Цели и задачи изучения дисциплины
Цели изучения дисциплины:
— освоение студентами предметной области философии религии и ее актуальных проблем с точки зрения современного религиозного сознания.
— формирование кругозора в области современной философской мысли, в частности, в сегменте религиозной философии; необходимых знаний и аппарата в области философии религии и общекультурных;
— применение аппарата религиозной рефлексии внутри компетенций современной картины мира.
Задачи изучения дисциплины:
— Исследование комплекса тематической проблематики; синтеза научной парадигмы в контексте опытно принятого мировоззрения.
— Формирование представлений об основных вопросах современной философии религии; навыков сопоставления актуальных концепций, логически взаимосвязанных в системе современного мировоззрения.
— Соотнесение генезиса современного мировоззрения с контекстом перспектив проблематики христианского богословия и философии религии, преломляемых в срезе христианского понимания и расстановки акцентов.
В результате усвоения дисциплины выпускник должен:
Знать:
— историю и методологию философии религии;
— современные проблемы философии религии;
— теоретические основы важнейших концепций философии религии;
—современное состояние философии религии.
Уметь:
— адаптировать и применять полученные философско-религиозные знания к решению актуальных проблем в сфере профессиональной деятельности.
Владеть:
— навыками решения сложных исследовательских задач по философско-религиозной проблематике, способствующими дальнейшему освоению теологических дисциплин.
Содержание и распределение дисциплины по видам учебной работы и формам аттестации
Курс состоит из теоретической (лекционной) части, практической работы студентов на семинарах в течение учебных семестров, самостоятельной работы студентов с источниками согласно библиографии и (при желании) шире.
Краткое содержание дисциплины
Тема 1. Введение в предмет («Современные проблемы философии религии»)
Востребованность философского аппарата внутри контекста религиозной проблематики. Динамика и критерии актуальности проблемы. Причины современной гиперболизации феномена в контексте исторического генезиса.
Контрольные вопросы по теме 1:
1. Обосновать (богословски, культурологически, исторически) актуальность предмета «Современные проблемы философии религии».
2. Сопоставить дисциплины богословия и философии по аспекту поставленных и решаемых задач; обозначить сегменты позитивного пересечения гносеологической проблематики.
3. Две парадигмы мышления (познания). Осветить историческое и современное состояние вопроса.
Тема 2. Современные проблемы природы религиозности
Культурно-исторический контекст вопроса о происхождении религии. Религиозно-антропологическая оценка. Диалектика культа. Эстетика. Онтология культа. Производная культа. Мировоззренческий контекст позитивистского парадокса. Культурно-антропологические антиномии «естественного» объяснения. Духовно-эмпирический позитив морфологического тезиса религиозной природы.
Контрольные вопросы по теме 2:
Осветить религиозную проблематику антропогенеза в научном-богословском аспекте.
Дать представление о характере эдемских отношений с Творцом и указать иные предпосылки позднейшего формирования религиозного культа.
Обозначить этические, эстетические, духовные предпосылки формирование культа.
Каковы религиозные функции эстетики в (древнем) культе?
Онтологический смысл жертвоприношения как религиозный архетип.
Тема 3. Современные проблемы христианской антропологии
Введение философской проблематики основных направлений христианской антропологии. Духовно-биологический симбиоз антропологии Рая. Статико-динамическая характеристика промысла о природе человека. Современный контекст явления. Проблематика богословско-философского осмысления феномена изменения природы человека. Креационизм. Эволюционизм. Исторический генезис человека. Археолого-антропологическая проблематика. Тенденции и вехи синергии Священной истории (факты, персоналии). Культурное осмысление качественной индетерминированности новозаветного самосознания. Трансформация антропологических установок Творца. Проблематика богословия явления. Социокультурная актуализация новозаветных антропологических перспектив. Антропологическое богословие вектора земной истории. Эмпирические проявления духовно-мистического опыта в православно-церковной практике и аналогичный аспект в догматике католицизма. Богословское осмысление структурной проблематики эсхатологической антропологии христианских Церквей. Современные и классические культурные апории богословия богооправдания. Антропологическая философия вопроса. Духовно-аскетическая практика послушания.
Контрольные вопросы по теме 3:
Пояснить смысл христианского антропологического понимания человека, как «вершины творения».
Характеристики рая в духовных и земных категориях: его состояние, предназначение, длительность, местоположение и проч.
Проблематика теорий креационизма и эволюционизма: сильные и слабые стороны взглядов.
Предложить сопоставительный анализ духовно-нравственной динамики двух эпох — Ветхого Завета и Нового Завета.
«Бацилла чумы» как аргумент против теодиции.
Тема 4. Современная телеологическо-космологическая проблематика естественного богословия
Естественное богословие в теологическом спектре: трансформация иерархии. Антропологические корни и парадоксы технической революции в эсхатологическом контексте. Новейшие вопросы. Актуальная сфера богословского осмысления: христианская космология, телеологичность космоса. Антиномичность корпуса законов естествознания: богословское обоснование эмпирических аргументов. Естественнонаучная и философско-богословская проблематика антропного принципа. Материалистические аргументы в культурно-технической ретроспективе. Современный контекст анонса аргументации (Р. Пентроуз, А. Панов, Е. Мареева и другие). Богословская оценка.
Проблематика современной научной космологии в философско-богословском контексте (А. Карпенко и другие). Особенности христианской космологии как структурные составляющие современной научной картины мира. Позиция христианства.
Контрольные вопросы по теме 4:
Место и значение дисциплины естественного богословия среди совокупности богословскийх направлений.
Естественное богословие и проблема «оживающей материи».
Философия техники в контексте христианского взгляда на мир.
Энтропийно-эволюционный парадокс. Антропный принцип.
Теория Большого взрыва.
Тема 5. Антирелигиозная проблематика современного трансгуманизма
Безрелегиозность (безбожность) как субкультура в контексте культовых принципов гуманизма. Закономерные следствия гуманизма в картине мира будущего и их духовные причины. Особенности парадигмы современной ментальности в познавательном аспекте; феномен науки как базовая характеристика. Основные мировоззренческие предпосылки трансгуманизма. Введение термина. Современное состояние движения. Мировоззренческая парадигма трансгуманизма. Христианская оценка технотронной эпохи. Идеологическая база трансгуманизма. Техника в идеологическом контрасте. Антропологические следствия внутри контекста технотронной модели цивилизации. Парадоксы трансгуманизма. Ключевой вопрос движения трансгуманизма в полемике с христианским взглядом на мир. Аргументы христианства. Характеристика движения трансгуманизма в контексте оценки вечных ценностей.
Контрольные вопросы по теме 5:
Характер познавательной активности в контексте современного взгляда на мир как следствие принципиальной мировоззренческой подвижки Новейшей истории.
Трансгуманизм как вызов христианскому представлению о мире.
Трансгуманизм как лицо современной эпохи.
Краеугольный вопрос трансгуманизма в эсхатологической перспективе.
Духовно-антропологические основы культуры как контраргумент в полемике с трансгуманизмом.
Тема 6. Христианские проблемы современной биоэтики
Антиномичность биоэтической проблематики и исторический контекст ее возникновения: основные параметры. Христианская оценка феномена динамики самосознания в контексте постмодернистской этики. Источники и технические возможности данного развития. Его метафизические границы. Социальная концепция Русской Православной Церкви. Контекстные разработки нетрадиционной проблематики.
Современная трансформация христианского права как контекст биоэтической проблематики. Свобода личности и спасительное самоограничение. Антиномия блж. Августина.
Христианская проблематика генного «улучшения» человека. Пастырский подход к проблеме митр. Антония (Блума). Синергийная метафизика проф. И.Силуяновой.
Нравственные аспекты трансплантологии. Практика современного осмысления. Гиперболический генезис направления и его логический итог. Христианская оценка. Критерии контекстного ограничения как задача христианского сознания.
Христианская демотивация феномена клонирования в антропологическом контексте. Границы биологические допустимости (Социальная концепция Русской Православной Церкви).
Гуманистическая трансформация заповеди деторождения в медицинском симбиозе. Нравственная оценка современных способов преодоления бесплодия. Параметры недопустимости в перспективе применения технических возможностей.
Классификация искусственного прерывания беременности. Христианская оценка феномена. Уставная практика Церкви. Нравственная оценка феномена страдания. Классификация допустимости. Каноническое обоснование.
Бытийственность в глазах Бога. Преломление исторической линии в современном контексте. Метаморфозы самосознания брака в научно-медицинском контексте. Христианская оценка в перспективе пастырских рисков.
Церковная оценка эвтаназии. Антиномичность феномена страдания. Эвтаназия животных в практически-богословском контексте.
Историческая деформация проблематики транссексуальности. Научно-медицинский контекст явления. Богословская оценка. Социокультурный контекст. Творческий потенциал христианского богословия.
Контрольные вопросы по теме 6:
Биоэтика как предмет в общем этическом контексте.
Особенности (специфика) биоэтической проблематики.
Христианские корни биоэтической проблематики.
Генная инженерия, трансплантология и иные направления биоэтики.
Социальная концепция Русской Православной Церкви.
Тема 7. Религиозная проблематика социального богословия
Хронология социального богословия (философии) в контексте новейших исторических идей. Духовная основа и антропологические предпосылки социальной проблематики. Причинно-следственное обоснование социальной динамики.
Осмысление основания социальности. Анализ духовных основ социальности. Духовный принцип феномена идеологии. Эсхатологический аспект социальности.
Социально-экклезиологические основы государственности. Качественная оценка феномена государства в антропологическом контексте. Оценка природы государственности.
Основные принципы патриархата как общественного устройства. Социальный анализ и отличительные признаки теократии как формы управления. Современные нюансы вопроса. Социальные особенности государственного института монархии. Духовно-антропологический аспект. Отличительные черты формы правления «Республика». Этический аспект. Этно-антропологические последствия. Новейшие особенности. Определение анархии как формы общественного устройства. Основные принципы данной теории. Современный резонанс. Практическая проблематика. Отличительные особенности империи как формы государственного правления. Культурно-философские основы данного феномена. Глобализация как тема социального богословия. Принцип проблематики перспектив социального устроения.
Феномен общественного служения. Экклезиологическая проблематика. Роль христианской религии (православия) в процессе формирования государства и культуры. Социально-экклезиологические последствия данного феномена.
Гендерная философия в контексте социальной проблематики. Духовно-философские корни гендерного вопроса. Экклезиологический и социальный эпифеномены феминизма.
Контрольные вопросы по теме 7:
Социальное богословие как предмет. Феномен социальности.
Религиозные основы социальности.
Государство как социальный феномен.
Социальная деятельность Церкви.
Гендерная проблематика социальности.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |