ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ. ПЕРВЫЙ СЕМЕСТР
Что представляет собой область рационального мышления для религиозного сознания. Дать представление о предмете «Основное богословие». Каковы его цели и задачи?
Дать представление о том, что такое дихотомичность и трихотомичность. Каким образом два казалось бы разных представления могут одновременно существовать в рамках одной религиозной парадигмы? Обосновать.
Что первично в духовно-материальном составе человека по православному вероучению? Насколько условна и где проходит граница между душой и телом? между душой и духом человека? Какие способности человека коренятся в сфере его духа?
Религия и религиозность. Религиозность как онтологическое свойство человека. Перечислить духовные компоненты человека, через которые определяется его религиозность.
Дать представление о духовных и физических кондициях первых людей в раю. Какие отголоски рая можно наблюдать в сознании современного человечества (понятие идеального, архетипы Юнга), и почему мы считаем, что это они?
Охарактеризовать отношения Адама с Богом в раю. Была ли в раю религия? Какими источниками мы располагаем для описания райской жизни?
Привести известные Вам варианты этимологии слова «религия».
Дать представление о происхождении религии в понимании христианства. Что такое естественное происхождение религии?
В какой точке процесса формирования религиозного культа и почему возникло представление о существе жертвоприношения в понимании христианства?
Дать представление о чувстве как об отражении религиозной природы человека на примере чувства любви в его высших и других (менее высоких) проявлениях. Эстетика как проявление религиозного чувства.
Воля человека как проявление его религиозности, дать представление о мотивации в контексте понятия о преображении человека.
Стремление к Истине как источник Богопознания. Что такое в этом смысле «разность потенциалов» как принцип познания?
Благоговение как основа познания. Что такое в этом смысле энтузиазм?
«Неформальное общение» (с ближним в широком смысле) как внешняя плоскость проявления религиозности в человеке. Привести и пояснить цитату из Священного Писания Нового Завета, отражающую эту мысль.
Дать представление о современной трансформации видимых форм религиозных культов. Каковы их неклассические (светские) формы?
Что значит безрелигиозный человек?
Что такое медиарелигиозность? Привести признаки квазирелигиозной медиакультуры.
Разнообразие религиозных верований и вопрос истинности православия. Проблема точности изложения вероучительных истин. Дать представление о численности представителей основных христианских конфессий. Вопрос значимости православия в этом ключе.
Святоотеческое богословие в контексте вопроса о значимости православия. Дать представление об источниках православного вероучения. Какую роль играют Церковные Соборы в формировании Священного Предания? Какие существуют градации участия «учительства в Церкви» в формировании Священного Предания?
Дать представление о формировании восточной ветви христианской традиции (Византия) в контексте вопроса о раскрытии христианства в истории. Расцвет и увядание Византии.
Тенденция развития христианской Руси. В чем особенности ее государственности по сравнению с другими европейскими народами после Х века?
Дать представление о формировании западной ветви христианской культурной традиции и о том, как это способствовало раскрытию христианства в истории. Генезис и развитие Западной Римской империи. Что такое Меровингское и Каролингское возрождение?
Проследить становление римского понтификата в контексте исторического пути современного Запада.
Привести особенности западного мышления. Как они повлияли на фактор изменения личностного самосознания? Указать, в чем оно заключалось.
Роль схоластики в процессе изменения личностного самосознания. Указать основные фазы формализации ее категориального аппарата.
Схоластика как явление западного мира. Дать представление об основных отличиях в ее подходах по сравнению с восточным христианством.
Дать представление о реформации и контрреформации в контексте становления природы современной цивилизации.
Хронологические границы Ренессанса. Возрождение как поворотный момент современной цивилизации. Дать представление об отношении христианства к личности человека в этом ключе.
НАЧАЛО ВТОРОГО СЕМЕСТРА ПЕРВОГО ГОДА
Лекция (1) от 26 января 2023 года:
Ренессанс как тысячелетняя работа христианства.
Дать представление об античных формах искусства Ренессанса.
Лекция (2) от 6 февраля 2023 года:
Дать представление о художественных вкусах эпохи Ренессанса с положительной и отрицательной сторон.
Положительные и отрицательные плоды Ренессанса в современной культуре с точки зрения православия.
Сакрализация профанного как элемент культуры Ренессанса. Привести примеры.
Привести христианские истоки эпохи Возрождения.
Отношение к личности в христианстве как исток Возрождения и гуманизма. Проследить это процесс в истории.
Понимание человека в гуманизме. В чем здесь противоречие?
Основания гуманизма в Священном Писании. Что говорит об этом максима Ф.М. Достоевского?
Релятивность базовых констант мировоззрения в гуманизме на примере эстетики.
Коллизия нравственности в гуманизме.
Утилитарность гуманизма на примере отношения к творчеству.
Трансформация ценности самопожертвования в гуманизме.
Лекции (3 и 4) от 20 февраля и 6 марта 2023 года:
Дать представление о ментальных особенностях человека Нового времени по сравнению со Средневековьем. Указать основные вехи (этапы) этого пути.
Дать представление о буквальном значении слова «секуляризация» в историческом контексте.
Секуляризация как аспект проблематики самоопределения.
Дать представление о влиянии христианства на учение о материи.
Богоравное достоинство в понимании секуляризации.
Личное произволение христианского человечества в вопросе о секулярных процессах.
Дать представление о познавательном потенциале христианского вероучения.
Материализм как «новое» учение в связи с развитием науки.
Лекция (5) от 9 марта 2023 года:
Атеизм как форма борьбы с религией.
Характер причин отказа от классической познавательной парадигмы.
Дать представление об изменении канона научной рациональности.
Что можно сказать об усилении эффективности познания?
Лекция (6) от 20 марта 2023 года:
Дать представление о трансформациях европейского христианского сознания.
Участие христианства в дальнейших судьбах истории.
Лекция (7) от 30 марта 2023 года:
Проблематика современной цивилизации на примере притчи о злых виноградарях (Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16).
Технологическая специфика современной цивилизации как апокалипсическая контроверза.
Преемственность времен в сознании человека как антропологическая характеристика.
Привести возможные отрицательные черты творческой мотивации человека.
Лекция (8) от 3 апреля 2023 года:
Историософская позиция христианства.
«Закат христианства» как позиция отрицательной критики.
В чем уникальность христианства как системы взглядов в противовес культурологической схеме Освальда Шпенглера?
Лекция (9) от 27 апреля 2023 года:
Культурообразующая роль христианства. Дать представление о современном состоянии вопроса.
Симбиоз искусственно-технического и естественного в культуре как богословско-философская проблема.
Лекция (10) от 15 мая 2023 года:
Возможности человеческого мышления в контексте вопроса о современном синтезе «атомарного» знания.
Незыблемые основания как фундамент человеческого познания. Привести черты сходства и различия базовых научных установок и церковных догматов.
Иррациональный характер подлинного знания в контексте вопроса о судьбах современной цивилизации.
Лекция (11) от 18 мая 2023 года:
Натурализация этики как фундаментальная причина деградации общества.
Проблема подлинной нормы как этическая проблема.
Совесть как объективация нравственности.
Привести естественно-научное объяснение разницы в этических нормах.
Дать представление об онтологизированном принципе этики.
ВНИМАНИЕ! ДАЛЕЕ СЛЕДУЕТ ВТОРОЙ ГОД.
* * *
ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
Какой психологический механизм применяет Джозеф Кэмпбелл в своей гипотезе происхождения религии?
«Вторая природа целесообразной производительной деятельности человека» по Л.Н. Митрохину.
Страх смерти как основа происхождения религии. Дать христианский взгляд на проблему.
Страх как основа религиозного чувства. Дать материалистическое представление. Чем оно отличается от христианского?
Преодоление себя как путь к преображению. Пояснить на примере преодоления страха.
Перечислить а) известные Вам версии происхождения религии естественным путем; б) версии, объясняющие происхождение религии наличием трансцендентного источника. Какую ценность для христианского сознания представляет собой религиоведческий комплекс вопросов, связанных с изучением всего массива известных гипотез происхождения религии?
Какие цели и задачи стоят за темой доказательств Бытия Божия?
Доказательства бытия Божия как аналог философской системы.
Показать перипетии темы аргументов бытия Божия в истории мысли (Средние века, Кант, Гегель).
Какое место занимает понятие цели в построениях телеологического аргумента бытия Божия? Хаос и порядок как категории бытия.
О чем говорит борьба порядка и хаоса в мироздании? Что такое культура, по свящ. П. Флоренскому?
Разумность устроения бытия как положение телеологического аргумента бытия Божия. Привести примеры из математики и биологии.
Антропный принцип как положение телеологического аргумента бытия Божия.
Дать представление о материалистической версии происхождения человека в ее трансгуманистических аспектах.
Привести религиозные основания материалистической версии телеологического аргумента бытия Божия.
Какие логические основания дает развитие искусственного интеллекта материалистической линии философии?
Дать представление об эсхатологических проблемах в связи с вопросом об искусственном интеллекте.
Критичность сознания. В чем суть эксперимента Дж. Сёрла в контексте вопроса о возможностях искусственного интеллекта?
Какую роль играют идея искусственного интеллекта и эксперимент К. Вентера для материалистического направления в философии?
Роль эволюции в контексте второго начала термодинамики как элемент телеологического доказательства бытия Божия.
Дать представление (1) о явлении хаоса в мироздании и (2) о естественной телеологии в контексте утверждения о том, что телеологический аргумент бытия Божия не является доказательством.
Отличия античного космоса от Бога и мира в христианстве.
Дать представление о разнице отношения к бытию в христианстве и буддизме на примере космологии.
Несамобытность и онтологичность мира как антиномичное условие христианской космологии.
Бытие мира и его сотворение из небытия (греч. Οὑκ ’όν) как антиномия христианской космологии.
Дать представление об историчности вселенной как об антиномии христианской космологии.
Статичность и динамичность (инаковость, изменчивость) мира как антиномия христианской космологиии.
Сопоставить категории историчности и цикличности бытия по положительным и отрицательным критериям.
Дать представление об основной отличительной особенности группы естественно-научных аргументов бытия Божия.
Принципиальный вопрос к ТБВ, связанный с четырьмя, известными на сегодняшний день, физическими взаимодействиями.
Вопросы: (1) о пространстве в момент сингулярного коллапса, (2) о возникновении вещества-излучения. Как эти парадоксы ТБВ согласуются с бытописанием Моисея?
Парадокс химико-биологических и социо-культурных алгоритмов, необычайно подогнанных для появления человека, в условиях конечности вселенной.
Дать представление о сути космологического аргумента бытия Божия. Как материалистические космогонии обходят христианскую версию об акте творения?
Вечность материи как вероучительный тезис. Дать представление о сути космологических построений Аквината.
Привести вероучительную основу версии о случайном возникновении вселенной.
Почему космологический аргумент бытия Божия не является доказательством?
Лекция (1) от 30 января 2023 года:
Дать представление об отношении православия к астрологии.
Привести аргументы адептов и методы «научной» астрологии.
Границы математической точности астрологии, по мнению Б.И. Пружинина.
Дать представление о софиологии протоиерея Сергия Булгакова.
Лекция (2) от 2 февраля 2023 года:
Проблематика фаворского света в контексте физико-биологического естества вселенной.
«Тайна Божественного» как принцип подхода свт. Григория Паламы к вопросу о нетварном свете. Охарактеризовать эту позицию с точки зрения софиологии.
Свойства космоса в православной космологии как препятствие к астрологическим предсказаниям будущего.
Пророческое служение в контексте астрологического вопроса о предсказании будущего. Дать представление.
Указать принципиальные отличия апокалипсиса Иоанна Богослова от астрологического подхода к предсказанию будущего.
Можно ли предсказать Божий промысл с помощью гороскопа? Почему?
Лекция (3) от 9 февраля 2023 года:
Как связана значимость естественно-научных аргументов бытия Божия с их доказательной базой в настоящее время?
Дать представление о принципиальной неверифицируемости религиозно-опытного аргумента бытия Божия.
Пояснить понятие онтологического с помощью этимологии.
Привести онтологические и не онтологические характеристики человека.
Лекция (4) от 16 февраля 2023 года:
Дать представление об онтологии как о направлении философии и об области богословия.
Характер отношения к бытию как основание онтодицеи на примере Ивана Карамазова.
Жизнь как часть бытия. Дать христианское представление. Как это отражается в церковном сознании?
Страдание как содержание бытия в христианском представлении.
Что представляет собой жизнь относительно гносеологических возможностей человека, по архим. Платону (Игумнову)?
Ценность личности как отражение ценности бытия. Под каким углом зрения смотрит на этот вопрос современная философия?
Лекция (5) от 16 марта 2023 года:
Проблема объективной реальности как предпосылка онтологического аргумента.
«Cōgitō ergō sum» как онтологизм.
Дать представление о содержании онтологического доказательства бытия Божия.
Природа религиозного сомнения как онтологизм.
Дать представление о качественном различии онтологического и психологического аспектов существующего.
В чем состоит суть психологического аргумента бытия Божия?
Лекция (6) от 27 марта 2023 года:
Дать представление об основных этапах оформления онтологического доказательства бытия Божия в истории.
Лекции (7 и 8) от 20 апреля и 4 мая 2023 года:
Привести различные представления о совести как о понятийной категории.
Дать представление об основных направлениях натуралистической этики с христианской точки зрения.
Теория общественного договора как пример совмещения детерминизма и этики.
Проблема релятивности этических и эстетических норм.
Дать представление об онтологизированной этике.
Лекция (9) от 11 мая 2023 года:
Разные формы добра как абсолютной категории.
Дать представление об источниках христианской нравственности.
Дать представление о характере заповедей блаженства по сравнению с декалогом Моисея.
Дать представление о содержании Нагорной проповеди Иисуса Христа.
УСПЕШНОЙ СДАЧИ.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, июнь 2023 года | |||||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий | |||
5 | поне-дельник | День Святого Духа. Сплошная седмица | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
6 | вторник | Вторник 50-цы. Прп. Симеона. Блж. Ксении | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
7 | среда | Среда 50-цы. Третье обретение главы Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | четверг | Четверг 50-цы. Ап. от 70-ти Ка́рпа | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
9 | пятница | Пятница 50-цы. Сщмч. Ферапонта | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
10 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 1-по Пятидесятнице, Всех святых. Заговенье на Петров пост (Петров мясопуст). Прмц. Феодосии. Блж. Иоанна | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым | 17-00 | прот.Георгий | |||
12 | поне-дельник | Прп. Исаакия исп. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | вторник | Мч. Ермея. Ап. Ермия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | среда | Мч. Иустина Философа. Прав. Иоанна Кронштадтского | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | четверг | Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
16 | пятница | Мч. Лукиллиана и иже с ним. Блгв. царевича Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
17 | суббота | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших. Сщмч. Дорофея. Прпп. Вассиана и Ионы. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Игоря. Всех святых, в Болгарии просиявших. Свт. Константина | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Всем святым, в земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.Николай | |||
19 | поне-дельник | Прп. Виссариона. Прп. Илариона Нового. Прп. Паисия | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | вторник | Сщмч. Феодота. Сщмчч. Павла и Григория. Прав. Павла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
21 | среда | Вмч. Феодора. Свт. Феодора. Блгв. кн. Василия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
22 | четверг | Свт. Кирилла. Прп. Кирилла. Прав. Алексия Московского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
23 | пятница | Сщмч. Тимофея. Свт. Иоанна, митр. Тобольского | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
24 | суббота | Апп. Варфоломея и Варнавы. Иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть» | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пятидесятнице. Прп. Онуфрия. Прп. Петра. Блгв. вел. кн. Анны Кашинской. Прп. Арсения. Блж. Иоанна. Прпп. Вассиана и Ионы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Александр | |||
26 | поне-дельник | Мц. Акилины. Свт. Трифиллия. Прпп. Андроника, Саввы | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
27 | вторник | Прор. Елисея. Свт. Мефодия. Прп. Мефодия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
28 | среда | Прор. Амоса. Свт. Ионы. Свт. Михаила | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Олег, д.Николай | |||
29 | четверг | Свт. Тихона. Свт. Феофана, Затворника Вышенского | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
30 | пятница | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила. Прп. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай |