Главная/Публикации/Статьи/Ирина Ковалёва. Не вышедшие из рая

Ирина Ковалёва. Не вышедшие из рая

Не вышедшие из рая

(Записки воскресного студента)

По большому счету, без лукавства, я так до конца и не понимаю — ЗАЧЕМ мне это нужно. За год ответов набралось множество, но все они лишь часть чего-то ощутимо большего. Может быть, понимание придет позже, а может, так и будет длиться это парадоксальное, во многом даже нелепое с точки зрения взрослого, сложившегося человека состояние элементарного, начального ученичества. Причем, чем больше ты узнаешь, тем огромнее, воистину бездоннее открывается перед тобой пропасть личного незнания. 

В основе этих субъективных размышлений, конечно же, мои «терзания и сомнения», но все-таки постараюсь включить в них и опыт других студентов, идущих рядом по пути совсем не простого ученичества во взрослой воскресной школе. Поэтому и начну с небольшого описания — кто есть мы? Если вы хотите написать книги о том, как Ной собирал «каждой твари по паре» на свой Ковчег, или ощутить причастность к Вавилонскому столпотворению, по следам которого составить доклад о социальном срезе ветхозаветного народонаселения, то лучшего предмета для исследования социальных групп, чем воскресные студенты, вам не найти. Кто здесь собирается два раза в неделю, использует, по мнению большинства родственников, драгоценное время совсем не по назначению? Кто те странные взрослые, которые вновь сели за парты?

Есть люди с несколькими высшими образования и только закончившие школу или закончившие только школу и очень-очень давно. Семейные, многодетные, незамужние, не женатые, бездетные. Учителя, врачи, шоферы, уборщицы, математики, рабочие, журналисты, мерчандайзеры, админы, банковские служащие… Профессий — как в справочнике для поступающих в вузы. Молодые и в возрасте, из диаметрально противоположных социальных слоев, неофиты и люди воцерковленные — любой синоним к слову «разные» применим к нам.

Во всем этом надо искать что-то объединяющее, общее и, конечно, первое что приходит на ум — все мы люди православные. Но тут-то и возникают не то, чтобы «две большие разницы», а сотни и тысячи разногласий, противоречий, антагонизмов. «В русском православном человеке намешано столько, что плакать и смеяться от этого можно одновременно», — неоднократно говорит в своих проповедях отец-настоятель, и истинность слов его мы подтверждаем абсолютно. На вступительном собеседовании (которое для многих становится откровением своей неформальностью и в то же время серьезностью) задается по сути один, но главный вопрос: «Во что вы верите?». Просто, казалось бы, ответить, но чем больше задумываешь, чем больше погружаешься в себя, чем больше узнаешь, тем сложнее (если вообще возможно) найти ответ. Получается либо как в знакомой байке о старушке, которая верит в троицу — Спасителя, Богородицу и Николая Угодника, либо ты приходишь к выводу, что «знаешь лишь то, что ничего не знаешь».

С этого уровня, собственно, и начинаются занятия в воскресной школе для взрослых. Все мы здесь такие слегка «не вышедшие из рая». Откуда сей термин — расскажу чуть позже, а пока примите это как определение счастливого состояния блаженства от неведения бездны собственного невежества. «Таким образом, возникает столкновение двух мировоззренческих парадигм: с одной стороны — традиционно-религиозной, с другой — прогрессистско-научный взгляд на перспективу исторического эволюционного процесса... Вам все понятно?» — и в фразе этой нет вопроса. Скорее само собой разумеющийся вывод, ведь главный учитель — настоятель храма — не может усомниться в том, что вы, как истинные христиане, не знаете что такое «секуляризация» или «трансгуманизм». Конечно, есть в этом доля огромного чувства юмора и иронии отца Валентина, но первое и долгое время ты почти физически ощущаешь, как со ржавым скрипом лени начинает шевелиться разум, какие неподъемные пласты информации ты пытаешься разложить и насколько мозг отвык учиться. Да что голова — душа, прежде всего, не готова к новому знанию и переосмыслению уже существующего в тебе!

Первое время практически каждая лекция — откровение, потрясение, переворот и ощутимый щелчок по твоему себялюбию и самомнению. Лекции по Новому завету — известные истины в преломлении, осмысление их через нашу обыкновенную ни чем не примечательную человеческую жизнь. На Ветхом — тысячелетняя история приближается на расстояние протянутой руки, пророки становятся твоими современниками, Библия оживает. Оказывается, церковнославянский язык — понятен, необычно красив в своей ясной строгости: прочитать и перевести, бледнее от собственной дерзости, можно не только многократно слышанное «елицы изыдите», но даже «непщеванием надолзе молящееся» и бесчисленное множество других неведомых доколе слов. В действительности, несмотря на всех медведей, действа которых вы приписываете собственному слуху, вам не только можно, но и нужно петь в Храме, потому что пение — это особая молитва. А литургика — настоящая наука, которая объясняет не только во что батюшка одет, то есть, облачен, а, прежде всего, зачем, в чем сакральный смыл и облачения, и иконостаса, и всего таинства служения, службы, Церкви. О-о, великий и ужасный Катехизис! Эти понятия, термины, догмы ты не только должен понимать, но уметь ими оперировать, изъясняться осознано на этом языке! Как такое возможно?!..

Об уроках рассказывать можно бесконечно, потому что это интересно, увлекательно, живо, нестандартно. И каждый раз ты действительно бежишь на занятия, не смотря на дела насущные, усталость, ворчание жен-мужей, капризы начальства и детей.

Педагогам (в большинстве своем непрофессиональными по образованию, но ставшими таковыми по призванию), людям как светским, так и в духовных санах важнее не то, что ты знаешь и понимаешь, а о чем спрашиваешь. Лекция, превращенная в горячий, страстный диспут, с обязательными примерами из жизни, сравнением «было-стало», пересказом «а вот у них, когда я жил в другой стране» — норма, если не обязательное условия обучения в Школе.    

И поздно вечером, возвращаясь домой, слегка обескураженный, но отчего-то счастливый, размышляешь о таком простом и великом. Сколь бы долго мы ни ходили в Храм, какими бы воцерковленными ни были, простые истины требует постоянного познания: Божественное есть бесконечное постижение. Не стоит считать, что, если бабушки перестали вам делать замечания (да вы и сами теперь кого угодно «выстроите» в правильном порядке в церкви), если сбились со счету, сколько раз вами от корки до корки прочитано Евангелие, а количество выученных молитв составляет несколько десятков, — не стоит считать, что теперь вы что-то знаете о христианстве.

Тест на знание, проверка проста до гениальности. Вы можете другому человеку, не имеющему отношения к православной церкви объяснить, во что веруете? Почему каждое воскресное утро начинается с посещение храма, а иконы в вашем доме — не идолопоклонство? Да, собственно, зачем висит крест на вашей груди? Видимо, это тоже относится к категории того самого «загадочного русского православного психотипа», когда мы, истово и истинно веря, ничего не можем объяснить. А католики, мусульмане, протестанты, бесчисленные сектанты и даже якобы неверующие в Бога атеисты могут. И очень даже убедительно доказывают, что, когда, где, почему, зачем и в чем главные постулаты их вероисповеданий. Завалят вас цитатами из Библии и афоризмами святых отцов, назовут, а затем и опровергнут, казалось бы, незыблемые догматы, до основания и глубже разберут, развенчают все вроде бы надежные и прочные религиозные установки. Результат нашего незнания, проблема, беда нашей веры — в том, что мы не умеем о ней говорить…

…что и пытается воскресная школа для взрослых нам дать, чему и старается научить нас — таких разных, еще «не вышедших из рая». Откуда формулировка? Дело было так. Занятие по Ветхому завету заменял другой педагог. Перед началом нас спрашивает:

— Вы на каком месте остановились? Книгу Бытия закончили?

— Да что вы, батюшка, мы еще из рая не вышли! — имелось в виду, что изучали мы в тот момент еще только тему о сотворении мира, но, согласитесь, образно получилось.

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
30 четверг Ап. Андроника и иже с ним.  Прп. Евфросинии, в миру Евдокии Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 пятница Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2024 года
1 суббота Суббота 4-й седмицы по Пасхе. Сщмч. Патрикия. Блгвв. вел. кн. Димитрия Донского и вел. кн. Евдокии Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
2 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Обретение мощей свт. Алексия, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 иер.Николай
3 поне-дельник Владимирской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
4 вторник Мч. Василиска. Мч. Иоанна-Владимира, кн. Сербского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
5 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
6 четверг Прп. Симеона. Блж. Ксении Петербургской Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 пятница Третье обретение главы Иоанна Крестителя  Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
8 суббота Ап. от 70-ти Ка́рпа. Вмч. Георгия Нового, Болгарского. Обретение мощей прп. Макария Калязинского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
9 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Сщмч. Ферапонта. Прав. Иоанна Русского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
10 поне-дельник Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
12 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Прп. Исаакия исп. Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
иер.Иоанн
13 четверг Вознесение Господне Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
14 пятница Попразднство Вознесения. Мч. Иустина. Прав. Иоанна Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
15 суббота Попразднство Вознесения. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение,
Исповедь
18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Николай
17 поне-дельник Попразднство Вознесения. Свт. Митрофана. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
18 вторник Попразднство Вознесения. Сщмч. Дорофея Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
19 среда Попразднство Вознесения. Прп. Виссариона. Прп. Илариона Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
20 четверг Попразднство Вознесения. Сщмч. Феодота Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 пятница Отдание праздника Вознесения Господня. Вмч. Феодора Литургия 08-00 иер.Алексий
Парастас 18-00 Весь причт
22 суббота Троицкая родительская суббота. Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших.   Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
23 воскре-сенье Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня. Акафист Св. Духу 17-00 иер.Иоанн
24 поне-дельник День Святого Духа
Сплошная седмица
Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
25 вторник Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
26 среда Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 четверг Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
28 пятница Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
29 суббота Отдание праздника Пятидесятницы. Перенесение мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
30 воскре-сенье Неделя 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты
Заговенье на Петров пост 
Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Утреня. Акафист Всем Святым 17-00 прот.Георгий
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.