Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю Крестопоклонную. 3 апреля 2016 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю Крестопоклонную. 3 апреля 2016 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, продолжается Великий пост, во время которого мы каждый раз имеем одной из центральных тем тайну Креста — тему сложную, антиномичную, во многом для нас сокровенную и непостижимую. Постараемся же вновь приникнуть в ее глубь, принять Крест, чтобы он вошел в нас наиболее полно и глубоко, открывая новые горизонты сущего.

Начнем с вопроса, который я время от времени в течении прошлых лет ставлю перед своим и вашим  мысленным взором — для чего люди, считающие себя христианами, возлагают крест себе на грудь?  Прежде всего — для того, чтобы крест Христов защитил, конечно. Мне вспоминается история, случившаяся уже много лет назад, со священником, которому на таможне задали традиционный вопрос: «Оружие при себе имеете?» Он сказал: «Да!» И, под очень пристальным и крайне встревоженным вниманием чиновников, с большим пафосом веры, показал крест: «Другого, более сильного оружия, я не знаю!».  Так вот, нательный крест наш — это действительно защита. И кресты в домах — своего рода защита дома, очищение его. Подобные утилитарные вещи имеют место быть и они, конечно, справедливы.

Но стоит нам немного задуматься, тут же понимаем, что не только, скажем так, по практической нужде мы носим крест. Зная, что Сам Господь был на кресте и это Жертва Его, возлагая на себя крест, мы хотим быть с Христом схожи. И только практическими соображениями (защиты, очищения, сохранения и так далее) мы не обойдемся. Поверхностно это с нашей стороны и примитивно — брать во внимание только этот практический пласт нашей веры  и упования на Крест Спасителя. Все это много серьезнее и глубже.

И вот, разделив крестоношение как бы на две части, обозначив материальное, практическое и иррациональное, духовное, мы приходим к пониманию как бы третьей составляющей Креста. Это часть, которая сильно усложняет все. Получается, взять крест — это осознанно отвергнуть себя, добровольно принять тяжесть и страдание. У здравомыслящего и светского человека естественно возникает мысль: зачем же такая жизнь, если мы сами на себя страдания возлагаем, сами себе их создаем? В сознание это не входит, а со стороны еще все время доносится ехидное: «Что же это у вас за Бог такой, Который хочет ваших страданий и креста потяжелей?». Естественно, что мы в этом случае обращаемся и уповаем, на высказывания святых отцов, на практику православной аскетики и объясняем себе и другим, что, как бы крест тяжел ни был, ты его все равно вытащишь. Однако проблема остается, ох как многим этого для понимания не достаточно, они хотели бы получить более подробный и понятный ответ. Что же в итоге, братья и сестры, получается? А получается, что кто-то, исходя из догматической данности и традиционной православной духовности, это все принять может, но касается это часто людей, сильных духом. А те, кто слаб? Для тех это неимоверно тяжело, да и непонятно.

И мы с вами начинаем делить христианское человечество на тех, кто крест носит из практических соображений, и тех, кто из духовных побуждений. Получается, что большая часть носит все-таки из утилитарных. И только малая часть из духовных. И если каждый спросит себя, то, признавшись честно, поймет — от трудностей и опасностей мы стараемся всячески убегать. А самая большая тайна креста для нас заключается в том, что мы не можем понять, почему, зачем Господь определил так, чтобы нам жизнь свою в этих страданиях, в этой боли, с этим Крестом проводить?! Неужели Он не мог нам лучшего удела дать? А вот не мог. Нет лучшего непобедимого оружия, чем Крест, и без него нам никуда!

Какие же соображения помогают нам взять этот крест и безропотно, с благоговением его нести? Трудный вопрос. Сама природа человека, ее бытие устроено Богом многообразно и делится на две неравные части, которые невозможно расчленить, поскольку вещи эти прикровенные: часть природы нашей относится к материальному миру, часть — к миру духовному. Человек находится на стыке, на границе этих двух миров и предназначен как образ Божий для духовного мира, но субстрат телесный постоянно склоняет нас к материальному, тянет вниз, относя нас едва ли не целиком и полностью к биологическому пласту. Стоит отдать материальной составляющей должное, ведь именно благодаря ей в нас есть чувство самосохранения, спообность выживать в трудных условиях и так далее. Но всегда в нас бурлит и напоминает о себе состояние Преображения, сублимации, поднятия над биологическим. Как у растения, которое из земли тянется к солнцу и, если не будет тянуться к верху, погибнет. Также и с людьми — стремление к Преображению заложено в нас и именно оно делает нас людьми.

Поэтому как бы человеку ни было сложно, он может преобразиться и от осуждающих мыслей, недовольства всеми и вся, злобы, зависти и так далее перейти к другим, более качественно совершенным чувствам. Всех прощать и всем желать добра, например. Как это сделать? Как нам дотянуться до этого «солнца» Христова идеала? Именно здесь Крест и выступает во всей своей силе.

Конечно, мы все по сути своей эгоисты, думаем только о себе и забываем о других. И чем больше забываем, тем больше, как тот Кощей, «над златом чахнем». Эгоизм поглощает, засасывает нас. Все понимают, что это плохо, но поделать с собой ничего не могут. И правда, человеку самому очень сложно справиться с такими своими негативными проявлениями. Но с помощью Креста — возможно. Преодоление эгоизма может произойти только на Крестном пути через Жертву. То есть, только жертвуя, отрывая от себя что-то и в этом смысле теряя, мы находим. Когда мы теряем «от себя» и отдаем другому, высвобождается огромной силы духовная энергия. И человек начинает отрываться от земного притяжения и подниматься к небесам, несмотря на силу «гравитации» нашего эгоизма. Если жертва приносится подлинная, человек преображается. Вот и получается, что Крест Господень  преображает человека.    

Все мы это знаем и пытаемся повторить Его образ, Его подвиг. В чем это выражается? На самом деле, люди везде, всюду и всегда несут Крест, но  поскольку проявления Креста прикровенны, человек не всегда это понимает. Но примеров множество. Например, человек помогает в хосписе — это крестоношение. Мать заботиться о детях — и это крестоношение, да еще какое. Любое доброе дело, которое мы совершаем бескорыстно, — это и есть преображение крестом, это и есть тот Крест, который спасает мир. И Крест этот держится на нашей жертве. Поэтому, когда мы говорим о кресте как лобном месте для каждого человека, то понимаем, в чем благо он для человека.

Необходимо применить и выстроить вектор нашего существования как Крест, чтобы он стал незыблемостью нашего существа. И чем он будет тверже, тем лучше и для мира в целом, и для нас конкретно. …Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Как было бы прекрасно, если бы мы смогли сконцентрироваться на этом и обо всем другом забыть, чтобы не только эти Великим постом, но и дальше образ Креста всегда стоял перед нами, чтобы мы Его подвиг в чем-то могли повторить. Давайте помолимся и попросим Господа, чтобы Крест всегда был с нами, и мы хотя бы частично Тайну его открывали. Господи, помоги нам в этом и помилуй нас. Аминь. 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2022 года
1 суббота Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме́ния, еп. Гортинского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
2 воскре-сенье Неделя 16-по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
3 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
4 вторник Отдание праздника Воздвижения Креста Господня Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
5 среда Ап. от 70-ти Кодра́та. Сщмч. Фо́ки, еп. Синопи́йского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
6 четверг Зача́тие Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
7 пятница Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 суббота Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
9 воскре-сенье Неделя 17-по Пятидесятнице. Преставле́ние апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
оо.Георгий, Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий, д.Николай
10 поне-дельник Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
12 среда Прп. Кириа́ка отшельника Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
13 четверг Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 ВХ: прот.Валентин, прот.Георгий, д.Николай
НХ: иер.Иоанн, иер.Алексий
14 пятница Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, прот.Георгий, иер.Алексий, д.Николай пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
15 суббота Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 18-по Пятидесятнице. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах Литургия
Исповедь
07-00 прот.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег, д.Николай
17 поне-дельник Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
18 вторник Святителей Московских Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
19 среда Апостола Фомы́ Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
20 четверг Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 пятница Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
22 суббота Ап. Иа́кова Алфе́ева.
Прпп. Андрони́ка и Афана́сии
Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
23 воскре-сенье Неделя 19-по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий, д.Николай
24 поне-дельник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 17-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 вторник Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий, д.Николай
26 среда Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
28 пятница Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
29 суббота Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
30 воскре-сенье Неделя 20-по Пятидесятнице. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Георгий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр, д.Николай
31 поне-дельник Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.