Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, вновь сегодня воскресный день нашего недельного цикла, когда мы собираемся в храме у престола Божия и молимся, давая труд размышления своему сердцу и разуму. Вновь звучит Евангельское зачало о том, как Господь идет по воде и протягивает руку тонущему апостолу Петру. Очень яркая картина предстает перед нашими глазами: здесь происходит несомненное чудо, даже более сильное по восприятию человеческой психикой, чем, например, исцеление бесноватого. Что при этом чувствовали сами апостолы — и передать невозможно: ночь, ветер, утлая лодчонка... Может быть, ничего фатально угрожающего там и не происходило, но все-таки даже сильные взрослые мужчины тогда справлялись со стихией с трудом и впечатление, которое произвел на них (и на нас с вами, слушающих об этом) Христос, осталось в человеческих сердцах и передается через века с не меньшой силою.
Но сегодня я хотел с вами поговорить не о чудесах Господних, а о вере и нашем суеверном сознании. Мы не раз об этом размышляли и давайте честно признаемся — нет ни одного человека, который был бы совсем лишен суеверий. Часто в нашу веру заползают сомнения, корежат нашу душу, со временем становясь все вульгарнее и немыслимее. Откуда берется в нас это порой оголтелое суеверие и беспробудное язычество? Где его истоки? Это вопрос тонкий, прикровенный, в нем необходимо разбираться.
Наша вера крепится упованием на Бога — это фундамент всего и всех. Но при этом у всех стоящих сейчас в храме есть сомнения. Это нормально, их не может не быть, потому что это признак ищущего человека: познавательное свойство нашей природы — всегда задавать вопросы и не всегда получать вразумительные ответы. Чем более примитивно сознание — тем меньше сомнений и проблем. Чем острее сознание — тем больше у него вопросов. Это как с детьми. Если подросток ни в чем не перечит родителям, то значит он или «маменькин сынок», как говорят, или отстает в развитии. (Если ребенок, наоборот, со всем спорит, неразумные родители начинают с этим воевать, противоборствовать, а это абсолютно бесполезно, потому что пройдет время, и ребенок, если его поддержать, упокоится, переведя свои сомнения в созидающие действия). Сомнения — нормальное состояние. Может быть, существует исключение для избранников Божьих, но их мало. Основная масса — мы с вами, грешные.
Однако эти колебания все равно необходимо уравновешивать, разрешать, чтобы не быть сметенным погибельной бурей сомнений. Надо этим «ветром» пользоваться, ставя паруса правильно. В древности у моряков был так называемый галс — дополнительный парус, который позволяет идти практически против ветра. Хотелось бы, чтобы у нас этот «галс» как некая мера, как инструмент, был всегда под рукой. Это сложно, потому что сама логика наших сомнений бывает обоснованной. Шаг за шагом, звено за звеном — и ты уже отошел от веры в сторону. Всегда привожу в пример ерисианство, которое процветало в эпоху Великих Соборов. Иногда на Ария и Нестоя мы смотрим пренебрежительно, а ведь они были потрясающими логиками, людьми колоссального интеллекта, максимального напряжения разума. Многие свои взгляды они отстаивали продуманно и глубоко. Было бы легко отмахнуться от них и сказать: «Это ерунда! Пустое!» — но нет, так не получится. Мы имеем прецедент, когда верующие люди, стремящиеся ко Кресту, фатально заблуждались, но заблуждались логично и обоснованно.
К чему я это говорю? К тому, чтобы показать сложность, тонкость вопроса сомнений в вере, когда человек верует в Бога, но начинает допускать некоторые отклонения. Здесь мы можем перейти непосредственно к тексту сегодняшнего Евангелия. История с Петром, которую мы сейчас слушали, интересна не только чудом — он же все-таки, как и Господь, по воде прошел — нам интересно чтение второй частью, когда Петр стал тонуть. Человечество должно быть благодарно ему за эти его сомнения, удивления, потрясения, потому что его пример — нам во Спасение. Смотрите, какая там была ситуация. Бурное озеро, у апостолов паника, которая сменяется то полным восторгом, то непониманием, то гордостью. И вот Петр в момент абсолютного пафоса и твердости веры, в порыве говорит: «Пойду к Тебе!» И действительно поначалу идет! Но вдруг начинает тонуть. Логичный вопрос: почему? Это мы понимаем из слов Христа: «Почто усумнелся еси?» Вот причина — стал сомневаться. Но почему все же он испугался? Один проповедник прошлого века по этому поводу говорил следующее: «Он увидел Христа в буре!». И здесь двойной смысл. Действительно, ветер, волны, природное нестроение — это прямой смысл. А переносный: трагические обстоятельства, мировые катаклизмы, когда у нас возникает ощущение: «А вдруг Он не поможет?!»
Но что значит «не поможет», если Сам Он идет по воде? Он же все может! Но тут возникают сомнения другого плана (они и мне свойственны): а вдруг Господь любит меня меньше, чем других? И, собственно, правильно, за что меня любить? Да не за что. Вот кто из вас здесь стоящих сейчас поднимет руку и скажет, что его действительно есть за что любить? Никто. У всех у нас коленки задрожат и кошки на сердце заскребут, если мы будем честны по отношению к себе. Нас любить не за что. И святые отцы об этом много говорили. Недостойны по существу — вполне резонный приговор. Это одно из искушений, которое очень даже на нас действует. И вот сердце начинает сжиматься, трепетать и вся уверенность (корень в этом слове – «вера») рушится. Это как по канату: ты либо поднимаешься, либо спускаешься, держаться в промежуточном состоянии можно лишь считанные секунды. Также и с духовной жизнью: либо вверх, либо вниз. И если вниз, то сначала идет медленное сползание, а потом происходит стремительное обрушение.
Что происходит с Петром? Он не видел, что Христос всемогущ? Видел, конечно. Но усомнился в себе. Усомнился не в Нем, а в себе, ведь поверить в то, что Господь может любить тебя со всей бездной твоих грехов — это абсурд из абсурдов. Но в тоже время это происходит. И вот, братья и сестры, у нас с вами получается, что в какой-то момент упование на Бога ставится под сомнение. И ведь такие прецеденты существуют! При всем всемогуществе Бога, в нашем мироздании есть один объект, перед которым Он как бы (ставим кавычки) «пасует». Это, собственно, мы с вами. Как бы, наверное, хотелось Господу переделать все, чтобы мы были безгрешны и чтобы на земле процветало общество счастливых людей. Однако Он этого не делает. Почему? Потому что есть граница, которую Сам Господь поставил в нашем сердце: хочешь чудить — чуди. Это твой свободный выбор. И, кажется, что Господь «не всемогущ». А раз есть такая червоточина, почему бы ее не распространить дальше. Мне как-то давно-давно, когда я еще только начинал служить, старушка-алтарница в сердцах сказала: «Господь-то и не помогает совсем!» Прямо из нутра, от души сказала — и никакого тут мудрствования, а исключительно житейский опыт. У нее укрепилась в сознании мысль, что в каких-то вещах Господь не помогает. И здесь возникает очень опасный момент формализации, когда духовная жизнь заменяется количеством прочитанных акафистов, молитв, паломнических поездок, навязанных поясков «Живый в помощи» и так далее и тому подобное, в надежде, что именно это гарантированно поможет. Что там причастие?! Что там наше духовное напряжение? Сто земных поклонов — и Господь мне должен все исполнить. Просто обязан мне сделать хорошо! Такая формализации переходит уже на совершенно чуждое поле суеверия.
Я обрисовал картину нашей суетной (то есть пустой) веры на примере апостола Петра, который тогда усомнился. А ведь перед ним был живой Христос — и он при этом засомневался. Сейчас Петр как бы транслирует, проповедует, взывает к нам о том, чего не надо делать. Чего не надо бояться. Главное — не надо принимать неудачи и трагедии за основополагающие вещи, приходить в отчаяние и уныние. Как себя держать и не сваливаться в дремучее суеверие? Для этого необходима внутренняя мудрость, когда ты прислушиваешься и выбираешь правильный вектор движения к Богу. Искушения нас задавливают, окружают, но давайте молиться сегодня и просить Господа, чтобы Он, как бы нам не было трудно, помог и протянул руку. Без Его помощи мы ни с чем не справимся. Но при этом и наши усилия много значат, они необходимы. Помоги нам, Господи, прикладывать их побольше. Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года | |||||
28 | суббота | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
29 | воскре-сенье | Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Покрову |
17-00 | иер.Иоанн | |||
30 | поне-дельник | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
31 | вторник | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда | Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг | Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
3 | пятница | Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
4 | суббота | Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
5 | воскре-сенье | Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист блж. Ксении |
17-00 | иер.Николай | |||
6 | поне-дельник | Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
7 | вторник | Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
8 | среда | Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | четверг | Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
10 | пятница | Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
11 | суббота | Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца | Литургия пом. |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
12 | воскре-сенье | Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Прп. Сергию |
17-00 | прот.Олег | |||
13 | поне-дельник | Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
14 | вторник | Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
15 | среда | Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
16 | четверг | Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
17 | пятница | Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
18 | суббота | Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии Поминовение усопших |
Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
19 | воскре-сенье | Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня Акафист Спасителю |
17-00 | прот.Георгий | |||
20 | понед-к Сырный | Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
21 | вторник Сырный | Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
22 | среда Сырная | Мч. Никифора | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Николай |
Утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | четверг Сырный | Сщмч. Харала́мпия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
24 | пятница Сырная | Сщмч. Вла́сия | Часы, вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Полиелей | 18-00 | иер.Алексий | |||
25 | суббота Сырная | Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
26 | воскре-сенье | Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня. Чин прощения | 17-00 | Весь причт | |||
27 | понед-к 1 седмицы |
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Валентин | |||
28 | вторник 1 седмицы |
Ап. от 70-ти Они́сима | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | прот.Георгий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | прот.Георгий | |||
1 | среда 1 седмицы |
Мчч. Памфила и иже с ним | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | иер.Иоанн |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Иоанн | |||
2 | четверг 1 седмицы |
Вмч. Феодора Тирона. Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца | Утреня. Часы. Вечерня | 08-00 | иер.Алексий |
Великое повечерие. Великий Канон | 18-00 | иер.Алексий | |||
3 | пятница 1 седмицы |
Свт. Льва, папы Римского. Прп. Космы Яхромского | Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров | 08-00 | прот.Валентин |
Утреня Общая исповедь |
18-00 | Весь причт |