Церковь проходит время Великого поста, и хотелось бы верить, что каждый из нас кладет свой кирпичик в это общее здание. Господь дает всем разную динамику внутренней жизни, разные духовные способности и дары. Но от каждого ждет их приумножения, и Великий пост — один из самых благодатных для этого периодов. Об этом размышляет священник Олег Шалимов.
— Отец Олег, священнический пост отличается от поста мирян?
— Пост священника более строг не по Уставу, а по призванию. Мы должны являть образец. Но в реальности священники так же, как все, постятся в меру — болезни и т. д. Духовная составляющая — постоянный огромный труд. Всегда понимаешь, что многого не доделал, что покаяние не было полным.
— Когда надо идти к духовнику за обсуждением меры поста?
— Если не можешь соблюдать сложившуюся традицию поста, например, не можешь поститься без рыбы. Что значит, не можешь? Чувствуешь физическую слабость, не хватает сил на ежедневные труды и обязанности — тогда надо идти к духовнику.
Но надо понимать, что пост предполагает некоторое ослабление физических сил и что Господь Сам восполнит их недостаток по мере ревностного покаянного труда. Смысл поста — в покаянии, в изменении жизни, в ограничении чувственного плотского, ветхого, человека, который живет в каждом из нас, чтобы развивался человек духовный (см.: Кол. 3, 8-11). В ветхом человеке гипертрофировано материальное начало, и это надо изменить. Есть два способа, которые неразрывно связаны между собой, — пост и молитва.
Человек должен себя ограничивать. Например, подвижники благочестия даже постную пищу вкушали в умеренных количествах — только необходимое для жизни. Обычно, человек не может соблюдать гастрономический пост, если тяжело болен или много трудится физически, что само по себе является самоутеснением — тело уже не доминирует, и этим надо правильно воспользоваться. Можно уменьшить количество развлечений, больше времени тратить на молитву, добрые дела. Самоограничение — общий принцип христианской жизни. Иногда это выражается в том, что мы слушаемся ближних больше, чем себя.
Великий пост предполагает более частое посещение богослужений, где читаются особые покаянные молитвы и сознание и тело включаются в покаянную работу.
— Почему этот пост называется Великим?
— Великий пост привязан к Празднику Праздников — к Пасхе. Великий пост связан со Страстными Днями. В эти дни в наибольшей степени открывается тот путь самоумаления и самоистощания Богочеловека, Который показал нам пример.
Усвоить плоды искупительного подвига Христова мы можем, только идя путем самоумаления, самоуничижения. Нам этого очень не хочется, в духовной жизни все трудно. Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е (Мф. 11, 12). Нудишь-нудишь, а занудства нет, потому что Дух Святой входит в твою жизнь и утешает неизреченными утешениями. На душе радость, об этом говорит опыт миллионов людей.
Однако бывает и другое: бывает уныние, сомнение, истощение физических сил. Всякий раз, когда человек пытается поднять духовный труд, враг этого не выносит. Есть даже народная поговорка: «Сделал доброе дело — жди искушений». Каких? Это зависит от духовного состояния человека. Где он больше расслаблен, где глубже укоренены страсти, — там и жди искушений. У любителя поесть — проблемы с едой, у любострастного — чувственные проблемы, горделивому постоянно мнится, что Его Величество задето и т. д.
— Что делать при искушениях?
— У отцов сказаны удивительно простые вещи: не объедайся, ограничивай себя в пище. — Как?! « Вопи к Богу». Иди путем спасения и достигнешь. О чувственных искушениях мы можем сказать: «Не смотри». Можем сказать и любителю поесть: «Не покупай много еды в холодильник», но, боюсь, это кончится тем, что ночью он будет выбегать в ближайший супермаркет за продуктами.
Тайна духовного пути — в упорстве, труде и решимости. Всегда будет прогресс, пусть не большой, но Господь не оставляет. Ведь если страсти отпустят очень быстро, гордость будет поджидать. Вдруг окажется, что человек совсем не готов к новой жизни.
Один прихожанин рассказал мне историю. В Санкт-Петербург приехал старенький архимандрит, которому он пожаловался на одолевавшую страсть курения. Тот похлопал его по плечику, погладил по головке, благословил. Уехал. Мужчина курить не хочет. Дальше интереснее. Он говорит: «Зачем я просил, жаловался, как же мне теперь курить?» Его воли оставить курение не было до конца, а Господь дал ему такой дар.
Другая история. Пришел один крепкий мужчина на Исповедь, каялся в чрезмерном винопитии и рассказал почти анекдотическую историю. «Пил я, пил, — говорит, — а потом взмолился Господу, и — раз! Перестал пить. Не хочется и все. Я пожил так какое-то время, а потом подумал: «Чего я не пью?» — и опять стал пить». Дальше анекдот продолжается. Он рассказывает: «Опять взмолился Господу. Он опять — раз! — и отъял». У нас некоторые годами бьются с алкоголиками, молятся и не видят изменений, а у мужчины ситуация совершенно иная. Раз — и он не пьет! И вот, с третьего раза, когда Господь отнял у него желание пить, он пришел с осознанием, что делает что-то не то. Нельзя же с Богом в такие игры играть! С третьего раза у него появилось желание менять свою жизнь.
Есть прекрасная английская пословица: «Easy come — easy go» («Легко пришло — легко ушло»). В духовной жизни это часто бывает.
Главное чтобы у человека было желание бороться с грехом, если такого желания нет, то и говорить не о чем. Борьба должна быть постоянной. Если в духовной жизни есть постоянство, то плод будет всегда, даже больший, чем труд, который вкладываешь. Но нужно постоянство. Главное — всей душой выбрать Христа.
— С каким чувством человек после поста встречает Пасху?
— Сколько приложишь духовного труда — так и встретишь. Но и как Господь даст, а у Него Своя мера. Какое на Пасху должно быть нормальное состояние? Очень осторожно могу сказать, что некоторой легкости. Один из плодов Духа — радость духовная, но это — дар Божий. Если человек заботится о своей духовной жизни, ему легче жить, у него более мирно на душе. Если за время поста стало больше мира в душе — это очень много. Если приобретаешь определенный опыт внутренней духовной жизни, то есть опыт борьбы с грехом, молитвы, самопознания в свете заповедей Божиих — это огромное приобретение поста.
— Какие бывают канонические поблажки?
— Опытные духовники обычно советуют беременным, если они здоровы, хранить пост полностью, но если это вторая или третья беременность, сил у женщины, как правило, уже нет. Тогда пост хранят с различными послаблениями.
Кормящим нужны питательные элементы, поэтому им обычно полагаются большие послабления или вообще снимается гастрономическая часть поста. Но духовная часть остается всегда. Такого не должно быть, чтобы кормящая мама в качестве послабления поста включала на Страстной седмице приключенческий сериал.
— Мужской и женский посты отличаются между собой?
— Знаю и мужчин, и женщин, которые легко постятся, также знаю и тех, кто, наоборот, постится тяжело. Говорят, что мужчинам гастрономический пост дается труднее из-за физического труда, но все остальные искушения связаны с духовным состоянием человека. Иной раз слышишь: «Я вообще этого не могу». Спрашиваешь: «Хорошо, что ты хочешь? Чтобы батюшка сказал: «Не исполняй»?» Мы можем сказать: «Жди, когда сможешь, как-то продвигайся, стремись». Мы все слуги Божии. Можно же сладкое не есть, вкусное не есть. Некоторые скажут: «Нет, и этого не могу».
Одной матери говорю: «Чтобы молитва шла, нужно жертва. Какая, выберите сами». Она молчит. «Хорошо, — говорю, — не смотрите телевизор и не ешьте сладкое». «Это невозможно», — читаю в ее глазах, и она начинает торговаться: «А сахар можно?..» Великая тайна, чем человек может пожертвовать в своих отношениях с Господом.
— Как поститься детям?
— Иногда бывают семьи, которые постятся сами и постят своих детей. Им говоришь: «Очень хорошо. Поститесь и дальше». Но часто дети ходят в садик, в школу, там и пища не постная, и нагрузка увеличивается. Ничего не поделаешь.
— В какой мере нужно поститься людям преклонного возраста?
— Нужно есть для поддержки сил. Многие постятся без проблем. А другие приходят со списком послаблений: молоко, масло и проч. Но некоторые никогда не согласятся ослабить пост.
Никогда не забуду 95-летнюю женщину, которая обратилась ко мне с кроткой просьбой: можно ли ей иногда присаживаться во время чтения акафиста Иисусу Сладчайшему? 95 лет! Есть и такие, и это связано с огромной решимостью, а отнюдь не с крепким здоровьем.
Такая решимость потрудиться, чем возможно, Христа ради, вызывает благоговение. Но иногда встречается, наоборот, некоторая раздраженность: «Я всю жизнь постился!» Я говорю: «Не может быть? Как?!» «Ну, как, трудно было достать мясо, на деликатесы денег не хватало. Разве это не пост?!» Неодолимые преграды в понимании того, что когда ты по необходимости делаешь что-то доброе, это не есть духовный подвиг.
Великий пост — часть духовной жизни. О ней говорят его итоги. Может ли духовная жизнь быть плодотворной? Реальна ли она? Может быть, это просто благочестивая сказка? Если Великий пост проходить с целью найти Христа, послужить Ему, то мы убеждаемся, что духовная жизнь со всеми ее законами реальна, это — Жизнь с большой буквы, это жизнь с Богом.
Беседовала Александра Боровик
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |