Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры, вновь нашему вниманию предлагается приточный рассказ о том, что понимается под словами «не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Не один век человечество слушает эту притчу и вопрос «что есть богатство?» уже набил оскомину, но никуда от этой темы мы не денемся – она актуальна для каждого из нас. Зарабатывание денег – бесконечный Сизифов труд, когда мы поднимаем, поднимаем «камень» труда в гору, а потом скатываемся назад, чтобы начать все заново. А не будем тащить камень – точно пропадем.
На первый взгляд эта притча проста – в ней порицается богач, который «богатеет в себя», и все тут. Но читая притчу вне контекста православия и всего нашего храмового мироустроения, ничего особенного мы в ней и не найдем. С учетом того, что современные поколения вообще мало читают и зачастую находятся вне глубоких культурных слоев, текст выглядит как бы отстраненным, поверхностным. Жил герой поживал, добра наживал: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле». Современным языком, дом, машина, дача, бизнес какой-никакой. Речь идет об обыкновенном деловом человеке, который успешно наладил свое хозяйство. На определенном этапе он видит результаты своего труда и понимает, что надо инвестировать дальше для дальнейшего приумножения: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое». Если вспомним другие притчи – о талантах, о виноградарях, о должнике, – там все понятно, там есть виновные. А здесь никакого криминала нет – мы можем только порадоваться за богача, потому что сами мечтаем о том же.
Но Христос разворачивает эту благополучную ситуацию в совершенно иную сторону. И мы с вами оказываемся на месте богатея – независимо от того, какие капиталы у нас на самом деле. Господь вскрывает неприглядную сторону вполне легитимного богатства и произносит страшное слово: «Безумец!» – тем самым разделяя чистую прагматику, прибыль ради прибыли, – и более возвышенное предназначение трудов человеческих. То же самое мы видим в тезисе о «дне субботнем», который означает, что материальное имеет место быть, но иногда жизненно необходимо отрываться от земли, которую мы вскапываем, и поднимать взгляд к небу.
Господь этим говорит подтекстно, что наше бытие – внешне даже очень благополучное и успешное – всегда имеет в себе некую угрозу. В качестве примера – наши взаимоотношения с молодым поколением. Очень часто – да что говорить! – практически всегда мы за ним не успеваем. Молодежь погрязает в прагматике, для нас неприемлемой и непонятной. Молодые рационализируются все больше и больше, а старшее поколение в силу опыта более обращено к вещам нематериальным – и происходит все больший разрыв между поколениями, хотя мы и сами стремимся к богатству.
Но в чем, собственно, ценность богатства? Например, у вас семь домов – и каждый по отдельности для вас обесценивается, потому что даже не во все комнаты успеете зайти за всю жизнь. Конечно, весомый аргумент в погоне за богатством – дети. Действительно, ради них стоит жить, работать, зарабатывать. Только через ближних своих человек может приблизиться ко Христу. Если ты никому не помог, никого не поддержал – это не про Господа, это не про Распятие и Крест.
Другой аспект. Если в течение длительного времени мы делаем приятное для себя – например, едим, пьем и веселимся – как скоро наступит пресыщение? Как в том известном фильме: «Опять черная икра?! Дай хоть хлеба!» Когда наступает пресыщение, приходит Господь. Человечество обращено к постоянному вскапыванию и удобрению почвы, к постоянному сбору «урожая», чтобы прокормить себя и своих детей. Но рано или поздно человек понимает, что в этой суете теряет что-то важное – и тогда Господь поднимает нас от земли, чтобы мы обратились к вечности, к более высоким потребностям, нежели «есть, пить и веселиться».
Почему мы так часто бываем недовольны своими жизненными условиями? Потому что душа каждого из нас устремлена к небу, а в материальном мире ей некомфортно, неустроенно. Когда душа оказывается здесь, ей все время чего-то недостает. Потому что там много богаче, там много глубже, много радостнее и много осмысленнее. Оголтелая прагматизация и рационализация вырождает человека. Обратите внимание, у современных людей – бесконечные депрессии, уныния, недовольства всем, отсутствие смысла жизни, постоянные духовные кризисы.
Поэтому в этой притче обеспокоенный будущим всего человечества и каждого конкретного человека Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Иными словами: «Ты не понимаешь, что делаешь. Это хорошо для тебя не кончится, потому что подлинное твое Отечество – там, на небе». На земле мы всегда будем не удовлетворены, сколько бы ни имели.
Предлагаю вновь и вновь вслушаться в святые слова Спасителя из сегодняшней притчи и вновь попросить Бога, чтобы он открыл перед нами написанное. Чтобы мы осознали, как и для чего трудились в этот день, чему было посвящено наше сердце. Если только материальному – значит, мы «не в Бога богатели». Помоги нам, Господи, приобретать не только земные, но и духовные, небесные богатства. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2024 года | |||||
1 | вторник | Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | среда | Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
3 | четверг | Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
4 | пятница | Отдание праздника Воздвижения Животворящего Креста Господня | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
5 | суббота | Ап. от 70-ти Кодрата. Сщмч. Фоки. Прор. Ионы. Прп. Ионы пресвитера | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
6 | воскре-сенье | Неделя 15-я по Пятидесятнице. Зача́тие честного, славного Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Прп. Сергию | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | поне-дельник | Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра. Прмч. Галактиона | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
8 | вторник | Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
9 | среда | Апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
10 | четверг | Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
11 | пятница | Прп. Харито́на Исповедника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
12 | суббота | Прп. Кириа́ка отшельника | Литургия пом. |
08-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
13 | воскре-сенье | Неделя 16-я по Пятидесятнице. Свт. Михаи́ла. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение 18-00 | НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
||||
14 | поне-дельник | Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН, ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
|||
Исповедь: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
15 | вторник | Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны. Прп. Кассиана. Блгв. кн. Анны | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
16 | среда | Сщмч. Дионисия Ареопагита. Прп. Дионисия, затворника | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
17 | четверг | Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | пятница | Святителей Московских | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | суббота | Апостола Фомы́ | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
20 | воскре-сенье | Неделя 17-я по Пятидесятнице. Мчч. Се́ргия и Ва́кха | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист Покрову | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
21 | поне-дельник | Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
22 | вторник | Ап. Иа́кова Алфе́ева. Прпп. Андрони́ка и Афана́сии | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
23 | среда | Прп. Амвро́сия О́птинского. Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и |
Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
24 | четверг | Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
25 | пятница | Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Полиелей | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
26 | суббота | Иверской иконы Божией Матери. Мчч. Карпа, Папилы | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
27 | воскре-сенье | Неделя 18-я по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я | Литургия | 07-00 | иер.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
28 | поне-дельник | Прп. Евфи́мия. Прмч. Лукиа́на | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
29 | вторник | Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | среда | Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | четверг | Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
1 | пятница | Прор. Иоиля. Мч. Уара. Прп. Иоанна Рыльского | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Парастас | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
2 | суббота | ДИМИТРИЕВСКАЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ |