Представление целей и задач дисциплины «Церковное пение» как средства знакомства с богослужением и более активному участию в нем. Высказывания святых отцов о церковном пении, о его месте и роли в богослужении, о цели и задачах в духовной жизни христианина. Вокальное пение как основа православной богослужебной традиции. Причины отсутствия инструментального сопровождения в храме. Указания Типикона о церковном пении.
Деление церковного пения по градациям музыкального элемента на чтение и собственно пение. Отличительные особенности чтения и собственно пения. Деление пения по музыкальному оформлениею слова в богослужении на одиночное и хоровое пение. Структура и градации одиночного и хорового пения. Деление песнопений по содержательному признаку богослужебных текстов на несколько групп. Характерные особенности каждой из них. Разделение богослужебного пения на каноническое и неканоническое, определения каждого из них. Паралитургическое пение. Песнопения религиозного содержания на небогослужебные тексты.
Слова апостола Пвла о происхождении богослужебных текстов (Еф. 5, 19). Псалмы, Песни Священного Писания, новозаветная гимнография — основа православного богослужения. Классификация псалмов по содержательному признаку. Многочисленные примеры вхождения текстов псалмов в структуру богослужения. Песни Священного Писания как историческая основа гимнографического жанра канона. Новозаветная гимнография, ее классификация по жанрам
Богослужение и богослужебное пение первохристиан. Одиночное и хоровое пение как отправные точки профессионального и общенародного пения. Основные виды хорового пения. Система древнереческих ладов и местные напевы — основа музыкального материала богослужения в 1-м веке.
Постепенное усложнение музыкального языка в церковном пении во 2-4 вв. Красота богослужебного пения как средство агитации для борьбы с ересями. Забота отцов церкви о чистоте пения. Стремление сохранить диатонический характер церковных напевов и вокальную природу церковной музыки. Отбор определенных древнегреческих ладов, имеющих диатонический характер. Постепенное формирование на их основе системы осьмогласия. Труды епископа Амвросия Мелиоланского по упорядочению церковных напевов. «Амвросианское пение» в Западной Церкви в 4-м — начале 5-го века, основанное на четырех диатонических ладах. Добавление к ним четырех дополнительных диатонических ладов в конце 6-го — начале 7-го веков, связанное с именем Папы Григориея Двоеслова («Григорианское пение»). Использование наряду с диатоническими также и хроматических древнегреческих ладов в церковном пении Восточной Церкви в 4-7 веках. Параллельное формирование системы осьмогласия на Востоке с 5-го века. Завершение формирование системы Осьмогласие прп. Иоанном Дамаскиным в 8-м веке. Создание Октоиха, упорядочение системы гласов на основе местных традиций Восточной Церкви.
Постепенное формирование различных принципов развития церковного пения в Западной и Восточной Церквях с 8-го века. Введение в Западной Церкви органа в богослужебную практику как средство поддержки хора. Возникновение, а затем активное развитие многоголосия в Католической традиции после разделения Церквей в 1054 г. Возникновение полифинии как самостоятельного вида творчества в Католическом церковном пении. Развитие органного искусства как самостоятельного вида творчества в рамках Католического богослужения. Полифония строгого письма, его расцвет в Италии и Нидерландах в 15-16 веках. Появление протестантизма в 16 веке, давшего мощный импульс развития музыкального творчества в рамках протестанского богослужения. Полифония свободного письма, ее расцвет в творчестве И.С. Баха в первой половине 18-го века.
Продолжение развития системы осьмогласия в Православной Церкви после 1054 г. на принципах одноголосия и строго вокального характера пения. Дальнейшая систематизация гимнографических жанров, создание новых текстов, напевов, строгая классификация в системе гласов. Формирование и утверждение крюкового способа фиксации напевов с 8-го века. Сохранение одноголосного характера пения и строгой классикации всех песнопений по гласам в Греческой Церкви до настоящего времени.
Наличие к моменту принятия христианству Русью системы богослужебного пения, сложившейся в Византийской Церкви: готовых текстов, системы гласовых напевов в крюковом изложении, различных способов и видов пения — одиночного и хорового, строго вокального способа воспроизведения напевов, одноголосного их изложения, святоотеческих взглядов на природу и значение церковного пения. Первый период — с 988 г. до конца 11-го века — усвоение системы пения византийского образца в болгарской версии — в переводе на церковнославянский язык. Следующий период - до начала 14-го века. Формирование системы русского уставного богослужебного пения. Знаменное и кондакарное пение, их особенности и различия. Третий период — с начала 14-го до начала 16-го вв. Период упадка, связанного с последствиями татаро-монгольского ига. Разделение культурно-религиозноых традиций на западную и восточную. Появление исона. Начало формирования новых родов пения — демественного и путевого роспевов. Четвертый период — с начала 16-го по середину 17-го вв. Появление раннего русского многоголосия. Развитие путевого и демественного роспевов.
Распространение многоголосного партесного пения по польскому образцу на Украине и в западных областях России на протяжении первой половины 17-го века. Реформы патриарха Никона. Исправление чина богослужения и новые переводы богослужебных текстов, соотвестсвующие современным тому периоду греческим первоисточникам. Необходимость согласования новых вариантов текстов с уставными напевами. Подготовка нового издания исправленных текстов с напевами в крюковой нотации. Проникновение и быстрое распространение многоголосного партесного пения и линейной нотации из западных областей страны в центральную Россию на протяжении 1550—1570 годов. Замена крюковой нотации на пятилинейную. Отмена в связи с этим проекта издания исправленных текстов с уставными напевами в крюковой нотации. Быстрое распространение новых одноголосных роспевов, пришедших с Украины — киевского, греческого, болгарского. Постепенное вытеснение из богослужебной практики древних одноголосных роспевов - знаменного, демественного, путевого. Основные гимнотворцы и идеологи партесного пения в России. Продолжение распространения и развития партесного пения по польскому образцу в первой половине 18-го века.
Распространение итальянской оперной музыки при дворе русских императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны (1730—1750 годы). Постепенное усвоение итальянского оперного стиля в русской певческой культуре того времени. Распространение этого влияния на богослужебные песнопения и манеру их исполнения. Начало длительного периода влияния итальянского оперного стиля на богослужение. Итальянские композиторы, работавшие в России. Распространение жанра запричастного многочастного концерта на богослужении. Основные особенности стиля песнопений итальянского периода. Возникновение новых церковно-певческих школ в различных городах страны. Появление первых талантливых выпускников. Бортнянский, Березовский, Ведель - крупнейшие церковные композиторы конца 18-го — начала 19-го века. Деятельность Бортнянского на посту директора Придворно-певческой капеллы. Его богатое творческое наследие, его влияние на дальнейшее развитие богослужебного пения в России. Начало длительной работы по гармонизации древних напевов. Деятельность Турчанинова. Развитие монастырского богослужения, формирование особых монастырских местных напевов.
Назначение Львова на пост директора Придворно-певческой капеллы в 1837 г. Смена направления стиля церковного пения. Увлечение немецким классическим стилем, законами гармонии по образцу венской классической школы и раннего романтизма. Постепенное распространение этого стиля в церковном пении по всей стране. Жестская цензура под началом Придворно-певческой капеллы. Основные особенности этого стиля. Преобладание гармонии над мелодией. Издание «Обихода церковного пения» на 4 голоса в 1848 г. Развитие этого стиля в 1860-е — 1880-е годы при директорстве Бахметева. Церковные композиторы Петербургской школы. Появление интереса в русском обществе к древним напевам, потребность изучения их. Создание кафедры русского церковного пения в основанной в 1866 году Московской консерватории. Деятельность прот. Димитрия Разумовского в области изучения и систематизации истории русского церковного пения.
Ослабление влияния Придворно-певческой капеллы на процессы развития церковного пения в стране к концу 19-го века. Постепенное перемещение центра развития и изучения церковного пения из Петербурга в Москву. Усиление Московского Синодального хора. Активное развитие и усиление влияния Синодального училища в Москве как главного центра изучения древних напевов, как лучшего современного учебного заведения по подготовке регентов и певчих. Деятельность Смоленского, Кастальского в деле изучения, гармонизации и обработок древних церковных напевов. Постепенное формирование стиля Московской синодальной школы в конце 19-го — начале 20-го века. Его неповторимые отличительные особенности. Основные вершины его — песнопения и обработки Кастальского, Чеснокова, Никольского, Калинникова, Гречанинова. Всенощная Рахманинова как высшее достижение этого стиля. Продолжение исторических изысканий в области изучения русского церковного пения в деятельности Металлова, Преображенского. Концерты духовной музыки вне богослужения.
Революция 1917 года в России. Конец Синодального периода. Отсутствие условий для для дальнейшего развития церковного пения в России. Эмиграция части церковных композиторов. Переключение с богослужебной деятельности на светскую большинства церковных композиторов и регентов, оставшихся в России. Развитие церковного пения в русской эмиграции. Сохранение основных черт стиля Синодального периода. Церковное пение в СССР. Имена церковных композиторов и регентов, продолжавших свою деятельность в трудных условиях гонений на Церковь - Чмелев, Третьяков, Озеров. Развитие церковного пения после Великой Отечественной войны. Патриарший хор под управлением Комарова. Хор Академии и Семинарии Троице-Сергиевой Лавры под управлением арх. Матфея (Мормыля). Церковные песнопения диак. Сергия Трубачева. Перестройка и окончание гонений на церковь. Развитие оживление церковно-певческой жизни. Деятельность монастырских хоров в Москве, других крупных монастырях. Создание новых церковных песнопений, имена современных церковных композиторов, регентов.
Система пятилинейной нотации. Запись звуков на линейках и между линейками. Высокие и низкие звуки, запись их на высоких и низких линейках. Длинные (целые и половинки) и короткие (четверти) звуки. Обозначение остановок в мелодии длинными нотами, движения в мелодии — короткими нотами. Понятие читка, его обозначение в нотах. Значок лиги как фиксация распева одного слога на 2 или более нот. Знаки повышения и понижения звуков — диезы и бемоли. Бекар — отмена диеза или бемоля. Знаки повторностимелодии или части ее.
Понятие структуры гласа. Понятие колена как обозначения завершенной музыкальной фразы. Запись колен нотами. Различные закономерности чередования колен в гласах. Тактовая черта — обозначение границ колен. Распев текстов тропарей, кондаков по музыкальным фразам — коленам. Соответствие границ словесных фраз музыкальным.
Система знаков над текстами тропарей и кондаков, фиксирующих их распев на мелодию соотвествуюшего гласа. Обозначение остановки, Остановок с подъемом и спуском в мелодии, обозначения движения в мелодии без остановки. Обозначения распевов одного слога на 2 и более нот.
Практическое освоение партии 2-го голоса в восьми тропарных гласах Московской традиции. Изучение структуры каждого гласа, особенностей их мелодического и ритмического строения. Общегрупповые тренировки по запоминанию мелодии гласа на слух на материале наиболее известных текстов в каждом гласе.
Понятие богослужебного времени. Понятие богослужебных кругов — суточного, недельного (восьминедельного), годового, Пасхалии, Псалтири. Содержание и структура каждого из кругов. Изложение их в богослужебных книгах. Особенности и закономерности взаимодействия нескольких кругов на каждом богослужении.
Особенности тематики, содержания, структуры Великопостного и Пасхального богослужений. Законы и характер их взаимодействия с остальными богослужебными кругами. Основные особенности богослужения и основные песнопения от подготовительных недель Великого поста до Недели всех Святых.
Разновидности и стрктура Божественной литургии. Классификация изменяемых и неизменяемых ее частей. Основные особенности песнопений Литургии. Практическое изучение Литургии путем пения всей группой большинства ее частей на наиболее известные и распространенные напевы.
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
7 | суббота | ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
8 | воскре-сенье | ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | поне-дельник | День Святого Духа Сплошная седмица |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
10 | вторник | Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
13 | пятница | Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Заговенье на Петров пост |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | поне-дельник | Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
17 | вторник | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
18 | среда | Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | четверг | Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | поне-дельник | Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Апп. Варфоломе́я и Варна́вы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | четверг | Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | с |