Главная/Публикации/Статьи/Вероника Кузнецова. Лекарство для Русалочки

Вероника Кузнецова. Лекарство для Русалочки

YC7BLIs7-eI«Мало чего я в детстве боялся так, как этих "добрых светлых" сказочек», «в них жестокость, граничащая с садизмом», «очень мрачные», «пугают не столько отрубленные части тела, сколько душевные страдания главных героев…». Подобные суждения можно встретить практически в любой дискуссии о творчестве Ганса Христиана Андерсена, и все они неизменно сводятся к вопросу — «чему такие "сказки отчаяния" могут научить детей?»… Иногда им задаются и православные родители, которые, хоть и знают, что Русалочка искала бессмертную душу, всё же не могут примириться с тем, что ради нее она потеряла язык и бросилась «с корабля в море».

Однако всякий, кто хоть раз читал сказку, знает, что героиня Андерсена не похожа ни на фольклорную утопленницу, которая после Троицына дня щекочет до смерти крестьян в дубравах, ни на соблазнительницу-ундину, на которой, пишет Николай Гумилев, «горит ожерелье / и рубины греховно-красны» (именно с такой «бесовской русалкой» сравнивается любострастная Людмила Рутилова из «Мелкого беса» Сологуба). Русалочка Андерсена и не диснеевская Ариэль, которая — просто взрыв вполне земной огненно-рыжей радости. Русалочка Андерсена — эфемерно нежное создание, по сравнению с которым кажутся слишком плотскими девы Уотерхауса, простое как голубь, которое облеклось в любовь и получило чрез это бессмертную душу. Почему же Андерсен для выражения христианских тем использовал столь сомнительные, на первый взгляд, фольклорные образы — русалочек с устрицами на хвостах, ведьму в доме из человеческих костей — образы, которые могут ввести некоторых читателей в заблуждение?..

Проведем параллель с родственной «Русалочке» сказкой Андерсена, «Дочерью болотного царя». Болотный царь похитил египетскую принцессу, и родилась у них дочь — днем Хельга была красива как мать, но зла как отец, ночью же превращалась в омерзительную на вид жабу с чистым сердцем. Несчастного ребенка приютила и вырастила кроткая жена викинга. Однажды из похода на Север тот привез плененного христианского священника. Ночью Хельга, будучи еще добрым земноводным, спасает молодого человека (сцена, где священник, держа перед собой громадную жабу, скачет на коне под алеющим предрассветным небом и поет псалмы — чудесна), но с восходом превращается в жестокую красавицу и нападает на «раба, безбородого». И вдруг… Безымянный христианин — просто Христианин — стал казаться Хельге «могучим волшебником, посвященным в тайную науку. Он ведь чертил над ней таинственные знаки, творил заклинания!» (= осенял ее крестным знамением и молился). Мне кажется, в этой строчке — секрет всех сказок мира. Ребенок (в данном случае — Хельга) может не понимать морали сказки, но, как песня матери, она незаметно западет в душу ребенка, «ловящего одни отдельные слова, не понимая их смысла, который станет ему ясным лишь с годами»...

Думается также, эта сцена — когда Христианин крестит Хельгу и молится и производит на нее тем самым колдовское впечатление — точно описывает маленького ребенка в храме: для него тоже всё непонятно, может быть, даже и страшно, он будто в сказочном лесу, слова молитвы для него — заклинания, хор — пение фей… — «во всех действиях… какая-то особая, сверхчеловеческая сила». Только потом он, как Хельга, поймет, что всё значит… А пока — достаточно этого. Именно поэтому внешняя форма сказки ни сколь не должна смущать. Как и «самоубийство» Русалочки, из-за которого оригинальная сказка часто считается отнюдь не детской и не совсем христианской. Но разве может умереть тот, кто любит?..

«Любовь — родоначальница жизни!» — таков рецепт исцеления в «Дочери болотного царя» предлагали ученые и мудрецы. «"Любовь — родоначальница жизни!" Но как же приготовить по этому рецепту лекарство? Да, вот тут-то все и стали в тупик». Все, кроме заглавных героинь. Русалочка исцелилась, когда соединила свою бездушную природу с живой душой принца — хотя принц не ответил взаимностью, ее любовь покрыла недостаток его. В «Дочери болотного царя» обожение тленной природы прописано еще более явно — священник говорит Хельге: «Дочь тины! (праха)… Из тины, из земли ты взята, из земли же ты и восстанешь!». И она восстает: сначала — в первом рождении («Египетская принцесса, как солнечный луч, проникла во владения болотного царя, и от их встречи произошел цветок»), потом — во втором, во встрече с Богом, под Чьим светом цветок смог раскрыться.

Путь Хельги короче — она сразу полюбила Бога, да так, что даже «не смотрела на смуглое мужественное лицо жениха», которого обрела после перенесенных бед, — она устремляла свой взор лишь на «усеянный светлыми звездами небесный свод», дыхание которого спасло ее однажды. В итоге Хельга просто исчезает из земной жизни, хотя могла бы и повеселиться вволю свои «триста лет» (у Русалочки тоже была такая заманчивая возможность). Этот путь условно можно сроднить с путем сверхъестественного богопознания (при чтении не покидает чувство, что, несмотря на вполне «естественные» поучения Христианина и собственный опыт, духовное прозрение Хельги — одна лишь Божья благодать, ощутив которую, в мгновение героиня будто просыпается «от страшного сна»). Дальнейший путь Хельги — чем не метафора монашеского?..

Путь Русалочки — естественный, земной, несмотря на всю «волшебность», он максимально приближен к нашей жизни: сначала героиня лелеет некую мечту («белого мраморного мальчика» родом оттуда, где пахнут цветы); потом влюбляется «всем сердцем, всеми помыслами» в красивого принца, который похож на ее детские грезы; вступает в договор с темными силами, пьет бесовский напиток, который на вид — безобидная ключевая вода, а на деле — кровь ведьмы, в чьем кипении — крокодилий плач; потом, не находя взаимности, претерпевает страдания, очищается ими и довершает приобретение бессмертной души добрыми делами — приносит страждущим исцеление и отраду. (Андерсен удивительно поэтично описывает главный принцип доброделания: «Если найдем доброе, послушное дитя, радующее своих родителей и достойное их любви, мы улыбаемся, и срок нашего испытания сокращается на целый год; если же встретим злого, непослушного ребенка, мы горько плачем, и каждая слеза прибавляет к долгому сроку нашего испытания еще лишний день!». То есть, спасение приходит через других, через совершенное со-страдание и со-радость им без ожидания благодарности — ведь дочери воздуха невидимы (впрочем, Русалочка это уже познала — принц так и не понял, что это она спасла его, причем, дважды)).

Да, ребенок также может не понять этого, ребенку может стать грустно оттого, что сказки Хельги и Русалочки не закончилась «долгими и счастливыми» свадьбами, что одна героиня превратилась в увядший лотос, другая — в пену морскую. (Я и сама в детстве не могла читать «Русалочку» из-за этой холодной, как море, боли, а из «Дочери болотного царя» запомнила только семейные склоки аистов). Но ребенок обязательно почувствует, что за этим грустно-светлым волшебством есть что-то еще… что не всё так просто… что сказки всегда заканчиваются счастливо, а значит, есть что-то, что остается, когда вянет лотос и растворяется в соленой воде пена. Есть любовь. В нужное время ребенок вспомнит, что именно о ней, обнимающей всё, эти сказки. Ведь именно любовь стала тем самым лекарством для героинь: для Хельги — любовь к Богу, для Русалочки — любовь к людям и, чрез них, — к Богу. Вот такое лекарство, от которого так легко героиням плакать — в первый раз, по-настоящему. Лекарство, которое нужно принимать каждому. Почему бы и не по рецепту сказки?..

Иллюстрация – Бориса Диодорова



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 среда Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
30 четверг Прор. Оси́и. Прмч. Андрея Критского Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
31 пятница Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на НОЯБРЬ 2025 года
1 суббота ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Литургия  07-00  иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 21-по Пятидесятнице. Вмч. Арте́мия. Прп. Гаврии́ла Самтаври́йского. Прав. Арте́мия Веркольского Литургия  07-00  иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ  17-00 иер.ИОАНН
3 поне-дельник Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского. Сщмч. Павли́на, архиеп. Могилевского. Прп. Иларио́на Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
4 вторник ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Литургия  07-00 иер.ИОАНН 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Вечерня, утреня  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
5 среда Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иа́кова Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
6 четверг Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мчч. Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 пятница Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы. Прп. Марти́рия диакона Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
8 суббота Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния. Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
9 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 22-по Пятидесятнице. Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах Литургия  07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 поне-дельник Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на. Свт. Дими́трия. Прп. И́ова Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
11 вторник Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
12 среда Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Свт. Агафангела исп. Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
13 четверг Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апе́ллия и Аристову́ла Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
14 пятница Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
15 суббота Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония, Елпидифо́ра и Анемподи́ста. Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
16 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 23-по Пятидесятнице. Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Гео́ргия в Ли́дде. Собор всех Бессребреников Литургия  07-00 прот.ГЕОРГИЙ 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  17-00 иер.НИКОЛАЙ
17 поне-дельник Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея. Блж. Си́мона Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
18 вторник Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона, патриарха Московского Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 среда Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского. Свт. Ге́рмана. Сщмч. Ники́ты Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 четверг Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря. Сщмч. Кири́лла Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
21 пятница СОБОР АРХИСТРАТИ́ГА МИХАИ́ЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Арх. Гаврии́ла, Рафаи́ла и иже с ними Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
22 суббота Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница». Прп. Феокти́сты. Свт. Некта́рия Эгинского Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
23 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 24-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия Литургия  07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ  17-00 иер.АЛЕКСИЙ
24 поне-дельник Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исп. Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
25 вторник Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
26 среда Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 прот.ГЕОРГИЙ
27 четверг Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
28 пятница Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва
Начало Рождественского поста
Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
29 суббота Ап. и евангелиста Матфе́я. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
30 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 25-по Пятидесятнице. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Никона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Се́ргия Литургия  07-00 прот.ГЕОРГИЙ 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
1 поне-дельник Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 вторник Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
3 среда Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла. Прп. Диодо́ра Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
4 четверг ВВЕДЕ́НИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ Литургия  07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
5 пятница Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфи́и Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.