Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Братья и сестры, сегодня у нас очередная неделя подготовки к Великому посту – о мытаре и фарисее. Как и каждый год в эти дни приходится напоминать нам о том, что подготовительные недели имеют бездну смысла, выверенного Церковью, и по содержательному накалу не уступают Великому посту, а в каких-то изобразительных, иллюстративных моментах даже превосходят его.
Итак, в притче о мытаре и фарисее, которую мы слышали сегодня в Евангельском зачале, много аспектов, но сегодня хотелось бы особо обратить ваше внимание на одно явление, точнее, вопрос, который за многолетнюю пастырскую практику мне время от времени задают на исповедях и в беседах. Вопрос этот действительно важный. Особенно часто возникает он у людей с пытливым умом и обостренным чувством справедливости и заключается он в помощи Божией и Его реальном присутствии в его жизни. Меня спрашивают: «Вот я на определенном этапе жизни пришла к Богу, стараюсь быть с ним, молиться, ходить в церковь, соблюдать посты, посильно трудиться, часто изнемогая. Но почему не получаю Его помощи? Приходит мысль, что Он не очень помогает в делах моих, жизнь становится все сложнее. Как это понять? Казалось, если пришла к Богу, то должен облегчить жизнь. А рядом — люди, у которых и мыслей о Боге не возникает, а живут они гораздо лучше меня. Почему же такой странный итог?».
И правда, когда мы вдаемся в прагматику жизни, смотрим на людей в храме, видим, что они в большинстве своем не богатые, не устроенные, уставшие от невзгод и перипетий — и выглядят не очень выгодно по сравнению с теми, кто за церковной оградой. Может сложиться навязчивое впечатление, что без Бога живется лучше, комфортнее, сытнее. Мы ведь прекрасно понимаем, что у многих из стоящих здесь зарплаты невысокие, и квартиры меньше, и машины старше, и дачи не у всех. Характерная картина, которую я вам описал, дестабилизирует пытливый ум, который инстинктивно взыскует справедливости. И вопрос, о котором мы говорим, возникает то и дело и требует ответа. Сегодняшняя притча о мытаре и фарисее — и есть нам ответ.
Прежде чем обратим взор к притче, хочу напомнить, что когда-то Сам Спаситель уже отвечал на этот вопрос. У евангелистов Матфея, Луки и Марка практически одинаково рассказывается о том, как апостол Петр спросил Христа: вот мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф. 19, 27). Видите? Вопрос, который терзает нас сейчас, столько веков назад прозвучал от тех, кто был рядом с Ним Самим. Еще одну сцену напомню — какие дебаты и прения устроили ученики по поводу того, кто сядет по левую сторону, кто по правую от Спасителя! То есть, кто будет ближе, кому будет «лучше».
Господь и в одном, и в другом случае дает удивительный ответ, который совсем не радостен для нашего прагматического ума: …в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах (Мф. 19, 28) То есть, другими словами, Он сказал им: «Здесь не надейтесь вообще ни на что». Только в другом мире, в ином измерении, когда умрешь — тогда и получишь. А здесь «ловить» нечего. В другом месте Он говорит им: «не хотите ли и вы отойти?» И в лице Петра они ответили: Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни… (Ин. 6, 68).
Но это апостолы. С ними всё понятно. Они — высота, и Господь им говорит о воздаянии не здесь, а в Царствии Небесном. Вы получите всё, подтекстно говорит Он им, но это будут дары другого характера. Апостолы понимали это и, оказавшись, с одной стороны, обделенными во всем, — имели всё. Они были одухотворены дарами, которые не разменяли бы ни на что.
Давайте теперь вернемся к нам и рассмотрим простой бытовой пример. Возьмем бизнесмена, у которого закрутился, стал выстраиваться бизнес. Он наращивает обороты, денег становится всё больше, бизнесмен не покладая рук работает на свое дело. А через десять лет случается кризис, и он уходит «в ноль». Ни шикарного дома, ни отдыха на пляже. Крутится 24 часа семь дней в неделю, чтобы спасти дело. Спрашивается, чтобы ему на диван-то не лечь и не успокоиться? Ни за что не ляжет, потому что у него свой интерес. Он «одухотворен» — и хотя совершенно не тем, чем апостолы, но все равно мы имеем пример наполненной жизни, жизни-борьбы, жизни, которая имеет некую «заряженность» смыслом, пусть даже для нашего духовного взора и не совсем подлинным.
Возвращаемся к притче о мытаре и фарисее. В ней — квинтэссенция ответа на вопрос о справедливости. Что мы имеем в притче? Двое пришли в храм Божий. Они описываются как антиподы — люди совершенно разные. Один фарисей, чья жизнь — комфорт и достаток. Он вальяжен и спокоен. И вот он докладывает Господу, что сделал так много и всё по закону, не то что вон тот, который стоит в сторонке. И фарисей оправдание получает — в тексте не говорится, что он ушел осужденным. Фарисей оправдан, но за этим мы наблюдаем как бы некоторую недосказанность.
Антипод его — мытарь, который олицетворяет беспокойство. Внутренне напряжение характеризует его богатый внутренний мир, духовную борьбу. По тексту мы знаем, что его борьба не имела результатов в эмпирическом мире, но в духовном он был оправдан в первую очередь и Господь об этом говорит прямо. Внутреннее горение мытаря, его внутренний поиск, напряжение внутренней жизни оказалось залогом того, что в пакибытии он оказался спасен прежде фарисея, который благополучен был только формально, находился в покое, за которым ничего не стояло.
Эта притча — путь и указание к тому, что не зарастет и у нас всё болотом видимого покоя, за которым нет никакой содержательности и только формальные плоды. Мы, русские православные люди, характерны внутренним напряжением. Духовная жизнь забирает у нас много сил, и в этом наше достоинство. Наша беда порой в одном: мы путаем пути духовной жизни с психозами, романтизмом, идеализаций, блужданием в иллюзиях. Эти тупиковые направления истощают. Но в целом это правильная стезя. Это то, что нам нужно. Именно об этом сказал Господь в рассказе о мытаре: сей пошел оправданным в дом свой боле, чем тот (Лк. 18, 14)
Для христианства важнее внутреннее состояние, а не внешнее. Оно пришло в мир не для того, чтобы подтвердить обыкновенный расклад: «Ты мне, я тебе!» Здесь всё совсем не так, всё «по-взрослому». И если дается, то на другом уровне. Благодать наполняет всего человека снизу доверху, надо всего лишь быть открытым этому и понимать — куда ты пришел, зачем, чего ты хочешь?
Конечно, нельзя сказать, что мы не получим никакого ощутимого воздаяния в этом мире. Каждому из нас здесь дается по духовному росту, и поэтому не надо печалиться и думать, что раз я не Нил Сорский, например, или другие святые, то ничего не получится и в этом мире. Не стоит думать, что, если мы не можем соответствовать святым, Господь не даст нам. Надо надеться и верить. И одновременно помнить, что христианство — запредельно и невыразимо в наших прагматических измерениях. Поэтому, обратив сейчас взор, братья и сестры, на этот приточный рассказ, попробуем подумать над тем, зачем мы сюда пришли и чего мы хотим от Бога? И будем просить у него всегда доброты, любви и воли к созиданию богатой, прежде всего, смыслом жизни.
Аминь.
30 | поне-дельник | Прор. Дании́ла и трех отроко́в: Ана́нии, Аза́рии и Мисаи́ла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
31 | вторник | Мчч. Севастиа́на и дружины его. Прав. Симео́на. Сщмч. Фадде́я | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Новогодний молебен | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, январь 2025 года | |||||
1 | среда | Мч. Вонифатия. Гражданский Новый год | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
2 | четверг | Предпразднство Рождества Христова. Сщмч. Игнатия. Прав. Иоанна | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
3 | пятница | Предпразднство Рождества Христова. Свт. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
4 | суббота | Суббота пред Рождеством Христовым. Предпразднство Рождества Христова. Вмц. Анастасии Узорешительницы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
5 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 28-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец. Предпразднство Рождества Христова. Десяти мучеников, иже в Кри́те | Литургия | 07-00 | иер.ИОАНН |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Утреня. Акафист СПАСИТЕЛЮ | 17-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
6 | поне-дельник | Предпразднство Рождества Христова. На́вечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) | Царские часы Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | ||||
Всенощное бдение | 18-00 | ||||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
7 | вторник | РОЖДЕСТВО ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА | ВХ | прот.ВАЛЕНТИН, иер.ИОАНН | |
Избранные части всенощной | 00-00 | Литургия | |||
НХ | прот.ГЕОРГИЙ, иер.АЛЕКСИЙ | ||||
Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.ИОАНН | |||
Исповедь: прот.ВАЛЕНТИН | |||||
Великая вечерня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
8 | среда | Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
9 | четверг | Попразднство Рождества Христова. Ап. первомч. архид. Стефана | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
10 | пятница | Попразднство Рождества Христова. Мчч. 20000 Никомиди́йских | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
11 | суббота | Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мчч. 14000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
12 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Правв. Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня | Литургия | 07-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПОКРОВУ | 17-00 | иер.ИОАНН | |||
13 | поне-дельник | Отдание праздника Рождества Христова | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
14 | вторник | Обре́зание Господне. Свт. Василия | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
15 | среда | Предпразднство Богоявления. Прп. Серафи́ма | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
16 | четверг | Предпразднство Богоявления. Прор. Малахи́и | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
17 | пятница | Предпразднство Богоявления. Собор 70 апостолов. | Царские часы | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
18 | суббота | На́вечерие Богоявления (Крещенский сочельник). Предпразднство Богоявления | Литургия Великая агиасма |
08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН ВЕСЬ ПРИЧТ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
19 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 29-я по Пятидесятнице. СВЯТОЕ БОГОЯВЛЕ́НИЕ. КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДА БОГА И СПАСА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА |
Литургия | 07-00 | прот.ВАЛЕНТИН |
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая агиасма: ВЕСЬ ПРИЧТ | |||||
Литургия | 10-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
Исповедь: прот.ГЕОРГИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Великая вечерня | 17-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
20 | поне-дельник | Попразднство Богоявления. Собор Иоанна Крестителя | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
21 | вторник | Попразднство Богоявления. Прп. Георгия. Прп. Домни́ки | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
22 | среда | Попразднство Богоявления. Мч. Полиевкта. Свт. Филиппа | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
23 | четверг | Попразднство Богоявления. Свт. Григория | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
24 | пятница | Попразднство Богоявления. Прп. Феодо́сия Великого | Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Полиелей | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
25 | суббота | Суббота по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мц. Татиа́ны. Свт. Саввы | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.АЛЕКСИЙ |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
26 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 30-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Попразднство Богоявления. Мчч. Ерми́ла и Стратони́ка | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист равноапостольной НИНЕ | 17-00 | иер.АЛЕКСАНДР | |||
27 | поне-дельник | Отдание праздника Богоявления. Равноапостольной Нины | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСАНДР |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.ИОАНН | |||
28 | вторник | Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника |
Литургия | 08-00 | иер.ИОАНН |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.АЛЕКСИЙ | |||
29 | среда | Поклонение честны́м веригам ап. Петра | Литургия | 08-00 | иер.АЛЕКСИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ГЕОРГИЙ | |||
30 | четверг | Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского | Литургия | 08-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | иер.НИКОЛАЙ | |||
31 | пятница | Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла | Литургия | 08-00 | иер.НИКОЛАЙ |
Вечерня, утреня | 18-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
1 | суббота | Прп. Мака́рия. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА | Литургия | 08-00 пом. |
прот.ВАЛЕНТИН иер.ИОАНН |
Всенощное бдение | 18-00 | ВЕСЬ ПРИЧТ | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
2 | воскре-сенье | НЕДЕЛЯ 31-я по Пятидесятнице. Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия | Литургия | 07-00 | прот.ГЕОРГИЙ |
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Литургия | 10-00 | прот.ВАЛЕНТИН | |||
Исповедь: иер.АЛЕКСИЙ, иер.ИОАНН | |||||
Утреня. Акафист ПРП. СЕРГИЮ | 17-00 | иер.АЛЕКСИЙ |