Главная/Публикации/Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

В медицинской терминологии экстракорпоральное (вне тела матери) оплодотворение (ЭКО), или искусственное размножение, носит название «вспомогательных репродуктивных технологий» (ВРТ). Безусловно, это — медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами.

Но — в отличие от врачебных действий других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов — действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 6, статья 55), вступившим в силу 1 января 2012 года. Вопрос о том, почему эти медицинские «услуги» потребовали отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.

Ответ очевиден: отдельная регламентация связана с опасностью последствий искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом для того, чтобы понимать проблему искусственного оплодотворения как новой формы размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями. Тогда в полный рост встает важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? К сожалению, мы должны констатировать тот факт, что законодательная регламентация в Российской Федерации не совершенна и вступает в столкновение с традиционной моралью.

Статья 55 главы 6 действующего Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке (параграф 3; выделено мной — И. С.), имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий...». Другими словами, можно не вступать в брак и рожать детей вне супружеских отношений, т. е. по сути лишать детей права иметь отца или мать.

Как известно, именно государственная регистрация браков предусматривает, прежде всего, защиту интересов детей — интересов как моральных, так и материальных. Искусственное размножение, допустимое вне рамок брака — это такая форма размножения, которая неизбежно повлечет за собой снижение уровня этой защиты. В современных условиях катастрофического роста разводов, неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальную неустроенность людей, личные трагедии детей.

Сегодня детей, рожденных с применением методов ЭКО, становится все больше и больше. Тем не менее далеко не все родители хотят афишировать то, каким образом был зачат ребенок. Официальной статистики о состоянии здоровья таких детей практически нет, однако в обществе существуют «мифы», что ЭКО-дети — не здоровы, ЭКО-дети — интеллектуально посредственны и т. д. Состоятельна ли такая информация? Это — научные факты или просто молва?

Говорят, «нет дыма без огня». Народная молва, как и «мифы», никогда не бывает бессмысленной и, как правило, несет важную информацию.

Но помимо «мифов» есть и официальные позиции. К ним относится известное мнение вице-президента (2007-2014) РАМН, главного педиатра эксперта и члена Коллегии Минздрава России Александра Баранова, по данным которого, 75% детей, рожденных в результате применения ЭКО, являются инвалидами.

Нет данных и о здоровье повзрослевших пациентов. А это важно. Ведь подлинно научная информация собирается в течение определенного времени, позволяет проследить судьбу подопечного. Официальной научной статистики по всем детям «из пробирки» нет — распространяется только рекламная выборка.

Обществу и науке необходимы данные о том, какие семьи и какие одинокие люди создают ЭКО-детей, чем те болеют или, наоборот, не болеют, какова их судьба, каких они рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научного исследования по этим вопросам в направлении такой медицинской деятельности настораживает. При этом надо понимать и помнить, что ЭКО — бизнес, который, как любой бизнес, ориентирован на получение прибыли. Любой ценой? Может быть, в силу этого у общества практически отсутствует информация о состоянии здоровья ЭКО-шных детей и об их судьбах?

Очень актуален и вопрос о том, что, собственно, в ЭКО противоречит нашим религиозным устоям? Известно, что официальная позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу выработана.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения...». А в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии Русской Православной Церкви «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010) констатируется: «…использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом». К вариациям относятся, в том числе, и вариации с количеством созданных или уничтоженных эмбрионов человека.

Чем же обусловлена такая весьма однозначная и ясная позиция? Тот, для кого достаточно авторитета Святого Писания, может ограничиться тем, что Господь неоднократно обращается к человеку: …Я образовал тебя во чреве… (Иер 1, 5). И человек в свою очередь признает Бога, как Того, …Который создал меня во чреве, образовал <…> в утробе… (Иов 31, 15). Для тех же пытливых умов, которым нужны и рациональные аргументы, мы можем предложить следующие одиннадцать позиций.

Нашим религиозным устоям противоречит:

  1. Обесценивание норм традиционной морали, христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека.
  2. Попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО не состоящими в браке людьми.
  3. Создание и уничтожение «лишних» эмбрионов как стандартное необходимое условие ЭКО.
  4. Создание искусственной среды и искусственных механизмов зачатия с перспективой создания искусственной матки.
  5. Разрушение традиционной семьи.
  6. Донорство половых клеток как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток.
  7. Безнравственные способы получения мужских половых клеток.
  8. Суррогатное материнство как метод, сопровождающий ЭКО, и трансформированный вариант проституции и торговли людьми.
  9. Прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) отношений.
  10. Программирование сиротства.
  11. Причинение вреда здоровью женщин и детей как субъектов ЭКО.

Пытливые умы, конечно же, могут углубить свои поиски, используя специальную литературу. Но нельзя забывать о том, что если даже ...и знаю все тайны, и имею всякое познание <…>, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор 13, 2). Именно этого «пятого элемента», значение которого признает даже модернистский мир, т. е.  л ю б в и, которая здесь выхолощена био-, химио-, физическими механизмами, и не хватает, что неизбежно ведет к несовершенству в широчайшем диапазоне его проявлений.

Именно поэтому не стоит обольщаться легализацией ЭКО в секулярном законодательстве, отрицающем традиционную мораль, так как это путь к серьезным «обменным процессам» в индивидуальном и общественном сознании. Важно, прежде всего, осознать то, что каждая попытка внедрения этих технологий — еще один шаг к завершению истории человечества, и это проявляется в отрицании моральной реальности Синайского Откровения, в стремлении установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни.

Зав. кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского
медицинского университета имени Н.И. Пирогова, 
профессор, д. ф. н. Ирина Силуянова



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2022 года
29 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
30 вторник Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 среда Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
1 четверг Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
2 пятница Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Прор. Самуила Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
3 суббота Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
4 воскре-сенье Неделя 12-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Агафони́ка и иже с ним. Мч. Лу́ппа. Молебен о сохранении творения Божия Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Александр
5 поне-дельник Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
6 вторник Свт. Петра. Сщмч. Евтиха, ученика ап. Иоанна Богослова Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
7 среда Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского Литургия 08-00 прот.Олег
Полиелей 18-00 иер.Алексий, д.Николай
8 четверг Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
9 пятница Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши и иже с ним Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Прп. Моисе́я Му́рина Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
11 воскре-сенье Неделя 13-я по Пятидесятнице. Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.
День постный
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Иоанну Предтече 17-00 иер.Николай
12 поне-дельник Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
13 вторник Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
14 среда Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
15 четверг Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр, д.Николай
16 пятница Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Обретение мощей свт. Иоасафа, еп. Белгородского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий, иер.Иоанн
18 воскре-сенье Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прор. Захарии и прав. Елисаветы, родителей Иоанна Предтечи. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 прот.Георгий
19 поне-дельник Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 вторник Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
21 среда Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр, д.Николай
22 четверг Попразднство Рождества Пресв. Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
23 пятница Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 15-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
26 поне-дельник Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения  Креста Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий, иер.Иоанн
27 вторник Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня.
День постный 
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
28 среда Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
29 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Николай, д.Николай
30 пятница Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и Софи́и Литургия 8-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.