Преподаватель — Королева Татьяна Владимировна
— Тема сегодняшнего нашего занятия — богослужение времени. Есть время земное, есть время, ограниченное вечностью. Мы служим в течение земного времени, ограниченного сутками, земными часами.
Наше богослужение связано с ветхозаветным. В ветхозаветном храме круглые сутки шла молитва, храм был открыт всегда. В него шли паломники, и в любой момент шла служба какого-либо часа. Каждый час имел положенную ему службу, а богослужебные сутки начинались с вечера. И в этом мы сейчас очень сильно связаны с ветхозаветной церковью, наш день также начинается с вечера.
— А во сколько он начинается?
— Сейчас нет жесткой привязки по времени, обычно служба в храмах начинается в 17-18 часов. Когда отец Валентин служил в подмосковном храме, то ему приходилось начинать в 16 часов; это было связано с расписанием электричек, на которых люди приезжали в храм и уезжали после службы.
Говоря о богослужении во времени, мы подразумеваем три круга богослужения — суточный, седмичный и годовой. Мы начнем с суточного круга. Всегда в сутках были постоянные молитвословия, положенные к определенному часу. К нашему времени сложилось так, что в сутках по уставу содержатся 9 служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия. Часы и вечерня тематически отправляются в Ветхий Завет. Литургия связана с Новым Заветом, жертвой Христовой, все остальные службы подчинены ей и готовятся к ней. В Ветхом Завете не было литургии, бескровной жертвы, но все было подготовкой к литургии, она находится над суточным кругом.
Далее Татьяна Владимировна говорит, опираясь на практику приходского богослужения, о том, когда служатся те или иные службы суточного круга.
— Главной книгой, отвечающей за суточный круг богослужения, является Часослов. В нем — канва службы.
Далее мы поговорим о наполнении седмицы. Седмица, то есть неделя (7 дней), начинается с воскресенья. Воскресенье — это малая Пасха. Здесь мы должны оговорить следующие понятия: седмица и неделя. В церковной практике седмицей мы называем последовательность 7 дней недели, а слово «неделя» означает воскресный день, воскресенье.
Содержание суточного круга по дням находится в книге, называемой Октоих (Осмогласник). Преподобный Иоанн Дамаскин, церковный гимнограф VIII века, желая возвысить гласом — церковным напевом — Пасху, «пропел» каждый день Пасхальной (Светлой) седмицы своим гласом, начиная с первого. Таким образом, Пасха оказалась возвышенной над всеми праздниками, будучи пропетой всей полнотой осмогласия. После Пасхальной седмицы наступает очередь 2-го гласа, и цикл восьми гласов идет по воскресным дням. И так — в течение года 6 раз меняется этот цикл; за год проходит 6 циклов (столпов). В каждом цикле глас прибавляется с каждой неделей, на Пасху же глас возвышается каждый день.
— Получается, что мы в году всю неделю поем одним напевом?
— Да, всю неделю одним гласом.
— Но мы ведь поем «Достойно есть» всегда одинаково.
— Есть песнопения изменяемые, а есть неизменяемые. «Достойно есть» поется 8-м гласом, но это неизменяемое песнопение, оно входит в состав службы независимо от гласа. Октоих содержит изменяемые песнопения, которыми наполняются службы, относящиеся к разным гласам.
Внутри каждого гласа службы распределяются по дням недели (седмицы). Каждый день чему-либо посвящен: неделя (воскресенье) — Воскресению Христову, понедельник — бесплотным силам, вторник — ветхозаветным пророкам и Иоанну Предтече, среда и пятница (постные дни) — воспоминаниям о предательстве, страданиях и крестной смерти Христа, четверг — апостолам и Николаю Чудотворцу, суббота — день покоя, поэтому в этот день вспоминают всех, кто упокоился.
На Часослов, как на канву, накладывается каждый день. Неизменяемые песнопения Часослова соединяются с изменяемыми песнопениями Октоиха. Если бы не было святых, то мы могли бы служить только по Часослову и Октоиху. Но у нас есть святые, которым составлено огромное количество служб. Каждый день года посвящен тому или иному святому или событию. И мы с вами подходим к третьей книге, которая замыкает год, содержит в себе годовой цикл. Она называется Минея (от слова «месяц»). На каждый месяц года есть своя Минея. Помимо Минеи Месячной есть Общая Минея, где содержатся службы, общие для того или иного чина святых, для праздников икон Богородицы, например. Если какому-нибудь местно чтимому святому не составлена своя служба, то служат по Общей Минее. Есть и Праздничная Минея, в которой собраны все праздники.
В году помимо дня каждого святого есть еще переходящие праздники, мы не можем знать, какое им дать число, они зависят от лунного календаря. Есть богослужебные книги, связанные с переходящими праздниками, с Пасхой. Это Триоди. Триодь в переводе с греческого значит «трипеснец». Постная Триодь содержит в себе особый цикл всего Великого поста (и три подготовительные недели) до Пасхи, Цветная Триодь — от Пасхи до Троицы. Вся наша жизнь христоцентрична, все события подчинены событиям земной жизни Христа. Все дни Великого поста, особенно Страстная седмица, исключительны, потому что они происходят не только здесь и сейчас, но и в вечности.
— А есть ли иерархия по событиям?
— Обязательно. Иерархичность учитывается при составлении служб. У нас на каждый день попадает какой-либо глас из Октоиха и святой из Минеи. Если мы служим по Триоди, то главной становится Триодь, потом Минея, потом Октоих. То есть, если речь идет о годовом круге, то сначала мы принимаем во внимание празднуемое событие, потом глас. В иерархии праздников сначала следуют Господские праздники, потом Богородичные, далее — Николай Чудотворец, потом остальные святые в зависимости от того, какие знаки они имеют в Типиконе (уставе). Помимо устава есть еще традиция, связанная с почитанием того или иного святого или образа Богородицы в данной местности.
— Выпускаются ли книги, в которых заранее составлена служба?
— Есть такой сборник, который выпускается на каждый год, — «Богослужебные указания». В нем подробно расписано, какой берется канон, какие стихиры, тропари и т.д. Но все это воедино собирает уже регент или уставщик в храме.
— Как же тогда это согласовывается со священником?
— Есть определенное последование службы. Священник не думает о том, какой конкретно канон мы должны читать. Он слышит, что мы читаем канон, дьякон знает, когда надо выйти кадить. В алтаре — канва, Часослов, а у нас — наполнение.
Чинопоследование, литургика — самый сложный предмет для изучения, если заниматься им только в классе и не ходить на службу. Не зря отец Валентин так много людей ставит на клирос. Чтобы хорошо знать чинопоследование, надо ходить на службу. Собственно, в этом надо жить.
ФОТО: cyrillitsa.ru, dvseminary.ru, old.stsl.ru, sretenie.com, www.logoslovo.ru
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |