Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Проповедь в Неделю 16-ю по Пятидесятнице. 20 сентября 2015 г.

Обделен ли человек талантами?

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры, мы вновь обращаемся в сегодняшнем воскресном Евангельском чтении к теме талантов — теме очень значимой, глубокой, оптимистичной и в определенном смысле необычайно болезненной для каждого человека.

Но сначала небольшое отступление. Если брать человека вообще, то он имеет два умозрительных полюса: в одном случае представляет себя крайне одаренным и от себя бывает в большом восторге (надеюсь, что это у нас с вами случается лишь иногда и мы все-таки имеем по отношению к себе изрядную долю критичности), в другом — стенает и взывает к небу по поводу того, что он вообще всем обделен, он никто, обижен природой до конца дней своих. Таких настроений значительно больше, а главное, что эти качели — постоянны, раскачиваются туда-сюда, бросая человека из огня да в полымя и сильно усложняя нам жизнь.

В связи с этим вопрос: может ли человек обойтись без этих крайностей во мнении о себе? Скажем откровенно: не может. Потому что тут затрагивается внутреннее сермяжное ощущение самоценности: человек всегда себя оценивает, по сути являясь высшей ценностью, венцом творения. По всем богословским христианским учениям, по святоотеческому слову мы с вами имеем аксиологическую заданность понимать себя именно как определенную ценность.  И вот, имея такую разность потенциалов — то превознося себя, то ощущая собственную крайнюю обделенность — мы проводим жизнь в жутких метаниях. Что же делать в этой непростой ситуации?

Разобраться в ней поможет нам сегодняшнее Благовестие. Мы услышали одну из самых мудреных притч — притчу о талантах, — и я предлагаю вновь, как и из года в год, обратиться к ней, чтобы уменьшить амплитуду этих самых колебаний, разлет качелей самомнения, завышенного или заниженного, потому что страшно и то, и другое. Как чувство собственной обделенности, так и состояние прелести, восторга от себя — все бедственно в равной степени.

В сегодняшнем Евангельском тексте Христос дает нам прикровенные, не явные, но все-таки ответы, которые можно понять, если читать внимательно, проникновенно. Казалось бы, Господь в начале рисует очень запутанную картину. Что мы видим? Все люди — рабы: что вам дано, тем и довольствуйтесь. Но это формальная внешняя сторона, под которой, конечно же, есть глубинный подтекст (поэтому и называется это «приточным рассказом», когда повествование предполагает многослойность, концентрированность, смысловую спрессованность текста). 

Сколько бы мы ни наблюдали за людьми, видим, что все мы разные. Я уже не раз говорил о том, что «неравенство» — понятие мудреное, его надо принимать, а рассуждения здесь мало чем помогут.Картина такова: одному Господин дал пять талантов, другому два, третьему — один. При всей разности и изменчивости тут есть две характеристики постоянные. Первая: это то, что Он дает своим рабам, своим слугам, то есть происходит давание, дарение. Он дарит — это очевидно. У них не было — Он им дал, одному, другому, третьему. Вторая характеристика: раз Он дал, Он ожидает некоего ответного действия. И это ответное действие тоже надо нам с вами учесть, потому что в нем заложено практически все богословское и практическое решение нашей проблемы, потому что получается — во внешней актуальности неравенство есть, а потенциально условия всем даны одинаковые, все мы ничем не обделены.

И вот теперь самое важное, самое интересное. Ведь обычно мы не сравниваем себя ни с первым с пятью талантами, ни со вторым с двумя, а берем самого обделенного. Обратим внимание на его реакцию. Она очень жесткая, она агрессивна и желчна. Он заявляет: Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое (Мф. 25, 14-30) То есть, он достаточно агрессивно отвергает подаренное, говорит, что «делать ничего не хочу и не буду». Формальные основания для такой реакции, казалось бы, есть: человек обделенный увидел, пересчитал, что у других пять, два, а у него меньше всех — почему бы и не обидеться?! Но, если подумаем, откуда у него право обижаться? Он посчитал то, что в кармане у другого человека! Какое право у него было на это? Чем это объясняется, кроме как не его собственным внутренним устроением, завистливым характером? Почему бы просто не вспомнить и не оценить сам факт дарения? Чуть меньше или больше, чем у остальных, но ведь это же есть даяние Господне!

Как видим, только от твоей души, от твоего характера, от твоей воли зависит насколько интенсивно ты будешь обретать или терять таланты. Если бы у получившего один талант деятельность, самоотдача была подлинно напряженной, созидательной, все было бы совершенно по-другому и этот обделенный приумножил бы свой единственный талант и стал бы имеющим, потому что только от нашего восприятия и дальнейшего действия зависит, как много или, напротив, мало мы можем сделать.

Если мы этого не хотим, если вдруг мы с вами обижены, то не проявляются ли в этом отрицательные качества самого обладателя, то есть, нас самих? В разбираемом случае с так называемым обделенным мы видим человека завистливого, который хочет считать и примечать за другими, а не за самим собой. В этом и есть смысл этого Евангельского текста и ответ каждому из нас.

Мы уже на многих проповедях говорили, что невозможно добиться равенства. По родовому признаку, по общемировому, по климатическому (у одного воспитание было холоднее, у другого географически место жительства теплее — по одному этому у нас уже разные психотипы). Равенства не может быть просто по факту многообразия самого мира. Но потенциально-то дано всем и вся. Увеличивай данное тебе — и приумножится сам дар.

Разные культуры есть в мире, и разное они оставили в истории. Одна — цветение, другая — мизер (вилки с ножом удержать не могут в руках, построить ничего не построили, музыки никакой толком не написали). Спрашивается почему? А это и есть выброс делания, которое ты внутри себя определил и которое связано с твоим характером. Либо он гнусный и скверный, который только за другими наблюдает, либо он обращен к себе и делание происходит элементарно по самому факту «мне Господь это дал, значит я должен отдать, вложить, сделать  из малого сделать по силам большее».

Притча о талантах обращает нас к нам самим. И что мы видим в себе? Ведь мы обычно поступаем именно как этот самый обеленный: мы пересчитываем, кому дано больше, кому меньше, и находим, что нам, любимым, дано меньше. И это соизмерение «почему мне меньше?» ставим во главу угла и тем самым всю свою аксиологическую ценность сводим к нулю и как бы сами себя лишаем возможности расти над собой, рубим все свои возможности на корню. Мы вновь расставляем акценты не там, где надо, и портим себе жизнь, потому что все время находимся в обиде, все время нам кажется, что нас обделили. Хотя это совершенно не так. Человеку не дано знать, кому сколько дано. Из всей человеческой истории и культуры невозможно узнать никоим образом, что есть «больше» или «меньше». Это только Богу видно, и мы должны положиться на Его любовь к нам. Он каждому дал потенциальную возможность прийти к Нему без всяких ограничений.

А теперь давайте усложним задачу и подумаем над тем, чтобы было, если бы человеку, который в притче получил один талант, дали бы пять? Как бы он поступил? Был бы он счастлив и вложил ли свои пять талантов в нужное доброе дело? Есть серьезное подозрение, братья и сестры, что совсем даже и нет. Он снова нашел бы повод и причины истечь ядом зависти и недовольства. Вот это как раз и является самым-самым важным. Не те дары, которые раздаются внешним миром, для нас являются определяющими, а суть наша внутренняя.

Что нам требуется? Увидеть себя в эти трех слугах, найти себя среди них. Каждый должен быть судьей самого себя и почитать в своей душе: а что там вообще происходит? Господь ждет от нас, что мы ответим Ему на дар Его. А мы не только отвергает Его дар, но и обижаемся, завидуем, считаем, что у других больше и лучше. А ведь это совсем не то, к чему определил Господь и не то дело, которым следует заниматься.

Братья и сестры, обратимся с мольбами: «Господи Иисусе Христе, Боже наш! Вразуми грешных раб Твоих в том, чтобы проявилась в нас чуткость, способность увидеть Твой дар, чтобы мы могли оценить Твое благородство, приложить трудолюбие и способность к жертве, отдавать от себя не глядя, чтобы все это было у нас в душе и руководило нами во все дни живота нашего». Если бы Господь помог все это положить на наше сердце, в себе принять и сделать своим, то много бы проблем мы решили и меньше бы обид возносили к небесам, а больше благодарности.

Так вот помолимся, братья и сестры, чтобы благодарности Богу за то, что Он дарует нам, у нас было больше. И чтобы мы по этой презумпции, по этой изначальной предпосылке всегда думали о том, что Господь дает нам больше всего. Ибо мы у Него — любимые и дорогие дети. Это хрестоматийное духовное правило никогда нельзя исключать из своей жизни, из своей души. Всегда его вновь и вновь будем включать внутрь себя, а если оно вдруг уходит, вновь возвращайте на прежнее место. Аминь.          



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
29 среда Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
30 четверг Прор. Оси́и. Прмч. Андрея Критского Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
31 пятница Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на НОЯБРЬ 2025 года
1 суббота ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Литургия  07-00  иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
2 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 21-по Пятидесятнице. Вмч. Арте́мия. Прп. Гаврии́ла Самтаври́йского. Прав. Арте́мия Веркольского Литургия  07-00  иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ  17-00 иер.ИОАНН
3 поне-дельник Прп. Иларио́на Великого. Свт. Иларио́на, еп. Мегли́нского. Сщмч. Павли́на, архиеп. Могилевского. Прп. Иларио́на Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
4 вторник ПРАЗДНОВАНИЕ КАЗАНСКОЙ ИКОНЕ БОЖИЕЙ МАТЕРИ Литургия  07-00 иер.ИОАНН 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Вечерня, утреня  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
5 среда Апостола Иа́кова, брата Господня по плоти. Перенесение мощей прав. Иа́кова Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
6 четверг Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Мч. Аре́фы и с ним 4 299 мчч. Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 пятница Мчч. Маркиа́на и Марти́рия. Прав. Тави́фы. Прп. Марти́рия диакона Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
8 суббота Вмч. Дими́трия Солу́нского. Воспоминание великого и страшного трясе́ния. Прп. Фео́фила Печерского, архиеп. Новгородского, в Дальних пещерах Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
9 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 22-по Пятидесятнице. Мч. Не́стора Солу́нского. Прп. Не́стора Летопи́сца, Печерского, в Ближних пещерах Литургия  07-00 иер.ИОАНН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 поне-дельник Мчч. Тере́нтия и Неони́лы и чад их. Прп. Стефа́на. Свт. Дими́трия. Прп. И́ова Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
11 вторник Прмц. Анастаси́и Ри́мляныни. Прп. Авра́мия. Прп. Феодосия Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
12 среда Сщмч. Зино́вия, еп. Еге́йского, и сестры его мц. Зинови́и. Свт. Агафангела исп. Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
13 четверг Апп. от 70-ти Стахия, Амплия, Урвана, Наркисса, Апе́ллия и Аристову́ла Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
14 пятница Бессре́бреников и чудотво́рцев Космы́ и Дамиа́на Аси́йских Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
15 суббота Мчч. Акинди́на, Пигасия, Аффония, Елпидифо́ра и Анемподи́ста. Шу́йской-Смоле́нской иконы Божией Матери Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
16 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 23-по Пятидесятнице. Мчч. еп. Акепси́ма, Ио́сифа пресвитера и Аифала диакона. Обновление храма вмч. Гео́ргия в Ли́дде. Собор всех Бессребреников Литургия  07-00 прот.ГЕОРГИЙ 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПОКРОВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ  17-00 иер.НИКОЛАЙ
17 поне-дельник Прп. Иоанни́кия Великого. Сщмчч. Ника́ндра и Ермея. Блж. Си́мона Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
18 вторник Мчч. Галактио́на и Еписти́мии. Свт. Ио́ны. Свт. Ти́хона, патриарха Московского Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
19 среда Свт. Павла. Прп. Варлаа́ма Ху́тынского. Свт. Ге́рмана. Сщмч. Ники́ты Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 прот.ГЕОРГИЙ
20 четверг Мчч. 33-х, в Мелити́не пострадавших. Прп. Ла́заря. Сщмч. Кири́лла Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
21 пятница СОБОР АРХИСТРАТИ́ГА МИХАИ́ЛА И ПРОЧИХ НЕБЕСНЫХ СИЛ БЕСПЛОТНЫХ. Арх. Гаврии́ла, Рафаи́ла и иже с ними Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
22 суббота Мчч. Ониси́фора и Порфи́рия. Прп. Матроны. Иконы Божией Матери, именуемой «Скоропослу́шница». Прп. Феокти́сты. Свт. Некта́рия Эгинского Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.ИОАНН 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
23 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 24-по Пятидесятнице. Апп. от 70-ти Ера́ста, Оли́мпа, Родио́на, Сосипа́тра, Куа́рта (Ква́рта) и Те́ртия Литургия  07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ  17-00 иер.АЛЕКСИЙ
24 поне-дельник Мчч. Ми́ны, Ви́ктора, Вике́нтия и мц. Стефани́ды. Прп. Фео́дора Студи́та, исп. Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
25 вторник Свт. Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского. Прп. Ни́ла постника Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСАНДР
26 среда Свт. Иоанна Златоу́стого, архиеп. Константинопольского Литургия  08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня  18-00 прот.ГЕОРГИЙ
27 четверг Ап. Фили́ппа. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост. Свт. Григо́рия Пала́мы Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
28 пятница Мчч. Гу́рия, Само́на и Ави́ва
Начало Рождественского поста
Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
29 суббота Ап. и евангелиста Матфе́я. Сщмч. Ипа́тия, еп. Га́нгрского Литургия  08-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ 
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
30 воскре-сенье НЕДЕЛЯ 25-по Пятидесятнице. Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского. Прп. Никона, игумена Ра́донежского, ученика прп. Се́ргия Литургия  07-00 прот.ГЕОРГИЙ 
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН 
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ  17-00 прот.ГЕОРГИЙ
1 поне-дельник Мчч. Платона и Романа. Собор святых Эстонской земли. Прп. Елены Московской Литургия  08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.НИКОЛАЙ
2 вторник Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета, митр. Московского Литургия  08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня  18-00 иер.ИОАНН
3 среда Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла. Прп. Диодо́ра Литургия  08-00 иер.ИОАНН
Всенощное бдение  18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
4 четверг ВВЕДЕ́НИЕ (ВХОД) ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ БОГОРОДИЦЫ И ПРИСНОДЕВЫ МАРИИ Литургия  07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Литургия  10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН 
Вечерня, утреня  18-00 иер.АЛЕКСИЙ
5 пятница Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа и мц. равноап. Апфи́и Литургия  08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня  18-00 прот.ВАЛЕНТИН
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.