Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры, вновь нашему вниманию предлагается приточный рассказ о том, что понимается под словами «не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Не один век человечество слушает эту притчу и вопрос «что есть богатство?» уже набил оскомину, но никуда от этой темы мы не денемся – она актуальна для каждого из нас. Зарабатывание денег – бесконечный Сизифов труд, когда мы поднимаем, поднимаем «камень» труда в гору, а потом скатываемся назад, чтобы начать все заново. А не будем тащить камень – точно пропадем.
На первый взгляд эта притча проста – в ней порицается богач, который «богатеет в себя», и все тут. Но читая притчу вне контекста православия и всего нашего храмового мироустроения, ничего особенного мы в ней и не найдем. С учетом того, что современные поколения вообще мало читают и зачастую находятся вне глубоких культурных слоев, текст выглядит как бы отстраненным, поверхностным. Жил герой поживал, добра наживал: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле». Современным языком, дом, машина, дача, бизнес какой-никакой. Речь идет об обыкновенном деловом человеке, который успешно наладил свое хозяйство. На определенном этапе он видит результаты своего труда и понимает, что надо инвестировать дальше для дальнейшего приумножения: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое». Если вспомним другие притчи – о талантах, о виноградарях, о должнике, – там все понятно, там есть виновные. А здесь никакого криминала нет – мы можем только порадоваться за богача, потому что сами мечтаем о том же.
Но Христос разворачивает эту благополучную ситуацию в совершенно иную сторону. И мы с вами оказываемся на месте богатея – независимо от того, какие капиталы у нас на самом деле. Господь вскрывает неприглядную сторону вполне легитимного богатства и произносит страшное слово: «Безумец!» – тем самым разделяя чистую прагматику, прибыль ради прибыли, – и более возвышенное предназначение трудов человеческих. То же самое мы видим в тезисе о «дне субботнем», который означает, что материальное имеет место быть, но иногда жизненно необходимо отрываться от земли, которую мы вскапываем, и поднимать взгляд к небу.
Господь этим говорит подтекстно, что наше бытие – внешне даже очень благополучное и успешное – всегда имеет в себе некую угрозу. В качестве примера – наши взаимоотношения с молодым поколением. Очень часто – да что говорить! – практически всегда мы за ним не успеваем. Молодежь погрязает в прагматике, для нас неприемлемой и непонятной. Молодые рационализируются все больше и больше, а старшее поколение в силу опыта более обращено к вещам нематериальным – и происходит все больший разрыв между поколениями, хотя мы и сами стремимся к богатству.
Но в чем, собственно, ценность богатства? Например, у вас семь домов – и каждый по отдельности для вас обесценивается, потому что даже не во все комнаты успеете зайти за всю жизнь. Конечно, весомый аргумент в погоне за богатством – дети. Действительно, ради них стоит жить, работать, зарабатывать. Только через ближних своих человек может приблизиться ко Христу. Если ты никому не помог, никого не поддержал – это не про Господа, это не про Распятие и Крест.
Другой аспект. Если в течение длительного времени мы делаем приятное для себя – например, едим, пьем и веселимся – как скоро наступит пресыщение? Как в том известном фильме: «Опять черная икра?! Дай хоть хлеба!» Когда наступает пресыщение, приходит Господь. Человечество обращено к постоянному вскапыванию и удобрению почвы, к постоянному сбору «урожая», чтобы прокормить себя и своих детей. Но рано или поздно человек понимает, что в этой суете теряет что-то важное – и тогда Господь поднимает нас от земли, чтобы мы обратились к вечности, к более высоким потребностям, нежели «есть, пить и веселиться».
Почему мы так часто бываем недовольны своими жизненными условиями? Потому что душа каждого из нас устремлена к небу, а в материальном мире ей некомфортно, неустроенно. Когда душа оказывается здесь, ей все время чего-то недостает. Потому что там много богаче, там много глубже, много радостнее и много осмысленнее. Оголтелая прагматизация и рационализация вырождает человека. Обратите внимание, у современных людей – бесконечные депрессии, уныния, недовольства всем, отсутствие смысла жизни, постоянные духовные кризисы.
Поэтому в этой притче обеспокоенный будущим всего человечества и каждого конкретного человека Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Иными словами: «Ты не понимаешь, что делаешь. Это хорошо для тебя не кончится, потому что подлинное твое Отечество – там, на небе». На земле мы всегда будем не удовлетворены, сколько бы ни имели.
Предлагаю вновь и вновь вслушаться в святые слова Спасителя из сегодняшней притчи и вновь попросить Бога, чтобы он открыл перед нами написанное. Чтобы мы осознали, как и для чего трудились в этот день, чему было посвящено наше сердце. Если только материальному – значит, мы «не в Бога богатели». Помоги нам, Господи, приобретать не только земные, но и духовные, небесные богатства. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2023 года | |||||
1 | пятница | Мчч. Платона и Романа | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
2 | суббота | Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
3 | воскре-сенье | Неделя 26-я по Пятидесятнице. Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория Декаполита. Свт. Прокла, архиеп. Константинопольского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
4 | поне-дельник | Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
5 | вторник | Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр, д.Николай | |||
6 | среда | Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского | Литургия | 08-00 | иер.Александр, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
7 | четверг | Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
8 | пятница | Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
9 | суббота | Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
10 | воскре-сенье | Неделя 27-я по Пятидесятнице. Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение» | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист «Зна́мению» | 17-00 | прот.Олег | |||
11 | поне-дельник | Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха | Литургия | 08-00 | прот.Олег, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий, д.Николай | |||
12 | вторник | Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай, д.Николай | |||
13 | среда | Апостола Андрея Первозва́нного | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
14 | четверг | Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
15 | пятница | Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
16 | суббота | Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Иоанн | |||||
17 | воскре-сенье | Неделя 28-я по Пятидесятнице. Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́. Свт. Геннадия, архиеп. Новгородского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий прот.Георгий, иер.Иоанн |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Иоанн |
|||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.Николай | |||
18 | поне-дельник | Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского | Литургия | 08-00 | иер.Николай, д.Николай |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
19 | вторник | Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
20 | среда | Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
21 | четверг | Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
22 | пятница | Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
23 | суббота | Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
иер.Иоанн, иер.Алексий | |||||
24 | воскре-сенье | Неделя 29-я по Пятидесятнице, святых праотец. Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий иер.Иоанн, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай иер.Иоанн, иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист свт. Спиридону | 17-00 | иер.Иоанн | |||
25 | поне-дельник | Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн, д.Николай | |||
26 | вторник | Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий, д.Николай | |||
27 | среда | Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними | Литургия | 08-00 | иер.Алексий, д.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
28 | четверг | Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
29 | пятница | Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
30 | суббота | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь | 18-00 | Весь причт | |||
прот.Георгий, иер.Алексий | |||||
31 | воскре-сенье | Неделя 30-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн прот.Георгий, иер.Алексий |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин, д.Николай прот.Георгий, иер.Алексий |
|||
Новогодний молебен | 17-00 | прот.Валентин |