Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
В который раз, братья и сестры, мы обращаем внимание на притчу Господа о талантах (Мф, 25:14–30), потому что касается она всех и задевает за живое.
«Таланты» — уже давно не денежная единица, как во времена Спасителя, а нечто большее. Талантливый человек — широкое понятие. Когда мы так говорим, вольно или невольно сравниваем: в чем я талантлив? Чем меня наградил Господь? Что дадено мне, а что другому? И если нам кажется, что у кого-то больше, сразу претензии к небу: «Господь мне талантов недодал!» Но в сегодняшнем приточном рассказе явлено, что всем дается по-разному.
Помните прекрасно: «и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе <…> Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал [его] в землю и скрыл серебро господина своего». С теми, кто приумножил таланты, все понятно. А вот с теми, кто таланты зарыл в землю и, говоря современным языком, в проекте Господина не участвовал — что с ними? В чем причина их такого отношения к своему же богатству?
Мы видим Господина со своими рабами (в контексте притчи это — друзья, Его домашние и люди, в судьбе которых Он принимает активное участие). Он дает им «беспроцентный кредит» на какие-то предпринимательские действия. Мы люди опытные, знаем, что такое кредит. Иногда нам его предлагают под огромный процент, и мы с ужасом подсчитываем, сколько придется отдавать. В притче не обозначены никакие обратные требования — то есть, Господин рискует во всех смыслах (если сделать пересчет на евангельские реалии, на талант как денежную единицу, то это большие деньги). Господин щедро вкладывается в своих людей. Мы прекрасно знаем, сколько времени и сил нужно для того, чтобы взять кредит. Значит, речь идет о явных преференциях — Господин хочет помочь им.
Хозяин рискует этими «деньгами», но дает людям возможности. А возможности — это самое дорогое, люди всегда и во всем ищут их. Но в приточном рассказе один из рабов говорит: «А я не желаю пользоваться данными мне возможностями!» Странно очень! Ситуация экономическая и отношения с Хозяином у этих людей прекрасные, Он к ним расположен. Но один из них занимает необычную позицию: «Не хочу» Почему? Предположений два: либо ничего не соображает, либо лентяй, не понимающий своей выгоды. Обычно мы на это все и списываем.
Но давайте посмотрим глубже. Человек, который свой талант возвращает, — это определенный тип людей. И тип распространенный, со своей ментальностью и характером. Такие люди не дураки и не лентяи. Их характеризуют перечень специфичных качеств, но как бы несколько «заторможенных»: определенное строение ума, наличие предприимчивости, самостоятельности, активности, ответственности, самостоятельности. Все эти свойства не довершены, не осуществлены в полной мере. К этому следует добавить еще и меру ничем не обусловленной стеснительности. В качестве яркого примера к такому типу следует отнести мужчин предпенсионного возраста, которых безуспешно попробовали устроиться на работу, не устроились и теперь лежат на диване и переживают за свою никчемность. Им вроде и хочется что-то делать, и не хочется одновременно. Хорошо бы если речь шла только о пенсионерах, но как часто сюда входит большой слой людей продуктивного возраста. Получается, что необходимой меры твердости и мужества «для исполнения таланта» у этой категории нет. Закомплексованность пвсевдостеснительных людей и проявляется в том, что талант Господину возвращается неприумноженным. Таких людей, если внимательно присмотримся, огромное количество. Да и мы с вами в большей степени к ним относимся.
Стремление к созиданию должно быть мужественным и терпеливым. Ты принимаешь ответ на себя и действуешь, не оглядываясь на трудности и обстоятельства. Через пот и кровь ты идешь, чтобы талант был исполнен и увеличен. И это мужество на себя надо брать!
Люди не всегда признают свои ошибки. Почему? Это подсознательная реакция описанного выше психологического типа, который привык действовать по готовым схемам. Как только начинается вариативность, непредсказуемость, которая обычно выражается в проблемах разного характера, — происходит сбой системы, паралич воли и действия.
И это важный момент. В христианстве нет схем. Сколько раз приходится слушать, когда приходит человек и просит: «Дайте мне модель поведения, алгоритм действия, чтобы я решил тот или иной вопрос!» Но алгоритмов попросту нет. И когда начинаешь объяснять, что нужно применять собственный ум, волю и сердце, — человек теряет интерес, уходит в сторону, потому что начинает понимать: надо трудиться не покладая рук.
Удивительный феномен наблюдается в нашей стране. Тип людей, который довольно часто встречается, — это «охранники». Точнее даже не охранники, а сторожа, деятельность которых сводится к одному — демонстрации себя. Но как только ситуация обостряется — они моментально или исчезают, или впадают в ступор. Огромное количество людей, которые должны созидательно действовать, работать, — сторожат. Если говорить шире в метафорическом смысле, люди такого типа всегда как будто «сторожат» свою жизнь. Вроде бы человек не лентяй, но… Это огромный слой совершенно «размагниченных» людей. Людей неконкурентоспособных и бездействующих. Зарывающих свой талант в землю.
Поэтому вопрос притчи мы должны поставить перед собой очень остро, чтобы впредь замечать в себе, когда ничего не делаем, не потому что не способны, а по слабости воли, из нежелания преодолевать внутренние проблемы и комплексы. Это предвестник беды, и Господь в притче говорит об этом очень и очень резко. Участь лентяя и дурака понятна, а вот что будет с этой категорией людей, которые не считают, что они вообще наделены какими либо талантами и никак не растут как чада Божии и свое задание не выполняют? В этом предмет для нашего размышления, для наших молитв и нашего старания, чтобы не услышать от Господа «лукавый раб и ленивый!». Дай Бог нам преодолеть собственную инертность и в День судный дать честный ответ за содеянное, но хуже — несодеянное. Аминь.
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2024 года | |||||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
3 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 19-я по Пятидесятнице. Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | поне-дельник | ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
5 | вторник | Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | среда | Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | четверг | Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
8 | пятница | Вмч. Дими́трия Солу́нского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
9 | суббота | Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
10 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 20-я по Пятидесятнице. Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
11 | поне-дельник | Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
12 | вторник | Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | среда | Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | четверг | Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
15 | пятница | Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
16 | суббота | Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
17 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 21-я по Пятидесятнице. Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | поне-дельник | Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
19 | вторник | Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | среда | Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | четверг | СОБОР АРХ. МИХАИЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | пятница | Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
23 | суббота | Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
24 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 22-я по Пятидесятнице. Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
25 | поне-дельник | Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | вторник | Свт. Иоанна Златоу́стого. Заговенье на Рождественский пост | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | среда | Ап. Фили́ппа. | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | четверг | Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
29 | пятница | Ап. и евангелиста Матфе́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
30 | суббота | Свт. Григо́рия. Прп. Никона | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН |