1. Где сохранились древнейшие христианские изображения?
2. Перечислите раннехристианские символы, встречающиеся в росписях, мозаиках и иконах. Что они означают?
3. Раннехристианские символы и образы, обозначающие евхаристию.
4. Типы изображений, встречающиеся в катакомбах. Сюжеты.
5. Библейские сюжеты, встречающиеся в росписях катакомб.
6. Изображение Спасителя в раннехристианском искусстве. Какие типы изображений встречаются?
7. Символические изображения Иисуса Христа в раннехристианском искусстве.
8. Аллегорические изображения Иисуса Христа в раннехристианском искусстве.
9. Как развивался образ Христа в византийском искусстве?
10. Древнейшие иконы Спасителя. Сходства и отличия от канонических древнерусских образов.
11. Споры святых отцов о том, как надо изображать Христа.
12. Объясните, что такое канон и следование ему в иконописи на примере образов Спасителя.
13. Основные иконографические типы изображения Спасителя.
14. Изображение креста в раннехристианский период? Как видоизменялось изображение креста?
15. Иконоборческий период: Предпосылки. Суть. Периодизация (основные даты). Итоги.
16. Важнейшие Вселенские соборы, на которых обсуждались вопросы, связанные с иконоборчеством. Назовите даты и расскажите о том, какие важные решения были приняты.
17. Догматические основания иконопочитания. Аргументы, приводимые отцами Церкви в пользу иконопочитания.
18. Особенности раннехристианской эстетики.
19. Что такое канон в иконописи? Объясните и продемонстрируйте на примерах.
20. Каков смысл иконы? Каковы её значение и роль в христианском мире?
21. Художественный и символический язык иконы. Принципы построения композиции. Символика цвета в иконе. Пространство и время иконы.
22. Чем икона отличается от картины, а иконописец от художника?
23. Каков литургический смысл иконы, и какова её литургическая роль?
24. Антропологическое значение иконы.
25. Изображение человека на иконе.
26. Типы святых и их изображения на иконах. Святые в храмовых росписях.
27. Структура иконостаса. Смысл и роль. История формирования и развития.
28. Основные принципы, лежащие в основе существующих программ расположения росписей в храме.
29. Росписи купола, сводов храма и столпов. Что изображается и почему.
30. Изображения, помещающиеся в алтаре и центральной апсиде. Что и почему.
31. Классическая программа росписи стен храма.
32. Сопоставьте иератические принципы расположения икон в иконостасе и в храмовых росписях.
33. Иконографии Святой Троицы. История развития.
34. Основные иконографические типы изображения Богородицы.
35. Как и когда сложился византийский тип изображения Богородицы. Древнейшие иконы Богородицы.
36. Изображение Богородицы в раннехристианском искусстве. Образы и сюжеты.
37. Опишите одну из иконографических композиций гимнографического жанра (по выбору экзаменатора): что изображено на иконе, каков литургический источник композиции и каков смысл изображаемого.
38. Иконографические композиции, построенные на литургических текстах.
39. Иконографические композиции, посвященные Богородице, построенные на гимнографических текстах.
40. Иконографические композиции догматического жанра.
41. Иконография «Страшного суда»: композиция и смысл.
42. Источники (что может лежать в основе) сюжетных композиций на иконах? Перечислите и проиллюстрируйте примерами (на примере любых сюжетных икон).
43. Опишите детально иконографию одного из праздников (по выбору экзаменатора). Нужно знать, что изображено (все детали композиции). К какому времени восходит его сложение и возникновение иконографической композиции. Напишите, на основании данных каких источников строится сюжет. Расскажите, как иконописцы передают с помощью образов догматический смысл праздника. Как развивалась композиция во времени?
44. Иконография Богородичных праздников.
45. Образы Воскресения Христова. Основные иконографические композиции. Расскажите об истории развития образов воскресения.
46. Иконографические сюжеты, входящие в «Страстной цикл».
47. Образы распятия. Как развивался и формировался этот образ от раннехристианского периода до наших дней.
48. Расскажите о древнейших русских иконах.
49. Древнерусское искусство в домонгольский период. Основные черты.
50. Связь византийской и русской традиций.
56. Особенности Владимиро-Суздальской школы.
57. Особенности Новгородской и Псковской школ.
58. Московская школа в XIV–XV вв.
59. Творчество Феофана Грека.
60. Творчество Андрея Рублева.
61. Творчество Дионисия.
62. XVII в. Направления и тенденции в иконографии.