Преподаватель — Королева Татьяна Владимировна
— Тема сегодняшнего нашего занятия — богослужение времени. Есть время земное, есть время, ограниченное вечностью. Мы служим в течение земного времени, ограниченного сутками, земными часами.
Наше богослужение связано с ветхозаветным. В ветхозаветном храме круглые сутки шла молитва, храм был открыт всегда. В него шли паломники, и в любой момент шла служба какого-либо часа. Каждый час имел положенную ему службу, а богослужебные сутки начинались с вечера. И в этом мы сейчас очень сильно связаны с ветхозаветной церковью, наш день также начинается с вечера.
— А во сколько он начинается?
— Сейчас нет жесткой привязки по времени, обычно служба в храмах начинается в 17-18 часов. Когда отец Валентин служил в подмосковном храме, то ему приходилось начинать в 16 часов; это было связано с расписанием электричек, на которых люди приезжали в храм и уезжали после службы.
Говоря о богослужении во времени, мы подразумеваем три круга богослужения — суточный, седмичный и годовой. Мы начнем с суточного круга. Всегда в сутках были постоянные молитвословия, положенные к определенному часу. К нашему времени сложилось так, что в сутках по уставу содержатся 9 служб: вечерня, повечерие, полунощница, утреня, 1-й час, 3-й час, 6-й час, 9-й час и литургия. Часы и вечерня тематически отправляются в Ветхий Завет. Литургия связана с Новым Заветом, жертвой Христовой, все остальные службы подчинены ей и готовятся к ней. В Ветхом Завете не было литургии, бескровной жертвы, но все было подготовкой к литургии, она находится над суточным кругом.
Далее Татьяна Владимировна говорит, опираясь на практику приходского богослужения, о том, когда служатся те или иные службы суточного круга.
— Главной книгой, отвечающей за суточный круг богослужения, является Часослов. В нем — канва службы.
Далее мы поговорим о наполнении седмицы. Седмица, то есть неделя (7 дней), начинается с воскресенья. Воскресенье — это малая Пасха. Здесь мы должны оговорить следующие понятия: седмица и неделя. В церковной практике седмицей мы называем последовательность 7 дней недели, а слово «неделя» означает воскресный день, воскресенье.
Содержание суточного круга по дням находится в книге, называемой Октоих (Осмогласник). Преподобный Иоанн Дамаскин, церковный гимнограф VIII века, желая возвысить гласом — церковным напевом — Пасху, «пропел» каждый день Пасхальной (Светлой) седмицы своим гласом, начиная с первого. Таким образом, Пасха оказалась возвышенной над всеми праздниками, будучи пропетой всей полнотой осмогласия. После Пасхальной седмицы наступает очередь 2-го гласа, и цикл восьми гласов идет по воскресным дням. И так — в течение года 6 раз меняется этот цикл; за год проходит 6 циклов (столпов). В каждом цикле глас прибавляется с каждой неделей, на Пасху же глас возвышается каждый день.
— Получается, что мы в году всю неделю поем одним напевом?
— Да, всю неделю одним гласом.
— Но мы ведь поем «Достойно есть» всегда одинаково.
— Есть песнопения изменяемые, а есть неизменяемые. «Достойно есть» поется 8-м гласом, но это неизменяемое песнопение, оно входит в состав службы независимо от гласа. Октоих содержит изменяемые песнопения, которыми наполняются службы, относящиеся к разным гласам.
Внутри каждого гласа службы распределяются по дням недели (седмицы). Каждый день чему-либо посвящен: неделя (воскресенье) — Воскресению Христову, понедельник — бесплотным силам, вторник — ветхозаветным пророкам и Иоанну Предтече, среда и пятница (постные дни) — воспоминаниям о предательстве, страданиях и крестной смерти Христа, четверг — апостолам и Николаю Чудотворцу, суббота — день покоя, поэтому в этот день вспоминают всех, кто упокоился.
На Часослов, как на канву, накладывается каждый день. Неизменяемые песнопения Часослова соединяются с изменяемыми песнопениями Октоиха. Если бы не было святых, то мы могли бы служить только по Часослову и Октоиху. Но у нас есть святые, которым составлено огромное количество служб. Каждый день года посвящен тому или иному святому или событию. И мы с вами подходим к третьей книге, которая замыкает год, содержит в себе годовой цикл. Она называется Минея (от слова «месяц»). На каждый месяц года есть своя Минея. Помимо Минеи Месячной есть Общая Минея, где содержатся службы, общие для того или иного чина святых, для праздников икон Богородицы, например. Если какому-нибудь местно чтимому святому не составлена своя служба, то служат по Общей Минее. Есть и Праздничная Минея, в которой собраны все праздники.
В году помимо дня каждого святого есть еще переходящие праздники, мы не можем знать, какое им дать число, они зависят от лунного календаря. Есть богослужебные книги, связанные с переходящими праздниками, с Пасхой. Это Триоди. Триодь в переводе с греческого значит «трипеснец». Постная Триодь содержит в себе особый цикл всего Великого поста (и три подготовительные недели) до Пасхи, Цветная Триодь — от Пасхи до Троицы. Вся наша жизнь христоцентрична, все события подчинены событиям земной жизни Христа. Все дни Великого поста, особенно Страстная седмица, исключительны, потому что они происходят не только здесь и сейчас, но и в вечности.
— А есть ли иерархия по событиям?
— Обязательно. Иерархичность учитывается при составлении служб. У нас на каждый день попадает какой-либо глас из Октоиха и святой из Минеи. Если мы служим по Триоди, то главной становится Триодь, потом Минея, потом Октоих. То есть, если речь идет о годовом круге, то сначала мы принимаем во внимание празднуемое событие, потом глас. В иерархии праздников сначала следуют Господские праздники, потом Богородичные, далее — Николай Чудотворец, потом остальные святые в зависимости от того, какие знаки они имеют в Типиконе (уставе). Помимо устава есть еще традиция, связанная с почитанием того или иного святого или образа Богородицы в данной местности.
— Выпускаются ли книги, в которых заранее составлена служба?
— Есть такой сборник, который выпускается на каждый год, — «Богослужебные указания». В нем подробно расписано, какой берется канон, какие стихиры, тропари и т.д. Но все это воедино собирает уже регент или уставщик в храме.
— Как же тогда это согласовывается со священником?
— Есть определенное последование службы. Священник не думает о том, какой конкретно канон мы должны читать. Он слышит, что мы читаем канон, дьякон знает, когда надо выйти кадить. В алтаре — канва, Часослов, а у нас — наполнение.
Чинопоследование, литургика — самый сложный предмет для изучения, если заниматься им только в классе и не ходить на службу. Не зря отец Валентин так много людей ставит на клирос. Чтобы хорошо знать чинопоследование, надо ходить на службу. Собственно, в этом надо жить.
ФОТО: cyrillitsa.ru, dvseminary.ru, old.stsl.ru, sretenie.com, www.logoslovo.ru
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |