Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 6 декабря 2015 г.

Проповедь в Неделю 27-ю по Пятидесятнице. 6 декабря 2015 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня вы услышали притчу о том, как «не в Бога богатеть» (Так [бывает с тем], кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет. Лк. 12, 16-21). Эта чрезвычайно важная притча затрагивает сермяжную сущность нашей души в ее эмпирическом, то есть, плотском понимании и что, естественно, влияет и на наш дух в целом.

О чем притча? Скажем об этом современным языком, как об этом бы рассказали в наших светских салонах.

 Некий преуспевающий бизнесмен имел большие торговые и производственные обороты, все у него ладилось и преумножалось, а какой-то год выдался наиболее удачным, маржа превысила ожидаемое, прибыль выросла еще больше, и перед бизнесменом возник вопрос, что с этим делать. И вот, представляете себе, братья и сестры, ничего другого не выдумал, как вложить прибыль в новое дело и приумножить его, чтобы еще больше разбогатеть: много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись (Лк. 12, 16-21).  Простыми словами говоря, решил все это употребить для себя. Он и раньше-то, как понятно из притчи, себя не обижал, а тут вообще возвел в некий принцип — в евангельском рассказе на этом сделан особый акцент. Конечно, применительно к реалиям нашей жизни, в рамках законов нашего внешнего мира это резонно и обосновано. Но вот только Господь рассудил об этом несколько иначе, сказав, что затея сия совершенно безумна и недальновидна.

Теперь мы должны дать  описанной картине некоторое свое суждение. Если поверхностно смотреть, то мы могли бы, да и должны были бы пользоваться стандартно-классическими словами: «Ах, как не хорошо богач поступил, надо делиться с бедными, по справедливости распределять богатства, а лучше вообще отказаться и проч.». Все это хорошо и правильно, но хотелось бы поднять эту проблему на другой уровень и интерпретировать ее не так прямолинейно, поскольку тому есть существенные причины. Ведь на самом деле, как только мы сами выйдем за порог храма, тут же будем думать не о высоких материях личного и исчерпывающего самопожертвования, а о том, как бы увеличить материальный достаток своей семьи и себя самого. Бренность нашего существа такова, что, как только мы слышим высокие глаголы Евангелия, очень хотим поступать как должно, но поступаем ровно наоборот.

Да, это бренность, греховность наша и горе нам от этого, но есть и другое, серьезно осложняющее положение дел соображение. Представьте, что нашлись люди, которые не стали заботиться о достатке и пропитании своей семьи, а впали в созерцательное, умозрительное состояние. На первый взгляд это хорошо, но на самом деле — будет ли это плодом духовной высоты и огромного внутреннего труда или обыкновенной ленью, прикрывающейся псевдо духовными воспарениями? Очередная сермяжная правда нашей жизни как раз в том, что чаще всего за этими очень правильными желаниями скрывается обычная лень, халатное отношение к другим, отсутствие ответственности и внутренней работоспособности, а так же элементарного желания к созиданию. Что же в этом хорошего?!

Но давайте посмотрим еще глубже и масштабнее. За всем этим стоят две модели развития человеческой цивилизации: одна — европейская, другая — азиатско-восточная. К первой мы относим нескончаемое производство и бесконечное потребление — все то, что мы сейчас ругаем и что характеризуется особым бешеным ритмом (тут уместно привести в пример Москву: каждый, кто сюда приезжает, сразу чувствует невероятную скорость жизни, безумный ритм). Это особенность цивилизованной направленности нашего века.

А есть другое состояние. Кто бывал в закрытом сейчас Египте и видел, например, бедуинов в пустыне, сидящих сутками в шатрах, думает: вот ведь — ничего не делают и все у них отлично. Можно предположить, что, наверное, они постоянно молятся. Но при ближайшем рассмотрении понимаешь, что созерцательности у них нет. Какой там Бог, какая там молитва! Традиция восточной молитвы оборвалась много лет назад, а если у кого и сохранилась — то эти люди совсем не пример нам, потому что у них другая ментальность.

И вот получается: с одной стороны — линия европейская суетная, с другой — восточная, где налицо задумчиво-созерцательный принцип «ничего я делать не буду, мне и так хорошо». С одной стороны — чрезмерная успокоенность, с другой — бесконечная суета. Плохо и то и другое.     

Поэтому, возвращаясь к притче и применяя ее на своей европейской почве, мы видим, что богач, приумножая богатства, не очень и виноват, не в этом его грех. Суть в том, что богач был не дальновиден и неправильно свои созидания применил. В чем неправильность? Есть известное христианское положение о том, что богатство для самого себя не дает радости, и это необычайно верно. Приведу следующий пример: самое трудное — это отдыхать. Есть, конечно, люди, склонные к патологической лени, но они довольно редко встречаются и у них свои серьезные трудности, потому что такое состояние по-настоящему истощает и опустошает — от неиспользованного внутреннего ресурса порой просто некуда деваться. Они об этом почти никогда не говорят, но это не значит, что этих проблем не существует. Поэтому решение богача — покойся, ешь, пей, веселись —  Господом и квалифицируется как «безумный! что ты делаешь, какой путь для себя избираешь?!»

Далее, братья и сестры, еще одна важная предпосылка в развертывании наших суждений. Мы — христиане, и получается, что мы все-таки сделали европейский цивилизационный выбор, ведь в Россию христианство пришло с Запада, ибо византийцы называли себя ромеями. В данном ключе мы созидатели и потребители и к мистическому созерцанию склонны, но только отчасти, быть может, только в наших лучших представителях русского начала. Возможно, и было бы здорово, если бы мы более погружались в мыслительные, молитвенные процессы, которые близки к Богу. Это первичный путь, и никакой другой с ним не сравнится. Это очевидно. Но как же это трудно! Тот, кто молился по-настоящему, знает, какое это огромное напряжение, как неизведанна и труднодостижима глубина молитвы. Вон сколько раз мы акафисты читаем, а ни слова запомнить не можем! Или вот почему мне каждый раз приходится на проповеди напоминать только что прочитанную притчу? А потому, что службу простояли — и Евангелия не услышали! И сам я грешен, и у меня то же самое. Апостол слушаешь, а в это время где-то витаешь и — раз! — все из головы выскочило. Потому что восприятие концентрации Евангельских смыслов требует особой собранности души, которой надо учиться, к которой надо стремиться.

Но, уж если ты этого не делаешь, тогда налаживай свои «житницы». Вспомните, как наши русские купцы издревле не только для себя жили — ешь, пей, веселися — но для всего города: строили, украшали, приумножали Сорок Сороков, оставляли после себя плоды созидания великих трудов. Вся красота высокого храмоздательства создана людьми, которые заработали на земле и вложили в Небо. Вспомните средневековье: как убого жили люди и какие прекрасные храмы строили рядом! Тогда люди умели зарабатывать и вкладывать не в себя, а в культуру, в рост. Вот это и называется «в Бога богатеть». 

Мы живем в такое время, когда невозможно стать Диогеном, спрятавшись в бочку. Но работать и использовать наработанное с пользой для души можем. Этому надо учиться — слыша высокие слова, оставаясь практиками, решать дела в пользу своей души. Бывают разные условия: перед подвижниками задачи стоят запредельные, перед простыми людьми — попроще.  Но все мы, и подвижники, и грешники, должны созидать и наполнять свою жизнь, богатея от Бога и в Бога. Пользоваться полученными и созданными нами богатствами не для удовлетворения инстинктов, а для продвижения по пути, которым ведет нас Господь. Включим же эти наставления в свое сердце, попытаемся служением подтвердить, что наши «житницы» будут наполнены для блага, а не для потакания страстям, ведущим к погибели. Помоги нам в этом, Господи. Аминь.   

 

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
28 четверг Четверг 2-й седмицы. Мч. Ага́пия и иже с ним Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Пятница 2-й седмицы. Мч. Сави́на Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Иоанн
Парастас 18-00 Весь причт
30 суббота Суббота 2-й седмицы. Поминовение усопших. Прп. Алекси́я, человека Божия. Прп. Мака́рия Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение,
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
31 воскре-сенье Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Валентин
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, апрель 2024 года
1 поне-дельник Понедельник 3-й седмицы. Мчч. Хриса́нфа и Да́рии Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 иер.Иоанн
2 вторник Вторник 3-й седмицы. Прпп. отцов, во обители св. Саввы убиенных Часы. Вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
3 среда Среда 3-й седмицы. Прп. Иакова. Прп. Пахомия. Прп. Серафима Вырицкого Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
4 четверг Четверг 3-й седмицы. Сщмч. Василия, пресвитера Анкирского Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 иер.Николай
5 пятница Пятница 3-й седмицы. Прмч. Никона еп. и 199-ти учеников его. Прп. Никона. Мч. Василия Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Валентин
6 суббота Суббота 3-й седмицы. Предпразднство Благовещения Пресвятой Богородицы. Прп. Захарии монаха. Свт. Артемия Литургия
пом.: отцы
08-00 прот.Валентин
Алексий, Иоанн
Всенощное бдение
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Иоанн
7 воскре-сенье Неделя 3-я Великого поста, Крестопоклонная. Благове́щение Пресвято́й Богоро́дицы
Преставле́ние свт. Ти́хона
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Пассия 17-00 прот.Георгий
8 поне-дельник Седмица Крестопоклонная. Отдание праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Собор Архангела Гаврии́ла Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 иер.Александр
9 вторник Седмица Крестопоклонная. Мц. Матро́ны. Сщмч. Ирине́я Часы. Вечерня 08-00 иер.Александр
Утреня 18-00 иер.Иоанн
10 среда Седмица Крестопоклонная. Прп. Иларио́на. Прп. Стефа́на. Прмч. Евстратия Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Николай
11 четверг Седмица Крестопоклонная. Мчч. Марка, Кирилла и иных многих Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Соборование 18-00 Весь причт
12 пятница Седмица Крестопоклонная. Прп. Иоанна Лествичника Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 прот.Георгий
Парастас 18-00 Весь причт
13 суббота Седмица Крестопоклонная. Поминовение усопших. Сщмч. Ипатия. Свт. Ионы. Прп. Ипатия Литургия
пом.: отцы
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Алексий, Георгий
14 воскре-сенье Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника. Прп. Марии Еги́петской. Прп. Евфимия Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Пассия 17-00 иер.Иоанн
15 поне-дельник Понедельник 5-й седмицы. Прп. Ти́та чудотворца Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Алексий
16 вторник Вторник 5-й седмицы. Прп. Никиты исп. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Георгий
17 среда Среда 5-й седмицы. Прпп. Иосифа песнописца и Георгия, иже в Малеи Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 прот.Георгий
Утреня. Мариино стояние 18-00 Весь причт
18 четверг Четверток Великого канона. Мчч. Феодула и Агафопода, и иже с ними. Свт. Иова Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 иер.Николай
19 пятница Пятница 5-й седмицы. Свт. Евтихия. Свт. Мефодия Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Николай
Утреня. Акафист
Пресвятой Богородице
18-00 Весь причт
20 суббота Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы. Прп. Гео́ргия. Прп. Дании́ла Литургия
пом.: отцы
08-00 прот.Валентин
Алексий, Иоанн
Всенощное бдение
исповедь: отцы
18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
21 воскре-сенье Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской. Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними. Свт. Нифонта, еп. Новгородского. Прп. Руфа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Пассия 17-00 иер.Алексий
22 поне-дельник Понедельник 6-й седмицы, ваий. Мч. Евпсихия. Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 иер.Николай
23 вторник Вторник 6-й седмицы, ваий. Мчч. Тере́нтия, Помпии́я и иже с ними Часы. Вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 иер.Александр
24 среда Среда 6-й седмицы, ваий. Сщмч. Антипы. Прп. Иакова. Свт. Варсонофия, еп. Тверского Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Александр
Утреня 18-00 иер.Иоанн
25 четверг Четверг 6-й седмицы, ваий. Прп. Василия исп., еп. Парийского Часы. Вечерня 08-00 иер.Иоанн
Соборование 18-00 Весь причт
26 пятница Пятница 6-й седмицы, ваий. Сщмч. Артемона, пресвитера Лаодикийского Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Алексий
Утреня 18-00 прот.Валентин
27 суббота Суббота 6-й седмицы, ваий. Лазарева суббота. Воскрешение прав. Лазаря. Свт. Марти́на исп., папы Римского Литургия
пом.: отцы
08-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение: 18-00 ВХ прот.Валентин
исп. иер.Иоанн
НХ прот.Георгий
исп. иер.Алексий
28 воскре-сенье Неделя ваий (цветоносная, Вербное воскресенье). Вход Господень в Иерусалим Литургия, исповедь: 07-00 ВХ иер.Иоанн
пом. прот.Валентин
НХ прот.Георгий
пом. иер.Алексий
Литургия
исповедь: отцы
10-00 прот.Валентин
Алексий, Иоанн
Вечерня 17-00 иер.Иоанн
29 поне-дельник Страстная седмица. Великий Понедельник Утреня. Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Иоанн
Утреня 18-00 прот.Георгий
30 вторник Страстная седмица. Великий Вторник Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 прот.Георгий
Утреня 18-00 иер.Алексий
1 среда Страстная седмица. Великая Среда Часы. Литургия Преждеосвященных Даров 08-00 иер.Алексий
Утреня. Общая исповедь 18-00 Весь причт
2 четверг Страстная седмица. Великий Четверток Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня, чтение 12 Евангелий 18-00 Весь причт
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.