Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в прощеное воскресенье. О гордости. 2 марта 2014 г.

Проповедь в прощеное воскресенье. О гордости. 2 марта 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Наступил долгожданный, братья и сестры, день прощеного воскресенья. У этого дня таинственный ореол, потому что здесь эмоциональная сфера православного человека интенсивно организовывается, литургическая жизнь воспринимается напряженно и глубоко, и когда мы просим прощения друг у друга, доверяемся друг другу, переживаем постовое время, которое для нас наступает, мы очищаемся. Затем только к концу поста, наверное, такое эмоциональное напряжение повторяется — когда переживание страстей Христовых нарастает к Пасхе.

Сегодня прощеный день, братья и сестры, и мы с вами будем просить друг у друга прощения, примиряться с православным миром и с миром вообще. Даже если ты делаешь какие-то потуги и понимаешь, что ты грешник и не можешь примириться со всеми, — это уже шаг существенный. Хотя бы понимать, как сложно тебе попросить прощения, — большой шаг. И связан он с сегодняшней темой изгнания Адама из рая, к которой мне хотелось бы привлечь ваше внимание. Это фундаментальный, базовый смысловой узел дальнейших событий: то, что произошло в эту неделю, является источником всех дальнейших перипетий человеческой истории. И это необычайно мудреный источник, потому что он далеко от нас отстоит и понимаем мы его образно, не до конца постигая, что же там произошло. А произошла страшная трагедия планетарного масштаба, космическая трагедия. Мы знаем, что человек был повинен в случившемся косвенно, потому что провокация пришла со стороны. Дьявол ставит перед собой цель соблазнить человека, искушает его, из инуди приходящее в мир злое начало дает известную косвенность нашей вины. Поэтому Господь и дает обетование Адаму: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенемъ тво­имъ и между семенемъ тоя (Быт. 3, 15) — обетование, которым потом воспользовалось человечество несмотря на все трудности, предшествовавшие Рождению Богомладенца.

Сейчас призываю вас, братья и сестры, сосредоточиться на факте нашего грехопадения и подумать, прежде всего, над тем, как оно произошло, почему. Давайте не будем считать праотцев наших остолопами, которые устали от помыканий Господних и сбежали от Его нравоучений, как только представилась возможность. Это вздор настоящий, поскольку Адам и Ева были духовно проработанными людьми, необычайно высокими просто по тому факту, что они общались с Богом. Мы постоянно говорим об этом и в то же время недооцениваем этот факт. А ведь с Богом общаться не так-то просто. Когда ко мне приходит человек какой-нибудь — обычно женщина — и говорит: «Ко мне ночью приходила Божия Матерь и рассказала мне пятое и десятое», я вздыхаю. Да и все, кто слышит такое, переминается с ноги на ногу. Конечно, Божия Матерь может прийти к кому угодно, не только к святому, но и к падшему Она может подойти, но это будет особенный случай, исключительный, из ряда вон, это будет чудом. Но чтобы запросто: «Пойду поговорю с Николаем Чудотворцем, с преподобным Сергием. Или с кем еще? Свекровь заболела — наведаюсь-ка к Пантелеймону", — такого не бывает. Мы можем обращаться к Богу и чудом слышать и понимать ответ, но разговаривать с Ним напрямую, как Адам в раю — дорогие друзья, мы должны отдавать себе отчет, что для нас это невозможно, а вот Адаму, видимо, было много чего Ему сказать и чего от Него услышать. И поэтому нам непонятно, что же произошло, как мог Адам поддастся увещеваниям сатаны и пасть так на первый взгляд легко. Но, братья и сестры, это не было легко.

Дьявольские происки очень изощренные, в них сатана использует два ключевых момента. Первый — полуправда, полу-ложь всегда опаснее открытой лжи. И второй, основной — сатана использовал заданный Богом человеку образ в его развитии. Поясню. Дьявол извратил для человека задание Божие, вплетя в него нашу гордыню, наш основополагающий, базовый грех. Представьте: Господь создает человека, дает ему задания — наследовать землю, возделывать рай, познавать Бога, давать имена животным, постигая смысл окружающего мира, постигая его через познание Творца. За этим стоит факт богоуподобления: Он говорит человеку о том, что человек должен расти обязательно, возрастать. А сатана как раз на это упирает. Съешьте — и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 5). Вы поднимитесь, выполните задание Божие, — говорит им. А разве этого и не требуется? И здесь честолюбие, совмещенное с Божиим заданием, перемешанное, дает эффект гордости. Почему с ней так трудно бывает справиться, а иногда обычному человеку и вовсе невозможно? И почему мы боремся с какими угодно грехами, только не с гордыней? Потому что в ней многое совмещено. Например, базовое чувство собственного достоинства — оно должно быть в человеке или нет? Должно быть обязательно. А как отличить его от гордыни, где грань? Она неуловима. Или человек уважает себя — или он гордец. Или, например, честолюбие. Что такое честолюбие? Стремление человека к тому, чтобы стать выше. Но разве это не заложено в саму природу человека? Если человек не растет, не расцветает, то грош цена ему. Если родитель не делает всего, чтобы ребенок стал умнее его, то грош цена такому родителю. Мы должны все делать для того, чтобы возрастать.

Другое дело, что, возрастая, мы часто дорастаем не до того, до чего следовало бы, а до честолюбия. И где грань между честолюбием, когда человек хочет возвышаться над всеми, и собственно ростом, богоуподоблением? Эти примеры множатся без конца и края, пронизывают нашу жизнь. Сколько раз я встречал такое: протодиакон с богатейшим голосом — и в прелести находится страшной от своего голоса, от своей красоты. Сколько он работал над ним, сколько шишек набивал, а потом раз — и он уже не ходит, а от земли поднимается. Получается, требование совершенства завершается извращением этого самого совершенства. Это извращение неуловимое, добро и зло в его гранях становятся неразличимыми. И даже человеком духовно опытным. Сколько раз мы слышали о том, что состояние прелести, этот недуг почти неизлечимый, встречается именно в духовной среде. Например, у старцев, которые по монастырям скитаются. Спрашивается — люди духовно просвещенные неужели не знали о том, что можно в прелесть впасть? Конечно, знали. И впали. И каждый из нас то и дело начинает звездить в той или иной форме — каждый, если проинспектирует свою жизнь, найдет примеры. И что дальше? А дальше мы снова делаем это, хотя и знаем, к чему придем. И Ева неспроста пала в этом серьезнейшем испытании. И началась у нас юдоль земная, путь земли сея со всеми треволнениями и тяжестями жития.

И сегодня, братья и сестры, собравшись в этот прощеный день воспоминания Адамова изгнания, мы имеем прямое поручение Господа настроиться на аскетическую практику, сосредоточить внимание на внутренних проблемах душ наших. Согласимся, что последний день предпостового времени, соединенный с темой вышеозначенной недели и наших размышлений об одном из главных грехов человека — гордыне, есть прямой повод для начала духовного делания. Как же должен совершаться наш аскетический подвиг? Первое — мы должны понять, какая проблема перед нами стоит, с чем бороться. И второе — начать бороться. Хотя бы в малой мере, потому что постепенное движение и есть залог нашей духовной жизни. Какой уж у нас может быть рост духовный, я не знаю, но знаю только, что каждый Великий пост есть продолжение нашего дела. Хотя бы перстом пошевелим — и то уже что-то перед очами Божиими сделаем. И вот завтра уже понедельник первой седмицы поста, наиболее тяжелой и в аскетическом плане, и в молитвенном, и в гастрономическом, поэтому подумаем, братья и сестры, о базовой нашей страсти, о гордыне, которая наполняет нашу жизнь и парализует иногда все наше сознание и все сердце. Попробуем немножечко оказать ей противодействие. По мере сил и возможностей приложим труды к трудам, помолимся и с завтрашнего дня начнем созидание Святой Четыредесятницы в своей душе. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, октябрь 2022 года
1 суббота Суббота по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Прп. Евме́ния, еп. Гортинского Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: прот.Георгий
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Алексий
2 воскре-сенье Неделя 16-по Пятидесятнице, по Воздвижении. Попразднство Воздвижения Креста. Мчч. Трофима, Савватия и Доримедонта Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 иер.Николай, д.Николай
3 поне-дельник Попразднство Воздвижения Креста. Вмч. Евстафия Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
4 вторник Отдание праздника Воздвижения Креста Господня Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
5 среда Ап. от 70-ти Кодра́та. Сщмч. Фо́ки, еп. Синопи́йского Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
6 четверг Зача́тие Проро́ка, Предте́чи и Крести́теля Госпо́дня Иоа́нна Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
7 пятница Первомц. равноап. Фе́клы. Прп. Ника́ндра Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение 18-00 прот.Валентин, д.Николай
8 суббота Преставле́ние прп. Се́ргия, игу́мена Ра́донежского, всея́ Росси́и чудотво́рца Литургия 08-00 прот.Валентин, д.Николай
пом.: иер.Иоанн
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий, иер.Алексий
9 воскре-сенье Неделя 17-по Пятидесятнице. Преставле́ние апо́стола и евангели́ста Иоа́нна Богосло́ва. Свт. Ти́хона, патриарха Московского и всея России. Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
оо.Георгий, Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, д.Николай пом.: Весь причт
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Алексий, д.Николай
10 поне-дельник Мч. Каллистрата и дружины его. Сщмч. Петра Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
11 вторник Прп. Харито́на Исповедника Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
12 среда Прп. Кириа́ка отшельника Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай, д.Николай
13 четверг Свт. Михаи́ла, первого митр. Киевского. Сщмч. Григо́рия епископа, просвети́теля Великой Армении Литургия 08-00 иер.Николай, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 ВХ: прот.Валентин, прот.Георгий, д.Николай
НХ: иер.Иоанн, иер.Алексий
14 пятница Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин, прот.Георгий, иер.Алексий, д.Николай пом.: Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
15 суббота Сщмч. Киприа́на и мц. Иусти́ны Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
16 воскре-сенье Неделя 18-по Пятидесятнице. Сщмч. Дионисия Ареопагита, еп. Афинского. Прп. Дионисия, затворника Печерского, в Дальних пещерах Литургия
Исповедь
07-00 прот.Иоанн
прот.Георгий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Покрову 17-00 прот.Олег, д.Николай
17 поне-дельник Сщмч. Иерофея. Свтт. Гурия и Варсонофия Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий, д.Николай
18 вторник Святителей Московских Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
19 среда Апостола Фомы́ Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
20 четверг Мчч. Се́ргия и Ва́кха Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 пятница Прп. Пелаги́и. Прп. Три́фона. Прп. Досифе́я Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн, д.Николай
22 суббота Ап. Иа́кова Алфе́ева.
Прпп. Андрони́ка и Афана́сии
Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
прот.Георгий
23 воскре-сенье Неделя 19-по Пятидесятнице. Память святых отцов VII Вселенского Собора. Прп. Амвро́сия О́птинского.
Мчч. Евла́мпия и Евлампи́и
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
иер.Алексий
Литургия
Исповедь
10-00 иер.Алексий, д.Николай прот.Георгий
Утреня. Акафист Прп. Сергию 17-00 прот.Георгий, д.Николай
24 поне-дельник Ап. Филиппа, единого от семи диаконов. Прп. Феофана исп. Литургия 17-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
25 вторник Мчч. Про́ва, Тара́ха и Андрони́ка. Прп. Космы́ Литургия 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий, д.Николай
26 среда Иверской иконы Божией Матери Литургия 08-00 иер.Алексий, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Александр
27 четверг Мчч. Наза́рия, Герва́сия, Прота́сия и Келси́я Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
28 пятница Прп. Евфи́мия Нового, Солу́нского. Прмч. Лукиа́на Литургия 08-00 иер.Иоанн, д.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий, д.Николай
29 суббота Мч. Ло́нгина со́тника, иже при Кресте́ Госпо́дни Литургия 08-00 прот.Георгий, д.Николай
Всенощное бдение Исповедь 18-00 Весь причт
иер.Иоанн
30 воскре-сенье Неделя 20-по Пятидесятнице. Прор. Осии. Прмч. Андрея Критского. Перенесение мощей прав. Лазаря Четверодневного, еп. Китийского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
иер.Иоанн
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Георгий, д.Николай иер.Иоанн
Утреня. Акафист Спасителю 17-00 иер.Александр, д.Николай
31 поне-дельник Апо́стола и евангели́ста Луки́. Прп. Ио́сифа Во́лоцкого Литургия 08-00 иер.Александр
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.