Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Обделен ли человек талантами?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении к теме талантов — теме очень значимой, глубокой, оптимистичной и в определенном смысле необычайно болезненной для каждого человека.

Но сначала небольшое отступление. Если брать человека вообще, то он имеет два умозрительных полюса: в одном случае представляет себя крайне одаренным и от себя бывает в большом восторге (надеюсь, что это у нас с вами случается лишь иногда и мы все-таки имеем по отношению к себе изрядную долю критичности), в другом — стенает и взывает к небу по поводу того, что он вообще всем обделен, он никто, обижен природой до конца дней своих. Таких настроений значительно больше, а главное, что эти качели — постоянны, раскачиваются туда-сюда, бросая человека из огня да в полымя и сильно усложняя нам жизнь.

В связи с этим вопрос: может ли человек обойтись без этих крайностей во мнении о себе? Скажем откровенно: не может. Потому что тут затрагивается внутреннее сермяжное ощущение самоценности: человек всегда себя оценивает, по сути являясь высшей ценностью, венцом творения. По всем богословским христианским учениям, по святоотеческому слову мы с вами имеем аксиологическую заданность понимать себя именно как определенную ценность.  И вот, имея такую разность потенциалов — то превознося себя, то ощущая собственную крайнюю обделенность — мы проводим жизнь в жутких метаниях. Что же делать в этой непростой ситуации?

Разобраться в ней поможет нам сегодняшнее Благовестие. Мы услышали одну из самых мудреных притч — притчу о талантах, — и я предлагаю вновь, как и из года в год, обратиться к ней, чтобы уменьшить амплитуду этих самых колебаний, разлет качелей самомнения, завышенного или заниженного, потому что страшно и то, и другое. Как чувство собственной обделенности, так и состояние прелести, восторга от себя — все бедственно в равной степени.

В сегодняшнем Евангельском тексте Христос дает нам прикровенные, не явные, но все-таки ответы, которые можно понять, если читать внимательно, проникновенно. Казалось бы, Господь в начале рисует очень запутанную картину. Что мы видим? Все люди — рабы: что вам дано, тем и довольствуйтесь. Но это формальная внешняя сторона, под которой, конечно же, есть глубинный подтекст (поэтому и называется это «приточным рассказом», когда повествование предполагает многослойность, концентрированность, смысловую спрессованность текста). 

Сколько бы мы ни наблюдали за людьми, видим, что все мы разные. Я уже не раз говорил о том, что «неравенство» — понятие мудреное, его надо принимать, а рассуждения здесь мало чем помогут.Картина такова: одному Господин дал пять талантов, другому два, третьему — один. При всей разности и изменчивости тут есть две характеристики постоянные. Первая: это то, что Он дает своим рабам, своим слугам, то есть происходит давание, дарение. Он дарит — это очевидно. У них не было — Он им дал, одному, другому, третьему. Вторая характеристика: раз Он дал, Он ожидает некоего ответного действия. И это ответное действие тоже надо нам с вами учесть, потому что в нем заложено практически все богословское и практическое решение нашей проблемы, потому что получается — во внешней актуальности неравенство есть, а потенциально условия всем даны одинаковые, все мы ничем не обделены.

И вот теперь самое важное, самое интересное. Ведь обычно мы не сравниваем себя ни с первым с пятью талантами, ни со вторым с двумя, а берем самого обделенного. Обратим внимание на его реакцию. Она очень жесткая, она агрессивна и желчна. Он заявляет: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 14-30) То есть, он достаточно агрессивно отвергает подаренное, говорит, что «делать ничего не хочу и не буду». Формальные основания для такой реакции, казалось бы, есть: человек обделенный увидел, пересчитал, что у других пять, два, а у него меньше всех — почему бы и не обидеться?! Но, если подумаем, откуда у него право обижаться? Он посчитал то, что в кармане у другого человека! Какое право у него было на это? Чем это объясняется, кроме как не его собственным внутренним устроением, завистливым характером? Почему бы просто не вспомнить и не оценить сам факт дарения? Чуть меньше или больше, чем у остальных, но ведь это же есть даяние Господне!

Как видим, только от твоей души, от твоего характера, от твоей воли зависит насколько интенсивно ты будешь обретать или терять таланты. Если бы у получившего один талант деятельность, самоотдача была подлинно напряженной, созидательной, все было бы совершенно по-другому и этот обделенный приумножил бы свой единственный талант и стал бы имеющим, потому что только от нашего восприятия и дальнейшего действия зависит, как много или, напротив, мало мы можем сделать.

Если мы этого не хотим, если вдруг мы с вами обижены, то не проявляются ли в этом отрицательные качества самого обладателя, то есть, нас самих? В разбираемом случае с так называемым обделенным мы видим человека завистливого, который хочет считать и примечать за другими, а не за самим собой. В этом и есть смысл этого Евангельского текста и ответ каждому из нас.

Мы уже на многих проповедях говорили, что невозможно добиться равенства. По родовому признаку, по общемировому, по климатическому (у одного воспитание было холоднее, у другого географически место жительства теплее — по одному этому у нас уже разные психотипы). Равенства не может быть просто по факту многообразия самого мира. Но потенциально-то дано всем и вся. Увеличивай данное тебе — и приумножится сам дар.

Разные культуры есть в мире, и разное они оставили в истории. Одна — цветение, другая — мизер (вилки с ножом удержать не могут в руках, построить ничего не построили, музыки никакой толком не написали). Спрашивается почему? А это и есть выброс делания, которое ты внутри себя определил и которое связано с твоим характером. Либо он гнусный и скверный, который только за другими наблюдает, либо он обращен к себе и делание происходит элементарно по самому факту «мне Господь это дал, значит я должен отдать, вложить, сделать  из малого сделать по силам большее».

Притча о талантах обращает нас к нам самим. И что мы видим в себе? Ведь мы обычно поступаем именно как этот самый обеленный: мы пересчитываем, кому дано больше, кому меньше, и находим, что нам, любимым, дано меньше. И это соизмерение «почему мне меньше?» ставим во главу угла и тем самым всю свою аксиологическую ценность сводим к нулю и как бы сами себя лишаем возможности расти над собой, рубим все свои возможности на корню. Мы вновь расставляем акценты не там, где надо, и портим себе жизнь, потому что все время находимся в обиде, все время нам кажется, что нас обделили. Хотя это совершенно не так. Человеку не дано знать, кому сколько дано. Из всей человеческой истории и культуры невозможно узнать никоим образом, что есть «больше» или «меньше». Это только Богу видно, и мы должны положиться на Его любовь к нам. Он каждому дал потенциальную возможность прийти к Нему без всяких ограничений.

А теперь давайте усложним задачу и подумаем над тем, чтобы было, если бы человеку, который в притче получил один талант, дали бы пять? Как бы он поступил? Был бы он счастлив и вложил ли свои пять талантов в нужное доброе дело? Есть серьезное подозрение, братья и сестры, что совсем даже и нет. Он снова нашел бы повод и причины истечь ядом зависти и недовольства. Вот это как раз и является самым-самым важным. Не те дары, которые раздаются внешним миром, для нас являются определяющими, а суть наша внутренняя.

Что нам требуется? Увидеть себя в эти трех слугах, найти себя среди них. Каждый должен быть судьей самого себя и почитать в своей душе: а что там вообще происходит? Господь ждет от нас, что мы ответим Ему на дар Его. А мы не только отвергает Его дар, но и обижаемся, завидуем, считаем, что у других больше и лучше. А ведь это совсем не то, к чему определил Господь и не то дело, которым следует заниматься.

Братья и сестры, обратимся с мольбами: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Вразуми грешных раб Твоих в том, чтобы проявилась в нас чуткость, способность увидеть Твой дар, чтобы мы могли оценить Твое благородство, приложить трудолюбие и способность к жертве, отдавать от себя не глядя, чтобы все это было у нас в душе и руководило нами во все дни живота нашего». Если бы Господь помог все это положить на наше сердце, в себе принять и сделать своим, то много бы проблем мы решили и меньше бы обид возносили к небесам, а больше благодарности.

Так вот помолимся, братья и сестры, чтобы благодарности Богу за то, что Он дарует нам, у нас было больше. И чтобы мы по этой презумпции, по этой изначальной предпосылке всегда думали о том, что Господь дает нам больше всего. Ибо мы у Него — любимые и дорогие дети. Это хрестоматийное духовное правило никогда нельзя исключать из своей жизни, из своей души. Всегда его вновь и вновь будем включать внутрь себя, а если оно вдруг уходит, вновь возвращайте на прежнее место. Аминь.          



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года
30 суббота Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского Литургия Исповедь Раздача артоса 08-00 прот.Валентин
пом: Весь причт
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 прот.Валентин

иер.Алексий, иер.Иоанн

 

Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года
1 воскре-сенье Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери Литургия, исповедь: все 07-00 прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
2 поне-дельник Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской Литургия 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
3 вторник Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины
Вселенская панихида
Литургия, исп.: весь причт 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
4 среда Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
5 четверг Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 пятница Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
7 суббота Мчч. Пасикра́та и Валентина Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
8 воскре-сенье Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Георгий
9 поне-дельник Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов Литургия, благодарств. молебен, лития 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
10 вторник Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
11 среда Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин
12 четверг Девяти мучеников Кизических Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
13 пятница Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
14 суббота Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
15 воскре-сенье Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: иер.Иоанн
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Александр
16 поне-дельник Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 вторник Прмц. Пелагии, девы Тарсийской Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
18 среда Преполовение Пятидесятницы Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
19 четверг Прав. Иова Многострадального Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
20 пятница Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 суббота Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
22 воскре-сенье Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 иер.Иоанн
23 поне-дельник Апостола Симона Зилота Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
24 вторник Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 среда Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
26 четверг Мц. Гликерии Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 пятница Мч. Исидора Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
28 суббота Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского Литургия 08-00 прот.Валентин
пом.: иер.Алексий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
29 воскре-сенье Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Воскресению Христову 17-00 прот.Олег
30 поне-дельник Ап. Андроника и иже с ним Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 вторник Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня Литургия 08-00 прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь: 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
2 четверг Вознесение Господне Литургия, исповедь: все 07-00 иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
09:40 пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
3 пятница Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин

 

Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.