Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Проблема, которую мы сегодня поднимаем, уже затрагивалась нами неоднократно, но встает она вновь и вновь. Эта проблема нашей молитвы — основа основ. Часто нам кажется, что Бог не отвечает на наши запросы, и мы не можем понять, как Господь допускает такое? Одна почтенная дама недавно настойчиво требовала от меня ответа: «Как же так? Почему Он не слышит?!» И это по очень важному поводу. Мы обращаемся к Нему, просим и, само собой, ожидаем реакции. Ничего не происходит, мы чувствуем безысходность, и само качество молитвы от этого начинает страдать.
Но это рефрен нашего бытия: богообщение — знак того, то мы не одни в этом мире. Без обращения к Нему теряется весь смысл жизни, поэтому, конечно, мы должны общаться с Ним, но с пониманием, ибо ответы от Него сопряжены с рядом глубоких и тонких особенностей. Сегодняшнее евангельское повествование (Мф.15:21–28) нам в этом помогает, приоткрывая вещи, которые обычно скрыты от наших взоров.
Что говорится в Евангелии? Жила одна женщина, хананеянка. Она не имела отношения к израильскому народу. Это другая вера, другая культура — все иное. У нее была тяжело больна дочь. Видимо, болела она давно, и женщина своими обрядовыми языческими средствами годами пыталась ее спасти, условно говоря, обращалась к жрецам и проч. — но толку, как мы видим, было мало. И тогда она приходит к Спасителю, протискиваясь через толпу: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Возвращаясь к нам, меняем план размышлений: у каждого есть свое жизненное пространство, в котором мы к Господу обращаемся. Сколько лет занимает эта наша молитва? У кого-то пять, у кого-то пятьдесят — часто бывает, мы просим безответно много лет. По евангельскому зачалу можно предположить, что хананеянка обращалась к жрецам в течение порядка тридцати лет. И что мы видим? Трагическую историю: женщина молит Господа как «последнюю инстанцию», а Он ей не отвечает — Он не отвечал ей ни слова.
У нас сразу возникает вопрос: Господь что, не слышит? Можно предположить, что шум, толпа, суета, в которой и правда можно не услышать. Но Он не просто человек, а Богочеловек, Он не может не слышать. Напротив: Он слышит все и слышит сразу. Значит, осознанно не обращает внимания на ее мольбу. Женщина просит снова и, по свидетельству учеников, не просто просит, а кричит так, что идти невозможно: И ученики Его, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами.
Женщина настолько потеряла терпение в своих прошениях, что переходит на крик, который означает, что все пределы пройдены, сил терпеть больше нет. Предельный вариант отчаяния от Божеского молчания.
А Он все так же идет сквозь толпу. Наконец, останавливается. Но дальнейшее еще хуже! Он останавливается, она приближается, и на ее прямое вопрошание о помощи, Он дает ей такую отповедь, что все уже окончательно сбиты с толку: Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Что в итоге получается? Мы дошли до крайней черты — Господь в ответ на молитву хананеянки сравнивает хананеев с собаками. Допустим, что к этому есть основания, поскольку из истории мы знаем: хананейский культ был очень жестким, даже зловещим — вплоть до жертвоприношения детей. Все злое было собрано в этом языческом культе. Как пишет исследователь Аким Олесницкий: «У камня, как у живого и оживляющего начала, хананеяне, мужчины и женщины, искали жизненной плодотворной силы, у его подножия зачинали и рождали детей, заранее посвящавшихся в жертву тому же камню, когда он охладевал и мертвел (образ безжизненного зимнего солнца) и сам нуждался в согревании его живой человеческой кровью». Однако мы знаем, что Христос, имея даже весомые резоны, остается Спасителем, заботящимся о любом человеке. И вот перед Ним хананеянка, человек! Как же Он мог оставить ее молитву безответной?
Вновь перенесем контекст евангельской истории на жизнь каждого из нас. Бывает, мы получаем подобные «отповеди», например, от крупного чиновника или своего начальника — и что тогда с нами происходит?.. У нас руки опускаются от обиды, боли и безысходности. Такая же реакция на безответную молитву и обращение к Богу как последнему прибежищу. И это часто случается в нашей повседневной жизни. Именно для того дано нам сегодняшнее Евангелии, чтобы мы хоть что-нибудь поняли в этой глубокой тайне нашего молитвенного обращения и кажущегося безразличного молчания Господа.
Есть две возможных реакции на безответность Бога. Первая: обозлиться. Большинство из нас реагирует именно так: озлобленно-обиженно. И ведь обида резонная, для нее есть все основания. Но есть и вторая возможность — несмотря на длительное прошение и отсутствие ответа среагировать иначе. Как та хананеянка — что с точки зрения контекста ее бытия совершенно непонятно. У язычницы, очень гордого априори человека — откуда такое смирение вдруг взялось? Непостижимо. Но она своим смирением выстрадала вечную жизнь.
Мы всегда оцениваем нашу молитву субъективно, изнутри собственного «я». Мы смотрим вверх, на небо, обращаясь к Богу, а теперь давайте попробуем уйти от субъективности и посмотреть на все с птичьего, так сказать, полета. Ведь мы весь небосвод заполняем собственными ценностями и представлениями о том, как должно быть! Думаем, что знаем, как лучше для нас, — а все остальное несправедливо.
Давайте задумаемся: как Господу удалось так кардинально преобразить эту хананейскую душу, сформированную в жестоком языческом культе без каких-либо представлений о нравственности? Ведь задача не из легких. Мы и по себе знаем: когда пытаемся хоть чуть-чуть измениться — не получается. Но на примере хананеянки видим, что совокупность любви и страдания, боли неразрешимых проблем и страха безысходности дает возможность родиться такому феномену покаяния, какой преклонил к ее молитве Господа. Мы видим акт смирения, незлобивости в самой отчаянной ситуации и, главное, бесконечного упорства. Ведь что самое ценное в ее смиренном высказывании? Она борется до конца.
У нас же бывает наоборот: просим-просим, не получаем просимого — и все, хватит, разворачиваемся и отступаем. Участница предлагаемого нам евангельского события этого не сделала. Получается, в нашей молитве не хватает последовательности и постоянства. И, конечно, бесконечной веры в то, что Господь нас слышит всегда. И если Он, как нам кажется, медлит или дает отрицательный ответ, Он все равно решит этот вопрос. Так или иначе, рано или поздно, но с наилучшим результатом для нас. Наше отчаяние в собственной молитве — показатель того, как мало мы верим. Да, мы маловеры, да, субъективны, да, часто отчаиваемся и думаем, что выхода нет. Но он есть — взять за пример эту хананеянку и соотнести ее просьбы с нашими, ее старание в молении с нашим. Вот она просит раз, два, уже кричит во весь голос — получает отрицательный, сугубо оскорбительный ответ и продолжает дальше верить! Все лучшее в жизни человечества свершается именно в таких случаях. Когда свою страсть, свой грех дожал до конца, и разверзаются небеса. Цена этому — вечная жизнь.
Задумаемся же о нашем опыте неотвеченной молитвы и о причинах этого. Да не смущается сердце наше, да будем всегда понимать и верить, что Господь рассудит, разберется, управит. Если Он молчит сейчас, значит, так нужно. Что все наши претензии стоят с точки зрения Божеского видения? Тема трудная, как и сам молитвенный подвиг. Помоги нам, Господи, чтобы у нас не было отчаяния, чтобы мы не отступали и верили до конца, чтобы мы могли вырабатывать в себе молитвенную веру, чтобы небеса разверзались от наших молитв, чтобы всегда была в нас вера, что Господь нас не оставит и к вечной жизни приобщит. Помоги нам, Господи. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы на МАЙ 2025 года | |||||
1 | четверг | Прп. Иоа́нна. Макси́мовской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | пятница | Прп. Иоа́нна Ветхопеще́рника. Блж. Матро́ны Московской | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
3 | суббота | Прп. Фео́дора Трихи́ны. Прп. Александра Ошеве́нского. Мч. младенца Гаврии́ла Белосто́кского. Прп. Иоаса́фа Метео́рского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Ианнуа́рия еп. и мч. Фео́дора. Правв. Марфы и Марии, сестер прав. Лазаря. Блгв. царицы Тамары | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
5 | поне-дельник | Прп. Фео́дора Сикео́та | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | вторник | Вмч. Гео́ргия. И́верской иконы Божией Матери. Мц. царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
7 | среда | Мч. Са́ввы Стратила́та. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
8 | четверг | Апостола и евангелиста Марка. Прп. Сильве́стра Обно́рского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
9 | пятница | Сщмч. Василия. Свт. Стефа́на. ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ ВОИНОВ | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
10 | суббота | Ап. и сщмч. Симео́на, сродника Господня. Прп. Стефа́на, игумена Печерского, еп. Влади́миро-Волы́нского | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
11 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Апп. от 70-ти Иа́сона и Сосипа́тра. Мчч. Да́ды, Макси́ма и Квинтилиа́на. Прав. Тави́фы. Перенесение мощей мч. Авраа́мия Бо́лгарского | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | поне-дельник | Девяти мучеников Кизических: Феогнида, Руфа, Антипатра, Феостиха, Артемы, Магна, Феодота, Фавмасия и Филимона | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.НИКОЛАЙ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | вторник | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
14 | среда | Преполове́ние Пятидесятницы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
15 | четверг | Блгвв. кнн. Российских Бори́са и Гле́ба, во Святом Крещении Рома́на и Дави́да | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
16 | пятница | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия, игумена Киево-Пече́рского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | суббота | Прмц. Пелаги́и, девы Тарси́йской | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
18 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряны́не. Мц. Ири́ны. Обре́тение мощей прп. Иа́кова Железнобо́ровского. Прмч. Ефре́ма Нового | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
19 | поне-дельник | Прав. И́ова Многострада́льного | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
20 | вторник | Воспоминание явления Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
21 | среда | Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
22 | четверг | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
23 | пятница | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | суббота | Равноапп. Мефо́дия и Кири́лла, учи́телей Слове́нских. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
25 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Прославление сщмч. Ермоге́на, патриарха Московского и всея Руси, чудотворца | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ВОСКРЕСЕНИЮ ХРИСТОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
26 | поне-дельник | Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
27 | вторник | Мч. Исидора. Блж. Исидора, Христа ради юродивого, Ростовского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
28 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
29 | четверг | Вознесе́ние Госпо́дне | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | пятница | Попразднство Вознесения. Ап. Андрони́ка и иже с ним. Прп. Евфроси́нии | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
31 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
помогает: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
1 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Попразднство Вознесения | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Обре́тение мощей свт. Алекси́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
3 | вторник | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Васили́ска. Мч. Иоа́нна-Влади́мира, кн. Сербского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
5 | четверг | Попразднство Вознесения. Третье обре́тение главы Иоанна Предтечи | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Блж. Ксе́нии Петербу́ргской | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ |