Главная/Храм/Архитектура

Архитектура

TЕTА¦-¦- ¦Я¦-¦¦TА¦-¦-¦-TБ¦-¦-¦-TА ¦Т¦-TБ¦¬¦¬¦¬TП ¦-¦¬¦-¦¦¦¦¦-¦-¦-¦¦¦-

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове является одним из интереснейших образцов каменного шатрового зодчества. Особый архитектурный тип — шатровый, стал весьма распространённым в русском храмовом зодчестве, где вместо купола, здание  храма завершается шатром. Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV—XVI веков. (примеры наиболее известных храмов: Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, первый шатровый храм. (1510-е гг.), Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), «Дивная» церковь в Угличе (1628 г.), московская церковь  Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.) Медведковская же церковь имеет известную внешнюю близость к знаменитому произведению архитектуры Москвы XVI века  — многопредельному Покровскому собору «на рву» (храм Василия Блаженного).

В целом, схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик  на  четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом, зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.

¦-¦-¦¦TИ¦-¦¬¦¬¦Ж ¦-¦¬¦+ TБTЕ¦¦¦-¦-

Мы видим, что основной объём четверика нашего храма поднят на высоком  подклете (где находится зимняя церковь Знамения) и завершён на углах небольшими главками. Четверик  несёт относительно низкий световой восьмерик, служащий основанием остроконечного шатра. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер церкви  приобретает особую стройность. Его высота равна высоте нижней части здания. Подклет окружает галерея с двумя равновеликими приделами (Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических). Одноглавые четверики нашего храма впервые в русской архитектуре получили четырёхскатные кровли. Алтарная часть храма, увенчана главой, и обладает достаточно редкой ступенчатой композицией — сильно выдвинутой к востоку апсидой нижней церкви. Ряды кокошников*, размещённые по верху стен четверика, в основаниях шатра и венчающей его главы, подчёркивают  ярко выраженное пирамидальное построение храма.  С запада к церкви примыкает двухъярусная ампирная* колокольня, сменившая первоначальную в 1840-х гг.

Изначально кирпичная церковь Покрова была сооружена шатровой с двумя приделами , открытыми галереями — гульбищами*, с обширным подклетом* (теплой церковью) и с четырьмя декоративными главками у основания шатра. Возможно, существовала звонница на галерее в том месте, где сохранилась внутренняя лестница.  В начале  XVIII в. обходные галерTДTА¦-¦¦¦-¦¦¦-TВеи-гульбища были превращены в крытые переходы  и построена колокольня. В конце XIX в. была заново выполнена граненая верхняя глава, сильно изменены обходные галереи и фасады придельных церквей. В научно-реставрационном отчете 1969 г.  отмечено, что на западном фасаде колокольни (у первоначального входа) сохранился древний резной камень с двуглавым орлом, знак,  свидетельствующий о принадлежности или постоянном пребывании в этой церкви членов царствующей фамилии.

  

Происхождение шатрового зодчества

Как уже говорилось выше, каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Но период Смутного времени (1598–1613гг.)  ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом,привел практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века. Поэтому, когда в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как бы повторение пройденного — репродуцировались старые типы построек.

Известно, что широко распространившееся строительство шатровых  храмов было вновь приостановлено уже в 1653 г., в ходе реформ патриарха Никона, как « не соответствующий чину». Так, в одной из храмозданных грамот патриарх Никон предписал: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».

¦¬¦-TВTА¦¬¦-TАTЕ ¦Э¦¬¦¦¦-¦-

Когда в 1655 г. было решено построить два придела у шатровой церкви в Вишняках, то патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами. По мнению историков, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу (т.е. крестово-купольной конструкции). Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.

TГTБ¦¬¦¦¦-TБ¦¦¦¬¦¬¦Ж TБ¦-¦-¦-TА

Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI–XVII веков.

TБ¦-TПTВ¦-¦¦¦-TАTБ¦¦-TГTБ¦¬¦¦¦-TБ¦¦¦¬¦¬¦Ж TБ¦-¦-¦-TА ¦-¦-¦¬¦-¦-¦--¦-¦¬¦¦¦-¦¬TМTБ¦¦¦¬¦¬¦Ж TБ¦¦¦¬TВ

 

 

 

Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.

По одному из мнений ученых, шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей. Подтверждением этого является  и наша церковь  Покрова  Пресвятой  Богородицы в  селе  Медведково, построенной около 1635–40гг. в усадьбе героя освободительной войны 1612 г. князя Дмитрия Пожарского. Заказчик явно наделял строившийся храм мемориальными чертами, стремясь увековечить победу, принесшую освобождение стране от польских интервентов.

Предположения других исследователей связывают возникновение шатрового зодчества с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Шатровая форма церквей оказалась для этих целей наиболее подходящей. Храмы должны были быть высокими, видными издалека. Они не создавались для огромного скопления народа, на что указывает небольшая площадь внутреннего пространство  храма. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.

Так же многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). В стремлении русских храмов с XVII века к динамичному, устремленному вверх объёму, действительно есть родство с готическим стилем.

TБ¦-¦-¦-TА ¦- ¦и¦-TАTВTА¦¦ ¦¦¦-TД¦¦¦+TА¦-¦¬TМ¦-TЛ¦¬¦Ж TБ¦-¦-¦-TА ¦- ¦Ъ¦¦¦¬TМ¦-¦¦

Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви действительно предшествовали шатровым храмам (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.).

¦¦¦-¦¬¦-¦¦¦-¦¬TМ¦-TП ¦Ш¦-¦-¦-¦- ¦Т¦¦¦¬¦¬¦¦¦-¦¦¦-Наиболее выдающийся пример столпообразного храма — знаменитая кремлевская церковь-колокольня, освященная в честь преподобного Иоанна Лествичника  — «Иван Великий» (построенная в 1505–1508 гг. и надстроенная в конце XVI в. по приказу Бориса  Годунова).

Но их функция как храмов «под колоколы» («который под колоколами»), где ярус звона (звонница) сооружается над помещением храма, не соответствует назначению первых придворных шатровых церквей.Церкви «под колоколы» имеют много разнообразных архитектурных решений, предоставляя большую свободу для зодчего, но в большинстве случаев это небольшие столпообразные храмы. Примеры подколокольных  храмов: церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле  (перестроена в колокольню Ивана Великого). Здание храма представляло собой неправильный восьмерик, имелась апсида, подъёма на верх, вероятно, не было, и звон осуществлялся с уровня земли; церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре (1476 г.), построена  псковскими зодчими. Верхний ярус колокольни впервые выполнен в виде цилиндра; Георгиевская колокольня (первоначально — храм Архангела Гавриила) в Коломенском (1530-е гг.). Надвратная церковь Симеона столпника в стиле барокко в Даниловском монастыре в Москве поставлена в 1731–1732 годах над Святыми воротами (1681 г.); два надвратных храма московского Донского монастыря; храм преподобного Сергия Радонежского в колокольне московского Новоспасского монастыря; храм во имя святого воина Феодора Стратилата у Меньшиковой башни в Москве (XIX век)

Серьёзные основания имеет мысль о происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространённого на Руси с древности и до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством.

¦-¦¬TВ¦-TБ¦¬¦-¦-¦¬TЖTЛ-1 ¦-¦¬TВ¦-TБ¦¬¦-¦-¦¬TЖTЛ-2

             Витославлицы

Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ (о чем говорилось выше). Действительно, в Москве, и тем более в провинции, вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль.

Шатровое зодчество несет в себе так же и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию, является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли. Восьмерик на четверике — универсальное число направлений пространства (стороны света — запад, восток, юг, север), но это еще и восьмиконечная звезда — символ Богородицы и сакральное число будущего века — «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу,  образ лествицы,  увиденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).

Шатровые храмы России

TВTА¦-¦¬TЖ¦¦¦¬¦¬¦Ж TЕTА¦-¦- ¦- ¦-¦¬¦¦¦¦TБ¦-¦-¦+TА¦-¦-TБ¦¦¦-¦¬¦Ж TБ¦¬¦-¦-¦-¦+¦¦

В завершении нашего очерка хотелось бы представить краткий исторический обзор шатрового зодчества России.

Самым первым шатровым храмом, по последним установленным данным, считается Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровской слободы — к 1510-м гг.TЕTА¦-¦- ¦-¦-¦¬¦-¦¦TБ¦¦¦-¦¬TП ¦- ¦Ъ¦-¦¬¦-¦-¦¦¦-TБ¦¦¦-¦- Хотя ранее к первой шатровой постройке относили всем известную Вознесенскую церковь в Коломенском, возведенную в 1532 году по заказу того же князя. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. Вознесенская церковь в Коломенском играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. По мнению некоторых историков создателем ансамбля Александровской слободы следует считать итальянца Алевиза  Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.

TЕTА¦-¦- ¦Я¦-¦¦TА¦-¦-¦- ¦-¦- TА¦-TГ

TЕTА¦-¦- ¦Ч¦-TБ¦¬¦-¦- ¦¬ ¦б¦-¦-¦-¦-TВ¦¬TП ¦- ¦в¦б¦Ы

Другим, наиболее известным шедевром шатрового зодчества является центральный придел собора Покрова «на рву» (храма Василия Блаженного) на Красной Площади, о нем мы уже упоминали в нашей статье. Здесь величественный образ шатрового храма послужил памятником победе над Казанским ханством. Можно назвать еще ряд храмов относящихся к шатровому зодчеству, находящихся в Москве и российской провинции, заслуживающих  внимания и вызывающие интерес у исследователей русской храмовой архитектуры.

Например, церковь в Троицком — Голенищеве (Москва, 1644–45 гг.). Построенная в летней резиденции московских патриархов она близка по плану к церкви в Медведково. К её центральному объёму так же примыкают два симметричных придела, завершенные не главами, а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.

В 1635–38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, а его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер.

 

TЕTА¦-¦- ¦- ¦вTА¦-¦¬TЖ¦¦¦-¦--¦У¦-¦¬¦¬¦-¦¬TЙ¦¦¦-¦¦

¦¦¦¬TА¦¬¦¬¦¬¦--¦-¦¦¦¬¦-¦¬¦¦TАTБ¦¦¦¬¦¬¦Ж ¦-¦-¦-¦-TБTВTЛTАTМ

Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1653 г.).

Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 г. (или в 1630-е гг.) Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Эта композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в стиле «русского узорочья», характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.

TЕTА¦-¦- ¦а¦-¦¦¦+¦¦TБTВ¦-¦- ¦С¦-¦¦¦-TА¦-¦+¦¬TЖTЛ ¦- ¦ЯTГTВ¦¬¦-¦¦¦-TЕTБ¦-¦-¦-TА ¦- ¦а¦-TБTВ¦-¦-¦¦ ¦Т¦¦¦¬¦¬¦¦¦-¦-

TЕTА¦-¦- ¦Ю¦+¦¬¦¦¦¬TВTА¦¬¦¬ ¦- ¦ТTП¦¬TМ¦-¦¦

Ярчайший пример роли шатра в «русском узорочье» — церковь Рождества Богородицы в Путинках в Москве (1649–52 гг.)

Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) также служит ярким примером стиля «узорочье».

Помимо измельченных декоративных по форме церквей появившегося в Москве «узорочья», шатры продолжали использоваться в многочисленных церквях Ярославля. Здесь шатрами любили завершать приделы, примыкавшие к большим пятиглавым храмам. Этот прием восходит к собору Богоявленского Авраамиева монастыря в Ростове Великом (придел преподобного Авраамия Ростовского). Собор монастыря был построен в 1554–55 гг.

TЕTА¦-¦- ¦ЯTА¦¦¦-¦-TА¦-¦¦¦¦¦-¦¬TП ¦- ¦ЮTБTВTА¦-¦-¦¦ ¦¬¦-¦+ ¦Ь¦-TБ¦¦¦-¦-¦¬¦Ж  TЕTА¦-¦- ¦Э¦¬¦¦¦¬TВTЛ ¦- TБ¦¦¦¬¦¦ ¦Х¦¬¦¬¦-¦¬¦-TА¦-¦-¦-

TЕTА¦-¦- ¦Ш¦¬¦¬¦¬ ¦¬TА¦-TА¦-¦¦¦- ¦- ¦пTА¦-TБ¦¬¦-¦-¦¬¦¦

 

В церкви Ильи Пророка (Ярославль. 1647–50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.

К более раннему периоду, относится известнейшая церковь Преображения в селе Остров под Москвой. (2-я пол. XVI века.)

В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь 1556 г., возведенная в своем имении Алексеем Басмановым в память казанского похода.

TЕTА¦-¦- ¦гTБ¦¬¦¦¦-¦¬TП ¦- ¦Ъ¦-¦¬¦-¦-¦-¦¦ Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани (1552 г.)

В XVI веке очень редко совмещали несколько шатров в композиции одного храма, что станет обыкновенным в следующем столетии. Но было исключение. Уникальной постройкой, подражающей Покровскому собору в Москве (храм Василия Блаженного) был ныне не сохранившийся пятишатровый собор Бориса и Глеба в Старице (1550-е гг.). Храм построен князем Владимиром Андреевичем Старицким в столице своего удела. Возведение храма также связано с окончанием казанского похода, в котором Владимир Старицкий сыграл важную роль. Именно поэтому собор подражает главному памятнику взятия Казани — Покровскому собору. Он был разобран «по ветхости» в 1802 году.

Шатровое зодчество XVI–XVII вв., несомненно, является уникальным направлением русской храмовой архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Эти уникальные произведения русского  гения  внесли  неоценимый вклад в мировую культуру. И мы вновь и вновь обращаем внимание на то, что многие композиционные поиски этого стиля были настолько плодотворны, что не раз архитекторы последующего времени  обращались  и поныне обращаются  к опыту своих предшественников. Наш краткий очерк далеко не охватывает всего, что было создано в эту эпоху, для более глубокого ознакомления и изучения предмета можно обратиться к ниже указанным именам деятелей науки и искусства, которые немало потрудились в этой области. 

Архитектурные термины

Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos  — свод) — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.

Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами

Четверик — в русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике).

Восьмерик — в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип "восьмерик на четверике"), реже они завершают крестообразный в плане объем.

Гульбище — в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI–XVII вв., иногда встречались в светских постройках.

Галерея — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания

Глава, главка — наружная часть купольного перекрытия барабана, декоративное завершение церковных построек. Благодаря наличию глав самых разнообразных форм, их окраске, узору, материалу покрытия, архитектурное сооружение приобретает характерный силуэт и большую живописность. В русском зодчестве распространены шлемовидные, луковичные, грушевидные главы. Главы иных форм встречаются в архитектуре Кавказа, Средней Азии, Индии и других стран

Закомара — (от др.-рус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.

Подклет — нижний нежилой этаж деревянного или каменного дома, служащий для хозяйственных целей. Кроме того, подклеты сооружались и в некоторых русских церквях. Каменные подклеты появились в русской народной архитектурес конца XVII в.

«Ру́сское   узо́рочье»  (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси. Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах очень велика: колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.

Шатер, шатровое покрытие — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в.

 

Статья подготовлена по материалам:

*Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер (1933–2004) — историк древнерусской архитектуры, архитектор-реставратор.

*Георгий Карлович Вагнер (19.10.1908 — 25.01.1995) — историк искусства

*Евгений Евсигнеевич Голубинский (12.03.1834 — 20.01.1912) — историк русской Церкви и церковной архитектуры.

*Михаил Андреевич Ильин (20.03.1903 — 19.05.1981) — искусствовед, историк архитектуры. Доктор искусствоведения, профессор. «Москва. Памятники архитектуры XIV–XVII вв.» Издательство «Искусство» М.,1973 г.

*Петр Николаевич Максимов (27.01.1903 — 18.05.1972) — историк архитектуры. Доктор архитектуры, профессор.

*Николай Федорович Гуляницкий, «Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество в XVI–XVII вв.» в сборнике: «Архитектурное наследство», № 28, М., 1980.   

* Михаил Николаевич Тихомиров (31.05.1893 — 02.09.1965) — историк, доктор исторических наук, профессор.

* Серге́й Вольфга́нгович Заграевский — историк архитектуры, профессор, доктор архитектуры, заслуженный работник культуры России.

*Николай Иванович Брунов (25.11.1898 — 25.11.1971) — историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор. Преподавал в Московском архитектурном институте.

 *Олег Викторович Стародубцев — Кандидат богословия, зав. кафедрой церковной истории Сретенской духовной семинарии.


Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
 
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, ноябрь 2022 года
1 вторник Прор. Ио́иля. Мч. Уа́ра и с ним семи учителей христианских Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
2 среда Вмч. Арте́мия. Прав. Арте́мия Веркольского Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
3 четверг Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
4 пятница Празднование Казанской иконе Божией Матери Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Парастас 18-00 Весь причт
5 суббота Димитриевская родительская суббота. Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Поминовение усопших Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
09:40 пом.: Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
6 воскре-сенье Неделя 21-по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Арефы и с ним 4 299 мучеников Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Иоанн
7 поне-дельник Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
8 вторник Вмч. Дими́трия Солу́нского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
9 среда Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
10 четверг Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
11 пятница Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия затворника Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
12 суббота Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
13 воскре-сенье Неделя 22-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апеллия и Аристовула. Мч. Епимаха Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай
14 поне-дельник Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 вторник Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония и иже с ними Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
16 среда Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала́ диакона Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
17 четверг Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея  Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 пятница Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
19 суббота Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма. Свт. Ге́рмана. Свт. Германа, архиеп. Казанского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
20 воскре-сенье Неделя 23-по Пятидесятнице. Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря Галиси́йского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
пом.: Весь причт
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
21 поне-дельник Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 вторник Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
23 среда Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на и иже с ними Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
24 четверг Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
25 пятница Свт. Иоанна. Прп. Ни́ла. Блж. Иоанна Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
26 суббота Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
27 воскре-сенье Неделя 24-по Пятидесятнице. Ап. Фили́ппа. Свт. Григория Паламы. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 прот.Георгий
28 поне-дельник Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва. Начало Рождественского поста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Олег
29 вторник Ап. и евангелиста Матфе́я Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
30 среда Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
1 четверг Мчч. Платона и Романа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
2 пятница Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.