Обделен ли человек талантами?
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
Дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении к теме талантов — теме очень значимой, глубокой, оптимистичной и в определенном смысле необычайно болезненной для каждого человека.
Но сначала небольшое отступление. Если брать человека вообще, то он имеет два умозрительных полюса: в одном случае представляет себя крайне одаренным и от себя бывает в большом восторге (надеюсь, что это у нас с вами случается лишь иногда и мы все-таки имеем по отношению к себе изрядную долю критичности), в другом — стенает и взывает к небу по поводу того, что он вообще всем обделен, он никто, обижен природой до конца дней своих. Таких настроений значительно больше, а главное, что эти качели — постоянны, раскачиваются туда-сюда, бросая человека из огня да в полымя и сильно усложняя нам жизнь.
В связи с этим вопрос: может ли человек обойтись без этих крайностей во мнении о себе? Скажем откровенно: не может. Потому что тут затрагивается внутреннее сермяжное ощущение самоценности: человек всегда себя оценивает, по сути являясь высшей ценностью, венцом творения. По всем богословским христианским учениям, по святоотеческому слову мы с вами имеем аксиологическую заданность понимать себя именно как определенную ценность. И вот, имея такую разность потенциалов — то превознося себя, то ощущая собственную крайнюю обделенность — мы проводим жизнь в жутких метаниях. Что же делать в этой непростой ситуации?
Разобраться в ней поможет нам сегодняшнее Благовестие. Мы услышали одну из самых мудреных притч — притчу о талантах, — и я предлагаю вновь, как и из года в год, обратиться к ней, чтобы уменьшить амплитуду этих самых колебаний, разлет качелей самомнения, завышенного или заниженного, потому что страшно и то, и другое. Как чувство собственной обделенности, так и состояние прелести, восторга от себя — все бедственно в равной степени.
В сегодняшнем Евангельском тексте Христос дает нам прикровенные, не явные, но все-таки ответы, которые можно понять, если читать внимательно, проникновенно. Казалось бы, Господь в начале рисует очень запутанную картину. Что мы видим? Все люди — рабы: что вам дано, тем и довольствуйтесь. Но это формальная внешняя сторона, под которой, конечно же, есть глубинный подтекст (поэтому и называется это «приточным рассказом», когда повествование предполагает многослойность, концентрированность, смысловую спрессованность текста).
Сколько бы мы ни наблюдали за людьми, видим, что все мы разные. Я уже не раз говорил о том, что «неравенство» — понятие мудреное, его надо принимать, а рассуждения здесь мало чем помогут.Картина такова: одному Господин дал пять талантов, другому два, третьему — один. При всей разности и изменчивости тут есть две характеристики постоянные. Первая: это то, что Он дает своим рабам, своим слугам, то есть происходит давание, дарение. Он дарит — это очевидно. У них не было — Он им дал, одному, другому, третьему. Вторая характеристика: раз Он дал, Он ожидает некоего ответного действия. И это ответное действие тоже надо нам с вами учесть, потому что в нем заложено практически все богословское и практическое решение нашей проблемы, потому что получается — во внешней актуальности неравенство есть, а потенциально условия всем даны одинаковые, все мы ничем не обделены.
И вот теперь самое важное, самое интересное. Ведь обычно мы не сравниваем себя ни с первым с пятью талантами, ни со вторым с двумя, а берем самого обделенного. Обратим внимание на его реакцию. Она очень жесткая, она агрессивна и желчна. Он заявляет: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 14-30) То есть, он достаточно агрессивно отвергает подаренное, говорит, что «делать ничего не хочу и не буду». Формальные основания для такой реакции, казалось бы, есть: человек обделенный увидел, пересчитал, что у других пять, два, а у него меньше всех — почему бы и не обидеться?! Но, если подумаем, откуда у него право обижаться? Он посчитал то, что в кармане у другого человека! Какое право у него было на это? Чем это объясняется, кроме как не его собственным внутренним устроением, завистливым характером? Почему бы просто не вспомнить и не оценить сам факт дарения? Чуть меньше или больше, чем у остальных, но ведь это же есть даяние Господне!
Как видим, только от твоей души, от твоего характера, от твоей воли зависит насколько интенсивно ты будешь обретать или терять таланты. Если бы у получившего один талант деятельность, самоотдача была подлинно напряженной, созидательной, все было бы совершенно по-другому и этот обделенный приумножил бы свой единственный талант и стал бы имеющим, потому что только от нашего восприятия и дальнейшего действия зависит, как много или, напротив, мало мы можем сделать.
Если мы этого не хотим, если вдруг мы с вами обижены, то не проявляются ли в этом отрицательные качества самого обладателя, то есть, нас самих? В разбираемом случае с так называемым обделенным мы видим человека завистливого, который хочет считать и примечать за другими, а не за самим собой. В этом и есть смысл этого Евангельского текста и ответ каждому из нас.
Мы уже на многих проповедях говорили, что невозможно добиться равенства. По родовому признаку, по общемировому, по климатическому (у одного воспитание было холоднее, у другого географически место жительства теплее — по одному этому у нас уже разные психотипы). Равенства не может быть просто по факту многообразия самого мира. Но потенциально-то дано всем и вся. Увеличивай данное тебе — и приумножится сам дар.
Разные культуры есть в мире, и разное они оставили в истории. Одна — цветение, другая — мизер (вилки с ножом удержать не могут в руках, построить ничего не построили, музыки никакой толком не написали). Спрашивается почему? А это и есть выброс делания, которое ты внутри себя определил и которое связано с твоим характером. Либо он гнусный и скверный, который только за другими наблюдает, либо он обращен к себе и делание происходит элементарно по самому факту «мне Господь это дал, значит я должен отдать, вложить, сделать из малого сделать по силам большее».
Притча о талантах обращает нас к нам самим. И что мы видим в себе? Ведь мы обычно поступаем именно как этот самый обеленный: мы пересчитываем, кому дано больше, кому меньше, и находим, что нам, любимым, дано меньше. И это соизмерение «почему мне меньше?» ставим во главу угла и тем самым всю свою аксиологическую ценность сводим к нулю и как бы сами себя лишаем возможности расти над собой, рубим все свои возможности на корню. Мы вновь расставляем акценты не там, где надо, и портим себе жизнь, потому что все время находимся в обиде, все время нам кажется, что нас обделили. Хотя это совершенно не так. Человеку не дано знать, кому сколько дано. Из всей человеческой истории и культуры невозможно узнать никоим образом, что есть «больше» или «меньше». Это только Богу видно, и мы должны положиться на Его любовь к нам. Он каждому дал потенциальную возможность прийти к Нему без всяких ограничений.
А теперь давайте усложним задачу и подумаем над тем, чтобы было, если бы человеку, который в притче получил один талант, дали бы пять? Как бы он поступил? Был бы он счастлив и вложил ли свои пять талантов в нужное доброе дело? Есть серьезное подозрение, братья и сестры, что совсем даже и нет. Он снова нашел бы повод и причины истечь ядом зависти и недовольства. Вот это как раз и является самым-самым важным. Не те дары, которые раздаются внешним миром, для нас являются определяющими, а суть наша внутренняя.
Что нам требуется? Увидеть себя в эти трех слугах, найти себя среди них. Каждый должен быть судьей самого себя и почитать в своей душе: а что там вообще происходит? Господь ждет от нас, что мы ответим Ему на дар Его. А мы не только отвергает Его дар, но и обижаемся, завидуем, считаем, что у других больше и лучше. А ведь это совсем не то, к чему определил Господь и не то дело, которым следует заниматься.
Братья и сестры, обратимся с мольбами: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Вразуми грешных раб Твоих в том, чтобы проявилась в нас чуткость, способность увидеть Твой дар, чтобы мы могли оценить Твое благородство, приложить трудолюбие и способность к жертве, отдавать от себя не глядя, чтобы все это было у нас в душе и руководило нами во все дни живота нашего». Если бы Господь помог все это положить на наше сердце, в себе принять и сделать своим, то много бы проблем мы решили и меньше бы обид возносили к небесам, а больше благодарности.
Так вот помолимся, братья и сестры, чтобы благодарности Богу за то, что Он дарует нам, у нас было больше. И чтобы мы по этой презумпции, по этой изначальной предпосылке всегда думали о том, что Господь дает нам больше всего. Ибо мы у Него — любимые и дорогие дети. Это хрестоматийное духовное правило никогда нельзя исключать из своей жизни, из своей души. Всегда его вновь и вновь будем включать внутрь себя, а если оно вдруг уходит, вновь возвращайте на прежнее место. Аминь.
30 | пятница | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН ~ 12:15 | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | вторник | Попразднство Успения. Ап. от 70-ти Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Успения. Мч. Агафоника | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
6 | пятница | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | вторник | Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | среда | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | четверг | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | пятница | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Столпника и матери его Марфы | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | поне-дельник | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | четверг | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла, в Хонех | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | пятница | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
21 | суббота | Суббота пред Воздвижением Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | поне-дельник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | четверг | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | пятница | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехвальной | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Полиелей | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
30 | поне-дельник | Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ |