«Небеси убо высота неиспытаема, земли же широта и долгота неосяжема, морю же глубина неизмерима, святых же чудеса неисчетна и недоумеваема» (Милютинские Минеи)1
Заканчивается Великий пост, совсем близко Великая Суббота и Светлое Христово Воскресение — Пасха. В приближении этих великих дней необходимо рассказать об одной из немногих женщин-гимнографов, труды которой помещены в постной триоди и являются частью литургического годового круга. Речь идет об инокине Кассии, авторству которой принадлежат ирмосы канона утрени Великой Субботы2 и другие церковные песнопения.
Имя преподобной Кассии, игумении и церковного поэта-гимнографа, мы находим в святцах Греческих Православных Церквей; вариантов написания этого имени несколько: Кассия, Кассиания, Кассиана, Икасия. Особо почитается преподобная на острове Касос, уроженкой которого, согласно преданию, она была и где скончалась; местные жителя считают ее покровительницей их острова, а греческие поэты и гимнографы — покровительницей их цеха.
Преподобная родилась около 800-805 года в семье благочестивых родителей (ее отец Фемистокл служил при дворе императора Феофила). Детей у супружеской четы долго не было, и супруга Фемистокла постоянно молилась Господу о даровании чада. В ответ на ее просьбы родилась дочь, отличавшаяся умом и красотой.
Самый известный факт из биографии прп. Кассии сомнителен с точки зрения историчности: а именно факт ее участия в царских смотринах (практически аналогичный приводится в житии другой святой, прп. Ирины, игумении Хрисовалантского монастыря). Согласно легенде, передаваемой хронистом Симеоном Логофетом, «Кассия среди прочих знатных девушек участвовала в так называемых царских смотринах, устроенных для имп. Феофила его мачехой Евфросинией в 821 или 830 году <…> Император должен был вручить своей избраннице золотое яблоко. Подойдя к Кассии, которая поразила его красотой, он сказал: «Чрез женщину излилось (в мир) зло», подразумевая праматерь Еву. Девушка ответила: «Но чрез женщину проистекает и высшее», подразумевая Пресвятую Богородицу. Уязвленный тем, что ему осмелились возразить, к тому же продемонстрировав ученость, равную императорской, Феофил отдал яблоко другой девушке, св. Феодоре»3. После этого Кассия приняла монашество, основала в Константинополе монастырь и стала его игуменией, прославившись в дальнейшем как автор церковных песнопений, которых в рукописной традиции насчитывается в настоящее время около пятидесяти.
Хронистами приводятся данные еще об одной встрече прп. Кассии с императором Феофилом, который однажды якобы решил посетить ее уже в монастырской келье: «В это время Кассия составляла самогласен на «Слава, и ныне» утрени Великой Среды («Господи, яже во многия грехи впадшая жена...»). При приближении императора Кассия скрылась, прервав текст на словах «шумом уши огласивши». Не застав Кассии в келье, Феофил прочел гимн и добавил стих «страхом скрыся»4.
Есть сведения, что некая кандидатисса К., прекрасно образованная девушка из знатной семьи, стремившаяся стать монахиней, состояла в переписке с прп. Федором Студитом. Ее имя и особенности личности совпадают с именем и особенностями личности автора церковных песнопений за одним исключением — респондентка прп. Феодора не могла участвовать в царских смотринах — она была известна как участница борьбы с иконоборчеством и даже подверглась за это бичеванию5.
Так или иначе, с романтическими подробностями или без них, несомненно то, что в лице прп. Кассии мы имеем замечательную личность своей эпохи, выделяющуюся по общественному положению, уму и образованию, чьи труды приняты Церковью именно как творение во славу Божию6. Что же можно сказать о самом творчестве прп. Кассии?
В первую очередь обратимся к канону Великой Субботы. Есть сведения, что блаженной Кассией «первоначально были написаны не только ирмосы, но и тропари первых пяти песней. Однако позднейшие составители служб нашли неудобным оставить в церковном употреблении канон, написанный женщиной; поэтому Марку, епископу Идрунтскому, <…> было поручено составить тропари указанных песней канона; в этом произведении оставлены были только ирмосы блаженной инокини Кассии…»7. Рассматривая только ирмосы, мы видим в них глубины христоцентричного богословия, глубочайшие истины о спасении человека Крестной Жертвой Христовой от греха, проклятия и смерти:
«Волною морскою скрывшаго древле, гонителя мучителя, под землею скрыша спасенных отроцы: но мы яко отроковицы, Господеви поим, славно бо прославися»;
«Тебе на водах повесившаго всю землю неодержимо, тварь видевшее на Лобнем висима, ужасом многим содрогашеся, несть свят, разве Тебе Господи, взывающи»;
«На Кресте Твое Божественное истощание провидя Аввакум, ужасся, вопияше: Ты сильных пресекл если державу Блаже, приобщаяся сущим во аде, яко всесилен»;
«Богоявления Твоего Христе, к нам милостивно бывшаго, Исайя свет видев невечерний, из нощи утреневав взываше: воскреснут мертви, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются»8.
Преподобная Кассия, начав с воспевания Господа в ирмосе первой песни канона, уже в ирмосе третьей песни говорит о Его распятии… «На Лобнем висима…» — «это то, что приводит тварь в содрогание, что исторгает вопль у твари, но и дает этой твари сознание, что нет на земле большей святости, кроме Господа, что Он — Един спасение твари»9.
В ирмосе четвертой песни канона мы видим кульминацию богословской мысли автора — здесь исповедуется не только Крестная Смерть Спасителя, но и Его сошествие во ад; исповедуется победа над диаволом именно через Крестную Смерть и сошествие во ад, поражение смерти в самом ее источнике.
Ирмос пятой песни канона Великой Субботы говорит нам уже о грядущем всеобщем воскресении, Втором Пришествии Господнем, Невечернем Свете и нескончаемой радости всех земнородных — живых и мертвых. О Воскресении Христовом прп. Кассия говорит прикровенно, называя первое Пришествие Господа Богоявлением и великой милостью Его к людям; а вот последствия Крестной Жертвы воспевает подробно: «воскреснут мертви, и восстанут сущии во гробех, и вси земнороднии возрадуются».
Упомянем еще известнейшую стихиру Великой Среды, автором которой тоже является преподобная:
«Господи, яже во многие грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит: увы мне глаголющи! Яко нощь мне есть разжжение блуда невоздержанна, мрачное же и безлунное рачение греха. Приими моя источники слез, иже облаками производяй моря воду. Приклонися к моим воздыханием сердечным, приклонивый небеса неизреченным Твоим истощанием: да облобыжу пречистеи твои нозе, и отру сия паки главы моея власы, ихже в раи Ева, по полудни, шумом уши огласивши, страхом скрыся. Грехов моих множества, и судеб Твоих бездны кто изследит; душеспасче Спасе мой. Да мя Твою рабу не презриши, иже безмерную имеяй милость»10.
Удивительно то, что в этой стихире песнотворица имеет дерзновение впадшую во многие грехи жену назвать мироносицей. Это чистая интуиция, вопреки всякой логике знающая сердцем то, что все грехи кающегося покрываются Любовью и безграничной милостью Господа…
Стихира отличается покаянным настроем, смирением сердца и глубоким лиризмом, как, впрочем, и все остальные творения святой игумении. Авторству преподобной Кассии, кроме упомянутых произведений, принадлежат стихира на Славу, и ныне на Господи, воззвах вечерни Рождества Христова: «Августу единоначальствующу на земли…»; стихира на стиховне вечерни в день Рождества Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; две стихиры на хвалитех утрени в день памяти пяточисленных мучеников; стихиры в день памяти святых мучеников Гурия, Самона и Авива11, а также другие произведения.
В современных богослужебных книгах сохранились некоторые стихиры прп. Кассии, которые либо помещены без надписания, либо обозначаются: «Анатолиево» или «Византиево», что указывает не на конкретного автора, а на происхождение песнопения; есть песнопения прп. Кассии, приписываемые другим гимнографам, даже таким, как свт. Андрей Критский; в рукописных источниках при этом указано авторство инокини Кассии12.
Наш краткий рассказ о прп. Кассии необходимо завершить словами, характеризующими не столько ее саму, сколько отношение Церкви к ее творчеству:
«Великую духовную свободу исповедует Христова Церковь, сохраняя в своих церковно-богослужебных книгах творения женщины-гимнографа. Тот факт, что почти все [или большая часть их — авт.] дошедшие до нас церковные гимны блаженной инокини Кассии имеют надписание, означает, что Церковь ревностно сберегает ее творения в числе лучших, отмеченных именем, сохраненных для будущих поколений произведений <…> Инокиня-гимнограф принята святой Церковью как равная, наряду с великими творцами канонов, участвовать в воспевании и восхвалении тайны Совета Превечного в деле спасения человеков…»13.
Автор цикла статей: Ирина Русова
1 Цит. по: Никулина Е.Н. Агиология [эл. ресурс] // «Азбука веры»: [web-сайт], URL: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/agiologija/1_9 (дата обращения: 20.02.2018).
2 С первой по пятую песнь канона.
3 Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
4 Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
5 По: Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
6 По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 192-194.
7 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 195.
8 Постная Триодь. Ирмосы первой-пятой песен канона на утрени Великой Субботы.
9 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 204.
10 Постная Триодь. Стихира самогласна на утрени Великой Среды.
11 По: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 196.
12 По: Афиногенов Д.Е. Кассия. [эл. ресурс] // Православная энциклопедия: [web-сайт], URL: http://www.pravenc.ru/text/1681291.html (дата обращения: 06.04.2018).
13 Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М.: Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2005. 464 с. С. 215.
29 | вторник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
30 | среда | Попразднство Успения. Мч. Мирона | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | четверг | Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
2 | суббота | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Валентин |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.Николай | |||
4 | поне-дельник | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | вторник | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
6 | среда | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | четверг | Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
8 | пятница | Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение | 17-00 | прот.Валентин, д.Николай | |||
11 | поне-дельник | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Валентин, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
12 | вторник | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
13 | среда | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
14 | четверг | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
15 | пятница | Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Александр | |||
18 | поне-дельник | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
19 | вторник | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
20 | среда | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение Исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Алексий | |||||
21 | четверг | Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | пятница | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Алексий | |||
25 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
26 | вторник | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
27 | среда | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
28 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
29 | пятница | Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Полиелей | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.Олег |