«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1
В дни Великого поста особенно необходимо коснуться образа святого, который считается составителем постной триоди — богослужебной книги, содержащей молитвословия и песнопения на дни Великого поста и приготовительных седмиц к нему, а также Страстной седмицы до Великой Субботы включительно.
Название «триодь» происходит от слова «трипеснец» — особый трехпесенный канон; именно трипеснцы, а также каноны и стихиры относятся к трудам преподобного Феодора Студита — великого аввы великого монастыря, несокрушимого исповедника Православия, пламенного защитника почитания святых икон, богослова и плодотворного церковного гимнографа. Вместе со своим братом, святителем Иосифом Солунским, он признается «составителем триоди»2.
Ко времени принятия прп. Феодором монашества постная триодь уже существовала, но не представляла собой законченного произведения. Она содержала трипеснцы прп. Андрея Критского на первые дни Страстной седмицы, дву- и трипеснцы прп. Космы Маюмского и стихиры его сводного брата, великого песнотворца прп. Иоанна Дамаскина.
Заслугой прп. Феодора Студита является целостный общий строй триоди, составление многих песней на Святую Четыредесятницу, а также редактирование трудов тех отцов, которые писали покаянные произведения для дней Великого поста. Например, для Великого покаянного канона св. Андрея Критского им были составлены Троичны (стихи, прославляющие Пресвятую Троицу), без которых мы уже не можем представить это произведение: «Пресущественная Троице, во Единице покланяемая, возми бремя от мене тяжкое греховное, и яко благоутробна, даждь ми слезы умиления», «Безначальная, несозданная Троице, нераздельная Единице, кающася мя прими, согрешивша спаси: Твое есмь создание, не презри, но пощади, и избави мя огненнаго осуждения», «Троице простая, несозданная, безначальное естество в Троице певаемая ипостасей, спаси ны верою покланяющияся державе Твоей»3.
Стихи эти можно назвать литургическим изложением святоотеческого учения о Пресвятой Троице, в полноте воспринятым святым Феодором от великих отцов древности, в первую очередь свт. Григория Богослова, и сохраненным в форме церковной поэзии.
Также прп. Феодору принадлежат Богородичны Великого покаянного канона; вместе со своим братом свт. Иосифом Солунским он разделил Великий канон на песни и присоединил к нему тропари в честь святых Андрея и Марии Египетской4.
В собственных творениях прп. Феодор открывается прежде всего как «любящий духовный отец всех грядущих к покаянию, всех христиан, ищущих обновления души»5. В трипеснцах, стихирах, канонах он вводит верующих в Великий пост: «Постное время светло начнем, к подвигом духовным себе подложившее, очистим душу, очистим плоть, постимся якоже в снедех от всякия страсти, добродетельми наслаждающееся духа: в нихже совершающееся любовию, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху, духовно радующеся»6.
Затем прп. Феодор помогает верующим идти путем постного подвига, поддерживая и ободряя их, говоря о радости духовной: «Пощением, Господи, души просветившее, да сподобимся неосужденно Крест Твой видети в радости, и поклонитися страхом и любовию: просвещает бо Той страсти Твоя вольныя, яже благоволи достигнути нам, яко человеколюбец»7.
Преподобный ведет верующих ко Святому Воскресению Христову через все дни Великого поста: «Преполовивше сей священный пощения путь, к будущему радостию потецем, благотворения елеем души помазавшее, яко да сподобимся Христа Бога нашего, и Божественным Страстем поклонитися, предварити и Страшное и Святое Воскресение»8, заканчивая этот путь на шестой седмице, душою устремляясь «ко Христу, благословляя Его Вход в Иерусалим»9.
Постная триодь в целом стала великим училищем покаяния, будучи наполненной горением духа преподобного Феодора, и сокровищницей святоотеческого догматического учения, содержащей откровенные истины о Триипостасном Божестве, изложенные языком высокой церковной поэзии.
Житие прп. Феодора свидетельствует о том, что вся жизнь его явилась подвигом во Имя Пресвятой Троицы: литургическое творчество — лишь одна из сторон этого подвига.
Преподобный родился в 759 году в Константинополе в богатой и благочестивой семье, получил хорошее светское образование: стал ритором и философом. Был женат, но на двадцать втором году жизни принял монашеский постриг по обоюдному согласию со своей супругой Анной, которая совершила то же. Прп. Феодор преуспел в монашеской жизни и был поставлен начальником Константинопольского Студийского монастыря, где и проявил в полной мере способности духовного наставника, организатора и управителя: при нем восстановлен монастырь, умножилась братия, введен строгий порядок монастырской жизни.
Преподобный трижды подвергался ссылке: в последний раз (царствование императора-иконоборца Льва Армянина) — за твердую защиту почитания святых икон. Он претерпел множество истязаний, которые не сломили его твердости — и остался неустрашим: даже из темницы, находясь на грани жизни и смерти, писал послания в защиту иконопочитания. В 820 году был из этой ссылки освобожден, но не остался в Константинополе: в 826 году преподобный окончил свою жизнь в уединенном месте — Акрите в Вифинии.
После его кончины, кроме гимнографических произведений, осталось множество догматических сочинений (в основном в защиту почитания святых икон); увещания и наставления для монашествующих (Большое и Малое Оглашение и другие); Устав Студийского монастыря, излагающий годовой порядок церковной службы.
Жизненный подвиг прп. Феодора и его богатейшее богословское наследие свидетельствуют о том, что он является «проповедником таинства Покаяния, отцом, зовущим к Богу, оберегающим каждый шаг, каждый день церковного человека на его стезе покаяния. И здесь преподобный Феодор не только авва монахов — его голос звучит для всех, его паства — все человечество, обращенное ко Христу, а его любовь простирается и на умерших»10.
Святый преподобный отче Феодоре, моли Бога о нас!
Автор цикла статей: Ирина Русова
2 Булгаков С. Месяцеслов и Триодион Православной Церкви. Вып. 3, 4. С.171. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 236.
3 Троичны первой, второй и третьей песен Великого покаянного канона преп. Андрея Критского, поемого в четверток первой седмицы Великого Поста.
4 Карабинов И.А. Постная Триодь. Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов. С-Пб., 1910. IX. 292 с. С. 101, 132. Цит. по: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 241.
6 Стихира на Господи, воззвах в вечер Прощеного воскресенья.
8 Стихира в вечер недели четвертой Великого Поста.
10 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 268.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |