И.Г. Русова
Ну вот, как и собиралась, попробую дополнить уже упоминавшуюся статью А.Е. Черкасовой «Смысл православного паломничества», порассуждав о странничестве. Литературы и серьезных научных исследований, предметом которых является этот феномен, очень много. Можно упомянуть для примера тексты архим. Феодора (Бухарева) [5], Н.А. Бердяева [1], Д.Б. Дорофеева [2], Э.Р. Лассана [3] и массу других. Странничество рассматривается в этих работах в различных аспектах, с точки зрения исторической науки, с точки зрения богословия, с точки зрения православной аскетики. В художественной литературе, живописи, иконописи созданы яркие и живые образы странников; отдельно можно поставить широко известную в русской православной традиции книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» [4], которую можно считать, с одной стороны, художественным произведением, с другой – практическим наставлением в умном делании, т.е. творении Иисусовой молитвы.
Не дерзая затрагивать сейчас все аспекты феномена странничества, рассматриваемые в упомянутых трудах, хочется сказать о нем несколько слов с точки зрения современной катехизации, т.е. предпринять попытку выразить очень глубокое простым обычным языком, понятным всем нам.
В первых трех главах книги Бытия содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и его последствиях. Люди, нарушившие заповедь Отца, изгнаны из рая и остаются жить в падшем мире, имея обетование о том, что когда-то придет Спаситель, Который и вернет их в утраченное по своей воле отечество. Проходит много веков, содержащих в себе всю историю человечества, и обетование это начинает сбываться – приходит Спаситель, воплощается Сын Божий и совершает Свой подвиг спасения всего человечества. Тому, как именно совершено было это спасение, посвящены, собственно говоря, все христианские богословские труды двух последних тысячелетий. Можно вспомнить одну из самых ярких притч Господа – о блудном сыне [Лк. 15:11-32], олицетворяющем и наших прародителей, и все человечество, и каждого человека в отдельности. Глубинная память о потерянном когда-то Отчем доме живет в каждой душе человеческой, что отражается в великих произведениях искусства различных эпох. Чтобы вернуться домой, сыну нужно опомниться и захотеть это сделать, а дорогу в Отчий дом ему указывает Евангелие. Нужно родиться свыше, т.е. креститься, нужно стремиться стать совершенным согласно заповедям блаженств, нужно приступать к установленным Богом таинствам. Выполняя все это, человек начинает приближаться к Царствию Божию, которое понемногу открывается в глубинах его духа и души, еще в этой, земной жизни. «Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17:21], говорит Господь, и Он же говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]. И вот этот образ пути для христианина всегда был особенно наглядным. Жизнь от рождения до смерти есть путь; процесс аскетических подвигов и борьбы со страстями есть путь; и дорога от дома до храма есть путь. Куда? В Царство Небесное, в утраченное Отечество, в Отчий дом, к Отцу, к любви совершенной, обрести которую мы можем только там, в Отчем доме… И вот человек бросает свой земной дом, оставляет семью, работу и все дела, берет посох и котомку и отправляется в путь – длиною в земную жизнь.
Это очень упрощенная схема; в научной и художественной литературе описана масса вариантов этого процесса – могли странствовать по обету и возвратиться домой через некоторое время, могли ходить пешком на богомолье раз в год к преп. Сергию, могли ходить несколько раз в жизни к Киевским угодникам, могли ходить в Иерусалим… Мужчины и женщины, в разные эпохи, разного достатка, общественного и семейного положения, культуры и умственного развития – а вот желание отправиться в путь, который ведет в Царство Небесное, символом которого становится тот или иной храм или монастырь, единое для всех. Есть разница между явлениями паломничества и странничества: паломничество – это путешествие к святыне с намерением поклониться ей, коснуться благодати и, унося частичку этой благодати с собой, вернуться к своей обычной жизни. Паломничество в земной жизни имеет свое окончание и может многократно повторяться. Странничество – это вечное паломничество, когда человек идет от одной святыни к другой, уже не возвращаясь в свой земной дом, оставив все имущество и заботы, и окончанием пути становится только физическая кончина странника, открывающая ему наконец дверь в вожделенный отчий дом.
Примеры и паломничеств, и странничества мы видим и в Византии на протяжении всей ее истории, и в западнохристианских странах, и на Руси – начиная от ее крещения до начала XX века. Явление это во все эпохи массовое, а его повсеместность и различные формы проявления позволяют отнести его к постоянным свойствам человеческой души – не тем свойствам, которые создавал Господь при творении человека, а тем, которые мы приобрели после грехопадения… А раз так, то ни XX, ни XXI, и никакие другие века не станут исключением и свойство это проявлялось, проявляется и будет проявляться – в тех формах, в которых оно может существовать в конкретную эпоху. И наши с вами паломничества – в соседний храм, в Псково-Печерский монастырь, в Иерусалим и куда угодно еще – это проявление того самого желания (для самих себя, может быть, неясного) идти домой, вернуться к Отцу, найти наконец настоящее Отечество, нами же самими по глупости и злой воле утраченное. Мы с вами тоже странники, в той мере, которая для нас возможна, и это еще один, самый, наверное, главный и важный смысл православного паломничества….
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |