения Священного Писания вопросы исагогики, экзегетики, библейской археологии, библейской критики и другие. Во вводных лекциях определяется область применения дисциплины, раскрываются понятие о Священном Писании, основные сведения о Библии и способах ее толкования.
Основная часть программы посвящена базовым аспектам Священного Писания Ветхого Завета. Материал подается в хронологической последовательности, имея при этом внутреннюю связь с материалом Священного Писания Нового Завета. Преподавание ведется в форме информационных лекций, семинаров, контроль знаний осуществляется на экзаменах.
1. Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа преподавания учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям слушателя и определяет содержание и виды учебных занятий.
Программа предназначена для слушателей и преподавателей основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Дисциплина имеет целью научение истории Ветхого Завета в приложении к личной духовной жизни (в частности, примерам согласования и несогласования жизненного пути с волей Божией на материале основных мессианских пророчеств и прообразов Ветхого Завета).
Конкретными задачами изучения дисциплины являются:
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать:
Уметь:
Владеть:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Настоящая дисциплина относится к базовой части программы основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, сформированные в средней (полной) общеобразовательной школе, полученные в вузе и/или самостоятельно в процессе изучения дисциплины.
Предмет органически связан с дисциплинами: Катехизис, Церковная история, Новый Завет, Литургика, Основное богословие, Сравнительное богословие, Церковнославянский язык, Церковное искусство.
Изучение данной дисциплины обязательно для приобретения совокупности знаний в области системного богословского образования на уровне основного отделения для взрослых приходской воскресной школы храма Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове.
Название темы
|
Количество занятий
|
||
Лекции
|
Семинары
|
Итого
|
|
1 КУРС
|
Всего:
11 |
Всего:
2 |
Всего:
13 |
Раздел первый.
Тема 1. Введение
|
1
|
0
|
1
|
Раздел второй.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ Тема 2. Сотворение мира и человека. Праистория человечества до призвания Авраама
|
2
|
1
|
3
|
Тема 3. Период патриархов
|
4
|
0
|
4
|
Тема 4. События священной истории от призвания Моисея. Синайское законодательство, устройство скинии
|
4
|
1
|
5
|
2 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
3 |
Всего:
13 |
Тема 5. Завоевание Израилем Ханаана. Эпоха судей
|
2
|
0
|
2
|
Тема 6. Книги Царств и Паралипоменон
|
3
|
1
|
4
|
Тема 7. Соломон
|
1
|
0
|
1
|
Тема 8. Упадок Израильского царства
|
2
|
0
|
2
|
Тема 9. Эпоха пророков — писателей
|
2
|
2
|
4
|
3 КУРС
|
Всего:
10 |
Всего:
2 |
Всего:
12 |
Тема 10. Вавилонский плен. Переселение иудеев в Вавилон
|
3
|
0
|
3
|
Тема 11. Окончание плена и построение второго храма
|
3
|
1
|
4
|
Тема 12. Апокалиптика
|
2
|
0
|
2
|
Тема 13. Маккавейские книги
|
2
|
1
|
3
|
Итого: |
31 |
7 |
38 |
Тип контроля
|
Форма контроля
|
Курс
|
Семестр
|
Параметры
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
1
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
1
|
2
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
1(3)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
2
|
2(4)
|
Устно
|
Промежуточный
|
Экзамен
|
3
|
1(5)
|
Устно
|
Итоговый
|
Экзамен
|
3
|
2(6)
|
Устно
|
Итоговый
|
Дипломная работа
(приветствуется; выбор предмета свободный)
|
3
|
6
|
Письменно; защита устная
|
При сдаче экзамена оценивается степень, глубина и беглость ориентирования студента в темах, охваченных в лекциях семестра, мировоззренческое понимание основ христианского взгляда на мир и варианты модификаций современных взглядов по ряду актуальных вопросов, охваченных в лекциях семестра. Экзамен демонстрирует знание студента по комплексу вопросов ветхозаветного материала, владение теоретическим материалом в границах знаний, охваченных лекциями семестра, понимание и применение практических навыков по теме заданного вопроса.
Дипломная работа (при наличии) демонстрирует умение студента работать с теоретическими источниками, выбирать и классифицировать материал, относящийся к выбранной теме, делать вывод, соотносящийся с контекстом наработок по теме в границах церковного подхода по данному вопросу, способность квалифицированно раскрыть выбранную тему. Защита письменной дипломной работы осуществляется в присутствии коллегии преподавателей.
Реализация компетентностного и личностно-деятельностного подхода в образовании предполагает применение активных и интерактивных форм обучения, таких как разбор конкретных ситуаций, коллективная мыслительная деятельность, дискуссии, работа над проектами научно-исследовательского характера и т.д. При этом предпочтение отдается технологиям, создающим дидактические и психологические условия, побуждающие студентов к активности, проявлению творческого, исследовательского подхода в процессе учебы и технологиям, позволяющим не только подкреплять теоретические знания практикой, но и приобретать их, погружаясь в профессиональную деятельность.
В ходе изучения данной дисциплины предполагается применение следующих образовательных технологий.
Технология коммуникативного обучения направлена на формирование коммуникативной компетентности студентов и предполагает активное внедрение диалоговых форм занятий, подразумевающих как коммуникацию между студентом и преподавателем, так и коммуникацию студентов между собой.
Технологии развития критического мышления ориентированы на развитие навыков анализа и критического мышления, демонстрации различных позиций и точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределённости.
Технологии развивающего обучения предполагают значительный объем самостоятельной работы студентов.
Технология тестирования используется для контроля уровня усвоения знаний на определённом этапе обучения или на промежуточной аттестации. Кроме того, она позволяет преподавателю выявить и систематизировать аспекты, требующие дополнительной проработки.
Мультимедийные образовательные технологии предполагают организацию лекционных занятий с использованием презентаций. Использование иллюстративного материала позволяет реализовать требование наглядности и тем самым способствует повышению степени и качеству усвоения информации. Преимуществом использования названных технологий является визуализация знаний, облегчающая понимание предлагаемого материала.
Комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных образовательных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, способствуют формированию компетенций, в той степени, которой они формируются в процессе освоения данного курса.
Для самостоятельной внеаудиторной работы обучающимся могут быть рекомендованы следующие виды заданий:
для овладения знаниями:
для закрепления и систематизации знаний:
для формирования умений:
Для изучения дисциплины «Священное Писание Ветхого Завета» необходимо следующее материально-техническое обеспечение:
Лекционные занятия:
Практические занятия:
Формой оценки знаний студента служит экзамен. Экзамен представляет собой устный опрос по билетам, содержащим вопросы по пройденному материалу, по два вопроса в каждом билете. Список вопросов к экзаменам прилагается. По окончании каждого семестра обучения студент сдает экзамен по темам лекций семестра.
Студент предоставляет дипломную работу (письменно) объемом до 120 тыс. знаков печатного текста с ясным, связным и логичным изложением материала по выбранной теме. Выбор темы для дипломной работы осуществляется самостоятельно.
Дипломная работа предоставляется студентом при желании. Дипломная работа в области компетенции дисциплины предоставляется студентом в случае выбора темы для написания дипломной работы из области компетенции дисциплины. Защита дипломной работы осуществляется устно в присутствии коллегии преподавателей.
Составляющие итоговой оценки по курсу находятся в следующем процентном соотношении:
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 1-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 2-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 3-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 4-го семестра.
14% — промежуточная оценка знаний по предмету на зачете в конце 5-го семестра.
15% — промежуточная оценка знаний на семинарских занятиях по предмету в течение семестров всего срока обучения (семестры с 1-го по 6-й).
15% — оценка знаний по предмету на итоговом экзамене в конце 6-го семестра.
Предоставленная дипломная работа по предмету становится дополнением для положительной оценки знаний по всему комплексу дисциплин.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |