Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 28 января 2018 г.

Прот. Валентин Тимаков. Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее. 28 января 2018 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Братья и сестры, сегодня у нас очередная неделя подготовки к Великому посту – о мытаре и фарисее. Как и каждый год в эти дни приходится напоминать нам о том, что подготовительные недели имеют бездну смысла, выверенного Церковью, и по содержательному накалу не уступают Великому посту, а в каких-то изобразительных, иллюстративных моментах даже превосходят его.

Итак, в притче о мытаре и фарисее, которую мы слышали сегодня в Евангельском зачале, много аспектов, но сегодня хотелось бы особо обратить ваше внимание на одно явление, точнее, вопрос, который за  многолетнюю пастырскую практику мне время от времени задают на исповедях и в беседах. Вопрос этот действительно важный. Особенно часто возникает он у людей с пытливым умом и обостренным чувством справедливости и заключается он в помощи Божией и Его реальном присутствии в его жизни. Меня спрашивают: «Вот я на определенном этапе жизни пришла к Богу, стараюсь быть с ним, молиться, ходить в церковь,  соблюдать посты, посильно трудиться, часто изнемогая. Но почему не получаю Его помощи? Приходит мысль, что Он не очень помогает в делах моих, жизнь становится все сложнее. Как это понять? Казалось, если пришла к Богу, то должен облегчить жизнь. А рядом — люди, у которых и мыслей о Боге не возникает, а живут они гораздо лучше меня. Почему же такой странный итог?».

И правда, когда мы вдаемся в прагматику жизни, смотрим на людей в храме, видим, что они в большинстве своем не богатые, не устроенные, уставшие от невзгод и перипетий — и выглядят не очень выгодно по сравнению с теми, кто за церковной оградой.  Может сложиться навязчивое впечатление, что без Бога живется лучше, комфортнее, сытнее. Мы ведь прекрасно понимаем, что у многих из стоящих здесь зарплаты невысокие, и квартиры  меньше, и машины старше, и дачи не у всех. Характерная картина, которую я вам описал, дестабилизирует пытливый ум, который инстинктивно взыскует справедливости. И вопрос, о котором мы говорим, возникает то и дело и требует ответа. Сегодняшняя притча о мытаре и фарисее — и есть нам ответ.

Прежде чем обратим взор к притче, хочу напомнить, что когда-то Сам Спаситель уже отвечал на этот вопрос. У евангелистов Матфея, Луки и Марка практически одинаково рассказывается о том, как апостол Петр спросил Христа: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Видите? Вопрос, который терзает нас сейчас, столько веков назад прозвучал от тех, кто был рядом с Ним Самим. Еще одну сцену напомню — какие дебаты и прения устроили ученики по поводу того, кто сядет по левую сторону, кто по правую от Спасителя! То есть, кто будет ближе, кому будет «лучше».

Господь и в одном, и в другом случае дает удивительный ответ, который совсем не радостен для нашего прагматического ума: …в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах (Мф. 19, 28) То есть, другими словами, Он сказал им: «Здесь не надейтесь вообще ни на что». Только в другом мире, в ином измерении,  когда умрешь — тогда и получишь. А здесь «ловить» нечего.  В другом месте Он говорит им: «не хотите ли и вы отойти?»  И в лице Петра они ответили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни… (Ин. 6, 68).

Но это апостолы. С ними всё понятно. Они — высота, и Господь им говорит о воздаянии не здесь, а в Царствии Небесном. Вы получите всё, подтекстно говорит Он им, но это будут дары другого характера. Апостолы понимали это и, оказавшись, с одной стороны,  обделенными во всем, —  имели всё. Они были одухотворены дарами, которые не разменяли бы ни на что.

Давайте теперь вернемся к нам и рассмотрим простой бытовой пример. Возьмем бизнесмена, у которого закрутился, стал выстраиваться бизнес. Он наращивает обороты, денег становится всё больше, бизнесмен не покладая рук работает на свое дело. А через десять лет случается кризис, и он уходит «в ноль».  Ни шикарного дома, ни отдыха на пляже. Крутится 24 часа семь дней в неделю, чтобы спасти дело. Спрашивается, чтобы ему на диван-то не лечь и не успокоиться? Ни за что не ляжет, потому что у него свой интерес. Он «одухотворен» — и хотя совершенно не тем, чем апостолы, но все равно мы имеем пример наполненной жизни, жизни-борьбы, жизни, которая имеет некую «заряженность» смыслом, пусть даже для нашего духовного взора и не совсем подлинным.

Возвращаемся к притче о мытаре и фарисее. В ней — квинтэссенция ответа на вопрос о справедливости. Что мы имеем в притче? Двое пришли в храм Божий. Они описываются как антиподы — люди совершенно разные. Один фарисей, чья жизнь — комфорт и достаток. Он вальяжен и спокоен. И вот он докладывает Господу, что сделал так много и всё по закону, не то что вон тот, который стоит в сторонке. И фарисей оправдание получает — в тексте не говорится, что он ушел осужденным. Фарисей оправдан, но за этим мы наблюдаем как бы некоторую недосказанность. 

Антипод его — мытарь, который олицетворяет беспокойство. Внутренне напряжение характеризует его богатый внутренний мир, духовную борьбу. По тексту мы знаем, что его борьба не имела результатов в эмпирическом мире, но в духовном он был оправдан в первую очередь и Господь об этом говорит прямо. Внутреннее горение мытаря, его внутренний поиск, напряжение внутренней жизни оказалось залогом того, что в пакибытии он оказался спасен прежде фарисея, который благополучен был только формально, находился в покое, за которым ничего не стояло.

Эта притча — путь и указание к тому, что не зарастет и у нас всё болотом  видимого покоя, за которым нет никакой содержательности и только формальные плоды. Мы, русские православные люди, характерны внутренним напряжением. Духовная жизнь забирает у нас много сил, и в этом наше достоинство. Наша беда порой в одном: мы путаем пути духовной жизни с психозами, романтизмом, идеализаций, блужданием в иллюзиях. Эти тупиковые направления истощают. Но в целом это правильная стезя. Это то, что нам нужно.  Именно об этом сказал Господь в рассказе о мытаре: сей пошел оправданным в дом свой боле, чем тот (Лк. 18, 14)

Для христианства важнее внутреннее состояние, а не внешнее. Оно пришло в мир не для того, чтобы подтвердить обыкновенный расклад: «Ты мне, я тебе!» Здесь всё совсем не так, всё «по-взрослому».  И если дается, то на другом уровне. Благодать наполняет всего человека снизу доверху, надо всего лишь быть открытым этому и понимать — куда ты пришел, зачем, чего ты хочешь?

Конечно, нельзя сказать, что мы не получим никакого ощутимого воздаяния в этом мире. Каждому из нас здесь дается по духовному росту, и поэтому не надо печалиться и думать, что раз я не Нил Сорский, например, или другие святые, то ничего не получится и в этом мире. Не стоит думать, что, если мы не можем соответствовать святым, Господь не даст нам. Надо надеться и верить. И одновременно помнить, что христианство — запредельно и невыразимо в наших прагматических измерениях. Поэтому, обратив сейчас взор, братья и сестры, на этот приточный рассказ, попробуем подумать над тем, зачем мы сюда пришли и чего мы хотим от Бога? И будем просить у него всегда доброты, любви и воли к созиданию богатой, прежде всего, смыслом жизни. 

Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, декабрь 2022 года
29 вторник Ап. и евангелиста Матфе́я Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
30 среда Свт. Григо́рия чудотворца, еп. Неокесари́йского Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
1 четверг Мчч. Платона и Романа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
2 пятница Прор. Авдия. Мч. Варлаама. Свт. Филарета Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
3 суббота Предпразднство Введения (Входа) во храм Пресвятой Богородицы. Прп. Григория. Свт. Прокла Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
4 воскре-сенье Неделя 25-по Пятидесятнице. Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист Введению 17-00 иер.Александр
5 поне-дельник Попразднство Введения. Апп. от 70-ти Филимона, Архиппа Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
6 вторник Попразднство Введения. Блгв. вел. кн. Алекса́ндра Не́вского Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
7 среда Попразднство Введения. Вмц. Екатерины. Вмч. Мерку́рия Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
8 четверг Отдание праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
9 пятница Прп. Али́пия сто́лпника. Свт. Инноке́нтия. Освящение церкви вмч. Георгия в Киеве Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
10 суббота Иконы Божией Матери, именуемой «Зна́мение»
(Престольный праздник)
Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
11 воскре-сенье Неделя 26-по Пятидесятнице. Прмч. Стефа́на Нового. Сщмч. митр. Серафима. Мч. Ирина́рха Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Иоанн
12 поне-дельник Мч. Парамо́на. Мч. Филуме́на. Прп. Ака́кия Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
13 вторник Апостола Андрея Первозва́нного Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
14 среда Прор. Нау́ма. Прав. Филаре́та Милостивого Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
15 четверг Прор. Авваку́ма. Прп. Афана́сия Литургия 08-00 иер.Александр, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
16 пятница Прор. Софо́нии. Прп. Са́ввы Стороже́вского, Звенигородск. Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
17 суббота Вмц. Варва́ры. Прп. Иоанна Дамаскина́ Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн, иер.Алексий
18 воскре-сенье Неделя 27-по Пятидесятнице. Прп. Са́ввы Освяще́нного. Свт. Гу́рия, архиеп. Казанского Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Иоанн, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Иоанн
19 поне-дельник Свт. Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
прот.Георгий, иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
20 вторник Свт. Амвро́сия, еп. Медиола́нского. Прп. Ни́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
21 среда Прп. Пата́пия. Прп. Кирилла Челмого́рского Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
22 четверг Зача́тие прав. Анною Пресвятой Богородицы Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
23 пятница Мчч. Ми́ны, Ермоге́на и Евгра́фа. Свт. Иоаса́фа Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
24 суббота Прп. Дании́ла Сто́лпника. Прп. Ни́кона Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
25 воскре-сенье Неделя 28-по Пятидесятнице, святых праотец. Свт. Спиридо́на, еп. Тримифу́нтского, чудотворца Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
прот.Георгий, иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай
Весь причт
Утреня. Акафист свт. Спиридону 17-00 иер.Николай
26 поне-дельник Мчч. Евстра́тия, Авксе́нтия, Евге́ния, Марда́рия и Оре́ста Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
27 вторник Мчч. Фи́рса, Левки́я, Филимо́на, Аполло́ния и иже с ними Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александ
28 среда Сщмч. Елевфе́рия. Прп. Па́вла. Сщмч. Иларио́на Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
29 четверг Прор. Агге́я. Прп. Софии Суздальской Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
30 пятница Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин, д.Николай
31 суббота Суббота пред Рождеством Христовым. Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин, д.Николай
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
Новогодний молебен ~20-30
 
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.