Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Братья и сестры, вновь нашему вниманию предлагается приточный рассказ о том, что понимается под словами «не в Бога богатеет» (Лк. 12:16-21). Не один век человечество слушает эту притчу и вопрос «что есть богатство?» уже набил оскомину, но никуда от этой темы мы не денемся – она актуальна для каждого из нас. Зарабатывание денег – бесконечный Сизифов труд, когда мы поднимаем, поднимаем «камень» труда в гору, а потом скатываемся назад, чтобы начать все заново. А не будем тащить камень – точно пропадем.
На первый взгляд эта притча проста – в ней порицается богач, который «богатеет в себя», и все тут. Но читая притчу вне контекста православия и всего нашего храмового мироустроения, ничего особенного мы в ней и не найдем. С учетом того, что современные поколения вообще мало читают и зачастую находятся вне глубоких культурных слоев, текст выглядит как бы отстраненным, поверхностным. Жил герой поживал, добра наживал: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле». Современным языком, дом, машина, дача, бизнес какой-никакой. Речь идет об обыкновенном деловом человеке, который успешно наладил свое хозяйство. На определенном этапе он видит результаты своего труда и понимает, что надо инвестировать дальше для дальнейшего приумножения: «сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое». Если вспомним другие притчи – о талантах, о виноградарях, о должнике, – там все понятно, там есть виновные. А здесь никакого криминала нет – мы можем только порадоваться за богача, потому что сами мечтаем о том же.
Но Христос разворачивает эту благополучную ситуацию в совершенно иную сторону. И мы с вами оказываемся на месте богатея – независимо от того, какие капиталы у нас на самом деле. Господь вскрывает неприглядную сторону вполне легитимного богатства и произносит страшное слово: «Безумец!» – тем самым разделяя чистую прагматику, прибыль ради прибыли, – и более возвышенное предназначение трудов человеческих. То же самое мы видим в тезисе о «дне субботнем», который означает, что материальное имеет место быть, но иногда жизненно необходимо отрываться от земли, которую мы вскапываем, и поднимать взгляд к небу.
Господь этим говорит подтекстно, что наше бытие – внешне даже очень благополучное и успешное – всегда имеет в себе некую угрозу. В качестве примера – наши взаимоотношения с молодым поколением. Очень часто – да что говорить! – практически всегда мы за ним не успеваем. Молодежь погрязает в прагматике, для нас неприемлемой и непонятной. Молодые рационализируются все больше и больше, а старшее поколение в силу опыта более обращено к вещам нематериальным – и происходит все больший разрыв между поколениями, хотя мы и сами стремимся к богатству.
Но в чем, собственно, ценность богатства? Например, у вас семь домов – и каждый по отдельности для вас обесценивается, потому что даже не во все комнаты успеете зайти за всю жизнь. Конечно, весомый аргумент в погоне за богатством – дети. Действительно, ради них стоит жить, работать, зарабатывать. Только через ближних своих человек может приблизиться ко Христу. Если ты никому не помог, никого не поддержал – это не про Господа, это не про Распятие и Крест.
Другой аспект. Если в течение длительного времени мы делаем приятное для себя – например, едим, пьем и веселимся – как скоро наступит пресыщение? Как в том известном фильме: «Опять черная икра?! Дай хоть хлеба!» Когда наступает пресыщение, приходит Господь. Человечество обращено к постоянному вскапыванию и удобрению почвы, к постоянному сбору «урожая», чтобы прокормить себя и своих детей. Но рано или поздно человек понимает, что в этой суете теряет что-то важное – и тогда Господь поднимает нас от земли, чтобы мы обратились к вечности, к более высоким потребностям, нежели «есть, пить и веселиться».
Почему мы так часто бываем недовольны своими жизненными условиями? Потому что душа каждого из нас устремлена к небу, а в материальном мире ей некомфортно, неустроенно. Когда душа оказывается здесь, ей все время чего-то недостает. Потому что там много богаче, там много глубже, много радостнее и много осмысленнее. Оголтелая прагматизация и рационализация вырождает человека. Обратите внимание, у современных людей – бесконечные депрессии, уныния, недовольства всем, отсутствие смысла жизни, постоянные духовные кризисы.
Поэтому в этой притче обеспокоенный будущим всего человечества и каждого конкретного человека Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» Иными словами: «Ты не понимаешь, что делаешь. Это хорошо для тебя не кончится, потому что подлинное твое Отечество – там, на небе». На земле мы всегда будем не удовлетворены, сколько бы ни имели.
Предлагаю вновь и вновь вслушаться в святые слова Спасителя из сегодняшней притчи и вновь попросить Бога, чтобы он открыл перед нами написанное. Чтобы мы осознали, как и для чего трудились в этот день, чему было посвящено наше сердце. Если только материальному – значит, мы «не в Бога богатели». Помоги нам, Господи, приобретать не только земные, но и духовные, небесные богатства. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, МАРТ 2025 года | |||||
1 | суббота | Суббота сырная. Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. ЧИН ПРОЩЕНИЯ | 17-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | поне-дельник | Седмица 1-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | вторник | Вторник 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
5 | среда | Среда 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
6 | четверг | Четверг 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Великое повечерие. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
7 | пятница | Пятница 1-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Утреня. ОБЩАЯ ИСПОВЕДЬ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
8 | суббота | Суббота 1-й седмицы Великомученика Фео́дора ТИ́РОНА |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
9 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 1-я Великого поста ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | поне-дельник | Седмица 2-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
11 | вторник | Вторник 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 10-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
12 | среда | Среда 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
13 | четверг | Четверг 2-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
14 | пятница | Пятница 2-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
15 | суббота | Суббота 2-й седмицы РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
16 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 2-я Великого поста СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ ПАЛА́МЫ |
Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
17 | поне-дельник | Понедельник 3-й седмицы Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
18 | вторник | Вторник 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
19 | среда | Среда 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
20 | четверг | Четверг 3-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
21 | пятница | Пятница 3-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
22 | суббота | Суббота 3-й седмицы СВЯТЫХ СОРОКА́ МУЧЕНИКОВ, в Севасти́йском е́зере мучившихся |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
23 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 3-я Великого поста КРЕСТОПОКЛОННАЯ |
Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
24 | поне-дельник | Седмица 4-я Великого поста, Крестопоклонная | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
25 | вторник | Вторник 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
26 | среда | Среда 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
27 | четверг | Четверг 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Вечерня | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
СОБОРОВАНИЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
28 | пятница | Пятница 4-й седмицы Великого поста, Крестопоклонной | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
ПАРАСТАС | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
29 | суббота | Суббота 4-й седмицы, Крестопоклонной РОДИ́ТЕЛЬСКАЯ СУББО́ТА Поминовение усопших |
Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 4-я Великого поста ПРЕПОДОБНОГО ИОА́ННА ЛЕ́СТВИЧНИКА |
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Вечерня. Акафист СТРАСТЯМ ХРИСТОВЫМ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
31 | поне-дельник | Седмица 5-я Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
1 | вторник | Вторник 5-й седмицы Великого поста | Часы. Вечерня | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
2 | среда | Среда 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Утреня. ВЕЛИКИЙ КАНОН | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
3 | четверг | Четверг 5-й седмицы Великого поста ЧЕТВЕРТО́К ВЕЛИКОГО КАНОНА |
Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.ИОАНН |
Утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
4 | пятница | Пятница 5-й седмицы Великого поста | Часы. Литургия Преждеосвящ. Даров | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Утреня. Акафист ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
5 | суббота | Суббота 5-й седмицы. Суббота Акафиста. ПОХВАЛА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ | Литургия | 08-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
пом.: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН |