Рубрику открывает первый репортаж о занятии, которое прошло в воскресной школе для взрослых 13 октября 2013 г. Предмет изучения — Ветхий Завет. Аудитория — второй курс. Преподаватель — Андрей Викторович Кузнецов.
Почему именно Авраама Господь избрал для того, чтобы от него произвести Свой народ? Вот главный вопрос, которому было посвящено занятие. Он отсылает нас к книге Бытия, первой книге Ветхого Завета. Андрей Викторович вместе со слушателями размышляет о промысле, который призвал Авраама стать прародителем богоизбранного народа.
— Почему именно этого человека Господь выбрал? — спрашивает Андрей Викторович слушателей. — Ведь именно его называют отцом веры. Авраам — символ верующего человека. Почему?
Один из слушателей отвечает:
— Человек должен был по вере выйти из своей земли и идти куда-то. Не просто верить, что Бог есть, а действовать по этой вере.
— Правильно, Авраам поверил Богу. Это принципиально, — говорит Андрей Викторович. — Речь не о вере в Бога, а о вере, о доверии Богу. Потому что верить в Бога и доверять ему — совершенно разные вещи. Человек может ходить в церковь, но в обычной жизни надеяться на себя, на свои силы и умения. А Авраам полагается на Бога. Как дети, которые едут с родителями. Они же не думают, куда родители их везут, да и почему. На дачу, на отдых, в гости… Нужно ехать куда-то — и они едут. Они доверяют родителям. Так и Авраам.
— И народ, которой должен был родиться от Авраама, — продолжает Андрей Викторович, — воспринял эту характеристику веры. В основном, народы формируются по географическому принципу. Но уникальность еврейского народа в том, что он образовался по принципу религиозному. Этот вектор в еврейском народе действует до сих пор. Основная проблема Израиля — религиозная. Когда был образован Израиль в XX веке, была идея воссоздать теократическое государство. Но оказалось, что евреи живут в современном мире, демократическом и либеральном. Как не выпасть из общей канвы мирового развития? Был такой случай: израильский профессор потребовал, чтобы в его паспорте написали не «иудей», а «израильтянин». То есть он не верующий, он хотел, чтобы была отмечена его принадлежность государству, а не вероисповеданию. Или еще факт: Евросоюз осудил обрезание как нарушение прав ребенка. В Израиле люди в шоке, они не знают, что делать. Получается столкновение народа и мира. У них постоянные религиозные трения. Прогресс мешает существованию теократического государства. А прогресс развивается в языческих странах. Вспомним Финикийское государство. Нечестивый царь Ахав женился на финикийке. Можно было через нее передать все блага цивилизации из финикийского государства евреям, но для этого требовалось, чтобы евреи изменили вере. А что еще, помимо веры, определяет исключительность Авраама, так что Господь пожелал именно из него соткать Свой народ? — спрашивает Андрей Викторович.
— Послушание Богу, — отвечает одна из слушательниц.
— Послушание основано на вере в Бога. Веру мы уже отметили. Что еще отличает Авраама?
— Он был обычным человеком. Он сомневался, что от него и престарелой Сарры может родиться сын.
— Нет, он не сомневался. Он констатировал факт, что Сарра уже не та... да и он не тот. Как если бы вам сказали, что вы станете чемпионом по бегу. Вы сразу скажете, что рады бы стать, но у вас много болячек, да и годы уже не те. В общем, просто не на что надеяться.
Реплики из аудитории:
— Авраам взял свою семью, он своих домашних не бросил. Они ушли все вместе.
— Он не просто что-то решил, а имел в себе силы реализовать задуманное. Это не все могут.
— Авраам был хорошим сыном. Ему было важно, что думает его отец.
Андрей Викторович переформулирует мысль, высказанную слушателем:
— У Авраама было мистическое чувство иерархичности. Ему была свойственна религиозная гениальность, чувствительность к другим мирам. Она различна у людей. Мы, например, пытаемся, увеличить эту чувствительность постом. А Аврааму это было дано. А еще что?..
Несколько предположений, и Андрей Викторович помогает:
— Одна из центральных характеристик Авраама — чувство ценности материи. Земля, вещи, плоть — все это для него важно. У него жена, дети, стада домашних животных. Можно сказать, он мужик от сохи. А в христианстве как раз большое значение придается материи. Бог во плоти сел одесную Отца, со всей таблицей Менделеева в Своем составе. А вот другие религии уничижают плоть… С одной стороны, жизнь Авраама наполнена, простите, бытовухой, а с другой — он умеет созерцать.
— А еще евреи очень пекутся о своих родственниках, — говорит один из слушателей.
— Да, — подхватывает Андрей Викторович, — чувство дома у них очень сильно. Почти маниакальная идея Родины и земли. Это мистически серьезно для них. Продолжим. «Израиль» еще означает «борющийся с Богом». Кто борется с Богом? Тот, кто имеет силы на борьбу: личность. Личность с личностью может спорить, бороться, заключать завет. Личность может подавлять личность. С личностью неудобно: она имеет свое мнение. Со столбом нельзя заключить договор, а с человеком, личностью, — можно. То есть, Авраам — личность.
— Что еще отличает еврейский народ? — спрашивает преподаватель. — Это легкий на подъем народ. Вот представьте: ваш духовник говорит, чтобы вы ехали в Тамбовскую область, в деревню, и жили там. Вы сразу скажете: да не могу я, батюшка, это далеко, там поселиться негде, у меня здесь куча вещей, перевезти их трудно, да и что я там забыл? Люди любят стабильность. А бывают и легкие на подъем. Есть такая поговорка: голому собраться — только подпоясаться. Куда Бог сказал, туда Авраам и идет. И евреи потом постоянно ходят, то в плен, то из плена, потом было рассеяние… Если бы народ не был к этому генетически способен, то он не выжил бы.
Слушатель добавляет:
— Но несмотря на то, что они ходили, они все свои связи сохранили.
— Да, — поддерживает Андрей Викторович, — они не ассимилировались. Хотя среда обычно деформирует. Они сохранили свою идентичность. А посмотрим вокруг евреев? Где финикийцы, филистимляне, самаряне?.. Их нет. Эта устойчивость еврейского народа основана на религиозном чувстве. Только представьте: государство Израиль за каких-то несколько десятилетий восстановило язык, люди стали на нем говорить!
— Что еще? Просветительская миссия. Евреи должны были передать свое учение окружающим народам. Они дали миру Богородицу. Еврейский народ создал свою литературу. Когда евреи попадают в другую культуру, они обогащают ее. Много евреев и в русской культуре. В литературе, музыке, банковском деле. И так во всех странах. Даровитый человек даровит везде. И революционеры многие — тоже евреи. Выжить проще при запутывании среды. Когда до революции были православные и иудеи — было понятно, кто где. А революция стерла грани и социальные различия. Евреям стало проще слиться со средой.
Так что основные свои задачи народ выполнил, — отметил в конце занятия Андрей Викторович.
А потом посоветовал читателям нашего сайта, которые заинтересуются изучением Священного Писания Ветхого Завета, краткий список литературы:
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |