Не вышедшие из рая
(Записки воскресного студента)
По большому счету, без лукавства, я так до конца и не понимаю — ЗАЧЕМ мне это нужно. За год ответов набралось множество, но все они лишь часть чего-то ощутимо большего. Может быть, понимание придет позже, а может, так и будет длиться это парадоксальное, во многом даже нелепое с точки зрения взрослого, сложившегося человека состояние элементарного, начального ученичества. Причем, чем больше ты узнаешь, тем огромнее, воистину бездоннее открывается перед тобой пропасть личного незнания.
В основе этих субъективных размышлений, конечно же, мои «терзания и сомнения», но все-таки постараюсь включить в них и опыт других студентов, идущих рядом по пути совсем не простого ученичества во взрослой воскресной школе. Поэтому и начну с небольшого описания — кто есть мы? Если вы хотите написать книги о том, как Ной собирал «каждой твари по паре» на свой Ковчег, или ощутить причастность к Вавилонскому столпотворению, по следам которого составить доклад о социальном срезе ветхозаветного народонаселения, то лучшего предмета для исследования социальных групп, чем воскресные студенты, вам не найти. Кто здесь собирается два раза в неделю, использует, по мнению большинства родственников, драгоценное время совсем не по назначению? Кто те странные взрослые, которые вновь сели за парты?
Есть люди с несколькими высшими образования и только закончившие школу или закончившие только школу и очень-очень давно. Семейные, многодетные, незамужние, не женатые, бездетные. Учителя, врачи, шоферы, уборщицы, математики, рабочие, журналисты, мерчандайзеры, админы, банковские служащие… Профессий — как в справочнике для поступающих в вузы. Молодые и в возрасте, из диаметрально противоположных социальных слоев, неофиты и люди воцерковленные — любой синоним к слову «разные» применим к нам.
Во всем этом надо искать что-то объединяющее, общее и, конечно, первое что приходит на ум — все мы люди православные. Но тут-то и возникают не то, чтобы «две большие разницы», а сотни и тысячи разногласий, противоречий, антагонизмов. «В русском православном человеке намешано столько, что плакать и смеяться от этого можно одновременно», — неоднократно говорит в своих проповедях отец-настоятель, и истинность слов его мы подтверждаем абсолютно. На вступительном собеседовании (которое для многих становится откровением своей неформальностью и в то же время серьезностью) задается по сути один, но главный вопрос: «Во что вы верите?». Просто, казалось бы, ответить, но чем больше задумываешь, чем больше погружаешься в себя, чем больше узнаешь, тем сложнее (если вообще возможно) найти ответ. Получается либо как в знакомой байке о старушке, которая верит в троицу — Спасителя, Богородицу и Николая Угодника, либо ты приходишь к выводу, что «знаешь лишь то, что ничего не знаешь».
С этого уровня, собственно, и начинаются занятия в воскресной школе для взрослых. Все мы здесь такие слегка «не вышедшие из рая». Откуда сей термин — расскажу чуть позже, а пока примите это как определение счастливого состояния блаженства от неведения бездны собственного невежества. «Таким образом, возникает столкновение двух мировоззренческих парадигм: с одной стороны — традиционно-религиозной, с другой — прогрессистско-научный взгляд на перспективу исторического эволюционного процесса... Вам все понятно?» — и в фразе этой нет вопроса. Скорее само собой разумеющийся вывод, ведь главный учитель — настоятель храма — не может усомниться в том, что вы, как истинные христиане, не знаете что такое «секуляризация» или «трансгуманизм». Конечно, есть в этом доля огромного чувства юмора и иронии отца Валентина, но первое и долгое время ты почти физически ощущаешь, как со ржавым скрипом лени начинает шевелиться разум, какие неподъемные пласты информации ты пытаешься разложить и насколько мозг отвык учиться. Да что голова — душа, прежде всего, не готова к новому знанию и переосмыслению уже существующего в тебе!
Первое время практически каждая лекция — откровение, потрясение, переворот и ощутимый щелчок по твоему себялюбию и самомнению. Лекции по Новому завету — известные истины в преломлении, осмысление их через нашу обыкновенную ни чем не примечательную человеческую жизнь. На Ветхом — тысячелетняя история приближается на расстояние протянутой руки, пророки становятся твоими современниками, Библия оживает. Оказывается, церковнославянский язык — понятен, необычно красив в своей ясной строгости: прочитать и перевести, бледнее от собственной дерзости, можно не только многократно слышанное «елицы изыдите», но даже «непщеванием надолзе молящееся» и бесчисленное множество других неведомых доколе слов. В действительности, несмотря на всех медведей, действа которых вы приписываете собственному слуху, вам не только можно, но и нужно петь в Храме, потому что пение — это особая молитва. А литургика — настоящая наука, которая объясняет не только во что батюшка одет, то есть, облачен, а, прежде всего, зачем, в чем сакральный смыл и облачения, и иконостаса, и всего таинства служения, службы, Церкви. О-о, великий и ужасный Катехизис! Эти понятия, термины, догмы ты не только должен понимать, но уметь ими оперировать, изъясняться осознано на этом языке! Как такое возможно?!..
Об уроках рассказывать можно бесконечно, потому что это интересно, увлекательно, живо, нестандартно. И каждый раз ты действительно бежишь на занятия, не смотря на дела насущные, усталость, ворчание жен-мужей, капризы начальства и детей.
Педагогам (в большинстве своем непрофессиональными по образованию, но ставшими таковыми по призванию), людям как светским, так и в духовных санах важнее не то, что ты знаешь и понимаешь, а о чем спрашиваешь. Лекция, превращенная в горячий, страстный диспут, с обязательными примерами из жизни, сравнением «было-стало», пересказом «а вот у них, когда я жил в другой стране» — норма, если не обязательное условия обучения в Школе.
И поздно вечером, возвращаясь домой, слегка обескураженный, но отчего-то счастливый, размышляешь о таком простом и великом. Сколь бы долго мы ни ходили в Храм, какими бы воцерковленными ни были, простые истины требует постоянного познания: Божественное есть бесконечное постижение. Не стоит считать, что, если бабушки перестали вам делать замечания (да вы и сами теперь кого угодно «выстроите» в правильном порядке в церкви), если сбились со счету, сколько раз вами от корки до корки прочитано Евангелие, а количество выученных молитв составляет несколько десятков, — не стоит считать, что теперь вы что-то знаете о христианстве.
Тест на знание, проверка проста до гениальности. Вы можете другому человеку, не имеющему отношения к православной церкви объяснить, во что веруете? Почему каждое воскресное утро начинается с посещение храма, а иконы в вашем доме — не идолопоклонство? Да, собственно, зачем висит крест на вашей груди? Видимо, это тоже относится к категории того самого «загадочного русского православного психотипа», когда мы, истово и истинно веря, ничего не можем объяснить. А католики, мусульмане, протестанты, бесчисленные сектанты и даже якобы неверующие в Бога атеисты могут. И очень даже убедительно доказывают, что, когда, где, почему, зачем и в чем главные постулаты их вероисповеданий. Завалят вас цитатами из Библии и афоризмами святых отцов, назовут, а затем и опровергнут, казалось бы, незыблемые догматы, до основания и глубже разберут, развенчают все вроде бы надежные и прочные религиозные установки. Результат нашего незнания, проблема, беда нашей веры — в том, что мы не умеем о ней говорить…
…что и пытается воскресная школа для взрослых нам дать, чему и старается научить нас — таких разных, еще «не вышедших из рая». Откуда формулировка? Дело было так. Занятие по Ветхому завету заменял другой педагог. Перед началом нас спрашивает:
— Вы на каком месте остановились? Книгу Бытия закончили?
— Да что вы, батюшка, мы еще из рая не вышли! — имелось в виду, что изучали мы в тот момент еще только тему о сотворении мира, но, согласитесь, образно получилось.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |