Рубрику открывает первый репортаж о занятии, которое прошло в воскресной школе для взрослых 13 октября 2013 г. Предмет изучения — Ветхий Завет. Аудитория — второй курс. Преподаватель — Андрей Викторович Кузнецов.
Почему именно Авраама Господь избрал для того, чтобы от него произвести Свой народ? Вот главный вопрос, которому было посвящено занятие. Он отсылает нас к книге Бытия, первой книге Ветхого Завета. Андрей Викторович вместе со слушателями размышляет о промысле, который призвал Авраама стать прародителем богоизбранного народа.
— Почему именно этого человека Господь выбрал? — спрашивает Андрей Викторович слушателей. — Ведь именно его называют отцом веры. Авраам — символ верующего человека. Почему?
Один из слушателей отвечает:
— Человек должен был по вере выйти из своей земли и идти куда-то. Не просто верить, что Бог есть, а действовать по этой вере.
— Правильно, Авраам поверил Богу. Это принципиально, — говорит Андрей Викторович. — Речь не о вере в Бога, а о вере, о доверии Богу. Потому что верить в Бога и доверять ему — совершенно разные вещи. Человек может ходить в церковь, но в обычной жизни надеяться на себя, на свои силы и умения. А Авраам полагается на Бога. Как дети, которые едут с родителями. Они же не думают, куда родители их везут, да и почему. На дачу, на отдых, в гости… Нужно ехать куда-то — и они едут. Они доверяют родителям. Так и Авраам.
— И народ, которой должен был родиться от Авраама, — продолжает Андрей Викторович, — воспринял эту характеристику веры. В основном, народы формируются по географическому принципу. Но уникальность еврейского народа в том, что он образовался по принципу религиозному. Этот вектор в еврейском народе действует до сих пор. Основная проблема Израиля — религиозная. Когда был образован Израиль в XX веке, была идея воссоздать теократическое государство. Но оказалось, что евреи живут в современном мире, демократическом и либеральном. Как не выпасть из общей канвы мирового развития? Был такой случай: израильский профессор потребовал, чтобы в его паспорте написали не «иудей», а «израильтянин». То есть он не верующий, он хотел, чтобы была отмечена его принадлежность государству, а не вероисповеданию. Или еще факт: Евросоюз осудил обрезание как нарушение прав ребенка. В Израиле люди в шоке, они не знают, что делать. Получается столкновение народа и мира. У них постоянные религиозные трения. Прогресс мешает существованию теократического государства. А прогресс развивается в языческих странах. Вспомним Финикийское государство. Нечестивый царь Ахав женился на финикийке. Можно было через нее передать все блага цивилизации из финикийского государства евреям, но для этого требовалось, чтобы евреи изменили вере. А что еще, помимо веры, определяет исключительность Авраама, так что Господь пожелал именно из него соткать Свой народ? — спрашивает Андрей Викторович.
— Послушание Богу, — отвечает одна из слушательниц.
— Послушание основано на вере в Бога. Веру мы уже отметили. Что еще отличает Авраама?
— Он был обычным человеком. Он сомневался, что от него и престарелой Сарры может родиться сын.
— Нет, он не сомневался. Он констатировал факт, что Сарра уже не та... да и он не тот. Как если бы вам сказали, что вы станете чемпионом по бегу. Вы сразу скажете, что рады бы стать, но у вас много болячек, да и годы уже не те. В общем, просто не на что надеяться.
Реплики из аудитории:
— Авраам взял свою семью, он своих домашних не бросил. Они ушли все вместе.
— Он не просто что-то решил, а имел в себе силы реализовать задуманное. Это не все могут.
— Авраам был хорошим сыном. Ему было важно, что думает его отец.
Андрей Викторович переформулирует мысль, высказанную слушателем:
— У Авраама было мистическое чувство иерархичности. Ему была свойственна религиозная гениальность, чувствительность к другим мирам. Она различна у людей. Мы, например, пытаемся, увеличить эту чувствительность постом. А Аврааму это было дано. А еще что?..
Несколько предположений, и Андрей Викторович помогает:
— Одна из центральных характеристик Авраама — чувство ценности материи. Земля, вещи, плоть — все это для него важно. У него жена, дети, стада домашних животных. Можно сказать, он мужик от сохи. А в христианстве как раз большое значение придается материи. Бог во плоти сел одесную Отца, со всей таблицей Менделеева в Своем составе. А вот другие религии уничижают плоть… С одной стороны, жизнь Авраама наполнена, простите, бытовухой, а с другой — он умеет созерцать.
— А еще евреи очень пекутся о своих родственниках, — говорит один из слушателей.
— Да, — подхватывает Андрей Викторович, — чувство дома у них очень сильно. Почти маниакальная идея Родины и земли. Это мистически серьезно для них. Продолжим. «Израиль» еще означает «борющийся с Богом». Кто борется с Богом? Тот, кто имеет силы на борьбу: личность. Личность с личностью может спорить, бороться, заключать завет. Личность может подавлять личность. С личностью неудобно: она имеет свое мнение. Со столбом нельзя заключить договор, а с человеком, личностью, — можно. То есть, Авраам — личность.
— Что еще отличает еврейский народ? — спрашивает преподаватель. — Это легкий на подъем народ. Вот представьте: ваш духовник говорит, чтобы вы ехали в Тамбовскую область, в деревню, и жили там. Вы сразу скажете: да не могу я, батюшка, это далеко, там поселиться негде, у меня здесь куча вещей, перевезти их трудно, да и что я там забыл? Люди любят стабильность. А бывают и легкие на подъем. Есть такая поговорка: голому собраться — только подпоясаться. Куда Бог сказал, туда Авраам и идет. И евреи потом постоянно ходят, то в плен, то из плена, потом было рассеяние… Если бы народ не был к этому генетически способен, то он не выжил бы.
Слушатель добавляет:
— Но несмотря на то, что они ходили, они все свои связи сохранили.
— Да, — поддерживает Андрей Викторович, — они не ассимилировались. Хотя среда обычно деформирует. Они сохранили свою идентичность. А посмотрим вокруг евреев? Где финикийцы, филистимляне, самаряне?.. Их нет. Эта устойчивость еврейского народа основана на религиозном чувстве. Только представьте: государство Израиль за каких-то несколько десятилетий восстановило язык, люди стали на нем говорить!
— Что еще? Просветительская миссия. Евреи должны были передать свое учение окружающим народам. Они дали миру Богородицу. Еврейский народ создал свою литературу. Когда евреи попадают в другую культуру, они обогащают ее. Много евреев и в русской культуре. В литературе, музыке, банковском деле. И так во всех странах. Даровитый человек даровит везде. И революционеры многие — тоже евреи. Выжить проще при запутывании среды. Когда до революции были православные и иудеи — было понятно, кто где. А революция стерла грани и социальные различия. Евреям стало проще слиться со средой.
Так что основные свои задачи народ выполнил, — отметил в конце занятия Андрей Викторович.
А потом посоветовал читателям нашего сайта, которые заинтересуются изучением Священного Писания Ветхого Завета, краткий список литературы:
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |