Главная/Публикации/Слово настоятеля/Воскресные проповеди/Проповедь в прощеное воскресенье. О гордости. 2 марта 2014 г.

Проповедь в прощеное воскресенье. О гордости. 2 марта 2014 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Наступил долгожданный, братья и сестры, день прощеного воскресенья. У этого дня таинственный ореол, потому что здесь эмоциональная сфера православного человека интенсивно организовывается, литургическая жизнь воспринимается напряженно и глубоко, и когда мы просим прощения друг у друга, доверяемся друг другу, переживаем постовое время, которое для нас наступает, мы очищаемся. Затем только к концу поста, наверное, такое эмоциональное напряжение повторяется — когда переживание страстей Христовых нарастает к Пасхе.

Сегодня прощеный день, братья и сестры, и мы с вами будем просить друг у друга прощения, примиряться с православным миром и с миром вообще. Даже если ты делаешь какие-то потуги и понимаешь, что ты грешник и не можешь примириться со всеми, — это уже шаг существенный. Хотя бы понимать, как сложно тебе попросить прощения, — большой шаг. И связан он с сегодняшней темой изгнания Адама из рая, к которой мне хотелось бы привлечь ваше внимание. Это фундаментальный, базовый смысловой узел дальнейших событий: то, что произошло в эту неделю, является источником всех дальнейших перипетий человеческой истории. И это необычайно мудреный источник, потому что он далеко от нас отстоит и понимаем мы его образно, не до конца постигая, что же там произошло. А произошла страшная трагедия планетарного масштаба, космическая трагедия. Мы знаем, что человек был повинен в случившемся косвенно, потому что провокация пришла со стороны. Дьявол ставит перед собой цель соблазнить человека, искушает его, из инуди приходящее в мир злое начало дает известную косвенность нашей вины. Поэтому Господь и дает обетование Адаму: и вражду положу между тобою и между женою, и между семенемъ тво­имъ и между семенемъ тоя (Быт. 3, 15) — обетование, которым потом воспользовалось человечество несмотря на все трудности, предшествовавшие Рождению Богомладенца.

Сейчас призываю вас, братья и сестры, сосредоточиться на факте нашего грехопадения и подумать, прежде всего, над тем, как оно произошло, почему. Давайте не будем считать праотцев наших остолопами, которые устали от помыканий Господних и сбежали от Его нравоучений, как только представилась возможность. Это вздор настоящий, поскольку Адам и Ева были духовно проработанными людьми, необычайно высокими просто по тому факту, что они общались с Богом. Мы постоянно говорим об этом и в то же время недооцениваем этот факт. А ведь с Богом общаться не так-то просто. Когда ко мне приходит человек какой-нибудь — обычно женщина — и говорит: «Ко мне ночью приходила Божия Матерь и рассказала мне пятое и десятое», я вздыхаю. Да и все, кто слышит такое, переминается с ноги на ногу. Конечно, Божия Матерь может прийти к кому угодно, не только к святому, но и к падшему Она может подойти, но это будет особенный случай, исключительный, из ряда вон, это будет чудом. Но чтобы запросто: «Пойду поговорю с Николаем Чудотворцем, с преподобным Сергием. Или с кем еще? Свекровь заболела — наведаюсь-ка к Пантелеймону", — такого не бывает. Мы можем обращаться к Богу и чудом слышать и понимать ответ, но разговаривать с Ним напрямую, как Адам в раю — дорогие друзья, мы должны отдавать себе отчет, что для нас это невозможно, а вот Адаму, видимо, было много чего Ему сказать и чего от Него услышать. И поэтому нам непонятно, что же произошло, как мог Адам поддастся увещеваниям сатаны и пасть так на первый взгляд легко. Но, братья и сестры, это не было легко.

Дьявольские происки очень изощренные, в них сатана использует два ключевых момента. Первый — полуправда, полу-ложь всегда опаснее открытой лжи. И второй, основной — сатана использовал заданный Богом человеку образ в его развитии. Поясню. Дьявол извратил для человека задание Божие, вплетя в него нашу гордыню, наш основополагающий, базовый грех. Представьте: Господь создает человека, дает ему задания — наследовать землю, возделывать рай, познавать Бога, давать имена животным, постигая смысл окружающего мира, постигая его через познание Творца. За этим стоит факт богоуподобления: Он говорит человеку о том, что человек должен расти обязательно, возрастать. А сатана как раз на это упирает. Съешьте — и будете яко бози, ведяще доброе и лукавое (Быт. 3, 5). Вы поднимитесь, выполните задание Божие, — говорит им. А разве этого и не требуется? И здесь честолюбие, совмещенное с Божиим заданием, перемешанное, дает эффект гордости. Почему с ней так трудно бывает справиться, а иногда обычному человеку и вовсе невозможно? И почему мы боремся с какими угодно грехами, только не с гордыней? Потому что в ней многое совмещено. Например, базовое чувство собственного достоинства — оно должно быть в человеке или нет? Должно быть обязательно. А как отличить его от гордыни, где грань? Она неуловима. Или человек уважает себя — или он гордец. Или, например, честолюбие. Что такое честолюбие? Стремление человека к тому, чтобы стать выше. Но разве это не заложено в саму природу человека? Если человек не растет, не расцветает, то грош цена ему. Если родитель не делает всего, чтобы ребенок стал умнее его, то грош цена такому родителю. Мы должны все делать для того, чтобы возрастать.

Другое дело, что, возрастая, мы часто дорастаем не до того, до чего следовало бы, а до честолюбия. И где грань между честолюбием, когда человек хочет возвышаться над всеми, и собственно ростом, богоуподоблением? Эти примеры множатся без конца и края, пронизывают нашу жизнь. Сколько раз я встречал такое: протодиакон с богатейшим голосом — и в прелести находится страшной от своего голоса, от своей красоты. Сколько он работал над ним, сколько шишек набивал, а потом раз — и он уже не ходит, а от земли поднимается. Получается, требование совершенства завершается извращением этого самого совершенства. Это извращение неуловимое, добро и зло в его гранях становятся неразличимыми. И даже человеком духовно опытным. Сколько раз мы слышали о том, что состояние прелести, этот недуг почти неизлечимый, встречается именно в духовной среде. Например, у старцев, которые по монастырям скитаются. Спрашивается — люди духовно просвещенные неужели не знали о том, что можно в прелесть впасть? Конечно, знали. И впали. И каждый из нас то и дело начинает звездить в той или иной форме — каждый, если проинспектирует свою жизнь, найдет примеры. И что дальше? А дальше мы снова делаем это, хотя и знаем, к чему придем. И Ева неспроста пала в этом серьезнейшем испытании. И началась у нас юдоль земная, путь земли сея со всеми треволнениями и тяжестями жития.

И сегодня, братья и сестры, собравшись в этот прощеный день воспоминания Адамова изгнания, мы имеем прямое поручение Господа настроиться на аскетическую практику, сосредоточить внимание на внутренних проблемах душ наших. Согласимся, что последний день предпостового времени, соединенный с темой вышеозначенной недели и наших размышлений об одном из главных грехов человека — гордыне, есть прямой повод для начала духовного делания. Как же должен совершаться наш аскетический подвиг? Первое — мы должны понять, какая проблема перед нами стоит, с чем бороться. И второе — начать бороться. Хотя бы в малой мере, потому что постепенное движение и есть залог нашей духовной жизни. Какой уж у нас может быть рост духовный, я не знаю, но знаю только, что каждый Великий пост есть продолжение нашего дела. Хотя бы перстом пошевелим — и то уже что-то перед очами Божиими сделаем. И вот завтра уже понедельник первой седмицы поста, наиболее тяжелой и в аскетическом плане, и в молитвенном, и в гастрономическом, поэтому подумаем, братья и сестры, о базовой нашей страсти, о гордыне, которая наполняет нашу жизнь и парализует иногда все наше сознание и все сердце. Попробуем немножечко оказать ей противодействие. По мере сил и возможностей приложим труды к трудам, помолимся и с завтрашнего дня начнем созидание Святой Четыредесятницы в своей душе. Аминь.



Политика конфиденциальности
Этот сайт использует файлы cookie и метаданные. Продолжая просматривать его, вы соглашаетесь на использование нами файлов cookie и метаданных в соответствии с Политикой конфиденциальности.
Продолжить
127081, г. Москва, ул. Заповедная, д. 52А
ХРАМ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ
БОГОРОДИЦЫ В МЕДВЕДКОВЕ
Подписаться на рассылку
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Расписание богослужений
Богослужения храма Покрова Пресвятой Богородицы, февраль 2023 года
28 суббота Прпп. Павла Фиве́йского и Иоанна Ку́щника Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
29 воскре-сенье Неделя 33-по Пятидесятнице. Поклонение честны́м веригам ап. Петра Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Покрову
17-00 иер.Иоанн
30 поне-дельник Прп. Антония Великого. Прп. Антония Дымского Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
31 вторник Свтт. Афана́сия и Кири́лла. Прп. схимонаха Кири́лла Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
1 среда Прпп. Мака́рия, Са́ввы. Свт. Ма́рка. День интронизации Святейшего Патриарха КИРИЛЛА Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
2 четверг Прп. Евфи́мия. Свт. Евфи́мия Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
3 пятница Прп. Максима Исповедника. Мч. Неофи́та. Прп. Максима Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
4 суббота Ап. Тимофе́я. Прмч. Анаста́сия Пе́рсянина Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
5 воскре-сенье Неделя о мытаре и фарисее. Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Поминовение всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист блж. Ксении
17-00 иер.Николай
6 поне-дельник Прп. Ксе́нии. Блж. Ксе́нии. Седмица сплошная Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
7 вторник Свт. Григо́рия Богосло́ва. Сщмч. Влади́мира Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
8 среда Прпп. Ксенофо́нта, Марии и сыновей их Арка́дия и Иоанна Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
9 четверг Перенесение мощей святителя Иоанна Златоуста Литургия 08-00 иер.Алексий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
10 пятница Прп. Ефре́ма Си́рина. Прп. Исаа́ка Си́рина Литургия 08-00 иер.Николай
Вечерня, утреня 18-00 прот.Валентин
11 суббота Перенесение мощей сщмч. Игна́тия Богоно́сца Литургия
пом.
08-00 прот.Валентин
иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Алексий
12 воскре-сенье Неделя о блудном сыне. Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого Литургия
Исповедь
07-00 иер.Иоанн
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Прп. Сергию
17-00 прот.Олег
13 поне-дельник Свв. бессребреников и чудотворцев мчч. Ки́ра и Иоанна Литургия 08-00 прот.Олег
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
14 вторник Предпразднство Сре́тения Господня. Мч. Три́фона Литургия 08-00 иер.Иоанн
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
15 среда Сре́тение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня, утреня 18-00 прот.Георгий
16 четверг Попразднство Сретения Господня. Прав. Симео́на Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
17 пятница Попразднство Сретения Господня. Прп. Иси́дора Литургия 08-00 иер.Николай
Парастас 18-00 Весь причт
18 суббота Суббота мясопустная. Вселенская родительская суббота. Попразднство Сретения Господня. Мц. Ага́фии
Поминовение усопших
Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Георгий, Иоанн
19 воскре-сенье Неделя мясопустная, о Страшном Суде. Попразднство Сретения Господня. Заговенье на мясо. Прп. Вуко́ла, еп. Сми́рнского Литургия
Исповедь
07-00 иер.Алексий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Утреня
Акафист Спасителю
17-00 прот.Георгий
20 понед-к Сырный Попразднство Сретения Господня. Прп. Парфения. Масленица Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Иоанн
21 вторник Сырный Отдание праздника Сретения Господня. Вмч. Фео́дора Литургия 08-00 иер.Иоанн
Вечерня, утреня 18-00 иер.Николай
22 среда Сырная Мч. Никифора Часы, вечерня 08-00 иер.Николай
Утреня 18-00 прот.Георгий
23 четверг Сырный Сщмч. Харала́мпия Литургия 08-00 прот.Георгий
Вечерня, утреня 18-00 иер.Алексий
24 пятница Сырная Сщмч. Вла́сия Часы, вечерня 08-00 иер.Алексий
Полиелей 18-00 иер.Алексий
25 суббота Сырная Всех преподобных отцов, в подвиге просиявших. И́верской иконы Божией Матери. Свт. Алексия Литургия 08-00 иер.Алексий
Всенощное бдение, исповедь: отцы 18-00 Весь причт
Иоанн, Алексий
26 воскре-сенье Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье. Заговенье на Великий пост. Прп. Мартиниа́на. Прп. Симео́на Мироточи́вого Литургия
Исповедь
07-00 прот.Георгий
Весь причт
Литургия
Исповедь
10-00 прот.Валентин
Весь причт
Вечерня. Чин прощения 17-00 Весь причт
27 понед-к
1 седмицы
Прп. Авксе́нтия. Начало Великого поста Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Валентин
28 вторник
1 седмицы
Ап. от 70-ти Они́сима Утреня. Часы. Вечерня 08-00 прот.Георгий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 прот.Георгий
1 среда
1 седмицы
Мчч. Памфила и иже с ним Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 иер.Иоанн
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Иоанн
2 четверг
1 седмицы
Вмч. Феодора Тирона.  Сщмч. Ермогена, патриарха Московского и всея России, чудотворца Утреня. Часы. Вечерня 08-00 иер.Алексий
Великое повечерие. Великий Канон 18-00 иер.Алексий
3 пятница
1 седмицы
Свт. Льва, папы Римского.  Прп. Космы Яхромского Утреня. Часы. Литургия Преждеосв. Даров  08-00 прот.Валентин
Утреня
Общая исповедь
18-00 Весь причт
Посмотреть расписание и скачать его в формате PDF можно здесь: 

Храм Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

Храм-часовня Пророка Божия Илии

Храм-часовня иконы Божией Матери «Утоли моя печали»

Праздник, вид Богослужений
Дата, Время
2 июля Пятница
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
3 июля Суббота
Сщмч. Мефодия, еп. Патарского. Блгв. кн. Глеба Владимирского (сына св. Андрея Боголюбского)
8:00
Исповедь
8:40
Часы. Литургия. Панихида
17:00
Всенощное бдение.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.
4 июля Воскресенье
Апостола Иуды. Свт. Иова Патриарха Московского.Петров пост
8:00
Исповедь
8:40
Утреня. Часы. Литургия.
18:00
Вечерня. Утреня.