Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня вы услышали притчу о том, как «не в Бога богатеть» (Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк. 12, 16-21). Эта чрезвычайно важная притча затрагивает сермяжную сущность нашей души в ее эмпирическом, то есть, плотском понимании и что, естественно, влияет и на наш дух в целом.
О чем притча? Скажем об этом современным языком, как об этом бы рассказали в наших светских салонах.
Некий преуспевающий бизнесмен имел большие торговые и производственные обороты, все у него ладилось и преумножалось, а какой-то год выдался наиболее удачным, маржа превысила ожидаемое, прибыль выросла еще больше, и перед бизнесменом возник вопрос, что с этим делать. И вот, представляете себе, братья и сестры, ничего другого не выдумал, как вложить прибыль в новое дело и приумножить его, чтобы еще больше разбогатеть: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 16-21). Простыми словами говоря, решил все это употребить для себя. Он и раньше-то, как понятно из притчи, себя не обижал, а тут вообще возвел в некий принцип — в евангельском рассказе на этом сделан особый акцент. Конечно, применительно к реалиям нашей жизни, в рамках законов нашего внешнего мира это резонно и обосновано. Но вот только Господь рассудил об этом несколько иначе, сказав, что затея сия совершенно безумна и недальновидна.
Теперь мы должны дать описанной картине некоторое свое суждение. Если поверхностно смотреть, то мы могли бы, да и должны были бы пользоваться стандартно-классическими словами: «Ах, как не хорошо богач поступил, надо делиться с бедными, по справедливости распределять богатства, а лучше вообще отказаться и проч.». Все это хорошо и правильно, но хотелось бы поднять эту проблему на другой уровень и интерпретировать ее не так прямолинейно, поскольку тому есть существенные причины. Ведь на самом деле, как только мы сами выйдем за порог храма, тут же будем думать не о высоких материях личного и исчерпывающего самопожертвования, а о том, как бы увеличить материальный достаток своей семьи и себя самого. Бренность нашего существа такова, что, как только мы слышим высокие глаголы Евангелия, очень хотим поступать как должно, но поступаем ровно наоборот.
Да, это бренность, греховность наша и горе нам от этого, но есть и другое, серьезно осложняющее положение дел соображение. Представьте, что нашлись люди, которые не стали заботиться о достатке и пропитании своей семьи, а впали в созерцательное, умозрительное состояние. На первый взгляд это хорошо, но на самом деле — будет ли это плодом духовной высоты и огромного внутреннего труда или обыкновенной ленью, прикрывающейся псевдо духовными воспарениями? Очередная сермяжная правда нашей жизни как раз в том, что чаще всего за этими очень правильными желаниями скрывается обычная лень, халатное отношение к другим, отсутствие ответственности и внутренней работоспособности, а так же элементарного желания к созиданию. Что же в этом хорошего?!
Но давайте посмотрим еще глубже и масштабнее. За всем этим стоят две модели развития человеческой цивилизации: одна — европейская, другая — азиатско-восточная. К первой мы относим нескончаемое производство и бесконечное потребление — все то, что мы сейчас ругаем и что характеризуется особым бешеным ритмом (тут уместно привести в пример Москву: каждый, кто сюда приезжает, сразу чувствует невероятную скорость жизни, безумный ритм). Это особенность цивилизованной направленности нашего века.
А есть другое состояние. Кто бывал в закрытом сейчас Египте и видел, например, бедуинов в пустыне, сидящих сутками в шатрах, думает: вот ведь — ничего не делают и все у них отлично. Можно предположить, что, наверное, они постоянно молятся. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что созерцательности у них нет. Какой там Бог, какая там молитва! Традиция восточной молитвы оборвалась много лет назад, а если у кого и сохранилась — то эти люди совсем не пример нам, потому что у них другая ментальность.
И вот получается: с одной стороны — линия европейская суетная, с другой — восточная, где налицо задумчиво-созерцательный принцип «ничего я делать не буду, мне и так хорошо». С одной стороны — чрезмерная успокоенность, с другой — бесконечная суета. Плохо и то и другое.
Поэтому, возвращаясь к притче и применяя ее на своей европейской почве, мы видим, что богач, приумножая богатства, не очень и виноват, не в этом его грех. Суть в том, что богач был не дальновиден и неправильно свои созидания применил. В чем неправильность? Есть известное христианское положение о том, что богатство для самого себя не дает радости, и это необычайно верно. Приведу следующий пример: самое трудное — это отдыхать. Есть, конечно, люди, склонные к патологической лени, но они довольно редко встречаются и у них свои серьезные трудности, потому что такое состояние по-настоящему истощает и опустошает — от неиспользованного внутреннего ресурса порой просто некуда деваться. Они об этом почти никогда не говорят, но это не значит, что этих проблем не существует. Поэтому решение богача — покойся, ешь, пей, веселись — Господом и квалифицируется как «безумный! что ты делаешь, какой путь для себя избираешь?!»
Далее, братья и сестры, еще одна важная предпосылка в развертывании наших суждений. Мы — христиане, и получается, что мы все-таки сделали европейский цивилизационный выбор, ведь в Россию христианство пришло с Запада, ибо византийцы называли себя ромеями. В данном ключе мы созидатели и потребители и к мистическому созерцанию склонны, но только отчасти, быть может, только в наших лучших представителях русского начала. Возможно, и было бы здорово, если бы мы более погружались в мыслительные, молитвенные процессы, которые близки к Богу. Это первичный путь, и никакой другой с ним не сравнится. Это очевидно. Но как же это трудно! Тот, кто молился по-настоящему, знает, какое это огромное напряжение, как неизведанна и труднодостижима глубина молитвы. Вон сколько раз мы акафисты читаем, а ни слова запомнить не можем! Или вот почему мне каждый раз приходится на проповеди напоминать только что прочитанную притчу? А потому, что службу простояли — и Евангелия не услышали! И сам я грешен, и у меня то же самое. Апостол слушаешь, а в это время где-то витаешь и — раз! — все из головы выскочило. Потому что восприятие концентрации Евангельских смыслов требует особой собранности души, которой надо учиться, к которой надо стремиться.
Но, уж если ты этого не делаешь, тогда налаживай свои «житницы». Вспомните, как наши русские купцы издревле не только для себя жили — ешь, пей, веселися — но для всего города: строили, украшали, приумножали Сорок Сороков, оставляли после себя плоды созидания великих трудов. Вся красота высокого храмоздательства создана людьми, которые заработали на земле и вложили в Небо. Вспомните средневековье: как убого жили люди и какие прекрасные храмы строили рядом! Тогда люди умели зарабатывать и вкладывать не в себя, а в культуру, в рост. Вот это и называется «в Бога богатеть».
Мы живем в такое время, когда невозможно стать Диогеном, спрятавшись в бочку. Но работать и использовать наработанное с пользой для души можем. Этому надо учиться — слыша высокие слова, оставаясь практиками, решать дела в пользу своей души. Бывают разные условия: перед подвижниками задачи стоят запредельные, перед простыми людьми — попроще. Но все мы, и подвижники, и грешники, должны созидать и наполнять свою жизнь, богатея от Бога и в Бога. Пользоваться полученными и созданными нами богатствами не для удовлетворения инстинктов, а для продвижения по пути, которым ведет нас Господь. Включим же эти наставления в свое сердце, попытаемся служением подтвердить, что наши «житницы» будут наполнены для блага, а не для потакания страстям, ведущим к погибели. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2022 года | |||||
30 | суббота | Светлая седмица. Сщмч. Симеона. Прп. Акакия. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь Раздача артоса | 08-00 | прот.Валентин |
пом: Весь причт | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | прот.Валентин | |||
иер.Алексий, иер.Иоанн |
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2022 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы. Антипасха. Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита. Максимовской иконы Божией Матери | Литургия, исповедь: все | 07-00 | прот.Георгий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
2 | поне-дельник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | вторник | Радоница. Поминовение усопших. Прп. Феодора Трихины Вселенская панихида |
Литургия, исп.: весь причт | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
4 | среда | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
5 | четверг | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | пятница | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
7 | суббота | Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Иоанн | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Апостола и евангелиста Марка | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Георгий | |||
9 | поне-дельник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия, благодарств. молебен, лития | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
10 | вторник | Ап. и сщмч. Симеона, сродника Господня | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
11 | среда | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | четверг | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Николай | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
13 | пятница | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
14 | суббота | Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия Боровского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Перенесение мощей блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа и Давида | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: иер.Иоанн | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
16 | поне-дельник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | вторник | Прмц. Пелагии, девы Тарсийской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
18 | среда | Преполовение Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
19 | четверг | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
20 | пятница | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | суббота | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
23 | поне-дельник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | вторник | Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
26 | четверг | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
27 | пятница | Мч. Исидора | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | суббота | Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
пом.: иер.Алексий | |||||
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прп. Феодора Освященного, ученика прп. Пахомия Великого | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
30 | поне-дельник | Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | вторник | Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение Исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
2 | четверг | Вознесение Господне | Литургия, исповедь: все | 07-00 | иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин | |||
09:40 пом.: Весь причт | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
3 | пятница | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Равноапп. царя Константина и матери его царицы Елены | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин |