Не вышедшие из рая
(Записки воскресного студента)
По большому счету, без лукавства, я так до конца и не понимаю — ЗАЧЕМ мне это нужно. За год ответов набралось множество, но все они лишь часть чего-то ощутимо большего. Может быть, понимание придет позже, а может, так и будет длиться это парадоксальное, во многом даже нелепое с точки зрения взрослого, сложившегося человека состояние элементарного, начального ученичества. Причем, чем больше ты узнаешь, тем огромнее, воистину бездоннее открывается перед тобой пропасть личного незнания.
В основе этих субъективных размышлений, конечно же, мои «терзания и сомнения», но все-таки постараюсь включить в них и опыт других студентов, идущих рядом по пути совсем не простого ученичества во взрослой воскресной школе. Поэтому и начну с небольшого описания — кто есть мы? Если вы хотите написать книги о том, как Ной собирал «каждой твари по паре» на свой Ковчег, или ощутить причастность к Вавилонскому столпотворению, по следам которого составить доклад о социальном срезе ветхозаветного народонаселения, то лучшего предмета для исследования социальных групп, чем воскресные студенты, вам не найти. Кто здесь собирается два раза в неделю, использует, по мнению большинства родственников, драгоценное время совсем не по назначению? Кто те странные взрослые, которые вновь сели за парты?
Есть люди с несколькими высшими образования и только закончившие школу или закончившие только школу и очень-очень давно. Семейные, многодетные, незамужние, не женатые, бездетные. Учителя, врачи, шоферы, уборщицы, математики, рабочие, журналисты, мерчандайзеры, админы, банковские служащие… Профессий — как в справочнике для поступающих в вузы. Молодые и в возрасте, из диаметрально противоположных социальных слоев, неофиты и люди воцерковленные — любой синоним к слову «разные» применим к нам.
Во всем этом надо искать что-то объединяющее, общее и, конечно, первое что приходит на ум — все мы люди православные. Но тут-то и возникают не то, чтобы «две большие разницы», а сотни и тысячи разногласий, противоречий, антагонизмов. «В русском православном человеке намешано столько, что плакать и смеяться от этого можно одновременно», — неоднократно говорит в своих проповедях отец-настоятель, и истинность слов его мы подтверждаем абсолютно. На вступительном собеседовании (которое для многих становится откровением своей неформальностью и в то же время серьезностью) задается по сути один, но главный вопрос: «Во что вы верите?». Просто, казалось бы, ответить, но чем больше задумываешь, чем больше погружаешься в себя, чем больше узнаешь, тем сложнее (если вообще возможно) найти ответ. Получается либо как в знакомой байке о старушке, которая верит в троицу — Спасителя, Богородицу и Николая Угодника, либо ты приходишь к выводу, что «знаешь лишь то, что ничего не знаешь».
С этого уровня, собственно, и начинаются занятия в воскресной школе для взрослых. Все мы здесь такие слегка «не вышедшие из рая». Откуда сей термин — расскажу чуть позже, а пока примите это как определение счастливого состояния блаженства от неведения бездны собственного невежества. «Таким образом, возникает столкновение двух мировоззренческих парадигм: с одной стороны — традиционно-религиозной, с другой — прогрессистско-научный взгляд на перспективу исторического эволюционного процесса... Вам все понятно?» — и в фразе этой нет вопроса. Скорее само собой разумеющийся вывод, ведь главный учитель — настоятель храма — не может усомниться в том, что вы, как истинные христиане, не знаете что такое «секуляризация» или «трансгуманизм». Конечно, есть в этом доля огромного чувства юмора и иронии отца Валентина, но первое и долгое время ты почти физически ощущаешь, как со ржавым скрипом лени начинает шевелиться разум, какие неподъемные пласты информации ты пытаешься разложить и насколько мозг отвык учиться. Да что голова — душа, прежде всего, не готова к новому знанию и переосмыслению уже существующего в тебе!
Первое время практически каждая лекция — откровение, потрясение, переворот и ощутимый щелчок по твоему себялюбию и самомнению. Лекции по Новому завету — известные истины в преломлении, осмысление их через нашу обыкновенную ни чем не примечательную человеческую жизнь. На Ветхом — тысячелетняя история приближается на расстояние протянутой руки, пророки становятся твоими современниками, Библия оживает. Оказывается, церковнославянский язык — понятен, необычно красив в своей ясной строгости: прочитать и перевести, бледнее от собственной дерзости, можно не только многократно слышанное «елицы изыдите», но даже «непщеванием надолзе молящееся» и бесчисленное множество других неведомых доколе слов. В действительности, несмотря на всех медведей, действа которых вы приписываете собственному слуху, вам не только можно, но и нужно петь в Храме, потому что пение — это особая молитва. А литургика — настоящая наука, которая объясняет не только во что батюшка одет, то есть, облачен, а, прежде всего, зачем, в чем сакральный смыл и облачения, и иконостаса, и всего таинства служения, службы, Церкви. О-о, великий и ужасный Катехизис! Эти понятия, термины, догмы ты не только должен понимать, но уметь ими оперировать, изъясняться осознано на этом языке! Как такое возможно?!..
Об уроках рассказывать можно бесконечно, потому что это интересно, увлекательно, живо, нестандартно. И каждый раз ты действительно бежишь на занятия, не смотря на дела насущные, усталость, ворчание жен-мужей, капризы начальства и детей.
Педагогам (в большинстве своем непрофессиональными по образованию, но ставшими таковыми по призванию), людям как светским, так и в духовных санах важнее не то, что ты знаешь и понимаешь, а о чем спрашиваешь. Лекция, превращенная в горячий, страстный диспут, с обязательными примерами из жизни, сравнением «было-стало», пересказом «а вот у них, когда я жил в другой стране» — норма, если не обязательное условия обучения в Школе.
И поздно вечером, возвращаясь домой, слегка обескураженный, но отчего-то счастливый, размышляешь о таком простом и великом. Сколь бы долго мы ни ходили в Храм, какими бы воцерковленными ни были, простые истины требует постоянного познания: Божественное есть бесконечное постижение. Не стоит считать, что, если бабушки перестали вам делать замечания (да вы и сами теперь кого угодно «выстроите» в правильном порядке в церкви), если сбились со счету, сколько раз вами от корки до корки прочитано Евангелие, а количество выученных молитв составляет несколько десятков, — не стоит считать, что теперь вы что-то знаете о христианстве.
Тест на знание, проверка проста до гениальности. Вы можете другому человеку, не имеющему отношения к православной церкви объяснить, во что веруете? Почему каждое воскресное утро начинается с посещение храма, а иконы в вашем доме — не идолопоклонство? Да, собственно, зачем висит крест на вашей груди? Видимо, это тоже относится к категории того самого «загадочного русского православного психотипа», когда мы, истово и истинно веря, ничего не можем объяснить. А католики, мусульмане, протестанты, бесчисленные сектанты и даже якобы неверующие в Бога атеисты могут. И очень даже убедительно доказывают, что, когда, где, почему, зачем и в чем главные постулаты их вероисповеданий. Завалят вас цитатами из Библии и афоризмами святых отцов, назовут, а затем и опровергнут, казалось бы, незыблемые догматы, до основания и глубже разберут, развенчают все вроде бы надежные и прочные религиозные установки. Результат нашего незнания, проблема, беда нашей веры — в том, что мы не умеем о ней говорить…
…что и пытается воскресная школа для взрослых нам дать, чему и старается научить нас — таких разных, еще «не вышедших из рая». Откуда формулировка? Дело было так. Занятие по Ветхому завету заменял другой педагог. Перед началом нас спрашивает:
— Вы на каком месте остановились? Книгу Бытия закончили?
— Да что вы, батюшка, мы еще из рая не вышли! — имелось в виду, что изучали мы в тот момент еще только тему о сотворении мира, но, согласитесь, образно получилось.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |