Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня у нас очередная неделя подготовки к Великому посту – о мытаре и фарисее. Как и каждый год в эти дни приходится напоминать нам о том, что подготовительные недели имеют бездну смысла, выверенного Церковью, и по содержательному накалу не уступают Великому посту, а в каких-то изобразительных, иллюстративных моментах даже превосходят его.
Итак, в притче о мытаре и фарисее, которую мы слышали сегодня в Евангельском зачале, много аспектов, но сегодня хотелось бы особо обратить ваше внимание на одно явление, точнее, вопрос, который за многолетнюю пастырскую практику мне время от времени задают на исповедях и в беседах. Вопрос этот действительно важный. Особенно часто возникает он у людей с пытливым умом и обостренным чувством справедливости и заключается он в помощи Божией и Его реальном присутствии в его жизни. Меня спрашивают: «Вот я на определенном этапе жизни пришла к Богу, стараюсь быть с ним, молиться, ходить в церковь, соблюдать посты, посильно трудиться, часто изнемогая. Но почему не получаю Его помощи? Приходит мысль, что Он не очень помогает в делах моих, жизнь становится все сложнее. Как это понять? Казалось, если пришла к Богу, то должен облегчить жизнь. А рядом — люди, у которых и мыслей о Боге не возникает, а живут они гораздо лучше меня. Почему же такой странный итог?».
И правда, когда мы вдаемся в прагматику жизни, смотрим на людей в храме, видим, что они в большинстве своем не богатые, не устроенные, уставшие от невзгод и перипетий — и выглядят не очень выгодно по сравнению с теми, кто за церковной оградой. Может сложиться навязчивое впечатление, что без Бога живется лучше, комфортнее, сытнее. Мы ведь прекрасно понимаем, что у многих из стоящих здесь зарплаты невысокие, и квартиры меньше, и машины старше, и дачи не у всех. Характерная картина, которую я вам описал, дестабилизирует пытливый ум, который инстинктивно взыскует справедливости. И вопрос, о котором мы говорим, возникает то и дело и требует ответа. Сегодняшняя притча о мытаре и фарисее — и есть нам ответ.
Прежде чем обратим взор к притче, хочу напомнить, что когда-то Сам Спаситель уже отвечал на этот вопрос. У евангелистов Матфея, Луки и Марка практически одинаково рассказывается о том, как апостол Петр спросил Христа: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Видите? Вопрос, который терзает нас сейчас, столько веков назад прозвучал от тех, кто был рядом с Ним Самим. Еще одну сцену напомню — какие дебаты и прения устроили ученики по поводу того, кто сядет по левую сторону, кто по правую от Спасителя! То есть, кто будет ближе, кому будет «лучше».
Господь и в одном, и в другом случае дает удивительный ответ, который совсем не радостен для нашего прагматического ума: …в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах (Мф. 19, 28) То есть, другими словами, Он сказал им: «Здесь не надейтесь вообще ни на что». Только в другом мире, в ином измерении, когда умрешь — тогда и получишь. А здесь «ловить» нечего. В другом месте Он говорит им: «не хотите ли и вы отойти?» И в лице Петра они ответили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни… (Ин. 6, 68).
Но это апостолы. С ними всё понятно. Они — высота, и Господь им говорит о воздаянии не здесь, а в Царствии Небесном. Вы получите всё, подтекстно говорит Он им, но это будут дары другого характера. Апостолы понимали это и, оказавшись, с одной стороны, обделенными во всем, — имели всё. Они были одухотворены дарами, которые не разменяли бы ни на что.
Давайте теперь вернемся к нам и рассмотрим простой бытовой пример. Возьмем бизнесмена, у которого закрутился, стал выстраиваться бизнес. Он наращивает обороты, денег становится всё больше, бизнесмен не покладая рук работает на свое дело. А через десять лет случается кризис, и он уходит «в ноль». Ни шикарного дома, ни отдыха на пляже. Крутится 24 часа семь дней в неделю, чтобы спасти дело. Спрашивается, чтобы ему на диван-то не лечь и не успокоиться? Ни за что не ляжет, потому что у него свой интерес. Он «одухотворен» — и хотя совершенно не тем, чем апостолы, но все равно мы имеем пример наполненной жизни, жизни-борьбы, жизни, которая имеет некую «заряженность» смыслом, пусть даже для нашего духовного взора и не совсем подлинным.
Возвращаемся к притче о мытаре и фарисее. В ней — квинтэссенция ответа на вопрос о справедливости. Что мы имеем в притче? Двое пришли в храм Божий. Они описываются как антиподы — люди совершенно разные. Один фарисей, чья жизнь — комфорт и достаток. Он вальяжен и спокоен. И вот он докладывает Господу, что сделал так много и всё по закону, не то что вон тот, который стоит в сторонке. И фарисей оправдание получает — в тексте не говорится, что он ушел осужденным. Фарисей оправдан, но за этим мы наблюдаем как бы некоторую недосказанность.
Антипод его — мытарь, который олицетворяет беспокойство. Внутренне напряжение характеризует его богатый внутренний мир, духовную борьбу. По тексту мы знаем, что его борьба не имела результатов в эмпирическом мире, но в духовном он был оправдан в первую очередь и Господь об этом говорит прямо. Внутреннее горение мытаря, его внутренний поиск, напряжение внутренней жизни оказалось залогом того, что в пакибытии он оказался спасен прежде фарисея, который благополучен был только формально, находился в покое, за которым ничего не стояло.
Эта притча — путь и указание к тому, что не зарастет и у нас всё болотом видимого покоя, за которым нет никакой содержательности и только формальные плоды. Мы, русские православные люди, характерны внутренним напряжением. Духовная жизнь забирает у нас много сил, и в этом наше достоинство. Наша беда порой в одном: мы путаем пути духовной жизни с психозами, романтизмом, идеализаций, блужданием в иллюзиях. Эти тупиковые направления истощают. Но в целом это правильная стезя. Это то, что нам нужно. Именно об этом сказал Господь в рассказе о мытаре: сей пошел оправданным в дом свой боле, чем тот (Лк. 18, 14)
Для христианства важнее внутреннее состояние, а не внешнее. Оно пришло в мир не для того, чтобы подтвердить обыкновенный расклад: «Ты мне, я тебе!» Здесь всё совсем не так, всё «по-взрослому». И если дается, то на другом уровне. Благодать наполняет всего человека снизу доверху, надо всего лишь быть открытым этому и понимать — куда ты пришел, зачем, чего ты хочешь?
Конечно, нельзя сказать, что мы не получим никакого ощутимого воздаяния в этом мире. Каждому из нас здесь дается по духовному росту, и поэтому не надо печалиться и думать, что раз я не Нил Сорский, например, или другие святые, то ничего не получится и в этом мире. Не стоит думать, что, если мы не можем соответствовать святым, Господь не даст нам. Надо надеться и верить. И одновременно помнить, что христианство — запредельно и невыразимо в наших прагматических измерениях. Поэтому, обратив сейчас взор, братья и сестры, на этот приточный рассказ, попробуем подумать над тем, зачем мы сюда пришли и чего мы хотим от Бога? И будем просить у него всегда доброты, любви и воли к созиданию богатой, прежде всего, смыслом жизни.
Аминь.
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, май 2023 года | |||||
29 | суббота | Мцц. Агапии, Ирины и Хионии. | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
30 | воскре-сенье | Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц. Сщмч. Симеона, еп. Персидского. Прп. Акакия, еп. Мелитинского. Прп. Зосимы, игумена Соловецкого. Обретение мощей прп. Александра Свирского | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Александр | |||
1 | поне-дельник | Прп. Иоанна, ученика прп. Григория Декаполита | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
2 | вторник | Прп. Иоанна Ветхопещерника. Блж. Матроны Московской | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
3 | среда | Прп. Феодора Трихины | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
4 | четверг | Сщмч. Ианнуария еп. и мч. Феодора, иже в Пергии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
5 | пятница | Прп. Феодора Сикеота, еп. Анастасиупольского | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
6 | суббота | Вмч.Гео́ргия. И́верской иконы Богоматери. Мц. Царицы Александры | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
7 | воскре-сенье | Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Мч. Саввы Стратилата. Мчч. Пасикра́та и Валентина | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | прот.Олег | |||
8 | поне-дельник | Апостола и евангелиста Марка | Литургия | 08-00 | прот.Олег |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
9 | вторник | Сщмч. Василия. Поминовение усопших воинов | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
10 | среда | Преполовение Пятидесятницы. Ап. и сщмч. Симеона | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
11 | четверг | Апп. от 70-ти Иасона и Сосипатра | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.Валентин | |||
12 | пятница | Девяти мучеников Кизических | Литургия | 08-00 | прот.Валентин |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
13 | суббота | Ап. Иакова Зеведеева. Свт. Игнатия Брянчанинова | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
14 | воскре-сенье | Неделя 5-я по Пасхе, о самаряныне. Прор. Иеремии. Прп. Пафнутия. Прмчч. Афонских. Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость». Сщмч. Макария. Блгв. Тамары, царицы Грузинской | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Воскресению Христову | 17-00 | иер.Иоанн | |||
15 | поне-дельник | Свт. Афанасия. Блгвв. кнн. Российских Бориса и Глеба | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
16 | вторник | Мчч. Тимофея и Мавры. Прп. Феодосия | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Алексий | |||
17 | среда | Отдание праздника Преполовения Пятидесятницы. Прмц. Пелагии | Литургия | 08-00 | иер.Алексий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
18 | четверг | Мц. Ирины | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
19 | пятница | Прав. Иова Многострадального | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
20 | суббота | Воспоминание явления на небе Креста Господня в Иерусалиме. Прп. Нила Сорского | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Алексий |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
21 | воскре-сенье | Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: | 18-00 | Весь причт | |||
Весь причт | |||||
22 | поне-дельник | Перенесение мощей святителя и чудотворца Никола́я из Мир Лики́йских в Бар | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин Весь причт |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
23 | вторник | Апостола Симона Зилота | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
24 | среда | Отдание праздника Пасхи. Предпразднство Вознесения Господня. Равноапп. Мефодия и Кирилла. Тезоименитство Святейшего Патриарха Кирилла | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Алексий | |||||
25 | четверг | Вознесение Господне | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Иоанн Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
26 | пятница | Попразднство Вознесения. Мц. Гликерии | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Валентин | |||
27 | суббота | Попразднство Вознесения. Мч. Исидора | Литургия пом.: |
08-00 | прот.Валентин иер.Иоанн |
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Иоанн, Алексий | |||||
28 | воскре-сенье | Неделя 7-я по Пасхе, святых 318 богоносных отцов Первого Вселенского Собора. Прп. Пахомия Великого. Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Спасителю | 17-00 | иер.Николай | |||
29 | поне-дельник | Попразднство Вознесения. Прп. Феодора, ученика прп. Пахомия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Иоанн | |||
30 | вторник | Попразднство Вознесения. Ап. Андроника и иже с ним | Литургия | 08-00 | иер.Иоанн |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Александр | |||
31 | среда | Попразднство Вознесения. Мч. Феодота Анкирского и мцц. семи дев | Литургия | 08-00 | иер.Александр |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.Николай | |||
1 | четверг | Попразднство Вознесения. Владимирской иконы Божией Матери. Блгвв. вел. кн. Димитрия | Литургия | 08-00 | иер.Николай |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.Георгий | |||
2 | пятница | Отдание праздника Вознесения Господня. Свт. Алексия | Литургия | 08-00 | прот.Георгий |
Парастас | 18-00 | Весь причт | |||
3 | суббота | Троицкая родительская суббота. Поминовение усопших | Литургия Исповедь |
07-00 | прот.Георгий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Всенощное бдение, исповедь: отцы | 18-00 | Весь причт | |||
Георгий, Иоанн | |||||
4 | воскре-сенье | Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница | Литургия Исповедь |
07-00 | иер.Алексий Весь причт |
Литургия Исповедь |
10-00 | прот.Валентин Весь причт |
|||
Утреня. Акафист Святому Духу | 17-00 | иер.Алексий |