Главная/Паломничества/Чуть-чуть о современном странничестве

Чуть-чуть о современном странничестве

И.Г. Русова

Ну вот, как и собиралась, попробую дополнить уже упоминавшуюся статью А.Е. Черкасовой «Смысл православного паломничества», порассуждав о странничестве. Литературы и серьезных научных исследований, предметом которых является этот феномен, очень много. Можно упомянуть для примера тексты архим. Феодора (Бухарева) [5], Н.А. Бердяева [1], Д.Б. Дорофеева [2], Э.Р. Лассана [3] и массу других. Странничество рассматривается в этих работах в различных аспектах, с точки зрения исторической науки, с точки зрения богословия, с точки зрения православной аскетики. В художественной литературе, живописи, иконописи созданы яркие и живые образы странников; отдельно можно поставить широко известную в русской православной традиции книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» [4], которую можно считать, с одной стороны, художественным произведением, с другой – практическим наставлением в умном делании, т.е. творении Иисусовой молитвы.

Не дерзая затрагивать сейчас все аспекты феномена странничества, рассматриваемые в упомянутых трудах, хочется сказать о нем несколько слов с точки зрения современной катехизации, т.е. предпринять попытку выразить очень глубокое простым обычным языком, понятным всем нам.

В первых трех главах книги Бытия содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и его последствиях. Люди, нарушившие заповедь Отца, изгнаны из рая и остаются жить в падшем мире, имея обетование о том, что когда-то придет Спаситель, Который и вернет их в утраченное по своей воле отечество. Проходит много веков, содержащих в себе всю историю человечества, и обетование это начинает сбываться – приходит Спаситель, воплощается Сын Божий и совершает Свой подвиг спасения всего человечества. Тому, как именно совершено было это спасение, посвящены, собственно говоря, все христианские богословские труды двух последних тысячелетий. Можно вспомнить одну из самых ярких притч Господа – о блудном сыне [Лк. 15:11-32], олицетворяющем и наших прародителей, и все человечество, и каждого человека в отдельности. Глубинная память о потерянном когда-то Отчем доме живет в каждой душе человеческой, что отражается в великих произведениях искусства различных эпох. Чтобы вернуться домой, сыну нужно опомниться и захотеть это сделать, а дорогу в Отчий дом ему указывает Евангелие. Нужно родиться свыше, т.е. креститься, нужно стремиться стать совершенным согласно заповедям блаженств, нужно приступать к установленным Богом таинствам. Выполняя все это, человек начинает приближаться к Царствию Божию, которое понемногу открывается в глубинах его духа и души, еще в этой, земной жизни. «Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17:21], говорит Господь, и Он же говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]. И вот этот образ пути для христианина всегда был особенно наглядным. Жизнь от рождения до смерти есть путь; процесс аскетических подвигов и борьбы со страстями есть путь; и дорога от дома до храма есть путь. Куда? В Царство Небесное, в утраченное Отечество, в Отчий дом, к Отцу, к любви совершенной, обрести которую мы можем только там, в Отчем доме… И вот человек бросает свой земной дом, оставляет семью, работу и все дела, берет посох и котомку и отправляется в путь – длиною в земную жизнь.

Это очень упрощенная схема; в научной и художественной литературе описана масса вариантов этого процесса – могли странствовать по обету и возвратиться домой через некоторое время, могли ходить пешком на богомолье раз в год к преп. Сергию, могли ходить несколько раз в жизни к Киевским угодникам, могли ходить в Иерусалим… Мужчины и женщины, в разные эпохи, разного достатка, общественного и семейного положения, культуры и умственного развития – а вот желание отправиться в путь, который ведет в Царство Небесное, символом которого становится тот или иной храм или монастырь, единое для всех. Есть разница между явлениями паломничества и странничества: паломничество – это путешествие к святыне с намерением поклониться ей, коснуться благодати и, унося частичку этой благодати с собой, вернуться к своей обычной жизни. Паломничество в земной жизни имеет свое окончание и может многократно повторяться. Странничество – это вечное паломничество, когда человек идет от одной святыни к другой, уже не возвращаясь в свой земной дом, оставив все имущество и заботы, и окончанием пути становится только физическая кончина странника, открывающая ему наконец дверь в вожделенный отчий дом.

Примеры и паломничеств, и странничества мы видим и в Византии на протяжении всей ее истории, и в западнохристианских странах, и на Руси – начиная от ее крещения до начала XX века. Явление это во все эпохи массовое, а его повсеместность и различные формы проявления позволяют отнести его к постоянным свойствам человеческой души – не тем свойствам, которые создавал Господь при творении человека, а тем, которые мы приобрели после грехопадения… А раз так, то ни XX, ни XXI, и никакие другие века не станут исключением и свойство это проявлялось, проявляется и будет проявляться – в тех формах, в которых оно может существовать в конкретную эпоху. И наши с вами паломничества – в соседний храм, в Псково-Печерский монастырь, в Иерусалим и куда угодно еще – это проявление того самого желания (для самих себя, может быть, неясного) идти домой, вернуться к Отцу, найти наконец настоящее Отечество, нами же самими по глупости и злой воле утраченное. Мы с вами тоже странники, в той мере, которая для нас возможна, и это еще один, самый, наверное, главный и важный смысл православного паломничества….

Использованная литература

  1. Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  2. Дорофеев Д. Б. Феномен странничества в западноевропейской и русской культурах // Культурология: Журнал. 2010. № 1 (52). С. 63-88.
  3. Лассан Э. Р. Дорога без конца как русская национальная идея // Русистика и компаративистика: Сборник научных трудов МГПУ. 2008.  № 3. С. 211-223.
  4. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. [Эл.рес.] // Christian Classics Ethereal Library [Web-сайт]. https://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Strannik.htm.
  5. Феодор (Бухарев) архим. Странники. [Эл.рес.] // Азбука веры [Web-сайт]. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buharev/stranniki/.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
 
29 вторник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
30 среда Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 четверг Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года
1 пятница Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
2 суббота Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
3 воскре-сенье Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Николай
4 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 вторник Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
6 среда Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 четверг Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Полиелей 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 пятница Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
9 суббота Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
10 воскре-сенье Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 прот.Валентин, д.Николай
11 поне-дельник Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
12 вторник Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
13 среда Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 четверг Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
15 пятница Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
17 воскре-сенье Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Александр
18 поне-дельник Прор. Захарии и прав. Елисаветы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
19 вторник Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
20 среда Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
21 четверг Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
22 пятница Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
23 суббота Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
24 воскре-сенье Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий
25 поне-дельник Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
26 вторник Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения  Креста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
27 среда Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
28 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии Литургия 08-00 иер.Иоанн
Полиелей 18-00 прот.Валентин
30 суббота Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
1 воскре-сенье Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн, иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.