Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице. О хождении по водам

Проповедь на Неделю 9-ю по Пятидесятнице. О хождении по водам

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с не меньшой силою.  

Но сегодня я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли и давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это порой оголтелое суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, прикровенный, в нем необходимо разбираться.

Наша вера крепится упованием на Бога — это фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть сомнения. Это нормально, их не может не быть, потому что это признак ищущего человека: познавательное свойство нашей природы — всегда задавать вопросы и не всегда получать вразумительные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее сознание — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — нормальное состояние. Может быть, существует исключение для избранников Божьих, но их мало. Основная масса — мы с вами, грешные.

Однако эти колебания все равно необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный парус, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс» как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример ерисианство, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестоя мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие свои взгляды они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!» — но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Кресту, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.

К чему я это говорю? К тому, чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно чтение второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти его сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во Спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?» Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!». И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный: трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»

Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде? Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана (они и мне свойственны): а вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас здесь стоящих сейчас поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки задрожат и кошки на сердце заскребут, если мы будем честны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень в этом слове – «вера») рушится. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И если вниз, то сначала идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.

Что происходит с Петром? Он не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов — это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит.  И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент  упование на Бога ставится под сомнение. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в нашем мироздании есть один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «пасует». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все,  чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Господь-то и не помогает совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет.  Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализации переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.

Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, чего не надо делать.  Чего не надо бояться. Главное — не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор движения к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.

 



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
 
29 вторник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Перенесение Нерукотворе́нного О́браза (Убру́са) Господа Иисуса Христа Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
30 среда Попразднство Успения. Мч. Мирона Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
31 четверг Попразднство Успения. Мчч. Фло́ра и Ла́вра Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, сентябрь 2023 года
1 пятница Попразднство Успения. Мч. Андрея и иже с ним. Донской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
2 суббота Попразднство Успения. Прор. Самуила. Свт. Иоанна Суздальского. Свт. Феодора Суздальского Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
3 воскре-сенье Неделя 13-я по Пятидесятнице. Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Ап. от 70-ти Фадде́я. Мц. Ва́ссы. Прп. Аврамия Смоленского. Прп. Корнилия Палеостровского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Валентин
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 иер.Николай
4 поне-дельник Попразднство Успения Пресвятой Богородицы. Мчч. Агафоника и Лу́ппа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
5 вторник Отдание праздника Успения Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
6 среда Свт. Петра. Сщмч. Евтиха. Прп. Арсения Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 четверг Ап. Варфоломея. Ап. от 70-ти Тита, еп. Критского Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Полиелей 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 пятница Мчч. Адриа́на и Ната́лии. Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
9 суббота Прп. Пи́мена Великого. Прп. сщмч. Ку́кши, ученика его прмч. Никона и прп. Пимена постника, Печерских, в Ближних пещерах Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
прот.Георгий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
10 воскре-сенье Неделя 14-я по Пятидесятнице. Прп. Моисе́я Му́рина. Собор прпп. отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих. Прп. Са́ввы Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение 17-00 прот.Валентин, д.Николай
11 поне-дельник Усекновение главы́ Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
12 вторник Блгвв. вел. кнн. Александра и Даниила Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
13 среда Положение честно́го пояса Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
14 четверг Начало инди́кта — церковное новолетие. Прп. Симео́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
15 пятница Мч. Ма́манта. Прп. Иоа́нна. Прпп. Антония и Феодосия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
16 суббота Сщмч. Анфи́ма. Прп. Феокти́ста. Блж. Иоанна Милостивого Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
17 воскре-сенье Неделя 15-я по Пятидесятнице. Сщмч. Вави́лы. Прор. Богови́дца Моисе́я. Свт. Иоасафа. Перенесение мощей блгвв. кн. Петра и кн. Февронии, Муромских чудотворцев Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Александр
18 поне-дельник Прор. Захарии и прав. Елисаветы Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
19 вторник Воспоминание чуда Архистрати́га Михаи́ла Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
20 среда Предпразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мч. Созо́нта. Свт. Иоа́нна Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
21 четверг Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
22 пятница Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Правв. Богооте́ц Иоаки́ма и А́нны Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
23 суббота Суббота пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Мц. Минодоры и иже с нею Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
24 воскре-сенье Неделя 16-я по Пятидесятнице, пред Воздвижением. Попразднство Рождества Пресвятой Богородицы. Прп. Силуана Афонского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий
25 поне-дельник Отдание праздника Рождества Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
26 вторник Память обновления храма Воскресения. Предпразднство Воздвижения  Креста Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
27 среда Всемирное Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
28 четверг Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Ники́ты Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
29 пятница Попразднство Воздвижения Креста. Вмц. Евфи́мии Литургия 08-00 иер.Иоанн
Полиелей 18-00 прот.Валентин
30 суббота Попразднство. Мцц. Ве́ры, Наде́жды, Любо́ви и матери их Софи́и Литургия
пом.:
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
1 воскре-сенье Неделя 17-я по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евмения. Прп. Евфросинии. Прп. Илариона Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн, иер.Алексий
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.