Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня вы услышали притчу о том, как «не в Бога богатеть» (Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк. 12, 16-21). Эта чрезвычайно важная притча затрагивает сермяжную сущность нашей души в ее эмпирическом, то есть, плотском понимании и что, естественно, влияет и на наш дух в целом.
О чем притча? Скажем об этом современным языком, как об этом бы рассказали в наших светских салонах.
Некий преуспевающий бизнесмен имел большие торговые и производственные обороты, все у него ладилось и преумножалось, а какой-то год выдался наиболее удачным, маржа превысила ожидаемое, прибыль выросла еще больше, и перед бизнесменом возник вопрос, что с этим делать. И вот, представляете себе, братья и сестры, ничего другого не выдумал, как вложить прибыль в новое дело и приумножить его, чтобы еще больше разбогатеть: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 16-21). Простыми словами говоря, решил все это употребить для себя. Он и раньше-то, как понятно из притчи, себя не обижал, а тут вообще возвел в некий принцип — в евангельском рассказе на этом сделан особый акцент. Конечно, применительно к реалиям нашей жизни, в рамках законов нашего внешнего мира это резонно и обосновано. Но вот только Господь рассудил об этом несколько иначе, сказав, что затея сия совершенно безумна и недальновидна.
Теперь мы должны дать описанной картине некоторое свое суждение. Если поверхностно смотреть, то мы могли бы, да и должны были бы пользоваться стандартно-классическими словами: «Ах, как не хорошо богач поступил, надо делиться с бедными, по справедливости распределять богатства, а лучше вообще отказаться и проч.». Все это хорошо и правильно, но хотелось бы поднять эту проблему на другой уровень и интерпретировать ее не так прямолинейно, поскольку тому есть существенные причины. Ведь на самом деле, как только мы сами выйдем за порог храма, тут же будем думать не о высоких материях личного и исчерпывающего самопожертвования, а о том, как бы увеличить материальный достаток своей семьи и себя самого. Бренность нашего существа такова, что, как только мы слышим высокие глаголы Евангелия, очень хотим поступать как должно, но поступаем ровно наоборот.
Да, это бренность, греховность наша и горе нам от этого, но есть и другое, серьезно осложняющее положение дел соображение. Представьте, что нашлись люди, которые не стали заботиться о достатке и пропитании своей семьи, а впали в созерцательное, умозрительное состояние. На первый взгляд это хорошо, но на самом деле — будет ли это плодом духовной высоты и огромного внутреннего труда или обыкновенной ленью, прикрывающейся псевдо духовными воспарениями? Очередная сермяжная правда нашей жизни как раз в том, что чаще всего за этими очень правильными желаниями скрывается обычная лень, халатное отношение к другим, отсутствие ответственности и внутренней работоспособности, а так же элементарного желания к созиданию. Что же в этом хорошего?!
Но давайте посмотрим еще глубже и масштабнее. За всем этим стоят две модели развития человеческой цивилизации: одна — европейская, другая — азиатско-восточная. К первой мы относим нескончаемое производство и бесконечное потребление — все то, что мы сейчас ругаем и что характеризуется особым бешеным ритмом (тут уместно привести в пример Москву: каждый, кто сюда приезжает, сразу чувствует невероятную скорость жизни, безумный ритм). Это особенность цивилизованной направленности нашего века.
А есть другое состояние. Кто бывал в закрытом сейчас Египте и видел, например, бедуинов в пустыне, сидящих сутками в шатрах, думает: вот ведь — ничего не делают и все у них отлично. Можно предположить, что, наверное, они постоянно молятся. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что созерцательности у них нет. Какой там Бог, какая там молитва! Традиция восточной молитвы оборвалась много лет назад, а если у кого и сохранилась — то эти люди совсем не пример нам, потому что у них другая ментальность.
И вот получается: с одной стороны — линия европейская суетная, с другой — восточная, где налицо задумчиво-созерцательный принцип «ничего я делать не буду, мне и так хорошо». С одной стороны — чрезмерная успокоенность, с другой — бесконечная суета. Плохо и то и другое.
Поэтому, возвращаясь к притче и применяя ее на своей европейской почве, мы видим, что богач, приумножая богатства, не очень и виноват, не в этом его грех. Суть в том, что богач был не дальновиден и неправильно свои созидания применил. В чем неправильность? Есть известное христианское положение о том, что богатство для самого себя не дает радости, и это необычайно верно. Приведу следующий пример: самое трудное — это отдыхать. Есть, конечно, люди, склонные к патологической лени, но они довольно редко встречаются и у них свои серьезные трудности, потому что такое состояние по-настоящему истощает и опустошает — от неиспользованного внутреннего ресурса порой просто некуда деваться. Они об этом почти никогда не говорят, но это не значит, что этих проблем не существует. Поэтому решение богача — покойся, ешь, пей, веселись — Господом и квалифицируется как «безумный! что ты делаешь, какой путь для себя избираешь?!»
Далее, братья и сестры, еще одна важная предпосылка в развертывании наших суждений. Мы — христиане, и получается, что мы все-таки сделали европейский цивилизационный выбор, ведь в Россию христианство пришло с Запада, ибо византийцы называли себя ромеями. В данном ключе мы созидатели и потребители и к мистическому созерцанию склонны, но только отчасти, быть может, только в наших лучших представителях русского начала. Возможно, и было бы здорово, если бы мы более погружались в мыслительные, молитвенные процессы, которые близки к Богу. Это первичный путь, и никакой другой с ним не сравнится. Это очевидно. Но как же это трудно! Тот, кто молился по-настоящему, знает, какое это огромное напряжение, как неизведанна и труднодостижима глубина молитвы. Вон сколько раз мы акафисты читаем, а ни слова запомнить не можем! Или вот почему мне каждый раз приходится на проповеди напоминать только что прочитанную притчу? А потому, что службу простояли — и Евангелия не услышали! И сам я грешен, и у меня то же самое. Апостол слушаешь, а в это время где-то витаешь и — раз! — все из головы выскочило. Потому что восприятие концентрации Евангельских смыслов требует особой собранности души, которой надо учиться, к которой надо стремиться.
Но, уж если ты этого не делаешь, тогда налаживай свои «житницы». Вспомните, как наши русские купцы издревле не только для себя жили — ешь, пей, веселися — но для всего города: строили, украшали, приумножали Сорок Сороков, оставляли после себя плоды созидания великих трудов. Вся красота высокого храмоздательства создана людьми, которые заработали на земле и вложили в Небо. Вспомните средневековье: как убого жили люди и какие прекрасные храмы строили рядом! Тогда люди умели зарабатывать и вкладывать не в себя, а в культуру, в рост. Вот это и называется «в Бога богатеть».
Мы живем в такое время, когда невозможно стать Диогеном, спрятавшись в бочку. Но работать и использовать наработанное с пользой для души можем. Этому надо учиться — слыша высокие слова, оставаясь практиками, решать дела в пользу своей души. Бывают разные условия: перед подвижниками задачи стоят запредельные, перед простыми людьми — попроще. Но все мы, и подвижники, и грешники, должны созидать и наполнять свою жизнь, богатея от Бога и в Бога. Пользоваться полученными и созданными нами богатствами не для удовлетворения инстинктов, а для продвижения по пути, которым ведет нас Господь. Включим же эти наставления в свое сердце, попытаемся служением подтвердить, что наши «житницы» будут наполнены для блага, а не для потакания страстям, ведущим к погибели. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, март 2023 года | |||||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт | |||
4 | суббота 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца. Ап. от 70-ти Архиппа |
Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия. Прп. Льва, еп. Катанского. Прмч. Корнилия Псково-Печерского. Прп. Агафона Печерского, в Дальних пещерах | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня | 17-00 | иер.Александр | |||
6 | понед-к 2 седмицы |
Прп. Тимофея, иже в Символех. Свт. Евстафия | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
7 | вторник 2 седмицы |
Обре́тение мощей мучеников, иже во Евгении | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Соборование | 10-00 | Весь причт | |||
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | среда 2 седмицы |
Сщмч. Полика́рпа. Обретение мощей блж. Матроны Московской | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
9 | четверг 2 седмицы |
Первое и второе Обретение главы Иоанна Предтечи. Прп. Еразма Печерского, в Ближних пещерах | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | пятница 2 седмицы |
Свт. Тара́сия, архиеп. Константинопольского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
11 | суббота 2 седмицы |
Поминовение усопших. Свт. Порфи́рия, архиеп. Га́зского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского. Прп. Прокопия Декаполита, исповедника. Собор преподобных отец Киево-Печерских | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Валентин | |||
13 | понед-к 3 седмицы |
Прп. Василия исповедника. Прп. Кассиана Римлянина | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник 3 седмицы |
Прмц. Евдоки́и. Прп. Марти́рия Зеленецкого | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
15 | среда 3 седмицы |
Сщмч. Феодота, еп. Киринейского. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
16 | четверг 3 седмицы |
Мчч. Евтро́пия, Клеони́ка и Васили́ска | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
17 | пятница 3 седмицы |
Прп. Гера́сима, иже на Иорда́не. Блгв. вел. кн. Даниила Московского. Прп. Герасима Вологодского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота 3 седмицы |
Поминовение усопших. Мч. Ко́нона Исаврийского. Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Мчч. 42-х во Амморе́е. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Иконы Божией Матери «Благодатное Небо» | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к 4 седмицы |
Крестопоклонная. Сщмчч. Василия, Ефрема | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник 4 седмицы |
Крестопоклонная. Святых сорока́ мучеников, в Севасти́йском е́зере мучившихся (перенос с 22 марта) | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
22 | среда 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Урпасиана. Св. Кесария. Прав. Тарасия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг 4 седмицы |
Крестопоклонная. Мч. Кодра́та и дружины его | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Соборование | 18-00 | Весь причт | |||
24 | пятница 4 седмицы |
Крестопоклонная. Свт. Софро́ния, патриарха Иерусали́мского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
25 | суббота 4 седмицы |
Крестопоклонная. Поминовение усопших. Прп. Феофана. Свт. Григория Двоеслова. Прп. Симеона Нового Богослова | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Перенесение мощей свт. Никифора, патриарха Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Пассия | 17-00 | иер.Иоанн | |||
27 | понед-к 5 седмицы |
Прп. Венеди́кта. Фео́доровской иконы Божией Матери | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Иоанн |
Утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
28 | вторник 5 седмицы |
Мч. Ага́пия и иже с ним | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Александр |
Утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | среда 5 седмицы |
Мч. Сави́на | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Николай |
Утреня. Мариино стояние |
18-00 | Весь причт | |||
30 | четверг 5 седмицы |
Четверток Великого канона. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Георгий |
Утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | пятница 5 седмицы |
Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского | Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Алексий |
Утреня. Акафист Пресвятой Богородице | 18-00 | Весь причт |