Представление целей и задач дисциплины «Церковное пение» как средства знакомства с богослужением и более активному участию в нем. Высказывания святых отцов о церковном пении, о его месте и роли в богослужении, о цели и задачах в духовной жизни христианина. Вокальное пение как основа православной богослужебной традиции. Причины отсутствия инструментального сопровождения в храме. Указания Типикона о церковном пении.
Деление церковного пения по градациям музыкального элемента на чтение и собственно пение. Отличительные особенности чтения и собственно пения. Деление пения по музыкальному оформлениею слова в богослужении на одиночное и хоровое пение. Структура и градации одиночного и хорового пения. Деление песнопений по содержательному признаку богослужебных текстов на несколько групп. Характерные особенности каждой из них. Разделение богослужебного пения на каноническое и неканоническое, определения каждого из них. Паралитургическое пение. Песнопения религиозного содержания на небогослужебные тексты.
Слова апостола Пвла о происхождении богослужебных текстов (Еф. 5, 19). Псалмы, Песни Священного Писания, новозаветная гимнография — основа православного богослужения. Классификация псалмов по содержательному признаку. Многочисленные примеры вхождения текстов псалмов в структуру богослужения. Песни Священного Писания как историческая основа гимнографического жанра канона. Новозаветная гимнография, ее классификация по жанрам
Богослужение и богослужебное пение первохристиан. Одиночное и хоровое пение как отправные точки профессионального и общенародного пения. Основные виды хорового пения. Система древнереческих ладов и местные напевы — основа музыкального материала богослужения в 1-м веке.
Постепенное усложнение музыкального языка в церковном пении во 2-4 вв. Красота богослужебного пения как средство агитации для борьбы с ересями. Забота отцов церкви о чистоте пения. Стремление сохранить диатонический характер церковных напевов и вокальную природу церковной музыки. Отбор определенных древнегреческих ладов, имеющих диатонический характер. Постепенное формирование на их основе системы осьмогласия. Труды епископа Амвросия Мелиоланского по упорядочению церковных напевов. «Амвросианское пение» в Западной Церкви в 4-м — начале 5-го века, основанное на четырех диатонических ладах. Добавление к ним четырех дополнительных диатонических ладов в конце 6-го — начале 7-го веков, связанное с именем Папы Григориея Двоеслова («Григорианское пение»). Использование наряду с диатоническими также и хроматических древнегреческих ладов в церковном пении Восточной Церкви в 4-7 веках. Параллельное формирование системы осьмогласия на Востоке с 5-го века. Завершение формирование системы Осьмогласие прп. Иоанном Дамаскиным в 8-м веке. Создание Октоиха, упорядочение системы гласов на основе местных традиций Восточной Церкви.
Постепенное формирование различных принципов развития церковного пения в Западной и Восточной Церквях с 8-го века. Введение в Западной Церкви органа в богослужебную практику как средство поддержки хора. Возникновение, а затем активное развитие многоголосия в Католической традиции после разделения Церквей в 1054 г. Возникновение полифинии как самостоятельного вида творчества в Католическом церковном пении. Развитие органного искусства как самостоятельного вида творчества в рамках Католического богослужения. Полифония строгого письма, его расцвет в Италии и Нидерландах в 15-16 веках. Появление протестантизма в 16 веке, давшего мощный импульс развития музыкального творчества в рамках протестанского богослужения. Полифония свободного письма, ее расцвет в творчестве И.С. Баха в первой половине 18-го века.
Продолжение развития системы осьмогласия в Православной Церкви после 1054 г. на принципах одноголосия и строго вокального характера пения. Дальнейшая систематизация гимнографических жанров, создание новых текстов, напевов, строгая классификация в системе гласов. Формирование и утверждение крюкового способа фиксации напевов с 8-го века. Сохранение одноголосного характера пения и строгой классикации всех песнопений по гласам в Греческой Церкви до настоящего времени.
Наличие к моменту принятия христианству Русью системы богослужебного пения, сложившейся в Византийской Церкви: готовых текстов, системы гласовых напевов в крюковом изложении, различных способов и видов пения — одиночного и хорового, строго вокального способа воспроизведения напевов, одноголосного их изложения, святоотеческих взглядов на природу и значение церковного пения. Первый период — с 988 г. до конца 11-го века — усвоение системы пения византийского образца в болгарской версии — в переводе на церковнославянский язык. Следующий период - до начала 14-го века. Формирование системы русского уставного богослужебного пения. Знаменное и кондакарное пение, их особенности и различия. Третий период — с начала 14-го до начала 16-го вв. Период упадка, связанного с последствиями татаро-монгольского ига. Разделение культурно-религиозноых традиций на западную и восточную. Появление исона. Начало формирования новых родов пения — демественного и путевого роспевов. Четвертый период — с начала 16-го по середину 17-го вв. Появление раннего русского многоголосия. Развитие путевого и демественного роспевов.
Распространение многоголосного партесного пения по польскому образцу на Украине и в западных областях России на протяжении первой половины 17-го века. Реформы патриарха Никона. Исправление чина богослужения и новые переводы богослужебных текстов, соотвестсвующие современным тому периоду греческим первоисточникам. Необходимость согласования новых вариантов текстов с уставными напевами. Подготовка нового издания исправленных текстов с напевами в крюковой нотации. Проникновение и быстрое распространение многоголосного партесного пения и линейной нотации из западных областей страны в центральную Россию на протяжении 1550—1570 годов. Замена крюковой нотации на пятилинейную. Отмена в связи с этим проекта издания исправленных текстов с уставными напевами в крюковой нотации. Быстрое распространение новых одноголосных роспевов, пришедших с Украины — киевского, греческого, болгарского. Постепенное вытеснение из богослужебной практики древних одноголосных роспевов - знаменного, демественного, путевого. Основные гимнотворцы и идеологи партесного пения в России. Продолжение распространения и развития партесного пения по польскому образцу в первой половине 18-го века.
Распространение итальянской оперной музыки при дворе русских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730—1750 годы). Постепенное усвоение итальянского оперного стиля в русской певческой культуре того времени. Распространение этого влияния на богослужебные песнопения и манеру их исполнения. Начало длительного периода влияния итальянского оперного стиля на богослужение. Итальянские композиторы, работавшие в России. Распространение жанра запричастного многочастного концерта на богослужении. Основные особенности стиля песнопений итальянского периода. Возникновение новых церковно-певческих школ в различных городах страны. Появление первых талантливых выпускников. Бортнянский, Березовский, Ведель - крупнейшие церковные композиторы конца 18-го — начала 19-го века. Деятельность Бортнянского на посту директора Придворно-певческой капеллы. Его богатое творческое наследие, его влияние на дальнейшее развитие богослужебного пения в России. Начало длительной работы по гармонизации древних напевов. Деятельность Турчанинова. Развитие монастырского богослужения, формирование особых монастырских местных напевов.
Назначение Львова на пост директора Придворно-певческой капеллы в 1837 г. Смена направления стиля церковного пения. Увлечение немецким классическим стилем, законами гармонии по образцу венской классической школы и раннего романтизма. Постепенное распространение этого стиля в церковном пении по всей стране. Жестская цензура под началом Придворно-певческой капеллы. Основные особенности этого стиля. Преобладание гармонии над мелодией. Издание «Обихода церковного пения» на 4 голоса в 1848 г. Развитие этого стиля в 1860-е — 1880-е годы при директорстве Бахметева. Церковные композиторы Петербургской школы. Появление интереса в русском обществе к древним напевам, потребность изучения их. Создание кафедры русского церковного пения в основанной в 1866 году Московской консерватории. Деятельность прот. Димитрия Разумовского в области изучения и систематизации истории русского церковного пения.
Ослабление влияния Придворно-певческой капеллы на процессы развития церковного пения в стране к концу 19-го века. Постепенное перемещение центра развития и изучения церковного пения из Петербурга в Москву. Усиление Московского Синодального хора. Активное развитие и усиление влияния Синодального училища в Москве как главного центра изучения древних напевов, как лучшего современного учебного заведения по подготовке регентов и певчих. Деятельность Смоленского, Кастальского в деле изучения, гармонизации и обработок древних церковных напевов. Постепенное формирование стиля Московской синодальной школы в конце 19-го — начале 20-го века. Его неповторимые отличительные особенности. Основные вершины его — песнопения и обработки Кастальского, Чеснокова, Никольского, Калинникова, Гречанинова. Всенощная Рахманинова как высшее достижение этого стиля. Продолжение исторических изысканий в области изучения русского церковного пения в деятельности Металлова, Преображенского. Концерты духовной музыки вне богослужения.
Революция 1917 года в России. Конец Синодального периода. Отсутствие условий для для дальнейшего развития церковного пения в России. Эмиграция части церковных композиторов. Переключение с богослужебной деятельности на светскую большинства церковных композиторов и регентов, оставшихся в России. Развитие церковного пения в русской эмиграции. Сохранение основных черт стиля Синодального периода. Церковное пение в СССР. Имена церковных композиторов и регентов, продолжавших свою деятельность в трудных условиях гонений на Церковь - Чмелев, Третьяков, Озеров. Развитие церковного пения после Великой Отечественной войны. Патриарший хор под управлением Комарова. Хор Академии и Семинарии Троице-Сергиевой Лавры под управлением арх. Матфея (Мормыля). Церковные песнопения диак. Сергия Трубачева. Перестройка и окончание гонений на церковь. Развитие оживление церковно-певческой жизни. Деятельность монастырских хоров в Москве, других крупных монастырях. Создание новых церковных песнопений, имена современных церковных композиторов, регентов.
Система пятилинейной нотации. Запись звуков на линейках и между линейками. Высокие и низкие звуки, запись их на высоких и низких линейках. Длинные (целые и половинки) и короткие (четверти) звуки. Обозначение остановок в мелодии длинными нотами, движения в мелодии — короткими нотами. Понятие читка, его обозначение в нотах. Значок лиги как фиксация распева одного слога на 2 или более нот. Знаки повышения и понижения звуков — диезы и бемоли. Бекар — отмена диеза или бемоля. Знаки повторностимелодии или части ее.
Понятие структуры гласа. Понятие колена как обозначения завершенной музыкальной фразы. Запись колен нотами. Различные закономерности чередования колен в гласах. Тактовая черта — обозначение границ колен. Распев текстов тропарей, кондаков по музыкальным фразам — коленам. Соответствие границ словесных фраз музыкальным.
Система знаков над текстами тропарей и кондаков, фиксирующих их распев на мелодию соотвествуюшего гласа. Обозначение остановки, Остановок с подъемом и спуском в мелодии, обозначения движения в мелодии без остановки. Обозначения распевов одного слога на 2 и более нот.
Практическое освоение партии 2-го голоса в восьми тропарных гласах Московской традиции. Изучение структуры каждого гласа, особенностей их мелодического и ритмического строения. Общегрупповые тренировки по запоминанию мелодии гласа на слух на материале наиболее известных текстов в каждом гласе.
Понятие богослужебного времени. Понятие богослужебных кругов — суточного, недельного (восьминедельного), годового, Пасхалии, Псалтири. Содержание и структура каждого из кругов. Изложение их в богослужебных книгах. Особенности и закономерности взаимодействия нескольких кругов на каждом богослужении.
Особенности тематики, содержания, структуры Великопостного и Пасхального богослужений. Законы и характер их взаимодействия с остальными богослужебными кругами. Основные особенности богослужения и основные песнопения от подготовительных недель Великого поста до Недели всех Святых.
Разновидности и стрктура Божественной литургии. Классификация изменяемых и неизменяемых ее частей. Основные особенности песнопений Литургии. Практическое изучение Литургии путем пения всей группой большинства ее частей на наиболее известные и распространенные напевы.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года | |||||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий | |||
5 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
6 | вторник | Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | среда | Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | четверг | Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
9 | пятница | Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
10 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | прот.Георгий | |||
12 | поне-дельник | Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | вторник | Мч. Ермея. Ап. Ермия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | среда | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | четверг | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
16 | пятница | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
17 | суббота | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
19 | поне-дельник | Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | вторник | Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
21 | среда | Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
22 | четверг | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
23 | пятница | Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
24 | суббота | Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Александр | |||
26 | поне-дельник | Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
27 | вторник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | среда | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
29 | четверг | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
30 | пятница | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай |