Ветхий Завет. 13 октября 2013 г.

Рубрику открывает первый репортаж о занятии, которое прошло в воскресной школе для взрослых 13 октября 2013 г. Предмет изучения — Ветхий Завет. Аудитория — второй курс. Преподаватель — Андрей Викторович Кузнецов.


Почему именно Авраама Господь избрал для того, чтобы от него произвести Свой народ? Вот главный вопрос, которому было посвящено занятие. Он отсылает нас к книге Бытия, первой книге Ветхого Завета. Андрей Викторович вместе со слушателями размышляет о промысле, который призвал Авраама стать прародителем богоизбранного народа.

— Почему именно этого человека Господь выбрал? — спрашивает Андрей Викторович слушателей. — Ведь именно его называют отцом веры. Авраам — символ верующего человека. Почему?

Один из слушателей отвечает:

— Человек должен был по вере выйти из своей земли и идти куда-то. Не просто верить, что Бог есть, а действовать по этой вере.

— Правильно, Авраам поверил Богу. Это принципиально, — говорит Андрей Викторович. — Речь не о вере в Бога, а о вере, о доверии Богу. Потому что верить в Бога и доверять ему — совершенно разные вещи. Человек может ходить в церковь, но в обычной жизни надеяться на себя, на свои силы и умения. А Авраам полагается на Бога. Как дети, которые едут с родителями. Они же не думают, куда родители их везут, да и почему. На дачу, на отдых, в гости… Нужно ехать куда-то — и они едут. Они доверяют родителям. Так и Авраам.

IMG_7964.jpg— И народ, которой должен был родиться от Авраама, — продолжает Андрей Викторович, — воспринял эту характеристику веры. В основном, народы формируются по географическому принципу. Но уникальность еврейского народа в том, что он образовался по принципу религиозному. Этот вектор в еврейском народе действует до сих пор. Основная проблема Израиля — религиозная. Когда был образован Израиль в XX веке, была идея воссоздать теократическое государство. Но оказалось, что евреи живут в современном мире, демократическом и либеральном. Как не выпасть из общей канвы мирового развития? Был такой случай: израильский профессор потребовал, чтобы в его паспорте написали не «иудей», а «израильтянин». То есть он не верующий, он хотел, чтобы была отмечена его принадлежность государству, а не вероисповеданию. Или еще факт: Евросоюз осудил обрезание как нарушение прав ребенка. В Израиле люди в шоке, они не знают, что делать. Получается столкновение народа и мира. У них постоянные религиозные трения. Прогресс мешает существованию теократического государства. А прогресс развивается в языческих странах. Вспомним Финикийское государство. Нечестивый царь Ахав женился на финикийке. Можно было через нее передать все блага цивилизации из финикийского государства евреям, но для этого требовалось, чтобы евреи изменили вере. А что еще, помимо веры, определяет исключительность Авраама, так что Господь пожелал именно из него соткать Свой народ? — спрашивает Андрей Викторович.

— Послушание Богу, — отвечает одна из слушательниц.

— Послушание основано на вере в Бога. Веру мы уже отметили. Что еще отличает Авраама?

— Он был обычным человеком. Он сомневался, что от него и престарелой Сарры может родиться сын.

— Нет, он не сомневался. Он констатировал факт, что Сарра уже не та... да и он не тот. Как если бы вам сказали, что вы станете чемпионом по бегу. Вы сразу скажете, что рады бы стать, но у вас много болячек, да и годы уже не те. В общем, просто не на что надеяться.

IMG_7958.jpg

Реплики из аудитории:

— Авраам взял свою семью, он своих домашних не бросил. Они ушли все вместе.

— Он не просто что-то решил, а имел в себе силы реализовать задуманное. Это не все могут.

— Авраам был хорошим сыном. Ему было важно, что думает его отец.

Андрей Викторович переформулирует мысль, высказанную слушателем:

— У Авраама было мистическое чувство иерархичности. Ему была свойственна религиозная гениальность, чувствительность к другим мирам. Она различна у людей. Мы, например, пытаемся, увеличить эту чувствительность постом. А Аврааму это было дано. А еще что?..

IMG_7972.jpgНесколько предположений, и Андрей Викторович помогает:

— Одна из центральных характеристик Авраама — чувство ценности материи. Земля, вещи, плоть — все это для него важно. У него жена, дети, стада домашних животных. Можно сказать, он мужик от сохи. А в христианстве как раз большое значение придается материи. Бог во плоти сел одесную Отца, со всей таблицей Менделеева в Своем составе. А вот другие религии уничижают плоть… С одной стороны, жизнь Авраама наполнена, простите, бытовухой, а с другой — он умеет созерцать.

— А еще евреи очень пекутся о своих родственниках, — говорит один из слушателей.

— Да, — подхватывает Андрей Викторович, — чувство дома у них очень сильно. Почти маниакальная идея Родины и земли. Это мистически серьезно для них. Продолжим. «Израиль» еще означает «борющийся с Богом». Кто борется с Богом? Тот, кто имеет силы на борьбу: личность. Личность с личностью может спорить, бороться, заключать завет. Личность может подавлять личность. С личностью неудобно: она имеет свое мнение. Со столбом нельзя заключить договор, а с человеком, личностью, — можно. То есть, Авраам — личность.

IMG_7985.jpg— Что еще отличает еврейский народ? — спрашивает преподаватель. — Это легкий на подъем народ. Вот представьте: ваш духовник говорит, чтобы вы ехали в Тамбовскую область, в деревню, и жили там. Вы сразу скажете: да не могу я, батюшка, это далеко, там поселиться негде, у меня здесь куча вещей, перевезти их трудно, да и что я там забыл? Люди любят стабильность. А бывают и легкие на подъем. Есть такая поговорка: голому собраться — только подпоясаться. Куда Бог сказал, туда Авраам и идет. И евреи потом постоянно ходят, то в плен, то из плена, потом было рассеяние… Если бы народ не был к этому генетически способен, то он не выжил бы.

Слушатель добавляет:

— Но несмотря на то, что они ходили, они все свои связи сохранили.

— Да, — поддерживает Андрей Викторович, — они не ассимилировались. Хотя среда обычно деформирует. Они сохранили свою идентичность. А посмотрим вокруг евреев? Где финикийцы, филистимляне, самаряне?.. Их нет. Эта устойчивость еврейского народа основана на религиозном чувстве. Только представьте: государство Израиль за каких-то несколько десятилетий восстановило язык, люди стали на нем говорить!

IMG_7951.jpg— Что еще? Просветительская миссия. Евреи должны были передать свое учение окружающим народам. Они дали миру Богородицу. Еврейский народ создал свою литературу. Когда евреи попадают в другую культуру, они обогащают ее. Много евреев и в русской культуре. В литературе, музыке, банковском деле. И так во всех странах. Даровитый человек даровит везде. И революционеры многие — тоже евреи. Выжить проще при запутывании среды. Когда до революции были православные и иудеи — было понятно, кто где. А революция стерла грани и социальные различия. Евреям стало проще слиться со средой.

Так что основные свои задачи народ выполнил, — отметил в конце занятия Андрей Викторович.

IMG_7991.jpgА потом посоветовал читателям нашего сайта, которые заинтересуются изучением Священного Писания Ветхого Завета, краткий список литературы:  

  1. Иоанн Златоуст, свт. Творения в 12 томах. — М.: Издательский отдел
    Московского Патриархата, 1993.
  2. Соколов Н., прот. Священная история Ветхого Завета. Курс
    лекций. — М.: ПСТБИ, 1994–1995.
  3. Ефрем Сирин, свт. Творения в 8 томах. — М.: Издательский отдел
    Московского Патриархата, 1993.
  4. Архиепископ Вениамин Пушкарь. Священная Библейская история. —
    Владивосток: Издательство Владивостокской епархии, 2008.
  5. Иерей Геннадий Егоров. Священное Писание Ветхого Завета. — М., ПСТГУ,
    2005.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
30 поне-дельник Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮЛЬ 2025 года
1 вторник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 среда Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 пятница Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
6 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 поне-дельник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
8 вторник Прмц. Февро́нии. Блгвв. кн. Петра́ и кн. Февро́нии, Му́ромских, чудотворцев Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
9 среда Прп. Дави́да Солу́нского. Ти́хвинской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
10 четверг Прп. Сампсона странноприимца. Прп. Амвросия Оптинского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
11 пятница Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица». Прпп. Сергия и Германа, Валаа́мских, чудотворцев Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
12 суббота СЛАВНЫХ И ВСЕХВАЛЬНЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
13 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 5-я по Пятидесятнице. Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
14 поне-дельник Бессребреников Космы́ и Дамиа́на. Прп. Никоди́ма. Прп. Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
15 вторник Положение ризы Пресвятой Богородицы во Влахе́рне Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
16 среда Свт. Фили́ппа, митр. Московского и всея России, чудотворца Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Полиелей 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
17 четверг Святых Царственных страстотерпцев Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 иер.ИОАНН
18 пятница ПРП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО. Прмц. вел. кн. Елисаве́ты Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
19 суббота Прп. Афанасия. Прп. Сисоя. Собор Ра́донежских святых Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.ИОАНН
20 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 6-я по Пятидесятнице. Фомы́, иже в Мале́и, и Ака́кия, иже в Ле́ствице. Прп. Евдоки́и, в инокинях Евфроси́нии, вел. кн. Московской Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
21 поне-дельник ЯВЛЕ́НИЕ ИКОНЫ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ВО ГРАДЕ КАЗАНИ Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
22 вторник Сщмч. Панкра́тия, еп. Тавромени́йского Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
23 среда Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
24 четверг Вмц. Евфимии. Равноап. Ольги, вел. княгини Российской Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Иконы Божией Матери, именуемой «Троеручица» Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
26 суббота Собор Архангела Гаврии́ла. Прп. Стефана Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
27 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 7-я по Пятидесятнице. Память святых отцов шести Вселенских Соборов. Ап. от 70-ти Аки́лы. Прп. Никодима. Прп. Стефана Махрищского Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
28 поне-дельник Равноап. вел. князя Влади́мира, во Святом Крещении Василия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
29 вторник Сщмч. Афиноге́на епископа и десяти учеников его Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 среда Вмц. Мари́ны (Маргариты) Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
31 четверг Мч. Емилиа́на Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
1 пятница Обре́тение мощей прп. Серафима Саровского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
2 суббота Пророка Илии́ Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
3 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 8-я по Пятидесятнице. Пророка Иезеки́иля. Прпп. Симео́на, Христа ради юродивого, и Иоа́нна, спостника его Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.