Что представляет собой область рационального мышления для религиозного сознания. Дать представление о предмете «Основное богословие». Каковы его цели и задачи?
Дать представление о том, что такое дихотомичность и трихотомичность. Каким образом два казалось бы разных представления могут одновременно существовать в рамках одной религиозной парадигмы? Обосновать.
Что первично в духовно-материальном составе человека по православному вероучению? Насколько условна и где проходит граница между душой и телом? между душой и духом человека? Какие способности человека коренятся в сфере его духа?
Религия и религиозность. Религиозность как онтологическое свойство человека. Перечислить духовные компоненты человека, через которые определяется его религиозность.
Дать представление о духовных и физических кондициях первых людей в раю. Какие отголоски рая можно наблюдать в сознании современного человечества (понятие идеального, архетипы Юнга), и почему мы считаем, что это они?
Охарактеризовать отношения Адама с Богом в раю. Была ли в раю религия? Какими источниками мы располагаем для описания райской жизни?
Привести известные Вам варианты этимологии слова «религия».
Дать представление о происхождении религии в понимании христианства. Что такое естественное происхождение религии?
В какой точке процесса формирования религиозного культа и почему возникло представление о существе жертвоприношения в понимании христианства?
Дать представление о чувстве как об отражении религиозной природы человека на примере чувства любви в его высших и других (менее высоких) проявлениях. Эстетика как проявление религиозного чувства.
Воля человека как проявление его религиозности, дать представление о мотивации в контексте понятия о преображении человека.
Стремление к Истине как источник Богопознания. Что такое в этом смысле «разность потенциалов» как принцип познания?
Благоговение как основа познания. Что такое в этом смысле энтузиазм?
«Неформальное общение» (с ближним в широком смысле) как внешняя плоскость проявления религиозности в человеке. Привести и пояснить цитату из Священного Писания Нового Завета, отражающую эту мысль.
Дать представление о современной трансформации видимых форм религиозных культов. Каковы их неклассические (светские) формы?
Что значит безрелигиозный человек?
Что такое медиарелигиозность? Привести признаки квазирелигиозной медиакультуры.
Разнообразие религиозных верований и вопрос истинности православия. Проблема точности изложения вероучительных истин. Дать представление о численности представителей основных христианских конфессий. Вопрос значимости православия в этом ключе.
Святоотеческое богословие в контексте вопроса о значимости православия. Дать представление об источниках православного вероучения. Какую роль играют Церковные Соборы в формировании Священного Предания? Какие существуют градации участия «учительства в Церкви» в формировании Священного Предания?
Дать представление о формировании восточной ветви христианской традиции (Византия) в контексте вопроса о раскрытии христианства в истории. Расцвет и увядание Византии.
Тенденция развития христианской Руси. В чем особенности ее государственности по сравнению с другими европейскими народами после Х века?
Дать представление о формировании западной ветви христианской культурной традиции и о том, как это способствовало раскрытию христианства в истории. Генезис и развитие Западной Римской империи. Что такое Меровингское и Каролингское возрождение?
Проследить становление римского понтификата в контексте исторического пути современного Запада.
Привести особенности западного мышления. Как они повлияли на фактор изменения личностного самосознания? Указать, в чем оно заключалось.
Роль схоластики в процессе изменения личностного самосознания. Указать основные фазы формализации ее категориального аппарата.
Схоластика как явление западного мира. Дать представление об основных отличиях в ее подходах по сравнению с восточным христианством.
Дать представление о реформации и контрреформации в контексте становления природы современной цивилизации.
Хронологические границы Ренессанса. Возрождение как поворотный момент современной цивилизации. Дать представление об отношении христианства к личности человека в этом ключе.
Ренессанс как тысячелетняя работа христианства.
Дать представление об античных формах искусства Ренессанса.
Дать представление о художественных вкусах эпохи Ренессанса с положительной и отрицательной сторон.
Положительные и отрицательные плоды Ренессанса в современной культуре с точки зрения православия.
Сакрализация профанного как элемент культуры Ренессанса. Привести примеры.
Привести христианские истоки эпохи Возрождения.
Отношение к личности в христианстве как исток Возрождения и гуманизма. Проследить это процесс в истории.
Понимание человека в гуманизме. В чем здесь противоречие?
Основания гуманизма в Священном Писании. Что говорит об этом максима Ф.М. Достоевского?
Релятивность базовых констант мировоззрения в гуманизме на примере эстетики.
Коллизия нравственности в гуманизме.
Утилитарность гуманизма на примере отношения к творчеству.
Трансформация ценности самопожертвования в гуманизме.
Дать представление о ментальных особенностях человека Нового времени по сравнению со Средневековьем. Указать основные вехи (этапы) этого пути.
Дать представление о буквальном значении слова «секуляризация» в историческом контексте.
Секуляризация как аспект проблематики самоопределения.
Дать представление о влиянии христианства на учение о материи.
Богоравное достоинство в понимании секуляризации.
Личное произволение христианского человечества в вопросе о секулярных процессах.
Дать представление о познавательном потенциале христианского вероучения.
Материализм как «новое» учение в связи с развитием науки.
Атеизм как форма борьбы с религией.
Характер причин отказа от классической познавательной парадигмы.
Дать представление об изменении канона научной рациональности.
Что можно сказать об усилении эффективности познания?
Дать представление о трансформациях европейского христианского сознания.
Участие христианства в дальнейших судьбах истории.
Проблематика современной цивилизации на примере притчи о злых виноградарях (Мф. 21:33–41; Мк. 12:1–9; Лк. 20:9–16).
Технологическая специфика современной цивилизации как апокалипсическая контроверза.
Преемственность времен в сознании человека как антропологическая характеристика.
Привести возможные отрицательные черты творческой мотивации человека.
Историософская позиция христианства.
«Закат христианства» как позиция отрицательной критики.
В чем уникальность христианства как системы взглядов в противовес культурологической схеме Освальда Шпенглера?
Культурообразующая роль христианства. Дать представление о современном состоянии вопроса.
Симбиоз искусственно-технического и естественного в культуре как богословско-философская проблема.
Возможности человеческого мышления в контексте вопроса о современном синтезе «атомарного» знания.
Незыблемые основания как фундамент человеческого познания. Привести черты сходства и различия базовых научных установок и церковных догматов.
Иррациональный характер подлинного знания в контексте вопроса о судьбах современной цивилизации.
Натурализация этики как фундаментальная причина деградации общества.
Проблема подлинной нормы как этическая проблема.
Совесть как объективация нравственности.
Привести естественно-научное объяснение разницы в этических нормах.
Дать представление об онтологизированном принципе этики.
* * *
Какой психологический механизм применяет Джозеф Кэмпбелл в своей гипотезе происхождения религии?
«Вторая природа целесообразной производительной деятельности человека» по Л.Н. Митрохину.
Страх смерти как основа происхождения религии. Дать христианский взгляд на проблему.
Страх как основа религиозного чувства. Дать материалистическое представление. Чем оно отличается от христианского?
Преодоление себя как путь к преображению. Пояснить на примере преодоления страха.
Перечислить а) известные Вам версии происхождения религии естественным путем; б) версии, объясняющие происхождение религии наличием трансцендентного источника. Какую ценность для христианского сознания представляет собой религиоведческий комплекс вопросов, связанных с изучением всего массива известных гипотез происхождения религии?
Какие цели и задачи стоят за темой доказательств Бытия Божия?
Доказательства бытия Божия как аналог философской системы.
Показать перипетии темы аргументов бытия Божия в истории мысли (Средние века, Кант, Гегель).
Какое место занимает понятие цели в построениях телеологического аргумента бытия Божия? Хаос и порядок как категории бытия.
О чем говорит борьба порядка и хаоса в мироздании? Что такое культура, по свящ. П. Флоренскому?
Разумность устроения бытия как положение телеологического аргумента бытия Божия. Привести примеры из математики и биологии.
Антропный принцип как положение телеологического аргумента бытия Божия.
Дать представление о материалистической версии происхождения человека в ее трансгуманистических аспектах.
Привести религиозные основания материалистической версии телеологического аргумента бытия Божия.
Какие логические основания дает развитие искусственного интеллекта материалистической линии философии?
Дать представление об эсхатологических проблемах в связи с вопросом об искусственном интеллекте.
Критичность сознания. В чем суть эксперимента Дж. Сёрла в контексте вопроса о возможностях искусственного интеллекта?
Какую роль играют идея искусственного интеллекта и эксперимент К. Вентера для материалистического направления в философии?
Роль эволюции в контексте второго начала термодинамики как элемент телеологического доказательства бытия Божия.
Дать представление (1) о явлении хаоса в мироздании и (2) о естественной телеологии в контексте утверждения о том, что телеологический аргумент бытия Божия не является доказательством.
Отличия античного космоса от Бога и мира в христианстве.
Дать представление о разнице отношения к бытию в христианстве и буддизме на примере космологии.
Несамобытность и онтологичность мира как антиномичное условие христианской космологии.
Бытие мира и его сотворение из небытия (греч. Οὑκ ’όν) как антиномия христианской космологии.
Дать представление об историчности вселенной как об антиномии христианской космологии.
Статичность и динамичность (инаковость, изменчивость) мира как антиномия христианской космологиии.
Сопоставить категории историчности и цикличности бытия по положительным и отрицательным критериям.
Дать представление об основной отличительной особенности группы естественно-научных аргументов бытия Божия.
Принципиальный вопрос к ТБВ, связанный с четырьмя, известными на сегодняшний день, физическими взаимодействиями.
Вопросы: (1) о пространстве в момент сингулярного коллапса, (2) о возникновении вещества-излучения. Как эти парадоксы ТБВ согласуются с бытописанием Моисея?
Парадокс химико-биологических и социо-культурных алгоритмов, необычайно подогнанных для появления человека, в условиях конечности вселенной.
Дать представление о сути космологического аргумента бытия Божия. Как материалистические космогонии обходят христианскую версию об акте творения?
Вечность материи как вероучительный тезис. Дать представление о сути космологических построений Аквината.
Привести вероучительную основу версии о случайном возникновении вселенной.
Почему космологический аргумент бытия Божия не является доказательством?
Дать представление об отношении православия к астрологии.
Привести аргументы адептов и методы «научной» астрологии.
Границы математической точности астрологии, по мнению Б.И. Пружинина.
Дать представление о софиологии протоиерея Сергия Булгакова.
Проблематика фаворского света в контексте физико-биологического естества вселенной.
«Тайна Божественного» как принцип подхода свт. Григория Паламы к вопросу о нетварном свете. Охарактеризовать эту позицию с точки зрения софиологии.
Свойства космоса в православной космологии как препятствие к астрологическим предсказаниям будущего.
Пророческое служение в контексте астрологического вопроса о предсказании будущего. Дать представление.
Указать принципиальные отличия апокалипсиса Иоанна Богослова от астрологического подхода к предсказанию будущего.
Можно ли предсказать Божий промысл с помощью гороскопа? Почему?
Как связана значимость естественно-научных аргументов бытия Божия с их доказательной базой в настоящее время?
Дать представление о принципиальной неверифицируемости религиозно-опытного аргумента бытия Божия.
Пояснить понятие онтологического с помощью этимологии.
Привести онтологические и не онтологические характеристики человека.
Дать представление об онтологии как о направлении философии и об области богословия.
Характер отношения к бытию как основание онтодицеи на примере Ивана Карамазова.
Жизнь как часть бытия. Дать христианское представление. Как это отражается в церковном сознании?
Страдание как содержание бытия в христианском представлении.
Что представляет собой жизнь относительно гносеологических возможностей человека, по архим. Платону (Игумнову)?
Ценность личности как отражение ценности бытия. Под каким углом зрения смотрит на этот вопрос современная философия?
Проблема объективной реальности как предпосылка онтологического аргумента.
«Cōgitō ergō sum» как онтологизм.
Дать представление о содержании онтологического доказательства бытия Божия.
Природа религиозного сомнения как онтологизм.
Дать представление о качественном различии онтологического и психологического аспектов существующего.
В чем состоит суть психологического аргумента бытия Божия?
Дать представление об основных этапах оформления онтологического доказательства бытия Божия в истории.
Привести различные представления о совести как о понятийной категории.
Дать представление об основных направлениях натуралистической этики с христианской точки зрения.
Теория общественного договора как пример совмещения детерминизма и этики.
Проблема релятивности этических и эстетических норм.
Дать представление об онтологизированной этике.
Разные формы добра как абсолютной категории.
Дать представление об источниках христианской нравственности.
Дать представление о характере заповедей блаженства по сравнению с декалогом Моисея.
Дать представление о содержании Нагорной проповеди Иисуса Христа.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |