Главная/Публикации/Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

Ценности: невидимое в видимом, или Этические проблемы вспомогательных репродуктивных технологий

В медицинской терминологии экстракорпоральное (вне тела матери) оплодотворение (ЭКО), или искусственное размножение, носит название «вспомогательных репродуктивных технологий» (ВРТ). Безусловно, это — медицинская манипуляция, осуществляемая врачами-репродуктологами.

Но — в отличие от врачебных действий других медицинских специальностей: хирургов, терапевтов, педиатров, стоматологов, невропатологов — действия репродуктологов и применение ВРТ отдельно и специально регламентируются действующим Федеральным законом «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (глава 6, статья 55), вступившим в силу 1 января 2012 года. Вопрос о том, почему эти медицинские «услуги» потребовали отдельного законодательного регулирования, заслуживает особого внимания.

Ответ очевиден: отдельная регламентация связана с опасностью последствий искусственных манипуляций, относящихся к воспроизведению человеческого рода. Не надо быть специалистом для того, чтобы понимать проблему искусственного оплодотворения как новой формы размножения людей, которая не может не повлечь за собой изменение социальных отношений между мужчиной и женщиной, между детьми и родителями. Тогда в полный рост встает важный вопрос: а как именно регулируется применение ЭКО в нашей стране? К сожалению, мы должны констатировать тот факт, что законодательная регламентация в Российской Федерации не совершенна и вступает в столкновение с традиционной моралью.

Статья 55 главы 6 действующего Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» утверждает: «Мужчина и женщина, состоящие и не состоящие в браке (параграф 3; выделено мной — И. С.), имеют право на применение вспомогательных репродуктивных технологий...». Другими словами, можно не вступать в брак и рожать детей вне супружеских отношений, т. е. по сути лишать детей права иметь отца или мать.

Как известно, именно государственная регистрация браков предусматривает, прежде всего, защиту интересов детей — интересов как моральных, так и материальных. Искусственное размножение, допустимое вне рамок брака — это такая форма размножения, которая неизбежно повлечет за собой снижение уровня этой защиты. В современных условиях катастрофического роста разводов, неограниченное использование методов искусственного размножения только усилит процессы разрушения традиционной семьи, социальную неустроенность людей, личные трагедии детей.

Сегодня детей, рожденных с применением методов ЭКО, становится все больше и больше. Тем не менее далеко не все родители хотят афишировать то, каким образом был зачат ребенок. Официальной статистики о состоянии здоровья таких детей практически нет, однако в обществе существуют «мифы», что ЭКО-дети — не здоровы, ЭКО-дети — интеллектуально посредственны и т. д. Состоятельна ли такая информация? Это — научные факты или просто молва?

Говорят, «нет дыма без огня». Народная молва, как и «мифы», никогда не бывает бессмысленной и, как правило, несет важную информацию.

Но помимо «мифов» есть и официальные позиции. К ним относится известное мнение вице-президента (2007-2014) РАМН, главного педиатра эксперта и члена Коллегии Минздрава России Александра Баранова, по данным которого, 75% детей, рожденных в результате применения ЭКО, являются инвалидами.

Нет данных и о здоровье повзрослевших пациентов. А это важно. Ведь подлинно научная информация собирается в течение определенного времени, позволяет проследить судьбу подопечного. Официальной научной статистики по всем детям «из пробирки» нет — распространяется только рекламная выборка.

Обществу и науке необходимы данные о том, какие семьи и какие одинокие люди создают ЭКО-детей, чем те болеют или, наоборот, не болеют, какова их судьба, каких они рожают детей и т. п. Сам факт отсутствия специального научного исследования по этим вопросам в направлении такой медицинской деятельности настораживает. При этом надо понимать и помнить, что ЭКО — бизнес, который, как любой бизнес, ориентирован на получение прибыли. Любой ценой? Может быть, в силу этого у общества практически отсутствует информация о состоянии здоровья ЭКО-шных детей и об их судьбах?

Очень актуален и вопрос о том, что, собственно, в ЭКО противоречит нашим религиозным устоям? Известно, что официальная позиция Русской Православной Церкви по этому вопросу выработана.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (2000) говорится: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения...». А в Заявлении Церковно-общественного совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии Русской Православной Церкви «Христианское отношение к экстракорпоральному оплодотворению» (2010) констатируется: «…использование ЭКО во всех его вариациях с христианской точки зрения является грехом». К вариациям относятся, в том числе, и вариации с количеством созданных или уничтоженных эмбрионов человека.

Чем же обусловлена такая весьма однозначная и ясная позиция? Тот, для кого достаточно авторитета Святого Писания, может ограничиться тем, что Господь неоднократно обращается к человеку: …Я образовал тебя во чреве… (Иер 1, 5). И человек в свою очередь признает Бога, как Того, …Который создал меня во чреве, образовал <…> в утробе… (Иов 31, 15). Для тех же пытливых умов, которым нужны и рациональные аргументы, мы можем предложить следующие одиннадцать позиций.

Нашим религиозным устоям противоречит:

  1. Обесценивание норм традиционной морали, христианских нравственных принципов, основанных на уважении к достоинству человека.
  2. Попрание прав ребенка иметь отца или мать в случае использования ЭКО не состоящими в браке людьми.
  3. Создание и уничтожение «лишних» эмбрионов как стандартное необходимое условие ЭКО.
  4. Создание искусственной среды и искусственных механизмов зачатия с перспективой создания искусственной матки.
  5. Разрушение традиционной семьи.
  6. Донорство половых клеток как элемент ЭКО при определенных условиях и купля-продажа донорских половых клеток.
  7. Безнравственные способы получения мужских половых клеток.
  8. Суррогатное материнство как метод, сопровождающий ЭКО, и трансформированный вариант проституции и торговли людьми.
  9. Прямая поддержка нетрадиционных (гомосексуальных) отношений.
  10. Программирование сиротства.
  11. Причинение вреда здоровью женщин и детей как субъектов ЭКО.

Пытливые умы, конечно же, могут углубить свои поиски, используя специальную литературу. Но нельзя забывать о том, что если даже ...и знаю все тайны, и имею всякое познание <…>, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто (1 Кор 13, 2). Именно этого «пятого элемента», значение которого признает даже модернистский мир, т. е.  л ю б в и, которая здесь выхолощена био-, химио-, физическими механизмами, и не хватает, что неизбежно ведет к несовершенству в широчайшем диапазоне его проявлений.

Именно поэтому не стоит обольщаться легализацией ЭКО в секулярном законодательстве, отрицающем традиционную мораль, так как это путь к серьезным «обменным процессам» в индивидуальном и общественном сознании. Важно, прежде всего, осознать то, что каждая попытка внедрения этих технологий — еще один шаг к завершению истории человечества, и это проявляется в отрицании моральной реальности Синайского Откровения, в стремлении установить иной (антихристианский) порядок бытия и навязать людям иной (антихристианский) строй и образ жизни.

Зав. кафедрой биоэтики Российского национального исследовательского
медицинского университета имени Н.И. Пирогова, 
профессор, д. ф. н. Ирина Силуянова



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года
1 четверг Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
2 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия Литургия 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
3 суббота Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
4 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Святому Духу 17-00 иер.Алексий
5 поне-дельник День Святого Духа. Сплошная седмица Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
6 вторник Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
7 среда Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 четверг Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
9 пятница Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
11 воскре-сенье Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым 17-00 прот.Георгий
12 поне-дельник Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 вторник Мч. Ермея.  Ап. Ермия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 среда Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
15 четверг Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
16 пятница Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
18 воскре-сенье Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим 17-00 иер.Николай
19 поне-дельник Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 вторник Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
21 среда Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
22 четверг Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
23 пятница Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр
26 поне-дельник Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
27 вторник Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
28 среда Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег, д.Николай
29 четверг Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия 08-00 прот.Олег, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
30 пятница Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.