Церковь проходит время Великого поста, и хотелось бы верить, что каждый из нас кладет свой кирпичик в это общее здание. Господь дает всем разную динамику внутренней жизни, разные духовные способности и дары. Но от каждого ждет их приумножения, и Великий пост — один из самых благодатных для этого периодов. Об этом размышляет священник Олег Шалимов.
— Отец Олег, священнический пост отличается от поста мирян?
— Пост священника более строг не по Уставу, а по призванию. Мы должны являть образец. Но в реальности священники так же, как все, постятся в меру — болезни и т. д. Духовная составляющая — постоянный огромный труд. Всегда понимаешь, что многого не доделал, что покаяние не было полным.
— Когда надо идти к духовнику за обсуждением меры поста?
— Если не можешь соблюдать сложившуюся традицию поста, например, не можешь поститься без рыбы. Что значит, не можешь? Чувствуешь физическую слабость, не хватает сил на ежедневные труды и обязанности — тогда надо идти к духовнику.
Но надо понимать, что пост предполагает некоторое ослабление физических сил и что Господь Сам восполнит их недостаток по мере ревностного покаянного труда. Смысл поста — в покаянии, в изменении жизни, в ограничении чувственного плотского, ветхого, человека, который живет в каждом из нас, чтобы развивался человек духовный (см.: Кол. 3, 8-11). В ветхом человеке гипертрофировано материальное начало, и это надо изменить. Есть два способа, которые неразрывно связаны между собой, — пост и молитва.
Человек должен себя ограничивать. Например, подвижники благочестия даже постную пищу вкушали в умеренных количествах — только необходимое для жизни. Обычно, человек не может соблюдать гастрономический пост, если тяжело болен или много трудится физически, что само по себе является самоутеснением — тело уже не доминирует, и этим надо правильно воспользоваться. Можно уменьшить количество развлечений, больше времени тратить на молитву, добрые дела. Самоограничение — общий принцип христианской жизни. Иногда это выражается в том, что мы слушаемся ближних больше, чем себя.
Великий пост предполагает более частое посещение богослужений, где читаются особые покаянные молитвы и сознание и тело включаются в покаянную работу.
— Почему этот пост называется Великим?
— Великий пост привязан к Празднику Праздников — к Пасхе. Великий пост связан со Страстными Днями. В эти дни в наибольшей степени открывается тот путь самоумаления и самоистощания Богочеловека, Который показал нам пример.
Усвоить плоды искупительного подвига Христова мы можем, только идя путем самоумаления, самоуничижения. Нам этого очень не хочется, в духовной жизни все трудно. Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е (Мф. 11, 12). Нудишь-нудишь, а занудства нет, потому что Дух Святой входит в твою жизнь и утешает неизреченными утешениями. На душе радость, об этом говорит опыт миллионов людей.
Однако бывает и другое: бывает уныние, сомнение, истощение физических сил. Всякий раз, когда человек пытается поднять духовный труд, враг этого не выносит. Есть даже народная поговорка: «Сделал доброе дело — жди искушений». Каких? Это зависит от духовного состояния человека. Где он больше расслаблен, где глубже укоренены страсти, — там и жди искушений. У любителя поесть — проблемы с едой, у любострастного — чувственные проблемы, горделивому постоянно мнится, что Его Величество задето и т. д.
— Что делать при искушениях?
— У отцов сказаны удивительно простые вещи: не объедайся, ограничивай себя в пище. — Как?! « Вопи к Богу». Иди путем спасения и достигнешь. О чувственных искушениях мы можем сказать: «Не смотри». Можем сказать и любителю поесть: «Не покупай много еды в холодильник», но, боюсь, это кончится тем, что ночью он будет выбегать в ближайший супермаркет за продуктами.
Тайна духовного пути — в упорстве, труде и решимости. Всегда будет прогресс, пусть не большой, но Господь не оставляет. Ведь если страсти отпустят очень быстро, гордость будет поджидать. Вдруг окажется, что человек совсем не готов к новой жизни.
Один прихожанин рассказал мне историю. В Санкт-Петербург приехал старенький архимандрит, которому он пожаловался на одолевавшую страсть курения. Тот похлопал его по плечику, погладил по головке, благословил. Уехал. Мужчина курить не хочет. Дальше интереснее. Он говорит: «Зачем я просил, жаловался, как же мне теперь курить?» Его воли оставить курение не было до конца, а Господь дал ему такой дар.
Другая история. Пришел один крепкий мужчина на Исповедь, каялся в чрезмерном винопитии и рассказал почти анекдотическую историю. «Пил я, пил, — говорит, — а потом взмолился Господу, и — раз! Перестал пить. Не хочется и все. Я пожил так какое-то время, а потом подумал: «Чего я не пью?» — и опять стал пить». Дальше анекдот продолжается. Он рассказывает: «Опять взмолился Господу. Он опять — раз! — и отъял». У нас некоторые годами бьются с алкоголиками, молятся и не видят изменений, а у мужчины ситуация совершенно иная. Раз — и он не пьет! И вот, с третьего раза, когда Господь отнял у него желание пить, он пришел с осознанием, что делает что-то не то. Нельзя же с Богом в такие игры играть! С третьего раза у него появилось желание менять свою жизнь.
Есть прекрасная английская пословица: «Easy come — easy go» («Легко пришло — легко ушло»). В духовной жизни это часто бывает.
Главное чтобы у человека было желание бороться с грехом, если такого желания нет, то и говорить не о чем. Борьба должна быть постоянной. Если в духовной жизни есть постоянство, то плод будет всегда, даже больший, чем труд, который вкладываешь. Но нужно постоянство. Главное — всей душой выбрать Христа.
— С каким чувством человек после поста встречает Пасху?
— Сколько приложишь духовного труда — так и встретишь. Но и как Господь даст, а у Него Своя мера. Какое на Пасху должно быть нормальное состояние? Очень осторожно могу сказать, что некоторой легкости. Один из плодов Духа — радость духовная, но это — дар Божий. Если человек заботится о своей духовной жизни, ему легче жить, у него более мирно на душе. Если за время поста стало больше мира в душе — это очень много. Если приобретаешь определенный опыт внутренней духовной жизни, то есть опыт борьбы с грехом, молитвы, самопознания в свете заповедей Божиих — это огромное приобретение поста.
— Какие бывают канонические поблажки?
— Опытные духовники обычно советуют беременным, если они здоровы, хранить пост полностью, но если это вторая или третья беременность, сил у женщины, как правило, уже нет. Тогда пост хранят с различными послаблениями.
Кормящим нужны питательные элементы, поэтому им обычно полагаются большие послабления или вообще снимается гастрономическая часть поста. Но духовная часть остается всегда. Такого не должно быть, чтобы кормящая мама в качестве послабления поста включала на Страстной седмице приключенческий сериал.
— Мужской и женский посты отличаются между собой?
— Знаю и мужчин, и женщин, которые легко постятся, также знаю и тех, кто, наоборот, постится тяжело. Говорят, что мужчинам гастрономический пост дается труднее из-за физического труда, но все остальные искушения связаны с духовным состоянием человека. Иной раз слышишь: «Я вообще этого не могу». Спрашиваешь: «Хорошо, что ты хочешь? Чтобы батюшка сказал: «Не исполняй»?» Мы можем сказать: «Жди, когда сможешь, как-то продвигайся, стремись». Мы все слуги Божии. Можно же сладкое не есть, вкусное не есть. Некоторые скажут: «Нет, и этого не могу».
Одной матери говорю: «Чтобы молитва шла, нужно жертва. Какая, выберите сами». Она молчит. «Хорошо, — говорю, — не смотрите телевизор и не ешьте сладкое». «Это невозможно», — читаю в ее глазах, и она начинает торговаться: «А сахар можно?..» Великая тайна, чем человек может пожертвовать в своих отношениях с Господом.
— Как поститься детям?
— Иногда бывают семьи, которые постятся сами и постят своих детей. Им говоришь: «Очень хорошо. Поститесь и дальше». Но часто дети ходят в садик, в школу, там и пища не постная, и нагрузка увеличивается. Ничего не поделаешь.
— В какой мере нужно поститься людям преклонного возраста?
— Нужно есть для поддержки сил. Многие постятся без проблем. А другие приходят со списком послаблений: молоко, масло и проч. Но некоторые никогда не согласятся ослабить пост.
Никогда не забуду 95-летнюю женщину, которая обратилась ко мне с кроткой просьбой: можно ли ей иногда присаживаться во время чтения акафиста Иисусу Сладчайшему? 95 лет! Есть и такие, и это связано с огромной решимостью, а отнюдь не с крепким здоровьем.
Такая решимость потрудиться, чем возможно, Христа ради, вызывает благоговение. Но иногда встречается, наоборот, некоторая раздраженность: «Я всю жизнь постился!» Я говорю: «Не может быть? Как?!» «Ну, как, трудно было достать мясо, на деликатесы денег не хватало. Разве это не пост?!» Неодолимые преграды в понимании того, что когда ты по необходимости делаешь что-то доброе, это не есть духовный подвиг.
Великий пост — часть духовной жизни. О ней говорят его итоги. Может ли духовная жизнь быть плодотворной? Реальна ли она? Может быть, это просто благочестивая сказка? Если Великий пост проходить с целью найти Христа, послужить Ему, то мы убеждаемся, что духовная жизнь со всеми ее законами реальна, это — Жизнь с большой буквы, это жизнь с Богом.
Беседовала Александра Боровик
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |