Главная/Публикации/Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

В медицинской терминологии экстракорпоральное (вне тела матери) оплодотворение (ЭКО), или искусственное размножение, носит название «вспомогательных репродуктивных технологий» (ВРТ). Безусловно, это — медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами.

Но — в отличие от врачебных действий других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов — действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 6, статья 55), вступившим в силу 1 января 2012 года. Вопрос о том, почему эти медицинские «услуги» потребовали отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.

Ответ очевиден: отдельная регламентация связана с опасностью последствий искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом для того, чтобы понимать проблему искусственного оплодотворения как новой формы размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями. Тогда в полный рост встает важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? К сожалению, мы должны констатировать тот факт, что законодательная регламентация в Российской Федерации не совершенна и вступает в столкновение с традиционной моралью.

Статья 55 главы 6 действующего Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке (параграф 3; выделено мной — И. С.), имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий...». Другими словами, можно не вступать в брак и рожать детей вне супружеских отношений, т. е. по сути лишать детей права иметь отца или мать.

Как известно, именно государственная регистрация браков предусматривает, прежде всего, защиту интересов детей — интересов как моральных, так и материальных. Искусственное размножение, допустимое вне рамок брака — это такая форма размножения, которая неизбежно повлечет за собой снижение уровня этой защиты. В современных условиях катастрофического роста разводов, неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальную неустроенность людей, личные трагедии детей.

Сегодня детей, рожденных с применением методов ЭКО, становится все больше и больше. Тем не менее далеко не все родители хотят афишировать то, каким образом был зачат ребенок. Официальной статистики о состоянии здоровья таких детей практически нет, однако в обществе существуют «мифы», что ЭКО-дети — не здоровы, ЭКО-дети — интеллектуально посредственны и т. д. Состоятельна ли такая информация? Это — научные факты или просто молва?

Говорят, «нет дыма без огня». Народная молва, как и «мифы», никогда не бывает бессмысленной и, как правило, несет важную информацию.

Но помимо «мифов» есть и официальные позиции. К ним относится известное мнение вице-президента (2007-2014) РАМН, главного педиатра эксперта и члена Коллегии Минздрава России Александра Баранова, по данным которого, 75% детей, рожденных в результате применения ЭКО, являются инвалидами.

Нет данных и о здоровье повзрослевших пациентов. А это важно. Ведь подлинно научная информация собирается в течение определенного времени, позволяет проследить судьбу подопечного. Официальной научной статистики по всем детям «из пробирки» нет — распространяется только рекламная выборка.

Обществу и науке необходимы данные о том, какие семьи и какие одинокие люди создают ЭКО-детей, чем те болеют или, наоборот, не болеют, какова их судьба, каких они рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научного исследования по этим вопросам в направлении такой медицинской деятельности настораживает. При этом надо понимать и помнить, что ЭКО — бизнес, который, как любой бизнес, ориентирован на получение прибыли. Любой ценой? Может быть, в силу этого у общества практически отсутствует информация о состоянии здоровья ЭКО-шных детей и об их судьбах?

Очень актуален и вопрос о том, что, собственно, в ЭКО противоречит нашим религиозным устоям? Известно, что официальная позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу выработана.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения...». А в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии Русской Православной Церкви «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010) констатируется: «…использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом». К вариациям относятся, в том числе, и вариации с количеством созданных или уничтоженных эмбрионов человека.

Чем же обусловлена такая весьма однозначная и ясная позиция? Тот, для кого достаточно авторитета Святого Писания, может ограничиться тем, что Господь неоднократно обращается к человеку: …Я образовал тебя во чреве… (Иер 1, 5). И человек в свою очередь признает Бога, как Того, …Который создал меня во чреве, образовал <…> в утробе… (Иов 31, 15). Для тех же пытливых умов, которым нужны и рациональные аргументы, мы можем предложить следующие одиннадцать позиций.

Нашим религиозным устоям противоречит:

  1. Обесценивание норм традиционной морали, христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека.
  2. Попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО не состоящими в браке людьми.
  3. Создание и уничтожение «лишних» эмбрионов как стандартное необходимое условие ЭКО.
  4. Создание искусственной среды и искусственных механизмов зачатия с перспективой создания искусственной матки.
  5. Разрушение традиционной семьи.
  6. Донорство половых клеток как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток.
  7. Безнравственные способы получения мужских половых клеток.
  8. Суррогатное материнство как метод, сопровождающий ЭКО, и трансформированный вариант проституции и торговли людьми.
  9. Прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) отношений.
  10. Программирование сиротства.
  11. Причинение вреда здоровью женщин и детей как субъектов ЭКО.

Пытливые умы, конечно же, могут углубить свои поиски, используя специальную литературу. Но нельзя забывать о том, что если даже ...и знаю все тайны, и имею всякое познание <…>, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор 13, 2). Именно этого «пятого элемента», значение которого признает даже модернистский мир, т. е.  л ю б в и, которая здесь выхолощена био-, химио-, физическими механизмами, и не хватает, что неизбежно ведет к несовершенству в широчайшем диапазоне его проявлений.

Именно поэтому не стоит обольщаться легализацией ЭКО в секулярном законодательстве, отрицающем традиционную мораль, так как это путь к серьезным «обменным процессам» в индивидуальном и общественном сознании. Важно, прежде всего, осознать то, что каждая попытка внедрения этих технологий — еще один шаг к завершению истории человечества, и это проявляется в отрицании моральной реальности Синайского Откровения, в стремлении установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни.

Зав. кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского
медицинского университета имени Н.И. Пирогова, 
профессор, д. ф. н. Ирина Силуянова



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2022 года
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. Царя Константина и царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
4 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
5 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения. Прп. Михаила исп., еп. Синадского Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий
6 поне-дельник Попразднство Вознесения. Прп. Симеона. Блж. Ксении Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
7 вторник Попразднство Вознесения. Обретение главы Иоанна Крестителя Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Попразднство Вознесения.
Ап. от 70-ти Ка́рпа
Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
9 четверг Попразднство Вознесения. Сщмч. Ферапонта Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
10 пятница Отдание праздника Вознесения Господня Литургия 08-00 иер.Николай
Парастас 18-00 Весь причт
11 суббота Троицкая родительская суббота
Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших
Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Алексий, иер.Иоанн
12 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Св. Духу 17-00 прот.Георгий
13 поне-дельник День Святого Духа. Сплошная седмица Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
14 вторник Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 среда Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
16 четверг Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 пятница Свт. Митрофана. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
18 суббота Отдание праздника Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
19 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст)
Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия
Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым 17-00 иер.Александр
20 поне-дельник Сщмч. Феодота. Начало Петрова поста Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Вмч. Феодора Стратилата Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 среда Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Сщмч. Тимофея, еп. Прусского. Свт. Иоанна, митр. Тобольского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
24 пятница Апп. Варфоломея и Варнавы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
25 суббота Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий
26 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших
Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
27 поне-дельник Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 вторник Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
29 среда Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
30 четверг Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.