Праотец Авраам

память 9 октября по старому стилю, 22 октября по новому стилю

Авраам — отец множества (библ. этимология), отец высоты; первоначально Аврам — великий отец, ветхозаветный патриарх, родоначальник евреев и (через сыновей от Агари и Хеттуры) различных арабских племен. Данное Аврааму Богом благословение, универсально понимаемое в Новом Завете, делает его «отцом всех верующих» (Рим. 4, 11; Гал. 3, 6-8). Родословие Авраама восходит к Симу (Быт. 11, 10-26), его отцом был Фарра, у которого родились сыновья: Аврам, Нахор, Аран (Быт. 11, 26). С Авраама начинается новый этап «священной истории» послепотопного времени: прежнему ходу домостроительства Божия противопоставляется новое начало истории с Авраама (ср. Быт. 11, 4 и Быт. 12, 2).

Аврам родился в Халдейском городе Уре. Еще живя в доме своего отца, он получил призвание Божие оставить свою землю, родных и дом отца своего, и идти в страну, которую Господь обещал указать ему (Быт. 12). Это Божие повеление сопровождалось обещанием, что его потомство сделается великим народом, и что в нем благословятся все племена земные (Быт. 12, 3). Повинуясь Божественному призванию, Аврам с Сарою, своею женою, и Фаррою, своим отцом, и прочими родными отправился из Ура в Ханаан, но остановился на некоторое время в Харране, лежавшем к северо-востоку от Месопотамии. Здесь Фарра умер (Быт. 11, 31-32). Авраму было тогда семьдесят пять лет от роду. Он продолжал свое путешествие по направлению к земле Ханаанской и, пришед в оную, дошел до Сихема, одного из древнейших городов Палестины, и раскинул свой шатер в дубраве Море, где снова было повторено ему обетование, что земля сия будет отдана его потомству (Быт. 12, 7). По случаю голода в земле Ханаанской, Аврам был вынужден отправиться в Египет. Опасаясь, что красота Сары может обратить на себя внимание египтян, и что они, узнавши о том, что она жена его, могут убить его для завладения ею, он выдал ее за свою сестру. Случилось именно так, как он предполагал: слуги фараона так много говорили об ее красоте, что он послал за нею, и взял ее в свой дом, и осыпал Аврама знаками своей милости; но скоро фараон узнал правду, что она не сестра, а жена Авраму и отпустил он Аврама и жену его, и все, что у него было (и Лота с ним; Быт. 12, 17-20). Разбогатев скотом, золотом и серебром, он возвратился из Египта в Ханаан. Лот, его племянник, был вместе с ним, и также имел мелкий и крупный скот и шатры; и между пастухами скота Аврамова и Лотова происходили нередко споры. Так как очевидно, их собственность была слишком большою для совместного жительства, то Аврам благородно предложил своему племяннику прекратить раздоры полюбовным разъединением. Он сказал: Не вся ли земля пред тобою? отделись же от меня: если ты налево, то я направо; а если ты направо, то я налево (Быт. 13, 9). Лот согласился, и избрал себе всю окрестность Иорданскую, орошаемую водою, и цветущую, как сад Господень, на которой стояли города Содом и Гоморра. По разлучении с Лотом, Авраму явился Господь, и снова повторил ему обещание о том, что даст ему и его потомству на веки в наследство ту землю, которую он видит пред собою (Быт. 13, 15). И двинул Аврам свой шатер, и пошел, и поселился у дубравы Мамре, что в Хевроне, и создал там жертвенник Господу (Быт. 13, 18). Когда на города долины Иорданской сделали нападение некоторые мелкие царьки и все князья соседних земель, Содом был взят, а Лот и его семейство отведены в плен. Получив известие об этом событии, Аврам немедленно вооружил, рабов своих и преследовал неприятелей до Дана, поразил их и возвратил все имущество, и Лота и его семейство обратно в Содом; при чем он великодушно отказался взять что-либо себе в награду за оказанную им услугу. При возвращении с победы он был встречен Мелхиседеком, царем Салимским, священником Бога Всевышнего, который вынес ему хлеб и вино, и благословил его. Аврам дал ему десятую часть из всего (Быт. 14, 18-20). Спустя два или три года после сего Господь снова явился Авраму в видении, повторил ему свои обетования, и сопровождал оные самым милостивым изъявлением Своего к нему благоволения. Он повелел ему принести Себе известную жертву, и, при захождении солнца, когда жертва была приготовлена, навел на него крепкий сон, и напал на него ужас и мрак великий; и вот дым как бы из печи и пламя огня прошли между рассеченными жертвенными животными. Во время сна Господь открыл Авраму, что потомки его будут пришельцами, в порабощении, в земле чужой, в продолжении 400 лет, что Он произведет суд над народами, у которого они будут в порабощении (Быт. 15, 14), после чего снова возвратятся с большим имуществом в землю Ханаанскую, которая дастся его потомству, и что сам он отойдет к отцам своим в мире, и будет погребен в старости доброй (Быт. 15, 15). Все сие исполнилось в должное время с удивительною точностью. В тот же самый день, Господь подтвердил завет Свой относительно земли Обетованной; но Сара, жена Аврамова, была бездетна, и вот она предложила своему мужу взять себе в жену служанку свою, Агарь, родом Египтянку. Агарь родила ему сына, названного Измаилом. На девяносто девятом году от роду, Аврам удостоился получить новое, весьма замечательное, видение Господа. Всемогущий открылся ему таким образом, что Аврам, исполненный благоговейного ужаса, пал на лице свое, и Господь говорил с ним. Во время сего Богоявления было повторено в самых торжественных и ясных выражениях обещание касательно умножения его потомства, отношений оного к Богу, равно как о даровании им во владение всей земли Ханаанской: при чем его имя было изменено из Аврама в Авраам (т.е. отец множества народов), и видимым знаком завета между ним и Богом было установлено обрезание, в восьмой день по рождении, каждого младенца мужеского пола. В то же самое время имя Сары (госпожа моя) было изменено на имя Сарры (т.е. госпожа), и Аврааму было дано обещание, что Сарра родит ему сына и сделается материю народов и царей. Услышав это, Авраам сказал Богу: о, хотя бы Измаил был жив пред лицом Твоим! (Быт. 17, 18). В ответ на это Господь подтвердил Свое обетование о рождении от Сарры сына; об Измаиле же сказал: вот, Я благословлю его, и возращу его, и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него, и Я произведу от него великий народ (Быт. 17, 20). Как скоро окончилось Богоявление, Авраам поспешил исполнить Божественное повеление, и в тот же самый день обрезал Измаила, сына своего, и всех рожденных в доме его, весь мужеский пол, равно как был обрезан и сам. Вскоре предстояло ему быть свидетелем нового Богоявления. Когда он сидел во время дневного зноя, при входе в шатер свой, к нему приблизились три мужа. Он принял их со всем радушием и гостеприимством, свойственными жителям восточных стран, и когда они ели, то спросили его о Сарре, и повторили обещание относительно рождения от нее сына. При этом случае, или в связи с означенными обстоятельствами, самим Богом был засвидетельствован патриархальный характер Авраама (Быт. 18, 19). За свою веру он в тот же день удостоился откровения Божия касательно судьбы нечестивых городов долины Иорданской и ходатайствовал за них. Несомненно, что ради Авраама, и как бы в ответ на его ходатайство, были спасены Лот и его семейство от внезапного истребления, постигшего Содом и Гоморру. После этого Авраам поселился на время в Гераре, и здесь сделал еще одну попытку выдать Сарру за свою сестру. Здесь также исполнилось обещание Божие касательно рождения у него сына, названного Исааком и в восьмой день обрезанного, как то было заповедано Богом. Вследствие неприятностей, происшедших в семействе Авраама от недостойного обращения сына его от Агари, Измаила, с сыном от Сарры, Исааком, Господь поддержал Авраама точным и ясным обещанием, что в Исааке наречется семя его (Быт. 21, 12). Авраам всегда удостаивался столь очевидной милости Божией и благословения Его во всем, что царь Авимелех решил заключить с ним союз вечной дружбы. Таким образом дело о колодезе с водою, отнятом у Авраама насильно рабами Авимелеховыми, кончилось в его пользу (Быт. 21, 23-31). Господу было угодно испытать Авраама, дабы он мог явить всему миру, на все последующие времена, разительнейший пример силы веры. Тяжелейшим испытанием веры Авраама явилось повеление Господа принести в жертву обетованного наследника Исаака: Возьми сына твоего, единственного, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение (Быт. 22, 2). Авраам повиновался, но в последний момент Ангел Господень останавливает жертвоприношение, и вместо Исаака в жертву приносится овен. В награду за веру и покорность Авраама Господь подтвердил с клятвой данные ранее обетования: благословения, умножение потомства и благословения в семени Авраама всех народов земли (Быт. 22, 15-18). После смерти Сарры Авраам женился на Хеттуре и имел от нее еще 6 сыновей (Быт. 25, 1-4). Умер Авраам в возрасте 175 лет, в старости доброй, престарелый и насыщенный [жизнью] и был погребен в пещере Махпела — месте погребения Сарры (Быт. 25, 7-10).

По мнению христианских богословов, обетование Аврааму исполнилось во Христе, и христиане вправе называть его своим отцом, а себя — избранным народом. Отцы Церкви и христианские писатели использовали историю Авраама для наставления в добродетели, как назидательный урок благочестия, видят в ней прообразования, указывающие на новозаветную истину Христову, и даже аллегорическое изображение шествия падшей души под божественным покровительством по пути совершенства.

Поделиться: