Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 6 декабря 2015 г.

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 6 декабря 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня вы услышали притчу о том, как «не в Бога богатеть» (Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк. 12, 16-21). Эта чрезвычайно важная притча затрагивает сермяжную сущность нашей души в ее эмпирическом, то есть, плотском понимании и что, естественно, влияет и на наш дух в целом.

О чем притча? Скажем об этом современным языком, как об этом бы рассказали в наших светских салонах.

 Некий преуспевающий бизнесмен имел большие торговые и производственные обороты, все у него ладилось и преумножалось, а какой-то год выдался наиболее удачным, маржа превысила ожидаемое, прибыль выросла еще больше, и перед бизнесменом возник вопрос, что с этим делать. И вот, представляете себе, братья и сестры, ничего другого не выдумал, как вложить прибыль в новое дело и приумножить его, чтобы еще больше разбогатеть: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 16-21).  Простыми словами говоря, решил все это употребить для себя. Он и раньше-то, как понятно из притчи, себя не обижал, а тут вообще возвел в некий принцип — в евангельском рассказе на этом сделан особый акцент. Конечно, применительно к реалиям нашей жизни, в рамках законов нашего внешнего мира это резонно и обосновано. Но вот только Господь рассудил об этом несколько иначе, сказав, что затея сия совершенно безумна и недальновидна.

Теперь мы должны дать  описанной картине некоторое свое суждение. Если поверхностно смотреть, то мы могли бы, да и должны были бы пользоваться стандартно-классическими словами: «Ах, как не хорошо богач поступил, надо делиться с бедными, по справедливости распределять богатства, а лучше вообще отказаться и проч.». Все это хорошо и правильно, но хотелось бы поднять эту проблему на другой уровень и интерпретировать ее не так прямолинейно, поскольку тому есть существенные причины. Ведь на самом деле, как только мы сами выйдем за порог храма, тут же будем думать не о высоких материях личного и исчерпывающего самопожертвования, а о том, как бы увеличить материальный достаток своей семьи и себя самого. Бренность нашего существа такова, что, как только мы слышим высокие глаголы Евангелия, очень хотим поступать как должно, но поступаем ровно наоборот.

Да, это бренность, греховность наша и горе нам от этого, но есть и другое, серьезно осложняющее положение дел соображение. Представьте, что нашлись люди, которые не стали заботиться о достатке и пропитании своей семьи, а впали в созерцательное, умозрительное состояние. На первый взгляд это хорошо, но на самом деле — будет ли это плодом духовной высоты и огромного внутреннего труда или обыкновенной ленью, прикрывающейся псевдо духовными воспарениями? Очередная сермяжная правда нашей жизни как раз в том, что чаще всего за этими очень правильными желаниями скрывается обычная лень, халатное отношение к другим, отсутствие ответственности и внутренней работоспособности, а так же элементарного желания к созиданию. Что же в этом хорошего?!

Но давайте посмотрим еще глубже и масштабнее. За всем этим стоят две модели развития человеческой цивилизации: одна — европейская, другая — азиатско-восточная. К первой мы относим нескончаемое производство и бесконечное потребление — все то, что мы сейчас ругаем и что характеризуется особым бешеным ритмом (тут уместно привести в пример Москву: каждый, кто сюда приезжает, сразу чувствует невероятную скорость жизни, безумный ритм). Это особенность цивилизованной направленности нашего века.

А есть другое состояние. Кто бывал в закрытом сейчас Египте и видел, например, бедуинов в пустыне, сидящих сутками в шатрах, думает: вот ведь — ничего не делают и все у них отлично. Можно предположить, что, наверное, они постоянно молятся. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что созерцательности у них нет. Какой там Бог, какая там молитва! Традиция восточной молитвы оборвалась много лет назад, а если у кого и сохранилась — то эти люди совсем не пример нам, потому что у них другая ментальность.

И вот получается: с одной стороны — линия европейская суетная, с другой — восточная, где налицо задумчиво-созерцательный принцип «ничего я делать не буду, мне и так хорошо». С одной стороны — чрезмерная успокоенность, с другой — бесконечная суета. Плохо и то и другое.     

Поэтому, возвращаясь к притче и применяя ее на своей европейской почве, мы видим, что богач, приумножая богатства, не очень и виноват, не в этом его грех. Суть в том, что богач был не дальновиден и неправильно свои созидания применил. В чем неправильность? Есть известное христианское положение о том, что богатство для самого себя не дает радости, и это необычайно верно. Приведу следующий пример: самое трудное — это отдыхать. Есть, конечно, люди, склонные к патологической лени, но они довольно редко встречаются и у них свои серьезные трудности, потому что такое состояние по-настоящему истощает и опустошает — от неиспользованного внутреннего ресурса порой просто некуда деваться. Они об этом почти никогда не говорят, но это не значит, что этих проблем не существует. Поэтому решение богача — покойся, ешь, пей, веселись —  Господом и квалифицируется как «безумный! что ты делаешь, какой путь для себя избираешь?!»

Далее, братья и сестры, еще одна важная предпосылка в развертывании наших суждений. Мы — христиане, и получается, что мы все-таки сделали европейский цивилизационный выбор, ведь в Россию христианство пришло с Запада, ибо византийцы называли себя ромеями. В данном ключе мы созидатели и потребители и к мистическому созерцанию склонны, но только отчасти, быть может, только в наших лучших представителях русского начала. Возможно, и было бы здорово, если бы мы более погружались в мыслительные, молитвенные процессы, которые близки к Богу. Это первичный путь, и никакой другой с ним не сравнится. Это очевидно. Но как же это трудно! Тот, кто молился по-настоящему, знает, какое это огромное напряжение, как неизведанна и труднодостижима глубина молитвы. Вон сколько раз мы акафисты читаем, а ни слова запомнить не можем! Или вот почему мне каждый раз приходится на проповеди напоминать только что прочитанную притчу? А потому, что службу простояли — и Евангелия не услышали! И сам я грешен, и у меня то же самое. Апостол слушаешь, а в это время где-то витаешь и — раз! — все из головы выскочило. Потому что восприятие концентрации Евангельских смыслов требует особой собранности души, которой надо учиться, к которой надо стремиться.

Но, уж если ты этого не делаешь, тогда налаживай свои «житницы». Вспомните, как наши русские купцы издревле не только для себя жили — ешь, пей, веселися — но для всего города: строили, украшали, приумножали Сорок Сороков, оставляли после себя плоды созидания великих трудов. Вся красота высокого храмоздательства создана людьми, которые заработали на земле и вложили в Небо. Вспомните средневековье: как убого жили люди и какие прекрасные храмы строили рядом! Тогда люди умели зарабатывать и вкладывать не в себя, а в культуру, в рост. Вот это и называется «в Бога богатеть». 

Мы живем в такое время, когда невозможно стать Диогеном, спрятавшись в бочку. Но работать и использовать наработанное с пользой для души можем. Этому надо учиться — слыша высокие слова, оставаясь практиками, решать дела в пользу своей души. Бывают разные условия: перед подвижниками задачи стоят запредельные, перед простыми людьми — попроще.  Но все мы, и подвижники, и грешники, должны созидать и наполнять свою жизнь, богатея от Бога и в Бога. Пользоваться полученными и созданными нами богатствами не для удовлетворения инстинктов, а для продвижения по пути, которым ведет нас Господь. Включим же эти наставления в свое сердце, попытаемся служением подтвердить, что наши «житницы» будут наполнены для блага, а не для потакания страстям, ведущим к погибели. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.   

 

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года
1 вторник Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
2 среда Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
3 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
4 пятница Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
5 суббота Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
6 воскре-сенье Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.АЛЕКСИЙ
7 поне-дельник Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
8 вторник Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 иер.НИКОЛАЙ
9 среда Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
10 четверг Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
11 пятница Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 прот.ВАЛЕНТИН
12 суббота Прп. Кириа́ка отшельника Литургия
пом.
08-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.ИОАНН
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
13 воскре-сенье Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 НХ прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН
ВХ прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
14 поне-дельник Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия 07-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
15 вторник Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
16 среда Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
17 четверг Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
18 пятница Святителей Московских Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
19 суббота Апостола Фомы́ Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.ИОАНН
20 воскре-сенье Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 07-00 иер.АЛЕКСИЙ
Исповедь: иер.ИОАНН
Литургия 10-00 прот.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.ИОАНН
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.ГЕОРГИЙ
21 поне-дельник Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
22 вторник Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
23 среда Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 иер.НИКОЛАЙ
24 четверг Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
25 пятница Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Полиелей 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
26 суббота Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
27 воскре-сенье Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 07-00 иер.ГЕОРГИЙ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Литургия 10-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.НИКОЛАЙ
28 поне-дельник Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на Литургия 08-00 иер.НИКОЛАЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСАНДР
29 вторник Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 иер.АЛЕКСАНДР
Вечерня, утреня 18-00 прот.ГЕОРГИЙ
30 среда Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского Литургия 08-00 прот.ГЕОРГИЙ
Вечерня, утреня 18-00 иер.ИОАНН
31 четверг Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.ИОАНН
Вечерня, утреня 18-00 иер.АЛЕКСИЙ
1 пятница Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского Литургия 08-00 иер.АЛЕКСИЙ
Парастас 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
2 суббота ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА Литургия 07-00 иер.ИОАНН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Литургия 10-00 прот.ВАЛЕНТИН
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
Всенощное бдение 18-00 ВЕСЬ ПРИЧТ
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.