Фряжское письмо

Фряжское письмо, фрязь (др.-рус. «фряжский» — итальянский, «фрязи» — итальянцы, ед. ч. «фрягъ», от греч. φραγκος — франк) — наименование приемов иконописи, отличающейся внешней достоверностью в передаче материального мира. Фряжская манера появляется в России со второй половины XVII века под влиянием западноевропейского искусства.
В XVII в. изменения в русском иконописании становятся необратимыми: старые канонические формы перестают удовлетворять иконописцев, уже не понимавших ни связи этих форм с богословием, ни необходимости строгого следования канону. И хотя соборы закрепляют использование иконописных подлинников, а в качестве образцов утверждают иконы Андрея Рублева, уже мало кто из иконописцев понимает, что такое канон и иконописный стиль. Для мастеров XVII в. эстетическим эталоном становится западное искусство, в котором не только эстетика была иной, но иным было и богословие. Каноническую икону вытесняют натуралистические изображения, больше похожие на католическую картину, с ее чувственной живописью, чем на православные аскетические образы древности. Новый стиль назвали «живоподобие» или «фряжское письмо» (фряжское — итальянское, иноземное), что хорошо объясняет основной вектор развития церковной живописи. В XVIII-XIX вв. в храмах уже повсеместно господствует масляная живопись в духе академизма, взращенного идеологией Просвещения, укоренной в атеизме и рационализме. Отечественный историк и писатель позапрошлого века М. П. Погодин с горечью писал об этом: «У наших художников всегда перед глазами пантеоны и Мадонны, так могут ли они понять, что такое русский образ и что такое русская икона?»

Поделиться: