Церковь проходит время Великого поста, и хотелось бы верить, что каждый из нас кладет свой кирпичик в это общее здание. Господь дает всем разную динамику внутренней жизни, разные духовные способности и дары. Но от каждого ждет их приумножения, и Великий пост — один из самых благодатных для этого периодов. Об этом размышляет священник Олег Шалимов.
— Отец Олег, священнический пост отличается от поста мирян?
— Пост священника более строг не по Уставу, а по призванию. Мы должны являть образец. Но в реальности священники так же, как все, постятся в меру — болезни и т. д. Духовная составляющая — постоянный огромный труд. Всегда понимаешь, что многого не доделал, что покаяние не было полным.
— Когда надо идти к духовнику за обсуждением меры поста?
— Если не можешь соблюдать сложившуюся традицию поста, например, не можешь поститься без рыбы. Что значит, не можешь? Чувствуешь физическую слабость, не хватает сил на ежедневные труды и обязанности — тогда надо идти к духовнику.
Но надо понимать, что пост предполагает некоторое ослабление физических сил и что Господь Сам восполнит их недостаток по мере ревностного покаянного труда. Смысл поста — в покаянии, в изменении жизни, в ограничении чувственного плотского, ветхого, человека, который живет в каждом из нас, чтобы развивался человек духовный (см.: Кол. 3, 8-11). В ветхом человеке гипертрофировано материальное начало, и это надо изменить. Есть два способа, которые неразрывно связаны между собой, — пост и молитва.
Человек должен себя ограничивать. Например, подвижники благочестия даже постную пищу вкушали в умеренных количествах — только необходимое для жизни. Обычно, человек не может соблюдать гастрономический пост, если тяжело болен или много трудится физически, что само по себе является самоутеснением — тело уже не доминирует, и этим надо правильно воспользоваться. Можно уменьшить количество развлечений, больше времени тратить на молитву, добрые дела. Самоограничение — общий принцип христианской жизни. Иногда это выражается в том, что мы слушаемся ближних больше, чем себя.
Великий пост предполагает более частое посещение богослужений, где читаются особые покаянные молитвы и сознание и тело включаются в покаянную работу.
— Почему этот пост называется Великим?
— Великий пост привязан к Празднику Праздников — к Пасхе. Великий пост связан со Страстными Днями. В эти дни в наибольшей степени открывается тот путь самоумаления и самоистощания Богочеловека, Который показал нам пример.
Усвоить плоды искупительного подвига Христова мы можем, только идя путем самоумаления, самоуничижения. Нам этого очень не хочется, в духовной жизни все трудно. Царство Небесное нудится и нужницы восхищают е (Мф. 11, 12). Нудишь-нудишь, а занудства нет, потому что Дух Святой входит в твою жизнь и утешает неизреченными утешениями. На душе радость, об этом говорит опыт миллионов людей.
Однако бывает и другое: бывает уныние, сомнение, истощение физических сил. Всякий раз, когда человек пытается поднять духовный труд, враг этого не выносит. Есть даже народная поговорка: «Сделал доброе дело — жди искушений». Каких? Это зависит от духовного состояния человека. Где он больше расслаблен, где глубже укоренены страсти, — там и жди искушений. У любителя поесть — проблемы с едой, у любострастного — чувственные проблемы, горделивому постоянно мнится, что Его Величество задето и т. д.
— Что делать при искушениях?
— У отцов сказаны удивительно простые вещи: не объедайся, ограничивай себя в пище. — Как?! « Вопи к Богу». Иди путем спасения и достигнешь. О чувственных искушениях мы можем сказать: «Не смотри». Можем сказать и любителю поесть: «Не покупай много еды в холодильник», но, боюсь, это кончится тем, что ночью он будет выбегать в ближайший супермаркет за продуктами.
Тайна духовного пути — в упорстве, труде и решимости. Всегда будет прогресс, пусть не большой, но Господь не оставляет. Ведь если страсти отпустят очень быстро, гордость будет поджидать. Вдруг окажется, что человек совсем не готов к новой жизни.
Один прихожанин рассказал мне историю. В Санкт-Петербург приехал старенький архимандрит, которому он пожаловался на одолевавшую страсть курения. Тот похлопал его по плечику, погладил по головке, благословил. Уехал. Мужчина курить не хочет. Дальше интереснее. Он говорит: «Зачем я просил, жаловался, как же мне теперь курить?» Его воли оставить курение не было до конца, а Господь дал ему такой дар.
Другая история. Пришел один крепкий мужчина на Исповедь, каялся в чрезмерном винопитии и рассказал почти анекдотическую историю. «Пил я, пил, — говорит, — а потом взмолился Господу, и — раз! Перестал пить. Не хочется и все. Я пожил так какое-то время, а потом подумал: «Чего я не пью?» — и опять стал пить». Дальше анекдот продолжается. Он рассказывает: «Опять взмолился Господу. Он опять — раз! — и отъял». У нас некоторые годами бьются с алкоголиками, молятся и не видят изменений, а у мужчины ситуация совершенно иная. Раз — и он не пьет! И вот, с третьего раза, когда Господь отнял у него желание пить, он пришел с осознанием, что делает что-то не то. Нельзя же с Богом в такие игры играть! С третьего раза у него появилось желание менять свою жизнь.
Есть прекрасная английская пословица: «Easy come — easy go» («Легко пришло — легко ушло»). В духовной жизни это часто бывает.
Главное чтобы у человека было желание бороться с грехом, если такого желания нет, то и говорить не о чем. Борьба должна быть постоянной. Если в духовной жизни есть постоянство, то плод будет всегда, даже больший, чем труд, который вкладываешь. Но нужно постоянство. Главное — всей душой выбрать Христа.
— С каким чувством человек после поста встречает Пасху?
— Сколько приложишь духовного труда — так и встретишь. Но и как Господь даст, а у Него Своя мера. Какое на Пасху должно быть нормальное состояние? Очень осторожно могу сказать, что некоторой легкости. Один из плодов Духа — радость духовная, но это — дар Божий. Если человек заботится о своей духовной жизни, ему легче жить, у него более мирно на душе. Если за время поста стало больше мира в душе — это очень много. Если приобретаешь определенный опыт внутренней духовной жизни, то есть опыт борьбы с грехом, молитвы, самопознания в свете заповедей Божиих — это огромное приобретение поста.
— Какие бывают канонические поблажки?
— Опытные духовники обычно советуют беременным, если они здоровы, хранить пост полностью, но если это вторая или третья беременность, сил у женщины, как правило, уже нет. Тогда пост хранят с различными послаблениями.
Кормящим нужны питательные элементы, поэтому им обычно полагаются большие послабления или вообще снимается гастрономическая часть поста. Но духовная часть остается всегда. Такого не должно быть, чтобы кормящая мама в качестве послабления поста включала на Страстной седмице приключенческий сериал.
— Мужской и женский посты отличаются между собой?
— Знаю и мужчин, и женщин, которые легко постятся, также знаю и тех, кто, наоборот, постится тяжело. Говорят, что мужчинам гастрономический пост дается труднее из-за физического труда, но все остальные искушения связаны с духовным состоянием человека. Иной раз слышишь: «Я вообще этого не могу». Спрашиваешь: «Хорошо, что ты хочешь? Чтобы батюшка сказал: «Не исполняй»?» Мы можем сказать: «Жди, когда сможешь, как-то продвигайся, стремись». Мы все слуги Божии. Можно же сладкое не есть, вкусное не есть. Некоторые скажут: «Нет, и этого не могу».
Одной матери говорю: «Чтобы молитва шла, нужно жертва. Какая, выберите сами». Она молчит. «Хорошо, — говорю, — не смотрите телевизор и не ешьте сладкое». «Это невозможно», — читаю в ее глазах, и она начинает торговаться: «А сахар можно?..» Великая тайна, чем человек может пожертвовать в своих отношениях с Господом.
— Как поститься детям?
— Иногда бывают семьи, которые постятся сами и постят своих детей. Им говоришь: «Очень хорошо. Поститесь и дальше». Но часто дети ходят в садик, в школу, там и пища не постная, и нагрузка увеличивается. Ничего не поделаешь.
— В какой мере нужно поститься людям преклонного возраста?
— Нужно есть для поддержки сил. Многие постятся без проблем. А другие приходят со списком послаблений: молоко, масло и проч. Но некоторые никогда не согласятся ослабить пост.
Никогда не забуду 95-летнюю женщину, которая обратилась ко мне с кроткой просьбой: можно ли ей иногда присаживаться во время чтения акафиста Иисусу Сладчайшему? 95 лет! Есть и такие, и это связано с огромной решимостью, а отнюдь не с крепким здоровьем.
Такая решимость потрудиться, чем возможно, Христа ради, вызывает благоговение. Но иногда встречается, наоборот, некоторая раздраженность: «Я всю жизнь постился!» Я говорю: «Не может быть? Как?!» «Ну, как, трудно было достать мясо, на деликатесы денег не хватало. Разве это не пост?!» Неодолимые преграды в понимании того, что когда ты по необходимости делаешь что-то доброе, это не есть духовный подвиг.
Великий пост — часть духовной жизни. О ней говорят его итоги. Может ли духовная жизнь быть плодотворной? Реальна ли она? Может быть, это просто благочестивая сказка? Если Великий пост проходить с целью найти Христа, послужить Ему, то мы убеждаемся, что духовная жизнь со всеми ее законами реальна, это — Жизнь с большой буквы, это жизнь с Богом.
Беседовала Александра Боровик
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |