«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1
Заканчивается Великий пост, совсем близко Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение — Пасха. В приближении этих великих дней необходимо рассказать об одной из немногих женщин-гимнографов, труды которой помещены в постной триоди и являются частью литургического годового круга. Речь идет об инокине Кассии, авторству которой принадлежат ирмосы канона утрени Великой Субботы2 и другие церковные песнопения.
Имя преподобной Кассии, игумении и церковного поэта-гимнографа, мы находим в святцах Греческих Православных Церквей; вариантов написания этого имени несколько: Кассия, Кассиания, Кассиана, Икасия. Особо почитается преподобная на острове Касос, уроженкой которого, согласно преданию, она была и где скончалась; местные жителя считают ее покровительницей их острова, а греческие поэты и гимнографы — покровительницей их цеха.
Преподобная родилась около 800-805 года в семье благочестивых родителей (ее отец Фемистокл служил при дворе императора Феофила). Детей у супружеской четы долго не было, и супруга Фемистокла постоянно молилась Господу о даровании чада. В ответ на ее просьбы родилась дочь, отличавшаяся умом и красотой.
Самый известный факт из биографии прп. Кассии сомнителен с точки зрения историчности: а именно факт ее участия в царских смотринах (практически аналогичный приводится в житии другой святой, прп. Ирины, игумении Хрисовалантского монастыря). Согласно легенде, передаваемой хронистом Симеоном Логофетом, «Кассия среди прочих знатных девушек участвовала в так называемых царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 году <…> Император должен был вручить своей избраннице золотое яблоко. Подойдя к Кассии, которая поразила его красотой, он сказал: «Чрез женщину излилось (в мир) зло», подразумевая праматерь Еву. Девушка ответила: «Но чрез женщину проистекает и высшее», подразумевая Пресвятую Богородицу. Уязвленный тем, что ему осмелились возразить, к тому же продемонстрировав ученость, равную императорской, Феофил отдал яблоко другой девушке, св. Феодоре»3. После этого Кассия приняла монашество, основала в Константинополе монастырь и стала его игуменией, прославившись в дальнейшем как автор церковных песнопений, которых в рукописной традиции насчитывается в настоящее время около пятидесяти.
Хронистами приводятся данные еще об одной встрече прп. Кассии с императором Феофилом, который однажды якобы решил посетить ее уже в монастырской келье: «В это время Кассия составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой Среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора Кассия скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав Кассии в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся»4.
Есть сведения, что некая кандидатисса К., прекрасно образованная девушка из знатной семьи, стремившаяся стать монахиней, состояла в переписке с прп. Федором Студитом. Ее имя и особенности личности совпадают с именем и особенностями личности автора церковных песнопений за одним исключением — респондентка прп. Феодора не могла участвовать в царских смотринах — она была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию5.
Так или иначе, с романтическими подробностями или без них, несомненно то, что в лице прп. Кассии мы имеем замечательную личность своей эпохи, выделяющуюся по общественному положению, уму и образованию, чьи труды приняты Церковью именно как творение во славу Божию6. Что же можно сказать о самом творчестве прп. Кассии?
В первую очередь обратимся к канону Великой Субботы. Есть сведения, что блаженной Кассией «первоначально были написаны не только ирмосы, но и тропари первых пяти песней. Однако позднейшие составители служб нашли неудобным оставить в церковном употреблении канон, написанный женщиной; поэтому Марку, епископу Идрунтскому, <…> было поручено составить тропари указанных песней канона; в этом произведении оставлены были только ирмосы блаженной инокини Кассии…»7. Рассматривая только ирмосы, мы видим в них глубины христоцентричного богословия, глубочайшие истины о спасении человека Крестной Жертвой Христовой от греха, проклятия и смерти:
«Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы: но мы яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися»;
«Тебе на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь видевшее на Лобнем висима, ужасом многим содрогашеся, несть свят, разве Тебе Господи, взывающи»;
«На Кресте Твое Божественное истощание провидя Аввакум, ужасся, вопияше: Ты сильных пресекл если державу Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко всесилен»;
«Богоявления Твоего Христе, к нам милостивно бывшаго, Исайя свет видев невечерний, из нощи утреневав взываше: воскреснут мертви, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются»8.
Преподобная Кассия, начав с воспевания Господа в ирмосе первой песни канона, уже в ирмосе третьей песни говорит о Его распятии… «На Лобнем висима…» — «это то, что приводит тварь в содрогание, что исторгает вопль у твари, но и дает этой твари сознание, что нет на земле большей святости, кроме Господа, что Он — Един спасение твари»9.
В ирмосе четвертой песни канона мы видим кульминацию богословской мысли автора — здесь исповедуется не только Крестная Смерть Спасителя, но и Его сошествие во ад; исповедуется победа над диаволом именно через Крестную Смерть и сошествие во ад, поражение смерти в самом ее источнике.
Ирмос пятой песни канона Великой Субботы говорит нам уже о грядущем всеобщем воскресении, Втором Пришествии Господнем, Невечернем Свете и нескончаемой радости всех земнородных — живых и мертвых. О Воскресении Христовом прп. Кассия говорит прикровенно, называя первое Пришествие Господа Богоявлением и великой милостью Его к людям; а вот последствия Крестной Жертвы воспевает подробно: «воскреснут мертви, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются».
Упомянем еще известнейшую стихиру Великой Среды, автором которой тоже является преподобная:
«Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой. Да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость»10.
Удивительно то, что в этой стихире песнотворица имеет дерзновение впадшую во многие грехи жену назвать мироносицей. Это чистая интуиция, вопреки всякой логике знающая сердцем то, что все грехи кающегося покрываются Любовью и безграничной милостью Господа…
Стихира отличается покаянным настроем, смирением сердца и глубоким лиризмом, как, впрочем, и все остальные творения святой игумении. Авторству преподобной Кассии, кроме упомянутых произведений, принадлежат стихира на Славу, и ныне на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: «Августу единоначальствующу на земли…»; стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников; стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива11, а также другие произведения.
В современных богослужебных книгах сохранились некоторые стихиры прп. Кассии, которые либо помещены без надписания, либо обозначаются: «Анатолиево» или «Византиево», что указывает не на конкретного автора, а на происхождение песнопения; есть песнопения прп. Кассии, приписываемые другим гимнографам, даже таким, как свт. Андрей Критский; в рукописных источниках при этом указано авторство инокини Кассии12.
Наш краткий рассказ о прп. Кассии необходимо завершить словами, характеризующими не столько ее саму, сколько отношение Церкви к ее творчеству:
«Великую духовную свободу исповедует Христова Церковь, сохраняя в своих церковно-богослужебных книгах творения женщины-гимнографа. Тот факт, что почти все [или большая часть их — авт.] дошедшие до нас церковные гимны блаженной инокини Кассии имеют надписание, означает, что Церковь ревностно сберегает ее творения в числе лучших, отмеченных именем, сохраненных для будущих поколений произведений <…> Инокиня-гимнограф принята святой Церковью как равная, наряду с великими творцами канонов, участвовать в воспевании и восхвалении тайны Совета Превечного в деле спасения человеков…»13.
Автор цикла статей: Ирина Русова
1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).
2 С первой по пятую песнь канона.
3 Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
4 Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
5 По: Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
6 По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 192-194.
7 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 195.
8 Постная Триодь. Ирмосы первой-пятой песен канона на утрени Великой Субботы.
9 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 204.
10 Постная Триодь. Стихира самогласна на утрени Великой Среды.
11 По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 196.
12 По: Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
13 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 215.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 23-я по Пятидесятнице. Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
2 | поне-дельник | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | среда | ВВЕДЕНИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Александра Невского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 24-я по Пятидесятнице. Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.НИКОЛАЙ | |||||
10 | вторник | ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ, ИМЕНУЕМОЙ «ЗНА́МЕНИЕ» | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
11 | среда | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
12 | четверг | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | пятница | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
15 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 25-я по Пятидесятнице. Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
16 | поне-дельник | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | четверг | СВТ. НИКОЛАЯ, АРХИЕПИСКОПА МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦА | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | пятница | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Столобенского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
21 | суббота | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 26-я по Пятидесятнице. Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы. Иконы Божией Матери, именуемой «Нечаянная Радость». | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
23 | поне-дельник | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа, еп. Белгородского | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | среда | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | четверг | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | пятница | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 27-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Прп.СЕРГИЮ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |