Главная/Паломничества/Чуть-чуть о современном странничестве

Чуть-чуть о современном странничестве

И.Г. Русова

Ну вот, как и собиралась, попробую дополнить уже упоминавшуюся статью А.Е. Черкасовой «Смысл православного паломничества», порассуждав о странничестве. Литературы и серьезных научных исследований, предметом которых является этот феномен, очень много. Можно упомянуть для примера тексты архим. Феодора (Бухарева) [5], Н.А. Бердяева [1], Д.Б. Дорофеева [2], Э.Р. Лассана [3] и массу других. Странничество рассматривается в этих работах в различных аспектах, с точки зрения исторической науки, с точки зрения богословия, с точки зрения православной аскетики. В художественной литературе, живописи, иконописи созданы яркие и живые образы странников; отдельно можно поставить широко известную в русской православной традиции книгу «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу» [4], которую можно считать, с одной стороны, художественным произведением, с другой – практическим наставлением в умном делании, т.е. творении Иисусовой молитвы.

Не дерзая затрагивать сейчас все аспекты феномена странничества, рассматриваемые в упомянутых трудах, хочется сказать о нем несколько слов с точки зрения современной катехизации, т.е. предпринять попытку выразить очень глубокое простым обычным языком, понятным всем нам.

В первых трех главах книги Бытия содержится рассказ о сотворении Богом мира и человека, грехопадении и его последствиях. Люди, нарушившие заповедь Отца, изгнаны из рая и остаются жить в падшем мире, имея обетование о том, что когда-то придет Спаситель, Который и вернет их в утраченное по своей воле отечество. Проходит много веков, содержащих в себе всю историю человечества, и обетование это начинает сбываться – приходит Спаситель, воплощается Сын Божий и совершает Свой подвиг спасения всего человечества. Тому, как именно совершено было это спасение, посвящены, собственно говоря, все христианские богословские труды двух последних тысячелетий. Можно вспомнить одну из самых ярких притч Господа – о блудном сыне [Лк. 15:11-32], олицетворяющем и наших прародителей, и все человечество, и каждого человека в отдельности. Глубинная память о потерянном когда-то Отчем доме живет в каждой душе человеческой, что отражается в великих произведениях искусства различных эпох. Чтобы вернуться домой, сыну нужно опомниться и захотеть это сделать, а дорогу в Отчий дом ему указывает Евангелие. Нужно родиться свыше, т.е. креститься, нужно стремиться стать совершенным согласно заповедям блаженств, нужно приступать к установленным Богом таинствам. Выполняя все это, человек начинает приближаться к Царствию Божию, которое понемногу открывается в глубинах его духа и души, еще в этой, земной жизни. «Царствие Божие внутрь вас есть» [Лк. 17:21], говорит Господь, и Он же говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» [Ин. 14:6]. И вот этот образ пути для христианина всегда был особенно наглядным. Жизнь от рождения до смерти есть путь; процесс аскетических подвигов и борьбы со страстями есть путь; и дорога от дома до храма есть путь. Куда? В Царство Небесное, в утраченное Отечество, в Отчий дом, к Отцу, к любви совершенной, обрести которую мы можем только там, в Отчем доме… И вот человек бросает свой земной дом, оставляет семью, работу и все дела, берет посох и котомку и отправляется в путь – длиною в земную жизнь.

Это очень упрощенная схема; в научной и художественной литературе описана масса вариантов этого процесса – могли странствовать по обету и возвратиться домой через некоторое время, могли ходить пешком на богомолье раз в год к преп. Сергию, могли ходить несколько раз в жизни к Киевским угодникам, могли ходить в Иерусалим… Мужчины и женщины, в разные эпохи, разного достатка, общественного и семейного положения, культуры и умственного развития – а вот желание отправиться в путь, который ведет в Царство Небесное, символом которого становится тот или иной храм или монастырь, единое для всех. Есть разница между явлениями паломничества и странничества: паломничество – это путешествие к святыне с намерением поклониться ей, коснуться благодати и, унося частичку этой благодати с собой, вернуться к своей обычной жизни. Паломничество в земной жизни имеет свое окончание и может многократно повторяться. Странничество – это вечное паломничество, когда человек идет от одной святыни к другой, уже не возвращаясь в свой земной дом, оставив все имущество и заботы, и окончанием пути становится только физическая кончина странника, открывающая ему наконец дверь в вожделенный отчий дом.

Примеры и паломничеств, и странничества мы видим и в Византии на протяжении всей ее истории, и в западнохристианских странах, и на Руси – начиная от ее крещения до начала XX века. Явление это во все эпохи массовое, а его повсеместность и различные формы проявления позволяют отнести его к постоянным свойствам человеческой души – не тем свойствам, которые создавал Господь при творении человека, а тем, которые мы приобрели после грехопадения… А раз так, то ни XX, ни XXI, и никакие другие века не станут исключением и свойство это проявлялось, проявляется и будет проявляться – в тех формах, в которых оно может существовать в конкретную эпоху. И наши с вами паломничества – в соседний храм, в Псково-Печерский монастырь, в Иерусалим и куда угодно еще – это проявление того самого желания (для самих себя, может быть, неясного) идти домой, вернуться к Отцу, найти наконец настоящее Отечество, нами же самими по глупости и злой воле утраченное. Мы с вами тоже странники, в той мере, которая для нас возможна, и это еще один, самый, наверное, главный и важный смысл православного паломничества….

Использованная литература

  1. Бердяев Н.А. Русская идея. СПб.: Азбука-классика, 2008.
  2. Дорофеев Д. Б. Феномен странничества в западноевропейской и русской культурах // Культурология: Журнал. 2010. № 1 (52). С. 63-88.
  3. Лассан Э. Р. Дорога без конца как русская национальная идея // Русистика и компаративистика: Сборник научных трудов МГПУ. 2008.  № 3. С. 211-223.
  4. Откровенные рассказы странника духовному своему отцу. [Эл.рес.] // Christian Classics Ethereal Library [Web-сайт]. https://www.ccel.org/contrib/ru/Strannik/Strannik.htm.
  5. Феодор (Бухарев) архим. Странники. [Эл.рес.] // Азбука веры [Web-сайт]. https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buharev/stranniki/.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
31 суббота Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года
1 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 поне-дельник Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
3 вторник Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 среда Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
5 четверг Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
6 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
7 суббота ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА
Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших
Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
8 воскре-сенье ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ
ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА
Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
9 поне-дельник День Святого Духа
Сплошная седмица
Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
10 вторник Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
11 среда Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
12 четверг Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
13 пятница Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
14 суббота Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
15 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского
Заговенье на Петров пост
Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ 17-00 иер.НИКОЛАЙ
16 поне-дельник Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
17 вторник Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
18 среда Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 четверг Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
20 пятница Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
21 суббота Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ
22 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим 17-00 иер.НИКОЛАЙ
23 поне-дельник Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
24 вторник Апп. Варфоломе́я и Варна́вы Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
25 среда Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
26 четверг Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
27 пятница Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
28 суббота Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
29 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ 17-00 иер.АЛЕКСАНДР
30 поне-дельник Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
1 вторник Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 среда Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 пятница Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Сщмч. Евсе́вия Литургия 08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
6 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 поне-дельник Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 с
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.