Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове является одним из интереснейших образцов каменного шатрового зодчества. Особый архитектурный тип — шатровый, стал весьма распространённым в русском храмовом зодчестве, где вместо купола, здание храма завершается шатром. Каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV—XVI веков. (примеры наиболее известных храмов: Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, первый шатровый храм. (1510-е гг.), Церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.), «Дивная» церковь в Угличе (1628 г.), московская церковь Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.) Медведковская же церковь имеет известную внешнюю близость к знаменитому произведению архитектуры Москвы XVI века — многопредельному Покровскому собору «на рву» (храм Василия Блаженного).
В целом, схема построения всех шатровых храмов была примерно одинаковой: четверик, на который ставился небольшой восьмерик («восьмерик на четверике»), служивший опорой для высокого восьмигранного шатра. Но при этом, зодчие проявляли такую изобретательность в украшении и варьировании различных деталей, что ни один шатровый храм не был похож на другие. Особенностью этого стиля было то, что храм не имел столпов и держался только на стенах, из-за чего слишком широкие шатры ставить было невозможно.
Мы видим, что основной объём четверика нашего храма поднят на высоком подклете (где находится зимняя церковь Знамения) и завершён на углах небольшими главками. Четверик несёт относительно низкий световой восьмерик, служащий основанием остроконечного шатра. При несколько приземистых пропорциях четверика и восьмерика шатер церкви приобретает особую стройность. Его высота равна высоте нижней части здания. Подклет окружает галерея с двумя равновеликими приделами (Сергия Радонежского и Девяти мучеников Кизических). Одноглавые четверики нашего храма впервые в русской архитектуре получили четырёхскатные кровли. Алтарная часть храма, увенчана главой, и обладает достаточно редкой ступенчатой композицией — сильно выдвинутой к востоку апсидой нижней церкви. Ряды кокошников*, размещённые по верху стен четверика, в основаниях шатра и венчающей его главы, подчёркивают ярко выраженное пирамидальное построение храма. С запада к церкви примыкает двухъярусная ампирная* колокольня, сменившая первоначальную в 1840-х гг.
Как уже говорилось выше, каменные шатровые храмы на Руси появились на рубеже XV–XVI веков. Но период Смутного времени (1598–1613гг.) ознаменованный стихийными бедствиями, польско-шведской интервенцией, тяжелейшим политическим, экономическим, государственным и социальным кризисом,привел практически к полному прекращению каменного строительства в стране. Перерыв в строительной деятельности длился почти четверть века. Поэтому, когда в 1620-х годах экономика России достигла уровня, достаточного для возобновления строительства каменных зданий, в архитектуре началось как бы повторение пройденного — репродуцировались старые типы построек.
Известно, что широко распространившееся строительство шатровых храмов было вновь приостановлено уже в 1653 г., в ходе реформ патриарха Никона, как « не соответствующий чину». Так, в одной из храмозданных грамот патриарх Никон предписал: «По чину правильного и уставного законоположения, как о сем правило и устав церковный повелевает, строить о единой, о трех, о пяти главах, а шатровые церкви отнюдь не строить».
Когда в 1655 г. было решено построить два придела у шатровой церкви в Вишняках, то патриарх повелел завершить их круглыми, а не островерхими главами. По мнению историков, этот запрет был обоснован несколькими причинами: во-первых, проведением церковной реформы и, соответственно, отказом от «всего старого», во-вторых, стремлением патриарха приблизиться к византийскому образцу (т.е. крестово-купольной конструкции). Впоследствии запрет был подтвержден, а в качестве примера зодчим указали пятиглавый Успенский собор Московского Кремля.
Однако деревянные шатровые храмы продолжали строиться на севере Руси, а шатровые завершения колоколен остались едва ли не самыми популярными в русском зодчестве до появления классицизма. В конце XIX века появилась тенденция к ослаблению жесткого запрета на строительство шатровых храмов, популярность набрал псевдорусский стиль, поэтому на рубеже XIX–XX веков снова стали появляться церкви с шатровым завершением, хотя и заметно отличающиеся от своих предшественниц XVI–XVII веков.
Вопрос о происхождении шатровых церквей остается спорным. В научной литературе можно встретить различные, полемизирущие одна с другой, точки зрения.
По одному из мнений ученых, шатровые храмы возводились по указам царей, строились в царских селах и в имениях знатных людей. Подтверждением этого является и наша церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Медведково, построенной около 1635–40гг. в усадьбе героя освободительной войны 1612 г. князя Дмитрия Пожарского. Заказчик явно наделял строившийся храм мемориальными чертами, стремясь увековечить победу, принесшую освобождение стране от польских интервентов.
Предположения других исследователей связывают возникновение шатрового зодчества с традицией строительства храмов-памятников, приуроченных к какому-либо важному событию. Шатровая форма церквей оказалась для этих целей наиболее подходящей. Храмы должны были быть высокими, видными издалека. Они не создавались для огромного скопления народа, на что указывает небольшая площадь внутреннего пространство храма. Таким образом, новый архитектурный тип получил определённые функции. Торжественная архитектура, рассчитанная, прежде всего на внешнее восприятие, служила мемориальным целям.
Так же многократно высказывалась мысль о связи шатрового зодчества с западноевропейской готикой (Н. М. Карамзин, И. М. Снегирев, Л. В. Даль, Е. Е. Голубинский, А. И. Некрасов, Г. К. Вагнер). В стремлении русских храмов с XVII века к динамичному, устремленному вверх объёму, действительно есть родство с готическим стилем.
Ряд исследователей (М. А. Ильин, П. Н. Максимов, М. Н. Тихомиров и Г. К. Вагнер) связывали шатровые храмы со старой традицией столпообразных церквей и с архитектурой башен. Столпообразные церкви действительно предшествовали шатровым храмам (церкви Иоанна Предтечи в Дьякове, Преображения в с. Остров (вторая половина XVI в.).
Наиболее выдающийся пример столпообразного храма — знаменитая кремлевская церковь-колокольня, освященная в честь преподобного Иоанна Лествичника — «Иван Великий» (построенная в 1505–1508 гг. и надстроенная в конце XVI в. по приказу Бориса Годунова).
Но их функция как храмов «под колоколы» («который под колоколами»), где ярус звона (звонница) сооружается над помещением храма, не соответствует назначению первых придворных шатровых церквей.Церкви «под колоколы» имеют много разнообразных архитектурных решений, предоставляя большую свободу для зодчего, но в большинстве случаев это небольшие столпообразные храмы. Примеры подколокольных храмов: церковь Иоанна Лествичника в Московском Кремле (перестроена в колокольню Ивана Великого). Здание храма представляло собой неправильный восьмерик, имелась апсида, подъёма на верх, вероятно, не было, и звон осуществлялся с уровня земли; церковь во имя сошествия Святого Духа в Троице-Сергиевой Лавре (1476 г.), построена псковскими зодчими. Верхний ярус колокольни впервые выполнен в виде цилиндра; Георгиевская колокольня (первоначально — храм Архангела Гавриила) в Коломенском (1530-е гг.). Надвратная церковь Симеона столпника в стиле барокко в Даниловском монастыре в Москве поставлена в 1731–1732 годах над Святыми воротами (1681 г.); два надвратных храма московского Донского монастыря; храм преподобного Сергия Радонежского в колокольне московского Новоспасского монастыря; храм во имя святого воина Феодора Стратилата у Меньшиковой башни в Москве (XIX век)
Серьёзные основания имеет мысль о происхождении шатрового каменного зодчества от аналогичного по форме шатрового деревянного, столь распространённого на Руси с древности и до настоящего времени. «Летописец вкратце Русской земли» под 1532 годом говорит: «Князь великий Василей постави церковь камену Взнесение Господа нашего Исуса Христа вверх на деревяное дело». Это летописное сообщение прямо связывает происхождение шатра с деревянным зодчеством.
Витославлицы
Но если в деревянных церквях шатёр вынужденно сменил купол по конструктивным причинам, то замена купола шатром в каменном строительстве не связана с проблемой конструкции. Причину возникновения каменных шатров следует видеть в желании придать храму определённый образ (о чем говорилось выше). Действительно, в Москве, и тем более в провинции, вытянутые силуэты деревянных шатровых церквей играли ведущую роль.
Шатровое зодчество несет в себе так же и глубокую смысловую нагрузку. Символические значения храмов осмысливаются и понимаются учеными по-разному. Например, считается, что шатровый храм представляет собой архитектурную модель пути к Небесному Царствию, является местом соединения земного квадрата (символа тварного мира) с небесным кругом (символом вечности). В шатровом храме квадрат четверика есть символ Земли. Восьмерик на четверике — универсальное число направлений пространства (стороны света — запад, восток, юг, север), но это еще и восьмиконечная звезда — символ Богородицы и сакральное число будущего века — «дня восьмого». А шатер, венчающий храм, есть небесный конус пути к Богу, образ лествицы, увиденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28, 12). По учению св. отцов, это видение было прообразом Богоматери, что подтверждают слова древнейшего акафиста, прославляющего пресвятую Богородицу: «Радуйся, Лествице небесная, Ею же сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).
В завершении нашего очерка хотелось бы представить краткий исторический обзор шатрового зодчества России.
Самым первым шатровым храмом, по последним установленным данным, считается Троицкая (теперь Покровская) церковь в Александровской слободе, служившая дворцовым храмом великого князя Василия III. Ранее церковь датировалась 1570-ми годами, но исследования В. В. Кавельмахера, а затем С. В. Заграевского отнесли её постройку к первому этапу строительства Александровской слободы — к 1510-м гг. Хотя ранее к первой шатровой постройке относили всем известную Вознесенскую церковь в Коломенском, возведенную в 1532 году по заказу того же князя. Новые научные сведения не умаляют значение церкви Вознесения в истории русской архитектуры. Она является непревзойденным шедевром шатрового зодчества, хотя и не самой первой постройкой этого типа. Обе церкви были задуманы как небольшие придворные храмы в усадьбах московского государя. Вознесенская церковь в Коломенском играла роль монумента в память рождения у Василия III наследника — Ивана Грозного. По мнению некоторых историков создателем ансамбля Александровской слободы следует считать итальянца Алевиза Нового. Авторство церкви Вознесения приписывается итальянцу Петроку Малому.
Например, церковь в Троицком — Голенищеве (Москва, 1644–45 гг.). Построенная в летней резиденции московских патриархов она близка по плану к церкви в Медведково. К её центральному объёму так же примыкают два симметричных придела, завершенные не главами, а меньшими шатрами. Все три придела — восьмерики на четверике, но центральный выделяется своими размерами и большей высотой шатра.
В 1635–38 гг. в Троице-Сергиевом монастыре была построена небольшая церковь Зосимы и Савватия Соловецких при больничных палатах. Внешне храм очень строен и красив, а его высокий шатёр имеет чисто декоративный характер.
Репликой этого храма стала больничная церковь святого Евфимия в Кирилло-Белозерском монастыре (1653 г.).
Особое место среди них занимает Успенская «дивная» церковь в Алексеевском монастыре Углича, построенная в 1628 г. (или в 1630-е гг.) Три её стройные шатра поставлены на три выстроенные в ряд придела. Эта композиция из трех выстроенных в ряд поперек храма шатров сыграет чуть позже важную роль в стиле «русского узорочья», характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции и живописностью силуэта. Внешний вид Успенской церкви красив благодаря сочетанию нескольких заостренных шатров, центральный из которых выделен большим размером. Но интерьер храма перекрыт сводами, его шатры представляют собой только глухие декоративные надстройки.
Церковь Одигитрии в монастыре Иоанна Предтечи в Вязьме (1650-е гг.) также служит ярким примером стиля «узорочье».
В церкви Ильи Пророка (Ярославль. 1647–50 гг.) стройный шатровый придел примыкает к юго-западному углу храма, уравновешивая стоящую с другой стороны шатровую колокольню.
В Переславле-Залесском на средства Ивана Грозного в 1585 г. была построена церковь митрополита Петра. В селе Елизарово Переславского района Ярославской области есть небольшая Никитская церковь 1556 г., возведенная в своем имении Алексеем Басмановым в память казанского похода.
Церковь Успения в Брусенском монастыре Коломны, основанном Иваном Грозным так же после взятия Казани (1552 г.)
Шатровое зодчество XVI–XVII вв., несомненно, является уникальным направлением русской храмовой архитектуры, которому нет аналогов в искусстве других стран и народов. Эти уникальные произведения русского гения внесли неоценимый вклад в мировую культуру. И мы вновь и вновь обращаем внимание на то, что многие композиционные поиски этого стиля были настолько плодотворны, что не раз архитекторы последующего времени обращались и поныне обращаются к опыту своих предшественников. Наш краткий очерк далеко не охватывает всего, что было создано в эту эпоху, для более глубокого ознакомления и изучения предмета можно обратиться к ниже указанным именам деятелей науки и искусства, которые немало потрудились в этой области.
Апсида, абсида (от греч. Hapsis, род. падеж hapsidos — свод) — расположенный в восточной части христианского храма алтарный выступ, полукруглый, граненый или прямоугольный в плане, перекрытый конхой или сомкнутым полусводом. Апсиды впервые появились в древнеримских базиликах, термах, храмах.
Барабан — цилиндрическое или многогранное основание купола (в русской архитектуре XVII в. иногда — декоративной луковичной главы), обычно прорезанное окнами
Четверик — в русской и украинской каменной и деревянной архитектуре четырехугольное в плане сооружение или составная часть композиций шатровых и ярусных храмов, в том числе в сочетании с восьмигранной частью (восьмерик на четверике).
Восьмерик — в русском и украинском каменном и деревянном зодчестве восьмиугольное в плане сооружение или часть сооружения. Распространен главным образом в церковном зодчестве. Восьмерики обычно ставились на четырехугольном основании (тип "восьмерик на четверике"), реже они завершают крестообразный в плане объем.
Гульбище — в древнерусской архитектуре наружная терраса или галерея, окружающая здание на уровне перекрытий подклета. Были распространены в культовой архитектуре XVI–XVII вв., иногда встречались в светских постройках.
Галерея — длинное крытое светлое помещение, в котором одну из продольных стен заменяют колонны, столбы или балюстрада, примыкающее к стене здания
Глава, главка — наружная часть купольного перекрытия барабана, декоративное завершение церковных построек. Благодаря наличию глав самых разнообразных форм, их окраске, узору, материалу покрытия, архитектурное сооружение приобретает характерный силуэт и большую живописность. В русском зодчестве распространены шлемовидные, луковичные, грушевидные главы. Главы иных форм встречаются в архитектуре Кавказа, Средней Азии, Индии и других стран
Закомара — (от др.-рус. комара — свод) — полукруглое или килевидное завершение участка стены, закрывающее прилегающий к ней внутренний цилиндрический (коробовый, крестовый) свод.
Подклет — нижний нежилой этаж деревянного или каменного дома, служащий для хозяйственных целей. Кроме того, подклеты сооружались и в некоторых русских церквях. Каменные подклеты появились в русской народной архитектурес конца XVII в.
«Ру́сское узо́рочье» (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке на территории Московской Руси. Резные наличники окон (в том числе в виде кокошников), многоярусные кокошники по сводам, карнизы в виде «петушиных гребешков», витые столбики, полуколонки. Интерьер: богатый цветной растительный орнамент стен и сводов. Площадь декора на стенах очень велика: колонки, ширинки, карнизы, наличники, изразцы.
Шатер, шатровое покрытие — завершение центрических построек (храмов, колоколен, башен, крылец) в виде высокой четырехгранной, восьмигранной или многогранной пирамиды. Распространено в русском каменном зодчестве с XVI в.
Статья подготовлена по материалам:
*Вольфганг Вольфгангович Кавельмахер (1933–2004) — историк древнерусской архитектуры, архитектор-реставратор.
*Георгий Карлович Вагнер (19.10.1908 — 25.01.1995) — историк искусства
*Евгений Евсигнеевич Голубинский (12.03.1834 — 20.01.1912) — историк русской Церкви и церковной архитектуры.
*Михаил Андреевич Ильин (20.03.1903 — 19.05.1981) — искусствовед, историк архитектуры. Доктор искусствоведения, профессор. «Москва. Памятники архитектуры XIV–XVII вв.» Издательство «Искусство» М.,1973 г.
*Петр Николаевич Максимов (27.01.1903 — 18.05.1972) — историк архитектуры. Доктор архитектуры, профессор.
*Николай Федорович Гуляницкий, «Церковь Покрова в Медведкове и русское зодчество в XVI–XVII вв.» в сборнике: «Архитектурное наследство», № 28, М., 1980.
* Михаил Николаевич Тихомиров (31.05.1893 — 02.09.1965) — историк, доктор исторических наук, профессор.
* Серге́й Вольфга́нгович Заграевский — историк архитектуры, профессор, доктор архитектуры, заслуженный работник культуры России.
*Николай Иванович Брунов (25.11.1898 — 25.11.1971) — историк архитектуры, доктор искусствоведения, профессор. Преподавал в Московском архитектурном институте.
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на ИЮНЬ 2025 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВОЗНЕСЕНИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
7 | суббота | ТРОИЦКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
8 | воскре-сенье | ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРО́ИЦЫ ПЯТИДЕСЯ́ТНИЦА |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СВЯТОМУ ДУХУ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | поне-дельник | День Святого Духа Сплошная седмица |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
10 | вторник | Вторник Пятидесятницы. Прп. Никиты. Свт. Игнатия. Прп. Елены Дивеевской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Среда Пятидесятницы. Прмц. Феодосии девы. Свт. Луки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Четверг Пятидесятницы. Прп. Исаакия исп. Свт. Фили́ппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
13 | пятница | Пятница Пятидесятницы. Мч. Ерме́я. Ап. Ерми́я | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Суббота Пятидесятницы. Отдание праздника Пятидесятницы. Прав. Иоанна Кроншта́дтского. Мч. Иустина. Прп. Диони́сия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я по Пятидесятнице, Всех святых. Свт. Никифора исп., патриарха Константинопольского Заговенье на Петров пост |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | поне-дельник | Мч. Лукиллиа́на. Блгв. царевича Дими́трия. Начало Петрова поста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
17 | вторник | Свт. Митрофана. Прп. Мефодия. Сщмч. Петра. Правв. Ма́рфы и Мари́и | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
18 | среда | Сщмч. Дорофея. Блгв. кн. Фео́дора | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | четверг | Прп. Виссарио́на Египетского, чудотворца. Прп. Иларио́на | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Сщмч. Феодота, еп. Анки́рского. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Вмч. Фео́дора Стратила́та. Всех преподобных и богоносных отцов, во Святой Горе Афонской просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я по Пятидесятнице, Всех святых, в земле Русской просиявших | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист ВСЕМ СВЯТЫМ, земле Русской просиявшим | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | поне-дельник | Сщмч. Тимофе́я. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Апп. Варфоломе́я и Варна́вы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Прп. Ону́фрия. Прп. Петра́. Блгв. вел. кн. Анны Ка́шинской. Прп. Арсе́ния | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
26 | четверг | Мц. Акили́ны. Свт. Трифи́ллия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Прор. Елисе́я. Свт. Мефо́дия. Прп. Мефо́дия. Сщмч. Владимира | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Прор. Амо́са. Свт. Ио́ны, митр. Московского и всея Руси, чудотворца. Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я по Пятидесятнице. Свт. Ти́хона. Свт. Феофа́на, Затворника. Прп. Ти́хона Калу́жского. Прп. Моисе́я О́птинского | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
30 | поне-дельник | Мчч. Ману́ила, Саве́ла и Исма́ила | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Боголюбской иконы Божией Матери. Мч. Лео́нтия | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | среда | Апостола Иу́ды, брата Господня. Свт. Иова. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Сщмч. Мефо́дия. Блгв. кн. Глеба. Свт. Гурия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Мч. Иулиа́на Тарси́йского. Прп. Макси́ма Грека | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Сщмч. Евсе́вия | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 4-я по Пятидесятнице. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Помогает: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | с |