Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, продолжается Великий пост, во время которого мы каждый раз имеем одной из центральных тем тайну Креста — тему сложную, антиномичную, во многом для нас сокровенную и непостижимую. Постараемся же вновь приникнуть в ее глубь, принять Крест, чтобы он вошел в нас наиболее полно и глубоко, открывая новые горизонты сущего.
Начнем с вопроса, который я время от времени в течении прошлых лет ставлю перед своим и вашим мысленным взором — для чего люди, считающие себя христианами, возлагают крест себе на грудь? Прежде всего — для того, чтобы крест Христов защитил, конечно. Мне вспоминается история, случившаяся уже много лет назад, со священником, которому на таможне задали традиционный вопрос: «Оружие при себе имеете?» Он сказал: «Да!» И, под очень пристальным и крайне встревоженным вниманием чиновников, с большим пафосом веры, показал крест: «Другого, более сильного оружия, я не знаю!». Так вот, нательный крест наш — это действительно защита. И кресты в домах — своего рода защита дома, очищение его. Подобные утилитарные вещи имеют место быть и они, конечно, справедливы.
Но стоит нам немного задуматься, тут же понимаем, что не только, скажем так, по практической нужде мы носим крест. Зная, что Сам Господь был на кресте и это Жертва Его, возлагая на себя крест, мы хотим быть с Христом схожи. И только практическими соображениями (защиты, очищения, сохранения и так далее) мы не обойдемся. Поверхностно это с нашей стороны и примитивно — брать во внимание только этот практический пласт нашей веры и упования на Крест Спасителя. Все это много серьезнее и глубже.
И вот, разделив крестоношение как бы на две части, обозначив материальное, практическое и иррациональное, духовное, мы приходим к пониманию как бы третьей составляющей Креста. Это часть, которая сильно усложняет все. Получается, взять крест — это осознанно отвергнуть себя, добровольно принять тяжесть и страдание. У здравомыслящего и светского человека естественно возникает мысль: зачем же такая жизнь, если мы сами на себя страдания возлагаем, сами себе их создаем? В сознание это не входит, а со стороны еще все время доносится ехидное: «Что же это у вас за Бог такой, Который хочет ваших страданий и креста потяжелей?». Естественно, что мы в этом случае обращаемся и уповаем, на высказывания святых отцов, на практику православной аскетики и объясняем себе и другим, что, как бы крест тяжел ни был, ты его все равно вытащишь. Однако проблема остается, ох как многим этого для понимания не достаточно, они хотели бы получить более подробный и понятный ответ. Что же в итоге, братья и сестры, получается? А получается, что кто-то, исходя из догматической данности и традиционной православной духовности, это все принять может, но касается это часто людей, сильных духом. А те, кто слаб? Для тех это неимоверно тяжело, да и непонятно.
И мы с вами начинаем делить христианское человечество на тех, кто крест носит из практических соображений, и тех, кто из духовных побуждений. Получается, что большая часть носит все-таки из утилитарных. И только малая часть из духовных. И если каждый спросит себя, то, признавшись честно, поймет — от трудностей и опасностей мы стараемся всячески убегать. А самая большая тайна креста для нас заключается в том, что мы не можем понять, почему, зачем Господь определил так, чтобы нам жизнь свою в этих страданиях, в этой боли, с этим Крестом проводить?! Неужели Он не мог нам лучшего удела дать? А вот не мог. Нет лучшего непобедимого оружия, чем Крест, и без него нам никуда!
Какие же соображения помогают нам взять этот крест и безропотно, с благоговением его нести? Трудный вопрос. Сама природа человека, ее бытие устроено Богом многообразно и делится на две неравные части, которые невозможно расчленить, поскольку вещи эти прикровенные: часть природы нашей относится к материальному миру, часть — к миру духовному. Человек находится на стыке, на границе этих двух миров и предназначен как образ Божий для духовного мира, но субстрат телесный постоянно склоняет нас к материальному, тянет вниз, относя нас едва ли не целиком и полностью к биологическому пласту. Стоит отдать материальной составляющей должное, ведь именно благодаря ей в нас есть чувство самосохранения, спообность выживать в трудных условиях и так далее. Но всегда в нас бурлит и напоминает о себе состояние Преображения, сублимации, поднятия над биологическим. Как у растения, которое из земли тянется к солнцу и, если не будет тянуться к верху, погибнет. Также и с людьми — стремление к Преображению заложено в нас и именно оно делает нас людьми.
Поэтому как бы человеку ни было сложно, он может преобразиться и от осуждающих мыслей, недовольства всеми и вся, злобы, зависти и так далее перейти к другим, более качественно совершенным чувствам. Всех прощать и всем желать добра, например. Как это сделать? Как нам дотянуться до этого «солнца» Христова идеала? Именно здесь Крест и выступает во всей своей силе.
Конечно, мы все по сути своей эгоисты, думаем только о себе и забываем о других. И чем больше забываем, тем больше, как тот Кощей, «над златом чахнем». Эгоизм поглощает, засасывает нас. Все понимают, что это плохо, но поделать с собой ничего не могут. И правда, человеку самому очень сложно справиться с такими своими негативными проявлениями. Но с помощью Креста — возможно. Преодоление эгоизма может произойти только на Крестном пути через Жертву. То есть, только жертвуя, отрывая от себя что-то и в этом смысле теряя, мы находим. Когда мы теряем «от себя» и отдаем другому, высвобождается огромной силы духовная энергия. И человек начинает отрываться от земного притяжения и подниматься к небесам, несмотря на силу «гравитации» нашего эгоизма. Если жертва приносится подлинная, человек преображается. Вот и получается, что Крест Господень преображает человека.
Все мы это знаем и пытаемся повторить Его образ, Его подвиг. В чем это выражается? На самом деле, люди везде, всюду и всегда несут Крест, но поскольку проявления Креста прикровенны, человек не всегда это понимает. Но примеров множество. Например, человек помогает в хосписе — это крестоношение. Мать заботиться о детях — и это крестоношение, да еще какое. Любое доброе дело, которое мы совершаем бескорыстно, — это и есть преображение крестом, это и есть тот Крест, который спасает мир. И Крест этот держится на нашей жертве. Поэтому, когда мы говорим о кресте как лобном месте для каждого человека, то понимаем, в чем благо он для человека.
Необходимо применить и выстроить вектор нашего существования как Крест, чтобы он стал незыблемостью нашего существа. И чем он будет тверже, тем лучше и для мира в целом, и для нас конкретно. …Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34). Как было бы прекрасно, если бы мы смогли сконцентрироваться на этом и обо всем другом забыть, чтобы не только эти Великим постом, но и дальше образ Креста всегда стоял перед нами, чтобы мы Его подвиг в чем-то могли повторить. Давайте помолимся и попросим Господа, чтобы Крест всегда был с нами, и мы хотя бы частично Тайну его открывали. Господи, помоги нам в этом и помилуй нас. Аминь.
30 | пятница | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Фло́ра и Ла́вра | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2024 года | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 10-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мч. Андрея Стратилата и иже с ним. Донской иконы Божией Матери | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
НАЧАЛО УЧЕБНОГО ГОДА, МОЛЕБЕН ~ 12:15 | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | вторник | Попразднство Успения. Ап. от 70-ти Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Успения. Мч. Агафоника | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
5 | четверг | Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
6 | пятница | Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
7 | суббота | Перенесение мощей ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
8 | воскре-сенье | Неделя 11-я по Пятидесятнице. Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | поне-дельник | Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | вторник | Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | среда | Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | четверг | Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | пятница | Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
14 | суббота | Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Столпника и матери его Марфы | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
15 | воскре-сенье | Неделя 12-я по Пятидесятнице. Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия. Перенесение мощей блгвв. кнн. Петра и Февронии Муромских | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | поне-дельник | Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
17 | вторник | Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
18 | среда | Прор. Захарии и прав. Елисаветы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
19 | четверг | Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла, в Хонех | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | пятница | Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
21 | суббота | Суббота пред Воздвижением Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | воскре-сенье | Неделя 13-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | поне-дельник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | вторник | Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
25 | среда | Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | четверг | Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения Креста | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
27 | пятница | Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
28 | суббота | Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 14-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии всехвальной | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Полиелей | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
30 | поне-дельник | Попразднство Воздвижения Креста. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ |